clean-tool.ru

Реализация фз в образовании рф. Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования Проект сетевая форма реализации образовательных программ

Тема 9 (2 часть). Формы и виды обучения, уровни образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»


Тема №9.

Формы и виды обучения, уровни образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»

Лектор: научный сотрудник

отдела социального законодательства

Института законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации

Цомартова Фатима Валерьевна

Часть 2: Формы получения образования, формы обучения и формы реализации образовательных программ в федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1. Понятие и соотношение форм получения образования, форм обучения и форм реализации образовательных программ.

2. Право на выбор форм получения образования и форм обучения как элемент принципа свободы в образовании.

3. Правовое регулирование сетевых, электронных и дистанционных образовательных технологий.

1. Понятие и соотношение форм получения образования, форм обучения и форм реализации образовательных программ

Общей проблемой действующего образовательного законодательства является неразвитость и противоречивость используемого понятийного аппарата. Так, например, законодатель неясно и непоследовательно оперирует терминами «форма получения образования» и «форма обучения».

Кроме того, жесткое закреплением видов реализуемых образовательных программ за каждым типом образовательных организаций Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в настоящее время стало препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Законодательно не была предусмотрена возможность реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями с участием промышленных предприятий, что тормозило создание многофункциональных образовательных, научно-образовательных и социокультурных центров, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развитие социального партнерства в сфере образования.

Решить эти и другие проблемы призвано новое правовое регулирование Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), уточнившее и расширившее понятийный аппарат в сфере форм образования, закрепившее неизвестные прежнему образовательному законодательству институты, в том числе легализовавшие дистанционное и электронное обучение.

Форма образования – это категория, отражающая способ организации деятельности человека по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Многообразие форм образования дает возможность личности освоить образовательные программы исходя из ее образовательных потребностей независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств, Закон закрепляет в качестве основополагающего начала государственной политики и правового воздействия на общественные отношения в сфере образования (п. 7 ч. 1 ст. 3) свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.

Данный принцип конкретизирован в нормах, устанавливающих правовые статусы родителей (законных представителей) и обучающихся, неотъемлемыми элементами которых провозглашены право родителя на выбор до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона) и право обучающегося на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения совершеннолетия (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона).

Законодатель выделяет формы получения образования, формы обучения и формы реализации образовательных программ.

К формам получения образования отнесены:

1) получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) получение образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В рамках последней формы Закон выделяет две подформы получения образования:

а) семейное образование;

б) самообразование.

Следует обратить внимание на то, что, исходя из легальной дефиниции, закрепленной в п. 20 ст. 2 Закона, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся не только образовательные организации, но и организации, осуществляющее образовательную деятельность в качестве дополнительной к основному виду деятельности (так называемые организации, осуществляющие обучение). Кроме того, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Закон исключил экстернат из форм обучения и рассматривает его как инструмент, который обеспечит лицам, получившим образование вне образовательных организаций, возможность пройти промежуточную и итоговую аттестацию в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, а также получить документ об образовании. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе бесплатно пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

В качестве форм обучения поименованы очная, очно-заочная и заочная формы, используемые с учетом потребностей и возможностей личности в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися.

Закон допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2. Право на выбор форм получения образования и форм обучения как элемент принципа свободы в образовании

Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе определяются федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами, а формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения - самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Исключения из первого случая могут быть установлены только Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», из второго – любым законом Российской Федерации.

Семейное образование это образование, получаемое в семье, когда обучение, как правило, осуществляют родители (опекуны), реже - нанимаемые репетиторы.

В форме самообразования согласно Закону может быть получено среднее общее образование, осуществлено профессиональное обучение. Кроме того, это единственно возможная форма получения образования лиц, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Для несовершеннолетних лиц из них администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования.

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Семейное образование и самообразование в силу своей специфики не являются магистральными направлениями развития отечественной образовательной системы. Вместе с тем в условиях перехода от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества неизбежно меняются цели обучения и воспитания, его мотивы, нормы, формы и методы, роль педагога и т.д. Семейное образование и самообразование в постиндустриальном обществе позволяет обеспечить качественно новые возможности социализации личности, обусловленные получением индивидуализированного, свободного образования, обеспечивающего самореализацию человека. Кроме того, в условиях экспоненциального роста средств массовой информации и распространения Интернета семейное образование и самообразование может быть предпочтительнее иных форм получения образования, что позволило прогнозировать его развитие. Следует учитывать также не только количественные, но и качественные характеристики категории граждан, избирающих данные формы получения образования: «в своем подавляющем большинстве это жители…, имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах».

До 2005 г. семейное образование регламентировалось на федеральном уровне Примерным положением о получении образования в семье, утв. приказом Минобразования России от 27.06.1994 г. № 225, однако в связи принятием приказа Минобразования России с 07.02.2005 г. этот акт не действует, и конкретный порядок реализации права на выбор семейной формы образования определяется на региональном и муниципальном уровнях.

Анализ существующих региональных и муниципальных актов в данной сфере показал, что типичной является следующая практика регламентации семейного образования. Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования оформляются договором. Для домашнего обучения родители (лица, их заменяющие) наделяются правом нанять преподавателя самостоятельно, обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение, обучать самостоятельно. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования. Общеобразовательное учреждение на основании договора может предоставлять обучающемуся на время обучения бесплатно учебную литературу, обеспечивать методическую и консультативную помощь, осуществлять промежуточную и итоговую аттестацию. Общеобразовательное учреждение наделяется правом расторгнуть договор в случае неосвоения обучающимся общеобразовательных программ.

В связи с отсутствием полноценного правового регулирования семейного образования на федеральном уровне представляет интерес зарубежный опыт регламентации соответствующих отношений.

В большинстве развитых стран семейное образование рассматривается в качестве альтернативы частным и публичным школам. Кроме того, такая форма обучения в большей степени отвечает образовательным потребностям для семей: а) проживающих в отдаленных сельских районах; б) временно проживающих за рубежом.

Сравнительно-правовой анализ норм образовательного законодательства зарубежных стран позволил выявить следующие приемлемые для восприятия эффективные механизмы регулирования отношений в сфере семейного образования.

1. Установление оснований выбора семейной формы обучения. Право выбора родителями для своих детей семейной формы обучения, как правило, ограничивается необходимостью обоснования такого выбора. Так, в Великобритании нормативно установлен следующий примерный перечень причин, по которым родители могут избрать домашнюю форму обучения: расстояние или недоступность местной школы; религиозные или культурные убеждения; философские или идеологические взгляды; неудовлетворенность образовательной системой; буллинг (травля в отношении ребенка со стороны группы одноклассников); нежелание или неспособность ребенка посещать школу; специальные образовательные потребности ребенка; желание родителей иметь более тесные отношения со своими детьми и т.п.

2. Обязательный учет детей, обучающихся в семье, и контроль над качеством получаемого в семье образования. Важным элементом системы правового регулирования семейного образования являются институты публичного учета и контроля, зарекомендовавшие себя в качестве эффективных и повсеместно внедряемые даже в странах с наиболее либеральным отношением государства к семейному образованию.

Законодательство Франции предписывает два вида публичного контроля над получением домашнего образования. Первый - компетентное обследование - производится мэрией, начиная с первого года и в дальнейшем каждые два года в целях:а)установления причин домашнего обучения, которые излагаются ответственными за ребенка лицами;б)установления соответствия предоставляемого детям образования их состоянию здоровья; в)проверки условий жизни в семье.Второй вид контроля осуществляется инспектором академии с минимальной частотой по крайней мере один раз в год, начиная с третьего месяца после заявления об обучении в семье в целях проверки соответствия осуществляемого домашнего образования праву ребенка на образование.Содержание права ребенка на образование определяется ст. L .122-1 Кодекса образования Франции, согласно которой право ребенка на обучение имеет своей целью гарантировать ему, с одной стороны, приобретение базовых знаний, элементов общей культуры и по выбору профессиональной и технической подготовки, с другой стороны, образование, позволяющее развивать ему свою личность, повышать уровень начальной и непрерывной подготовки, включиться в общественную и профессиональную жизнь и проявлять свою гражданственность. Такой контроль осуществляется непосредственно дома у родителей ребенка. В случае если результаты контроля определяются как недостаточные, родители обязаны отдать своего ребенка в публичное или частное образовательное учреждение.

Для того чтобы воспользоваться правом на предоставление домашнего образования в Великобритании, родители не должны проходить никаких регистрационных или разрешительных процедур в местных органах власти. Согласно дополнениям, внесенным в Закон об образовании 1996 г. (Education Act 1996) Законом об образовании и инспектировании 2006 г. (Education and Inspections Act 2006), органы местной власти обязаны устанавливать личности и вести учет всех детей школьного возраста, проживающих на соответствующей территории и не получающих образование, однако согласно специальным разъяснениям данной нормы Министерством образования дети, получающие образование на дому, такому учету не подлежат. Местные органы власти не имеют полномочий по регулярному контролю за качеством домашнего образования. Тем не менее согласно ч. 1 ст. 437 Закона об образовании местные органы обязаны вмешаться в случае, если родители не обеспечивают надлежащего образования. При возникновении сомнений в качестве получаемого ребенком образования местные власти направляют родителям письменное уведомление с требованием в указанный срок подтвердить, что ребенок получает надлежащее образование. Уведомлению может предшествовать неофициальная стадия разбирательства, в ходе которой местные власти получают больше информации об образовании, получаемом ребенком. На этой стадии местные власти могут направить родителям специальный запрос. Такой запрос не подпадает под действие вышеприведенных норм об уведомлении и не является обязательным предшественником официальных процедур. Родители не обязаны на него реагировать, однако, как указывает прецедентная практика, для них было бы разумно это сделать.

В США обычно раз или два в год родители должны докладывать об успеваемости детей в отдел школьного образования округа. Публичные власти практически не контролируют ни содержание образовательных программ, ни организацию процесса обучения, ни выбор учебных пособий. Государство берёт обучение под контроль только тогда, когда оно не обеспечивает соблюдения ключевых национальных интересов страны (таких, как воспитание патриотизма и т. д.).

3. Стандарты квалификации родителей. Зарубежное законодательство устанавливает достаточно либеральные стандарты квалификации родителей, обучающих детей в семье, в том числе в части наличия или отсутствия образовательного ценза.

В Великобритании родители имеют право привлекать к обучению своих детей частных репетиторов и других лиц. Привлечение других лиц не снимает с родителей ответственности за образование своих детей. Положительно оценивается практика некоторых местных властей, которые в целях обеспечения благополучия и защиты детей осуществляют проверку на судимость частных репетиторов, привлекаемых родителями для домашнего обучения детей. В силу § 3204 Закона об образовании штата Нью-Йорк обучение может осуществлять только компетентный учитель. Однако родители не нуждаются в аттестации (55 A.D. 2d 424, 427; 390 NYS 2d 940 (1977), поскольку признаются компетентными в смысле вышеприведенной нормы.

4. Требования по соблюдению установленных образовательных программ, стандартов и т.п. Поскольку важно обеспечить свободу в обучении, индивидуальный, творческий подход семейного образования как имманентных качеств данной формы обучения, постольку такие требования, в большинстве, самые общие.

В Норвегии семейное обучение должно быть сопоставимо с обучением в публичных школах. Нормативно установлена свобода в выборе методов обучения, но цели образования законодательно определены как для школьного, так и для домашнего обучения (§ 1-1 Закона «Об образовании»): христианское и нравственное воспитание учеников , развитие навыков и способностей, как духовных, так и физических, достаточные общие знания, для того, чтобы стать полезными и независимыми людьми дома и в обществе.

Согласно Основному закону об образовании» № 628 от 1998 г. (в ред. 1136/2010) (Lag om grundläggande utbildning 21.8.1998/62 ) Финляндии родители имеют право использовать свой собственный учебный план при условии соблюдения национальных руководящих принципов учебного плана.

В штате Нью-Йорк для семейного образования нормативно установлены обязательные для изучения предметы (N.Y. Educ. Law §§ 801, 804, 806, 808, 3204).

5. Финансовое и иное материальное участие государства в обеспечении образования, получаемого в семейной форме. Одной из основных тенденций развития регламентации семейного образования в развитых иностранных государствах является закрепление правовых механизмов финансового и иного участия государства и местного самоуправления в обеспечении семейного образования.

Так, несмотря на то, что на родителей в Великобритании возлагается полная финансовая ответственность за семейное образование своих детей, в том числе и в части стоимости любых публичных экзаменов, иногда максимально удовлетворить образовательные потребности ребенка может сочетание деятельности родителей в рамках домашнего образования и местных властей. В таких случаях местные власти, например, могут рассмотреть возможность предоставления родителям и их ребенку доступа к дополнительным ресурсам и т. п. Местные власти не получают специального финансирования на нужды домашнего образования, поэтому виды и размер вспомоществования родителям и детям разнятся в зависимости от возможностей графств. Единственным нормативно установленным требованием является требование об информационном обеспечении родителей, осуществляющих домашнее образование. Дополнительно используются такие виды поддержки, как: обеспечение доступа в читальный зал или абонемент библиотеки, в фондах которой содержатся материалы, необходимые для домашнего обучения; возможность бесплатного или со скидкой доступа в местные спортивные сооружения и т. п.; обеспечение материалами Национального учебного плана и иными образовательными программами; оказание помощи в поиске экзаменационных центров, готовых принять внешних кандидатов.

В настоящее время на повестке дня Министерства образования Великобритании вопрос более широкого участия местных властей в финансировании домашнего образования, в частности для покрытия расходов при сдаче выпускных экзаменов, на подготовку в колледж и т. п. Поэтому ведется работа по уточнению существующих механизмов финансирования. Так, например, местные власти могут предоставить финансовую поддержку обучающемуся на дому ребенку со специальными образовательными потребностями.

6. Санкции за нарушение норм образовательного законодательства о семейном образовании. Выполнение правовых обязанностей в сфере семейного образования обеспечивается установленными санкциями за нарушение соответствующих положений образовательного законодательства (от штрафа до принудительного перевода на обучение в публичные или частные школы, лишения родительских прав).

За нарушение обязанностей родителей законодательством Франции установлена уголовная ответственность. В силу ст. 227-17-1. Уголовного кодекса Франции «тот факт, что родители ребенка или любое лицо, имеющее для него родительскую ответственность или постоянную фактическую ответственность, не записали его в образовательное учреждение без уважительных причин, несмотря на требования инспектора академии, влечет за собой наказание в виде шести месяцев тюремного заключения и штрафа в 50000 фр.»

Согласно Закону «Об образовании» Великобритании (ч. 3 ст. 437) домашняя форма обучения может быть принудительно заменена на обучение в школе при одновременном наличии двух условий: а) родители, которым было послано уведомление, в установленный срок не могут подтвердить, что ребенок получает надлежащее образование; б) местные власти полагают целесообразным для ребенка посещать школу. В этом случае местные власти направляют родителям специальное требование, именуемое в законе как требование о посещении школы (school attendance order), которое предписывает направить ребенка учиться в указанную в требовании школу. Требование о посещении школы воспринимается как крайняя мера, принимаемая только после того, как были использованы все разумные меры для урегулирования ситуации.

Рассматривая обеспечение родителями своим детям права на образование в рамках домашней формы обучения, местные власти исследуют следующие компоненты: последовательное участие родителей или других воспитателей (предполагается, что родители или иные воспитатели должны играть существенную роль в образовании детей, хотя и не обязательно в форме непрерывного и активного участия; признание потребностей ребенка, его взглядов и стремлений; доступ к ресурсам, необходимым для получения домашнего образования (бумага, ручки, библиотеки, книги и т. д.); возможность взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

3. Правовое регулирование сетевых, электронных и дистанционных образовательных технологий

Существенное обновление Закона произошло за счет корпуса норм о формах реализации образовательных программ. К формам реализации образовательных программ отнесены: сетевая форма, электронное обучение и обучение с помощью дистанционных образовательных технологий.

В последнее время все активнее распространяется практика предоставления образовательных услуг ученику (группе учащихся) более чем одним образовательным учреждением.

Развитие сетевого взаимодействия в системе образования обусловлено несколькими причинами.

1. Образовательные учреждения заинтересованы в сетевом взаимодействии в связи с появляющейся возможностью увеличить совокупный объем ресурсов взаимодействующих учреждений образования. Нередки случаи, когда школы объединяют общие библиотечные фонды, спортивные площадки, совместно реализуют программы дополнительного образования. В условиях реструктуризации сети общеобразовательных учреждений сетевое взаимодействие также рассматривается как шанс сохранить имеющуюся структуру этой сети, содержательно изменив деятельность школ, механизмы их ресурсного обеспечения.

2. Растет многообразие образовательных запросов со стороны потребителей образовательных услуг. Стирается грань между формальным и неформальным образованием: программы дополнительного образования и учебные курсы по выбору становятся не менее значимы, чем традиционные учебные предметы. Однако одно общеобразовательное учреждение не всегда в состоянии предоставить необходимый для выбора набор образовательных услуг. Поэтому потребители образовательных услуг также заинтересованы в расширении рынка учреждений и организаций, их оказывающих.

3. Развитие информационных технологий и дистанционного образования также является стимулом сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций. Заочные, очно-заочные школы, школы дистанционного образования готовы предоставлять образовательные услуги. Их сетевое взаимодействие с общеобразовательными учреждениями является еще одной дополнительной возможностью реализации образовательных программ.

4. Профильное обучение в старшей школе также может рассматриваться как вызов традиционной системе образования, требующий разворачивания практики сетевого взаимодействия. Очевидно, особенно для сельских школ, что одно образовательное учреждение не в силах предоставить сколь-либо необходимый набор профилей для освоения учащимися. Это естественным образом подталкивает школы к сетевой кооперации, в рамках которой несколько школ могут предоставить необходимый набор образовательных услуг.

С точки зрения проблематики правового оформления организации сетевого взаимодействия образовательных организаций существующие в настоящее время сетевые взаимодействия легализовались посредством а) договора (аренды, безвозмездного пользования, подряда и субподряда, поручения, агентского договора и др.); б) учреждения участниками сети нового юридического лица в той или иной организационно-правовой форме.

Договорная форма сетевой соорганизации более динамична как по составу, так и по содержанию сетевых взаимоотношений. Именно она была избрана законодателем для упорядочения отношений между организациями, реализующими образовательные программы с использованием сетевой формы.

Договор о сетевой реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Сторонами договора могут выступать организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные; научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Существенными условиями договора о сетевой форме реализации образовательных программ являются следующие:

- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

- статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

- выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

- срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Образовательные программы, реализуемые в сетевой форме, совместно разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В статье 16 Закона даются легальные дефиниции терминов «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, наделяются правом применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, будет определен на подзаконном уровне актами Минобрнауки России.

Законом N 273-ФЗ урегулировано применение сетевой формы реализации образовательных программ. До этого подобное регулирование отсутствовало. Таким образом, образовательные программы смогут реализовываться как одной организацией, так и несколькими взаимодействующими между собой. Согласно Закону N 273-ФЗ под сетевой формой реализации образовательной программы понимается взаимодействие образовательной организации с иными образовательными организациями, в том числе иностранными. Сетевая форма реализации образовательных программ подразумевает совместную деятельность образовательных организаций с использованием при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов.

Образовательные организации, желающие реализовать образовательную программу в сетевой форме, должны заключить между собой соответствующий договор, содержащий следующие сведения:

Вид, уровень, направленность образовательной программы, которая реализуется посредством применения сетевой формы;

Статус обучающихся, правила приема на обучение, порядок организации академической мобильности обучающихся (для основных профессиональных программ);

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности;

Информацию о выдаваемых документах об образовании или о квалификации, документах об обучении, а также об образовательных организациях, которые выдают перечисленные документы;

Срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│ Закон N 3266-1 │ Закон N 273-ФЗ │

├───────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ На законодательном уровне сетевые│ Статья 13. Общие требования к│

│формы реализации образовательных│реализации образовательных программ │

│программ не предусмотрены. │ │

│ Применяются в отдельных субъектах│ 1. Образовательные программы│

│Российской Федерации, участвующих в│реализуются организацией,│

│КПМО (комплексный проект модернизации│осуществляющей образовательную│

│образования), других проектах по│деятельность, как самостоятельно, так│

│развитию образования │и посредством сетевых форм их│

│ │реализации. │

│ │ Статья 15. Сетевая форма│

│ │реализации образовательных программ │

│ │ 1. Сетевая форма реализации│

│ │сетевая форма) обеспечивает│

│ │возможность освоения обучающимся│

│ │образовательной программы с│

│ │использованием ресурсов нескольких│

│ │организаций, осуществляющих│

│ │образовательную деятельность, в том│

│ │числе иностранных, а также при│

│ │необходимости с использованием│

│ │ресурсов иных организаций. В│

│ │реализации образовательных программ с│

│ │использованием сетевой формы наряду с│

│ │организациями, осуществляющими│

│ │образовательную деятельность, также│

│ │могут участвовать научные организации,│

│ │медицинские организации, организации│

│ │культуры, физкультурно-спортивные и│

│ │иные организации, обладающие│

│ │ресурсами, необходимыми для│

│ │осуществления обучения, проведения│

│ │учебной и производственной практики и│

│ │осуществления иных видов учебной│

│ │деятельности, предусмотренных│

│ │соответствующей образовательной│

│ │программой. │

│ │ 2. Использование сетевой формы│

│ │осуществляется на основании договора│

│ │между организациями, указанными в│

│ │части 1 настоящей статьи. Для│

│ │организации реализации образовательных│

│ │программ с использованием сетевой│

│ │формы несколькими организациями,│

│ │осуществляющими образовательную│

│ │деятельность, такие организации также│

│ │совместно разрабатывают и утверждают│

│ │образовательные программы. │

│ │ 3. В договоре о сетевой форме│

│ │реализации образовательных программ│

│ │указываются: │

│ │ 1) вид, уровень и (или)│

│ │направленность образовательной│

│ │программы (часть образовательной│

│ │программы определенных уровня, вида и│

│ │направленности), реализуемой с│

│ │использованием сетевой формы; │

│ │ 2) статус обучающихся в│

│ │организациях, указанных в части 1│

│ │настоящей статьи, правила приема на│

│ │обучение по образовательной программе,│

│ │реализуемой с использованием сетевой│

│ │формы, порядок организации│

│ │академической мобильности обучающихся│

│ │(для обучающихся по основным│

│ │профессиональным образовательным│

│ │программам), осваивающих│

│ │образовательную программу, реализуемую│

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по пункту 4 раздела I протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 20 мая 2014 г. № 38 и с целью повышения качества образовательного процесса Минобрнауки России направляет по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ (далее - Методические рекомендации).

Минобрнауки России просит сообщать о проблемах, возникающих при использовании указанных .

Приложение: на 26 л. в 1 экз.

5. Рекомендации по разработке и реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов иных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность (далее - вариант использования ресурсов иных организаций)

В данном варианте организации сетевой формы образовательная программа реализуются одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее - базовая организация), но с использованием ресурсов иных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность (например, научных организаций, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурноспортивные и иные организаций) (далее - организация партнер). Указанные организации представляют свою материально-техническую базу и иные ресурсы, прежде всего, для проведения учебной и производственной практики.

Если в качестве организации-партнера реализации сетевой формы образовательной программы выступает организация, не осуществляющая образовательную деятельность, то в качестве ресурса, необходимо рассматривать вид деятельности организации-партнера, соответствующий профилю образовательной программы, при участии в котором обучающийся может получить необходимый профессиональный опыт. При этом предоставляемые иной организацией-партнером условия формирования практического опыта (кадровые, производственно-технологические, организационно-управленческие, информационные и иные) не могут быть воспроизведены организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В случае если договор о сетевой форме заключается между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, то обучающиеся принимаются в одну из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с установленным порядком приема по соответствующим образовательным программам. Другие организации, осуществляющие образовательную деятельность и участвующие в сетевой форме, реализуют предусмотренную договором часть образовательной программы (оказывают образовательные услуги) в отношении указанных обучающихся и направляют необходимую информацию в базовую организацию для зачета освоения соответствующих дисциплин (модулей) и практик.

Документ об образовании и (или) квалификации обучающимся по результатам освоения образовательной программы в сетевой форме в этом варианте, как правило, выдает только базовая организация. Организации-партнеры могут выдавать обучающимся справку об обучении или периоде обучения по образцу, устанавливаемому ими самостоятельно.

Примерный договор (вариант использования ресурсов иных организаций) приведен в Приложении 2.

В рамках варианта использования ресурсов иных организаций можно выделить ряд моделей организации сетевой формы, который не является исчерпывающим.

5.1. Модель включения модулей образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

К простейшим вариантам реализации сетевой формы освоения образовательных программ относится программа, предполагающая своеобразную «покупку» одной (одного) или нескольких дисциплин (модулей), которые реализуются в подобных образовательных программах других образовательных организаций.

Такая образовательная программа утверждается базовой организацией, но она должна содержать согласование с образовательной организацией партнером.

В этом варианте готовая дисциплина (модуль) организации партнера включается в программу базовой организации. Базовая организация на основе договорных отношений направляет своих студентов для освоения данной дисциплины (модуля) в организацию-партнер, а затем засчитывает результаты, освоения и соответствующие трудоемкости в счет освоения своей программы.

Такая образовательная программа может быть реализована и при организации виртуальной академической мобильности, когда отдельные модули осваиваются в организации-партнере с применением исключительно электронного обучения либо с применением дистанционной образовательной технологии.

5.2. Модель «индивидуальный выбор».

Другой моделью варианта использования ресурсов иных организаций является модель с расширением числа участников проекта, условно названная «индивидуальный выбор». Такая модель обеспечивает более широкое поле формирования индивидуальных траекторий за счет вариативной части образовательной программы и за счет расширения числа модулей, которые реализуются по выбору студента.

Обучающемуся предоставляется право самостоятельно выбрать необходимый ему модуль (дисциплину) для освоения в другой, в том числе зарубежной образовательной организации.

В данном случае число участников проекта может быть более двух, но с каждой из организаций-партнеров должны быть заключены договора.

Такой подход позволяет реализовывать образовательные программы на стыке различных областей профессиональной деятельности. При построении таких образовательных программ особенно важно, прежде всего, привлечение научнопедагогических ресурсов различных образовательных организаций.

Как и в предыдущем случае, образовательные программы могут реализовываться на основе виртуальной академической мобильности (при наличии виртуальных аналогов для модулей вариативной части образовательной программы).

В этом случае для выбора модулей могут использоваться межвузовские каталоги курсов в онлайн формате. Выбор курса в каталоге может быть основанием для его включения в индивидуальный учебный план студента. В качестве справки об обучении в этом случае может выступать электронный сертификат, который студент получает по окончании курса и который является основанием для зачета результатов его освоения образовательной организацией, реализующей образовательную программу.

Государственная итоговая аттестация в случае использования приведенной модели и выдача документа об образовании проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую зачислен обучающийся.

В случае зачисления обучающегося в обе организации, осуществляющие образовательную деятельность, и успешного освоения образовательной программы и прохождения процедур государственной итоговой аттестации в этих организациях, обучающийся получает два документа об образовании и квалификации.

5.5. Модель «вуз-предприятие».

К этой модели относятся образовательные программы, в реализации которых принимают участие организации, не осуществляющие образовательную деятельность (например, научные организации, исследовательские институты и центры, промышленные партнеры). Эти организации представляют свою материально-техническую базу и иные ресурсы для осуществления, прежде всего, практической части образовательного процесса, в том числе для проведения учебной и производственной практики.

Образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией по согласованию с организацией-партнером.

Наиболее простым в реализации является включение в образовательную программу дисциплин (модулей), которые реализуются с использованием потенциала промышленных предприятий. Под потенциалом здесь понимается не только научнотехнологическая база, но и интеллектуальный вклад ведущих специалистов предприятия в проектирование и реализацию сетевой образовательной программы.

Особенно актуален такой вариант для практико-ориентированного бакалавриата, для специалитета, для технологической магистратуры и, возможно, для аспирантуры. Особенностью таких программ является ориентация на производственную и (или) научно-технологическую деятельность, которая наряду с прикладными научно-исследовательскими работами включает также опытноконструкторские, проектно-изыскательские виды деятельности и предполагает элементы внедренческой деятельности.

В этом процессе одинаково важно участие педагогических работников и действующих специалистов предприятия, носителей актуальной технологической информации. В процессе совместного обучения студентов происходит взаимообогащение обучающих, преподавателей - они погружаются в реальную тематику профессиональной деятельности, а также специалистов предприятий - последние осваивают современные научные подходы к исследованию и оптимизации технологических процессов, новые подходы к проектированию, моделированию и конструированию.

Такая модель особенно активно применяется при подготовке инженерных и технических кадров и имеет достаточно много различных типов реализации, зависящих от направления подготовки и развитости соответствующих промышленных производств. Весьма перспективно организовать обучение по программе магистратуры, используя в качестве сетевого партнера R&D центр промышленного предприятия, поскольку в этих структурах формируются перспективные направления развития технологии, новые линейки конкурентоспособной продукции. Именно в R&D центрах есть максимальная потребность в молодых высококвалифицированных специалистах способных к нестандартному мышлению, решению нетипичных творческих задач. В этой обстановке наиболее эффективно проходит подготовка высококвалифицированных специалистов.

К сетевой форме реализации образовательных программ особенно, когда ставится задача широкой подготовки, может быть привлечено несколько промышленных предприятий, обладающих передовыми технологиями. Каждый участник сетевого процесса отвечает за свой структурный элемент образовательной программы, достигает заявленных результатов обучения. В то же время имеется и совместная зона ответственности в части формирования задания для выпускной квалификационной работы и защиты результатов этой работы.

5.4. Модель «базовая организация - академический институт - предприятие».

Модель эффективно действует там, где есть возможность подключить к сетевой форме программ специалитета или магистратуры, кроме предприятий, в интересах которых, как правило, и проходит подготовка выпускников, научные организации. Использование потенциала научных сотрудников академических институтов в образовательном процессе, который основан на решении задач реального производства через проектное обучение, существенно расширяет возможности подготовки. Имеющиеся фундаментальные разработки ученых активируются в процессе совместной работы над решением поставленных учебных задач. Такое взаимодействие перерастает в совместные исследования и внедрение их результатов в профессиональную деятельность. Участие в этом процессе обучающихся формирует качества, необходимые для инновационной профессиональной деятельности.

6. Статус обучающихся при сетевых формах реализации образовательных программ

Обучающиеся по результатам приёма зачисляются в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательной программе в сетевой форме.

Обучающиеся не отчисляются на период пребывания в иной организации, поскольку указанное пребывание является частью образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, на которую зачислены обучающиеся.

Образовательные организации-партнеры реализуют предусмотренную договором часть образовательной программы и направляют необходимую информацию в образовательную организацию для выставления промежуточной аттестации по соответствующим дисциплинам (модулям) и практикам.

Документ об образовании и (или) квалификации обучающемуся выдается той организацией и по той образовательной программе, в которую он был принят на обучение. Освоение части образовательной программы в иной образовательной организации подтверждается справкой об обучении.

Реализация образовательной программы в сетевой форме не влияет на срок освоения образовательной программы, который устанавливается в соответствии с ФГОС.

Обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в том числе реализуемым в сетевой форме, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных ФГОС сроков получения образования.

Выплата стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по образовательной программе в сетевой форме, назначенной в организации зачисления обучающегося, не прекращается в период пребывания обучающегося в иных организациях, участвующих в реализации образовательных программ в сетевой форме.

По решению иных организаций, участвующих в реализации сетевой формы, обучающимся по программе или её дисциплинам (модулям) и практикам может быть назначена дополнительная стипендия или иные денежные выплаты в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанных организаций.

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам, реализованным в сетевой форме, и выдача выпускнику документа об образовании и о квалификации проводится в общем порядке, установленном для обучающихся образовательной организации, в которую он был зачислен.

Включение в состав аттестационных комиссий представителей организации- партнера, а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по интегрированным образовательным программа регулируются вузам-партнерами самостоятельно.

Приложение 1

Образец варианта интеграции
образовательных программ

Договор
о сетевой форме реализации образовательной программы

Организация, осуществляющая образовательную деятельность № 1, на основании лицензии от __________ г., №_________, выданной __________________________________________________________, в лице _______________________, действующего на основании __________, именуемая в дальнейшем «Организация № 1», и Организация, осуществляющая образовательную деятельность № 2, на основании лицензии от ______________ №___________________, выданной _____________________________________, в лице _______________________, действующего на основании _____________________, именуемая в дальнейшем «Организация № 2», в дальнейшем вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

Организация № 1 и Организация № 2 реализуют образовательную программу

____________________________________________________ (далее -

образовательная программа) с использованием сетевой формы.

Образовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется Сторонами совместно.

2. Статус обучающихся

2.1. Стороны реализуют образовательную программу в отношении обучающихся, принятых в установленном законодательством порядке на обучение по ней.

В Организации № 1 обучающиеся являются _______________________.

В Организации № 2 обучающиеся являются _______________________.

2.2. Перечень обучающихся согласуется Сторонами путем заключения дополнительного соглашения не позднее чем ________________ дней до начала реализации образовательной программы.

Общее количество обучающихся по Образовательной программе составляет _____человек.

2.3. Стороны каждое полугодие в соответствии календарным учебным графиком направляют друг другу справку о результатах промежуточной аттестации обучающихся, включающую зачетные (экзаменационные) ведомости, на основании которых Стороны осуществляют зачет результатов освоения обучающимися дисциплин (модулей) ____________________________.

3.1. Образовательная программа реализуется Организацией № 1 за счет

____________________________________________________________

3.2. Образовательная программа реализуется Организацией № 2 за счет

____________________________________________________________.

(бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг - нужное указать)

3.3. Взаиморасчеты за реализацию образовательной программы Сторонами определяются в дополнительных Соглашениях к настоящему Договору (настоящий пункт предусматривается в случае необходимости).

4.1. Организация № 1 реализует образовательную программу в части дисциплин (модулей) _________________.

Организация № 2 реализует Образовательную программу в части дисциплин (модулей) _________________.

4.2. При реализации части образовательной программы, предусмотренной . настоящего Договора, Стороны используют необходимые ресурсы для обеспечения качества оказываемой образовательной услуги, соответствующего требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами.

4.3. Организация № 1 по результатам освоения образовательной программы и сдачи ______________________________________________________

выдают обучающимся __________________________________________________.

Организация № 2 по результатам освоения образовательной программы и сдачи ____________________________________________________________________

(указывается итоговая аттестация или государственная итоговая аттестация)

выдают обучающимся _________________________________________________.

(указывается наименование документа об образовании и (или) квалификации)

5. Обязанности Сторон

5.1 Стороны обязаны:

5.1.2 Ознакомить обучающихся со своими уставами, с лицензиями на осуществление образовательной деятельности, со свидетельствами о государственной аккредитации, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности" обучающихся при реализации образовательной программы.

5.1.5. Предоставлять другой Стороне справки о результатах освоения Обучающимся части образовательной программы, включающие зачетные (экзаменационные) ведомости, в соответствии с пунктом 2.3. настоящего Договора.

6. Срок действия Договора

6.2. Реализация образовательной программы по настоящему Договору начинается с __________ года.

6.3. Договор заключен Сторонами на неопределенный срок (вариант: на срок _______).

7. Ответственность Сторон

8.2. В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны обязуются уведомить об этом друг друга в ____________________ срок.

9. Реквизиты и подписи Сторон

Приложение 2

Образец варианта использования
образовательных программ

Договор
о сетевой форме реализации образовательной программы

Организация, осуществляющая образовательную деятельность № 1, на основании лицензии от ________________ г., №________, выданной ___________________________________________________, в лице ________________________, действующего на основании _________, именуемая в дальнейшем «Организация № 1», и Организация № 2, в лице _________________________, действующего на основании ______________________, именуемое в дальнейшем «Организация № 2», в дальнейшем вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

Организация № 1 реализует образовательную программу

____________________________________________ (далее -

(указывается вид, уровень и (или) направленность)

образовательная программа) с использованием в сетевой форме ресурсов Организации № 2.

Образовательная программа разрабатывается и утверждается Организацией № 1.

2. Статус обучающихся

2.1. Стороны реализуют образовательную программу в отношении обучающихся, принятых в установленном законодательством порядке на обучение по ней в Организацию № 1

В Организации № 1 обучающиеся являются _____________________________.

В Организации № 2 обучающиеся являются _______________________________.

2.2. Перечень обучающихся согласуется Сторонами путем заключения дополнительного соглашения не позднее чем ___________________ дней до начала реализации образовательной программы.

Общее количество обучающихся по Образовательной программе составляет ____человек.

2.3. Стороны каждое полугодие в соответствии с календарным учебным графиком направляют друг другу справку о результатах промежуточной аттестации обучающихся, включающую зачетные (экзаменационные) ведомости, на основании которых Стороны осуществляют зачет результатов освоения обучающимися дисциплин (модулей) ____________________. (данный абзац включается в договор в случае, если Организация № 2 является организацией, осуществляющей образовательную деятельность).

3. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы

3.1. Организация № 2 предоставляет ресурсы, а Организация № 1 оплачивает их использование при реализации образовательной программы в сетевой форме на условиях настоящего Договора.

3.2. Взаиморасчеты между Сторонами за использование ресурса Организации № 2 в рамках реализации образовательной программы определяются в дополнительных Соглашениях к настоящему Договору.

4. Условия и порядок осуществления образовательной деятельности при реализации образовательной программы

4.1. Организацией № 1 при реализации образовательной программы используются следующие ресурсы Организации № 2 ________________________________________. (Перечень ресурсов, объем, сроки и периоды использования ресурсов в рамках реализации образовательной программы могут быть определены в приложении к настоящему Договору)

4.2. При реализации образовательной программы, предусмотренные пунктом

4.1. настоящего Договора ресурсы, используются для обеспечения качества оказываемой образовательной услуги, соответствующего требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами.

4.3. Организация № 1 по результатам освоения образовательной программы и сдачи ____________________________________________________________

(указывается итоговая аттестация или государственная итоговая аттестация)

выдают обучающимся ____________________________________________________.

(указывается наименование документа об образовании и (или) квалификации)

Организация № 2 по результатам использования ресурсов, предусмотренных . настоящего Договора, выдают обучающимся ________________________________________________.

(указывается справка об обучении или о периоде обучения)

(данный абзац включается в договор в случае, если Организация № 2 является организацией, осуществляющей образовательную деятельность).

5. Обязанности Сторон

5.1 Стороны обязаны:

5.1.1 Реализовывать часть образовательной программы, указанной в . настоящего Договора самостоятельно;

5.1.2 Ознакомить обучающихся со своими уставами, с лицензиями на осуществление образовательной деятельности, со свидетельствами о государственной аккредитации, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся при реализации образовательной программы.

5.1.3. Создать обучающимся необходимые условия для освоения части образовательной программы;

5.1.4 Проявлять уважение к личности обучающихся, не допускать физического и психологического насилия;

5.1.5. Предоставлять другой Стороне справки о результатах освоения Обучающимся образовательной программы, включающие зачетные (экзаменационные) ведомости, (данный пункт включается в договор в случае, если Организация № 2 является организацией, осуществляющей образовательную деятельность).

5.1.6. Во время реализации части образовательной программы нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

6. Срок действия Договора

6.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.

6.2. Реализация образовательной программы по настоящему Договору начинается с __________________ года.

6.3. Договор заключен Сторонами на неопределенный срок (вариант: на срок ______).

7. Ответственность Сторон

7.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств): стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения), войн, революций, ограничительных и запретительных актов государственных органов, непосредственно относящихся к выполнению настоящего Договора. Указанные обстоятельства должны возникнуть после заключения Договора, носить чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер и не зависеть от воли Сторон.

7.3. О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору, должна немедленно известить другую Сторону в письменной форме, приложив соответствующие подтверждающие документы.

7.4. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств срок исполнения обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия.

8. Порядок изменения и прекращения договора

8.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

8.2. В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны обязуются уведомить об этом друг друга в __________________ срок.

8.3. Настоящий Договор может быть прекращен по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

9. Реквизиты и подписи Сторон

Обзор документа

Речь идет об обучении с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, в т. ч. иностранных, а также иных компаний (при необходимости).

Сетевая форма обязательной не является. Она применяется только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным.

Отмечен ряд преимуществ данной формы. Например, активизируется обмен передовым опытом подготовки кадров. Расширяются границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и иных ресурсах.

Определен статус обучающихся при данной форме.

  • Шевелёва Наталья Александровна – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Лаврикова Марина Юрьевна – кандидат юридических наук, проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Васильев Илья Александрович – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация:

В статье рассматривается текущее состояние нормативного правового регулирования использования российскими образовательными организациями сетевой формы реализации образовательных программ. Использование в образовательном процессе сетевой формы обусловлено, с одной стороны, предоставленной законодателем дискрецией выбора партнёров сетевого взаимодействия при условии соблюдения договорных начал, а также с другой стороны, уточнениями в правоприменительной практики использования реальных моделей.

Ключевые слова:

образование, сетевая форма, реализация образовательных программ, сотрудничество в образовательной сфере, инновации в образовательной деятельности, Россия, РФ.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в числе инновационных институтов образовательной деятельности предусмотрел право реализации образовательных программ в сетевой форме. Ранее в наших статьях мы подробно останавливались на вопросе достаточности существующего нормативного правового регулирования и возможных дополнениях данного института . В настоящей публикации мы рассмотрим различные подходы к интерпретации целей использования сетевой формы и возможности достижения таких целей.

Сетевая форма реализации образовательных программ, как следует из положений ст. 15 Федерального закона «Об образовании», направлена на расширение возможностей образовательной организации по использованию ресурсов другой организации, как осуществляющей образовательную деятельность, так и преследующей иные учредительные цели (как вариант – хозяйственное общество) . Широкий круг субъектов, включающих российские и иностранные образовательные организации, а также других хозяйствующих субъектов на первый взгляд предоставляет дискрецию на конкретной образовательной организации для выбора сетевого партнёра. Действительно, законодательное регулирование ограничивает участие организации в сетевом взаимодействии с образовательной организацией только наличием ресурсов, необходимым для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Наличие таких ресурсов определяется образовательной организацией как инициатором сетевой формы, поскольку определение необходимых ресурсов для образовательных программ является не столько правом такой организации, сколько обязанностью, реализации которой проверяется во время процедуры лицензирования образовательной деятельности и при последующем надзоре компетентного органа публичной власти. Однако, в правоприменительной практике представлены и примеры уточнения возможного для сетевой формы круга субъектов. В частности, для конкретных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств, индивидуальные предприниматели, осуществляющие учебный процесс лично, не могут участвовать в ее реализации в качестве обучающих (мастеров производственного обучения), а значит индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, нельзя отнести к организациям, предусмотренным в ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .

Вместе с тем, выделенная нами широкая дискреция выбора партнёра для сетевой формы реализации образовательной программы получает интересное развитие в отдельных актах, регулирующих определённые сферы профессиональной деятельности.

К примеру, приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций» в положениях п. 6 предлагает вовлекать во взаимодействие не только «образовательные иные организации», но также и общественные профессиональные организации. Из текста приказа следует, что под общественными профессиональными организациями понимаются медицинские профессиональные некоммерческие организации, что обусловлено реализацией модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Минздрава России. Участие в сетевом партнёрстве наряду с образовательными организациями также и медицинских профессиональных некоммерческих организаций направлено на взаимовыгодное сотрудничество для продвижения и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Но, как обоснованно следует из положений рассматриваемого приказа, такое взаимодействие может приобретать легальные основания только при условии заключения договора о сетевой форме, существенные условия которого перечислены в ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Особое внимание Минздрава России к сетевой форме при отработке основных принципов непрерывного медицинского образования подчёркивается и закреплением в плане-графике реализации модели пункта о заключении договоров о сетевой форме.

Ситуации, связанные с заключением и исполнением договора о сетевой форме, представлены и в правоприменительной практике. Так, отсутствие договора о сетевой форме при фактической реализации образовательных программ в такой форме рассматривается как нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности (конкретно – пп. «г» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966) . Подобное нарушение обуславливает и другое отступление от нормативных положений, в данном случае – от требований ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о наличии совместно разработанных и утвержденных образовательных программ . В качестве заблуждения оценивается позиция взаимодействующей в рамках сетевой формы образовательной организации о достаточности выполнения требований лицензирования другим партнёром сетевого взаимодействия. В процессе реализации образовательной программы в сетевой форме все участвующие образовательные организации должны следовать требованиям из лицензирования образовательной деятельности (начинания с требования о наличии непосредственно лицензии) . Нарушение одной из таких организаций лицензионных требований создаёт основания для привлечения к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации .

Наличие договора о сетевой форме между партнёрами взаимодействия также является и предпосылкой для изменения объёма выполняемых обязанностей профессорско-преподавательским составом и (или) научными сотрудниками . При этом использование такой формы реализации образовательных программ рассматривается законодателем (ч. 2 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в качестве обязательного условия договора между образовательной организацией и обучающимися, что находит подтверждение и в правоприменительной практике .

Иной акцент в определении круга субъектов сетевого взаимодействия ставится в Распоряжении Правительства РФ от 17.06.2016 № 1257-р

«Об утверждении Концепции и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции создания территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам». Как следует из положений данного акта, в интересах нефтехимической промышленности сетевая форма призвана по принципу закрытого перечня объединить только российские образовательные организации высшего образования в целях подготовки кадров для предприятий Центра «ИнноКам». Учебно-методическим основанием объединения ресурсов организациями является единый учебный план, предполагающий использование базовых модулей и вариативных модулей. Базовые модули реализуются каждой из участвующих в сетевом партнёрстве образовательной организацией, тогда как вариативные модули предполагают использование академической мобильности преподавателей и обучающихся. Также, сетевая форма реализации образовательных программ может быть задействована при использовании основного вектора модернизации системы профессионального образования Центра «ИнноКам», а именно развития сети ресурсных центров, предполагающих использование ресурсов образовательных организаций и наоборот. С опорой на сетевую форму возможно реализовать и иные принципы, заложенные в основу развития упомянутого Центра. В частности, взаимодействие учебно-исследовательских центров и предприятий. Другой вариант, создание по модели сетевого партнёрства базовых кафедр в предприятиях-партнёрах учебно-исследовательских центров. Вместе с тем, разнообразие моделей использования сетевой формы в рассматриваемом Распоряжении не предполагает подмену диверсификации научной, проектной и образовательной сфер деятельности, а является примером развития положений ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о дискреции выбора образовательной организацией партнёров сетевого взаимодействия. При этом членство образовательной организации в корпоративной некоммерческой организации не рассматривается в правоприменительной практике как аналогия договора о сетевой форме реализации образовательных программ .

Вместе с тем, при использовании различных моделей сетевой формы реализации образовательных программ неизбежно возникает вопрос о роле образовательных стандартов в фиксации сетевого партнёрства. В правоприменительной практике можно найти обоснованную позицию о необходимости оценки содержания федерального государственного стандарта на предмет обязанностей сторон сетевого взаимодействия по реализации соответствующей образовательной программы. К примеру, если образовательным стандартом предусмотрено использование совокупности ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемых участвующими в сетевом партнёрстве организациями, то реализация образовательной программы в сетевой форме должна использовать такие ресурсы (а стороны договора о сетевой форме, в свою очередь, обязаны предоставлять такие ресурсы). Необходимость соответствия условий договора о сетевой форме требованиям положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается в правоприменительной практике . При этом стороны сетевого партнёрства вправе определять особенности использования различных ресурсов не только на основании договора о сетевой форме, но также и на основании согласованного и принятого на его основании регламента сетевого взаимодействия, поименованного в положениях договора. Такой подход становится известным благодаря имеющейся правоприменительной практике .

В практике использования сетевой формы реализации образовательных программ модель базовых кафедр также прослеживается в Распоряжении ОАО «РЖД» от 11.03.2014 № 618р «О базовых кафедрах вузов железнодорожного транспорта в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД». Создание, реорганизация и ликвидация базовой кафедры опирается как организационные действия, находящиеся в плоскости решений образовательной организации (приказ ректора на основании решения учёного совета организации) и, так и на факт заключения организацией договора о создании базовой кафедры. Второй стороной договора является функциональный филиал ОАО «РЖД». При этом именно базовая кафедра обеспечивает реализацию учебного плана в рамках сетевой формы, как следует из п. 6 Распоряжения. Таким образом, применительно к образовательным организациям железнодорожного транспорта договор о сетевой форме не может охватываться договором о создании базовой кафедры, поскольку предметом последнего является дополнение структуры образовательной организации, тогда как договор о сетевой форме направлен на распределение прав и обязанностей сторон в вопросе реализации образовательных программ.

Другой пример использования права на реализацию образовательных программ в сетевой форме связан с позиционированием такой формы в уставах образовательных организаций. Как следует из устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (в редакции приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 443 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации»), сетевая форма рассматривается в контексте международной деятельности академии (п. 6 раздела 11 устава). Следовательно, образовательная организация выбрала из возможных вариантов содержания сетевой формы только взаимодействие с иностранными образовательными организациями, что является не только допустимым, но может также быть отмечено в качестве примера правильной интерпретации предоставленного положениями ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» права усмотрения при определении конкретных субъектов сетевого партнёрства.

Можно заметить, что законодателем был предусмотрен широкий круг субъектов для выбора образовательной организацией в качестве своего партнёра при сетевой форме реализации образовательных программ. Однако, такая дискреция в силу специфики отдельных образовательных программ может подлежать толкования в правоприменительной практике, исключающей индивидуальных предпринимателей в конкретном случае профессиональной подготовки водителей транспортных средств из числа возможных субъектов сетевой формы. Вместе с тем, детализированное содержание сетевой формы, применительно к определённым образовательным программам, может определяться не только судебной практикой, но и образовательными стандартами (федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами образовательных организаций), равно как уставами образовательных организаций. В последнем случае, нормативное закрепление только одного типа субъектов для сетевого взаимодействия (например, иностранных образовательных организаций как реализации международного направления деятельности организации) формально не ограничивает право такой образовательной организации выбирать субъектов взаимодействия и из числа российских юридических лиц.

Договорные основания реализации сетевого взаимодействия развиваются и в правоприменительной практике, подчёркивающей не только включение в договор о сетевой форме обязательных условий, перечисленных в положениях ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но также и легитимирующей возможное развитие договорной формы (например, в принимаемых на основе договора о сетевой форме регламентах реализации сетевого партнёрства). Тем не менее, при создании базовых кафедр (и реализации иных моделей сетевой формы, заметим) договор о сетевой форме реализации образовательной программы не является основанием для организации кафедры в структуре образовательной организации, поскольку направлен на регулирование иного предмета взаимодействия субъектов. Такой договор вторичен по отношению к соглашению о создании базовой кафедры и дополняет план сотрудничества урегулированием вопроса распределения прав и обязанностей сторон при реализации конкретных образовательных программ.

Загрузка...