clean-tool.ru

Монополия. Смотреть страницы где упоминается термин закрытая монополия Понятие и сущность монополии

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.  


Открытая монополия - ситуация, когда та или иная фирма на какое-то время становится единственным поставщиком товара или услуг, но не имеет специальной защиты от конкуренции.  

ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ -монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо товара, но не имеющая специальной защиты от конкуренции, например, патента.  

МОНОПОЛИЯ ОТКРЫТАЯ - ситуация на рынке, в условиях которой как минимум одна компания на определенное время превращается в единственного поставщика продукта, однако она специально не защищена от конкуренции. В роли открытой монополии зачастую выступают вновь вышедшие на рынок компании, у которых имеется новая продукция. Однако недостатком такой монополии является то, что в самый неожиданный момент могут возникнуть конкуренты. По существу, многие монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкуренции, вправе отменить решение суда. Большинство монополий может подпасть под влияние множества конкурентов, которые производят товары-заменители.  

ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - монополия, в условиях которой одна фирма (как минимум) на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, однако она не обеспечена такой специальной защитой от конкуренции, которая характерна для закрытой (естественной) монополии.  

В ситуации открытой монополии зачастую находятся те фирмы, которые впервые выходят на рынок с новой продукцией, однако возможно появление их конкурентов чуть позднее.  

Прежде всего необходимо отметить, что концессионные договоры открыто игнорировали национальный суверенитет ближневосточных стран над их природными ресурсами и экономической деятельностью, давали монополиям статус государства в государстве. А именно компании-концессионеры получали исключительное право на безудержную эксплуатацию местной рабочей силы , все виды нефтяных операций, определение масштабов и направлений инвестиций, строительство транспортной инфраструктуры , охрану своего имущества, включая создание с этой целью собственной полиции и других охранных частей.  

Крупные открытия обусловили быстрый рост добычи нефти в стране. В 1961 г. были добыты первые 700 тыс. т, а в 1970 г. добыча достигла уже 159 млн. т. В дальнейшем правительство Ливии резко сократило объем добычи, чтобы предотвратить расхищение недр иностранными компаниями. В 1980 г. в стране было добыто 86 млн. т нефти. Иностранные монополии, не заинтересованные в добыче газа , сжигали его в факелах. В настоящее время добыча попутного нефтяного газа возросла.  

Перспективы открытия нефтяных и газовых месторождений на этих территориях - это область самых секретных планов монополий, и поэтому в официальных сообщениях о ресурсах нефти и газа находят отражение лишь такие данные, которые либо соответствуют стратегии монополий в данное время, либо публикуются под влиянием внешних обстоятельств.  

Империалистическая экспансия нефтяных монополий проявляется в постоянной борьбе за овладение все новыми территориями, где могут быть открыты нефтяные и газовые месторождения. Монополии по истине становятся сверхактивными, когда речь идет о таких землях. И немалую роль при этом играет стремление опередить своих конкурентов, лишить их какой бы то ни было возможности усилиться, укрепиться, повысить свою конкурентоспособность.  

При этом доля монополий США в общей площади концессий составила примерно 68%. По отдельным географическим районам мира эта доля увеличилась за десятилетие (1950-1960 гг.) на Ближнем и Среднем Востоке - с 57 до 70, в Африке - с 65 до 80, в Америке - с 60 до 75, в Азии, Океании и Австралии- с 60 до 70%. Большая часть этих территорий захвачена пятью нефтяными монополиями США им принадлежит 44% от всех концессионных площадей (рис. 3). Каковы перспективы открытия нефтяных и газовых месторождений на этих территориях - это область самых секретных планов монополий, и вполне естественно поэтому, что в официальных сообщениях о ресурсах нефти и газа находят отражение лишь такие данные, которые соответствуют стратегии монополий в данное время.  

Нефтяные монополии, играющие главную роль в капиталистическом нефтяном бизнесе, осуществляют в странах Латинской Америки , Африки, Ближнего и Среднего Востока вполне определенную политику, направленную на сдерживание роста национальной нефтяной промышленности . Искусственное ограничение разведочных работ, а следовательно и прироста запасов нефти в этих районах мира - один из наиболее действенных методов практического осуществления такой политики. Главный вывод, который, на наш взгляд, закономерен в этих условиях, состоит в том, что при научно обоснованной разведке и разработке перспективных площадей азиатского, африканского и южно-американского континентов здесь могут быть открыты во много раз большие запасы нефти и газа, чем до сих пор. Для этого народам этих стран необходимо самим стать полными хозяевами природных богатств , избавиться от помощи нефтяных монополий.  

По сравнению с некоторыми из своих современников Стандард ойл совершала относительно незначительные правонарушения. Ее отношения с рабочими были примерными, а меры безопасности на нефтеочистительных заводах являлись передовыми для того времени. Стандард ойл применяла, конечно, беспощадные и даже порочные методы конкуренции, но они были не хуже, чем в любой другой отрасли промышленности , и, во всяком случае, в результате открытия новых месторождений па юго-западе се монополия уже начинала рушиться. Тем не менее она оставалась крупнейшим, старейшим и самым известным из всех трестов, а поэтому ее положение было наиболее уязвимым.  

В 1838 г. была упразднена монополия на продажу табака и введен акциз на нюхательный и курительный табак, взимаемый посредством бандеролей (бандероль - ярлык на товаре в знак уплаты акциза или пошлины), цена которых должна была равняться не менее 20% продажной цены . На открытие фабрик, которые могли учреждаться лишь в городах, и торговых помещений были введены свидетельства. Взимание табачного сбора было поручено откупщикам питейных сборов и полиции,. а с 1843 г. - акцизным надзирателям. Уставом 1848 г. акциз был повышен на 25%, домашнее приготовление табака было запрещено, а для фабрикантов была установлена обязательная выборка бандеролей не менее чем на 500 руб. в год.  

Современный мировой опыт конкуренции неопровержимо доказывает, что конкурентное преимущество , основанное на новшествах, способствует монополизации бизнеса. Абсолютное большинство монополий, образовавшихся в последнее время, возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать новый, до этого неизвестный рынок с широкими возможностями и перспективой ускоренного роста. Главными преимуществами стратегии внедрения новшеств являются гарантированное получение прибыли и возможность блокирования входа в отрасль в течение срока действия исключительных прав на продукцию, технологию, услуги. Отсутствие товаров-заменителей и постоянный поиск новых коммерческих решений создают имидж новатора, использующего собственные достижения в области науки и техники для полной реализации потенциальных запросов потребителей.  

Если бы не обе названные выше причины, поставившие после второй мировой войны капиталистические монополии в экстремальную ситуацию, то новые научные открытия продол-  

Фактически все М. могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые М. от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных М. могут быть сведены па нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены  

Современный мировой опыт свидетельствует, что множество образовавшихся в последнее время монополий возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать неизвестный до этого рынок с перспективами роста . Следует отметить, что достичь лидерства проще, чем удержать его. Поэтому такие фирмы -лидеры тратят большие средства на научно-технические исследования . Часто эти затраты компенсируются высокими ценами на новинки, т. е. фирмы используют ценовую стратегию снятия сливок. либо устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию.  

Теперь предположим, что на рынке труда , который является скорее монопсоническим, чем конкурентным, сформировался сильный производственный профсоюз. Другими словами, давайте объединим монопсоническую модель с моделью открытых профсоюзов. В результате возникнет двусторонняя монополия . Профсоюз является монополистическим продавцом труда в том смысле, что он контроли-  

Обесценивание деие 150 Облагаемый доход 150 Облигация 150 Оборот 151 Оборотный документ 151 Общественные блага 151 Общественный перевозчик 151 Общество с дополнительной ответственностью 152 Общество с ограниченной ответственностью 152 Общие условия поставки 152 Объединение риска 152 Обязательные резервы банков 152 Овердрафт 153 Ограниченная (связанная) рациональность 153 Олигополия ическая взаимосвязь 153 Олигополистический рынок 153 Олигополия 153 Олигопсония 153 Онкольный кредит 153 Операции с иностранной валютой 153 Опротестование векселя 153 Оптовая торговля 153 Оптовая цена 153 Опцион 154 Опцион валютный 154 Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) 155 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 155 Ответственность предпринимателя 155 Отказ от акцепта (векселя) отказ в платеже (по векселю) 155 Остановка товара в пути 156 Остаточная стоимость основных фондов 156 Открытая монополия 156 Открытая позиция 156 Открытый счет 156 Отправная цена 156 Отраслевой профсоюз 156 Отрицательный подоходный налог 156 Отсроченное начало 156 Оферент 156 Оферта 156 Официальная учетная станка 156 Оффшор 157 Охлократия 157 Охрана прав потребителей 157  

МОНОМЕТАЛЛИЗМ (от греч. то-nos - один, единственный и металл), денежная система , при которой один металл служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения заменил биметаллизм. При монометаллизме функционирующие монеты и знаки стоимости разменны на драгоценные металлы . Поначалу, как правило, использовалось серебро, но с открытием новых золотых месторождений большинство стран в конце 19 в. перешло на золото. В середине 20 в. в абсолютном большинстве государств золотой монометаллизм был заменён золотовалютным стандартом. В. И. Дивеев. МОНОПОЛИЯ (от греч. monos -один, единственный и греч. poleo - продаю), исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.  

МОНОПОЛИЯ [моно... исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.  

Весьма характерно, что проект нефтяного законодательства , прежде чем последнее вступило в силу в 1955 г., был распространен среди нефтяных компаний, заинтересованных в получении концессий на территории Ливии, а представители фирм - приглашены для его обсуждения. На более раннем этапе в разработке законопроекта активно участвовали британские советники и среди них бывший служащий англо-голландской нефтяной монополии Ройал Датч-Шелл. Неудивительно, что в первой редакции законопроект предоставлял английским компаниям слишком явные привилегии, которые вследствие протеста США и Франции были устранены и заменены принципом открытых дверей - одной из формул, заложенных в основу англо-франко-американского соглашения об эксплуатации нефтяных ресурсов Ирака еще в 20-е годы.  

Достижения освободившихся стран, добивающихся относительно равноправных условий в мирохозяйственных взаимоотношениях с Западом, служат сторонникам осторожной тактики своеобразным индикатором для постепенной ее корректировки. Часть новых завоеваний, которые уже удалось прочно закрепить, иногда берется на вооружение. Однако к другим, более рискованным мероприятиям они никогда не присоединяются. Такая осторожная тактика неприемлема для радикально антиимпериалистических режимов, в чьи основные цели входит ограничение сверхприбылей западных монополий. Наиболее полная реализация данной целевой установки предполагает доскональное выявление позиций контрагентов или, вернее, соперников развивающихся государств в лице ТНК, что практически почти невыполнимо иначе, чем в обстановке довольно острой конфронтации с последними. Именно посредством такой пробы сил, как правило, окончательно выясняется максимум того, что действительно доступно освободившимся странам в конкретной области и при конкретных условиях. Однако подобное противоборство всегда рискует перерасти в открытый конфликт, чреватый дезорганизацией внешнеэкономических связей . Эти трудности как раз и приходилось преодолевать Ливии и Алжиру. Разрыв СНЛАД с двумя американскими нефтяными монополиями - одно из последних тому свидетельств.  

Наряду с растущими масштабами буржуазного расточительства серьезным препятствием для роста инвестиций в топливно-энергетическое хозяйство Запада является страх обладателей капиталов перед возможной вспышкой конкуренции на мировом топливном рынке, которая может подорвать рентабельность крупных инвестиций еще до того, как они успеют окупиться. Конкуренция, всегда восхваляемая апологетами частного предпринимательства как некий безотказный двигатель экономического прогресса, в данном случае явно парализует активность инвесторов и тормозит выход капитализма из энергетического кризиса . Угроза жестокой конкуренции мерещится им и со стороны нефти ОПЕК, н со стороны каких-либо принципиально новых, может быть, еще не открытых источников энергии, и просто со стороны друг друга . К- Тыогендхэт и А. Гамильтон, справедливо осуждая конкурентное подавление нефтяными монополиями угольной промышленности , что стало одной из причин нынешнего недопроизводства топлива в мире капитала, также с тревогой говорят о возможности новой вспышки конкуренции между поставщиками энергоресурсов. Свою надежду па предотвращение  

Одна из сильных с юрон системы свободного рынка состоит в ее способности к саморегулированию, что в равной степени относится к международной нефтяной промышленности , как и ко всякой другой. Во всех случаях, когда спрос значительно превышает предложение и цены стоят на высоком уровне, в нее втягиваются новые компании, что ведет к открытию новых месторождений, усилению конкуренции и снижению цен. Именно это случилось в Европе в 80-е годы прошлого века, когда появление русской нефти помешало американцам добиться почти полной монополии, и снова после первой мировой войны, в момент, когда казалось, что англичане захватили контроль над большинством оставшихся еще мировых резервов, американцы нашли новые месторождения. Такая же картина повторилась в конце 40-х и начале 50-х годов.   система социального обеспечения, а в Западной Европе ещё и тем больше производственной и политической демократии. В каких странах происходили послевоенные экономические чудеса ФРГ, Сингапур, Тайвань, Южная Корея , Япония... Именно туда после войны плыли капиталы из США, послужившие первотолчком для крутого подъёма производства. Конечно, те средства, которые одолжили немецким, японским и т. п. промышленникам американские банкиры, вернулись к ним с хорошими процентами, но только этим нельзя объяснить, зачем Уолл-Стриту понадобились экономические чудеса у границ неоазиатских государств. Так, с Латинской Америки монополии США имеют не меньше прибыли и при этом не тратят средств на подъём её экономики. Зачем же американскому капиталу понадобилось подкармливать капитал бывших врагов Америки во второй мировой войне - Японии и Германии, опять ставший сегодня его опасным конкурентом Да затем же, зачем в США устраивали широко рекламируемую отправку гуманитарной помощи в эти и другие регионы. Ответ на этот вопрос известен на Западе настолько хорошо, что его знают даже сатирики  

Открытая монополия

Открытая монополия

Открытая монополия - монополия, не имеющая специальной защиты от конкуренции. Обычно открытая монополия выступает пионером в развитии нового отраслевого рынка.

По-английски: Open monopoly

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Открытая монополия" в других словарях:

    Cм. Монополия открытая Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого либо продукта, но не имеющая специальной защиты от конкуренции в виде, например, патента. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд.,… … Экономический словарь

    ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ Юридическая энциклопедия

    Монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого либо товара, но не имеющая специальной защиты от конкуренции, например, патента … Энциклопедический словарь экономики и права

    открытая монополия - монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого либо продута, но не имеющая специальной защиты от конкуренции в виде, например, патента …

    Англ. open monopoly монополия, при которой одна компания на некоторый промежуток времени становится единственным поставщиком продукта, но при этом не имеет защиты от конкуренции. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    монополия открытая - монополия, при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара … Словарь экономических терминов

    МОНОПОЛИЯ - 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, М. это… … Юридическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Монополия (значения). Монополия 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров,… … Википедия

    Это статья об экономическом явлении. О космологической инфляции см. статью Инфляционная модель Вселенной Уровень инфляции в мире за 2007 год Инфляция (лат. Inflatio вздутие) процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на… … Википедия

Работа одной компании в определенном рыночном сегменте, преференции на возможность работы в условиях закрытой монополии выдаются государством.

Зачастую монополистом на определенном закрытом рынке является именно государственное предприятие.

Особенности и признаки закрытых монополий

В большинстве случаев для устранения конкурентов в определенной сфере предприятию-монополисту государством выдается патент или другое свидетельство об эксклюзивной деятельности в данной отрасли. То есть, закрытая монополия — это искусственно созданные условия для одного оператора рынка, подтвержденные на законодательном уровне.

Эксклюзивные права на продажу уникальных товаров или оказание услуг могут также подтверждаться регистрационными документами на торговый знак. Такое свидетельство авторских прав обеспечивает идентификацию продукции с выпускающей компанией и не может быть использовано конкурентами.

Признаки закрытой монополии:

  • наличие одного предприятия на рынке (производство, продажа, оказание услуг и пр.);
  • отсутствие схожей или аналогичной продукции;
  • наличие юридических ограничений на деятельность конкурирующих предприятий, а также ограничения на вход в отрасль новых игроков;
  • завышенная цена на товары или услуги, которая диктуется предприятием-монополистом.
Отсутствие защиты от конкурентов (в виде патента или эксклюзивной лицензии) автоматически делает монополию открытой, т.к. в любой момент на рынке может появиться конкурент с аналогичным продуктом или товаром с улучшенными характеристиками.

Как создаются закрытые монополии

Большинство рынков отличаются наличием здоровой конкуренции (кроме специфических производств или высокотехнологичных отраслей). Поэтому создание монополии в выбранном сегменте осуществляется искусственно. Для этого государство использует различные регуляторные механизмы, например, выдача эксклюзивных прав на ведения данной деятельности. Другим игрокам, которые хотят войти на данный рынок, отказывают в возможности получения регистрационных документов или лицензий на ведение аналогичной деятельности. Хотя такие действия могут быть отменены по решению суда.

В некоторых отраслях работают только государственные предприятия, и конкуренция запрещена на законодательном уровне.

Сферы деятельности, которые относятся к закрытым монополиям в Российской Федерации:

  • производство, сбыт и транспортировка, импорт-экспорт наркотических и психотропных веществ, а также препаратов, содержащих такие компоненты;
  • оружейное производство, выпуск военной техники, различных изделий, предназначенных для обороны страны;
  • печать, обращение и изъятие денежных купюр и монет;
  • производство и продажа этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
  • импорт-экспорт определенных групп товаров.
То есть, государство закрывает те отрасли, которые могут привести к неконтролируемому распространению опасных веществ или продукции.

Статусом закрытого монополиста может обладать государственная или частная коммерческая компания, которой было отдано право эксклюзивного производства и продажи товаров или оказания услуг. Это может быть одна или несколько смежных отраслей. Эксклюзивными правами также пользуются компании, владеющие патентом на уникальные изобретения или зарегистрированный торговый знак на продукцию, не имеющую аналогов.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Монополия – это экономическая ситуация на рынке, когда всю отрасль контролирует единственный производитель (или продавец).

Производство и торговля товаров или предоставление услуг принадлежит одной фирме, которую также называют монополией или монополистом . У субъекта нет конкурентов, вследствие этого компания обладает определенной властью и может диктовать условия покупателям.

Примеры монополий

Слово «монополия» зародилось в Древней Греции и в переводе обозначает «один продаю».

Определение монополии подразумевает существование ниши бизнеса, где доминирует один производитель , который регулирует количество товара и его цены.

В чистом виде компании-монополисты встречаются очень редко. Это связано с тем, что практически для любого товара или услуги можно найти заменитель.

Например, естественной монополией является метрополитен . Если инфраструктуру подземки разделить между двумя-тремя конкурирующими фирмами, начнется настоящий хаос. Но, когда услуги метрополитена перестанут устраивать население, люди смогут добираться до места назначения на автобусах, трамваях, автомобилях, электричках.

То есть метрополитен – это монополист среди подземного, скоростного транспорта, но в сфере пассажирских перевозок он таковым не является.

Состояние экономики, в которой доминирует один субъект , характерно для жилищно-коммунального хозяйства, государственного сектора, производства продукции, требующей тщательного контроля.

Рассматривая, что такое монополия, нельзя обойти стороной еще одно близкое понятие – «олигополия». Это состояние встречается в экономике гораздо чаще. Олигопольный рынок делят между собой несколько компаний. При сговоре основных игроков рынок по своим характеристикам приближается к монопольному (пример — сотовые операторы).

Классические – самолето- и судостроение, производство оружия. Здесь происходит между двумя, тремя поставщиками.

Виды и формы монополий

Выделяют следующие формы монополий:

  1. Естественная — возникает тогда, когда бизнес в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Пример – железнодорожные перевозки. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
  2. Искусственная — обычно создается при объединении нескольких компаний. Сговор предприятий позволяет быстрее устранять конкурентов. Образованная структура прибегает к таким методам, как цен, хозяйственный бойкот, ценовое маневрирование, промышленный шпионаж, спекуляция ценными бумагами.
  3. Закрытая — защищена от конкурентов законодательством. Ограничения могут касаться авторских прав, сертификации, налогообложения, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.
  4. Открытая — единственного поставщика, не имеющий юридических преград от конкуренции. Характерна для фирм, предлагающих новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.
  5. Двухсторонняя — торговая площадка с одним продавцом и одним покупателем. Обе стороны обладают властью над рынком. Вследствие этого, результат сделки зависит от способности ведения переговоров каждым участником.

Есть и другие варианты классификации, например, их делят на два вида по форме собственности :

  1. частная
  2. государственная

Или по территориальному принципу на 4 вида:

  1. местная
  2. региональная
  3. национальная
  4. экстерриториальная (глобальная)

Если рассматривать искусственную монополию, когда объединяется ряд предприятий (компаний), то говорят о различных формах таких слияний :

Монополия в истории развития общества

Выгоду от монополии люди заметили практически сразу с появлением обмена и зарождением рыночных отношений. При отсутствии конкуренции цены на продукцию можно поднять.

Древнегреческий философ Аристотель считал создание монополии й ведения хозяйства. В одном из трудов в качестве примера мудрец рассказывает о подданном, получившим деньги «в рост». Для извлечения прибыли, предприимчивый человек скупил все железо в мастерских, а затем перепродал его с наценкой купцам, прибывшим из других мест.

Мыслитель упоминает и о попытках регулирования государством монополии. Ушлый продавец был выслан правительством из Сицилии.

В Европейских странах в Средние века монополизм развивался по двум направлениям – в результате создания цехов и путем выдачи королевских привилегий:

  1. Цех – это объединение ремесленников. Он контролировал производство продукции участников. Основной задачей организации было создание условий для существования мастеровых. Цеха не допускали конкурентов на свои рынки и устанавливали рыночные цены на производимые товары.
  2. Королевские привилегии давали исключительное право продавать или производить определенные виды продукции (услуг). Купцы и промышленники были рады заполучить такую привилегию, чтобы избавиться от конкурентов, а король получал деньги в казну. При этом многие королевские указы были абсурдны и глупы, что привело в некоторых странах.

В 19 веке в результате бурного развития производства обострилась конкурентная борьба между производителями. Снижение затрат привело к укрупнению фабрик и заводов. Оставшиеся игроки объединялись в различные сообщества ( , пулы), которые действовали как монополисты.

Монополии в истории России – это повторение общемировых тенденций. Но большинство процессов в нашей стране происходили с опозданием и часто приносились извне. Так, в царской России производство спиртных напитков являлось исключительно государственной функцией.

А первый промышленный синдикат возник в Петербурге в 1886 году при участии немецких партнеров. Он объединил 6 фирм, производящих гвозди и проволоку. Позднее зародился сахарный синдикат, затем «Продамет», «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продвагон» и др.

Причины монополизма

Стремление к монополизации рынка нормально для любого бизнеса. Оно заложено в самой природе предпринимательской деятельности, основная цель которой – получение максимальной прибыли. Монополии создаются как естественным, так и искусственным путем.

Дополнительными факторами , способствующими развитию монополизма, могут быть:

  1. крупные траты на создание бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
  2. установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности – сертификация, лицензирование, ;
  3. политика , защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов;
  4. укрупнение фирм в результате поглощения и слияния.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе:

  1. неэффективному расходованию ресурсов;
  2. дефициту продукции;
  3. несправедливому распределению доходов;
  4. отсутствию стимула развивать новые технологии.

Поэтому правительства стран стараются ограничить появление монополий . Специальные государственный органы следят за уровнем конкуренции на рынке, контролируют цены, предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков.

Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое синдикат Что такое конкуренция - ее функции, виды (совершенная, несовершенная, монополистическая) и закон о защите конкуренции Что такое стагнация простым языком Олигополия: что это, ее признаки и свойства Что такое концерн Что такое картель Конъюнктура - это многоплановый термин с уклоном в рынок Что такое конгломерат Что такое рынок - каковы его функции в экономике и какие виды рынков различают Маркетинг - это двигатель торговли Что такое демпинг и из-за чего начинают демпинговать

Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей, предлагая как стандартизированную (схожую), так и дифференцированную продукцию.

Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до семи фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Основными характеристиками олигополии являются следующие:

1) на рынке функционирует несколько продавцов-участников (от трех до семи);

2) доля каждого из участников значительна, и они оказывают взаимное влияние;

3) продукция как дифференцирована, так и тождественна (одинакова, схожа);

4) возможно возникновение тайного сговора;

5) ограничены условия вхождения на рынок новых участников и выхода из него;

6) данные рынок подвержен большему контролю и воздействию со стороны органов государственной власти.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимосвязь фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведение остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счёт эффекта масштаба снижаются. Изменения цены одним из конкурентов, доминирующем в производстве или реализации, определяют ценовую политику в отрасли. Другие «подчиняются» ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах , характерна для олигополии.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются более эффективными, поэтому используются чаще.

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чистая монополия , когда целая отрасль представлена одной фирмы. Т.е. понятия «фирма» и «отрасль» количественно совпадают. В масштабе страны такая ситуация крайне редка, но в масштабе небольшого города или области, района такая ситуация вполне реальна и даже типична: в городе могут функционировать одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одна электростанция и т.д.

Чистая монополия (от греч. monos - один, polio – продаю) – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.

Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: во-первых , под монополией понимают крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых , под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющей ей доминировать на нем.

Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке за счет создания наиболее благоприятных условий.

Основные черты чистой монополии :

а) единственный продавец производитель;

б) товарная дифференциация отсутствует, следовательно, отсутствие товаров-заменителей;

в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий – вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями;

д) также затруднен процесс ухода из отрасли;

е) наличие экономических и юридических барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее.

Различают два типа монополий по способу формировании (возникновения) - естественная и искусственная.

1. Естественная монополия – представлена в виде частных собственников и организаций, имеющие в своем составе редкие и свободно невоспроизводимые экономические ресурсы (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

Причинами возникновения естественных монополий являются:

Ограниченность, невоспроизводимость и различное качество природных ресурсов (дифференциация их качества);

Отсутствие близких заменителей (субститутов) при уникальности выпускаемого продукта.

Естественная монополия формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил при высоком уровне концентрации производства.

2. Искусственные монополии – это объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических объединений. Искусственная монополия возникает на основе сговора или подавления конкурентов.

Выделяют также типы монополии с точки зрения возможности проникновения в отрасль (возможности появления новых соперников) за счет наличия защиты со стороны государства (органов государственного управления) :

1. Открытая монополия – монополия, при которой одна из фирм (по крайней мере на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Варианты оптимального поведения монополистической фирмы в этом случае могут изменяться в диапазоне от политики максимизации краткосрочной прибыли до лимитирующего ценообразования.

2. Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию: патентами, лицензиями, институтом авторских прав и пр. На практике лишь немногие монополии действительно являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления товаров-субститутов, а также возможность отмены юридических барьеров, обеспечивающих присвоение чистой экономической прибыли. В результате закрытая монополия может оказаться в ситуации безубыточного производства в долгосрочном временном интервале. Фирма получает доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативную стоимость капитала, но не присваивает экономической прибыли.

Горизонтальная и вертикальная интеграция, диверсификация – как способы образования монополий. Формы и характеристика монопольных объединений. Монопольная власть: сущность и формы проявления. Сущность монопольной цены


Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой. Если в обществе действует чистая монополия, то можно говорить об абсолютной власти ее в данной отрасли. Широко используются показатели удельного веса товарооборота фирм на рынке: доля 4 фирм, доля 8 фирм, доля 10 фирм и т.д. Более точными являются показатели, которые учитывают и количество фирм в отрасли, и долю каждой из них на рынке. Общее направление усиления рыночной власти на разных рынках отражено на рисунке 7.2.

Монопольная власть – степень контроля, осуществляемого монополистами на своих рынках.

Для измерения «силы» монопольной власти используется также индекс английского экономиста Абби П. Лернера (1905 – 1982):

где М – индекс монопольной власти;

Р m – монопольная цена;

МС – предельные издержки (оптимальные)

Экономический смысл индекса Лернера состоит в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти.

В условиях совершенной конкуренции цены (Р) равны предельным издержкам (МС). Следовательно, в условиях совершенной конкуренции сила монопольной власти равна нулю, ибо Р – МС = 0. В условиях несовершенной конкуренции монопольная цена (Р m) выше предельных издержек (МС). Следовательно, интервал между 0 и 1 как раз и характеризует силу монопольной власти. Чем выше этот показатель, тем выше монопольная власть фирмы.


=

Предельные издержки (МС) в России вообще не учитываются в системе бухгалтерского учета.

Если числитель и знаменатель этой формулы умножить на количество проданного товара (Q), то в числителе будет получена масса валовой прибыли, а в знаменателе – объем продаж, валовой (общий) доход. Отношение между ними ответит на вопрос: какова доля прибыли в общем объеме реализованной продукции. И тогда формула А.П. Лернера примет вид:

Вывод: высокая прибыль – это признак силы монопольной власти.

На рынке устанавливается монопольная цена, которая превышает предельные издержки, т.е. Р m > МС (зарубежом), Р m > АТС (в России). Власть абсолютной монополии приводит к увеличению прибыли самой монополии и одновременно к потере доходов потребителей. Монопольные цены всегда выше конкурентной цены.

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена является обычно следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентном рынке. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.)

Концентрация производства – главная причина возникновения монополий. Увеличение масштаба производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям (рис. 7.3):

Процесс возникновения монополистических союзов обусловлен следующими факторами, представленными на рисунке 7.4.

Рисунок 7.4 – Процесс создания монополий

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии – монопольных объединений (олигополистических объединений) :

1. Картель – простейшая форма объединения; это соглашение о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли, попадая под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором (соглашением). Соглашение о ценах, рынок сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.

2. Синдикаты – организационная форма объединения, при которой вошедшие участники в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляется централизованно. Это объединения с целью организации совместного сбыта продукции. Они были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты, так, например алмазный синдикат «Де Бирс» сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с данным синдикатом.

3. Трест – это такая форма объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную и коммерческую самостоятельность. Это объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров. Руководство трестом осуществляется из «единого центра». Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн – организационная форма объединения предприятия различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но их деятельность контролируется и управляется из единого центра компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделений концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.

Первоначально концерны были распространены в США и Японии в настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.

5. Пул – объединение, которое получило распространение в области использования проектов. Участники пула стремятся к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, опре­деляемой при вступлении в пул.

6. Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. Холдинг – головная компания, общество, созданное крупными монополиями для управления дочерними предприятиями через систему участия. «Вобрав» в себя контрольный пакет акций десятков и сотен предприятий, холдинг направляет их развитие, а растущие доходы позволяют крупным холдингам обращаться и к собственной предпринимательской деятельности. Юридически существуют акционерные общества, ООО, единоличные предприятия. Холдинг-компания (или «держательная компания») – организация, основная функция которой – управлять деятельностью нескольких акционерных обществ через владение их контрольным пакетом акций.

7. Конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

8. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент – это документ, выданный правительством лицу о предоставлении исключительного права на изготовление, использование или продажу благ. Ондает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля над их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки - это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.

Антимонопольное регулирование экономики: сущность, цели и методы. Антимонопольное законодательство и его роль в экономической системе. Антимонопольная политика в РФ. Функции Федеральной антимонопольной службы РФ.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Меры административного характера предусматривают введение прямых ограничений.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают :

ü поощрение создание товаров-заменителей;

ü поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранение доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное регулирование – это система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

Ограничивается монополизация рынка;

Постоянный государственный мониторинг;

Запрещается установление монополистических цен;

Сохранение и поддержание конкуренции.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Цели антимонопольного законодательства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития совершенной конкуренции в народном хозяйстве,

Снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

В конце 1991 года в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных (рынках)», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона - Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.

В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан государственный комитет по антимонополистической политики (Антимонопольный комитет), позже преобразованный в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика – это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению ФАС доля хозяйствующего субъектом может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Основные направления антимонопольной политики в России:

ü контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

ü контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%);

ü предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить основные четыре формы государственного регулирования экономики, которые также осуществляют проведение антимонопольной политики (рис. 7.5).



Рисунок 7.5 - Формы государственного регулирования экономики

В современных условиях главной функцией государства становиться организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

o создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

o обеспечение социальной защиты группы населения, положение которых в рыночной экономике становится наиболее уязвимым;

o минимизацию негативных последствий рыночных отношений.

Для выполнения данных целей современное государство имеет мощные регулирующие средства воздействия на рыночную экономику.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 7:

1. Каковы преимущества и недостатки каждого из видов конкуренции: внутриотраслевой, межотраслевой, ценовой, неценовой, совершенной, монополистической, олигополии, монополии.

2. Какова сущность понятий «олигопсония» и «монопсония», а также чем данные явления характеризуются.

3. Каковы функции Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Загрузка...