clean-tool.ru

Мотивация педагогической деятельности презентация. Формирование учебной мотивации учащихся

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мотивация учебной деятельности школьников Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. 900igr.net

Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский «Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев

Мотив Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Мотив интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки, это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

«Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется: *тенденция к уклонению от учёбы *деятельность и результаты учения незначительны *сильная отвлекаемость на уроке *быстрое утомление *чувство удручённости и неудовлетворённости *неподвижность, ригидность мышления.

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности

Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала. Стиль общения учителя и учащегося. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

Для этого необходимо? Особый характер преподнесения учебного материала: а). аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный); б). деловой; в).необычный. Использование, показ, подчёркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а).важность отдельных частей; б).трудность, сложность (простота, доступность); в).новизна, познавательность материала; г).открытие нового в известном; д).историзм, современные достижения науки; е).интересные факты, противоречия, парадоксы. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. Показ значимости знаний, умений: а).общественной, б).личностной. Межпредметные связи

Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический Способствует внутренней мотивации. Либеральный (попустительский) Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех»

Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь.

Организация учебной деятельности 3 этапа: 1).мотивационный, 2).операционально-познавательный, 3).рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Мотивационный этап состоит из трёх учебных действий: 1).создание учебно-проблемной ситуации; 2).формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; 3).рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы.

создание учебно-проблемной ситуации достигается с помощью следующих приёмов: а).постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; б).рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; в).рассказа о том, как решалась эта проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации Эта задача является для учащихся целью их деятельности на данном уроке.

Мотивационный этап На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть: по содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); алгоритмы; единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные

Операционально-познавательный этап На этом этапе важно добиваться, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо ситуаций различного характера: Интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора); Игрового (познавательные игры, соревнования и т.д.); Эмоционального (успеха, увлечённости темой…). Во многих случаях групповая форма учебной деятельности создаёт лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая работа «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся.

рефлексивно-оценочный этап связан с: анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу должное внимание, то: учащиеся испытывают удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это ведёт к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем.

рефлексивно-оценочный этап Если учитель уделяет этому этапу мало внимания и всё сводит к выставлению оценок, то тогда может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности. Важно, чтобы в оценке: давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчёркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков; а не только констатировалось их наличие

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика

I. Эмоциональные методы мотивации поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

III. Волевые методы мотивации предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

Уровни познавательного интереса I уровень – проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки). II уровень – учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

Уровни познавательного интереса III уровень – интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет думать; получаю удовольствие, работая на уроке). IV уровень – повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет; с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель)

Уровни познавательного интереса Положительные показатели I и II уровня сформированности познавательного интереса важны и нужны на первоначальном этапе. Важны другие параметры – III уровень и особенно IV уровень. Ученики получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к обобщениям и законам. Им интересны не только знания, но и способы их добывания, они испытывают интерес к самообразовательной деятельности. Положительная мотивация здесь устойчивая, и она заложена в сам процесс учения.

Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп: причинно-следственные связи, комбинирование информации, планирование и выполнение практической деятельности.

Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

Оценка уроков по мотивационным критериям КРИТЕРИИ (УРОВЕНЬ) ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ 1.Низкий 1.Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учёбе. 2.Критический 2.Учитель объясняет необходимость выполнения заданий. 3.Удовлетворительный 3.Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, занимательных фактов. 4.Хороший 4.Использование творческой задачи с интересным содержанием. 5.Высокий 5.Использование системы творческих заданий с интересным содержанием. 6.Оптимальный 6.Организация поиска и решения исследовательской задачи.

Подведём итог Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»


Вера Жукова
Способы повышения учебной мотивации. Самоподготовка

На современном этапе развития образования одной из приоритетных задач образовательной политики является создание условий эффективного обучения, развития и социализации детей. Эти задачи решаются через систему психолого- педагогического сопровождения.

Тема мотивации возникла не случайно. При нарушении развития мотивационной сферы у учащихся от педагогов требуется более глубоких знаний условий эффективного обучения таких детей. Одним из таких условий является понимание того, что мотивация создается благодаря взаимодействию педагога и учащегося.

Обучение возможно только при наличии мотивации . Мотив - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания.

В процессе обучения ведущей деятельностью становится учебная деятельность , а образовательный мотив становится доминирующим. Этот процесс происходит благодаря адекватным условиям развития и обучения учащихся. Обучение представляет собой не пассивное получение готовых знаний, а активный процесс. Это взаимодействие педагога с учащимися, выстраивающееся с учетом возможностей, способностей и мотивов каждого ребенка . Познавательный мотив может отсутствовать .

Нарушение развития представляет собой иерархию отклонений. В первую очередь, это органическое или интеллектуальное неблагополучие.

При интеллектуальном дефекте, мотивационная сфера оказывается недостаточно сформированной к началу обучения, а ее более-менее устойчивое развитие наступает лишь к подростковому и юношескому возрасту. Мотивы детей с умственной отсталостью незрелы, они ситуативны и зависят в основном от внешних условий. Поэтому важной задачей является профилактика снижения мотивации . Решению этой задачи происходит благодаря созданию «ситуации успеха» опоре на сохранные функции ребенка, а также снижение эффекта «выученной беспомощности» , когда учащиеся отказываются от выполнения заданий на уроке по причине того, что они могут не справиться.

При сложных и комбинированных дефектах нередко возникает необходимость создания так называемой «искусственной» мотивации . За счет чего получается добиться положительного результата? Эффективными приемами воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются : - игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию коммуникативных навыков.

Труд способствует развитию мотивов деятельности . В результате выполнения полезной трудовой деятельности у учащихся возникает ряд познавательных, учебных , трудовых, общественных потребностей и интересов. У детей изменяется характер мотивации , и они начинают руководствоваться в своих действиях не узкими, ограниченными задачами, возникающими в ходе деятельности, а более общими, перспективными задачами. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности. Одним из показателей развития произвольности и формирования образовательного мотива может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий .

Мотивация является условием эффективного обучения тогда, когда она рождается из внешней совместной деятельности с педагогом, сверстниками и переходит во внутренний план ребенка становясь средством его развития, познания и обучения.

Самоподготовка .

Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в центра реабилитации. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи : это не только форма проведения и закре6пления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда , умения самим добывать знания, работать с книгой.

Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера :

закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т. д.

выработка рациональных методов и приемов организации труда;

обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой , справочной литературой;

расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т. д.)

В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи :

развитие воли, умения преодолевать трудности;

формирование характера;

выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т. д. ;

совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей .

Реализация этих целей и задач позволит воспитанникам центра успешно учиться в условиях массовой школы.

Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы , получении знаний, умений и навыков.

Работая самостоятельно , воспитанники примерно одинаковых способностей и возможностей на одно и тоже задание тратят разное время.

Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам. Поэтому третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей : рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки ; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т. д.

Воспитателю очень важно убедить воспитанников, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.

Воспитатель приучает воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания.

Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике, потом по физике, химии, иностранному языку, и далее по расписанию на следующий день. Но такой порядок не является обязательным. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у воспитателя появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельностью работы каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.

Воспитателю необходимо знать хотя бы основные индивидуальные особенности каждого воспитанника : его общее развитие, интересы, стремления; отношение к учению, степень его работоспособности ; темперамент, основные черты характера; особенности развития внимания, памяти, мышления – насколько быстро и глубоко или медленно и поверхностно воспринимает и мыслит ученик, в какой мере самостоятельны его суждения , прочно ли его запоминание; особенности чувств, восприятия, представления и других психических особенностей.

Знание индивидуальных особенностей воспитанников – это еще половина успеха работы воспитателя. Надо научиться учитывать эти особенности, т. е. овладеть методикой руководства самоподготовкой воспитанников с учетом их возможностей, интересов и склонностей.

Большую помощь в работе воспитателя оказывают группы консультантов – 2-3 хорошо успевающих ученика по какому – либо предмету, выделенных по рекомендации учителя. консультанты помогают слабоуспевающим воспитанникам выполнять задания, проверяют их. консультантам лучше поручать оказывать помощь не самым слабым учащимся, а тем, у которых еще достаточно не сформировались навыки самоконтроля , кто не научился работать точно по плану, невнимателен, имеет частичные пробелы в знаниях.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. ЖирковаПедагогические чтения на тему«Работа над музыкальным произведением в процессе подготовки к исполнению» 13 марта 2015 года Доклад на тему «Мотивация педагогической деятельности»Автор: Давлетова Р.Р. Педагогическая деятельность Особый вид социальной деятельности, имеющий целенаправленный характер;Направлена на выполнение социальной функции – передача и трансляция человеческого опыта будущим взрослым (широкий смысл);Выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества;Имеет те же характеристики, что и любой другой вид деятельности – целеположенность, мотивированность, предметность. Структура Педагогической деятельности Цель деятельностиСубъект деятельность (педагог)Объект – субъект деятельности (студент)СпособыСодержаниеРезультат деятельности Цели педагогической деятельности Основная цель – развитие личности человека в гармонии с самим собой, с природой и социумом; Цели педагогический деятельности представляют собой динамическое явление и имеют сложную иерархическую структуру. Мотивация Термин от слова «Мотив» - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков.В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, идеи, чувства, представления и переживания. Конюхов Н.И. – доктор психологических наук, профессор «Словарь – справочник по психологии»Мотивация – совокупность стойких мотив, побуждений, определяющих содержание, направленности и характер деятельности личности, ее поведение. Платонов К.К.– отечественный психолог «Краткий словарь системы психологических понятий»Мотивация – процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, определяющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания. Мотивационные ориентиры Внешние мотивы (например, мотив достижения): престижность работы в определенном образовательном учреждении; адекватность оплаты труда, соотнесенная с мотивами личностного и профессионального роста; самоактуализация.Внутренние мотивы: ориентация на процесс и результат деятельности. Мотив власти (потребность в доминировании) Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога Г.А. Мюррея):Основные признаки доминирования проявляются в желаниях: Контролировать свое социальное окружение. Посредством обольщения, совета, убеждения или приказания воздействовать на поведение людей. Побуждать поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами. Добиваться сотрудничества. Убеждать других в правоте. Мотив власти (потребность в доминировании) Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога Г.А. Мюррея):За желаниями могут последовать действия (группами): Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать. Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения. Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы. Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду Мотив власти (потребность в доминировании) Аминов Н.А. (на основе трудов американского психолога Г.А. Мюррея):Разновидности мотива власти: Власть вознаграждения; Власть наказания; Нормативная власть; Власть эталона; Власть знатока; Информационная власть. Мотив власти (потребность в доминировании) Дэвид Кларенс Макклелланд – американский психолог, автор теории потребностей, разработчик новой методики оценки для тематического апперцептивного теста, профессор психологии:Аминов Н.А. выделил 4 стадии развития мотивированности властью Ассимиляция - отношения матери и ребенка («Нечто придает мне силы»). Автономность – средний период детства («Я сам придаю себе силы»). Самоутверждение властью – подросток («Я произвожу впечатление на других»). Продуктивность – зрелый человек («Мне хочется выполнить свой долг»). Пидкасистый П.И.– доктор педагогических наук, профессор Учебное пособие «Педагогика»Доминирующий мотив педагогической деятельности – забота о счастье ребенка, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку. Центрация (А.Б. Орлов) Особым образом построенное простое взаимодействие преподавателя и учащегося, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека, одинаковости переживаний и поведения; Результат личностного роста преподавателя и учащихся, развитие их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом. Центрация (А.Б. Орлов) Основные центрации: Эгоистическая – центрация на интересах своего «Я» Бюрокрастическая – центрация на интересах администрации, руководителей Конфликтная – центрация на интересах коллег Авторитетная – центрация на интересах, запросах родителей учащихся Познавательная – центрация на требованиях средств обучения и воспитания Альтруистическая – центрация на интересах (потребностях) учащихся Гуманистическая – центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администрация, коллег, родителей, учащихся) Показания к педагогической деятельности (Г.В. Павлюк и В.А. Сластенин) Любовь к детям, умение понимать их потребности и интересы.Педагогическая наблюдательность.Умение правильно понимать и объяснять особенности поведения людей в конкретных: жизненных обстоятельствах, вычислять типичное в характере человека.Способность ориентироваться в изменяющихся условиях.Организаторские способности.Многосторонность общих познавательных интересов.Целеустремленность, готовность к волевым усилиям на пути к достижению цели. Противопоказания к педагогической деятельности (Г.В. Павлюк и В.А. Сластенин) Равнодушное отношение к детям.Низкий интеллектуальный уровень знаний.Безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки.Наличие некоторых признаков психического заболевания.Выраженные дефекты речи и слуха. Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве «Эйфорическая» мотивациямотивационный конструкт, обусловленный потребностью в возобновлении переживания особого состояния сознания, характеризующегося наслаждением процессом музыкальной деятельности и интегрирующего все задействованные в ней психические процессы, способности и умения Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве Нормы и правила творческого состояния (Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин, Г.М Цыпин и др.)Признаки творческого состояния:– полная поглощенность музыкальной деятельностью, в противовес разрушающей оптимальное творческое состояние поглощенности своей персоной;– сосредоточенность на самом процессе творчества, а не на будущих его результатах;– чувства радости, наслаждения, эйфории от музыкальной деятельности, которые сопровождают и одновременно мотивируют музыкантов к возобновлению и продолжению музыкальной деятельности. Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве Психолого-педагогические методы:– Метод метафорического преобразования (от греч. metaphora – перенесение, образ) представляет собой метод-диалог учащегося и преподавателя и заключается в подборе и сочинении метафор, меняющих отношение к процессу музыкальной деятельности через актуализацию положительного опыта сознания.Главное условие метода – метафора должна помогать ребенку «разотождествиться» - т.е. «отойти» от отрицательного переживания, предлагать замещающий опыт и способствовать преобразованию мешающих ребенку чувств, неблагоприятных эмоциональных состояний в чувства радости и наслаждения от процесса музыкальной деятельности. Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве Психолого-педагогические методы:– Метод мультиплицирования (от англ. multiply – умножать, преумножать). Основной целью метода является пробуждение скрытых возможностей юного музыканта путем поощрения осознания своих состояний творческого подъема, вдохновения, преумножение этих состояний и способствование продвижению учащегося по пути самоактуализации.В основе лежит идея – достижение сложной цели возможно лишь при разделении ее на более мелкие цели – последовательность шагов, при этом каждый последующий шаг должен умножать достижения предыдущего. Последовательное преумножение элементов опыта достижения состояний творческого подъема осуществляется путем применения определенных техник («расширение осознания», «якорение», «реконструкция ощущений»). Тараканова Н.Э. – руководитель Центра эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве Условия эффективного развития «Эйфорической» мотивации в музыкально-педагогической практике: подбор музыкального репертуара; педагогическое воздействие личности преподавателя; использование психолого-педагогических методов – мультиплицирование, метафорическое преобразование и аутотренинг. Педагогические способности – современные требования к преподавателю-профессионалу Это качество личности, интегрировано выражающееся в склонности к работе с обучаемыми, получении удовольствия от общения с ними. Педагогические способности – современные требования к преподавателю-профессионалу 1. Коммуникативные – умение преподавателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.2. Дидактические – конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных процессов и духовных потребностей студентов, повышать учебно-познавательную активность.3. Организаторские – умение преподавателя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.4. Персептивные – умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. 5. Научно-познавательные – способность усвоения научных знаний в избранной отрасли.6. Исследовательские – умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.7. Суггестивные – эмоционально-волевое влияние на обучаемых. Педагогические способности – современные требования к преподавателю-профессионалу Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством!!! Спасибо за внимание!!!

18.01.2017 23:52

(Слайд 1 - 2)

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.»

Шалва Амонашвили

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Цель педагогической деятельности - формирование личности, желающей учиться.

(Слайд - 4)

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

(Слайд - 5)

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Виды мотивации:

1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности

. «Отрицательная» - это побуждения школьника,вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

Положительная в двух формах:

Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей).

(Слайд - 7)

Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте: а) Познавательная мотивация. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других - талантливый учитель.

б) Мотивация достижения успеха. У детей с высокой успеваемостью ярко вы-ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра-вильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко стано-вится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле-дует отличать от престижной мотивации. в) Престижная мотивация. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо-собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, по-стоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при-водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха. г) Мотивация избегания неудачи. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивает-ся. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения вы-сокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из-бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ-кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. К окончанию началь-ной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не-успеха приобретает значительную силу. Тре-вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив. д) Компенсаторная мотивация. К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис-точником тяжелых переживаний ребенка.

(Слайд - 8)

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

· -личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

· -методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

(Слайд - 9)

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации

(Слайд -10)

Современная школа - это школа, в которой учителя создают свои технологии, проектируют образовательные процессы, отталкиваясь “от ребёнка", от его потребностей, мотивов, возможностей и спосібностей.

(Слайд - 11)

В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения универсальными учебными действиями (УУД).

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

(Слайд- 12)

Группируются в три основных блока:

1) личностные;

3) предметные.

(Слайд-13) Метапредметные - это регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

(Слайд - 14)Регулятивные ууд начинают формироваться с первых уроков.

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел

Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию познавательной мотивации младшего школьника.

(Слайд -15)

Задания для диагностики и формирования регулятивных УУД:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • «ищу ошибки»;

(Слайд 16-18)-

Задания по математике, по русскому языку

(Слайд - 19 -20)-

Работа с сигнальными карточками, контрольно - оценочная деятельность).

(Слайд 21) Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика

  1. « найди отличия»;
  2. «на что похоже?»;
  3. поиск лишнего;
  4. «лабиринты»;
  5. упорядочивание;
  6. «цепочки»;
  7. хитроумные решения;
  8. работа со словарями;
  9. моделирование;
  10. технология критического мышления(ассоциативный куст, сенкан)
  11. дидактические игры;
  12. проектная деятельность
  13. ведение читательских дневников

(Слайд - 22-24)

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. (Окружающий мир «Какие бывают растения?», «Какие бывают животные?»)

Немаловажную роль в формировании познавательных мотивов играют дидактические игры. Если необходимо доказать разнообразие растений, перечислить предметы, помогает «Волшебная палочка», «Микрофон». Передавая ее как эстафету, или микрофон, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат.

(Слайд- 28) Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность. Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, впоследствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая: проекты «Мои питомцы», «Узоры и орнаменты на посуде», «Моя семья», «Животные».

(Слайд 29) А следовательно формируется еще один вид УУД - коммуникативный.

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…»,

«опиши устно…», «объясни

(Слайд - 30)

Виды творческих работ на уроках литературного чтения способствуют формированию у детей положительной, познавательной мотивации

(Слайд 31 - 32) Практически на каждом уроке ребята работают в парах, группе. С первого класса выработаны правила поведения в паре и группе. В результате формируются коммуникативные способности сотрудничества: умение работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договариваться, учиться слушать товарища и высказывать свое мнение, формируется речевое развитие, речевое общение.

(Слайд 33-35)

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Мониторинг техники чтения за 2015 - 2017 уч.г;

Мониторинг промежуточной аттестации по русскому языку и математике во 2 классе 2016 - 2017 уч.г.

Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции

Просмотр содержимого документа
«Доклад с презентацией на тему "Мотивация учебной деятельности - путь к повышению результативности обучения"»

Общеобразовательная школа I – II cтупеней № 16 г. Тореза

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –

ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Киба Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

классный руководитель 2 класса

руководитель школьной НМК кл. руководителей


Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили


Тема послекурсового задания -

формирование

общеучебных умений и навыков .


Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов


  • Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.


Виды мотивации

Походять від латинського " соmpete ", що означає " відповідаю "

Компетентність –інтегрована здатність учня, що складається із знань, умінь, досвіду і ставлення, що реалізуються на практиці

Компетенція - суспільно визнаний рівень знань, умінь, навичок і ставлень у певній сфері діяльності людини


Общая структура мотивации

Неперервна шкільна бізнес-освіта на Донеччині в широкому розумінні означає підготовку учнів до навчання протягом життя. Тому шкільна бізнес-освіта здійснюється на дошкільному та шкільному ступенях навчання, які є основою ефективності подальшої неперервної освіти, формують головні складові світогляду людини. Наданий варіант концепції складено саме для цих ступенів освіти. Програма неперервної бізнес освіти на дошкільному та шкільному ступенях враховує чотири рівні навчання й спрямовується на задоволення індивідуальних потреб.


Условия для развития интереса к обучению

Личность учителя

Методы и приёмы обучения



Современная школа – это школа, в которой учителя создают свои технологии, проектируют образовательные процессы, отталкиваясь “от ребёнка", от его потребностей, мотивов,

возможностей и способностей.


Основа мотивации

Потребности ученика

Интересы личности

Учебно – познавательные

Формирование УУД


Универсальные учебные действия

ЛИЧНОСТНЫЕ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

регулятивные

познавательные

коммуникативные


Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Планирование

1 .Общеучебные

1.Планированиеучебного

сотрудничества

с учителем и

сверстниками

2.Логические

2.Прогнозирование

3.Постановка и решение

3.Контроль

2.Постановка вопросов

4.Коррекция

3.Разрешение конфликтов

4.Управление поведением

партнёра

6.Саморегуляция

5.Умения выражать свои


Регулятивные УУД

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел.


Задания для диагностики и формирования регулятивных УУД:

  • «Преднамеренные ошибки»;
  • Поиск информации в предложенных источниках;
  • Взаимоконтроль;
  • «Ищу ошибки»;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

математика

  • Задание № 1
  • В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась его, в котором он записан.Проверь вычислением.
  • 14-4 18-2
  • 5+4 19-3
  • Задание № 2
  • Проверь верны ли равенства?
  • 5+4=7-3 4+1=7-2
  • Задание № 3
  • Турнир
  • На карточке дано ряд столбиков примеров. За 1 мин назвать быстро ответы на примеры. Чем больше правильных ответов, тем выше отметка.

Русский язык

  • Задание 1.
  • « Преднамеренные ошибки»;
  • Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)

МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)

  • (Умение контроля и коррекции)

  • Задание 2.
  • На доске заглавные буквы: В Д Е К Т
  • - Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
  • - Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?



Задания для диагностики и формирования познавательных УУД:

  • «найди отличия»;
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • хитроумные решения;
  • работа со словарями;
  • моделирование;
  • технологии критического мышления

(ассоциативный куст, синквейн);

  • дидактические игры;
  • проектная деятельность.

Задание№1

  • Покажи деду Морозу самый короткий путь.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Во втором классе в уроки часто включаются упражнения на различение геометрических фигур: прямая и кривая линии, отрезок прямой, замкнутая и незамкнутая ломаные, различные многоугольники.

М.И. Моро и др. «Математика», 2 класс, 1 часть


Найди среди букв потерявшееся слово

раслонлуцветокалев



Проект по окружающему миру «Моя семья»


Проект по окружающему миру «Мои питомцы»


Проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде »


Задания для диагностики и формирования коммуникативных УУД:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссвордов, плана к тексту, загадок, небылиц;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов
  • для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…»,
  • «опиши устно…», «объясни…»








Желаю успехов в профессиональной деятельности !

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Формирование учебной мотивации обучающихся на самоподготовке Расулова Г.А. воспитатель группы 5 класса

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой обучающихся Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у обучающихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

3 слайд

Описание слайда:

Воспитатель должен стремится, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать учебную мотивацию ученика, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.

4 слайд

Описание слайда:

Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося

5 слайд

Описание слайда:

Следует различать понятия мотив и цель. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.

6 слайд

Описание слайда:

Возникновение мотивации. Необходимо зафиксировать мотивы предыдущих достижений Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Активизируется поиск самих обучающихся, подключаем их к самоконтролю, самооценке. Подготовка материала различной трудности, привлечение дополнительных материалов при подготовке того или иного предмета, обучение различным приемам запоминания, развитие памяти, внимания, мышления, получение затем положительных оценок, рациональная похвала – все это способствует усилению возникшей мотивации. Мотивация завершения. Фиксируется положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно, чтобы оценочная деятельность самих обучающихся совпадала с дифференцированной отметкой учителя. Формирование мотивации

7 слайд

Описание слайда:

Для успешного формирования положительной мотивации к учению необходимо формирование трех компонентов: интеллектуального, эмоционального, волевого

8 слайд

Описание слайда:

При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два другие. Особенно ярко это проявляется в процессе эмоционального и волевого компонентов. Например, для того, чтобы получить удовлетворение от хорошей оценки, воспитаннику надо формировать определенный уровень понятий, правил, расширять знания, хорошо выучить урок, т.е. проявить волевые усилия.

9 слайд

Описание слайда:

Для развития волевого компонента воспитатель учит воспитанников осознанно принимать те или иные решения. Варьирует меру и форму помощи со стороны; осуществляет дифференцированный подход к ученикам с различным когнитивным стилем. Для импульсивных воспитанников я использую замедление темпа подготовки домашних заданий, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, ее характера.

10 слайд

Описание слайда:

Алгоритм проведения самоподготовки: Проведение самоподготовки в одно и то же время. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета, дозировано. Воспитателю необходимо хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемые к ученику учителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника

11 слайд

Описание слайда:

Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками: обеспечить глубокие прочные знания программного материала, развивать познавательные способности, формирование положительной мотивации к учению, обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями, умению адекватно оценивать свои возможности, работать с книгой, справочной и другой литературой, формирование культуры учебного труда. Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные

12 слайд

Описание слайда:

Методы, способствующие формированию учебной мотивации обучающихся на самоподготовке Индивидуальные Контроль, Самоконтроль Помощь воспитателя Групповые Взаимопроверка, Доверие, Моделирование ситуаций успеха.

13 слайд

Описание слайда:

Этапы самоподготовки Организационный. Задача – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования самоподготовки, психологические настроить ученика на работу. II.Выполнение домашнего задании по предметам. Для меня наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий таков: 1. Литература или устный предмет. Чтение помогает подростку включиться в работу, подготовиться к письменному заданию. 2. Русский язык. 3. Математика 4. Устные предметы, более легкие. Но если ученик предпочитает учить уроки в другом порядке, то иду ему навстречу. Порядок подготовки уроков устанавливаю в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников в соответствии с рекомендациями психолога и личными наблюдениями.

14 слайд

Описание слайда:

Порядок подготовки уроков устанавливаю в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников в соответствии с рекомендациями психолога и личными наблюдениями. Время на подготовку каждого предмета дозировано и для наглядности записываю его на доске. Ребята следят за течением времени по часам в классной комнате. На доске записываю предметы и задания по ним, которые необходимо подготовить на следующий день. Домашние задания учениками фиксируются в дневниках, но запись на доске нужна для того, чтобы обучающиеся ошибочно, по своей невнимательности не ошиблись в выборе домашнего задания.

15 слайд

Описание слайда:

В процессе проведения самоподготовки по-разному контролирую подготовку каждого ученика, используя работу в парах: ребята проверяют друг друга. Хороший результат для привития навыков самостоятельной работы дает наличие группы доверия. Делаю акцент в начале самоподготовки, что сегодня доверяю самостоятельно подготовить уроки на следующий день ряду учеников, я им доверяю, надеюсь на получение ими хороших оценок. Ученик старается оправдать доверие. Но торопиться с оказанием доверия не следует. Прежде, чем объявить воспитаннику, что он входит в состав группы доверия, необходимо убедиться, что он умеет работать самостоятельно.

16 слайд

Описание слайда:

Более слабых учеников, которые еще не умеют работать самостоятельно, контролирую сама. Для этого предлагаю пересказать нужный материал, обучаю приемам передачи содержания текста, проверяю заучивание правил, теорем, формул, обучаю приемам работы с книгой. Помощь воспитателя не должна сводиться только к подсказкам правильного решения, а нужно добиваться осмысления изученного.

17 слайд

Описание слайда:

III.Контроль за качеством подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях учеников, несформированности умений и навыков, их коррекция. Проверка овладения знаниями обучающихся на самоподготовке не должна быть фронтальной. Результаты контроля, свои наблюдения фиксирую в отдельной тетради индивидуальной работы. IV. Итог самоподготовки. Важным итогом самоподготовки является сформированное у ребёнка чувство удовлетворения от качественно выполненной работы, которое снимает страх перед неудачей на уроке.

18 слайд

Описание слайда:

Приемы в работе воспитателя на самоподготовке Применение элементов проблемности Помощь консультантов Взаимопомощь Шефская помощь.

19 слайд

Описание слайда:

Важным приемом в работе воспитателя на самоподготовке является применение элементов проблемности, когда обучающийся, выполняя домашнее задание, сам проверяет на практике орфографическую или математическую закономерность. Проблемная ситуация – первый шаг обучения приемам самостоятельной работы, который вынуждает ученика обратиться к анализу, синтезу, сопоставлению, обобщению, но воспитатель “ведет” ученика, подсказывая ему последовательность добывания необходимых знаний.

20 слайд

Описание слайда:

Действенный метод помощи на самоподготовке - обучение умению работать в парах. Привитию навыков самостоятельной работы способствует помощь консультантов. В число консультантов выбираются ребята, которые любят предмет, имеют хорошие знания и оценки по предмету. Все вопросы, которые непонятны обучающимся они могут адресовать консультанту, однако, воспитатель, так или иначе контролирует правильность их ответа на интересующий вопрос. Не сбрасывается со счетов и такой прием работы на самоподготовке, как взаимопомощь. Но она должна быть до определенных пределов. Нельзя допускать просто списывания.

21 слайд

Описание слайда:

Важным звеном в успешном овладении обучающимися приемам самостоятельной работы и развития познавательных способностей является формирование адекватной самооценки. Неадекватно завышенная самооценка может привести к новым проблемам для самого ученика и для педагогов, тогда возможно возникновение конфликтных ситуаций, когда ученик считает себя лучше знающим материал и требует более высокой оценки своих знаний на уроке. Поэтому важным компонентом деятельности воспитателя является обучение приемам самоконтроля.

22 слайд

Описание слайда:

На определенном этапе формирования навыков учебного труда можно использовать и шефскую помощь. Но опасность заключается в том, что слабый ученик у более сильного, не разобравшись в изучаемом материале, просто переписывает письменные работы, здесь нужен особый контроль со стороны воспитателя.

Загрузка...