clean-tool.ru

Изучение состава и использования библиотечного фонда. Статистический анализ библиотечного фонда МУ«Кемская МРБ» за г.г Анализ состояния библиотечного фонда

Цель работы - изучить состав и
использование фонда библиотеки с целью
прогнозирования его развития и
планирования комплектования.
Под изучением фонда понимается научное
познание состава, использования, динамики
библиотечного фонда с целью повышения его
соответствия задачам библиотеки,
информационным потребностям абонентов,
эффективности использования.

Комплекс специальных методов
изучения библиотечного фонда включает:
Статистические методы,
Библиографические методы,
Социологические методы,
Математическое моделирование,
Графические методы и т.д.
Чаще всего изучать фонд начинают со
статистических показателей.

Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:

Величина документного фонда – Ф;
Объем новых поступлений – Пн;
Объем выбытия – Фв;
Обновляемость – Н;
Книговыдача – В;
Число читателей – А;
Обращаемость – О;
Книгообеспеченность – К;
Читаемость – Ч;
Темпы роста – Тр.

В ходе статистического изучения
применяются различные приемы и
методы:
группировка,
сравнение,
анализ по отклонениям показателей,
динамический анализ и т. д.
Наиболее распространенным
приемом является сравнение, которое
позволяет выявить отклонение
показателей.

Основные данные о фонде
содержатся в следующих документах:
Книга суммарного учета,
Дневник работы библиотеки,
Тетрадь регистрации читателей,
Тетрадь учета отказов читателей,
Годовой статистический отчет.

Величина фонда

Вычислить оптимальную величину фонда
можно по формуле:
Ф = А×Копт,
где Ф – величина фонда,
А – число пользователей,
Копт – оптимальная книгообеспеченность
пользователя (она составляет 8 – 12
документов).

Библиотечный фонд можно считать
укомплектованным оптимально и по
составу и по величине, если им
удовлетворяется около 75 % общего
числа требований по профилю фонда
библиотеки.
Для успешной работы библиотеки
важно систематически наполнять фонд
новой литературой. На издания
последних 3-5 лет приходится основной
информационный потенциал фонда, они
чаще спрашиваются и выдаются.

Книговыдача

Узнать общую книговыдачу документов
можно из «Дневника работы библиотеки».
Книговыдачу можно вычислить по
формуле:
В = А×Ч,
где В – книговыдача,
А – число читателей,
Ч – читаемость.

10.

Необходимо отметить, что при увеличении
объема фонда и читательского спроса
книговыдача может расти, но действительное
использование фондов и степень
удовлетворения читательского спроса
останется на прежнем уровне.
Это произойдет, если библиотека будет
комплектоваться не профильной литературой
или документами не отвечающими запросам
пользователей.

11. Число читателей

Узнать число пользователей
библиотеки можно из Тетради
регистрации читателей или из Дневника
работы библиотеки.

12. Обращаемость

Обращаемость показывает
интенсивность использования
библиотечного фонда. Она вычисляется
по формуле:
О = В / Ф,
где О – обращаемость,
В – книговыдача,
Ф – величина фонда

13.

Верхняя граница оптимальной
обращаемости – 3, нижняя граница – 2.
Низкая обращаемость тревожный
сигнал, показывающий неблагополучное
положение, которое вызвано либо тем,
что фонд не отвечает задачам
библиотеки, либо имеет излишнюю
дублетность или содержит много
устаревших документов.

14.

Пассивную часть фонда необходимо
освобождать от дублетных,
малоспрашиваемых и устаревших изданий,
так как переизбыток таких книг приведет к
снижению обращаемости фонда.
Часть ветхих изданий можно
отреставрировать, усилить пропаганду
незаслуженно забытых книг, используя,
например, такие формы массовой работы
как обзор и книжная выставка.

15. Книгообеспеченность

Книгообеспеченность означает
среднее число книг, приходящихся на
одного пользователя библиотеки.
Она вычисляется по формуле:
К = Ф / А,
где К – книгообеспеченность,
Ф – величина фонда,
А – число пользователей.

16.

Если в числителе данной формулы
взять фонд отраслевого отдела, можно
получить книгообеспеченность по данной
отрасли.
По книгообеспеченности пользователя
можно судить достаточно ли в библиотеке
книг для обеспечения запросов.
Оптимальная книгообеспеченность на
одного пользователя 8 – 12 документов.

17.

Излишне высокая
книгообеспеченность ведет к
снижению обращаемости, в итоге к
омертвению фонда.
Если книгообеспеченность совсем
низкая, значит, фонд не имеет
достаточного запаса прочности, то есть
реальным, а тем более потенциальным
читателям не хватает документов.
Нужно принимать меры для пополнения
фонда, улучшения его качественного
состава.

18. Читаемость

Читаемость определяют числом документов,
выданных одному читателю за определенный
отрезок времени.
Данный показатель можно вычислить по
формуле:
Ч = В / А,
где Ч – читаемость,
В – книговыдача,
А – число читателей.

19.

Если показатель читаемости низкий,
это может означать, что в библиотеке
мало интересных и нужных читателям
документов или, что основная масса
изданий не соответствуют профилю
библиотеки, а также реальным
потребностям и запросам
пользователей.

20. Коэффициент соответствия

Коэффициент соответствия
рассчитывается только по отраслевым
отделам. Его можно вычислить по
формуле:
Кс = В% / Ф%,
где Кс – коэффициент соответствия,
В% - книговыдача в процентах,
Ф% - величина документного фонда в
процентах.

21. Темп роста

Для анализа динамики книжного фонда,
книговыдачи и числа читателей
рассчитывается темп роста:
1) фонда,
2) книговыдачи,
3) читателей.
Темп роста вычисляется по формуле:
Тр = значение показателя за последующий год
/ значение показателя за предшествующий
год

22. Темп роста

Коэффициент роста книжного фонда
составляет:
Трфонда = Величина фонда за последующий год /
Величина фонда за предшествующий год
Трчитателей = Число читателей за последующий год /
Число читателей за предшествующий год
Тркниговыдачи = Книговыдача за последующий год /
Книговыдачу за предшествующий год

23.

Если темпы роста читателей и книговыдачи
не отстают от темпов роста книжного фонда,
это расценивается как положительное
явление.
Если темпы роста читателей и книговыдачи
находятся на одном уровне, то можно
сделать вывод, что увеличение книговыдачи
произошло в основном за счет увеличения
числа читателей, следовательно фонд
используется не интенсивно.
Могут сложиться и другие ситуации.

24. Процент отраслевой литературы в фонде рассчитывается с помощью коэффициента соответствия (Кс)

Кс = Книговыдача (В) % /
Величину фонда (Ф) %
Активно используемые отделы, Кс которых
колеблется от 0,8 до 1,3.
Пассивно используемые отделы, Кс
которых ниже 0,8.
Сверхактивные – Кс которых выше 1,3.

25.

При низких темпах роста основных
показателей требуется принять
управленческие решения по формированию
имиджа библиотеки, усилению работы по
продвижению книги путем проведения
мероприятий вне стен библиотеки,
улучшение как индивидуальной, так и
массовой работы с читателями, привлечение
удаленных пользователей,
совершенствование информационной
работы и т. д.Постоянно растущие цены на книжную
продукцию, подписку на периодические
издания, библиотечную технику сильно
тормозят пополнение фонда библиотек.
Необходимо увеличение государственного и
внебюджетного финансирования.
Расширение круга спонсоров,
благотворительная помощь, развитие
сотрудничества с книготорговыми
организациями.Низкая книгообеспеченность
в библиотеках свидетельствует о
недостаточном ассортименте документов
для читателей. Во многих библиотеках
больший процент от всего фонда составляет
его пассивная часть, а именно:
незаслуженно забытые, устаревшие по
содержанию, непрофильные, ветхие,
дублетные, узкого спроса документы.Библиотека должна своевременно
списывать устаревшую, не пользующуюся
спросом литературу. Искусственное
сдерживание вывода из фонда изданий,
переставших пользоваться спросом,
приводит к падению эффективности
использования фонда, к образованию его
пассивной части.Документы из пассивной части фонда
нужно всячески пропагандировать:
отражать в информационных и
библиографических изданиях библиотеки;
использовать при массовой и
индивидуальной работе с читателями.Если поступления новой литературы в
фонд незначительны, то и динамика роста
фонда минимальна, а обновляемость
фонда низкая или даже нулевая. Такая
ситуация приводит к качественному и
количественному ухудшению фонда,
возрастает количество отказов.При низком и сверхинтенсивном
использовании фонда, необходимо
увеличить объем фонда, чтобы
предоставить читателям более широкий
круг изданий, что в дальнейшем приведет к
повышению читаемости. Но это станет
возможным только, если фонд
действительно соответствует потребностям
пользователей.

Отделом книгохранения был проведен анализ состояния книжного фонда в помощь работе учителя.

Основная цель данного анализа – выявление соответствия имеющегося фонда информационным потребностям пользователей.

Задачи анализа:

    выявление эффективности использования данной части книжного фонда;

    освобождение фонда от малоиспользуемой, устаревшей по содержанию, дублетной и ветхой литературы;

    определение круга изданий, которыми необходимо пополнить фонд библиотеки.

    выявления незаслуженно забытых книг.

В ходе анализа были использованы специальные методы изучения библиотечного фонда – статистический, библиографический и социологический.
Информационной основой для первого этапа изучения фонда является статистика. Статистический метод дал объективное представление о величине, составе фонда по данной теме, что позволило определить КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ, ОБРАЩАЕМОСТЬ и ЧИТАЕМОСТЬ.

Эти показатели позволили выявить достоинства и недостатки комплектования, определить как активно используемую читателями часть фонда, так и ее пассивную часть.

Основная часть фонда в помощь работе учителя собрана в педагогическом отделе, отделе искусств, зале иностранной литературы и в основном книгохранилище.

За отчетный период выдано 2290 экземпляров книг и периодики, причем большая часть книговыдач пришлась на педагогический отдел и зал иностранной литературы. Для удобства проведения статистического изучения фонда были использованы соответствующие обозначения и формулы расчета отдельных показателей: Ф - величина фонда, В - книговыдача, А -число читателей, О - обращаемость, К - книгообеспеченность, Ч - читаемость.

Формулы для расчета отдельных показателей:

К = Ф: А
О =В: Ф
Ч = В: А

Всего в библиотеке по данной теме представлено 2227 экземпляров книг и более 70 названий газет и журналов. По отделам библиотеки фонд распределен следующим образом:

педагогический отдел - 1452 экз.
отдел искусств, ЗИЛ - 445 экз.
отдел книгохранения - 330 экз.
итого - 2227экз.

Таким образом, при общем количестве читателей-педагогов 180 человек и книговыдаче за 2010 год 2290 экз. можно сделать расчеты:

книгообеспеченность - 2227:180=12,3
обращаемость фонда - 2290:2227=1,03
читаемость - 2290:180=12,7

Анализ данных показателей свидетельствует о том, что книжный фонд по данной теме укомплектован достаточно полно. Однако есть необходимость освобождения его пассивной части от дублетных и устаревших изданий, так как переизбыток таких книг привел к снижению обращаемости фонда.

Библиографический метод позволил проанализировать изучаемый фонд при помощи систематического каталога, который в данном случае выступает как библиографическое пособие. Рекомендательные списки, библиографические пособия, которые раньше информировали читателей о лучших изданиях и новинках, в настоящее время в библиотеке представлены в недостаточном количестве. Для того, чтобы выявить, все ли достойные внимания книги, изданные в последние годы, приобретены в фонд библиотеки, были изучены сигнальные списки газеты «Книжное обозрение» за 2009 – 2010 годы. В результате выявлены отсутствующие в библиотеке книги, которые полезно было бы иметь в фонде библиотеки:


Гурин Ю. Урок + игра: современные игровые технологии для школьников. - М.: Сфера; СПб.: Речь, 2010г.
Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: учебное пособие.- М.: Оникс, 2010 г.

Поэзия Серебряного века в школе: книга для учителя.- М.: Дрофа, 2010г.
Сулейманов Р.Р. Методика решения учебных задач средствами программирования: методическое пособие. - М.: БИНОМ, 2010 г.
Юшков А. Загадки природы: рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками.- СПб.: Речь; Сфера, 2009г.

Кроме того, желательно, по возможности, приобрести книги прошлых лет издания, которые отмечены в «Тетрадях отказов»:


Амонашвили Ш. Обучение. Оценка. Отметка.
Караковский А. Любимые мои ученики.
Грачева А. Современная школа.
Лихачев Д. Школа на Васильевском.

Социологический метод позволил получить точное представление об использовании данного раздела фонда при непосредственном контакте с читателями (беседы, отзывы о прочитанных изданиях и т.д.). Кроме того, были проанализированы читательские формуляры, читательские требования, что позволило определить круг литературы и периодики, пользующейся повышенным спросом.

В педагогическом отделе:

Андерсен Б.Б. Мультимедиа в образовании.
Воспитание младшего школьника
Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы.
Работа с родителями.
Ситаров В.А. Дидактика.
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры.
Книги серий «Я иду на урок», «Праздник в школе», «Деятельность классного
руководителя», «Писатель в школе».

Газеты: «Досуг в школе», «Педсовет», «Последний звонок», приложения к газете «Первое сентября» по отдельным предметам.

Журналы: «Здоровье школьника», «Литература в школе, « Начальная школа», «Современный
урок» и т.д.

В отделе искусств повышенным спросом пользовались книги:
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.
Маслова Л.П. Педагогика искусства.
Афонькин О.Ф. Уроки оригами в школе.
Радынрва О.П. Музыкальное воспитание школьника.
Журналы: «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Музыкальная палитра», «Музыкальный Руководитель».

В зале иностранной литературы активно использовались книги по отдельным зарубежным городам и странам, книги и журналы на иностранных языках, по методике преподавания иностранного языка в школе.

В отделе книгохранения по « читательским требованиям» наиболее часто выдавались книги:

Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке.
Извозчиков В.А. Решение задач по физике на компьютере.
Потапов М.К. Алгебра и начала мат. анализа. Книга для учителя.
Райков Б.Е. Зоологические экскурсии.
Газеты и журналы по отдельным школьным предметам.

В качестве выводов.

В ходе изучения библиотечного фонда в помощь работе учителя установлено, что в целом фонд по данной теме укомплектован достаточно полно, отказов в выдаче немного, очень хорошая подборка периодических изданий. Однако есть необходимость доукомплектовать фонд некоторыми актуальными изданиями (см.выше).

Имеется пассивная часть фонда, требующая пристального внимания со стороны библиотекарей. Необходимо освободить фонд от малоспрашиваемой и устаревшей по содержанию литературы, часть ветхих изданий отреставрировать, усилить пропаганду выявленных незаслуженно забытых книг, используя такие формы информации, как обзор, книжная выставка, например: «Ваше мнение, читатель, об этих книгах». В этом случае читателям предлагается « карточка обратной связи» со следующими оценочными критериями:

1. Не было информации о книге.
2. Книга узкого спроса.
3. Тема книги не вызвала интереса.
4. Тема важна, но материал изложен примитивно, неинтересно.
5. Тема потеряла актуальность.
6. Книга не привлекла внимания из-за плохого полиграфического оформления.
7. Содержит сложный, трудный для восприятия материал.

Анализ «карточек обратной связи» позволит принять обоснованное решение о дальнейшей судьбе книги в библиотеке.

З.Б. Синилова , начальник отдела книгохранения Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького

Изучение состава и использования библиотечного фонда Целью изучения состава и использования библиотечного фонда, проводимого во всех структурных подразделениях библиотечной системы, является выявления малоиспользуемой и неиспользуемой литературы, решения вопросов докомплектования и усиления популяризации изданий. Работа по изучению состава книжного фонда проводится всеми библиотеками-филиалами ЦБС регулярно. Итоги изучения и мероприятия по реализации этих итогов включаются в оперативный план комплектования единого фонда. Перед изучением состава и использования книжного фонда проводится подготовительная работа, включающая в себя: 1) проверку правильности заполнения учетной документации, материалов об отказах; 2) проверку правильности расстановки книжного фонда; 3) подготовку таблиц анализа фонда; 4) подбор библиографических пособий и составление списков литературы для выявления пробелов в фонде; 5) инструктаж библиотечных работников (ознакомление с методическими рекомендациями и календарным планом выполнения работ); Статистический анализ состава и использования фонда проводится ежегодно всеми филиалами и по ЦБС в целом. Оценка состава фонда и его использования проводится по следующим основным показателям: 1) величина фонда и его состав по отраслям; 2) величина и состав поступления и выбытия литературы; 3) книгообеспеченность читателей; 4) выдача изданий из фонда подразделения и полученных из единого фонда во временное пользование; 5) неудовлетворенный спрос читателей (отказы). Данные исследования заносятся в таблицы «Статистический анализ фонда» и «Обращаемость книжного фонда по отраслям знаний» (см. Приложение 1, Приложение 2). Учетные документы и статистический отчет дают сведения о том, сколько изданий состояло на начало и конец года, поступило и выбыло в течение года, об отраслевом составе фонда. Определяется процентное отношение величины каждого отраслевого отдела ко всему фонду. Результаты статистического анализа все филиалы библиотечной системы в установленные сроки представляют в ОК и О центральной библиотеки. На основе сравнительного анализа оценивает эффективность распределения литературы между подразделениями ЦБС; выявляет филиалы с низкой книгообеспеченностью, читаемостью, обращаемостью, недостаточной (избыточной) величиной отраслевых отделов. Мероприятия по устранению выявленных недостатков включаются в оперативный (годовой) план комплектования единого фонда ЦБС. Выявление необходимых изданий, отсутствующих в ЦБС, проводят все работники отделов обслуживания. Сведения об отсутствующих в фонде изданиях выписываются на карточки и передаются в ОК и О, который принимает меры по восполнению выявленных пробелов. Подразделения ЦБС регулярно осуществляют сплошной просмотр находящихся на полках изданий одного отдела с целью выявления мало или совершенно не используемых читателями книг, а также экземпляров, нуждающихся в ремонте и реставрации. Анализ проводится по отметкам на книжных формулярах по схеме, показанной в приложении № 3. Устанавливаются причины активного или слабого использования конкретного издания: «непрофильные» книги; не соответствующие запросам и интересам читателей данного филиала ЦБС; приобретенные в излишнем количестве экземпляров; устаревшие, утратившие научную и познавательную ценность; неудовлетворительно полиграфически исполненные; ветхие; плохо пропагандируемые. Аналитический метод дает возможность в определенной мере выяснить эффективность комплектования и использования фонда, но принимая во внимание трудоемкость он применяется в библиотеках ограниченно. Таблица «Изучение использования отдельных книг», применяемая в аналитическом методе, приведена в приложении № 4. Качественный состав фонда можно изучить также с помощью социологических методов: анкетирование, интервью, экспертной оценки, а также контент-анализа. Позитивным в этих методах есть то, что они дают возможность выявить отношение читателей к фонду библиотеки, их оценку комплектования библиотеки. Некоторые социологические методы дают возможность изучить непосредственно фонд (контент-анализ, экспертные оценки), другие - соответствие книжного фонда запросам читателей. Среди этих методов привлекает внимание контент-анализ, который дает возможность одновременно изучать состав фонда и его использование. Технология его проведения предусматривает несколько последовательных действий. Необходимо определить содержание анализа. На основе выводов статистического анализа и плана библиотеки следует определить отдел, который будет изучаться, и темы, которые раскрывают его содержание. Таблицы, заполняемые по данным исследования приведены в приложениях №№5-8. Литература, не потерявшая научной и художественной ценности, но ставшая ненужной или непрофильной для данной библиотеки, а также издания, накопленные в излишней экземплярности, перераспределяются между подразделениями системы или передаются в ЦБ. Литература, не представляющая интереса для читателей ЦБС, передается в обменный фонд ОК и О, библиотеки других ведомств или списывается в установленном порядке. Ветхие издания ремонтируются на месте или передаются в переплетные мастерские. Принимаются меры по активной пропаганде среди читателей незаслуженно забытых изданий. Приложение 1 % экз. % экз. % экз. % экз. % Худож. экз. % Составляло на начало года Поступило на протяжении года Выбыло на протяжении года Составляет на конец года Выдано за год Обращаемость Книгообеспеченность Читаемость Зав.филиалом № _____ _________________________ (ФИО) Дата * Данный анализ проводится ежегодно и позволяет выявить отделы книжного фонда, которые следует изучать. По выводам данного анализа планируется дальнейшая работа по изучению использования книжного фонда. Ин. экз. Лит.вед. Крымтат % Техн. Рус. экз. Ест. По языкам Укр. ОПЛ Брошюр Всего По видам книг Книжный фонд По отраслям Иск, С/х спорт Краеведение Статистический анализ фонда * филиала №_______ за 20____г. Приложение 2 Обращаемость книжного фонда по отраслям знаний * филиала № _______ за 20_____год Всего ОПЛ Ест.науч. Техн. С/х Иск., спорт Лит.вед. Худож. лит-ра Укр. Рус. Ин. Книговыдач Книжный фонд Обращаемость Зав.филиалом № _____ _________________________ (ФИО) Дата * Данный анализ проводится ежегодно и позволяет выявить отделы книжного фонда, которые следует изучать. По выводам данного анализа планируется дальнейшая работа по изучению использования книжного фонда. Крым.тат. Краевед. Приложение 3 Схема написания анализа изучения книжного фонда 1. Определить отдел книжного фонда или тему анализа. 2. Определить цель данного анализа. 3. Определить методы изучения фонда. 4. Составить таблицу(ы). 5. Проанализировать. 6. Сделать выводы. 7. Наметить план работы по результатам анализа. Приложение 4 Изучение использования отдельных книг № п.п. Шифр Автор, название Год издания К-во экз. Сколько раз выдавалась Устаревшая Причины Непро- Многофильная экз. Недостаток экз. Примечание Приложение 5 Анализ книгообеспеченности книжного фонда библиотеки-филиала № ________ учебная техниучикум лище Отдел Название отдела 32.97 32.973 Вычислительная техника ЭВМ и устройства 175 16 35 - 64 7 - 17 2 12 3 16 3 11 1 20 - 191 35 71 - 19 15 19 12 20 Итого: научнопопулярная производственная для специадля листов рабочих Всего книг по каталогу справочная ВУЗ ср.школа Приложение 6 Анализ интенсивности использования книжного фонда __3_ отдела подотдела 32.97 «Вычислительная техника» Год издания Всего книг До 1995г. 1995-2005 2006-2010 7 70 5 Ни разу не выдавалась 12 - Всего 82 12 (14,6%) 1 - 3 р. До 5 р. До 10 р. Свыше 10 р. 1 17 - 5 18 1 4 - 1 19 4 18 (22%) 24 (29,3%) 4 (4,9%) 24 (29,3%) № п.п. Название отдела и тем больше 10 раз 6 - 10 раз 3 - 5 раз По языкам 1 - 2 раза ни разу не выдавались просмотрено на полках крымскотатарский Типы изданий украинский русский справочные учебные научнопопулярные научные официальные Всего по каталогу Приложение 7 Изучение отдела книжного фонда методом контент-анализа Использование Приложение 8 Анализ причин образования неиспользуемой части книжного фонда подотдела _______ «___________________________________» Всего просмотрено книг По причинам Малоиспользуемые непрофильные дублетные устаревшие незаслуженно забытые

Транскрипт

1 Статистический анализ библиотечного фонда МУ«Кемская МРБ» за г.г.

2 Под изучением фонда понимается научное познание состава, использования, динамики библиотечного фонда с целью повышения его соответствия задачам библиотеки, информационным потребностям абонентов, а также эффективности использования.

3 Комплекс специальных методов изучения библиотечного фонда включает: статистические, библиографические, социологические методы; математическое моделирование; графические методы и др.

4 Базисной информационной основой является статистика, которая изучает динамику объема и состава фонда. Статистические данные лежат в основе изучения эффективности работы библиотеки и качества использования ею своих ресурсов. Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:

5 Величина документного фонда - Ф; Объем новых поступлений - Пн; Объем выбытия - Фв; Обновляемость - Н; Книговыдача - В; Число читателей - А; Обращаемость - Об; Книгообеспеченность - К; Читаемость - Ч; Темпы роста - Тр.

6 В ходе статистического изучения применяются различные приемы и методы: - группировка; - ранжирование; - анализ по отклонениям показателей; - динамический анализ. Наиболее распространенным приемом является сравнение, которое позволяет выявить отклонение показателей.

7 Основными документами для получения необходимых данных фонда являются: - Книга суммарного учета: - Дневник работы библиотеки: - Тетрадь учета отказов читателей; - Годовой статистический отчет.

8 На основе библиотечной документации делается выборка статистический данных за определенный промежуток времени и данные записываются в подготовленные таблицы. Итак: Статистический анализ библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за 3 года (гг.)

9 Первый показатель: ВЕЛИЧИНА ФОДА

10 Показатель величины фонда один из основных. Чтобы оценить фонд с позиции его величины, применяются сравнительный анализ фактической и оптимальной величины фонда для каждой библиотеки. Для расчета оптимальной величины фонда можно рекомендовать формулу Ф= АКopt, где Ф величина фонда; А число пользователей; К- оптимальная книгообеспеченность пользователя. Оптимальная книгообеспеченность пользователя = 8-12 книг. В настоящее время объем фонда в России ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя: 4,9 томов, в том числе в городе 5-7 томов; на селе -7-9 томов.

11 Оптимальная величина библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» Сиглы библиотек Числ. насел. На Средняя книгообесп. Оптимальный фонд на г. Опт. объем детской литер. От 30% до 50% Фонд на г. Ф (+928) Ф (- 4439) Ф (-1300) Ф (-4573) Ф (-4031) Ф (-3918) Ф (-2046) ЦГДБ (-3044) МРБ (+14762)

12 Библиотечный фонд можно считать укомплектованным оптимально и по составу, и по величине, если им удовлетворяются около 75% общего числа требований по профилю фонда библиотеки.

13 Состав, развитие и использование библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за г.г. Сиглы библиотек - филиалов Величина фонда на Величина фонда на Величина фонда на Ф (+238) (-1398) Ф (-493) (+459) Ф (+50) 6660 (+ 82) Ф (+92) (+30) Ф (+198) 7271 (+70) Ф (+246) 8294 (+18) Ф (-53) 4496 (-228) ЦГДБ (-2494) (-1378) МРБ (-50) (-3159) Итого: (-2718) (-6040)

14 Величина фонда МУ «Кемская МРБ» на г.

15 Систематическое наполнение фонда новой литературой имеет исключительное важное значение для выполнения социальных функций библиотек. На издания последних 3-5 лет приходится большая часть информационного потенциала фонда. Они активнее пропагандируются, чаще спрашиваются пользователями. Эта литература составляет самую большую часть книговыдач.

16 Второй показатель: ВЕЛИЧИНА ПОПОЛНЕНИЯ ФОНДА

17 Анализ величины и состава пополнения фонда МУ «Кемская МРБ» за гг. Сиглы библиотек филиалов Ф (ф1+ф17) (-478) Ф (+493) 3469 (+844) Ф (+395) 1537 (-110) Ф (+823) 4373 (-148) Ф (+600) 2560 (+389) Ф (-73) 1887 (-365) Ф (+443) 2343 (+340) ЦГДБ (+150) 1155 (+332) МРБ (+1594) 7399 (+430) Итого: (-11948) 27733(+1234)

18 Видовой состав библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» Сиглы Книги, брошюры Периодика Разовые период.издания Аудив. элект. И 2008,2009, 2009, 2009, 2010 др изд. 2008, 2009,2010 Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ЦГДБ МРБ

19 Видовой состав пополнения фонда МУ «Кемская МРБ» в 2010 г. % 0% 10% 5% 85% книги подписка разовые н/д

20 Установлено, что задачи обслуживания решаются более успешно, если величина поступлений в библиотеки составляет в среднем 10 % к фонду.

21 Пополнение библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» в % отношении Сиглы библиотек - филиалов Ф.1 - (1,7 +3,4) 18,1 (0,7+15,3) 16,8 (1,4 +15,4) Ф.4 17,4 (1,2+16,2) 22,3 (0,8 +20,5) 30,7 (0,5 +30,2) Ф.6 19,1 (3,0 +16,2) 25,0 (2,5 +22,5) 23,1 (1,5 +21,5) Ф.7 25,5 (2,8 +22,7) 31,0 (2,4 +28,6) 29,9 (1,4+ 28,5) Ф.10 22,4 (1,4 +20,9) 30,1 (2,7 +27,3) 35,2 (2,5 +32,7) Ф.11 28,7 (1,9 +26,4) 27,2 (2,9 +24,2) 22,7 (0,5 +22,2) Ф.16 32,6 (2,0 +30,6) 42,4 (2,0 +40,9) 52,1 (2,4 +50,8) ЦГДБ 3,2 (1,8 +1,5) 2,89 (1,4 +1,5) 4,2 (1,6 + 2,7) МРБ 10,2 (2,2 + 8,1) 13,2 (2,6 +10,6) 15 (1,2 +11,5) Итого: 24,7 (2,0 + 16,2) 23,5 (2,0 +21,3) 25,5 (1,4+ 23,9)

22 Пополнение библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» в % отношении 60% 50% 51% 40% 30% 30% 29% 33% 22% 22% 20% 15% 12% 10% 0% 1% 1% 2% 1% 3% 1% 2% 3% 2% 1% Ф.1 Ф.4 Ф.6 Ф.7 Ф.10 Ф.11 ф.16 ЦГДБ МРБ книги периодика

23 Анализ ежегодного поступления документов в библиотеки МУ «Кемская МРБ» показал, что прирост фонда на 10% - на практике - нереально.

24 Анализ пополнения библиотечного фонда невозможен без анализа выбытия литературы.

25 Третий показатель: ВЫБЫТИЕ ДОКУМЕНТОВ

26 Анализ выбытия документов из фонда показывает: - какие виды документов списываем, - какие отделы фонда в процессе использования быстрее обедняются и которые нужны в усиленном пополнении.

27 Анализ выбытия из фонда МУ «Кемская МРБ» за гг. Сиглы библиотек филиалов Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ЦГДБ МРБ Итого:

28 Выбытие документов из библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за 2010 г ф. 1 ф. 4 ф. 6 ф. 7 ф. 10 ф. 11 ф. 16 ЦГДБ МРБ

29 Выбытие документов из фонда МУ «Кемская МРБ» в % отношении Силы библиотек 2008 г г г. Ф.1 3,9 18,8 22,5 Ф.4 17,1 26,6 34,8 Ф.6 17,0 24,2 21,8 Ф.7 23,7 30,4 29,7 Ф.10 21,2 27,3 34,2 Ф.11 27,6 25,1 22,5 Ф.16 32,9 43,5 57,2 ЦГДБ 13,0 24,6 39,0 МРБ 13,4 13,4 21,4 18,8 25,9 31,5

30 Выбытие видового состава документов за 2010 г. Сиглы библиотек книги периодика Ф (31,2%) 2771 (68,8%) Ф (12,5%) 3434 (87,4%) Ф.6 29 (1,9%) 1426 (98,0%) Ф (4.4%) 4153 (95,6%) Ф (4,6%) 2377 (95,5%) Ф (100%) Ф (10,7%) 2294 (89,2%) ЦГДБ 1850 (73,0%) 683 (26,9%) МРБ 4838 (45,8%) 5720 (54,2%) 9046 (26,8%) (73,2%)

31 Выбытие книг из библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ за 2010 г. книги книги Ф.1 Ф.4 Ф.6 Ф.7 Ф.10 Ф.11 Ф.16 ЦГДБ МРБ

32 Выбытие книг по отраслям знаний из библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» за 2010 г Ф.1 Ф.4. Ф.6 Ф.7 Ф.10 Ф.11 Ф.16 ЦГДБ МРБ ОПЛ ЕМ Т С/Х ИС Худож. Дет. л. Пр.

33 Четвертый показатель: КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

34 Книгообеспеченность - один из основных относительных показателей статистики библиотечного фонда. Означает среднее число книг, прходящихся на одного пользователя библиотеки, или на одного жителя населенного пункта. Он вычисляется делением числа книг, учтенных на конец года в «Книге суммарного учета», на число зарегистрированных читателей, или на число жителей населенного пункта. К = Ф: А, К = Ф: Ж По книгообеспеченности пользователя, жителя можно судить, достаточно ли в библиотеке книг для обеспечения запросов. Оптимальная книгообеспеченность на одного пользователя 8-12; на одного жителя 7. «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» рекомендует среднюю книгообеспеченность одного жителя томов, в том числе в городе -5-7, на селе -7-9.

35 Анализ книгообеспеченности пользователя Сиглы средняя Ф.1 28,7 31,1 29,6 29,8 Ф.4 40,6 42,5 42,2 41,8 Ф.6 37,3 43,6 45,0 41,9 Ф.7 16,4 16,4 16,5 16,4 Ф.10 31,3 30,2 30,3 30,6 Ф.11 17,9 22,0 23,0 20,9 Ф.16 31,8 31,3 34,1 32,4 ЦГДБ 14,3 13,2 12,5 13,3 МРБ 16,8 22,7 23,9 21,1

36 Что помогла выявить таблица? Избыточные фонды в библиотеках: Бабгубской городской, Сельской п. Сокол, Панозерской сельской, Куземской сельской. РЕШЕНИЕ СПИСАНИЕ.

37 Анализ книгообеспеченности жителя Сиглы средняя Ф.1 7,7 7,7 7,4 7,6 Ф.4 14,3 13,7 13,7 13,9 Ф.6 9,8 9,4 9,8 9,7 Ф.7 11,4 11,6 11,5 11,5 Ф.10 15,3 16,9 17,9 16,7 Ф.11 14,0 14,9 14,7 14,5 Ф.16 15,6 15,4 14,7 15,2 ЦГДБ 2,3 2,2 2,1 2,2 МРБ 3,9 4,0 3,0 3,6

38 ВЫВОД: Излишне высокая книгообеспеченность ведет к снижению обращаемости, в итоге к омертвению фонда.

39 Пятый показатель: ОБРАЩАЕМОСТЬ.

40 Обращаемость библиотечного фонда показывает интенсивность использования библиотечного фонда, высчитывается по формуле: Об = В:Ф, где ОБ обращаемость, В книговыдача, Ф объем фонда. Верхняя граница оптимальной величины обращаемости - 3, нижняя граница 2.

41 Анализ обращаемости библиотечного фонда МУ «Кемская МРБ» Сиглы средняя Ф.1 1,1 1,0 1,1 1,1 Ф.4 0,7 0,7 0,7 0,7 Ф.6 1,5 1,2 1,4 1,4 Ф.7 2,5 2,6 2,6 2,6 Ф.10 2,0 2,3 2,0 2,1 Ф.11 2,4 1,8 1,9 2,0 Ф.16 2,2 1,7 1,9 1,9 ЦГДБ 1,7 1,8 1,9 1,8 МРБ 1,7 1,6 1,7 1,7

42 Шестой показатель: ТЕМПЫ РОСТА.

43 Большое значение в статистическом анализе фонда имеют показатели динамики развития или роста. Они характеризуют изменение явления во времени и вычисляются путем сопоставления однородных показателей за различные отрезки времени.

44 Важное место в статистическом анализе занимает изучение в едином комплексе таких показателей, как книгообеспеченность, читаемость, обращаемость.

45 сиглы Обращаемость Ср Читаемость 25 кн. Книгообеспече нность 8-12 оценка Ф.1 1,1 Н 31,4 В 29,8 В Фонд перенаныщен Ф.4 0,7 Н 30,3 В 41,8 В Ф.6 1,4 Н 63,2 В 41,9 В Ф.7 2,6 Н 43,3 В 16,4 В Ф.10 2,1 Н 61,4 В 30,6 В Ф.11 2,0 Н 45,7 В 20,9 В Ф.16 1,9 Н 66,8 В 32,4 В Фонд перенасыщен ЦГДБ 1,8 Н 24,5 Н 13,3 В Освобожд от ветх. лит. МРБ 1,7 Н 31,0 В 21,1 В Фонд перенасыщен

46 ВЫВОД: Анализ первичной статистики позволяет получить более полную и объективную информации о библиотечном фонде, без которого, в принципе, библиотека существовать не может.

47 Спасибо за внимание!


Моделирование фонда Понятие «Моделирование» Модель фонда - идеальный условный образ фонда, отражающий реальное или желаемое состояние его в виде словесного описания, схемы, статистического показателя,

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Анжеро-Судженского городского округа «Централизованная библиотечная система» 2016 г. 12+ ЗАПРОС требование о выдаче конкретного документа Удовлетворенный запрос

Проблемы и перспективы комплектования библиотечных фондов в современных условиях: опыт работы Муниципального учреждения культуры «Ряжская центральная библиотека» Выступление Е.А. Караваевой, заведующей

УТВЕРЖДЕНО: постановлением Администрации города Сергиев Посад от 01.02.2016 30-п МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ на оказание муниципальной услуги (выполнение работ): Библиотечное, библиографическое и информационное

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование» Тенденции стандартизации современной библиотечной

Группа компаний «Аверс» (ООО «ФинПромМаркет XXI») информационно-аналитическая система «Аверс: Библиотека» ИАС «Аверс: Библиотека» Программа предназначена для автоматизации процессов обработки и учета всех

6 МУК централизованная библиотечная система г.арзамаса ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ Одна из главных задач библиотеки удовлетворение информационных потребностей пользователей. Для этого необходим

УТВЕРЖДАЮ Руководитель наименование библиотечного учреждения ФИО 20 г. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЕДИНОМ ФОНДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ наименование библиотечного учреждения 1. Общие положения 1.1. Настоящее

Основные количественные показатели работы библиотеки вуза за 2013 год Полное наименование библиотеки Аббревиатура библиотеки вуза Адрес сайта вуза Адрес сайта библиотеки Категория библиотеки Наименование

347 7. Кравченко, А.И. Культурология: учеб.е пособ. / А.И. Кравченко. - М., 2 0 0 1.-9 9 с. 8. Социализация и инкультурация личности посредством хореографии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mmlib.net/pages-6017.html.

ГУК «Псковская областная универсальная научная библиотека» Общедоступные библиотеки Псковской области в цифрах 2010 год Псков 2011 В настоящем издании публикуются статистические данные о деятельности общедоступных

Положение МБОУ СОШ 32 о работе с фондом учебной литературы г. Озѐрск, Челябинской области, 2014 г. 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок обеспечения школьников учебниками

ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДОВ Комплектование библиотечных фондов ЦБС г Арзамаса является проблематичным уже который год. Все библиотеки города отмечают недостаток средств на обновление фондов. Год

Основные количественные показатели работы библиотеки вуза за 2015 год (согласно поправкам, принятым Зональным советом 05.10.2015) Полное наименование библиотеки Аббревиатура библиотеки вуза Адрес сайта

Отчет о работе школьной библиотеки Наряду с единицами и показателями учета работы библиотеки, отраженными в соответствующих ГОСТах, в планах и, особенно в отчетах библиотеки, большое значение имеют дополнительные

Сводные показатели общедоступных библиотек Томской области в динамике 2006-2010 годов Таблица 1 Наименование показателей Годы 2006 2007 2008* 2009* 2010* Количество библиотек 333 280 281 281 283 Количество

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный институт искусств» Колледж

Библиотека филиал 4 п. Шудаяг МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта» Отчет за 2017 год Общие сведения о библиотеке Название (по Уставу) Библиотека филиал 4 (п. Шудаяг) Адрес: почтовый индекс, населенный

Приложение 2 к Анкете для осуществления мониторинга реализации основных положений «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки» в области Показатели и критерии оценки деятельности ЦБС /

«Внедрение АИБС «1С:Школьная библиотека» в образовательные учреждения» Федорова Елена Николаевна, зав. каф. систем автоматизации управления факультета экономики, права и автоматизации управления ОГОАУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В ЦИФРАХ Сеть муниципальных библиотек Тульской области Наименование ЦБС Общее число библиотек 2000 2001 1 Алексинская 23 23 2 Арсеньевская 21 21 3 Белевская 24 24 4 Богородицкая

Наименование показателя Количество потребителей государственных услуг (количество посещений, тыс. чел) «Утверждаю» Директор МБУК «Карачевская МРБ им. Баранских Н.Н. и Н.В.» Иванова М.И. Приказ 218 от 25.12.

ОДОБРЕНО Ученым советом ДВФ ВАВТ Протокол 4 от «28» ноября 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ о формировании фонда библиотеки Дальневосточного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

1 Приложение 2 Утверждены Постановлением администрации района От 04.12.2013 1344 Показатели оценки эффективности деятельности работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Районная библиотека»

Паспорт библиотеки общеобразовательного учреждения Название учреждения МОУ Фировская средняя общеобразовательная школа Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения Гали Гамбарисович Сулейманов Ф.И.О.

Муниципальное казенное учреждение культуры ТИХОРЕЦКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА муниципального образования Тихорецкий район сектор прогнозирования и развития библиотечного дела аналитико-статистический

Содержание 1. Область применения... 3 2. Нормативные ссылки... 3 3. Термины. Определения... 3 4. Состав и структура фонда... 4 5. Общие принципы и порядок комплектования... 5 6. Исключение документов из

1. Общие положения 1.1. Данное положение разработано в соответствии со статьей 18 пунктами 3.4-8.9 ФЗ от 29.12.2012 273 "Об образовании в РФ", "Инструкции о создании и обновлении библиотечных фондов учебников,

Лист 2/10 СОКРАЩЕНИЯ НИР научно-исследовательская работа ДОР дифференцированное обслуживание руководителей БД база данных ЕБДФ Единый библиотечный документный фонд НБ научная библиотека Документ не подлежит

Принципы и порядок комплектования отражают общие подходы к комплектованию, перечень документов, на основании которых осуществляется процесс комплектования в библиотеке, степень актуальности по циклам дисциплин,

МБУ «Межпоселенческая центральная районная библиотека» Кемского муниципального района Кемь, 2016 г. Библиотеки, в силу своей специфической деятельности, как и все остальные учреждения культуры, располагают

2. Порядок учёта фонда учебной литературы 2.1. К фонду учебной литературы относятся: все учебники; учебные пособия; орфографические словари; математические таблицы; сборники упражнений и задач; практикумы;

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В БИБЛИОТЕКЕ И ЕГО УЧЁТ 2016 Библиотечная система университета Дубна Статистическая форма ВПО и СПО Из Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ СЕМИНАР, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Комплексный подход к библиотечному фонду: теоретические и методические основы стандартизации 1 апреля 2016 г.

Тестовые задания ТЕСТ 1 Назовите подсистемы библиотеки, не указанные на схеме:? Биб. фонды Сотрудники б-ки? 1.Материально-техническая база библиотеки 2.Контингент пользователей 3.Каталоги библиотеки 4.Администрация

Библиотек Брянщины (по сравнению с предыдущим годом) 2 Количество новых поступлений в библиотечный фонд (тыс.) Экз. док. 100 % плана 100 % плана 0-3 3 Количество изданий в библиотеке в расчете на 1 жителя

В.В. Демина, гл. библиотекарь отдела библиотечного развития ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТОЯНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ Совокупный объем документного фонда сети государственных и муниципальных общедоступных библиотек

Министерство культуры Республики Крым Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Крым «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко» Научно-методический отдел

Министерство культуры Ростовской области ГУК РО «Донская государственная публичная библиотека» Информационно-библиографический отдел Статистический учет в библиотечно-информационных центрах Ростовской

Основы формирования библиотечного фонда Теоретические основы Понятие «Библиотечный фонд» Библиотечный фонд - это систематическое собрание документов, подобранное в соответствии с задачами, типом и профилем

Муниципальное казенное учреждение «Калининская межпоселенческая библиотека» Отдел комплектования и обработки литературы «Формирование библиотечного фонда» Методическая консультация ст. Калининская 2015

МУ ЦБС Карталинского муниципального района Информационно-методический отдел Рекомендации по заполнению статистической формы 6-НК Составитель: зав. ИМО Н.Г. Уткина Общие требования к заполнению бланка отчета

Б3.Б.4 Библиотечный фонд Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Культурологии и межкультурных коммуникаций, теории

Управление библиотечным фондом Понятие «Управление» Управление фондом - целостная система, а не отдельная фаза. Управление библиотечным фондом это постоянное целесообразное упорядочение изменение его при

ПРИЛОЖЕНИЕ к учебно-воспитательному плану I. Анализ работы. ПЛАН РАБОТЫ школьной библиотеки МОУ СОШ 11 на 2016-2017учебный год. Библиотека Спокойненской школы 11 находится в здании школы, обслуживает учащихся

АДМИНИСТРАЦИЯ КОТЕЛЬНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21.5.218 г. 31 Об утверждении программы «Укрепление и развитие материально-технической базы МКУК «Межпоселенческая

Положение о формировании фонда библиотеки «Александровского сельскохозяйственного колледжа» составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О библиотечном деле», на основании Примерного

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» В ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕКАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ Ломановская Е. Д. зам. директора ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Науширванова Г.Р Башкирский государственный аграрный университет, Уфа, Россия STATISTICAL STUDY OF HEALTH IN THE RUSSIAN FEDERATION

Основные показатели и критерии качества при предоставлении муниципальных услуг и выполнении работ МКУК «Центральная библиотека г. Майского» за 2016 год 1. Услуги 1.1. Библиотечное, библиографическое и

1 Информационно-библиографическая деятельность год 1.1. Состояние справочно-библиографического аппарата 1.1.. СБФ по количеству Год Энциклопедии Справочники Словари Библиографические пособия 17 Поступило

Методические указания по заполнению формы «Основные количественные показатели работы библиотеки вуза» 1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА БИБЛИОТЕКИ 1.1 Общая площадь библиотеки (кв. м) Указывается суммарная

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ТЕМА: СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 1. Понятие и классификация рядов динамики 2. Сопоставление уровней и смыкание рядов

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е К А З Е Н Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е К У Л Ь Т У Р Ы Т И Х О Р Е Ц К А Я центральная межпоселенческая МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН сектор прогнозирования и развития

Приложение 3 к приказу 143 от 29.03.2017 Должностная инструкция руководителя информационно-библиотечного центра МАОУ СОШ 30 УТВЕРЖДАЮ Директор учреждения И.С. Разуваева 1.Общие положения 1.1. Руководитель

Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Исследование деятельности медицинских библиотек России Дрешер Ю.Н. д.п.н., профессор, директор РМБИЦ, лауреат премии правительства РФ в области

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский Информационная карта процесса Библиотечное и информационное

Сдобникова Маргарита Юрьевна, зам. директора по научной работе Морозова Вера Алексеевна, зав. отделом формирования и организации фондов Владимирская областная научная библиотека Опыт корпоративного использования

Международная Олимпиада: «Вектор развития «Статистика» Задание 1. Верно ли данное высказывание: 1. Относительные величины могут выражаться коэффициентами, процентами, промилле. 2. Монографическое обследование

Приложение 25 к приказу 97/11 от «3» сентября 2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке учета и выдачи библиотечного фонда учебников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной

Утверждаю: Директор Е.Ю.Чмеленко Паспорт библиотеки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 65 им. Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «У Т В Е Р Ж Д А Ю» городского округа Краснотурьинск Директор «Централизованная библиотечная система» Л.В.Шумская Приказ 38-О от 01.06.2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ о Центральной

Информационный комплекс процессов комплектования в библиотеке вуза Шарова Т.С., Тимонина Л.С., Рощина Ю.П., Лисицына Л.А. www.uni-dubna.ru Государственный Университет создан 27 сентября 1994 г. Учредитель

ОТЧЕТ о выполнении государственного задания по предоставлению государственных услуг (выполнению работ) за 2015 год квартал/год Полное наименование организации, оказывающей государственные услуги Орган

Содержание Предисловие 3 1. Общие положения 3 2. Состав и структура Фонда 4 3. Общие принципы и порядок комплектования 5 4. Регламент закупки учебной литературы 6 5. Исключение документов из фонда 7 6.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Енотаевского филиала ГАОУ АО ВПО «АИСИ» Кузнецова В.Г.. 2014 г. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОМПЛЕКТОВАНИЯ БИБЛИОТЕКИ Енотаевского филиала ГАОУ АО ВПО «АИСИ» Введение Тематический план комплектования

Задача с решением на тему «Ряды динамики» (общая статистика) ЗАДАНИЕ Имеются данные о производстве и потреблении электроэнергии в РФ, электроэнергии 995 996 997 998 999 2 2 22 23 84,4 827,7 84,4 89, 832,

Приложение 2 Утверждено приказом 16-о.д. директора МБУ «Печорская МЦБС» 28 февраля 2012 года Е.А. Васильева ПОЛОЖЕНИЕ о модельной сельской библиотеке-филиале 6 п. Каджером МБУ «Печорская МЦБС» 1. Общие

Утверждаю: Директор РМБУК «ШБС» И.В.Мергес 2015 г. Инструкция по учету статистических показателей работы РМБУК «Шушенская библиотечная система» и сельских библиотек района 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Инструкция

Приложение 1 к приказу Министерства культуры Республики от «12» 09 2008 719 ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ оценки эффективности деятельности руководителей и работников муниципальных бюджетных библиотек 1. Интенсивность

СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ ТЕМА: СТАТИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ 1. Задачи демографической статистики 2. Источники данных о населении 3. Категории населения 4. Анализ численности населения 5. Изучение состава населения

Одним из важнейших аспектов управления деятельностью по формированию документного фонда является проблема обеспе-чения качества документного фонда как ее конечного результата.

В библиотечной практике анализ качества документного фонда проводится давно. Его принято называть «изучением библиотечного фонда». В ходе изучения фонда осуществляется сбор и анализ информации о его состоянии и использовании, и на этой основе дается оценка оптимальности состава документного фонда, выявляются отклонения и принимаются решения по их регулированию.

Для изучения документных фондов принято использовать следующие методы:

Повседневное наблюдение при работе с фондом;

Статистический анализ;

Социологические методы;

Библиографический метод.

Повседневное наблюдение является наименее затратным методом изучения фонда. Его осуществляют сотрудники, работающие с фондом на разных технологических участках — в подразделениях комплектования и обработки документов, в хранилищах на обслуживании пользователей.

Метод предполагает:

Быстрое ознакомление с содержанием документа при обработке поступлений, при подготовке выставок, перед выдачей и при расстановке документов. Это позволяет работнику лучше знать состав фонда, свободно ориентироваться в фонде, быстро находить документ по запросу, рекомендовать документы из фонда в ответ на неопределенный запрос пользователя. На основе такого ознакомления принимается множество оперативных решений по корректировке размещения и по продвижению документа пользователю;

Наблюдение за интенсивностью спроса по различным темам, на те или иные виды документов, а также на отделы документы. Благодаря этому можно выявить документы повышенного спроса, недостаточную или избыточную экземплярность документов, малоспрашиваемые и незаслуженно забытые издания, чтобы отрегулировать процессы пополнения фонда, вторичного отбора и перераспределения фондов. Кроме того, сотрудники, осуществляющие выдачу документов из фонда, могут персонифицировать спрос на отдельные документы, отслеживать, какие группы пользователей имеют интерес к той или иной части документного фонда. Все это дает важную информацию для корректировки состава фонда;

Наблюдение за отказами по различным причинам (выдано, нет на месте, нет в фонде и т. п.). Повседневное наблюдение помогает отслеживать различные ситуации, приводящие к отказам, выявлять типичные сбои и ошибки на различных этапах формирования фонда, приводящие к отказам на отдельные документы, а также оперативно исправлять их, своевременно диагностировать и снимать неудовлетворенность пользователя;

Наблюдение за состоянием материальной основы отдельных документов, которое позволяет своевременно принимать меры по реставрации ветхих или испорченных документов ментов, по замене документов, пришедших в негодность. Кроме того, оно помогает оперативно выявлять возникающие проблемы сохранности документов в фонде, чтобы пресекать действия вредоносных факторов.


Метод повседневного наблюдения прост и эффективен, поскольку при малых затратах труда, времени и материальных ресурсов позволяет выявлять и корректировать разнообразные недочеты и погрешности, допущенные при формировании фонда. Однако его непременным условием становится желание сотрудников осуществлять наблюдения и корректировки, стремиться к повышению качества документного фонда. Поэтому результативность данного метода напрямую зависит от профессионализма и мотивированности сотрудников. Его недостатком является субъективность получаемой информации о фонде и его востребованности. Для снижения субъективности необходимо одновременно применять и другие методы оценки качества фонда.

Значительно большей объективностью обладает метод статистического анализа, который базируется на количественных данных о состоянии и использовании документного фонда, собранных в результате сплошного учета фонда и фактов его использования.

Количественные данные, полученные в результате суммирования данных учета, называются абсолютными (базовыми) показателями.

К абсолютным показателям относятся все количественные данные, регистрируемые в Книге суммарного учета фонда:

Объем фонда в экземплярах, или общее количество документов в фонде;

Объем фонда в названиях, который характеризует информационное разнообразие фонда;

Объемы подфондов по видам документов, по отраслям, по языкам и др.;

Объем новых поступлений, т. е. количество документов, поступивших в фонд в течение определенного периода, а также объемы поступлений по отдельным видам документов, по отраслям, по языкам, источникам комплектования и др.;

Количество выбывших из фонда документов, в том числе по видам документов, по отраслям, по языкам, причинам выбытия и др.

К абсолютным показателям относятся и статистические данные, полученные в результате учета фактов использования документов из фонда. Основным показателем использования документного фонда является выдача (книговыдача, документо-выдача) — это количество документов, выданных из фонда пользователям. Объемы выдачи также разделяют по видам документов, по отраслям, по языкам и другим признакам (частная книговыдача) — по аналогии с объемами подфондов. Это позволяет анализировать состояние и использование отдельных подфондов и производить более тонкую настройку каждого раздела фонда.

В анализе документного фонда и его использования применяется также показатель количества пользователей, характеризующий диапазон его востребованности. Кроме общего количества пользователей, желательно количественно отслеживать потоки потребителей, обращающихся в отдельные подфонды. Благодаря этому можно оценивать востребованность каждого подфонда. Дифференциация данных показателей по различным признакам (полу, возрасту, уровню образования, категориям специалистов и пр.) помогает выявить соотношение пользовательских групп, предпочитающих те или иные разделы фонда.

Абсолютные показатели одного вида можно сравнивать друг с другом, выстраивать на их основе графики, выявляя тенденции роста или спада в показателях фонда и его использования. Однако оценить качество фонда и оптимальность его состава непосредственно по абсолютным показателям невозможно. Поэтому в статистическом анализе используются и относительные показатели.

Относительные показатели рассчитываются на основе абсолютных по специальным формулам, поэтому иногда их называют «расчетными». «Относительными» их называют потому, что в них количественно выражаются отношения двух сравниваемых между собой показателей, например, объема фонда и количества пользователей или объема фонда и объема новых поступлений и т. д. Как правило, относительные показатели получаются в результате деления одного из показателей на другой, принятый за базу сравнения, и выражаются в коэффициентах (кратных отношениях) или процентах, а в некоторых случаях — именованными числами (например, количество экземпляров на одного пользователя).

Их преимущество перед абсолютными показателями состоит в том, что они устанавливают соотношение между различными явлениями и позволяют наблюдать и сравнивать их соотносительность в разных фондах или подфондах. При значительных различиях в абсолютных показателях (ситуация несопоставимости) относительные показатели могут оказаться близкими по значению. Например, в одном из документных фондов при объеме 2 тыс. экз. выдается в год 4 тыс. экз., в другом фонде объем составляет 100 тыс. экз., и в год выдается 200 тыс. экз. — какой из этих фондов оптимальнее? При всем различии абсолютных величин, характеризующих фонд и выдачу документов (в 50 раз!), соотношение величин в каждом из них оказывается одинаковым: объем книговыдачи в 2 раза превышает объем фонда. Это означает, что каждый документ из фонда был выдан в течение года в среднем 2 раза (показатель обращаемости фонда).

Таким образом, относительные показатели не только помогают увидеть зависимость между объемом фонда и книговыдачи (либо другими показателями), но и позволяют сопоставлять состояние и использование различных фондов. Для многих из них разрабатываются нормативы, которые устанавливают приемлемый уровень соотношений. Отклонения от нормативного показателя свидетельствует об имеющихся проблемах в фонде. Так, если показатель обращаемости фонда ниже нормативного, то это говорит о том, что фонд имеет низкую востребованность, значительная часть документов в нем не пользуется спросом.

Если же показатель обращаемости фонда оказывается выше нормативного, то это свидетельствует о сверхактивном использовании фонда. Такая ситуация не только приводит к быстрому изнашиванию документов, но и побуждает работников строго ограничивать сроки пользования документом. В конечном итоге это сигнал о том, что документов недостаточно для полноценного обслуживания потребителей. Различают относительные показатели состава (состояния), развития и использования документного фонда.

Состав документного фонда характеризуют книгообеспеченность, показатели удельного веса каждого подфонда и коэффициент полноты комплектования. Книгообеспеченность показывает, сколько в среднем документов из фонда приходится на одного пользователя. Если этот показатель низок, то вводятся ограничения на пользование документами в связи с тем, что их недостаточно для удовлетворения поступающих запросов. Все это снижает удовлетворенность потребителя и, соответственно, качественные свойства фонда. Значительное превышение норматива книгообеспеченности снижает эффективность формирования документного фонда, поскольку большая доля пассивного фонда не приносит пользы, но требует затрат на ее содержание.

Удельный вес подфонда отражает его долю в общем объеме фонда, выраженную в процентах. Расчет удельного веса каждого из подфондов позволяет получить представление о структуре фонда, о количественном соотношении между подфондами, предусматривает сравнение строения разных подфондов. При сопоставлении с удельным весом книговыдачи из данного фонда становится возможным оценка его укомплектованности, способности удовлетворять запросы по своему профилю. Благодаря такому анализу выявляются наиболее проблемные и наиболее качественные разделы данного документного фонда. Расчет удельного веса поступлений/выбытий по отраслям, типам документов или другим основаниям структурирования позволит изучать структуру новых поступлений или анализировать потоки выбывающих документов. Структуру новых поступлений и/или структурное распределение выбывающих документов по различным признакам сопоставляют между собой или со структурой документного фонда в целом, что позволяет наблюдать пропорциональность развития разных подфондов.

Коэффициент полноты комплектования количественно характеризует долю в фонде или подфонде документов из профильного документопотока. Как известно, лишь ограниченное число документных фондов/подфондов стремится к исчерпывающей полноте, и соответственно данный показатель в них должен составлять 100%. В других фондах степень полноты колеблется от справочной (20%) до максимально релевантной (75%). В соответствии с особенностями профиля можно рассчитывать этот показатель по отдельным видам/типам документов и даже отдельным темам, поскольку в разных фондах/под фондах акценты полноты могут расставляться со значительной долей детализации.

Для получения количественных показателей документопотока производят его статистическое мониторинговое исследование на основе текущих библиографических изданий по профилю фонда. Для сопоставимости показателей фонда и документопотока следует выбирать один и тот же период для изучения. Наиболее актуальными считаются новые документы, вышедшие в течение последних 3-5 лет, которые и следует выявить в фонде и в документном потоке. Но при желании хронологические границы исследования можно расширить.

Для статистической оценки качества документного фонда большое значение имеют относительные показатели использования фонда.

Как уже известно, одним из показателей полноты фонда является удовлетворенный пользовательский спрос. Для оценки оптимальности полноты как важного потребительского свойства документного фонда рассчитывается удельный вес удовлетворенного спроса (коэффициент удовлетворения запросов). В соответствии с критерием оптимальности Парето соотношение удовлетворенных запросов и отказов должно составлять 80% : 20%. Если в документном фонде такое соотношение поддерживается, то он является оптимально качественным.

Показатели обращаемости фонда и читаемости характеризуют интенсивность использования документного фонда, а, следовательно, его востребованность. В этом смысле могут быть отнесены к показателям качества фонда.

Относительные показатели развития документного фонда характеризуют темпы и пропорции обновления его состава. Документный фонд должен изменяться в соответствии с развитием информационных потребностей и тенденциями спроса. Поэтому оценка полученных показателей производится в сравнении с динамикой изменений других показателей — прежде всего с количеством пользователей. Большое значение придается равномерной поступательности роста, отсутствию резких колебаний в темпах роста и прироста, которые служат свидетельством того, что все возникающие ситуации находятся под контролем, являются управляемыми.

Потребительские свойства документного фонда отражает показатель обновляемости фонда. Традиционный подход к пониманию обновляемости трактует ее как удельный вес (долю) новых поступлений в общем объеме фонда. Этот показатель позволят контролировать объемы новых поступлений, которые не должны существенно снижаться. Другой подход к определению обновляемости рассматривает период времени, за который фонд должен полностью обновиться. Для различных фондов он может колебаться от 10 до 30 лет. Но данный подход неприменим к фондам, в составе которого имеются документы «вечного хранения».

Качество документного фонда характеризует и уровень представленности в фонде новых документов. В Модельном стандарте публичной библиотеки определяется доля новых документов в составе фонда, которая должна быть не менее 50% от объема фонда. Однако этот норматив также может колебаться в зависимости от задач фонда и особенностей профиля.

Таким образом, почти все нормативы относительных показателей документного фонда в настоящее время носят рекомендательный, ориентирующий характер. При выборе имеющихся нормативов следует иметь в виду ограниченность их действия. Прежде всего, они разрабатываются для документных фондов определенного типа. Наибольшее распространение получили нормативы для публичных (ранее — массовых библиотек). Это связано с их численным преобладанием и широкой аудиторией их пользователей. Нормативы для фондов массовых библиотек ориентировались в первую очередь на эффективность использования фондов. Для современных публичных библиотек актуальны задачи существенного улучшения их материально-технической базы и увеличения объемов финансирования со стороны государственных и муниципальных органов. Поэтому новые нормативы задают повышенные требования, прежде всего, к ресурсной стороне формирования документных фондов. В этой связи наблюдается тенденция к росту некоторых нормативных показателей, например, норматива книгообеспеченности.

Для других документных фондов нормативы публичных библиотек могут быть неприемлемы. К примеру, книгообеспеченность учебных фондов рассчитывается исходя из других оснований (количество учебников на 1 учащегося), поэтому традиционно рассчитанная книгообеспеченность здесь будет во много раз превышена. В справочно-библиографическом фонде показатель книгообеспеченности не имеет принципиального значения, потому что использование документов в них кратковременно. Для оценки его качества важнее коэффициент полноты комплектования.

Показатель обращаемости в научном фонде объективно ниже, чем в публичной библиотеке, поскольку спрос на документы в них более индивидуализирован; здесь меньше типовых запросов, и при этом они не отличается массовостью. В фонде периодических изданий читаемость всегда выше, чем в книжном фонде или в фонотеке. При использовании сетевых ресурсов она увеличивается многократно в связи с высоким уровнем информационного шума при поиске по запросу.

Все сказанное приводит к выводу, что для каждого отдельного фонда может разрабатываться собственный стандарт оценки качества, в котором должны быть учтены целевые особенности фонда, его профиль и требования пользователей данного фонда.

Метод статистического анализа предусматривает сравнение показателей документного фонда, полученных в результате учета и/или расчета, с другими, принятыми в качестве эталона: базового уровня. В результате выявляются отклонения от оптимального состояния и функционирования фонда.

В качестве эталона сравнения обычно служат нормативные показатели, которые становятся идеальными количественными моделями фонда. Поэтому в первую очередь оценка качества фонда производится путем сопоставления реальных показателей со стандартами и нормативами.

Значительное распространение получил сравнительный анализ текущих показателей и аналогичных показателей данного фонда за предыдущие периоды (год, квартал, месяц и пр.). Он позволяет делать выводы о том, какие изменения происходят в фонде в последние годы. Если эти изменения позитивны, то необходимо их поддерживать и усиливать; если же наблюдаются негативные тенденции в развитии фонда, то требуются решения по противодействию им.

Интересную информацию дает сравнение статистических показателей данного фонда с аналогичными показателями фонда других библиотек и информационных служб. При сравнении с показателями однотипных фондов выявляются возможности повышения эффективности деятельности по формированию использованию фонда. Сравнение с показателями фондов, имеющих другие задачи и состав, способствует более глубокому пониманию происходящих процессов и механизмов востребованности документных фондов.

Однако наиболее глубокие выводы позволяет сделать комплексный анализ документного фонда. Для этого сопоставляются между собой все абсолютные и относительные показатели фонда. В результате выявляются наиболее влиятельные факторы, определяющие ситуацию.

Особенно показательно сопоставление величин обращаемости (Об), читаемости (Ч) и книгообеспеченности (Ко). Например, в результате расчетов получено следующее соотношение данных показателей: Об = 6,5; Ч = 16; Ко = 8,4. Как видим, уровень книгообеспеченности соответствует минимальной норме, читаемость тоже отвечает нормативным требованиям, однако высок показатель обращаемости. Очевидно, что в данном фонде катастрофически не хватает документов и при использовании применяются сдерживающие ограничения по количеству выдаваемых документов и по срокам пользования ими. Вывод: требуется докомплектование данного фонда.

Другой пример: Об = 0,7; Ч = 21; Ко = 31. Как видим, читательская активность достаточно высока, но фонд явно перенасыщен (высокая книгообеспеченность и низкий уровень обращаемости фонда). Можно говорить о том, что значительная часть фонда пассивна. Такая ситуация обычно характерна для научных фондов. Главной проблемой в данном фонде является дефицит помещений для хранения фонда.

Таким образом, статистический анализ является средством распознавания проблемных ситуаций в фонде, которые снижают его качественные свойства.

С помощью статистического анализа можно диагностировать следующие проблемы:

Несоответствие фонда/подфонда запросам пользователей (масштабы неудовлетворенного спроса);

Наличие пассивных частей фонда;

Несоответствие отраслевой структуры фонда структуре спроса;

Нарушения в нормальном развитии фонда и др.

Кроме того, статистический анализ может служить обоснованием для определения плановых показателей деятельности и выявления скрытых резервов для повышения эффективности использования фонда.

В оценке качества документного фонда все большее значение приобретают социологические методы. Они предполагают изучение мнений пользователей о данном фонде, служат для выявления их удовлетворенности документным фондом. Благодаря этим методам выявляется уникальная информация, которую невозможно получить другими способами, но без нее понимание проблем качества документного фонда оказалось бы неполным.

Самыми распространенными из социологических методов являются опросы — анкетирование, интервьюирование. Их достоинством является то, что потребитель имеет возможность непосредственно высказать свое мнение о том, что ему нравится или не нравится. Однако требуется большое мастерство для того, чтобы побудить его это сделать откровенно и по существу. Принято считать, что главным недостатком результатов опросов является субъективность суждений, которую в социологии снижают через расширение круга респондентов, когда статистические погрешности становятся не слишком значительными.

При оценке качества фонда единичные мнения столь же значимы, как ответы большинства, поскольку, отвечая на вопросы анкеты или интервьюера, лишь немногие пользователи готовы формулировать причины своей неудовлетворенности. Большая же часть респондентов скрывает теневые стороны своих мнений за стандартными и вежливыми ответами или отговорками. Поэтому очень распространена ситуация, когда статистика ответов рисует позитивную картину удовлетворенности пользователей, но реальная оценка качества, оставаясь за границами опросов, определяет нежелательное поведение потребителей по отношению к данному фонду.

Другой формой узнать мнение пользователей о фонде является предоставление им возможности вносить свои предложения по комплектованию. В некоторых автоматизированных информационных системах для библиотек и информационных служб создается специальный модуль в электронном каталоге, где пользователи могут записать название тех документов на разных носителях, которые им необходимы, но которые отсутствуют в фонде. Такой подход к выявлению отказов дает более объективную картину неудовлетворенного спроса, чем их учет работниками.

Разновидностью опроса является экспертный опрос, в котором респондентами и субъектами оценивания выступают эксперты. т. е. высококвалифицированные специалисты, компетентные в области, связанной с профилем данного документного фонда. Как правило, к экспертному оцениванию прибегают в том случае, когда невозможно непосредственное измерение процессов или явлений либо когда пользователи не могут быть достаточное компетентны для оценки документного фонда. Например, для оценки фонда детской литературы в качестве экспертов могут быть привлечены руководители детского чтения; для оценки учебного фонда — преподаватели данных предметов. Экспертные оценки содержания документа позволяют принимать решение о включении или, напротив, исключении того или иного документа из фонда. Данный метод целесообразно использовать также для оценки качества ядра фонда или его моделирования.

Процедура экспертной оценки предусматривает заполнение оценочного листа, в котором перечислены документы и/или некоторые важнейшие параметры для оценки данного фонда/подфонда: например, удобство расстановки документов, удобочитаемость документов, частота спроса на тот или иной документ, культура обслуживания пользователей, эстетичность среды и др.

Для оценки степени выраженности качественных свойств по данным параметрам могут использоваться различные оценочные шкалы:

Дихотомическая шкала, фиксирующая наличие или отсутствие того или иного свойства и предусматривающая выбор вариантов — «да/нет»,«+/-». Например, «удобно/неудобно», «соответствует/не соответствует»;

Ранговая шкала, применяемая в тех случаях, когда некоторый признак не может быть измерен, но объекты могут сравниваться между собой и упорядочиваться от более качественного к менее качественным. В этом случае эксперту предлагается упорядочить предложенный список объектов, понятий или суждений по определенному критерию — например, документов по степени ценности;

Сферическая шкала, в которой качественные свойства оцениваются по степени их выраженности у объекта. Например, при оценке интенсивности спроса на конкретный документ эксперт выбирает один из вариантов, характеризующих данный параметр: «постоянно», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Каждому варианту может быть присвоено определенное количество баллов, которые впоследствии суммируются. Благодаря этому, появляется возможность определить, насколько данный признак, по мнению экспертов, более или менее выражен у одного объекта по сравнению с другим. Разновидностью сферической шкалы является 5-10-100-балльная оценка свойств фонда.

Экспертные оценки основываются на суждениях отдельных людей, хотя и высокопрофессиональных, поэтому они в значительной степени субъективны. Объективность экспертного оценивания достигается путем специальных методов формирован групп экспертов, продуманных форм вопросов и ответов, компьютерной обработки результатов и пр.

Электронные каталоги открывают новые возможности ведения наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей. Для совершенствования качества фонда можно проследить, сколько и каких документов реально может найти в каталоге пользователь по той или иной рубрике. Аналогично можно выявлять лидеров спроса среди отдельных документов, которые были выбраны при поиске по запросу, и оценивать соответствие их экземплярности реальному спросу.

В некоторых ситуациях целесообразно использовать метод выборочного наблюдения. Например, в течение определенного периода учитывать запросы и книговыдачу по определенной теме, которая не включена в параметры сплошного учета выдачи. Полученная информация прояснит положение дел в той или иной нетипичной ситуации и поможет принять обоснованное решение по ее исправлению.

Аналогичные цели достигаются с помощью анализа формуляров пользователей, поскольку это позволяет выявить выдачу по отдельным темам или видам документов и при этом соотнести ее с отдельными группами пользователей. Благодаря этому появляется возможность выявлять предпочтения тех или иных групп пользователей и частоту спроса на отдельные документы, если не используется других способов его учета. Преимущество анализа формуляров перед методом выборочного наблюдения состоит в том, что доступны более длительные периоды наблюдения, позволяющие выявлять тенденции и делать надежны выводы.

В выявлении пользовательских предпочтений можно использовать метод эксперимента. В науке данный метод (от лат. experimentum — проба, опыт) применяется для выявления причинно-следственных связей или проверки гипотезы путем пробного воспроизведения объекта или ситуации. В качестве эксперимента можно использовать перестановку, выделение временного подфонда, организацию выставки с документами определенного типа или содержания для того, чтобы понаблюдать за информационным поведением пользователей, а после этого принимать решения по совершенствованию фонда. Надежность выводов обеспечивается учетом наблюдаемых фактов до и после введения изменений либо на основе сравнения поведения экспериментальной и контрольной групп.

Библиографический метод изучения фонда состоит в том, что состав фонда сверяется с внешним профильным документопотоком и выявляются лакуны и дезидераты. На практике происходит сопоставление текущих библиографических указателей (в том числе государственных, научно-вспомогательных, издательских и книготорговых), в которых отображаются документы по профилю фонда, с каталогом, отражающим состав фонда. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Метод предназначен для совершенствования состава фонда, в особенности его ядра. Главный недостаток — в его трудоемкости. Некоторые документопотоки недостаточно полно регистрируются и отражаются библиографически. Зачастую такая информация бывает труднодоступна. Однако это единственный метод, который способен обеспечить полноту комплектования.

Таким образом, все рассмотренные методы решают более широкий спектр задач, помимо оценки качества фонда. Их эффективность повышается, если они, помимо выполнения контролирующей функции, ориентированы также и на своевременные корректирующие действия. Однако ограничения, свойственные каждому из методов, обусловливают необходимость использования их в комплексе, а относительный характер качества фонда требует систематичности в их применении.

Литература :

1. Морева О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб. СПб. : Профессия, 2010. С. 270-285.

Загрузка...