clean-tool.ru

Исследовательская работа по литературному чтению «Почему нужно любить чтение? Значение литературы в жизни человека Исследовательская работа чтение в жизни человека.

Мытищинское бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя образовательная школа №8

Исследовательская работа на научно-практическую конференцию по теме:

«Место и роль исторической книги в чтении подростков».

Выполнила:

Листовская Татьяна Владимировна

2014 г.
Содержание.

Введение.

Глава 1. Особенности чтения подростков в современный период .

1.1. Исследования читательских интересов подростков.

1.2. Особенности исторического жанра художественной литературы.

1.3. Подросток как читатель.

Глава 2. Сотрудничество МБОУ СОШ №8, Детской библиотеки №1 и Библиотеки им. Кедрина по приобщению учащихся к изучению исторической литературы.

2.1. Анализ деятельности МБОУ СОШ №8, Детской библиотеки №1 и Библиотеки им. Кедрина.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.

Введение.

Эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, отмечают, что «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». С этим утверждением нельзя не согласиться. Несмотря на то, что чтение являет собой средство освоения и поддержания интеллектуальных, духовных и мировоззренческих ценностей общества, количество не читающего населения растет, число пользователей государственных библиотек и людей, покупающих книги для библиотек домашних, падает (данные исследования Центра Юрия Левады, 2003–2005 гг.).

По данным ВЦИОМа 34% взрослых россиян уже не читают! В будущем обществе чтение и «человек читающий», безусловно, будут рассматриваться как национальная ценность. Но читающие нации создаются из читающих детей. Сегодня в России также необходимо осознание проблемы чтения детей и подростков в качестве национальной, в связи с тем, что в настоящее время детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и государством.

В культурной жизни страны произошли изменения, обусловившие резкое повышение интереса к отечественной истории, истокам национальной культуры, утраченным традициям.

В переломные для общества периоды люди всегда пытаются отыскать в историческом прошлом ответы на самые насущные вопросы современности. «Чтением человек переживает века» (А. С. Герцен)

Рассказать о великих полководцах, выдающихся соотечественниках, вспомнить тех, кто делал историю, - означает привить подрастающему поколению уважение к истории Родины, к подвигам защитников Отечества, чувство гордости за свою страну.

В связи с вышесказанным тема доклада является актуальной, так как ставит задачу изучения чтения подростком исторической литературы, специфики жанра «историческая книга» позволит наметить пути приобщения к данной литературе.

Объект исследования: подростки 5-х – 9х классов как читатели исторической литературы.

Предмет исследования: влияние исторической литературы на читательское развитие подростков.

База проведения исследования: Детская библиотека №1 и МБОУ СОШ №8.

Цель исследования: какое место занимает историческая литература в чтении подростков, пути приобщения к чтению данной литературы во взаимодействии школы и библиотеки.

Задачи исследования: обобщение опыта работы школы и библиотеки в соответствии с темой исследования, определение места и роли исторической книги в чтении подростков.

Тема исследования:«Книга в жизни человека». Цель исследования: определить интерес читателя к
чтению и какое место отведено книге в его жизни.
Задачи исследования:
1) узнать о происхождении книги;
2) определить уровень читательского интереса у
учащихся и жителей с. Павловка;
3) выявить причины нежелания посещать
библиотеку и читать книги;
4) стимулировать чтение книг среди учащихся
школы.

Предмет исследования: чтение книг.

Объект исследования:школьная библиотека и Павловская
сельская библиотека.
Гипотеза: люди меньше читают библиотечные книги, потому
что информационные технологии заменяют их.
Методы исследования:
1) изучение литературных источников по истории
происхождения книги и её значении;
2) анкетирование учащихся начальных классов МОУ СОШ
с.Павловка;
3) анализ посещаемости Павловской сельской библиотеки.
4) пропаганда чтения книг среди учащихся МОУ СОШ
с.Павловка;

Свое первое исследование я проводила в МОУ СОШ с.Павловка. С целью определения читательского интереса я провела анкетирование среди учащи

Свое первое исследование я проводила в МОУ СОШ с.Павловка. С
целью определения читательского интереса я провела
анкетирование среди учащихся «Интересы читателя».Было
опрошено 34 учащихся. Проанализировав результаты
анкетирования, я получила следующие результаты:
Как часто дети читают книги
35%
30%
25%
20%
Количе ство учащихся, % 15%
10%
5%
0%
Ежедневно
Несколько раз в неделюВ выходные дни
Очень редко

Одним из пунктов своего анкетирования я предложила учащимся своей школы указать, какие книги им нравятся.

Исходя из полученных результатов видно, что дети отдают большее предпочтение компьютерным играм нежели чтению книг. Причем времени на чте

Исходя из полученных результатов видно, что
дети отдают большее предпочтение
компьютерным играм нежели чтению книг.
Причем времени на чтение дети тоже уделяют
недостаточно.
С целью определения уровня читательского
интереса, я проанализировала посещение
учащимися школьной библиотеки и
Павловской сельской библиотеки за 2015 г.
Сравнительный анализ представлен в виде
диаграммы.

Посещаемость учащимися школьной библиотеки и Павловской сельской библиотеки
Школьная библиотека
библиотека
60%
51%
количество
50% учащихся, %
41%
40%
30%
20%
10%
0%
26%
19%
16%
19%
13%
12%

А как же обстоит дело с посещением Павловской сельской библиотеки среди
детей и взрослых? За данными посещения читателей я обратилась к
библиотекарю Зверевой Валентине Ивановне. Из приведенной информации
важно отметить, что общее количество читателей к концу 2015 года
уменьшилось на 28 %, из них читателей-детей – на 22 %.
Анализ численности читателей Павловской сельской библиотеки за 2015 г.
120
Общее количество читателей
Читатели в возрасте от 7 до 17
лет
100
80
60
40
20
0
27
1 кв
16
2 кв
3 кв6
4 кв6

Из
результатов
данных исследований
посещений
библиотек за 2015 г. видно, что люди все меньше
интересуются книгами, реже посещают библиотеки. В ходе
исследования мною была подтверждена гипотеза о том, что
действительно в настоящее время читают очень мало.
О причинах низкой посещаемости библиотеки учащимися я
спросила у библиотекаря Валентинвы Ивановны: «Есть
причины: у учащихся дома появляются компьютеры и дети
больше увлечены играми, чем чтением. А также существенно
снижают
качество
библиотечно-информационного
обслуживания недостаток названий и количества экземпляров
художественной
и
научно-популярной,
методической,
справочной и энциклопедической литературы, наглядных
пособий и периодических изданий. Основной библиотечный
книжный фонд пополняется медленно. Учащимся начальных
классов не хватает ярких, красочных книг».

Исходя из результатов анкетирования и
анализа динамики посещения
библиотеки, я сделала вывод о том, что
необходимо заинтересовывать читателей,
пропагандировать чтение на примере
активных читателей-школьников. С этой
целью в нашей школе проходят
различные внеклассные мероприятия,
посвященные книге, сказкам, писателям,
в которых мы активно участвуем.

Среди учащихся начальных классов был проведен конкурс
рисунков «Мои любимые сказочные герои». У 84 % учащихся
любимыми оказались герои русских народных сказок.
А чтобы повысить интерес к Павловской сельской
библиотеке, мы совместно с библиотекарем Зверевой
Валентиной Ивановной разработали план мероприятий
Из анализа проделанной работы по популяризации книги и
пропаганде читательской деятельности можно сделать
вывод: проведение общешкольных мероприятий и акций,
посвященных книгам, а также взаимодействие учащихся с
сельской библиотекой положительно влияет на
формирование читательской культуры среди детей,
будущего поколения.

МБОУ СШ №12 г. Смоленска

Исследовательская работа

по литературному чтению

«ПОЧЕМУ НУЖНО ЛЮБИТЬ ЧТЕНИЕ?»

Выполнила:

учащаяся 2 «Г» класса

Миронова Анна

Руководитель:

Чистова С.А.

Смоленск

2018

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………3

Выявление проблемы …………………………………………………..4

Роль книги в моей семье …………………….………………………….6

Роль книги в жизни человека……………………………………………7

Памятники книгам ……………………………………………………… 8

Книги рекордсмены ……………………………………...................... 9

Заключение…………………………………………………………….……..1 0

Литература……………………………………………………………………1 1

Приложение……………………………………………………...………….. 12

Введение

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенье планет -

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

Б. Раевский

Здравствуйте, меня зовут Миронова Аня. Одно из Моих любимых занятий в свободное время - чтение хороших книг. Каждый образованный человек должен постоянно читать, чтобы накапливать ценные знания.

Меня очень взволновала информация, которую я услышала в одной из телепередач. В ней сообщили, что россияне перестали быть самой читающей нацией. Меня это очень огорчило. Поэтому я решил, что моё исследование обязательно будет связано с чтением.

Итак, цель моей работы - определить место чтения в жизни моих одноклассников и их читательские интересы, привлечь внимание школьников к чтению книг.

Объект исследования: детская книга, памятники книге.

Предмет исследования: приобщение к чтению.

Гипотеза: чтение книг расширяет наш кругозор.

Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

понаблюдать, какую роль играют книги в жизни моих ровесников;

проанализировать роль книги в жизни человека;

показать одноклассникам через памятники архитектуры, что существование большого количества памятников книге говорит о её значимости.

Для решения поставленных задач я использовала такие методы как:

изучение литературы и источников из сети Интернет по данной теме;

проведение анкетирования;

анализ полученных результатов.

1. Выявление проблемы.

Чтобы определить почему нужно любить чтение было проведено анкетирование, в котором участвовало 23 ученика 1-4 классов охраны зрения. Вопросы были следующие:

3. Какую книгу ты читаешь сейчас?

4. Берёшь ли ты книги в библиотеке?

5. Какие детские книги есть у тебя дома?

Результаты показали, что любят читать 19 человек, берут книги в библиотеке 17 человек, имеют детские книги дома - 20 человек. Больше всего дети любят читать о животных, о волшебстве и о приключениях. 17 человек читают сейчас какую-то книгу. В основном, это сказки или волшебные истории русских или зарубежных авторов. Результаты меня порадовали, но хочется, чтобы больше ребят любили и ценили книги.

2. Роль книги в моей семье.

В моей семье все любят читать. Мой дедушка Владимир Фёдорович сам записался в библиотеку, когда ему было всего 5 лет, и регулярно посещал её. Мои родители тоже с детства много читали. Любимыми книгами мамы были произведения Пушкина, Толстого, Лермонтова, Дюма и др. Книги помогли ей хорошо закончить школу. Папа увлекался историческими произведениями, приключениями и детективами. Я тоже очень рано полюбила книги. Мама рассказывала, что когда мне был всего годик я уже с удовольствием слушала сказки и потешки. Потом мне читали книги Корнея Чуковского («Тараканище», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха») и других авторов. Сейчас я люблю читать сама.

У меня есть своя небольшая домашняя библиотека. Началом её создания можно считать день моего рождения, а было это в 2009 году. Первые мои книги мне подарили родители, бабушка и дедушка. В нашей семейной библиотеке около 500 книг, из них около 100 - для детей. Это сказки, стихи, рассказы, сказочные повести, рассказы о животных, детская фантастика. Кроме художественных книг есть ещё энциклопедии. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы, которые меня интересуют.

С 5 лет я записана в городскую библиотеку № 9 и беру там книги раз в месяц. За это время я прочитала такие большие произведения, как «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Жёлтый туман» А.Волкова. Больше всего понравились сказочные повести о Незнайке Николая и Игоря Носовых, а также книга Л. Петрановской «Что делать если …», в которой даются советы о том, как детям вести себя в сложных ситуациях. Ещё я увлекаюсь книгами по мотивам популярных мультфильмов: «Чудесные истории. Клуб Winx » И.Страффи, «Девочки из Эквестрии. Радужный рок: Громкое событие» П.Финн, «Школа “Долго и счастливо”. Однажды в сказке» Ш.Хейл. Также я люблю читать детские журналы, самый любимый из которых - « WINX Club . Твой стиль». В нём феи-волшебницы дают девочкам полезные советы, рассказывают о достопримечательностях разных стран, предлагают рецепты вкусных блюд и тесты, учат делать интересные поделки. Ещё я обожаю разгадывать кроссворды и различные головоломки, поэтому мне постоянно покупают журналы «Кроссвордёнок», «Сканвордёнок», «Фабрика загадок» и т. д.

3. Роль книги в жизни человека.

О важности чтения говорят многие, однако далеко не все понимают, насколько чтение обогащает духовный мир человека. Важность чтения доносят до нас даже старые русские пословицы: “Кто много читает, тот много знает”, “Книга мала, а ума придала”. И уж если о важности чтения задумывались древние жители нашей земли, то как можем мы не понимать, насколько важен этот невзрачный, на первый взгляд, предмет, под названием книга? Книги открывают человеку новые миры, новые горизонты, глубокие впечатления и переживания.

Ученые выяснили, что приобщать к чтению и книге нужно с раннего возраста.

Есть дети, для которых не мыслима жизнь без чтения, с каждым годом их становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение - тяжкая повинность. Они не осознают, что чтение гарантирует учебные успехи по всем предметам. Большую помощь в приобщении детей к чтению должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования своих детей. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса.

Для предыдущих поколений книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии стремительно шагнули вперед, а дети быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги?

«Всем хорошим я обязан книге», - так говорил Максим Горький. Я с ним полностью согласна. Я считаю, что книги играют очень важную роль в жизни человека. И сейчас я попытаюсь это доказать.

Во-первых, жизнь без книг - это же скучно и неинтересно! Как иногда неприятно смотреть на ребят, которые целыми днями сидят за компьютерами и смартфонами. Ведь книга - это ключ к знаниям. Читая её, ты узнаешь много нового и полезного для себя. В древности говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Во-вторых, книга развивает кругозор. Ведь это так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру других народов.

В-третьих, книга развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот-вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта!

В-четвёртых, книги помогают нам принимать правильные решения. Иногда, глядя на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

В-пятых, читая любое произведение, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересным человеком.

Да, конечно, не стоит отказываться от всех благ цивилизации - компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов и прочих новых веяний техники, но и о книгах забывать не стоит.

Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.

4. Памятники книгам.

В нашей стране существует большое количество памятников книге:

Новокузнецк

Памятник представляет собой книгу, лежащую на пьедестале, на страницах которой размещен русский и армянский алфавит.

Санкт-Петербург

Памятный знак «Послание через века» в виде раскрытой книги находится на Университетской набережной напротив здания Санкт-Петербургского государственного университета.

Ещё в городе на Неве есть памятник «Размышление о Маленьком принце». Здесь на стопке книг, как на троне, сидит аллегорический образ философа жизни, правдолюбца и правдотерпца - Шута и держит в руках раскрытые страницы чудесной истории Экзюпери.

Остафьево

Памятник Н.М.Карамзину в виде семи томов его знаменитого труда «История Государства Российского», над которым он работал в подмосковном Остафьево в течение 12 лет.

Москва

Памятник первому русскому книгопечатнику Ивану Фёдорову.

Новосибирск

В Новосибирске в 2008 году на стене дома по улице Горького появилась вот такая необычная книга «Капиталъ», приуроченная к открытию одноименного книжного магазина в этом же здании.

Химки

Это большая книга А.С. Пушкина, которая установлена таким образом, что создается ощущение парения в воздухе. Книга раскрыта: на левой стороне профиль Пушкина, а справа - его бессмертное стихотворение о любви: «Я помню чудное мгновение…»

5. Книги рекордсмены.

Самая маленькая книга в мире ‒ это книжечка, содержащая рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». Она была создана в 1996 году омским умельцем Анатолием Кононенко. Один из экземпляров находится в Праге, в Музее миниатюр. Всего в книжечке размером 0,9 мм х 0,9 мм на 15 страницах книги содержалось 11 первых строк из рассказа «Хамелеон», два рисунка и портрет Чехова. Чтобы прочесть 11 строк в этой книге, необходимо воспользоваться пинцетом и микроскопом.

Самая большая книга для малышей была создана в России. В ней всего 4 страницы и 12 стихотворений, зато они высотой 6 метров, шириной 3 метра и весом 492 килограмма. Среди авторов книги - детские поэты Сергей Михалков, Сергей Еремеев и Андрей Тюняев.

Заключение

Завершая свой небольшой, но познавательный проект, хочу сделать следующие выводы:

в результате моей работы большее количество моих одноклассников стали читать в свободное время (это подтверждает повторное анкетирование);

появился интерес к сбору и изучению информации для следующего проекта: «Необычные библиотеки мира».

Я советую всем читать. Читать как можно больше. Ведь из книг человек добывает знания, которые помогают успешно справляться с заданиями на уроках и в контрольных работах, разных конкурсах и во многом другом.

Читая, мы учимся очень важному умению: слушать и слышать, воспринимать то, что сказано кем-то другим, размышлять над чужой идеей.

Даже те, кто сейчас не любит читать, потом часто будут сидеть за книгой потому, что любимая книга и её герои найдутся у каждого из нас и останутся в сердце навсегда.

Книга учит мыслить, книга учит говорить, книга учит понимать людей. Книга может стать настоящим другом! Поэтому читайте книги, действуйте и улучшайте свою жизнь.

Литература.

Бугрименко Е.А. Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. // М., 1993

Чирова А. Книга в твоих руках. // М., Просвещение, 2005

Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга. // М., 2009

Журнал «Семейное чтение» // РШБА, 2011

Журнал «Читайка» // РШБА, 2011

http://irinastepanova5/ucoz.ru/publ/kak_privit_ljubov_k_chteniju/1-1-0-4

http://www.realfacts.ru/index.php ?newsid=949

Приложение

Анкета

Какую книгу ты читаешь сейчас?

Берёшь ли ты книги в библиотеке?

Какие детские книги есть у тебя дома?

Загрузка...