clean-tool.ru

Льготы по аренде для некоммерческих организаций. Бизнес на некоммерческих организациях, как и с чего, зарабатывают деньги (НКО) Помещение для нко

НКО или некоммерческие организации - так принято в обществе называть подобный вид деятельности. НКО сложно назвать прямым бизнесом, но зарабатывать на этом фоне точно можно. Если говорить в общем, то сам бизнес держится на энтузиазме посредников, инвесторов и самой группы людей, которыми была создана такая организация.

Сама суть создания НКО лежит в возможности отстаивания своих интересов от юридического лица, заручившись поддержкой конкретной организации для достижения цели. Дополнительно, некоммерческие организации создаются для того, чтобы привлечь внимание «третьей стороны». Ярким примером тому является форд, как одна из форм НКО. Для ее существования берутся деньги третьей стороны. Но, не всегда получается работать исключительно на добровольных началах.

Откуда берутся деньги и как получить прибыль?

С формой стало понятно. Теперь осталось немного разобраться откуда могут взяться доходы с некоммерческих организация. Опять приведем яркие примеры - церковь, религиозная организация, учреждение, товарищество, партия и так далее.

На самом деле форм НКО очень много, они прописаны в законодательстве и каждая копеечка прибыли обязана идти на благо самой организации. Но, все доходы не облагаются налогами. Если в церковь идет бабушка и несет часть своей пенсии на строительство самого храма и помощь, на содержание, то от этой части доходов государство не имеет права брать налоги.

Еще можно привести пример, как созданный фонд во блага запрета на снос исторически важного здания при помощи пожертвований и поддержки со стороны достигает своей цели, но при этом зарабатывает около 45 тыс. $. Вот так без налогов, на одних пожертвованиях.

Такая отрасль может вызывать мнение золотой жилы. Отчасти оно так и есть. Если говорить от правового лица, то НКО требуют постоянного финансирования и существуют несколько разрешенных государством форм:

1. Пожертвования и взносы на добровольных основах;
2. Предпринимательская деятельность;
3. Поступление от учредителей организации;
4. Доход от долевых участников организации.
Также помощь для НКО может в форме отказа платы за эксплуатацию помещения или предоставление в пользование имущества.

Подробнее о финансах.

Созданные некоммерческие организации могут использовать свои средства лишь по общему согласию объединения. При этом, может быть созданы смета доходов и даже иметься самостоятельный баланс.

Смета может отображать финансовый план организации. Такой план разбивается на кварталы и даже на целый год. Именно здесь фиксируется приход и расход средств, а также их движение. При этом поступившие средства должны соответствовать целевым расходам. При этом, подобный принцип распределения средств не обязывает потратить все доходы в первый же год существования, а может растянуться на несколько лет.

В любом случае вложение денег в определенную цель позволит в дальнейшем получить хорошую прибыль всех для всех участников НКО. Но, даже для подобного вида деятельности необходим так называемый бизнес-план для создания.

Документальная часть.

Для создания НКО необходим такой пакет документов:

1. В первую очередь создается заявление от юридического лица. Период рассмотрения составляет 3 месяца;
2. Оплата государственной пошлины - от 50 до 200 $ в зависимости от выбранного вида НКО;
3. Протокол учредительного решения НКО;
4. Устав, учредительская документация;
5. Реквизиты НКО;
6. Документы на право владения помещением, оборудованием (договор аренды, чеки на покупку).
Этап оформления документов может быть затратным и стоит владельцам около 250 $.

Помещение.

Создание некоммерческой организации нуждается в аренде помещения. Для этого часто арендуют квартиру, офис в бизнес-центре или отдельностоящее помещение. Само здание должно быть со всеми коммуникациями для удобства работы самих сотрудников. Это общепринятые коммуникации: свет, газ, вода, отопление.

Для работы, к примеру, фонда достаточно и 40 метров квадратных. А если целью организации будет прием благотворительности для беженцев или бедных семей, то площадь должна быть в разы больше. Поскольку ежедневно туда может приходить большое количество посетителей. Интерьер в помещении может быть скромный, классический, без излишков. Если придется платить за аренду, то это будет стоить около 150-300 $.

Оснащение.

Помещение должно быть предусмотрено для работы. Для этого необходимо купить такое оснащение:

1. Компьютеры - около 700 $;
2. Телефоны - 200 $;
3. МФУ или сканер, принтер, ксерокс - 400 $;
4. Борды - 80 $;
5. Оборудование для презентаций - 130 $.
Также необходимо офисная мебель: столы, стулья, диванчики, шкафы, полки, возможно, сейф, офисные кресла, предметы интерьера. Как было уже оговорено выше, мебель может быть закуплена или передана в дар НКО. Но, все-таки, стоит предусмотреть 2 тыс. $ на этот аспект.

Работники.

Даже НКО требует найма персонал. Обычно в роли выступают работники офиса или администраторы, маркетологи, бухгалтер. Весь персонал может насчитывать 5 человек, а может доходить и до сотни, особенно если ваш фонд действительно большой, то работников необходимо достаточно.

Часть людей может работать и на добровольных началах, но большая половина будет оформлена на работу и иметь определенную сумму заработной плата. Минимально, на что необходимо будет рассчитывать - это 1,5 тыс. $.

Если опять же обратиться к фонду, то о нем должны знать максимальное количество людей. О том, что вы собираете средства должно говориться по телевизору и радио с указанием реквизитов, обозначаться в журналах и газетах, описываться на бордах вашего города. Также обычно помогают с этим волонтеры. Они готовы стоять на добровольных началах и просить у приходящихся обратиться к вашей проблеме. Помимо этого, могут поводиться агитации, встречи, собрания, как вид привлечения к вашей некоммерческой организации. На рекламу стоит подготовить не менее 300 $.

Перечень затрат.

Создание НКО заставляет вложить средства в четыре основных аспекта:

1. Оформление документов - 250 $;
2. Помещение - 150-300 $;
3. Оснащение - 2 тыс. $;
4. Персонал - 1,5 тыс. $;
5. Реклама - 300.

Открытие НКО влечет за собой вложения в размере не менее 4 тыс. $. Расчет велся на примере организации фонда.

Как насчет прибыли?

Возвращаясь опять к созданию фонда, то прибыль может быть действительно большой. Она может представлять собой тысячи долларов ежемесячно, которые могут пойти на строительство или реконструкцию выбранного объекта. К примеру, в среднем один фонд получает порядка 5-8 тыс. $ в месяц. А вот инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица, вне зависимости от деятельности и статуса.

Развитие.

Даже эта отрасль может развиваться. Можно создать большой фонд с множеством филиалов по всей стране, главное, чтобы созданная цель или проблема была действительно актуальной. Еще, обращаясь к западной стороне мира, в Европе и США уже несколько лет работают и развиваются НКО, у которых по законодательству существует возможность отдавать лишь 35% собственных доходов на нужды самой организации, а остальная часть может смело иметь название дохода. Возможно, скоро и в нашей стране обратят большее внимание на данный аспект и предложат подобную возможность.

Читайте так же:

Круглый стол московских социально-ориентированных некоммерческих организаций

«Проблема предоставления помещений социально ориентированным некоммерческим организациям в городе Москве »

Резолюция

Детская народная изостудия «Радуга», успешно работающая более 40 лет, может лишиться своего помещения в текущем году, поскольку помещение, занимаемое студией в течение многих лет , передано в пользование муниципальному учреждению .

Центр социокультурной анимации «Одухотворение» профессионально помогающий молодым инвалидам и семьям с инвалидами, не имеет собственного помещения, несмотря на многократные обещания властей помочь. Сегодня специалисты и волонтеры Центра, используя собственные методики и поддержанные федеральным Фондом помощи детям , находящимся в трудной жизненной ситуации, работают, используя базу одного из государственных учреждений города Москвы. Однако эта практика никак не узаконена. Наоборот, принятые нормы запрещают руководителям государственных и муниципальных учреждений предоставлять условия для работы негосударственных некоммерческих организаций .


В аналогичном положении находится социально ориентированная общественная организация РОО «Рать», продвигающая эффективные методики приобщения молодежи к здоровому образу жизни.

Общероссийская общественная организация «Национальная система «Интеграция», известная во всех регионах РФ, использует нежилое помещение в здании, находящемся в состоянии капитального ремонта . А инновационное отделение этой организации, занимающееся сохранением национальных игровых традиций и созданием новых развивающих настольных и подвижных игр, вовсе помещения не имеет.

Объектом постоянных атак ДИГМ является помещение Московского туристического клуба, где работает Федерация спортивного туризма . Федерации приходится доказывать Департаменту, что она является социально - ориентированной организацией .

Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям», занимаясь исключительно благотворительной деятельностью и вовлечением волонтеров для оказания помощи детям, вынужден арендовать помещение на коммерческих условиях . В настоящее время аренду фонд оплачивает за счет средств спонсоров. Но ведь эти деньги могли бы идти на помощь детям-сиротам. Фонд нуждается в помещении, предоставленном на льготных условиях.

Ситуация вопиющей несправедливости сложилась вокруг НОУ Классическая философская школа «Новый Акрополь», которому в 2010 году отказано в продлении договора аренды . Для того чтобы более 1000 взрослых москвичей, в том числе молодёжи, ветеранов и инвалидов, а также около 300 детей, участвующих в деятельности этой некоммерческой организации, имели возможности для содержательного досуга, культурного творчества и благотворительности в настоящее время данной организации требуются экстренные меры помощи . Иначе и эту уникальную СО НКО судебные приставы выкинут на улицу, несмотря на то, сколько средств, труда и любви вложили участники организации в ремонт и оборудование предоставленных им 17 лет назад помещений, находящихся сейчас в образцовом состоянии.

Это далеко не все примеры, подтверждающие наличие глубокой проблемы , требующей с одной стороны принятия срочных мер со стороны городских властей, а с другой стороны – принятия системных решений на основе применения норм Федерального закона №40. (В приложении №1 приведен список организаций, по которым требуется срочное решение вопроса, в Приложении №2 сформулированы предложения для формирования системных решений.)

Сложность ситуации определяется тем, что в большинстве случаев действия представителей власти формально согласуются с действующими нормами законодательства. Но результаты-то их действий налицо – творческие, энергичные и неравнодушные люди - настоящий человеческих капитал нашего города - вынуждены прекратить свою общественно полезную работу! А ведь эти люди и созданные ими социально ориентированные организации, в большинстве своем, занимаются творческим развитием наших детей и помощью инвалидам! Оказывается, что творческая деятельность, направленная на людей и их духовное, культурное развитие, зависит от позиции временщиков, оказавшихся, возможно случайно, у власти.

Такая ситуация не может быть признана нормальной, поскольку правовое государство это не только следование букве закона, но и развитие законодательства в интересах населения, а также недопустимость самоуправства со стороны представителей исполнительной власти.

Мы, участники круглого стола, обращаемся к Мэру нашего города с требованием принятия мер в интересах населения .

Необходимо принятие политических решений , формирующих приоритетное право социально ориентированных организаций на использование помещений и земельных участков , принадлежащих городу. Нежилые помещения, принадлежащие городу, должны использоваться в интересах его жителей, а СО НКО должны обладать первоочередным правом их использования в силу общественно полезного характера свей деятельности. Город в соответствии с духом ФЗ №40 должен предоставлять помещения СО НКО в безвозмездное пользование или льготную аренду. Принятие решений по предоставлению городских помещений должно осуществляться не в кулуарах власти, а открыто и с участием авторитетных представителей общественности.

Необходимы политические установки и разъяснения чиновникам всех уровней, в том числе, руководителям органов местного самоуправления о необходимости бережного отношения и всяческой поддержки общественно полезной деятельности .

Необходимо предупредить руководителей всех органов городской власти и местного самоуправления об их личной ответственности за разрушение сложившихся на подведомственной им территории форм социально ориентированной работы.

Допуская уничтожение социально-ориентированных НКО, оставляя их без помещений, власти Москвы не только наносят невосполнимый вред городу , но и толкают в лагерь политической оппозиции активных, ранее абсолютно не политизированных людей.

Мы, участники настоящего круглого стола, отстаивая свою позицию, обращаемся за поддержкой и в федеральные органы власти, а также в средства массовой информации и к жителям нашего города.

Мы – граждане нашей страны, жители нашего города, и мы должны определять приоритеты развития нашего общества. И не надо толкать нас на организацию митингов и иных политических выступлений! Проще и правильнее – услышать обращения населения и принять своевременные меры в интересах людей.

По поручению участников,

ведущие круглого стола:

Председатель Комитета «За гражданские права»

Директор Центра «Социальное партнерство»

Приложение 1

Сведения о социально ориентированных НКО, участвовавших в работе Круглого стола, которым требуется экстренная помощь

Детская студия «Семицветик» на Арбате

Детская художественная студия Веры Троицкой находится в подвале на Арбате (Спасопесковский пер, 3/1) более пятнадцати лет. Под руководством действительного члена Союза художников дети занимаются резьбой по дереву, гончарным ремеслом, керамической лепкой и рисованием. Все занятия абсолютно бесплатные. Специальные печи, где обжигаются детские поделки, Троицкая покупала без материальной помощи со стороны районных властей. Помогали спонсоры и сами родители, которые с удовольствием остаются на занятия и работают вместе с детьми.

История борьбы студии за право существования длится уже почти 10 лет. В начале 2000-х инициатором выселения студии из помещения на Арбате была руководитель муниципалитета Л. Буркина, а исполнителем ГУП ДЕЗ района. Действия местных властей в данном случае граничили с криминалом. Неоднократно помещение студии было разгромлено нанятыми злоумышленниками; разбито имущество, в том числе дорогостоящие муфельные печи, книги по искусству. Выселять непокорных руководителя студии и ее детей были вызваны 2 автобуса ОМОНА. А в 2007 году А и ее коллега были замурованы в помещении с помощью сварочного аппарата. Две пожилых женщины провели в заваренном подвале 17 часов. Процесс вызволения с помощью команды МЧС снимало телевидение (3 канал и канал «Столица»). Реакции со стороны прокуратуры не последовало.

В конце 2007 г. сменился руководитель муниципального образования , но процесс выселения студии продолжался. Новый глава муниципалитета инициировал иск на выселение детской студии через Москомимущество. Помещение снова было разгромлено, фотографии разгрома стали аргументом Москомимущества в доказательстве того, что никакая творческая работа в данном помещении не ведется и оно находится в аварийном состоянии. Документы на аренду подвала муниципалитет не подписывает. Видимо, содержать убыточную детскую студию в самом центре столицы не входит в планы муниципалитета.

РОО "Культурно-оздоровительный центр досуга по месту жительства "Юность" района "Дорогомилово".

Центр создан жителями и ветеранами микрорайона 34 года назад.

В нем занимались около 3000 детей и 650 ветеранов района «Дорогомилово».

Его идейным организатором и бессменным руководителем является Роза Александровна Васильева, участница Великой Отечественной войны, член Президиума «Ассоциации общественных объединений Города-героя Москвы", член Президиума межгосударственного Союза городов-героев и городов воинской славы, награжденная 28 наградами разного достоинства за военный период и за работу с молодежью.

Центр занимал здание бывшей школы по адресу: Украинский бульвар. Помещения, более 1500 кв. метров были предоставлены центру на основании Постановления Правительства Москвы, с которым был заключен Договор Аренды до конца 2012 года.

Но начиная с 2007 года Департамент имущественных отношений начал судебные (Арбитражные) тяжбы с целью расторгнуть Договор Аренды и выселить Центр «Юность». Что им с третьим судебным иском и удалось. В июне 2009 года, получив решение Арбитражного суда о выселении в связи с односторонним расторжением договора аренды, оперативно, до окончания прохождения всех судебных инстанций, 7 декабря 2009 года производится варварское выселение Центра «Юность» с автоматчиками, было вывезено в неизвестном направлении все имущество, накопленное за 34 года, это восемь пианино, театральные костюмы, мебель вся документация. Оргтехника и прочее имущество выброшены на улицу. В присутствии детей более 30 попугайчиков, аквариумные рыбки спущены в канализацию . Экспонаты музеев 3 фронтов так же вывезены неизвестно куда, а на портретах маршалов Победы рабочие выкололи глаза. Все это было сделано, чтобы помещения выставить на торгии, что и было сделано. Помещения в феврале 2010 года было продано площадь». Через два месяца Федеральный Арбитражный суд отменяет Решение о выселении. Сейчас КОЦД «Юность» оспаривает правомочность продажи здания, в котором занимались дети, в Арбитражном суде.

Региональная общественная организация содействия развитию творчества детей и молодежи «Досуговый центр «Импульс» (СВАО, район Медведково)

Региональная общественная организация содействия развитию творчества детей и молодежи «Досуговый центр «Импульс», была создана в Медведково инициативной группой жителей района в 1985 году. На протяжении более чем 20 лет организация выполняла различные социальные программы, социальные заказы управы и муниципалитета Южное Медведково, префектуры СВАО, Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. С 2004 года «Импульс» является исполнителем комплексной долгосрочной социально программы «Новый век – Новый клуб», развивая культурно-спортивную, воспитательную, досуговую работы среди детей, молодежи, молодых семей и взрослого населения по месту жительства. В центре функционируют хореографические , эстрадные, музыкальные студии, семейный театр, клуб любителей книги, студии прикладного искусства и творчества. Всего за 23 года в «Импульсе» занималось более 20000 человек. «Импульс» был полностью оснащении и оборудован. Как досуговый центр за счет вложения средств и многолетнего труда участников организации – жителей Южного Медведково и СВАО.

30 июня 2008 г. помещение РОО ДЦ «Импульс» (ул. Полярная, дом 10, стр.1) было незаконно, без решения суда, силой отобрано муниципалитетом ВМО Южное Медведково при противоправном содействии им в этом местной милиции и депутатов.

Многочисленные награды общественной организации, полученные от органов власти и управления района, округа, города и государства, в том числе и международные, многолетний опыт, методические наработки и большой вклад стабильного коллектива в развитие социума Москвы во внимание приняты не были.

Договор социального заказа муниципальными чиновниками умышленно не продлялся, конкурс на использование площадей не проводился. В помещение по рейдерской схеме был подселено вновь созданное муниципальное учреждение МУ «ЦДС Олимп», а центр «Импульс», работающий непрерывно на это время 23 года, вместе с детьми и педагогами был выброшен на улицу.

Все награды, документы и имущество организации (библиотека, музей, костюмы, декорации и многое другое) были захвачены, демонтированы, перемещены и разграблены. Работа 15-ти коллективов и педагогов, занятия 300 участников, долгосрочные социальные программы, осуществляемые центром, остановлены.

Помещение, несмотря, на многочисленные протесты и обращения жителей, РОО «ДЦ Импульс» до настоящего времени не возвращено, а другое – не предоставлено, участники организации – дети, родители и педагоги вынуждены скитаться и проводить свои занятия на улице и во временных помещениях не по месту своего жительства.

НОУ КФШ «Новый Акрополь»

НОУ КФШ «Новый Акрополь» является крупнейшим учреждением дополнительного образования в районе, одним из крупнейшим в Южном административном округе, а также одним из крупнейших негосударственных некоммерческих организаций в г. Москве.

Эта образовательная, культурно-просветительская организация для детей и взрослых существует боле 25 лет в г. Москве. Работает дошкольный лицей, группы дневного пребывания для дошкольников, музыкально-эстетические и научно-технические студии для школьников, детско-молодежное объединение «Камелот», регулярно проводятся встречи, лекции, семинары по истории цивилизаций, символизму культур, литературные и музыкальные вечера, концерты, организуются встречи с выдающимися людьми современности – кинематографистами, музыкантами, писателями, актерами, режиссерами, работают студии прикладного искусства. Кроме того, «Новый Акрополь» является инициатором добровольческих акций в сфере экологии, помощи детям-сиротам и детям-инвалидам, людям с ограниченными возможностями, детям, находящимся в реабилитационных центрах. Силами членов организации созданы десятки научно-просветительских фильмов, которые демонстрировал телеканал «Культура», проведено более 1500 культурно-просветительских мероприятия в городе Москве.

В настоящее время в НОУ КФШ «Новый Акрополь» занимается 1000 человек, в том числе более 300 детей. В школе работает 25 сотрудников, все они являются москвичами. В их работе помогает около 100 волонтеров.

В 2009 году у НОУ КФШ «Новый Акрополь» закончился долгосрочный договор аренда (10 лет). Первоначально, в 1995 году, при заключении договора аренды, здание по принадлежало. В 1999 году помещение было передано Москомимуществу, которое заключило договор аренды на срок 10 лет.

В 2009 года после окончания договора аренды, Департамент имущества г. Москвы на многочисленные обращения о пролонгации договора аренды, отказалось заключить новый договор, мотивируя это тем, что данное здание должно быть передано в ведение Департамента образования г. Москву, которому ранее данное помещение никогда не принадлежало и который от получения данного помещения отказывается. Следует отметить, что Департамент образования г. Москвы не нуждается в районе Орехово – Борисово Северное в помещении детских садов, так как обеспеченность района местами в детских садах превышает 100 %. Более того, Департамент образования работу НОУ КФШ «Новый Акрополь» поддерживает.

Тем не менее, Арбитражный суд г. Москвы вынес решение от 26.01.10 о выселении НОУ КФШ «Новый Акрополь» из занимаемого помещения, так как собственник не хочет продлевать договор аренды. Для решения проблемы необходимо заключить договор на продление аренды.

РОО «Косинский детский морской клуб»

Клуб существует 25 лет. Располагает собственной материально-технической базой, в том числе помещением, принадлежащем клубу на праве собственности, плавсредствами, небольшой верфью для постройки яхт. Косинский детский морской клуб ведет военно-патриотическую и спортивную работу с детьми и молодежью, предоставляет свою базу для проведения тренировок и соревнований многих детских объединений города Москвы.

В течение многих лет клуб не может решить вопрос о праве пользования земельным участком, на котором стоят принадлежащие ему здания и сооружения. Следствием этой проблемы в 2012 году стал административный запрет на использование Клубом акватории озера, на берегу которого клуб расположен. Клубу нужно помочь решить вопрос с землей .

Приложение 2

Предложения

1. Государственной Думе Российской Федерации

1.1 Законодательно предусмотреть обременение помещений, выделенных для социально значимой деятельности некоммерческих организаций, с запретом их перепрофилирования.

1.2. Установить, что при конфликте интересов собственника и общественных интересов, связанных с целевым характером помещений, как предназначенных для работы социально ориентированных НКО, общественные интересы имеют приоритетное значение.

1.3. Предоставить социально ориентированным НКО, занимающим помещения в течение длительного времени, право выкупа занимаемых помещений по льготной цене.

2. Мосгордуме

2.1. Разработать Закон г. Москвы «Об осуществлении общественного контроля за соблюдением прав человека, интересов гражданского общества и интересов г. Москвы при предоставлении Департаментом имущества г. Москвы нежилых помещений».

2.2. Утвердить целевую городскую программу по предоставлению социальных услуг и развитию сети клубов по месту жительства на базе НКО, включив в перечень государственных услуг поддержку самодеятельности населения.

3. Департаменту имущества города Москвы:

3.1. На основе перечня уже арендуемых помещений (2400 организаций) выделить квоты помещений с льготной и долгосрочной арендой (аналогично малому предпринимательству) для работы СО НКО в целях реализации социальных программ, в т. ч. отдельной квоты помещений от 150-200 кв. м для реализации программ на основе клубных технологий.

3.2. Заключать договора аренды с социально ориентированными НКО на долговременной основе;

3.4. Разработать нормативный акт о создании Общественного экспертного совета при ДИГМ по вопросам СО НКО с привлечением представителей профильных Ассоциаций, Союзов СО НКО и Общественных советов (общественных объединений) руководителей СО НКО.

3.4. Создать отдельные страницы в сети Интернет для СО НКО с информацией о конкурсах и предоставлении помещений СО НКО.

3.6. Раскрыть на своем сайте сведения об НКО, занимающих помещения на бесплатной или льготной основе;

4. Совету муниципальных образований:

4.1. Разработать регламенты и выполнять нормы ФЗ №40 для поддержки общественно полезной деятельности СО НКО

4.2. Разработать и ввести в действие регламенты предоставления помещений общественным объединениям на базе муниципальных учреждений.

4.3. Разработать регламенты предоставления одного помещения для деятельности 2-3 СО НКО (при целесообразности и возможности реализации социальных программ на территории).

4.4. Считать обязательным введение в конкурсные комиссии муниципалитетов по предоставлению помещений на безвозмездной основе представителей профильных Ассоциаций, Союзов СО НКО и Общественных советов (общественных объединений) руководителей СО НКО.

4.5. Не допускать лишения помещений социально ориентированных НКО.

Рассматривать лишение помещений НКО, осуществляющих общественно полезную деятельность, как безусловное основание прекращения контракта с руководителем муниципалитета.

4.6. Организовать учебу депутатов по вопросам социальной политики и взаимодействия с социально ориентированными НКО.

5. Правительству Москвы:

5.1. Рассматривать сохранение ранее предоставленных и предоставление новых помещений социально ориентированным некоммерческим организациям г. Москвы в качестве одного из главных критериев оценки работы Департамента имущества г. Москвы.

5.2. Установить для таких организаций льготу по арендной плате, а также разработать алгоритм их освобождения от внесения арендной платы либо отсрочки ее внесения при отсутствии средств.

5.3. Предусмотреть формы общественного контроля при:

Предоставлении или изъятии Департаментом имущества г. Москвы помещений у социально ориентированных НКО.

Формировании и ведении Реестра общественно значимых и социально полезных программ и организаций;

5.4. Приглашать представителей устойчивых и зарекомендовавших себя объединений для осуществления экспертных и контрольных общественных функций в сфере предоставления помещений СО НКО.

5.5. Соблюдать в Москве нормативы по выделению нежилых помещений для социальных целей. В тех муниципалитетах (управах), где этих помещений сейчас существено меньше норматива, Правительству Москвы в ближайшее время выделить дополнительные помещения для социальных целей.

5.6. Провести общественную проверку использования помещений, выделенных для социальных целей. В случае, если они используются в иных целях, инициировать расторжение договоров с арендаторами и передачу помещений социально ориентированным НКО.

6. Социально ориентированным некоммерческим организациям Москвы:

6.1. Создать сеть профильных Ассоциаций, представляющих на всех уровнях интересы СО НКО и осуществляющих экспертные и контрольные общественные функции.

6.2. Рассмотреть целесообразность и возможность создания саморегулируемых организаций.

7. Комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан

7.1. Провести расширенное заседание комиссии по вопросу условий работы социально ориентированных организаций в г. Москве с приглашением представителей городской и федеральной власти.

7.2 Обобщить опыт правоприменения ФЗ №40 в различных регионах РФ и разработать рекомендации органам власти по улучшению условий деятельности СО НКО.

Какие документы нужно предоставить социально ориентированной некоммерческой организации для получения нежилого помещения в аренду на льготных условиях?

Предоставление государством социально ориентированным некоммерческим организациям нежилых помещений в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 1478 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций". Перечень документов и порядок их предоставления указаны в п. 11 -п.14 указанного Постановления, а именно:

"11. Заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду содержит:

а) сведения, соответствующие требованиям подпунктов "а" - "п" пункта 10 настоящих Правил (в случае, если организация осуществляет виды деятельности менее 5 лет до дня подачи заявления, такая организация должна предоставить сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "з", "к", "л" и "н" пункта 10 настоящих Правил, за период фактического осуществления деятельности);

б) обоснование потребности организации в предоставлении нежилого помещения в аренду на льготных условиях;

в) согласие на заключение договора аренды нежилого помещения, составленного путем заполнения типовой формы, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

г) перечень прилагаемых документов.

12. К заявлениям прилагаются:

а) копии учредительных документов организации;

б) документ, подтверждающий полномочия руководителя организации (копия решения о назначении или об избрании), а в случае подписания заявлений - также доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанная руководителем и заверенная печатью указанной организации, или нотариально удостоверенная копия такой доверенности;

в) решение об одобрении или о совершении сделки на условиях, указанных в заявлениях, в случае, если принятие такого решения предусмотрено учредительными документами организации.

13. Организация вправе по собственной инициативе приложить к заявлениям:

а) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями об организации, выданную не ранее чем за 3 месяца до дня размещения извещения на официальном сайте, или нотариально удостоверенную копию такой выписки;

б) копии документов, представленных организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, в соответствии с подпунктом 3 и (или) подпунктом 3 1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" за последние 5 лет;

в) копии годовой бухгалтерской отчетности организации за последние 5 лет;

г) письма органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан и их объединений, содержащие оценку (отзывы, рекомендации) деятельности организации, или их копии;

д) иные документы, содержащие, подтверждающие и (или) поясняющие сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "р" пункта 10 настоящих Правил.

14. Документы, предусмотренные пунктами 12 и 13 настоящих Правил, могут быть представлены в уполномоченный орган в электронном виде."

Полный текст Постановления можете найти по ссылке http://www.rg.ru/2013/01/11/nko-soc-dok.html

Необходимо создать единый открытый реестр помещений для социально ориентированных НКО и создать прозрачный порядок их конкурсного предоставления – к такому выводу пришли участники экспертного совещания, посвященного проблемам доступа социально ориентированных НКО к имущественной господдержке. Решать эти вопросы эксперты предлагают также путем разработки единых критериев работы с некоммерческими организациями и повышения открытости и информативности в диалоге между властью и социально ориентированными организациями.

Эксперт рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог», доцент кафедры управления информационными процессами РАНХиГС Оксана Коротеева, открывая мероприятие, отметила, что поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) является одним из долгосрочных приоритетов социальной политики государства. Согласно «майскому указу» президента, необходимо предусмотреть меры, направленные на увеличение поддержки СО НКО.

«Президент РФ поставил серьезную задачу: по итогам послания Федеральному собранию 2015 г. следует обеспечить доступ СО НКО к 10% средств, выделяемых на предоставление социальных услуг. Это должно быть закреплено в соответствующих программах субъектов и муниципальных образований. Однако наши мониторинги, встречи с экспертами и общественниками показывают, что пока еще задачи, связанные с реальной поддержкой НКО, далеки от решения. Между тем, имущественная поддержка – это необходимое условие для того, чтобы некоммерческие организации могли эффективно работать», – отметила эксперт.

Эксперты рассказали, что имущественная помощь должна заключаться в предоставлении определенного перечня находящихся в федеральной собственности нежилых помещений в пользование СО НКО на долгосрочной основе. Сами перечни, а также порядок предоставления помещений и критерии отбора организаций формируют государственные и местные органы власти, и они должны быть размещены в открытом доступе.

Однако, к сожалению, на практике существует серьезная проблема с открытостью данных и информированием НКО о возможных способах поддержки, препятствующая исполнению поручения президента. Представители ОНФ напомнили, что в сентябре 2016 г. провели опрос 52 НКО, и оказалось, что больше трети опрошенных (37%) считают недостаточным информирование НКО о существующих способах господдержки. Финансовую помощь (в виде грантов или субсидий) получают чуть больше половины опрошенных (52%), а вот с помещением власти помогают лишь 15%, при этом аж 35% респондентов сказали, что нуждаются в помещении.

«В регионах существуют закрытые реестры помещений. Это неправильно, в постановлении правительства №1478 об этом написано. Однако оно касается только федеральной собственности. Каждый субъект Федерации должен был откликнуться на это постановление правительства, но больше половины субъектов так на него и не ответили, в том числе Москва», – рассказал президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр Айгистов.

По его мнению, регионы должны отчитываться о количестве квадратных метров, отданных СО НКО в пользование, не только о тех, которые уже переданы в пользование, но и о тех, которые только еще планируется предоставить под оказание социальных услуг.

Он напомнил собравшимся данные Росстата, согласно которым примерно 9 тыс. СО НКО сегодня имеют помещения в собственности, 19 тыс. получили их в безвозмездное пользование от государства и около 15 тыс. организаций занимают помещения на условиях льготной аренды. «Получается, что из 145 тыс. у 73 тыс. организаций нет своих помещений, многие «прописаны» в квартирах», – резюмировал эксперт.

О практике предоставления помещений регионами рассказал директор НОУ «Первая школа мюзикла» Дмитрий Томилин. В своем выступлении он подчеркнул, что правила предоставления подачи заявок СО НКО, действующие в Москве, зачастую непрозрачны и действуют избирательно, а департамент городского имущества уклоняется от заключения договоров аренды. Найти помещение для НКО самостоятельно крайне затруднительно.

«Непонятно, где публикуется единый перечень помещений. Кроме этого, во всех новостройках должно быть выделено обязательное количество квадратных метров для социальных организаций, работающих с населением. Застройщикам просто не дадут строить, если они не предоставят такую квоту. Однако на практике помещения выделяются редко: департамент имущества получает такие помещения, однако оформляет их в собственность и отдает совершенно под другие цели. Таким образом, помещение уже не попадает в этот перечень, и на него не могут претендовать НКО», – рассказал Дмитрий Томилин.

Этот факт демонстрирует, что у органов власти отсутствует стратегия развития СО НКО, считает эксперт. Должен существовать перечень помещений, которые предполагается отдать на социальные цели, и в случае «ухода» этих помещений должен существовать порядок их возврата и проведения конкурса для СО НКО, нуждающихся в помещениях.

Эксперты также привели примеры из практики работы НКО в Москве, Смоленске, Перми и других регионах. Общими для всех субъектов является отсутствие единого подхода к системной поддержке СО НКО: нет единого реестра помещений для организаций, критериев рассмотрения заявок и в целом принципов работы и поддержки СО НКО.

Член Центральной ревизионной комиссии ОНФ, президент Смоленской региональной общественной организации «Дарите детям добро» Наталья Аксенова рассказала, что в сельской местности существуют возможность использования помещений школ и других госбюджетных помещений: они бы и сами рады помочь организациям, оказывающим важные для населения социальные услуги. Однако законодательство на сегодняшний день запрещает такую практику.

Еще один пример: в Пермском крае некоммерческая организация «Территория семьи» также лишилась помещения. Пермская городская дума на настоящий момент приостановила передачу помещений НКО в безвозмездное пользование до 1 октября 2017 г., что, по мнению экспертов, противоречит не только исполнению президентского поручения, но и законодательству РФ. Критерии для рассмотрения заявок от СО НКО в регионе также не разработаны.

«Если говорить про Москву, то по сравнению с другими регионами она может гордиться своим опытом по имущественной поддержке НКО, потому что на протяжении многих лет существует более 400 НКО, которые работают в клубных помещениях по месту жительства. Предоставляются эти помещения по договору социального заказа. Однако мы обеспокоены тем, что скорее всего в ближайшее время некоммерческим организациям придется самим платить за коммунальные услуги, и в результате НКО, которые работали с населением безвозмездно, придется подумать над тем, чтобы сделать услуги платными либо искать другие источники финансирования», – поделилась председатель правления Московского областного общества «Знание» Инна Березкина.

В целом, если НКО проявляют активность, то они находят возможности работы, однако нужно оказывать им помощь, которая в том числе должна исходить от управ. В городе, по словам эксперта, исчезла диалоговая площадка с клубными НКО, в управы и префектуры пришли молодые специалисты, незнакомые с сутью и методикой работы клубных НКО. Она также предложила обучать специалистов в управах города работе совместно со специалистами НКО, что поможет ликвидировать пробелы в общении между властью и НКО и выстроить конструктивный диалог.

«По данным Министерства экономического развития РФ, в 2016 г. лидеры по объемам площади нежилых помещений, передаваемых СО НКО, – Московская область, Мурманская область и Республика Калмыкия. По данным на сентябрь 2016 г., конкурсное распределение помещений среди НКО практикуется только в восьми регионах. Совместными усилиями нам нужно разработать комплекс предложений по решению проблем, с которыми сталкиваются СО НКО, и начать с того, чтобы создать единый реестр помещений для таких организаций. Только открытость и прозрачность всех процедур помогут НКО выполнять важные социальные функции, с целью выполнения которых они и создавались», – резюмировала Оксана Коротеева.

В мероприятии, организованном Народным фронтом, приняли участие активисты ОНФ и общественники из 57 регионов, представители общественных организаций и органов исполнительной власти.

Представители регионального отделения ОНФ в Москве считают необходимым установить прозрачный порядок предоставления помещений для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Культурно-досуговые клубы и спортивные секции по месту жительства становятся платными. Обращения граждан по данному вопросу регулярно поступают в региональное отделение ОНФ в Москве. Потребность жителей в работе подобных организаций во многом удовлетворяли столичные социально ориентированные некоммерческие организации, работающие в данной сфере. В последнее время стали проявляться негативные тенденции, в числе которых – закрытие клубов по месту жительства, коммерциализация их деятельности, продажа клубных помещений. Решения, принимаемые управами и префектурами при проведении конкурсов по ведению социально-воспитательной работы, непрозрачны. Проверки проводят некомпетентные специалисты, которые не допускают профессионалов в области социально-воспитательной работы к общественному контролю. Помимо этого, эксперты Народного фронта отметили, что органы власти не всегда готовы выстраивать партнерское взаимодействие с клубными НКО. Между тем президент РФ, лидер ОНФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию призвал чиновников оказывать всяческое содействие работе социально ориентированных НКО.

Однако самая острая проблема на сегодняшний день – это предоставление помещений некоммерческим организациям для осуществления их деятельности, считают в ОНФ.

«Сегодня помещения для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, спортивной работы с населением по месту жительства закреплены за управами. Мы предложили передать их в нежилой фонд Москвы, чтобы эти помещения при проведении конкурсов программ по ведению социально-воспитательной работы разыгрывал департамент имущества города Москвы. В таком случае субъективность принимаемых решений в отношении НКО максимально снижается. Сейчас на уровне управ в соответствии с федеральным законом №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проводится много конкурсов на оказание услуг, которые могут предоставлять некоммерческие организации. Но сами НКО в этом, как правило, не участвуют», – заявил эксперт регионального штаба ОНФ в Москве, генеральный директор Агентства социальных инвестиций и инноваций Сергей Голубев.

Договоры на реализацию программ по организации социально-воспитательной, досуговой, а также спортивной работы заключаются по результатам конкурса, который проводится на основании приказа Департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы от 29 января 2015 г. №6 «Об утверждении Типового порядка организации и проведения конкурсов на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы».

На срок действия договора НКО получает нежилое помещение, находящееся в ведении районной управы, без арендных и коммунальных платежей, а эксплуатационные расходы компенсирует бюджет города. В свою очередь некоммерческая организация самостоятельно выплачивает заработную плату работникам клуба, открывает кружки и секции, приобретает необходимую мебель, оборудование, материалы и пособия, а также проводит культурные, социальные и оздоровительные мероприятия.

Однако 31 октября 2016 г. пункт 3.1.2 приказа был изменен и теперь излагается в следующей редакции: «Возмещать заказчику расходы на содержание помещения и оплату коммунальных услуг». Таким образом, с момента внесения изменений в приказ социально ориентированные НКО вынуждены оплачивать коммунальные платежи и электроэнергию в полном объеме, что составляет порядка 80 млн руб. в год. Безусловно, если для бюджета города эта сумма в достаточной степени незначительна, то для НКО она весьма существенна. Этим решением департамент фактически отказывает социально ориентированным НКО от части субсидирования, а это повлечет за собой пересмотр программ деятельности клубов и приведет к увеличению доли платных услуг.

«После внесения изменений в приказ многие столичные НКО, которые занимают большие по площади помещения, были вынуждены сворачивать свою деятельность, потому что не могут оплачивать коммунальные платежи. Ресурсов самих НКО зачастую хватает только на их содержание – закупку оборудования, оплату труда работников, организацию мероприятий», – заметил Голубев.

В результате может быть прекращена работа с социально незащищенными слоями населения, а дети из многодетных и малообеспеченных семей вместо занятий в клубах будут предоставлены сами себе, что может привести к негативному социальному эффекту.

Эксперты ОНФ предлагают создать открытый реестр принадлежащих городу помещений, занимаемых некоммерческими организациями и выставляемых на конкурсной основе, а также разместить его на информационном портале социально ориентированных НКО.

«Должен быть понятный и прозрачный график конкурсов по каждому району, проводимых в целях предоставления помещений социально ориентированным НКО для организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, спортивной работы с населением по месту жительства с указанием адресов этих помещений. Плюс по каждому помещению должна быть информация о том, какая некоммерческая организации его занимает и какие услуги она оказывает населению. Это тоже должно быть прописано в реестре, чтобы все понимали, что там происходит», – добавил Голубев.

Необходимо также внести изменения в приказ Департамента территориальных органов исполнительной власти №6 для определения единых критериев к претендентам с учетом их социальной значимости для жителей района, считает эксперт ОНФ. Он предлагает сделать обязательным участие в конкурсной комиссии общественных организаций, осуществляющих координацию деятельности и поддержку НКО, а возмещение заказчику расходов на содержание, оплату коммунальных и эксплуатационных услуг следует возложить на исполнителя только за превышение нормативов содержания нежилого помещения.

«В конкурсную комиссию нужно обязательно вводить представителя совета муниципальных депутатов. Именно совет, по сути, утверждает решение конкурсной комиссии и может с ним не согласиться. Также в конкурсную комиссию необходимо включить представителя управы, который ходатайствует о том, чтобы предоставить то или иное помещение НКО, и членов общественной палаты Москвы. Конкурсная комиссия должна быть не на уровне управы, а на уровне города, чтобы максимально сократить субъективизм при принятии решений», – заключил Голубев.

Загрузка...