clean-tool.ru

Высшее образование по специальности менеджмент. Менеджмент

Представителей какой профессии сегодня можно встретить в любой компании, независимо от направления ее деятельности, формы собственности и размера? Без какого специалиста невозможна работа как маленькой компании, так и огромной корпорации? Конечно же, без человека, который осуществляет управление деятельностью компании, то есть, без менеджера. Ведь без правильной организации работы группы людей, стремящихся достичь определенной цели, добиться сколько-нибудь заметных результатов невозможно.

Представителей какой профессии сегодня можно встретить в любой компании, независимо от направления ее деятельности, формы собственности и размера? Без какого специалиста невозможна работа как маленькой компании, так и огромной корпорации? Конечно же, без человека, который осуществляет управление деятельностью компании, то есть, без менеджера. Ведь без правильной организации работы группы людей, стремящихся достичь определенной цели, добиться сколько-нибудь заметных результатов невозможно.

Несложно догадаться, что профессия менеджера в современном мире является не только одной из наиболее востребованных, но и невероятной популярной среди амбициозных молодых людей, которые думают, что менеджер - это легкая работа, не требующая особых трудозатрат. И при этом они абсолютно не принимают во внимание тот факт, что специальность менеджера, как и любая другая руководящая должность - это сложная и ответственная работа, имеющая свои особенности, с которыми мы вас сегодня и постараемся познакомить.

Кто такой менеджер?


Высококвалифицированный специалист, относящийся к высшему и среднему руководящему составу предприятия и осуществляющий общее управление на конкретном участке производства. Основным определяющим признаком любого менеджера является наличие подчиненных.

Название профессии произошло от английского manage (руководить, управлять). Другими словами, менеджером можно назвать любого начальника, который занимается организацией работы на предприятии или в компании. Первые менеджеры появились в 19 веке, когда возникло большое количество крупных предприятий, владельцы которых уже не могли самостоятельно справиться с их управлением. Именно тогда понадобились наемные управляющие, которые использовали в своей работе сразу четыре действия, ставшие основой менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.

В современном обществе менеджеров принято выделять в зависимости от количества и величины объектов управления:

  • менеджеры низшего звена - младшие начальники, к которым относятся заведующие отделами, мастера, заведующие кафедрами и т.д.;
  • менеджеры среднего звена - руководители младших начальников, к которым относятся директор филиала, начальник цеха, декан факультета и т.д.;
  • менеджеры высшего звена - генеральный директор предприятия, директор магазина, ректор ВУЗа и т.д.

Кроме того, менеджеров выделяют по направлению деятельности: менеджер по продажам, менеджер по персоналу, менеджер по рекламе, финансовый менеджер, контент-менеджер, офис-менеджер, менеджер по туризму и т.д.

Профессиональные обязанности менеджера в большинстве своем зависят от области его работы. Например, менеджер по продажам отвечает за увеличение прибыли от продаж продукции, офис-менеджер специализируется на организации управленческой деятельности высшего руководства, а менеджер по туризму делает все возможное, чтобы привлечь как можно большее число туристов в свое агентство.

Однако в любом случае, должностные обязанности менеджера подразумевают выполнение управленческих действий, в число которых входит: планирование и организация деятельности предприятия в рамках подчиненного ему участка производства, ведение отчетной документации, решение кадровых, организационно-технических, экономических и социально-психологических проблем в коллективе, контроль за качеством работы подчиненных, участие в разработке рекламной стратегии и инновационно-инвестиционной деятельности предприятия и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать менеджер?


Так как работа менеджера в основе своей заключается в руководстве производственной деятельностью подчиненных ему сотрудников предприятия, такой специалист обязательно должен отличаться высокими организаторскими способностями, лидерскими качествами и хорошо развитым чувством справедливости. Кроме того, хороший менеджер должен быть:

  • решительным;
  • инициативным;
  • самокритичным;
  • коммуникабельным;
  • ответственным;
  • активным;
  • терпеливым;
  • стрессоустойчивым;
  • амбициозным.

Помимо личностных качеств менеджер обязательно должен иметь определенный набор знаний и навыков, без которых он не сможет эффективно выполнять свои обязанности. В частности, представитель этой профессии должен быть хорошо "подкован" в области экономики, социальной психологии, права, управления, закономерности ценообразования, маркетинга, налогообложения, техники ведения коммерческих переговоров, организации производства, конфликтологии и рекламы.

Преимущества профессии менеджер

Основным преимуществом профессии менеджер , конечно же, является ее престижность и большие возможности для самореализации. Поэтому сегодня даже дошкольники мечтают быть не летчиками или моряками дальнего плавания, а начальниками на каком-нибудь крупном предприятии, а еще лучше директором в собственной компании.

Среди других преимуществ этой профессии необходимо отметить:

  • востребованность - менеджеры нужны практически во всех сферах жизнедеятельности человека;
  • командировки, в том числе и заграничные - это прекрасная возможность увидеть мир;
  • разнообразные знакомства - общение с самыми разными людьми позволяет существенно расширить кругозор;
  • высокий уровень зарплаты - средняя зарплата менеджеров в России составляет примерно 40-45 тысяч рублей.

Недостатки профессии менеджер


Несмотря на всю привлекательность и открывающиеся перспективы данной профессии, управленческая работа таит в себе огромное количество недостатков, из-за которых не каждый специалист может добиться профессионального успеха. И говоря о недостатках профессии менеджер прежде всего нужно отметить большую ответственность. Ведь управляющий отвечает не только за работу, выполненную собственноручно, но и за труд своих подчиненных.

Нельзя также не сказать о том, что расхожее убеждение о том, что руководитель только распределяет обязанности между сотрудниками, а сам проводит время в праздности, не соответствует действительности. На самом деле работа менеджера очень сложная и нервная, требующая полной самоотдачи и огромной трудоспособности: порой приходится работать внеурочно, без возможности отвлечься и расслабиться.

И все это в стрессовых условиях, когда принимать важные решения приходится в экстренных ситуациях. При этом нужно постоянно помнить, что даже одно неверно принятое решение может самым негативным образом сказаться на карьере. Согласитесь, не каждый способен выдержать такой сумасшедший темп работы и "груз" ответственности.

Где можно получить профессию менеджер

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Получить профессию менеджера сегодня достаточно просто: практически в каждом экономическом ВУЗе имеется факультет менеджмента. Кроме того, освоить эту профессию можно на специализированных курсах. Правда в этом случае удачно трудоустроится можно будет только в том случае, если у вам за плечами уже имеется высшее образование.

Также чтобы стать менеджером можно преодолеть и более сложный путь. Достаточно часто крупные компании самостоятельно занимаются подготовкой менеджеров из числа наиболее перспективных сотрудников. Поэтому можно сначала устроиться на работу в компанию, постараться проявить себя с самой лучшей стороны, а потом уже учиться любимой профессии за счет предприятия.

Отметим, что исходя из существующей ситуации на рынке труда в данной сфере можно с уверенностью сказать - наибольшим спросом у работодателем пользуются выпускники таких лучших экономических ВУЗов России , как:

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)
  • Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
  • Государственный университет управления (ГУУ)
  • Всероссийская государственная налоговая академия (ВГНА)
  • Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА)

заместитель первого проректора по учебной и методической работе, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, доцент, действительный член Академии менеджмента и бизнес администрирования, член Гильдии маркетологов

​Аннотация магистерской программы

Программа «Образовательный менеджмент» по направлению подготовки 080200.68 «Менеджмент» (уровень магистратуры) направлена на целевую подготовку управленцев для образовательных организаций, владеющих современной методологией и прикладными инструментами управления организацией.

Программа синтезирует теоретические и практические навыки в сфере управления образовательными организациями и ориентирована на подготовку управленцев, способных разрабатывать корпоративную стратегию, готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности; использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач; осуществлять педагогическое проектирование образовательной среды и организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения.

Область профессиональной деятельности, трудоустройство, практика

Программа имеет прикладной характер, что позволяет магистрантам приобрести набор профессиональных знаний, управленческих компетенций для эффективной профессиональной деятельности в сфере управления образовательной организацией.

Основными видами профессиональной деятельности являются:

  • управленческая деятельность на среднем уровне организаций;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • проектно-экспертная деятельность.

Предполагаемые места практики и трудоустройства: школы и иные образовательные организации г. Москвы.

Конкурентные преимущества программы

В процессе обучения используются инновационные методики преподавания дисциплин, такие как: метод круглого стола, дискуссии и диспуты, деловые и ролевые игры, кейсы и ситуационный анализ, тренинги.

Эффективное сочетание опыта и традиций позволяет подготавливать высококвалифицированных магистров экономики, востребованных на рынке труда.

Сотрудничество с работодателями (Департамент государственной политики в сфере подготовки кадров и дополнительного профессионального образования, Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамент образования г. Москвы) и партнерами (московские школы 1518, 1240, 1512, 1529, 1296, 494) позволяют координировать и контролировать учебный процесс, делают его оптимальным и полноценным.

Сотрудничество выпускающей кафедры «Корпоративное управление» с работодателями и партнерами позволяет координировать и контролировать учебный процесс, делает его оптимальным и полноценным.В реализации программы принимают участие специалисты Департамента образования г. Москвы, преподаватели ученые вузов.

Формируемые профессиональные компетенции

Важная роль отводится формированию дополнительных компетенций магистерской программы «Образовательный менеджмент», обеспечивающих высокую востребованность выпускников Финансового университета:

  • способности разрабатывать корпоративную стратегию, готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности; использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ДКМП-1);
  • способности осуществлять педагогическое проектирование образовательной среды и организовывать командную работу для решения задач развития образовательной организации (ДКМП-2);
  • способности управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами, организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ДКМП-3);
  • способности разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ДКМП-4);
  • способности разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев экономической эффективности (ДКМП-5);
  • способности обеспечивать экономическую эффективность инновационных проектов с учётом фактора неопределённости (ДКМП-6).

Учебный процесс

1 курс

Обязательные дисциплины

  • Деловой иностранный язык
  • Управленческая экономика
  • Стратегический и финансовый менеджмент
  • Математическое моделирование и количественные исследования в менеджменте
  • Современный стратегический анализ
  • Современные теории менеджмента
  • Стратегический маркетинг
  • Управление взаимоотношения с клиентами,
  • Управление качеством образовательной организации

Дисциплины по выбору

  • Управление личностным ростом и лидерство
  • Управление портфелем проектов
  • Корпоративное управление и устойчивое развитие образовательной организации
  • Управление эффективностью и результативностью
  • Управление знаниями

2 курс

Обязательные дисциплины

  • Бухгалтерский учет в образовательных организациях
  • Международные образовательные системы и стандарты
  • Методы принятия управленческих решений
  • Современные технологии документационного обеспечения
  • Управление имущественным комплексом
  • Стратегический менеджмент
  • Финансы образовательных организаций
  • Информационно-аналитические технологии в образовательной организации

Дисциплины по выбору

  • Современные технологии в управлении образовательной организацией
  • Теория и практика ведения деловых переговоров
  • Организационная культура в образовательной организации
  • Приоритетные направления развития московской системой образования
  • Правовое регулирование негосударственного сектора

Профессорско-преподавательский состав

Среди преподавателей программы доля кандидатов и докторов наук составляет 100%. В реализации программы участвуют представители научных школ и авторы учебников, представители научной школы «Теория и практика корпоративного управления».

Ведущие преподаватели:

  • - д.э.н., профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, профессор;
  • Змиенко Михаил Евгеньевич - к.в.н., профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, профессор;
Международный университет в Москве (МУМ) Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (РЭУ) Академия труда и социальных отношений (АТиСО) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации Всероссийская государственная налоговая академия ВГНА Московская международная школа бизнеса МИРБИС Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) Российский университет дружбы народов (РУДН) Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТиС)

Менеджмент

Менеджмент (от английского слова “management”) означает управление или организацию с целью достижения оптимальных результатов. Менеджмент как понятие возникло на Западе и превратилось в самостоятельную область знаний, обладание которыми стало одним из важнейших факторов конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики.

Менеджер - это профессиональный управляющий, занятый организационной деятельностью в органах управления фирмы, организации или предприятия и наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. Главная задача менеджера - повышение эффективности и прибыльности управляемого объекта. Профессия предполагает овладение теорией управления бизнесом и/или совокупностью приемов, методов и форм этого управления. В свою очередь, управление бизнесом может включать управление материальными, человеческими, информационными и финансовыми ресурсами, а также инновациями и проектами.

Специальности и специализации в области менеджмента

Специальность «Менеджмент организации» позволяет получить в вузе знания по всем основным направлениям профессиональной деятельности менеджера. Если же объектом приложения управленческих навыков являются только человеческие ресурсы, то получить знания в этой области можно в вузе по специальности «Управление персоналом». Для приобретения знаний и навыков в области управления процессами социальной, политической и экономической жизни общества в вузах существует специальность «Государственное и муниципальное управление». Для подготовки специалистов по восстановлению жизнеспособности предприятий и организаций, находящихся в кризисной ситуации, вузы в области менеджмента предлагают специальность «Антикризисное управление».

По направлению «Менеджмент» в вузах Москвы возможно двухуровневое обучение в бакалавриате и магистратуре.

«Менеджмент организации»

Основной специальностью, в рамках которой ведется подготовка будущих менеджеров в вузах, является специальность «Менеджмент организации». По данной специальности готовят управленцев широкого профиля. Вооруженные профессиональными знаниями, выпускники вузов в области менеджмента способны диагностировать любые возникающие проблемы в организации (фирме), вырабатывать оптимальные управленческие решения и организовывать работу персонала в соответствии с целями и ресурсами организации (фирмы). Для специальности «Менеджмент организации» в вузах Москвы существует около 60 различных специализаций, приводим наиболее популярные, перспективные, интересные:

  • Гостиничный и туристический бизнес
  • Инновационный менеджмент
  • Информационный менеджмент
  • Корпоративный менеджмент
  • Маркетинг
  • Международный бизнес
  • Международный менеджмент
  • Менеджмент в средствах массовой информации
  • Предпринимательство
  • Стратегический менеджмент
  • Финансовый менеджмент
  • Менеджмент логистических систем.

«Управление персоналом»

Под системой управления персоналом понимается совокупность приемов и методов воздействия предприятия на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения производственных целей. Другими словами, менеджер по управлению персоналом - это социальный посредник между интересами работников и целями руководства.

В сферу профессиональной деятельности менеджера по управлению персоналом входят такие вопросы, как формирование количественного и качественного состава кадров, система оплаты труда, межличностные отношения между работниками, адаптация работников на предприятии. Основными видами профессиональной деятельности, помимо управленческой и организационной, являются правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая.

В рамках специальности «Управление персоналом» в вузах Москвы выделяются следующие специализации:

  • «Кадровый консалтинг и аудит»
  • «Управление занятостью»
  • «HR-менеджмент»

«Государственное и муниципальное управление»

Появление специальности «Государственное и муниципальное управление» в вузах в области менеджмента диктуется необходимостью повышения уровня подготовки работников органов государственного и муниципального управления в новых экономических и социальных условиях. Разработанная модель подготовки менеджеров по специальности «Государственное и муниципальное управление» в вузах предполагает повышенное внимание к экономическому обоснованию управленческих решений, рационализации их на основе принципов и методов, используемых в бизнесе.

В рамках этой специальности в вузах Москвы выделяются следующие специализации:

  • Административное управление
  • Государственное регулирование экономики
  • Муниципальное управление
  • Стратегическое государственное управление
  • Управление государственной и муниципальной собственностью.

«Антикризисное управление»

Антикризисное управление - это не только работа с предприятиями, находящимися в кризисном состоянии, но и ежедневная деятельность управляющих менеджеров любого предприятия или фирмы, направленная на недопущение кризисной ситуации и максимальное улучшение экономических параметров хозяйствующего субъекта. В настоящее время спрос на рынке труда на таких специалистов очень велик: менеджеры, умеющие прогнозировать и предотвращать производственный или финансовый кризис, нужны везде.

В рамках специальности «Антикризисное управление» вузы Москвы предлагают несколько специализаций:

  • «Антикризисное управление предприятием»;
  • «Антикризисное управление кредитной организацией»;
  • «Реструктуризация предприятий и организаций»;
  • «Оценка стоимости бизнеса».

Что изучают

Каждый вуз с учетом специфики подготовки по специальностям и специализациям включает в учебную программу следующие дисциплины:

  • углубленное изучение одного или двух иностранных языков
  • правовые основы менеджмента и предпринимательства
  • компьютерные и мультимедийные технологии
  • маркетинг и реклама
  • социологический инструментарий для решения управленческих задач
  • обучение умению работать с массивами информации
  • выработка эффективных коммуникационных навыков

Где работает и сколько зарабатывает

Главной особенностью профессии менеджера является ее универсальность, позволяющая выпускникам быть востребованными на предприятиях всех форм собственности и во всех секторах экономики. Профессия предоставляет отличные карьерные возможности, особенно если к полученному багажу знаний у выпускника прибавляются такие ценимые работодателями навыки, как управленческий и организаторский талант, инициативность и коммуникабельность.

Отбирая кандидатов на вакансии менеджерских позиций, работодатели ценят наличие у них профессиональной специализации, делового или производственного опыта (хотя бы на уровне практики, стажировки) и владение иностранными языками. Выпускники вузов с квалификацией «менеджер» по специальности «Менеджмент организации» отвечают всем этим требованиям работодателей, а хороший уровень владения иностранными языками демонстрируют те, кто учился по специализациям в международной сфере или внешнеэкономической деятельности в вузе в области менеджмента.

Развитие карьеры менеджера, например, в области работы с кадрами, может выглядеть следующим образом: ассистент рекрутера (оклад от 400 долларов), помощник менеджера по работе с персоналом (оклад от 500 долларов), заместитель начальника отдела кадров (оклад от 800 долларов), директор по персоналу (оклад от 1000 долларов). Топ-менеджмеры с такими должностями, как менеджер проекта, коммерческий директор, директор по развитию, исполнительный директор имеют гораздо более высокие заработные платы, начиная от 1200 долларов США.

ВСЕВЕД РЕКОМЕНДУЕТ

Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования

83-й федеральный закон предусматривает переход образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных. Процесс должен быть завершен до середины 2012 года. К этому времени каждый директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения как самостоятельной финансовой структуры.

— Виктор Александрович, как можно определить суть профессии «директор школы»? Это старший учитель - первый среди равных в своем коллективе - или специально обученный менеджер, который необязательно должен быть «выходцем» из педагогической среды?

— Дискуссия о том, кто же такой директор школы - старший учитель он или менеджер, - не так давно шла во всем мире, а в России продолжается и сегодня. Были времена, когда побеждала первая позиция, но сейчас мы все больше склоняемся ко второй.

После принятия 83-го федерального закона о переходе образовательных учреждений в статус казенных, бюджетных или автономных в период до 2012 года директор школы должен стать менеджером в полном смысле этого слова. Ему предстоит, прежде всего, планировать работу своего учреждения, субъекта хозяйственной деятельности как самостоятельной финансовой структуры, определять шаги развития.

В этой ситуации такими же профессиональными менеджерами должны стать и все работники органов управления образованием - например, сотрудники муниципальных отделов образования, по-старому - РОНО.

— Если анализировать работу директора школы, в чем ее принципиальные отличия от работы, к примеру, директора производственного предприятия или магазина? Какими научными знаниями он должен обладать, чтобы руководить учителями?

— С учителями, мне кажется, действующий директор школы умеет справляться без всякой науки. Другой вопрос, что за исключением ЕГЭ и выпускных экзаменов за основную школу - у директора нет иных источников объективной информации о работе учителя. Если судить по отчетам - все хорошо, а что на деле? Часто говорят, что есть еще результаты олимпиад, но если в школе учатся дети из трудных семей, им зачастую вообще не до олимпиад.

Поэтому одна из задач директора - создать в школе систему оценки эффективности деятельности учителя. Если директор опытный, он все и так понимает, но не артикулирует, не систематизирует. Главное, что директору нужно учитывать, - это «добавленную стоимость»: что именно конкретный учитель дал классу или конкретному ученику. Вот дети были такие, потом они поучились у него, и налицо такие-то изменения. Технологические подходы к такой оценке известны.

— У школы есть определенный бюджет, которым директор должен грамотно распорядиться. Как это сделать, чтобы учесть все аспекты образовательного процесса в ситуации, когда денег, как всегда, не хватает?

— Новые стандарты предполагают и обучение, и воспитание детей, и формирование у них мыслительных навыков, и многое другое. Но директор, планируя расходы, исходит, прежде всего, из количества уроков, которые каждый учитель проводит с классом, для этого даже есть соответствующие таблицы. Если школа должна детей не просто учить, но и воспитывать, где на это взять деньги, если финансируются только уроки?

Это тяжелый вопрос именно для менеджера, и ответы на него сейчас пытаются найти. Предполагается, что будет происходить переход от финансирования уроков к финансированию заказов, а в заказе нет записи, что за получаемые деньги нужно провести 100 уроков математики и 100 уроков русского языка. Деньги даются на работу школы в целом, а уж директору надо понять, как их тратить. Чисто менеджерская задача: ты выиграл госзаказ и планируешь свою работу. Такие задачи сегодняшнему директору школы никогда решать не приходилось.

— Есть ведь еще и так называемые внебюджетные деньги. Вряд ли найдется такой директор школы, кого родители за глаза не обвиняют в поборах. В некоторых случаях доходит до того, что подобные обвинения выдвигает и прокуратура…

— Без внебюджетных денег не живет ни одного образовательное учреждение ни в одной стране, за исключением очень тяжелых дотационных ситуаций. Всегда есть то или иное количество родительских денег, и директор должен принимать решения, как их грамотно собирать, как их грамотно использовать - и в том плане, чтобы тебя не привлекли к ответственности за поборы, и чтобы они были наиболее эффективны для достижения целей, стоящих перед школой. Это тоже вопрос, который сегодня возникает у наших директоров и ответ на который большинство из них тоже не может дать опять же в силу отсутствия менеджерской подготовки.

Кстати, у многих директоров уже возникает более широкая менеджерская проблема - взаимодействие с общественностью, основу которой составляют родители.

— Понятно, что учителей готовят в педагогических вузах. А на менеджера образования - директора школы, сотрудника управления - где можно выучиться?

— Традиционно в российских педвузах менеджеров образования не готовят. Есть всего несколько примеров, когда такая подготовка осуществлялась в рамках второго высшего образования, в том числе с использованием дистанционных форм, но качество подготовки нередко вызывало нарекания.

Недавно подготовку менеджеров в сфере образования в рамках совместной магистерской программы «Управление образованием» взяли на себя и Московская высшая школа социальных и экономических наук . Я полагаю, благодаря этой программе проблема управленческих кадров для школ Москвы и Московской области в ближайшие несколько лет будет решена. Секрет успеха здесь в том, что к преподаванию привлекаются представители разных отраслей знания - в Высшей школе экономики это профессора факультетов менеджмента, экономики, государственного и муниципального управления.

— В какой мере при подготовке менеджеров в образовании стоило бы привлекать к преподаванию директоров школ, чей опыт является общепризнанным?

— Безусловно, без этого не обойтись - без разбора реальных сюжетов, кейсов директора школы обучить невозможно. Образовательные менеджеры с опытом работы привлекаются для преподавания на всех магистерских программах Института развития образования НИУ ВШЭ, и магистерские диссертации должны быть посвящены не только и не столько абстрактным исследованиям, сколько полевой работе, полевым практикам.

При подготовке директоров важен опыт наших самых успешных школ - всем известен, например, Центр образования № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского. Практику этой школы нужно анализировать, и Рачевский будет только благодарен, если это сделают слушатели магистерской программы, потому что он все время обсуждает следующий шаг развития, не останавливается на достигнутом, думает, как сделать школу лучше. В Москве есть еще как минимум три десятка школ с позитивным опытом, где магистранты могли бы проходить практику, на материале которых можно писать магистерские диссертации.

На примере Центра Рачевского, на мой взгляд, особенно интересно проанализировать, как построен диалог родителей и школьного менеджмента. Это, в самом деле, диалог, в ходе которого вырабатывается консенсус, иногда - компромисс. Там очень много внимания уделяется формированию индивидуальных образовательных программ, и для директора это непростая задача и финансово, и организационно. Там есть такое неформализованное понятие, как дух школы: директор, учителя, школьники, многие родители живут в одном пространстве, работают в единой команде. Это, конечно, уже не менеджмент - это искусство, но его тоже нужно изучать.

— Сфера образования - не самая высокооплачиваемая, и у менеджера так или иначе возникает проблема удержания квалифицированного персонала. Есть ведь риск, что выпускники магистерских программ в сфере образования - будь то директора, или учителя-предметники, или специалисты по измерениям в образовании, - повысив квалификацию, дорого «продадут» ее где-нибудь за пределами школы? Есть ли на этот счет универсальные рецепты?

— Как удержать молодых людей в системе общего образования при нынешних зарплатах - это непростой сюжет для менеджера. Да, человек может пойти в бизнес и зарабатывать те же суммы, но только в долларах или в евро. Эту проблему пытается решать и федеральное правительство, и московское. Зарплата должна быть достойной, и пока эта проблема не решена, отток талантливых людей будет. Известно, что по окончании факультетов иностранных языков или факультетов, связанных с информатикой и компьютерными науками, в школы из педагогических вузов мало кто идет. Системного варианта решения проблемы пока не найдено. И в случае с программами Института развития образования НИУ ВШЭ есть риск, что они будут не столько работать на школу, сколько просто готовить грамотных менеджеров социальной сферы. Там их тоже не хватает.

— А для высшей школы проблема подготовки менеджеров стоит так же остро, как и для средней?

— Честно скажу: я считаю, что у большинства наших университетов потребностей в менеджменте нет.

— Почему? Ведь о необходимости расширения самостоятельности вузов говорится не первый год…

— В статус автономного учреждения пока что перешли единицы. А если вуз остается традиционным бюджетным учреждением, то смета «приходит сверху», и заработанные деньги распределяются не как у нормального хозяйствующего субъекта, а по принципу латания дыр: математики денег не зарабатывают - давайте у юристов возьмем и купим учебники для математиков… Это тришкин кафтан, никакого планирования.

Проблема и в другом. В России для вузов проводится много конкурсов, по результатам которых они получают серьезное дополнительное финансирование. Мне пришлось читать больше половины заявок на участие в таких конкурсах - это кальки с английских аналогов, причем никто не понимает, что они означают, например, на уровне факультета. На вопросы о том, кто ваши конкуренты в сфере образования, по научным грантам, ответов нет.

В прошлом году Институт развития образования НИУ ВШЭ открыл программу «Управление в высшем образовании» , и это программа для амбициозных университетов, которые думают о том, что будет послезавтра - даже не завтра. А действующий проректор традиционного университета учиться на менеджера не захочет. Зачем? У него и так все хорошо. Подготовка менеджеров высшей школы - это для молодых ребят, которые рассчитывают на то, что полученные знания позволят сделать очередной шаг в развитии вуза. Но я предвижу сложности в том, как они будут приживаться в своих вузах, - боюсь, большинству действующих руководителей они покажутся слишком умными.

Беседовала Екатерина Рылько

Подробнее о магистерских программах - в интервью Виктора Болотова на портале РИА Новости .

Загрузка...