clean-tool.ru

Или юридическом лице товарах идеях. ИП – это юридическое лицо или физическое? Что общего у просто физического лица и ИП

Среди тех, кто не заинтересован данным вопросом, бытует мнение, что к юридическим лицам относятся любые формы предпринимательской деятельности. Будь то общество с ограниченной ответственностью, или индивидуальный предприниматель - всё одно. Юридическое лицо. Но так ли это на самом деле? Ведь существует огромная законодательная база различий как в ведении бизнеса, так и в различных возможностях и ограничениях, которые накладываются на обе эти разновидности коммерческой деятельности.

Поэтому для тех, кто планирует открывать дело и выбирать форму деятельности, важно понять, в чём же на самом деле различия, и как на самом деле правильно говорить о статусе индивидуального предпринимательства.

Самое простое объяснение для обывателя (то есть того, кто просто интересуется этим вопросом, но не связан с ним): ИП - это физическое лицо с правами по ведению бизнес-деятельности юридического лица.

С точки зрения законодательного спектра, ИП называется частным предпринимателем, либо же «предпринимателем без образования юридического лица». Но всё-таки это физическое лицо.

Так, индивидуальным предпринимателем может стать почти каждый, но ему придётся выполнять обозначенные законом требования. То есть это будет физлицо, которое строит свою деятельность в границах и предписаниях закона, но при этом не регистрирует юридическое лицо.

Ещё более простым языком:

Живёт некий Иванов Иван Андреевич. Решил он заняться бизнесом, но не захотел создавать какую-либо фирму по типу ООО «Авдруг». Поэтому он регистрируется по правилам и становится ИП Иванов Иван Андреевич. С этого момента он имеет право заниматься коммерцией, но только в рамках законодательных норм и правовых норм, которые регулируют работу тех, кто зарегистрировался как «ипешник». И по-прежнему, он не является юридическим лицом.

Почему нельзя заниматься коммерческой деятельностью, не будучи ИП

  1. Потому что без регистрации предпринимательского права любая деятельность будет признана вне закона (речь напомним, не идёт о юрлицах).
  2. Когда человек регистрируется как ИП, он встаёт на учёт в налоговую и выбирает систему, по которой налоговая будет взимать с него налоги за его коммерческую деятельность.
  3. ИП после регистрации берёт на себя имущественную ответственность за всё, чем он владеет.
  4. Без регистрации ИП не получится нанимать сотрудников к себе на работу. А ИП это может делать в не нарушая законов. Ведь каждому нанятому нужна будет отметка в трудовой книжке.

Кто такие физические лица?

Но если предприниматель остаётся физическим лицом, то стоит разобраться, что же и под этим термином понимается.

По факту и по букве закона, физическое лицо - человек, имеющий права и обязанности в рамках правового регулирования государственного строя.

У физлица есть свои признаки

  • Идентифицируется системой по ФИО.
  • Не обязан проходить никакой регистрации (кроме получения свидетельства о рождении и паспорта).
  • Имеет право на проведение экономических сделок с физическими и юридическими лицами в плане торговли, биржевой среды, производственных процессов и транспорта.

Что общего у просто физического лица и ИП?

  • Прибыль, которые получает ИП и средства физлица полностью в их распоряжении относительно дальнейших над ними действий.
  • Никто не обязывает ни физлицо, ни ИП открывать расчётный банковский счёт или вести бухгалтерский учёт.
  • Никто не обязывает иметь печать.
  • ИП и физлицо одинаково отвечают перед законом за содеянные нарушения.
  • Адрес регистрации есть у физлица. У ИП он служит адресом регистрации бизнес деятельности.

Важно! Физлицо без ИП не может вести коммерческую деятельность. И в этом основополагающее отличие. То есть, тот самый Иванов Иван Андреевич не может заняться бизнесом, если он не пошёл и не зарегистрировал себя как индивидуального предпринимателя. Но даже после регистрации, когда он получает дополнительное право заниматься коммерцией, он остаётся в статусе физического лица.

Мы разобрали признаки физических лиц и посмотрели, в чём схожесть и различие между теми из них, кто зарегистрировал право на бизнес. Теперь давайте посмотрим, чтобы уже наверняка представлять себе ситуацию целиком, какие характерные черты есть у юрлиц.

Признаки юридического лица

  • Организация, которая будет заниматься бизнесом зарегистрирована и обладает определённым имуществом.
  • У юрлица есть своё отдельное название и адрес регистрации.
  • Отдельная ответственность.
  • Юридическое лицо действует в форме определённого коллектива, который структурирован, разделён на управляющих и подчинённых сотрудников, который действует в определённой формальной сфере прав и обязанностей каждого его члена.
  • Юрлицо имеет право являться в судебном разбирательстве, как истцом, так и ответчиком.
  • Положено вести бухгалтерский учёт, подавать отчётность в ФСН, а также внебюджетные фонды.
  • Юридическое лицо несёт ответственность перед законом за совершённые нарушения исходя из выбранной организационной формы.
  • Юрлицу достаётся право на получение лицензий определённого вида деятельности, недоступного другим формам коммерческой деятельности.
  • Печать - обязательный инструмент ведения деятельности юрлица, также как и расчётный счёт в банковской организации.

Примечание: что касается имущественной ответственности, то в случае организации юрлица, его учредители вкладывают в общую «копилку» свои части уставного капитала.

Примечание 2: В судебных разбирательствах юрлицо является представителем всей организации.

Что общего между ИП и юрлицом

  • Необходимость отчётности перед налоговым ведомством.
  • Контролирующие и проверяющие органы устраивают проверочные мероприятия в отношении обеих форм предпринимательства.
  • Имеют право нанимать работников в штат.

Сравнение ИП с Юр. Лицом

Чтобы окончательно понять, почему ИП не является юридическим лицом, можно привести по пунктам следующие характеристики:

Налоги. Платят и те, и другие.

Учёт. Ведут и те, и другие.

Работники в штате. Нанимать могут все.

Расчётный счёт. ИП имеет право. Юрлицо - обязано.

Печать. ИП - имеет право. Юрлицо - обязано.

Штрафы . Обязательны при правонарушениях как со стороны ИП, так и со стороны юрлиц. Однако в случае вторых, они значительнее.

Ответственность. ИП несёт ответственность всем, что у него есть. Юридическое лицо - только в рамках своей доли уставного капитала.

Регистрация. ИП регистрируется просто. Нужен паспорт, заявление и квитанция. У юрлица будут нужны учредительные документы.

Адрес. ИП регистрируется по месту жительства, бизнес ведёт не обязательно там. Юрлицо имеет юридический адрес, который чаще всего совпадает с местом нахождения офиса.

Виды деятельности. У ИП много ограничений на различные сложные виды коммерции. Юридическое лицо может получить лицензию на них.

Распоряжение доходами. ИП сам решает как распоряжаться. При снятии наличных средств со счёта, нужно лишь указать, что это доход предпринимателя. Юрлицо обязано указывать цель - для чего они потом будут использованы.

Как бы ни были похожи две формы предпринимательства, различий всё же больше. Как по количеству, так и по качеству, особенно в сфере обязанностей и ответственности. С другой стороны, индивидуальный предприниматель может воспользоваться своим правом на открытие расчётного счёта, на создание печати и на набор сотрудников. Тогда уровень различий резко сократится.

Плюсы и минусы ИП по сравнению с юридическим лицом

Все эти факторы (как положительные, так и отрицательные) можно вывести из того, что мы с вами определили ранее на основе сравнения двух форм коммерческой деятельности.

Среди явных преимуществ можно выделить:

  • Простота регистрационных действий при открытии ИП (и при закрытии тоже).
  • Спокойное распределение доходов от своей деятельности так, как будет нужно.
  • Отчётность несложная.
  • Офис - необязательное условие. Вы как ИП регистрируйтесь по адресу своего проживания, поэтому можете работать и дома.
  • Существует ряд форм ведения бизнеса, которые нацелены на упрощение обязанностей - ЕНВД, УСН, ПСН.

Недостатки:

  • Ответственность вы будете нести всем личным имуществом, а не только тем, которое относится к действиям ИП.
  • Различные виды деятельности останутся для вас недоступными.
  • Крупнейшие, а чаще всего и самые выгодные партнёры не станут работать с мелкими предпринимателями. Связано это чаще всего с отсутствием платы по НДС.
  • В пенсионный фонд вы всё равно будете платить отчисления, даже если работаете один, или вообще не работаете, но ИП действует.

Итог

Мы разобрались чем отличаются простые физические лица, ИП и юридические лица. Отличий, как и сходств найти можно много. Ровно, как и положительных и отрицательных черт у все форм ведения хозяйственной деятельности. И, если снова задаться вопросом, озвученным вначале статьи - является ли ИП юридическим лицом, то с уверенностью можно сказать «Нет».

Индивидуальный предприниматель, это всё то же физическое лицо. Но зарегистрировавшее свою деятельность согласно правилам регистрации и учёта предпринимательской деятельности. И соответственно, приобретшее после этого определённые права и обязанности, которые в свою очередь регулируются отдельными законами и статьями кодексов.

Рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний. По делу. Волгоградская область.

Арбитражный суд Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.11.2006 по делу N А12-16027/06-С45,

установил:

Решением от 16 ноября 2006 г. Арбитражный суд Волгоградской области удовлетворил требования общества ООО “Техномаркет-1“ и признал недействительными предписания комитета по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда N Р-808/36; Р-805/33; Р-807/35; Р-806/34; Р-804/32; Р-803/31; Р-800/28; Р-802/30; Р-797/25; Р-810/38; Р-809/37; Р-801/29; Р-954/41; Р-953/40; Р-952/39; Р-957/44; Р-956/43; Р-958/45; Р-955/42 от 30.06.2006 на демонтаж незаконных рекламоносителей как не соответствующие Закону “О рекламе“ от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ.

Не согласившись с данным решением суда, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что считает данное решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, и неправильном применении норм материального права.

В судебном заседании представитель предписания комитета поддержал апелляционную жалобу. Просит, с учетом доводов, приведенных в ней, обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Общество, согласно представленному им отзыву на апелляционную жалобу и позиции его представителя в судебном заседании, считает жалобу необоснованной, просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемое комитетом решение без изменения.

Проверив законность и обоснованность судебного акта, выслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для их удовлетворения.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, комитетом по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда в отношении ООО “Техномаркет-1“ вынесены предписания: N Р-808/36; Р-805/33; Р-807/35; Р-806/34; Р-804/32; Р-803/31; Р-80О/28; Р-802/30; Р-797/25; Р-810/38; Р-809/37; Р-801/29; Р-954/41; Р-953/40; Р-952/39; Р-957/44; Р-956/43; Р-958/45; Р-955/42 от 30.06.2006 на демонтаж незаконных рекламоносителей в связи с распространением наружной рекламы в виде вывески с надписью “Техномаркет“ над входом в магазин по адресу: г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 47б и рекламоносителей, установленных в витринах магазина “Техномаркет“ без соответствующего разрешения, полученного в порядке, предусмотренном Порядком выдачи разрешений на распространение наружной рекламы в Волгограде, утвержденным Постановлением главы администрации Волгограда от 08.08.2002 N 934.

Истцу было предложено в 5-дневный срок с момента получения оспариваемых предписаний за счет собственных сил и средств осуществить в добровольном порядке демонтаж рекламоносителей с восстановлением прежнего вида участка его размещения.

Данные обстоятельства послужили поводом для оспаривания заявителем указанных предписаний.

Как правильно констатировал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации “О рекламе“ рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.

Как свидетельствуют материалы дела, вывеска с надписью “Техномаркет“ над входом в магазин по адресу: г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 47б, крышная установка с фирменным наименованием юридического лица, визуальная информация, размещенная на витринах магазина предприятия, не содержат каких-либо сведений о юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях. Из информации такого характера не усматриваются потребительские свойства и качества товаров, она носит обезличенный общераспространенный информационный характер.

Статья 54 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, которое указывается в его учредительных документах. Пунктом 4 статьи 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Названные требования служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.

Разм вывески с наименованием юридического лица либо наименованием расположенного в месте нахождения вывески магазина как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Суд первой инстанции обоснованно применил в рассматриваемом споре положения статьи 9 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“ от 07.02.1992 N 2300-1 и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.

Назначение данной информации состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и обозначении места входа.

Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

В подтверждение данного вывода о том, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой, суд правомерно сослался на п. 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе“.

Как правильно установил суд, в соответствии с п. 15 приложения 1 к Порядку выдачи разрешений на распространение наружной рекламы в Волгограде, утвержденному Постановлением главы администрации Волгограда от 08.08.2002 N 934, к носителям наружной рекламы сообщений относятся рекламоносители, установленные в витринах предприятий (организаций) потребительского рынка и услуг, содержащие визуальную информацию, не соответствующую непосредственному профилю.

Вместе с тем из материалов дела следует, что размещаемая ООО “Техномаркет-1“ информация в витринах магазина “Техномаркет“ соответствует непосредственному профилю организации, следовательно, такая информация к носителям наружной рекламы не относится.

При таких обстоятельствах суд обоснованно счел, что в данном конкретном случае требования Закона “О рекламе“ заявителем не нарушены.

Судом правильно применены положения ст. 13 ГК РФ, согласно которой ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В п. 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ“ указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Оспариваемые предписания возлагают на заявителя дополнительные требования, не предусмотренные Законом “О рекламе“ от 18.07.1995 N 108-ФЗ.

При таких обстоятельствах является законным и обоснованным вывод суда, что оспариваемые предписания нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя, суд первой инстанции правильно применил нормы процессуального и материального права и оценил все обстоятельства дела в их совокупности.

Позиции комитета судом первой инстанции дана надлежащая оценка и признана ее неубедительность, оснований для переоценки этих выводов апелляционная коллегия не находит, поскольку не может принять возражения комитета, приведенные в апелляционной жалобе, в силу их несостоятельности, явившейся следствием ошибочного толкования норм права, противоречащего общим принципам действующего законодательства и нарушающего единообразие правоприменительной практики.

Вместе с тем доводы общества, приведенные как в отзыве на апелляционную жалобу, так и в судебном заседании, судебная коллегия находит обоснованными и правомерными, соответствующими фактическим обстоятельствам и материалам дела, отвечающими нормам права, подлежащим применению в рамках рассматриваемых правоотношений.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция пришла к выводу, что судебный акт судом первой инстанции был принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, их надлежащей оценке и, следовательно, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 110, 258, 268 - 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Апелляционную жалобу комитета по развитию телерадиовещания и рекламы администрации Волгограда оставить без удовлетворения. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 ноября 2006 г., принятое по делу N А12-16О27/06-С45, - без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в кассационную коллегию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

Председательствующий

*.*. ДАШКОВА

*.*. ЗАГОРУЙКО

Из книги Правовое регулирование рекламы автора Мамонова Е

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Строительство при участии органов власти. Учет и налогообложение автора Анохина Елена Владимировна

Из книги Экономика предприятия автора

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

21.2. Субъекты оценочной деятельности К числу субъектов оценочной деятельности относятся ниже перечисленные лица.1. Оценщики – физические и юридические лица, имеющие право осуществлять оценочную деятельность.К оценочной деятельности физических лиц предъявляются

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

23.1. Понятие и субъекты рынка ценных бумаг В настоящее время отношения связанные с обращением ценных бумаг, урегулированы следующими актами:Федеральный закон «Об акционерных обществах»;Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;Федеральный закон

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

1.2. Субъекты инвестиционной деятельности Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Перечень субъектов инвестиционной

Из книги автора

38. Понятие и классификация инноваций. Субъекты инвестиционной деятельности Инновация (нововведение) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Из книги автора

7. Субъекты инновационной деятельности Инновационная деятельность – практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в

Из книги автора

3. Инвесторы и другие субъекты инвестиционной деятельности Субъектами инвестиционной деятельности (участниками помимо инвесторов) могут быть граждане и юридические лица России и иностранных государств (а также государства в лице их правительств): инвесторы; заказчики; Из книги автора

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ "О рекламе". Он регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу, а также на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (п.п. 4, 5 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе")

Требования к рекламе некоторых видов товаров и услуг содержатся также в специальном законодательстве. Так, реклама лекарственных средств осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе и ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах" Реклама пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и т.д.

Слово "реклама" происходит от латинского слова "reclamer" ("выкрикивать") и употребляется а значении информации о товарах м услугах с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары и услуги, а также в значении распространения сведений о чем-либо (ком-нибудь) с целью создания популярности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе" реклама определена как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

  • а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т.п.);
  • б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);
  • в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;
  • г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;
  • д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;
  • е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации.

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.

Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодателей, рекламолроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие вышеуказанного Закона не распространяется.

Субъектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

Исходя из анализа статей 2, 23, 24, 125 гражданского кодекса рф можно определить, что в круг субъектов обязательств по оказанию рекламных услуг входят:

  • * граждане (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства), зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица;
  • * юридические лица (российские и иностранные), коммерческие предприятия, а также некоммерческие предприятия, чьи уставы предусматривают осуществление деятельности, приносящей прибыль;
  • * российская федерация, субъекты российской федерации и муниципальные образования в лице уполномоченных агентов.

Указанные субъекты, вступающие в обязательственные отношения по оказанию рекламных услуг, становятся участниками рекламных отношений, и в соответствии со статьей 2 закона о рекламе именуются - рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: может ли средство массовой информации быть субъектом гражданского права и, соответственно, стать стороной в обязательственном отношении по оказанию рекламных услуг? Данную тему достаточно хорошо исследовал известный ученый и специалист в области права СМИ М.А. Федотов. Вот что он пишет: "…очевидно, что ни газета, ни телепрограмма не являются, ни физическим, ни юридическим лицом, а лишь " периодической формой публичного распространения массовой информации". Следовательно, избранная законодателем формула лишена юридического смысла, ибо средство массовой информации по общему правилу не является субъектом права. Исключение составляют информационные агентства…" далее, М.А. Федотов предлагает, достаточно четкое логическое определение средства массовой информации как объекта права, но не совсем обычного, а сконструированного как юридическая фикция. Ученый пишет: "наиболее адекватным правовой природе СМИ представляется определение средства массовой информации как результата интеллектуальной деятельности, имеющего название в качестве средства индивидуализации и форму периодического печатного издания, радио, теле, видеопрограммы, кинохроникальной программы или иную форму периодического распространения массовой информации".

Таким образом, медиа-субъектами обязательств по оказанию рекламных услуг являются граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, и юридические лица (коммерческие предприятия, а также некоммерческие предприятия, чьи уставы предусматривают осуществление деятельности, приносящей прибыль), обладающие исключительным правом на СМИ.

  • * действия, не создающие вещественного результата и полезный эффект которых потребляется в процессе ее предоставления (например, теле, радиовещание текста рекламного объявления);
  • * действия, создающие вещественный результат, и полезный эффект которых может потребляться после их совершения (например, съемки рекламного видеоролика, изготовление наружной рекламы).

При таком разнообразии отношений, возникающих между сторонами в обязательствах по оказанию рекламных услуг, они могут быть опосредованы различными договорами, известными действующему гражданскому законодательству РФ.

Участниками рекламных правоотношений являются в первую очередь рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители. К участникам относятся также потребители рекламы, государственные органы, осуществляющие регулирование рекламной деятельности и контроль за ней. Законодателем предусмотрено создание органов саморегулирования в сфере рекламной деятельности.

Характеризуя правовой статус рекламодателя, необходимо отметить в первую очередь возложение на него законодателем ответственности за достоверность передаваемой информации. Это касается качественных характеристик товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ, их стоимости, наличия на рынке, гарантийных обязательств, сведений о самом рекламодателе и т.п.

Рекламодатель, передающий информацию о товарах, подлежащих обязательной сертификации, обязан не только иметь соответствующий сертификат, но и проинформировать рекламопроизводителя и (или) рекламораспространителя о том, что данный товар подлежит сертификации. В тех случаях, когда деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, рекламодатель обязан при передаче информации предъявить лицензию или ее копию, заверенную в надлежащем порядке.

К обязанностям рекламодателя относится также предоставление по требованию рекламопроизводителя, рекламораспространителя или государственных органов, контролирующих деятельность в рекламной сфере, документов, подтверждающих достоверность передаваемой для рекламы информации. реклама ответственность антимонопольный

Когда реклама выступает в качестве публичной оферты или приглашения делать оферты, рекламодатель обязан указывать срок действия такой рекламы. В этих случаях рекламодатель в соответствии с нормами гражданского законодательства обязан заключать договор на предложенных условиях с каждым из обратившихся потребителей, причем, если срок не был указан, эта обязанность носит бессрочный характер. Такой подход в наибольшей степени отвечает интересам потребителей.

Рекламопроизводителем является юридическое или физическое лицо, которое соответствующим образом обрабатывает информацию, приводя ее в форму, готовую для распространения в качестве рекламы. На производителя рекламы законодатель также возлагает ряд обязанностей, исполнение которых обеспечивает защиту интересов потребителей рекламы.

Хотя законодатель рассматривает расторжение договора с рекламодателем как право, а не обязанность производителя рекламы, это не следует понимать как отсутствие обязанности рекламопроизводителя не исполнять условия договора, влекущие нарушение законодательства.

При исполнении этих условий договора рекламопроизводитель будет нести ответственность, установленную за нарушение законодательства о рекламе. Неисполнение же таких условий договора, т.е., по сути, ненадлежащее исполнение договора, не повлечет в данном случае негативных последствий для производителя рекламы.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». Он регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу, а также на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (пп. 4, 5 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе»)

Требования к рекламе некоторых видов товаров и услуг содержатся также в специальном законодательстве. Так, реклама лекарственных средств осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе и ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах» Реклама пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и т. д.

Слово «реклама» происходит от латинского слова «reclamer» («выкрикивать») и употребляется а значении информации о товарах м услугах с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары и услуги, а также в значении распространения сведений о чем-либо (ком-нибудь) с целью создания популярности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» реклама определена как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т. п.);

б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);

в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;

г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;

д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;

е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации.

3) рекламораспространитель – лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.

Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. В роли рекламодателей, рекламолроизводителей, рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица – индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие вышеуказанного Закона не распространяется.

Субъектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

19.2. Общие и специальные требования, предъявляемы к рекламе

1. Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио– и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.

2. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

8. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.

1) рекламе, распространяемой с помощью специальных средств – радиовещания, телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино-, видеообслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Так, особенности такой рекламы в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 11, 12 Федерального закона «О рекламе»). Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается определенными местами (крыша, боковые поверхности кузовов до определенной линии). Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50 процентов окрашенной поверхности кузовных деталей. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы, бортовые номера, ограничивать видимость с места водителя и т. д.;

2) наружной рекламе, то есть распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения. Распространение наружной рекламы допускается только при наличии разрешения компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество;

3) рекламе отдельных видов товаров – алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия. Специальные требования предъявляются к рекламе отдельных видов товаров ввиду того, что их применение и использование может нанести вред жизни и здоровью, имуществу потребителей. Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах. Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т. п. (п. 1 ст. 16Федерального закона «О рекламе»).

Требования к рекламе некоторых видов товаров содержатся также в специальных законодательных актах (в Федеральных законах «О лекарственных средствах», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О физической культуре и спорте в РФ» и др.).

4) рекламе отдельных видов услуг – финансовых, страховых, инвестиционных и др. Специальные требования в данном случае объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении, распространении рекламы этих услуг не разрешается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т. д.

Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе приведен не исчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.

Недобросовестная реклама – это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград и т. п.

Неэтичная реклама – это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Скрытая реклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Законодательством предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения при осуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, что нарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы.

При установлении факта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан по требованию антимонопольного органа и в установленные им сроки произвести контррекламу. Контрреклама – это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, компенсацию морального вреда, а также публичного опровержения ненадлежащей рекламы. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе был утвержден приказом МАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 147. Уголовная ответственность в данной сфере предусмотрена за осуществление заведомо ложной рекламы (ст. 182 УК РФ), и наступает она в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, но он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям.

19.4. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О рекламе» контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляет Федеральный антимонопольный орган – Федеральная антимонопольная служба РФ, которая наделена следующими полномочиями:

1) предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;

3) направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

4) направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

5) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.

Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на этот орган функций по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. При этом полученные таким образом сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.

Помимо государственных органов контроль в сфере производства и распространения осуществляют органы саморегулирования в области рекламы – общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О рекламе» они имеют следующие полномочия:

1) привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов;

2) проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям;

3) привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе;

4) направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Органы саморегулирования в области рекламы также вправе предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.

При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок.

Контрольные вопросы

2. Какие требования предъявляются законодательством к рекламной деятельности?

6. Кто осуществляет контроль за соблюдением законодательства о рекламе?

Загрузка...