clean-tool.ru

Что такое проектная деятельность в доу. Проект в ДОУ – что это такое? Виды проектов, используемых в детском саду

эсмира гусейнова
Проект. Проектная деятельность в ДОУ

«Проект . Проектная деятельность в ДОУ .» Подготовила воспитатель Гусейнова Эсмира Эльмановна.

Цель работы заключается в исследовании проектирования в ДОУ .

Для достижения заданной цели будут решаться следующие задачи :

Рассмотреть историю вопроса разработки проектной деятельности в ДОУ .

Изучить психологическую готовность старших дошкольников к участию в проектах .

Изучить методику проведения проектов в ДОУ с детьми старшей группы.

Подобрать тематику проектной деятельности в ДОУ .

Предметов исследования является использование проектов в деятельности ДОУ .

Объектом исследования является процесс развития готовности старших дошкольников проектировать в ДОУ .

Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу. Джон Дьюи (1859–1952, американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, ставил целью сделать жизнь ребенка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого «строить обучение через его целесообразную деятельность , ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни».

В отечественной педагогической практике основоположником теории и практики педагогического проектирования по праву считается А. С. Макаренко. Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство» . Он был противником стихийного процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники» .

Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, проводил с 2000 года исследования по развитию детской инициативы и ее реализации в проектной деятельности . Он отмечал, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка.

В программе «Одаренный ребенок в массовой школе» А. И. Савенкова определяются три уровня реализации «исследовательского обучения» :

1. 1.1. педагог формулирует проблему;

1.2. педагог разрабатывает стратегию и тактику ее решения;

1.3. ребенок самостоятельно находит решение.

2. 2.1. педагог формулирует проблему;

2.2. ребенок самостоятельно /коллективно/ ищет метод решения;

3. 3.1. ребенок формулирует проблему;

3.2. ребенок разрабатывает стратегию и тактику ее решения;

3.3. ребенок самостоятельно находит решение.

Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З. И. Икуниной, Н. Н. Поддьякова, А. Л. Венгера, А. Д. Леонтьева и др.

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.

В соответствии с особенностями развития дошкольников на данном возрастном этапе, мотивами участия в проектной деятельности для них становятся :

Непосредственная связь проекта с жизнью , интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;

Возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;

нерасчлененность деятельности на образовательные области;

Широкий спектр видов деятельности ;

Важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;

Возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия;

Проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность;

Применять освоенные ранее знания и умения, опыт и компетенции.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников . Хочется обратить внимание, что, учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проекта должна быть достаточно гибкой, то есть педагог ненавязчиво направляет деятельность детей , организуя отдельные этапы проекта . Говоря об общих подходах к структурированию проекта по мнению Н . Е. Вераксы можно выделить следующие этапы

1. Начальный этап, на котором определяется тема проекта , цель; выявляется ее актуальность : «Что мы знаем?» , «Что мы хотим узнать?» ; определяется продолжительность проекта .

2. Этап планирования. На данном этапе мы совместно с детьми составляем план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями, заносим его в заранее подготовленную таблицу «Где найдём информацию?» :

К кому обратимся за помощью;

В каких источниках можно найти информацию;

Что мы можем получить в результате поиска.

3. Этап сбора информации. Целью данного этапа является : формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире методом проектной деятельности . Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта :

Размещение материала на информационном поле;

Создание предметно-развивающей среды;

Экскурсии;

Наблюдения;

Развивающие игры и упражнения;

Опыты, экспериментирование и т. п.

4. Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором мы используем следующие способы обобщения :

Оформление альбомов;

Создание книг по теме;

Создание макетов;

Организация выставки работ;

Проведение развлечений;

Презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.

5. Рефлексивный этап : «Что нового мы узнали?» , это заключительный этап проекта , на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта .

Но, несмотря на все выше сказанное при организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться, со следующими проблемами.

Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности .

Не различение субъектной и объектной позиции ребенка. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции

Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом - игровых , творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов .

Игровые :

- «Игра-путешествие в подводное царство» ;

Сюжетно-ролевая игра «Театр» ;

Игра «Строим город будущего» ;

- «Путешествие в древний мир» ;

- «Строим сказочный снежный городок» .

Творческие :

Осенний (весенний, зимний) вернисаж;

Музыкальная сказка (по выбору) ;

Настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);

- «Веселая ярмарка» ;

Создание фильмотеки рисованных диафильмов;

Фестиваль искусств «Весенняя капель» .

Познавательные :

Журнал «Почемучка» ;

- «Путешествие в Царство Математики» ;

Конкурс «Моя родословная» ;

- «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

Значимы и другие виды проектов , в том числе :

- комплексные : «Мир театра» , «Здравствуй Пушкин!» , «Эхо столетий» , «Книжкина неделя» ;

- межгрупповые : «Математические коллажи» , «Мир животных и птиц» , «Времена года» ;

- групповые : «Сказки о любви» , «Познай себя» , «Уральские самоцветы» , «Подводный мир» , «Веселая астрономия» ;

- индивидуальные : «» Я и моя семья», Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука» , «Сказочная птица» ;

- исследовательские : «Мир воды» , «Дыхание и здоровье» , «Питание и здоровье» .

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев) .

К концу ХХ в. получили развитие новые виды проектов . Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками :

- по доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания : включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результатов;

- по характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект ) ;

- по количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;

- по продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Работа над проектом , включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов :

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта ;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта ;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности ;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности ;

7) работа над частями проекта , коррекция;

8) коллективная реализация проекта , его демонстрация.

В заключении хочется отметить, что проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей , которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Так же мы, разработчики курсовой работы, подготовили несколько советов воспитателю по работе над проектом .

1. Глубоко изучить тематику проекта .

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта , поддерживать его

любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы : ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом .

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта ; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом , создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Проектная деятельность в ДОУ является уникальным способом обеспечения сотворчества, сотрудничества взрослых и малышей. Она позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию.

Проектная деятельность в ДОУ способствует развитию творческих способностей дошкольников, превращает их в активных участников всех событий, происходящих в детском саду.

Значимость

Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС является обязательным инструментом работы воспитателей.

На данный момент подобный метод рассматривается как деятельности. Он является перспективной педагогической технологией.

Проектная деятельность в ДОУ обладает определенной структурой, признаками, выполняет несколько функций. Отметим, что данный метод не заменяет образовательную и воспитательную программу, используемую для детей дошкольного возраста, а дополняет ее.

Функции

Проектная деятельность в ДОУ - это деятельность по продумыванию и организации педагогического процесса в рамках конкретной темы, обладающей результатом. Данная педагогическая технология способствует освоению дошкольником окружающей среды.

Технологии проектной деятельности в ДОУ предназначены для развития творческой свободной личности, адаптированной к социальным условиям.

Понятие метода

В настоящее время его считают самым ярким, развивающим, значимым методом. Это объясняется тем, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ является универсальным инструментарием, позволяющим гарантировать системность, направленность, результативность.

Метод проектов - это сумма познавательных и учебных приемов, позволяющих решать определенную проблему в ходе самостоятельных действий дошкольников.

Детская проектная деятельность в ДОУ предполагает презентацию полученных результатов, то есть способствует развитию у подрастающего поколения навыков публичной защиты.

Подобное обучение можно рассматривать как способ организации педагогического процесса, базирующийся на взаимодействии с окружающей средой, постепенной практической работе по достижению намеченной цели.

Основа технологии

Организация проектной деятельности в ДОУ связана с идеей о направленности познавательной работы дошкольников на результат, достигаемый в ходе сотрудничества с педагогом, родителями. Работа над конкретной проблемой предполагает применение необходимых умений и знаний в определенных образовательных областях, что является отличным стимулом для саморазвития, самосовершенствования.

Педагогический процесс в ДОУ организуется с учетом возрастных особенностей малышей, их познавательной активности.

В качестве объекта проектирования рассматривается образовательная программа, факторы воспитательного процесса, способствующие достижению поставленных целей.

Цель проектной деятельности в ДОУ - выстраивание индивидуальных образовательных и воспитательных траекторий для каждого дошкольника.

Ребенку сложно в таком возрасте самостоятельно выявить противоречия, сформулировать проблему, поставить цель. Именно поэтому детское творчество сопровождается поддержкой воспитателя, родителей. Мамы и папы помогают малышам не только с поиском информации, но и сами могут включаться в образовательный процесс.

Подобное сотрудничество способствует установлению атмосферы доверия между взрослыми и детьми, сопричастности мам и пап к успехам своего малыша.

Так как в качестве ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте выступает игра, в ДОУ планируют и реализуют разнообразные игровые и творческие проекты.

Цель и задачи

Младший и старший дошкольный возраст предполагает решение двух типов проектировочных задач:

  • социально-педагогических;
  • психологических.

Второй вариант проектирования связан с образовательными процессами в рамках конкретного возрастного интервала: освоения способов деятельности, формирования навыков, а также социализации и взросления дошкольников.

Для решения подобных задач применяется метод проекта, являющийся основой успешного обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста.

Основным предназначением проектной методики в ДОУ является развитие творческой раскрепощенной личности ребенка, способной к успешной адаптации в социуме.

Общие задачи развития дошкольников

В зависимости от возраста выделяют:

  • обеспечение психологического здоровья и благополучия малышей;
  • формирование познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • совершенствование коммуникативных навыков.

Основные задачи, которые педагог ставит при работе с детьми младшего дошкольного возраста:

  • Введение малышей в игровую проблемную ситуацию, где ведущая роль принадлежит педагогу.
  • Эксперименты для детей - способ развития предпосылок для поисковой деятельности.
  • Формирование поисковых навыков, способствующих разрешению проблемной ситуации (совместно с воспитателем).

Задачи, которые ставит в работе педагог для детей старшего дошкольного возраста:

  • Формирование условий для интеллектуального роста.
  • Развитие умений для самостоятельного разрешения предложенной проблемной ситуации.
  • Развитие желания вести конструктивную беседу в ходе совместной проектной деятельности.

Классификация и виды

Педагог использует разные средства проектной деятельности в ДОУ. В настоящее время существует их классификация по некоторым признакам:

  • целевой установке;
  • тематике;
  • продолжительности;
  • количеству участников.

Рассмотрим основные виды проектной деятельности в ДОУ, используемые в рамках ФГОС второго поколения.

Одним из них является исследовательская творческая работа, связанная с созданием готового продукта. Например, это могут быть эксперименты для детей, газета, аппликация.

В такой проект могут быть вовлечены не только малыши, но и их родители.

Игровая и ролевая работа предполагает детское творчество, позволяет вовлекать дошкольников в решение конкретной проблемы. Например, усилиями родителей, воспитателя, детей готовится праздник со сказочными героями, попадающими в сложные ситуации. Помочь персонажам справиться с проблемами могут только сами малыши.

Информационные, практико-ориентированные проекты направлены на сбор дошкольниками информации о каком-то определенном природном явлении, объекте из различных источников. После того как литература будет обработана, на ее основе дошкольник под руководством воспитателя приступает к реализации идеи, ориентируясь на социальные интересы:

  • уход за растениями в живом уголке;
  • оформление группы к Новому году;
  • подготовка материалов к 8 марта.

в ДОУ по Е. С. Евдокимовой

  • По доминирующему признаку проекты подразделяются на творческие, исследовательские, приключенческие, информационные, практико-ориентированные, игровые.
  • По характеру содержания предполагается включение в работу дошкольника и его семьи, природы и ребенка, культуры и общества.
  • В зависимости от степени участия дошкольника: эксперт, заказчик, участки деятельности.
  • По характеру устанавливаемых контактов: внутри одной группы, совместно с семьей, учреждениями искусства, культуры, общественными объединениями.
  • По численности участников: парный, индивидуальный, фронтальный, групповой.
  • По сроку реализации: средней продолжительности, краткосрочный, долгосрочный.

Особенности творческой деятельности

Темы проектной деятельности в ДОУ могут быть различными, они зависят от целевой аудитории. В настоящее время исследования проводятся не только в учебных заведениях среднего и высшего звена, но и в детских садах.

Самыми распространенными в ДОУ считаются информационные проекты. Они направлены на сбор информации об одном объекте, ознакомление с ним участников группы, анализ полученных результатов, обобщение наблюдаемых фактов. В структуру такой работы входят:

  • получение, обработка информации;
  • предоставление готового продукта (результата);
  • презентация проекта.

Творческие проекты направлены на совместное творчество детей и взрослых, они могут выполняться в игровой форме. Большой интерес у дошкольников вызывает работа, связанная с художественным творчеством, конструированием. Например, можно придумать музыкальный проект к новогодним праздникам.

Приключенческие (игровые) проекты предполагают активное вовлечение малышей в работу. Каждый участник творческой группы получает определенную роль, реальную возможность проявить свои индивидуальные способности. Такой вариант деятельности способствует формированию самостоятельности дошкольников, помогает воспитателю формировать навыки работы в команде, развивать коммуникативные способности каждого воспитанника ДОУ.

Старший дошкольный возраст является тем благодатным периодом, когда можно стимулировать желание ребенка к активной познавательной деятельности.

Например, к утреннику можно совместными усилиями воспитателя, родителей, детей подготовить сказку в кукольном театре. Юные актеры в процессе работы над этим проектом смогут совершенствовать свои речевые навыки. Показать готовый спектакль ребята из старшей группы ДОУ смогут и малышам, почувствовав себя настоящими актерами.

Степень творчества в подобной деятельности достаточно велика, поэтому у дошкольников формируются навыки, необходимые для адаптации в начальной школе.

Практико-ориентированные проекты, выбираемые для работы с дошкольниками, предполагают ожидаемый, конкретный результат, направленный на социальные интересы. Такая деятельность требует серьезной подготовки со стороны воспитателя.

На отдельных педагог корректирует деятельность дошкольников, обсуждает полученные результаты, помогает малышам внедрять в практику готовый продукт.

Внутри одной группы можно использовать открытые проекты. В процессе работы над ними не возникает дополнительных проблем, поскольку дети и родители отлично знают друг друга. У дошкольников появляется реальная возможность продемонстрировать свои творческие способности, получить навыки коллективной работы, приобрести дополнительные знания и умения. При этом психологи рекомендуют педагогам соблюдать осторожность, выбирая для работы открытые проекты. При чрезмерной изоляции групп внутри одного образовательного учреждения у дошкольников не будет возможности приобретать опыт сотрудничества с ребятами других возрастных групп, это негативно отразится на процессе их адаптации в школе.

Контакты с представителями разных возрастов нужны дошкольникам для расширения сферы общения, социального опыта.

Индивидуальная деятельность

Если в школах, лицеях, гимназиях индивидуальная деятельность считается наиболее распространенным видом исследовательской работы, то в дошкольных образовательных учреждениях она применяется значительно реже.

Индивидуальный проект предполагает полную вовлеченность ребенка в процесс. Достигнуть подобного эффекта довольно проблематично из-за возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Они активны, им сложно долгое время концентрироваться на одном и том же виде деятельности. Именно поэтому индивидуальные проекты исследовательского характера - большая редкость в детских садах.

Среди тех вариантов, которые также можно отнести к самостоятельным творческим работам, в ДОУ малышам предлагаются сочинения, аппликации, рисунки к сказкам, рассказам. Безусловно, помощь в работе им могут оказывать мамы и папы, превращая индивидуальное задание в способ проведения совместного досуга, увлекательное занятие для всей семьи.

Работа в коллективе способствует формированию у дошкольников навыков сотрудничества, позволяет воспитателю приобщать малышей к творческой деятельности. Дети учатся распределять обязанности внутри небольшой группы, вместе искать способы решения поставленной перед ними задачи, отвечать перед другими детьми за тот этап, который им был поручен.

Помимо опыта коллективного творчества, дошкольники получают массу впечатлений, положительных эмоций, что является отличным вариантом формирования товарищеских взаимоотношений между сверстниками.

Групповые проекты рассчитаны на 3-12 участников, решающих общую задачу. После завершения работы маленькие исследователи представляют готовый продукт, получая при этом навыки публичной защиты.

Способы внедрения проектов в ДОУ

Данный процесс является сложной и ответственной задачей, поставленной перед воспитателем ФГОС второго поколения. Педагог, планируя подобную деятельность, учитывает возрастные особенности дошкольников, продумывает продолжительность каждого этапа проекта.

Предлагаем несколько конкретных примеров подобной работы.

Проект «Азбука здоровья» рассчитан на 2 года, его участниками являются ребята из младшей группы ДОУ, а также их родители. На первом этапе предполагается серьезная работа с мамами и папами малышей, проводимая в виде лекций, бесед, тренингов. Цель такой деятельности в знакомстве родителей с возрастными особенностями дошкольников, разъяснении им значимости ведения профилактики простудных заболеваний.

К проекту привлекается медицинский работник, психолог ДОУ. Совместными усилиями родителей, воспитателя, преподавателя физической культуры, музыкального работника, психолога, медика продумывается алгоритм профилактики простудных заболеваний у детей, подбираются методики, оптимально подходящие для малышей.

Второй этап проекта, посвященного повышению иммунитета у детей младшего дошкольного возраста, связан с практическим внедрением выбранной методики закаливания.

Например, после дневного сна малыши, двигаясь по кругу, выполняют шуточную зарядку, при этом обирая себя влажной варежкой. Постепенно продолжительность упражнений возрастает, температура воды для обтираний понижается.

Для мониторинга результатов внедрения проекта медицинским работником отслеживается статистика простудных заболеваний у малышей, вовлеченных в проект.

На третьем (заключительном) этапе подводятся итоги проведенной работы, анализируется изменение количества детей, больных простудными заболеваниями, делаются выводы о целесообразности введения закаливания.

Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили»

В каждой группе детского сада есть собственный живой уголок. Если раньше в нем можно было увидеть домашних животных, то сейчас, помимо живых цветов, во многих ДОУ устанавливаются аквариумы с рыбками. Проект направлен на привитие подрастающему поколению навыков бережного отношения к живой природе. Каждый ребенок получает определенное задание:

  • поливание цветов;
  • вытирание пыли с листьев цветов;
  • пересаживание растений (под руководством воспитателя);
  • кормление рыбок.

Данный проект является долгосрочным, он способствует формированию у малышей чувства ответственности за живых существ.

Постепенно воспитатель перераспределяет обязанности между малышами, чтобы у каждого из них были сформированы разные практические навыки и умения.

Проект "Юные актеры"

Дошкольники 5-6-летнего возраста с удовольствием принимают участие в разных творческих мероприятиях. Именно поэтому в качестве одного из проектов, предназначенных для работы со старшими дошкольниками, можно рассматривать создание собственного театра. Вместе с воспитателем, родителями дошкольники создают героев для своих постановок. Далее подбирается репертуар, происходит распределение ролей между начинающими актерами. На следующем этапе реализации данного проекта предполагается проведение репетиций. Они способствуют отработке речевых умений, формированию коммуникативных навыков, позволяют малышам проявлять свои творческие способности. Готовый спектакль ребята сначала показывают в своей группе, затем могут выступить с ним перед родителями, другими дошкольниками.

Заключение

Сложно представить себе современное дошкольное образовательное учреждение, в котором бы не использовались разные варианты проектной деятельности. Оптимальными и наиболее результативными для ДОУ считаются коллективные виды, направленные на вовлечение в творческую работу максимального количества дошкольников.

Малыши с удовольствием вовлекаются в подготовку к праздникам, готовят концерты для родителей, создают им из бумаги, картона настоящие «шедевры» современного искусства.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу рассказать об экскурсии в библиотеку. Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг. Дошколята с большим интересом и завораживающими взглядами слушали рассказ библиотекаря...

Тематическое планирование на ЛОП Дата Тема недели Тема дня Итоговое мероприятие недели 1.06. День защиты детей Цель: Создание праздничной обстановки. В игровой форме подвести к пониманию наличия определенных прав и обязанностей и их сути. Стимулировать позитивные проявления...

Развлечение «Страна ЭРУДИТОВ» Возраст детей: старший дошкольный. Цели: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в команде. Поддерживать интерес к...

Задачи: Воспитательные:- Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать свои работы и работы товарищей. Развивающие:- Развивать творчество, воображение. Образовательные:- Учить детей лепить из целого куска пластилина, правильно передавать пропорции тела; придавать линиям плавность, изящность. Материал...

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГТ к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной - все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д., — это долгосрочный проект.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в позиции объекта.

В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по - разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка.

Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..

Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Проект” - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа , имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема , для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Суть «метода проектов » в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап - подражательско-исполнительский , реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;

4. речевое развитие.

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Второй этап - развивающий , он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий , он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап - Выбор темы.

Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

  1. Что знаю?
  2. Чего хочу узнать?
  3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

 педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;

Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые

проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг),составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги(выступает на педсовете, родительском собрании, бобщает опыт работы).

Четвёртый этап - рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  1. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  2. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Неделя здоровья»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево -игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные;

межгрупповые;

групповые;

творческие;

индивидуальные;

исследовательские.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре»- на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Консультация для воспитателей детского сада

Проектная деятельность в детском саду.
Проектный метод в деятельности ДОУ.
Готовые проекты в детском саду

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    − частичная интеграция;
    − полная интеграция;
  • метод проектов:
    − форма организации образовательного пространства;
    − метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы
проекта
Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
  • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

  • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

  1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
  2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
  3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
  4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
  5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
  6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
  7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
  8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
  9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;
  4. речевое развитие.
  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

  • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  • овладение различными видами худ. деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
Тематика блока Название проекта Продукт детской деятельности
Наследие «Эхо столетий» «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
«Защитники Отечества» Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)
Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)
Театрализованное представление «Богатыри земли русской»
«Здравствуй, Пушкин!» Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».
Дидактические игры
«Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)
Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина»
Макет «У Лукоморья»
Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».
Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» «Семейное древо»
Альбом рисунков «Моя семья»
Выставка семейных реликвий.
«Я в мире людей» Проекты в детском саду:
1) «Мои друзья»
2) «У нас в Нескучном саду»
3) «День защиты детей»
4) «Сказки о любви»
5) «Весёлый этикет»
Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)
Театральные этюды, выпуск газет и журналов
Проект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.
Карнавал. Разработка детского кодекса.
Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок».
Школа «Маркиза этикета»
«Мир вокруг нас» «Четыре стихии»
«Времена года»
«Мир животных и птиц»
«Уральские самоцветы»
Картотека опытов.
Составление коллажей
Детская книга «Это опасная стихия»
Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.
Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность
Коллаж, детская книга «Легенда о камнях»
«Весёлая астрономия»
«Жалобная книга природы»
«В стране чисел и фигур»
«Полезные вещи»
«От кареты до ракеты»
Викторина «Через тернии к звёздам»
Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».
Сочинение «Звёздных сказок».
Сочинение сказок от имени природных объектов.
«Лесная газета».
Выпуск журнала «Экологический светофор города»
Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.
Математическое шоу «Алиса в стране математики».
Энциклопедия «Из истории вещей»
«Приключения вещей» - сочинение сказок об обычных вещах.
Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.
Детские проспекты по видам техники (транспорт).
«Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов).
«Ты и твоё здоровье» «Я и моё тело»
«Окошки в мир. Органы чувств»
«Твоё питание и здоровье»
«Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)
«Живительные силы»
«Про витамины и здоровье»
«Как мы дышим» (приключение Кислородинки)
Дневник «Я расту»
Проект «Страна Айболития»
«Польза и вред» (проекты по органам чувств)
Мини проекты «Для чего нужна пища?»
Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.
Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.
«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»
Планшет «Вред-польза»
«За чистый воздух» (плакат)
Детская книга закаливания

Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)

Разделы программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.
Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
Настольно-печатная игра «Моя квартира».
Социальное развитие Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.
Права и обязанности в семье.
Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).
Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».
Речь и речевое общение Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,
Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».
Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Мир, в котором мы живём Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».
Природа Коллажи «Домашние любимцы».
Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».
Начала грамоты Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»
Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».
Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Худ. литература Пословицы и поговорки о семье.
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».
Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».
ИЗО и дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».
Выпуск семейных газет.
Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)
Выставки «Семейное хобби».
Театр Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
Совместное посещение семьями театров.

Алгоритм разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы
Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение. Консультации.
Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы)
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)
Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Загрузка...