clean-tool.ru

Строительство универсальных транспортных рефрижераторных суда я. Универсальные суда

Рефрижераторные суда

Типы рефрижераторных судов

По назначению рефрижераторные суда делятся на добывающие, обрабатывающие и приемно-транспортные.

Добывающие рефрижераторные суда обеспечивают лов рыбы, ее первичную или полную обработку и передачу на обрабатывающие суда для дальнейшей обработки или приемно-транспортные для транспортировки в порты назначения.

Добывающие рефрижераторные суда представлены в основном большими морозильными рыболовными траулерами. БМРТ постройки 1955-1969 гг. предназначены для лова рыбы в северных и умеренных широтах, выпуска мороженой рыбы и филе, изготовления натуральных консервов, выработки рыбной муки из отходов от разделки рыбы.

БМРТ оснащены двумя воздушными туннельными морозильными установками интенсивного действия тележечного типа производительностью 15 т за 22 ч. Трюмы рассчитаны на хранение 600-800 т мороженой продукции при температуре -18÷-20°С.

Система охлаждения трюмов рассольная. Холодильная машина состоит из трех двухступенчатых блок-картерных поршневых аммиачных компрессоров холодопро- изводительностью 93 кВт при температуре кипения аммиака -40°С и температуре конденсации 35°С.

В 1969-1977 гг. вступили в эксплуатацию БМРТ типа "Пионер Латвии" с более мощной холодильной установкой. На этих судах установлены конвейерные морозильные установки или роторные плиточные агрегаты общей производительностью до 45 т за 22 ч. Панельная система охлаждения трюмов позволяет поддерживать в них температуру -23÷-25°С.

Строящиеся в настоящее время БМРТ типа "Меридиан" оборудуются двумя контейнерными морозильными установками общей производительностью 50 т за 22 ч. Грузовместимость трюмов 1000 т, температура -28°С. Автоматизированная холодильная установка с винтовыми компрессорными агрегатами работает по одноступенчатой схеме на хладоне-22.

К добывающим рефрижераторным судам относятся рыболовные морозильные траулеры (РТМ) типа "Тропик" и "Атлантик", предназначенные для работы в тропических районах.

РТМ типа "Тропик" оборудован двумя морозильными установками общей производительностью 33 т/сут. Грузовместимость трюмов 450 т, температура в трюмах -25°С.

На РТМ типа "Атлантик" установлены конвейерные морозильные аппараты производительностью 45 т за 22 ч. Грузовместимость трюмов до 600 т.

Производительность конвейерных морозильных установок на РТМ типа "Прометей" до 60 т, грузовместимость трюмов до 900 т, в которых поддерживается температура -28°С.

Наиболее крупными траулерами являются суда типа "Грумант", "Рембрандт", "Горизонт", "Алтай", на которых установлены конвейерные воздушные морозильные установки производительностью 50 т/сут. Грузовместимость трюмов около 1500 т (температура -20÷-28°С).

На судах типа "Алтай" в аммиачной схеме двухступенчатого сжатия в качестве низкой ступени применены ротационные многопластинчатые компрессоры типа РАБ-300С. Холодильная установка на траулерах типа "Горизонт" оснащена винтовыми компрессорными агрегатами, обеспечивающими поддержание в трюмах температуры -28°С.

К группе добывающих судов относятся большие консервные рыболовные траулеры типа "Наталья Ковшова". Холодильная установка на этих судах обеспечивает одновременно замораживание 20 т рыбы за 22 ч работы; поддержание температуры до -28°С в трюмах для хранения мороженой рыбы; поддержание температуры 10°С в трюмах для хранения консервов и муки; охлаждение 36 т рыбы до 0°С; кондиционирование воздуха в жилых помещениях и некоторых участках производственных цехов; производство 250 кг/ч льда из морской воды и хранение до 4 т льда при температуре -12°С.

Рефрижераторные средние рыболовные траулеры (СРТР) типа "Океан" и "Альпинист" не имеют морозильной установки. Грузовместимость трюмов 200-250 т рассчитана на хранение охлажденной рыбы при температуре 0÷-5°С.

СРТМ типа "Маяк" и "Железный поток" оборудованы шкафными морозильными установками общей производительностью 8-10 т/сут, а с 1974 г. эти суда оснащаются плиточными морозильными аппаратами.

Обрабатывающие суда предназначены для приемки рыбы-сырца или полуфабриката от промысловых судов и последующей переработки ее до готовой продукции и доставки готовой продукции в порт базирования или передачи в море на приемно-транспортные суда; снабжения рыбодобывающих судов промысловым снаряжением, топливом, водой, льдом, провизией и др.; организации медицинского, культурно-бытового и технического обслуживания команд рыбодобывающих судов.

Большую часть судов этой группы составляют плавучие рыбообрабатывающие базы: сельдяные, универсальные и специализированные. К сельдяным базам относятся плавбазы типа "Северодвинск" грузовместимостью трюмов до 5000 т, температура в которых поддерживается до -2°С. К числу универсальных относятся плавбазы типа "Рыбацкая слава" и "Спасск". На них имеются оборудование для дообработки соленой сельди-полуфабриката, поступающей в бочках от промысловых судов, а также механизированные линии для производства из свежей сельди слабосоленой сельди специального баночного посола, жиромучные цехи; воздушные морозильные установки интенсивного действия производительностью до 100 т рыбы за 22 ч; льдогенераторы для производства 20 т чешуйчатого льда в сутки из морской воды. Трюмы грузовместимостью до 6500 т могут использоваться в универсальном режиме (0÷-8 и -30°С).

К специализированным плавучим базам относятся китобойные базы, плавучие рыбоконсервные заводы типа "Кораблестроитель Клопотов", рыбомучные базы типа "Пятидесятилетие СССР". На рыбомучных базах кроме рыбной муки предусмотрен выпуск более 100 т мороженой продукции за 22 ч работы, 10 т/ч чешуйчатого льда из морской воды. Трюмы грузовместимостью более 3000 т мороженой продукции охлаждают с помощью панельной системы до температуры -30°С.

К обрабатывающим судам относятся также производственные рефрижераторы, типа "Севастополь", "Скрыплев", "Таврия" и др., оснащенные морозильными установками производительностью 100 и 50 т/сут.

Приемно-транспортные суда предназначены для приемки в море, непосред- ственно в районах лова, от добывающих и обрабатывающих Судов мороженой, слабосоленой и другой рыбной продукции и доставки ее в порты назначения; доставки и передачи добывающим судам топлива, пресной воды и других грузов.

Суда, работающие в прибрежных районах, имеют небольшую грузовместимость. Дальние перевозки осуществляются судами грузовместимостью свыше 3000 т.

К этой группе относятся суда типа "Сибирь" с трюмами грузовместимостью 3700 т, температура в которых поддерживается -23°С или -6°С, типа "Прибой" грузовместимостью около 6000 т с воздушной бесканальной системой для поддержания в трюмах температуры до -30°С.

Наиболее современные рефрижераторы типа "Остров Русский", "Амурский, залив", "Карл Либкнехт", "Берингов пролив" имеют трюмы грузовместимостью свыше 7000 т, а типа "Охотское море" - более 10 000 т, обеспечивающие хранение мороженой продукции при температуре до -30°С.

Технические характеристики основных типов рефрижераторных судов флота рыбной промышленности и установленного на них холодильного оборудования приведены в табл. 35.

* (В числителе приведена длина, в знаменателе - ширина. )

** (В числителе - температура трюма, в знаменателе - твиндека. )

*** (В числителе дана холодопроизводительность, в знаменателе - температура кипения t 0 и конденсации t к холодильного агента. )

Условия перевозки рыбы на рефрижераторных судах

Мороженую рыбу перевозят на рефрижераторных судах, как правило, при той же температуре, при которой ее хранят на стационарных холодильниках.

Перед погрузкой мороженой рыбы температура в трюме должна быть на 1-2°С ниже температуры хранения. Погрузка должна проводиться быстро. Для уменьшения теплопритоков следует предусматривать воздушные или другие завесы открытых наружных люков грузовых помещений.

Рассольная система охлаждения в период погрузки и выгрузки должна работать постоянно; воздушная система может работать периодически.

Грузовые операции производят по указанию вахтенного штурмана в соответствии с карто-планом или инструкцией по загрузке судна.

Вначале загружают трюмы, а затем соответственно первый и последующие твиндеки. Разгрузку производят в обратном порядке. Ответственность за температуру груза на судне несет старший механик.

При перевозке рыбы в охлаждаемом трюме обеспечивают не только требуемые температуру и относительную влажность, но и равномерность режима для всего груза. Идеального равномерного охлаждения во всем объеме трюма добиться невозможно. Для исключения или уменьшения неравномерности распределения температур в трюме предотвращают непосредственное прилегание груза к более холодным или теплым поверхностям ограждений и приборов охлаждения, попадание на груз струй теплого наружного воздуха через неплотности, неравномерность циркуляции воздуха в трюме.

Трюмы полностью заполняют грузом без оставления проходов. После закрытия люков доступ к грузу и охлаждающим устройствам трюмов прекращается на все время рейса. На добывающих и обрабатывающих рефрижераторных судах трюмы заполняют по мере поступления рыбы из морозильных установок.

Независимо от состояния и надежности дистанционных термометров и приборов по определению влажности необходимо не менее 1 раза в сутки замерять температуру Непосредственно в трюмах, пользуясь температурными трубами. В каждом трюме следует производить не менее двух замеров с каждого борта. Такие замеры называются замерами по "большому кругу"; их производят через 3-4 ч после фиксирования наивысшей температуры наружного воздуха. Точки и схему замеров по большому кругу утверждает капитан.

Результаты замера температур заносят в температурный журнал судна.

Мороженую рыбу перевозят в картонных коробках, которые укладывают в штабеля с прокладкой через каждые три-четыре ряда (по высоте) деревянных реек сечением 40 X 40 мм. Крупная красная рыба иногда поступает поштучно зашитой в мешковину или чистую рогожу. Ее целесообразно размещать на стеллажах из брусков 75 X 75 м, высота полки должна быть рассчитана не более чем на два-три ряда рыбы.

Соленую рыбу перевозят упакованной в деревянные, заливные и сухотарные бочки.

Консервы упаковывают в стандартные ящики и транспортируют при температуре от 1 до 5°С.

По назначению различают суда для перевозки замороженных продуктов (мяса, рыбы) при температуре от -12 до -25 °С, охлажденных скоропортящихся грузов и фруктов (бананов, фруктов, консервов) при температуре от +14 до -5°С и универсальные суда с рефрижераторными трюмами, приспособ­ленные для поддержания в трюмах температуры от +14 до -25 °С.

Транспортные рефрижераторные суда - многопалубные шелтердечного типа с избыточным надводным бортом и большой удель­ной грузовместимостью. Исходя из условия допустимой высоты штабелирования и для обеспечения хорошей вентиляции груза высо­та грузовых помещений обычно не превышает 3-4 м, причем при перевозке бананов дополнительно устанавливают деревянные ре­шетчатые платформы (грейтингдеки), разделяющие трюм на поме­щения высотой около 2 м. Кроме того, при перевозке бананов гру­зовые помещения разделяют деревянными решетками на клетки (закрома) объемом 15-20 м 3 каждая. Специальное оборудование судов при перевозке скоропортящихся грузов состоит из холодиль­ных установок, изоляции грузовых помещений, системы охлаждения вентиляции и озонирования. Основные требования к изоляции: теп­лостойкость в течение всего срока службы судна, огнестойкость,гигиеничность, легкость, стойкость к гниению и плесени. Изоляция трюмов осуществляется листами из многослойной фанеры, алюминиево-магниевых сплавов, оцинкованного железа или интернита. На палубах устраивают настил из реек или брусков для обеспече­ния возможности протекания холодного воздуха под грузом.

Система охлаждения грузовых помещений - воздушная или воз­душно-рассольная. В качестве хладагента применяют фреон-12, фреон-22 (для получения низких температур) или аммиак. К специ­альным системам рефрижераторных судов следует отнести и систе­му принудительной вентиляции. При помощи вентиляции на этих су­дах холод, получаемый от воздухоохладителей, передается перево­зимому грузу, из грузовых помещений удаляются запахи и вредные газы и поддерживаются надлежащие влажность, содержание угле­кислого газа и кислорода. Кратность циркуляции (замены воздуха свежим наружным) : 1,5-2,5 об/ч. Системы вентиляции: горизон­тальная, вертикальная и комбинированная.

Холодильные установки, изоляция, системы охлаждения умень­шают грузовместимость рефрижераторных судов примерно на 20%. Для уменьшения доступа воздуха при погрузке и лучшей изоляции грузовых помещений их оборудуют центральными люками с секци­онными закрытиями. В качестве грузовых средств используют стре­лы или краны грузоподъемностью 3-5 т. Для проведения грузовых работ при любой погоде и температуре наружного воздуха устраи­вают бортовые лацпорты, а груз между палубами перемещают эле­ваторами.

Поскольку скоропортящийся груз перевозят, как правило, лишь в одном направлении и он является сезонным, рефрижераторные суда часто используют и для перевозки обычных генеральных гру­зов, в первую очередь ценных, требующих срочной доставки. Не допускается перевозить в рефрижераторных помещениях грузы, пач­кающие или оставляющие специфический запах, а также тяжелые грузы, могущие повредить изоляцию и систему охлаждения. Для полного использования грузоподъемности при перевозках генераль­ных грузов современные рефрижераторные суда строят как полно­наборные с тоннажной маркой или как суда с открыто-закрытым шелтердеком.

Размер рефрижераторных судов определяется размерами судовых партий отправок скоропортящихся грузов на каждом конкрет­ном направлении, дальностью перевозок, наличием портовых хо­лодильников и колеблется от 3-5 до 15-20 тыс. м 3 и более. Часто строят комбинированные суда, у которых одни грузовые помещения рефрижераторные, а другие предназначены для обычных генераль­ных грузов. Для обеспечения сохранности и сокращения сроков до­ставки дорогостоящих грузов рефрижераторные суда имеют обычно повышенную скорость 18-22 уз.

Скоропортящиеся грузы можно перевозить в стандартных рефрижераторных контейнерах на судах-контейнеровозах, что позволяет резко повысить нормы грузовых работ, упростить конструкцию и обору­дование судна. Часть этих судов строят как ячеистые контейнеровозы или как суда с горизонтальной погрузкой.

В состав российского флота входят построенные в советские годы рефриже­раторные суда универсального типа (серии «Николай Коперник», «Александра Коллонтай»). Дедвейт судна типа «Николай Копер­ник» составляет 5500/3750 т в зависимости от осадки, а грузоподъемность трюмов-7450 м 3 . Судно имеет две стальные непрерывные палубы и две грейтинг-палубы. Палубы и поперечные переборки разделяют грузовые помещения на восемь независимых камер, в каждой замере можно поддерживать температуру от +15 до

20 °С. Скорость судна в грузу 18-20 уз.

Для перевозки скоропортящихся грузов. В зависимости от температурных режимов грузовых помещений рефрижераторные суда делятся на низкотемпературные, предназначенные для перевозки замороженных грузов, универсальные - для перевозки любого груза, а также фруктовозы - суда с усиленной вентиляцией помещений, приспособленные для перевозки плодов. Рефрижераторные суда обычно многопалубные, с небольшой (2,3 - 2,5) высотой межпалубных пространств и небольшими по размерам люками для уменьшения потерь холода во время грузовых операций. Грузовое устройство стреловое, реже крановое. Все грузовые помещения имеют теплоизоляцию.

В мире насчитывается 1100 рефрижераторных судов на начало 2000-х .

Рефрижераторный трюм

Рефрижераторный трюм - грузовое помещение на судне , позволяющее перевозить грузы, требующие по условиям перевозки хранения при определенных температурных и вентиляционных режимах.

С этой целью рефрижераторный трюм оборудуется теплоизоляцией , системой вентиляции и холодильной установкой , а крышка трюма делается сравнительно небольшой - чтобы уменьшить теплопотери.

История

Клипер «Данидин», принадлежащий компании New Zealand and Australian Land Company (NZALC ) был оборудован в 1881 году компрессионной холодильной машиной, работающей по циклу Белла Колемана - холодильная установка на паровой тяге сжимала воздух , который выпускался в трюм корабля. При расширении температура воздуха падала и он охлаждал груз в трюме. С помощью 3-х тонн угля в день, эта машина на паровой тяге могла поддерживать холод до 20 °C ниже температуры окружающего воздуха, заморозить груз в умеренном климате Южного острова Новой Зеландии, и затем поддерживать его температуру ниже точки замерзания воды 0 °C в тропиках . Самым явным признаком того, что «Данидин» - необычный корабль, была дымовая труба от холодильных установок, размещенная между его передними и главной мачтами , из-за чего иногда его принимали за один из пароходов , которые были распространенны с 1840-х годов . В феврале 1882 года парусник «Данидин» отплыл из порта Чалмерс Новой Зеландии c 4331 бараньей тушей, 598 тушами ягнят и 22 свиной тушами, 246 бочонками со сливочным маслом , а также зайцами , фазанами , индейками , курицами и 2226 овечьими языками и прибыл в Лондон в Великобритании после 98 дней плавания со своим грузом по-прежнему замороженным. За вычетом всех расходов компания NZALC получила 4700 фунтов стерлингов прибыли от путешествия.

Вскоре после успешного плавания «Данидина», Великобритания решила увеличить торговлю замороженном мясом из Новой Зеландии и Австралии , для чего свыше 16 различных рефрижераторных и пассажирско-рефрижераторных судов было построено или переоборудовано к 1900 году на верфях в Шотландии и Северной Англии для этой торговли .

См. также

Напишите отзыв о статье "Рефрижераторное судно"

Примечания

Литература

  • Исанин, Николай Никитич. Морской энциклопедический справочник. - Л. : Судостроение, 1987. - Т. 2. - С. 182. - 524 с. - 30 000 экз.

Отрывок, характеризующий Рефрижераторное судно

– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».

Анализ современного состояния мирового рефрижераторного флота показывает, что его развитие идет в основном по пути повышения дедвейта и скорости хода судов.

В настоящее время средний дедвейт судов составляет 5000 тонн. Суда меньших размеров универсального назначения строятся для эксплуатации на местных линиях.

Повышение скорости хода современных рефрижераторных судов достигается увеличением мощности энергетических установок и совершенствованием обводов корпуса судна.

Если раньше средняя скорость была 18-19 узлов, то в настоящее время она составляет 22-24 узла. Увеличение скорости, вызванное необходимостью срочной доставки скоропортящегося груза получателю, оказывается оправданным, поскольку высокие тарифы на перевозку груза обеспечивают прибыль, несмотря на увеличение эксплуатационных расходов.

Основным типом двигателя для рефрижераторных судов по-прежнему остается малооборотный дизель с прямой передачей на винт. В последнее время широкое распространение получают среднеоборотные двигатели. Их умеренные габаритные размеры позволяют уменьшить длину машинно-котельных отделений и тем самым увеличить объем грузовых помещений.

На судах высокой энерговооруженности, какими являются рефрижераторные суда, целесообразно их многоцелевое использование. Развивается строительство рефрижераторных судов со скоростью до 26 узлов и с мощностью силовой установки от 25 до 50 тыс. л. с. На этих судах в качестве главных двигателей могут устанавливаться современные мощные малооборотные и среднеоборотные двигатели, а также газотурбинные установки.

Скорость хода рефрижераторных судов и вместимость грузовых помещений взаимосвязаны. Для более крупных судов экономически обоснована большая скорость хода.

Рост вместимости грузовых помещений долгое время сдерживался, потому что низкая техническая оснащенность погрузочно-разгрузочных работ в портах, отсутствие современных видов упаковки грузов и соответствующих складских помещений не давали возможности быстро обрабатывать большие партии скоропортящихся продуктов.

Сейчас положение изменилось, и оборудование специализированных причалов, новые виды упаковки и современная погрузочно-разгрузочная техника позволяют обработать банановоз грузовой емкостью 12000-14000 м 3 в течение суток.

Поэтому строительство быстроходных судов большой грузовместимости является одной из главных тенденций развития рефрижераторного

флота. В дальнейшем предусмотрено оснащение флота современными рефрижераторными судами грузоподъемностью до 25000 м 3 .

Большое значение придается ускорению грузовых операций. На судах перспективной постройки вместо грузовых стрел должны быть установлены скоростные электрогидравлические краны, а грузовые трюмы оборудованы системой гидравлического закрытия люков на всех палубах.

Опыт эксплуатации судов типа «Александра Коллонтай» и «Коперник» показывает, что холодильное оборудование отвечает требованиям перевозок любых видов рефрижераторных грузов.

Однако поршневые компрессоры менее надежны в эксплуатации, чем винтовые. Для охлаждения грузовых помещений на вновь строящихся судах применяются винтовые компрессоры, позволяющие плавно регулировать производительность в широком диапазоне изменения нагрузки.

Степень автоматизации должна обеспечивать безвахтовое обслуживание главной силовой и холодильной установок и всех основных систем.

Наличие нескольких (как правило, четырех) палуб на транспортных рефрижераторных судах позволяет более полно использовать грузовместимость судна при жестком ограничении высоты укладки многих скоропортящихся продуктов. Поэтому высота грузовых помещений на судах не должна превышать 2,0-2,5 м.

Для создания однородного температурного поля в грузовых помещениях чаще всего применяют вертикальную систему циркуляции воздуха, имеющую преимущества перед остальными системами воздухораспределения.

Установка реверсивных многоскоростных вентиляторов облегчает поддержание заданных оптимальных тепловлажностных режимов в трюмах судов с большой точностью, что бывает необходимо, в первую очередь, при перевозке плодоовощных грузов, в частности бананов.

Изоляционные конструкции рефрижераторных судов выполняется из высококачественных синтетических материалов с коэффициентом теплопередачи в пределах 0,35-0,40 Вт/(м 2 ∙К).

На основе анализа направлений развития мирового морского транспортного рефрижераторного флота можно утверждать, что развитие в этой области идет по двум основным направлениям:

  • совершенствование рефрижераторного флота на основе строительства современных быстроходных рефрижераторных судов большой грузовместимости;
  • контейнеризация перевозок скоропортящихся грузов, которая включает создание крупногабаритных рефрижераторных контейнеров, судов-контейнеровозов, специализированных контейнерных терминалов и организацию наземных средств перегрузки и транспортировки.

Эти направления не исключают, а дополняют друг друга. Они развиваются комплексно в зависимости от интенсивности грузопотоков и особенности районов плавания. Для перевозки бананов при температуре 12 °С используются транспортные рефрижераторные суда. При перевозке бананов в холодное время предусмотрен обогрев трюмов.

Транспортные рефрижераторные суда типа «Арагви» представляют собой полнонаборные суда дедвейтом 4436 тонн при перевозке масла и 2260 тонн — при перевозке бананов, построенные на класс Германского Ллойда 100А4-КА и имеющие ледовые подкрепления в соответствии с классом Л Регистра Украины.

С целью увеличения объема трюмов над главной палубой предусмотрена палуба надстроек, простирающая от носа почти до переборки ахтерпика (ахтерпик — крайний кормовой отсек судна).

Судно имеет двойное дно, проходящее от кормовой цистерны мытьевой воды до носового диптанка (диптанк — судовая цистерна, ограниченная сверху палубой). Кроме палубных надстроек и главной палубы, судно имеет еще две палубы, которые делят трюмы на твиндеки. Район плавания судна неограниченный; остойчивость судна соответствует требованиям Регистра Украины. Водонепроницаемые переборки делят судно на восемь отсеков и обеспечивают непотопляемость при затоплении одного любого отсека.

Судовые запасы (топливо, вода и др.) рассчитаны для обеспечения автономности плавания с полным грузом в пределах 8000 миль.

Цельносварной корпус судна изготовлен из стали повышенной прочности; заклепочные соединения применены только по скуловому поясу. В средней части судна на палубе надстроек расположена надстройка, в которой находятся жилые помещения. Во всех жилых и служебных помещениях предусмотрено кондиционирование воздуха.

Система кондиционирования воздуха рассчитана на поддержание в помещении температуры 20 °С при температуре наружного воздуха -20 °С (в зимнее время), а также на понижение температуры на 2-8 °С по сравнению с температурой наружного воздуха (в летнее время).

В качестве главного двигателя установлен восьмицилиндровый двухтактный дизель «Ховальдс-Ман» с наддувом типа KBZ 70/120 мощностью 7250 э. л.с. при 130 об/мин, работающий на тяжелом топливе.

Судовая электростанция состоит из четырех генераторов по 240 кВт каждый переменного трехфазного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц, непосредственно соединенных с двигателями G8V23,5/33 мощностью 360 л. с. при 500 об/мин. Для питания осветительной сети с напряжением 220 в установлены трансформаторы.

Для обеспечения судна паром установлены один котел производительностью 1200 кг/час пара давлением 7атм, работающий на жидком топливе, и один утилизационный котел, работающий на выхлопных газах главного двигателя.

Для погрузочно-разгрузочных работ установлены: на фок-мачте — две 5-тонных стрелы для трюма № 1, одна 5-тонная и одна 10-тонная стрелы для трюма № 2; на грот-мачте — четыре 5-тонные стрелы для трюмов № 3 и 4. Стрелы обслуживаются восемью электрическими лебедками, которые расположены на специальных рубках между грузовыми люками в кормовой и носовой частях судна. Кроме того, каждый грузовой трюм имеет элеватор для погрузки и выгрузки бананов и других фруктов.

Охлаждение трюмов — воздушное, для чего смонтированы 8 ребристых рассольных воздухоохладителей. В каждом трюме имеется по две группы вентиляторов, обеспечивающих 60-кратную циркуляцию объема воздуха в грузовом пространстве в час.

Для обеспечения возможности одновременной перевозки различных рефрижераторных грузов трюмы и твиндеки разбиты на 8 холодильных групп, в которых могут поддерживаться различные температуры. В контрольных проходах у воздухоохладителей с каждого борта имеются закрывающиеся люки, что позволяет производить охлаждение уже загруженной палубы при проведении погрузочных работ на других палубах.

Предусмотрено автоматическое регулирование температуры воздуха в трюмах. Трюмы оборудованы дистанционными термометрами, а также измерительными приборами и ручными регуляторами для поддержания в трюмах определенного количества углекислоты и влажности воздуха. Для очистки воздуха в трюмах имеются две озонаторные установки.

В качестве изоляционного материала для грузовых трюмов и помещений использован изофлекс. Зашивка изоляции произведена оцинкованным железом (δ = 1,5 мм). В изоляции трюмов предусмотрена дегидрирующая установка.

Каждый трюм имеет люк 4900×4500 мм. Люки на палубе надстроек оборудованы изолированными створчатыми крышками с гидравлическими приводами. Крышки на остальных палубах выполнены заподлицо с палубой.

Бананы перевозят в парусиновых сумках длиной около 1,4 м. Загрузка элеваторов производится через грузовые лацпорты (вырез в борту судна) в бортах на каждой палубе. Лацпорты имеют водонепроницаемую конструкцию, снабженную изоляцией.

Для охлаждения трюмов на судне предусмотрена рефрижераторная установка. Отделение холодильных машин расположено на II и III палубах между машинным отделением и трюмом № 3.

Рефрижераторная установка фирмы «Линде» состоит из четырех компрессоров F-8, работающих на фреоне-R134а, производительностью по 165 и 52 тыс. ккал/час соответственно при температуре кипения -5 °С и -18 °С, температуре конденсации 40 °С и 38 °С, температуре охлаждающей воды 30 °С и числе оборотов в минуту 720. Расходы мощности составляют в первом случае — 89 л. с., во втором — 45 л. с.

Компрессоры соединены непосредственно с электродвигателями мощностью 80 кВт и работают по одноступенчатой схеме. Регулировка производится посредством отключения отдельных цилиндров и компрессоров. Для охлаждения трюмов до температуры -18 °С в тропиках необходима работа четырех компрессоров при полном числе оборотов. При перевозке бананов в этих условиях достаточна работа трех компрессоров.

Кроме указанных компрессоров, в отделении рефрижераторных машин установлено следующее оборудование:

  • четыре трубчатых горизонтальных конденсатора;
  • четыре вертикальных ресивера;
  • четыре горизонтальных испарителя;
  • два вертикальных центробежных насоса производительностью по 300 м/час при напоре 18 м вод. ст.;
  • четыре рассольных насоса производительностью по 65 м 3 /час при напоре 36 м. вод. ст. и другое оборудование.

Системы охлаждения всех типов предназначены для сохранения качества загруженной скоропортящейся продукции на всем протяжении транспортировки от загрузки до выгрузки. В связи с этим к системам охлаждения предъявляется ряд требований, главное из которых — стабильное поддержание идентичных параметров воздуха, определяемых технологией хранения данного вида продукта, во всем объеме грузового пространства помещения. Неравномерность по объему и колебания во времени температуры и относительной влажности воздуха в грузовом объеме помещений должны быть минимальными, так как в противном случае товарная ценность бананов быстро уменьшается.

Равномерность температурного поля при прочих равных условиях зависит от характера отвода внешних теплопритоков, проникающих в грузовой объем, и качества регулирования температуры.

Величина усушки продукта находится в прямой зависимости от притока теплоты в грузовой объем помещения. Стремление к защите грузового пространства от внешних теплопритоков заставляет совершенствовать существующие системы охлаждения и разрабатывать новые.

При использовании воздушных систем наибольшее внимание уделяется организации распределения воздуха, позволяющей наиболее эффективно отвести наружные теплопритоки. Стремление получить компактные и менее металлоемкие приборы охлаждения привело к созданию батарей и воздухоохладителей из оребренных труб.

Регулирование температуры в грузовом помещении обеспечивается обычно двухпозиционными реле температуры, управляющими производительностью компрессора или соленоидными вентилями.

Это дает возможность поддерживать температуру воздуха охлаждаемого помещения около заданного значения с колебаниями определенной амплитуды и частоты.

Минимальный дифференциал судовых реле температуры, как правило, составляет 2 °С, что недопустимо при транспортировке бананов.

Поэтому с целью повышения качества регулирования температуры устанавливаются реле более высокого класса.

Необходимо отметить, что место расположения соленоидного вентиля в системе охлаждения влияет на величину колебаний температуры. При достижении нижнего допустимого температурного уровня в охлаждаемом помещении датчик срабатывает и происходит закрытие соленоидного вентиля, установленного на линии подачи хладагента. Однако компрессор продолжает работать, понижая давление в испарителе, и это приводит к неизбежному доиспарению оставшегося в испарителе хладагента, а, следовательно, к понижению достигнутой температуры. Чтобы исключить доиспарение хладагента в системе, целесообразно дополнительно предусматривать соленоидный вентиль на линии всасывания паров хладагента.

Особенное внимание уделяется вопросу снижения энергетических затрат на выработку холода до минимально возможного уровня.

Рациональность использования грузового объема охлаждаемых трюмов в значительной степени зависит от выбора типа охлаждающей системы, в связи с чем вопросы габаритов и материалоемкости охлаждающих приборов имеют большое значение. Отсюда вытекают требования к компактности приборов охлаждения и минимальной потере полезного объема при размещении системы охлаждения.

Большое значение для соблюдения технологического режима хранения бананов имеют требования к системам охлаждения, направленные на обеспечение надежности их работы. Эти требования изложены в действующих Правилах Украины о классификации и постройке морских судов.

При использовании воздушной системы охлаждения расположение воздухоохладителей в грузовых помещениях должно обеспечивать свободный доступ к ним для проведения осмотров и ремонта. Если устанавливается один воздухоохладитель, то он должен состоять не менее, чем из двух секций, каждая из которых может отключаться.

Требования техники безопасности и противопожарной защиты сводятся к обеспечению сохранности груза и безопасной работы системы.

Итак, основные требования к судовым системам охлаждения следующие:

  • стабильное поддержание температурно-влажностных параметров, а также газового состава по всему объему помещения в соответствии с технологическим режимом хранения данного вида груза;
  • обеспечение равномерности температурного поля в каждой точке грузового объема;
  • обеспечение минимальных энергетических затрат;
  • рациональное использование грузового объема;
  • высокая надежность эксплуатации и безопасность работы.

Воздушные системы охлаждения нашли наибольшее распространение на транспортных судах и контейнеровозах. По сравнению с системами охлаждения с естественной конвекцией воздушные системы охлаждения обладают следующими преимуществами:

  • универсальность по отношению к видам перевозимых грузов;
  • более интенсивный отвод теплоты от груза к воздуху, что позволяет сократить время первоначального охлаждения груза;
  • большая равномерность температурного поля, чем в грузовых помещениях с системами батарейного охлаждения;
  • большая компактность и меньшая металлоемкость;
  • более простая и быстрая оттайка приборов охлаждения, исключающая попадание влаги на груз и в грузовое помещение и уменьшающая теплопритоки к грузу при оттайке;
  • позволяет изменять интенсивность охлаждения грузового помещения.

В качестве недостатков воздушной системы охлаждения можно отметить повышенный расход электроэнергии на привод вентиляторов и необходимость компенсации теплового эквивалента их работы, а также повышенную усушку груза.

К настоящему времени разработано более 40 типов систем воздухо-распределения для охлаждения грузовых пространств рефрижераторных трюмов и контейнеров, отличающихся расположением и конструкцией воздухораспределительных каналов, а также характером циркуляции воздуха в грузовом объеме. На действующих судах и контейнерах сейчас наибольшее применение нашли примерно 10 различных типов воздушных систем охлаждения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Рефрижераторное судно - судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов мяса, рыбы, жиров, фруктов. В ВМФ применяется для снабжения кораблей. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    Рефрижераторное судно - грузовое судно (морское, речное или озёрное) для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов. Р. с. оснащаются холодильными установками (См. Холодильная установка), позволяющими регулировать температуру в трюмах. Высокотемпературные Р. с …

    РЕФРИЖЕРАТОРНОЕ СУДНО - сухогрузное судно для перевозки скоропортящихся грузов. В зависимости от температурных режимов груз, помещений различают Р. с. низкотемпературные, перевозящие заморож. груз; высокотемпературные используемые для перевозки охлаждаемого груза;… … Морской энциклопедический справочник

    Судно - У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия

    Судно - корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др. Классификация С. По назначению различают С.: транспортные, промысловые,… … Большая советская энциклопедия

    Грузовое судно - Грузовым судном согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским. Практика применения Конвенции СОЛАС показывает, что требования этого документа не применяют к рыболовным судам только в… … Википедия

Загрузка...