clean-tool.ru

Периодические медицинские осмотры. Медицинские осмотры работников – порядок проведения обязательных, периодических и внеочередных медосмотров Что такое организация проведения медицинских осмотров

СТАНДАРТНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА

Порядок закупки лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента и ценообразования

1.​ Цель

2.​ Область применения

3.​ Персонал и ответственность

4.​ Основная часть. Критерии отбора поставщиков

4.1. Выбор поставщика.

4.2. Осуществление закупки ЛП и ТАА.

4.3. Обработка полученных накладных и ценообразование

5.​ Литература

1.​ Цель

​ стандартизация процедуры отбора и оценки поставщиков лекарственных (ЛП) препаратов (в том числе термолабильных) и прочих товаров аптечного ассортимента (ТАА), во исполнение требований надлежащей аптечной практики и надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов с целью минимизации рисков попадания в гражданский оборот недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов (далее - ЛП), товаров аптечного ассортимента.

​ Определение порядка осуществления закупки ЛП и ТАА.

2.​ Область применения

Где: аптека

Когда: В процессе выбора поставщика для работы и осуществления закупки ЛП и ТАА от поставщиков, с которыми налажено сотрудничество.

3.​ Персонал и ответственность

​ за организацию условий для выполнения требований СОП;

​ за заключение договоров поставки ЛП и ТАА

Уполномоченный по качеству:

​ за наличие в аптеках СОП;

​ за ознакомление с СОП руководителей аптек;

​ за своевременное приведение СОП в соответствующей с действующими нормативными документами;

​ за проведение внутренних проверок выполнения СОП;

Заведующий аптечной организацией:

​ за выполнение СОП

​ за ознакомление нового работника с СОП в период адаптации;

​ за ознакомление провизоров и фармацевтов с изменениями в СОП после приведения СОП в соответствующей с действующими нормативными документами:

​ за соблюдение требований СОП;

​ своевременное осуществление заказа ЛП и ТАА

Провизор, фармацевт;

​ за ведение Журнала учета дефектуры

​ за своевременное внесение отсутствующего или заканчивающегося товара в заявку.

4.​ Основная часть СОП

4.1. Выбор поставщика.

С целью обеспечения аптечной организации необходимым ассортиментом товаров Общество заключает договора с поставщиками лекарственных препаратов и ТАА, для чего Директором проводится оценка поставщиков товаров аптечного ассортимента с учетом в том числе следующих критериев:

Критерий

Что конкретно оценивается

а) соответствие поставщика требованиям действующего законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;

Регистрация поставщика в качестве ИП или юр лица

Наличие лицензии на фармацевтическую деятельность:

Хранение лекарственных средств

Оптовая торговля ЛП

Перевозка ЛП

Срок деятельности поставщика на фармацевтическом рынке

Если поставщиком задействованы третьи лица, например, для перевозки товара (с соблюдением требований для перевозки ЛП), должны иметься надлежаще оформленные договоры и иные необходимые документы между поставщиком и любыми третьими лицами. В этих договорах должна быть четко установлена ответственность третьих лиц.

б) деловая репутация поставщика на фармацевтическом рынке, исходя из наличия фактов отзыва фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров аптечного ассортимента, неисполнение им принятых договорных обязательств, предписаний уполномоченных органов государственного контроля о фактах нарушения требований законодательства Российской Федерации;

Наличие или отсутствие информации о поставщике на сайте Росздравнадзора или СМИ в качестве нарушителя требований законодательства РФ (и частота появления такой информации)

в) востребованность товаров аптечного ассортимента, предлагаемых поставщиком для дальнейшей реализации, соответствие качества товаров аптечного ассортимента требованиям законодательством Российской Федерации;

Изучение прайс-листа поставщика, проекта договора поставки

г) соблюдение поставщиком требований, установленных настоящими Правилами, к оформлению документации, наличию документа с перечнем деклараций о соответствии продукции установленным требованиям, протокола согласования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

Наличие соответствующих пунктов в проекте договора поставки:

Требования к сопроводительным документам

Предоставление документов качества на товары и удобство работы с ними

д) соблюдение поставщиком температурного режима при транспортировке термолабильных лекарственных препаратов, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов;

Наличие в лицензии вида деятельности

Транспортировка лекарственных средств

е) предоставление поставщиком гарантии качества на поставляемые товары аптечного ассортимента;

Наличие соответствующего раздела в договоре поставки

ж) конкурентоспособность предлагаемых поставщиком условий договора;

Оцениваются предлагаемые поставщиком условия с возможностями предприятия

з) экономическая обоснованность предлагаемых поставщиком условий поставки товара (кратность поставляемых упаковок, минимальная сумма поставки);

Оцениваются условия договора поставки в сравнении с другими поставщиками

и) возможность поставки широкого ассортимента;

Оценивается прайс-лист

к) соответствие времени поставки рабочему времени субъекта розничной торговли.

Обязательное условие

л) порядок и сроки предъявления претензий по количеству и качеству

Обязательное условие договора

м) порядок и сроки возврата фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных товаров по письмам РЗН

Обязательное условие договора

При соблюдении вышеуказанных условий с поставщиком заключается договор с учетом требований законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

Контроль количественных и качественных параметров закупленных товаров аптечного ассортимента, а также сроков их поставки в соответствии с договорами, осуществляют заведующие аптечными организациями. В случае систематического нарушения поставщиком условий договора поставки в части:

​ сроков поставки заказанных товаров,

​ соблюдения условий транспортировки,

​ порядка и сроков рассмотрения своевременно предъявляемых претензий

​ порядка и сроков возврата фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных товаров по письмам РЗН

руководством ООО «КАФА-ФАРМ» выясняются причины возникновения таких нарушений, и по результатам принимается решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с данным поставщиком.

4.2.​ Осуществление закупки ЛС и ТАА

Используемые документы.

Журнал учета дефектуры (в т.ч. электронный)

Журнал по обеспечению лекарственными препаратами, входящими в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (далее - минимальный ассортимент), но отсутствующими на момент обращения покупателя;

Реестр зарегистрированных цен на ЖНВЛП

Обеспечение спроса потребителей на товары аптечного ассортимента осуществляется предприятием при соблюдении всех производственных процессов, но в первую очередь путем поддержания адекватного товарного запаса и необходимого ассортимента с учетом баланса между потребностью и финансовыми возможностями Общества.

Определение потребности на лекарственные препараты по номенклатуре и количеству при открытии аптечного учреждения осуществляется фармацевтическим работником, имеющим достаточный опыт работы в розничной аптеке (сети аптек) г. Феодосия с учетом размещения аптечной организации (расположена в спальном районе или в торговом центре), наличие рядом медицинских организаций и профиль этих организаций, контингента населения, обслуживаемого аптечной организацией.

При повседневной работе закупку осуществляет заведующий аптечной организацией. Ассортимент и количество закупаемых ЛП и ТАА корректируется с учетом реальной потребности.

Заявка формируется на основе:

Требований наличия минимального ассортимента лекарственных препаратов, установленного действующим законодательством

Статистических данных по продажам товаров аптечного ассортимента, полученных из программы материального учета;

Записей дефектурного журнала

Анализа факторов сезонности в заболеваемости и потреблении товаров аптечного ассортимента (летние, зимние)

Анализа средств массовой информации.

Заявка формируется в электронном виде при помощи программных продуктов по автоматизации работы с поставщиками.

Заявка отправляется по мере необходимости, в т.ч. экстренно.

Отправленные заявки поступают уполномоченному лицу, которое их анализирует, корректирует (при необходимости) и отправляет непосредственно поставщикам.

4.3. Обработка полученных накладных и ценообразование.

Обработка и ценообразование осуществляет лицо, назначенное приказом директора.

В обязанности ответственного за ценообразование входит:

​ обработка электронных накладных;

​ контроль идентичности электронных накладных, поступающих от поставщиков и поступающих в программу материального учета;

​ формирование розничных цен с учетом ограничений на ЛП, цены на которые подлежат государственному регулированию, контроль цен на эти ЛП

​ формирование приложений к Протоколам согласования цен на ЛП, цены на которые подлежат государственному регулированию.

Перечень товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию:

1.​ Жизненно необходимые и важнейшие ЛП, перечень которых утверждает Правительство РФ на каждый год.

2.​ Детское питание.

5. Литература

Гражданский Кодекс РФ

Федеральный закон от 12.04.2010г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"

Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081(ред. от 23.09.2016) "О лицензировании фармацевтической деятельности"

Приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 646н "Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения"

Приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.02.2016 N 19 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов"

Приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 07.08.2014г. №4/1 «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, на территории Республики Крым».

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2009 г. N 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»

Действующий перечень ЖНВЛП

СОП ПКУ.doc

Стандартная операционная процедура:

Работа с лекарственными препаратами, подлежащими предметно-количественному учету и лекарственных препаратов, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологически активные вещества

1.​ Цель

2.​ Ответственность

3.​ Область применения

4.​ Основная часть СОП

5.​ Обоснование и литература

5.1.​ Правила отпуска ЛП, подлежащих ПКУ. Порядок оформления рецептурных бланков на ЛП.

5.2.​ Правила отпуска ЛП, подлежащих ПКУ по требованиям медицинских организаций.

5.3.​ Ведение учета ЛП, подлежащих ПКУ в аптечных организациях.

5.4.​ Хранение рецептов и требований ЛПУ в аптечных организациях.

5.5.​ Запрет на отпуск ЛП, подлежащих ПКУ.

5.6.​ Хранение ЛП, подлежащих ПКУ в аптечных организациях.

5.7.​ Приложение: Комбинированные лекарственные средства, содержащие малые количества наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоры. содержащие НСПВ и их прекурсоры .

1. Цель СОП : Обозначение Стандартных Операционных Процедур по правилам отпуска и регистрации операций, связанных с отпуском ЛП, подлежащих предметно-количественному учету (ПКУ)

2. Ответственность : Директор — за издание приказов о назначении ответственного за работу с ЛП, подлежащими ПКУ, ответственного за ведение и хранение Журнала учета операций, связанных с оборотом ЛП, подлежащих ПКУ, ответственного за хранение ключей от сейфа (шкафа).

Заведующий аптекой — за соблюдение СОП.

Сотрудники аптеки - за соблюдение правил отпуска и хранения ЛП, подлежащих ПКУ;

Уполномоченный по качеству аптечной организации — за разработку и контроль за выполнением СОП;

Фармацевтические работники — за соблюдение СОП без отклонений от прописанных норм.

3. Область применения

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОП

Обоснование : Приказом Минз драва России от 22.04.2014 г. № 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" утвержден новый Переч ень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.

Используемые документы.

Отпуск лекарственных препаратов, обладающих анаболической активностью, лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, осуществляется фармацевтическими работниками, занимающими должности, включенные в перечень должностей фармацевтических и медицинских работников в организациях, которым предоставлено право отпуска наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 681н, а именно:

​ заведующий аптечной организацией, заместитель заведующего аптечной организации

​ провизор, провизор-технолог

​ старший провизор

​ фармацевт

Список лиц, допущенных к работе с ЛП, подлежащими ПКУ, утверждается приказом директора.

При обращении посетителя аптеки за лекарственным средством (ЛС), подлежащим предметно-количественному учету, работник аптеки выполняет следующие действия:

При отсутствии рецепта

При наличии рецепта

Оценивает правильность оформления рецепта:

ЛП выписан на бланке 107-1/у

Занести рецепт в Журнал неправильно выписанных рецептов

Поставить на рецепте штамп «Рецепт недействителен» и вернуть покупателю с рекомендацией обратиться к врачу и переоформить рецепт.

Сообщить заведующему.

ЛП выписан на бланке 148-1/у-88

1. Проверить правильность оформления рецепта, срока его действия (в соответствии с Приложением)

2. Озвучивает наличие в аптечной организации ЛП, содержащих выписанное в рецепте действующее вещество в соответствующей дозе и форме выпуска с указанием:

Стоимости одной индивидуальной упаковки (обязательно предоставление информации о наличии ЛП имеющих более низкую цену);

Страны и предприятия-производителя.

3.​ При согласии посетителя аптеки на приобретение выбранного (ых) ЛП работник аптеки отпускает выписанное в рецепте количество ЛП.

4.​ При предъявлении рецепта с превышением предельно допустимого или рекомендованного количества лекарственного препарата для выписывания на один рецепт фармацевтический работник информирует об этом лицо, представившее рецепт, руководителя соответствующей медицинской организации и отпускает указанному лицу установленное соответственно предельно допустимое или рекомендованное количество лекарственного препарата для выписывания на один рецепт с проставлением соответствующей отметки в рецепте.

5.​ Ставит отметку на обратной стороне рецепта с указанием:

Наименования аптечной организации;

Торгового наименования, дозировки и количества отпущенного лекарственного препарата;

Фамилии, имени, отчества (при наличии) фармацевтического работника, отпустившего лекарственный препарат, и его подписи;

Даты отпуска лекарственного препарата.

Ставит на рецепте штамп «Лекарственный препарат отпущен».

6.​ Оставляет рецепт в сейфе (шкафу) ПКУ для хранения.

1 марта 2017 г. вступили в силу Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения (Приказ Минздрава России № 647н от 31.08.2016 г; зарегистрирован в Минюсте России 09.01.2017 г. №45113). Документ устанавливает требования к деятельности аптечных организаций всех форм собственности, в том числе в области системы менеджмента качества.

Чтобы помочь вам в реализации системы менеджмента качества в аптечной организации, мы подготовили стандартные операционные процедуры в рамках требований Правил НАП.

После оплаты вам будет доступен документ: СОП «Порядок гигиенической обработки рук персонала».

Что будет в документе?

Стандартная операционная процедура «Порядок гигиенической обработки рук персонала» представляет собой текстовый документ, в котором отражены:

  • процедура мытья рук сотрудников аптечной организации;
  • процедура обработки рук сотрудников аптечной организации дезинфицирующим средством.
  1. Назначение СОП
  2. Персонал (для кого предназначен СОП)
  3. Основные термины и определения
  4. Сырье и материалы
  5. Общие положения
  6. Ответственность и полномочия за реализацию системы менеджмента качества в направлении санитарного режима в аптечной организации
  7. Документы
  8. Процедуры
  9. Обучение
  10. Литература
  11. Распределение
  12. Лист ознакомления

СОП - это типовой документ, описывающий стандартные процедуры в аптечной организации.

На наиболее частые вопросы, касающиеся реализации этого документа, ответили в ходе вебинара начальник Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Роcздравнадзора Ирина Крупнова и исполнительный директор Некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина.

Анна Гришунина, «ЛекОбоз»:​ Какие существенные изменения появились с введением Правил надлежащей аптечной практики?

— Это прежде всего требование о документировании стандартных операционных процедур (СОП) для профилактики различных нарушений. Правила надлежащей аптечной практики предполагают документирование всех основных бизнес-процессов, которые влияют на качество оказания услуг. Благодаря этому требованию минимизируется влияние человеческого фактора. Ведение этих записей подтверждает качество продукции и оказания услуг. СОПы помогут также снизить риск ошибок в случаях, когда во время отпуска или болезни сотрудника его функции должен выполнять другой человек. Ознакомившись со стандартной операционной процедурой, он очень быстро войдёт в курс дела, и таким образом будет максимально снижен риск ошибок, потому что в стандартной организационной процедуре будет чётко прописан порядок действий.

Этот документ невозможно создать специально для проверяющих органов и потом поместить в дальний ящик. С ним надо каждодневно работать, делать в нём записи о том, какие именно шаги предпринимаются для снижения количества нарушений действующего законодательства. Если СОПы будут созданы только для галочки, то при проверке это обязательно обнаружится. Никто не требует от работников аптеки создания огромного многостраничного «гроссбуха». Важно проанализировать все основные виды работ с точки зрения всевозможных рисков и описать, как должен выполняться тот или иной бизнес-процесс - приёмка товара, хранение медикаментов, отпуск товара, изготовление лекарственных препаратов (если есть производственный отдел), чтобы предотвратить ошибки сотрудников. И обязательно в СОПах надо прописывать, кто будет нести ответственност

Действующее законодательство предусматривает строгий порядок организации проведения медосмотров на предприятии, нарушение которого может повлечь привлечение работодателя к ответственности. При этом допускается и проведение медосмотра на территории предприятия, которое может иметь достаточное количество преимуществ как для работодателя, так и для работников. О том, как правильно обеспечивается прохождение медосмотра на предприятии, и как организовывается данный процесс, будет полезно знать всем сторонам трудовых взаимоотношений.

Что такое медосмотр на предприятии и нормативная база для их проведения

Под медицинским осмотром российское законодательство подразумевает обязательную в некоторых случаях процедуру, заключающуюся в обследовании у определенного перечня врачебных специалистов, а также сдачу ряда установленных анализов. При этом законодательное регулирование данного вопроса обеспечивается весьма широким спектром нормативных актов и документов. В частности, как сотрудникам, так и работодателям, желающим обеспечить проведение медосмотра на предприятии, нужно как минимум обратить внимание на положения следующих нормативных актов:

  • ФЗ №323 от 21.11.2011. Нормативы данного закона устанавливают общие принципы и определение медицинского осмотра, основные виды медосмотров и другие аспекты проведения означенной процедуры.
  • ФЗ №52 от 30.03.1999. Данный закон рассматривает в своих положениях основные принципы, по которым осуществляются меры защиты российского населения от неблагоприятных санитарных и эпидемиологических факторов. И медосмотры на предприятии являются одной из немаловажных составляющих данных защитных мероприятий.
  • Приказ Минздравсоцразвития №302н от 12.04.2011. Означенный документ содержит в себе наиболее полный перечень вредных факторов, присущих различным профессиям и видам деятельности, а также устанавливает взаимосвязь различных с необходимостью проходить . Также, в зависимости от каждого вредного фактора, данным приказом регулируется не только регулярность прохождения периодических медицинских осмотров на предприятии, но и непосредственно врачи и анализы, которые должны быть пройдены работниками.
  • Приказ Роспотребнадзора №402 от 20.05.2005. Нормативные положения данного документа устанавливают понятие , её форму, а также регулируют общие принципы её оформления и ситуации, в которых сотрудникам помимо медосмотров на предприятии следует оформить медкнижку.
  • Статья 69 ТК РФ. Положения таковой статьи ТК РФ закрепляют возможность проведения медицинских осмотров в отношении отдельных категорий работников при их .
  • Статья 213 ТК РФ. Нормативы означенной статьи Трудового кодекса регулируют вопросы проведения медосмотров на предприятии в целом, а также устанавливают краткий перечень должностей, в отношении которых данная процедура является обязательной и не может быть проигнорирована.

В целом, существует куда большее количество нормативных документов, регулирующих проведение медосмотра представителями отдельных профессий или организаций. Например, являются обязательными и проводятся в отдельном порядке медосмотры работников прокуратуры, МВД или ФСБ – о порядке проведения медосмотров в данных ситуациях могут сообщить соответствующие законы, посвященные каждой из означенных структур.

В целом, следует помнить, что медосмотр в отношении ряда профессий является обязательным действием, которое должно совершаться как при приеме на работу, так и периодически с определенной регулярностью. Нарушение порядка проведения медосмотра в данном случае может являться основанием для привлечения работодателя к ответственности. Но и в отношении работника законодательство предполагает возможность наложения определенных санкций.

Так, если медосмотр был не пройден сотрудником не по вине работодателя, то последний не только имеет право, но и обязан отстранить работника от трудовых обязанностей, не сохраняя за ним заработную плату вплоть до прохождения медицинского осмотра.

Порядок проведения медосмотров на предприятии

Непосредственных законодательных требований, которые бы строго закрепляли общий порядок проведения медицинских осмотров в простых организациях нет – таковой порядок может предусматривать на отдельных государственных службах и предполагать, например, как в случае с полицией – наложение дополнительных дисциплинарных взысканий на сотрудников за непрохождение медосмотра. Но в общих ситуациях определять порядок и способы проведения медосмотра в организации имеет право непосредственно работодатель.

Основным инструментом, служащим для установления и закрепления такового порядка, являются локальные нормативные акты предприятия, а также положения коллективного договора или непосредственно индивидуальных трудовых договоров с работниками. При этом работодатель вправе устанавливать обязательность проведения медосмотров и в отношении работников, для которых они не требуются с точки зрения действующего законодательства.

Однако в любом случае компенсация расходов на медосмотр должна обеспечиваться работодателем в соответствии с положениями Трудового кодекса. В целом, на практике применяются несколько основных вариантов организации медосмотров на предприятии:

  • Направление работников на самостоятельное прохождение медицинских осмотров в любое аккредитованное медучреждение. В данном случае работодатель не несет никакой ответственности за предварительное заключение договоров с медицинскими организациями и просто выдает сотрудникам каждому направление на прохождение медицинского осмотра. При этом впоследствии работник имеет право на компенсацию всех затрат, сопряженных с медосмотром от работодателя напрямую. Данный способ обычно применяется в небольших организациях, где нет возможности обеспечить централизованные меры охраны труда.
  • Заключение договора о медицинском обслуживании работников и проведении медосмотров с отдельным медицинским учреждением. В случае, если в организации предполагается таковой порядок проведения медосмотра, то работодатель заключает договор с медучреждением на проведение медосмотров. Подобный подход позволяет значительно снизить общие затраты работодателя при большом штате работников, а также снижает и издержки самих сотрудников – при подобном централизованном обслуживании им нет необходимости подтверждать затраты на медосмотр, так как он изначально оплачен работодателем. Кроме этого, в данных ситуациях часто медосмотры проходятся без каких-либо очередей и задержек в максимально сжатые сроки.
  • Выездной медосмотр. Некоторые медицинские учреждения предлагают услуги по проведению медосмотров непосредственно на территории предприятия. Данный способ позволяет минимизировать потери фактического трудового времени сотрудников на прохождение медосмотра, однако сам по себе является куда более затратным для предприятия.
  • Организация собственного медицинского комплекса. В отношении периодических медосмотров организовать их прохождение непосредственно на территории предприятия есть возможность лишь у аккредитованных медицинских учреждений, либо организаций, под началом которых имеются собственные ведомственные больницы. Это связано с тем, что требований к квалификации врачей и спектру анализов, необходимых для медосмотра, крайне много и обеспечить столь большой штат врачебных специалистов со всем необходимым оборудованием достаточно сложно. Однако в контексте ежедневных медосмотров, например – водителей или шахтеров, на предприятии достаточно иметь специально оборудованный медицинский кабинет с одним аккредитованным работником, что сделать гораздо легче, чем ежедневно вызывать медиков для проведения медицинского освидетельствования, или же направлять работников в медучреждение.

Непосредственный порядок организации проведения медосмотров же может выглядеть приблизительно следующим образом:

  1. Работодатель фиксирует в нормативных актах предприятия условия и принципы прохождения медицинских осмотров работниками. При этом рекомендуется выделять спецификацию по должностям, возрасту сотрудников, их отделам и максимизировать точность выдачи направлений. Работодателем также назначается ответственное за охрану труда лицо, на которое может быть возложена обязанность хранения связанной с медосмотром документации и ведения соответствующих журналов.
  2. Работодатель устанавливает условия подтверждения факта прохождения медосмотра сотрудниками. Они могут включать в себя как предоставление медицинской книжки на хранение, если она оформляется для работников, так и предоставление только справок о медосмотрах, либо копий означенных документов. Кроме этого, устанавливается порядок учета и хранения означенной документации.
  3. Ответственное за охрану труда лицо составляет график проведения медицинских осмотров. В данном случае могут иметь место два различных ключевых варианта подходов. В одном случае ответственный за охрану труда человек ведет учет прохождения медосмотров по каждому отдельному сотруднику, выдавая при наступлении сроков следующего периодического медосмотра направление на него. В другом же случае, на предприятии устанавливаются общие графики проведения медосмотров для отдельных отделов или вообще всех работников организации, что может значительно снизить сопряженные с проведением означенных процедур издержки времени и документарного оборота.
  4. В случае выявления работника, который отказывается или по иным причинам не проходит медосмотр вовремя, работодатель должен отстранить его от исполнения трудовых обязанностей, а если срок отстранения превысит четыре месяца – он получает право уволить такового работника.

Если работник не прошел медосмотр по вине работодателя, то последний не может уволить означенного сотрудника, а на весь период отстранения за работником должна быть сохранена его средняя зарплата.

Работодателю следует учитывать множество иных нюансов, связанных с проведением медосмотров. В частности, он может устанавливать порядок прохождения медосмотров в строго означенное время и в определенных медучреждениях. Нарушение данного порядка работником, например – прохождение медосмотра в не то время, или в не том месте, лишает последнего права на получение компенсации медосмотра, однако не делает его результаты недействительными – работодатель обязан принять справку о медицинском осмотре в любом случае, если она оформлена надлежащим образом в аккредитованном учреждении и в соответствии с необходимым для прохождения списком врачей и анализов.

Медицинский осмотр на территории предприятия – возможен ли, как провести

Отдельно следует рассмотреть непосредственно возможность проведения медицинских осмотров на предприятии. На текущий момент многие медучреждения предлагают возможность проведения медосмотров и забора анализов на территории самих организаций, без фактического длительного отрыва работников от трудовой деятельности. Подобный подход позволяет минимизировать издержки, связанные с отсутствием сотрудников на рабочих местах, а также дает возможность куда более эффективно контролировать прохождение осмотра всеми работниками без исключения.

Несмотря на то, что стоимость подобных услуг по проведению медосмотра на территории организации, таковой порядок действий имеет и ряд преимуществ, которые могут обеспечить дополнительную экономию. Так, как уже упоминалось выше – время отрыва работников от трудового процесса в данном случае будет минимальным. Кроме этого, работодатель в любом случае обязан обеспечивать учет и оплату рабочего времени, потраченного работниками на прохождение медосмотра – и ускорение всей процедуры в итоге может серьезно повлиять на издержки работодателя.

Но наиболее актуальным проведение медосмотров на территории организации является непосредственно для тех сфер деятельности, где сотрудники обязаны проходить не только первичные или периодические медосмотры, но и осмотры ежедневного характера. Так, это касается в первую очередь водителей и занятых на подземных работах сотрудников. В данном случае работодатель может как организовать собственный кабинет с наймом штатного специалиста, имеющего право на проведение медосмотров, так и опять же прибегнуть r услугам сторонних медучреждений.

Они в свою очередь могут как организовать себе кабинет на территории предприятия или воспользоваться предложенным работодателем кабинетом, так и использовать другие методики выездных медосмотров. Например – сейчас достаточно распространены автомобили с готовым обустроенным в кузове кабинетом, имеющим все необходимое оборудование для быстрого и удобного проведения осмотров на территории любого предприятия.

Разберем подробно порядок проведения медосмотра работников предприятий с учетом изменений, вступивших в силу в 2018 году.

Читайте в нашей статье:

Медосмотры работников предприятий по-новому в 2018 году

Медицинский осмотр (МО) представляет собой комплексное обследование работника с целью выявления негативных изменений в его здоровье и опреления его пригодности для выполнения трудовых обязанностей. В первую очередь медосмотр необходим для персонала, который на рабочих местах подвергается воздействию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ). Перечень таких факторов и порядок прохождения медосмотров работниками установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

В марте 2018 года в силу вступили изменения в , утвержденные . Был расширен (п. 20 Приложения №2): вместо работников социальных приютов и домов престарелых на МО теперь нужно направлять работников организаций социального обслуживания, осуществляющих предоставление социальных услуг:

  • в стационарной форме социального обслуживания;
  • полустационарной форме социального обслуживания;
  • в форме социального обслуживания на дому.

Порядок же проведения медосмотра в Приложении №3, равно как и требования к документам, подтверждающим его прохождение, не изменились.

Статья 213 ТК РФ - медицинские осмотры

Обязательные медицинские предварительные и периодические осмотры: организация проведения

Как мы упоминали выше, порядок проведения МО определен Приложением 3 к Приказу Минздравсоцразвития № 302н.

Предварительный медицинский осмотр проводят при приеме на работу. Он позволяет:

  • оценить возможности работника выполнять профессиональные функции без ущерба для здоровья;
  • своевременно выявить начальные и предупредить их развитие.

Алгоритм следующий:

1. Работодатель выдает поступающему на работу с указанием должности, профессии или вида работ, а также с перечнем присутствующих на рабочем месте ВОПФ.

2. Лицо, поступающее на работу, представляет в медорганизацию следующие документы:

  • направление;
  • паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий личность);
  • решение врачебной комиссии (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

3. Предварительный осмотр считается пройденным, когда:

  • поступающего на работу осмотрели все врачи-специалисты;
  • выполнены все лабораторные и функциональные исследования.

4. После прохождения МО медорганизация , которое должно быть подписано председателем медкомиссии с указанием его фамилии и инициалов. Документ заверяется печатью медицинской организации, которая готовит заключение в двух экземплярах. Первый приобщается к амбулаторной карте, второй выдается человеку, прошедшему медицинский осмотр.

В каких целях проводятся обязательные периодические медицинские осмотры

Скачайте и используйте в работе , с помощью которого можно быстро определить, кого из работников направить в этом году на периодический медосмотр, сформировать список контингента, поименный список и направления на медосмотр.

Кто должен проходить периодический медосмотр

Периодический профилактический медицинский осмотр должны проходить следующие работники.

  1. Подвергающиеся воздействию вредных или опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
  2. Выполняющие работы, указанные в перечне, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры работников.
  3. . Если на этих работах задействованы лица, не достигшие 21 года, они проходят медосмотры ежегодно (ст. 213 ТК РФ).
  4. Задействованные на подземных работах. Такие работники проходят периодические медосмотры ежегодно (п. 12 приложения 2 к приказу № 302н).
  5. Занятые в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организациях и детских учреждениях (ст. 213 ТК РФ). Периодичность медосмотров для конкретных профессий приведена в приложении № 2 к приказу № 302н.
  6. Спортсмены. Проходят медосмотры ежегодно (ст. 348.3 ТК РФ).
  7. Лица, не достигшие 18 лет. Проходят медосмотры ежегодно (ст. 266 ТК РФ).

В Перечне указаны работы и профессии, при выполнении которых работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, вне зависимости от установленного на этих рабочих местах и наличия ВОПФ.

Наименование работ и профессий

Периодичность осмотров

1 раз в год

10. Выполняемые непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.)

1 раз в 2 года

11. Под водой, выполняемые работниками, пребывающими в газовой среде в условиях нормального давления

1 раз в 2 года

12. Подземные

1 раз в год

13. Выполняемые с применением изолирующих и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью

1 раз в 2 года

14. В организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта

1 раз в год

15. В организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте

1 раз в год

16. Выполняемые учащимися образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам

1 раз в год

17. Медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных

1 раз в год

18. В образовательных организациях всех типов и видов, а также детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т. п.)

1 раз в год

19. В детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях

1 раз в год

20. В дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в том числе санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха, а также социальных приютах и домах престарелых

1 раз в год

21. В организациях бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских)

1 раз в год

22. В бассейнах, а также водолечебницах

1 раз в год

23. В гостиницах, общежитиях, пассажирских вагонах (проводники), в должности стюардессы

1 раз в год

24. В организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств

1 раз в год

25. На водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей

1 раз в год

26. Связанные с переработкой молока и изготовлением молочных продуктов

1 раз в год

27. По управлению наземными транспортными средствами

1 раз в 2 года

*Если на перечисленных работах задействованы лица, не достигшие 21 года, они проходят медосмотры ежегодно (ст. 213 ТК РФ).

Медосмотры должны проводиться уже наличии на рабочем месте вредных или опасных производственных факторов, указанных в перечне, при этом их уровень не имеет значения.

Исключением являются следующие факторы:

  • 3.5. - ;
  • 3.8., 3.9. - температура воздуха;
  • 3.12. - световая среда;
  • 4.1. - физические перегрузки;
  • 4.4.1., 4.4.2., 4.4.3.- сенсорные нагрузки.

Для этих факторов медосмотры проводятся только при отнесении по результатам СОУТ условий труда к вредным или опасным.

При приеме на работу, например, бухгалтеров, программистов, управленческого персонала и других офисных сотрудников, которые более 50 процентов рабочего времени, работодатель обязан направить их на медосмотр (п. 3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденного Приказом № 302н). Периодичность МО - один раз в два года.

Прохождение периодического медосмотра

Процедура проведения периодических МО регламентируется Приказом № 302н. Алгоритм следующий:

1. Работодатель , подлежащих периодическим медосмотрам, в котором указывает:

  • наименование профессии или должности работника согласно штатному расписанию;
  • наименование вредного производственного фактора.

Затем этот документ в 10-дневный срок направляют в территориальный орган Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя (п. 21 приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

2. На основе утвержденного списка контингента с указанием ВОПФ, а также вида работ.

Утвержденные списки направляют в медицинскую организацию. Сделать это нужно не позднее чем за два месяца до согласованной с медучреждением даты начала проведения осмотра. Медорганизация в 10-дневный срок с момента получения поименного списка составляет календарный план проведения периодического медосмотра.

3. Работодатель знакомит работников с календарным планом МО. Сделать это нужно не позднее чем за десять дней до начала его проведения.

4. Работодатель вручает сотрудникам направления на медосмотр. В них указывают:

  • наименование работодателя;
  • форму собственности и вид экономической деятельности по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра - периодический;
  • фамилию, имя, отчество, дату работника;
  • наименование структурного подразделения;
  • наименование должности, профессии или вида работы;
  • ВОПФ.

Направление подписывает уполномоченный представитель работодателя с указанием своей должности, фамилии и инициалов. Все направления выдаются под подпись, ведется их учет.

5. В день медосмотра работник представляет в медицинскую организацию:

  • направление;
  • паспорт или другой документ установленного образца, удостоверяющий личность;
  • паспорт здоровья (при наличии);
  • решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством России).

Периодический МО считается пройденным, если проведен осмотр у всех врачей-специалистов, выполнены все лабораторные и функциональные исследования.

Кто оплачивает периодический медосмотр

Работодатель обязан проводить периодические медосмотры за свой счет и заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на право проведения предварительных медосмотров. В медорганизации формируется постоянно действующая врачебная комиссия. Ее возглавляет врач-профпатолог. Ответственность за качество проведения МО несет медицинская организация.

Пример договора на медосмотр

Как оформляются результаты периодического медосмотра работников организации

После прохождения медосмотра медорганизация оформляет заключение. В нем указывают:

  • дату выдачи;
  • фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол работника;
  • наименование работодателя;
  • наименование структурного подразделения, должность, профессию или вид работы;
  • наименование ВОПФ;
  • результат МО (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).

Заключение подписывает председатель медкомиссии. Документ заверяется печатью медицинской организации, которая готовит заключение в двух экземплярах. Первый приобщают к амбулаторной карте, второй выдают человеку, прошедшему медицинский осмотр. Данные о прохождении МО вносят в .

Медицинская организация в течение 30 дней после завершения периодических медосмотров обобщает их результаты. Затем совместно с территориальными органами Роспотребнадзора и представителями работодателя составляет в четырех экземплярах, которые в течение пяти рабочих дней с даты утверждения направляет:

  • работодателю;
  • в центр профпатологии субъекта РФ;
  • в территориальный орган Роспотребнадзора.

Один экземпляр заключительного акта хранится в медорганизации в течение 50 лет.

Внеочередной медосмотр

Внеочередные медицинские осмотры проводят на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте медицинского обследования.

  • на работах с вредными или опасными условиями труда, в том числе на подземных;
  • на работах, связанных с движением транспорта;
  • спортсмены ();
  • работающие в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организациях и детских учреждениях и т.п.

Работодатель вправе направить работника на внеочередной МО в следующих случаях:

  • по просьбе самих работников (ст. 219 ТК РФ);
  • в соответствии с рекомендациями специалистов, участвовавших в проведении предварительных или периодических осмотров, а также по эпидемиологическим показаниям;
  • в соответствии с ;
  • по заключению территориальных органов Роспотребнадзора с обязательным обоснованием в направлении причин;
  • при выявлении случая внутрибольничной инфекции, по решению специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора.

При отсутствии перечисленных выше оснований работодатель не вправе направлять работника на внеочередной медицинский осмотр без его согласия.

Внимание

Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профзаболевания (ст. 214 ТК РФ). Работодатель при наличии явных признаков, свидетельствующих о снижении трудоспособности работника, может направить его на внеочередной медосмотр.

Ответственность за непрохождение медосмотра в организации

Работодатель несет ответственность не только за своевременную организацию за счет собственных средств МО работников, но и за допуск к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический осмотр, либо не допущенных к работе по медицинским показаниям. Если инспекторы контролирующих органов установят такой факт, работодатель может понести административную ответственность.

По ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ штраф будет следующим:

  • для должностных лиц - от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для юридических лиц - от 110 000 до 130 000 руб.

Размер штрафа исчисляется исходя из количества работников, не прошедших обязательный МО. Если из-за отсутствия медосмотра здоровью работника будет нанесен тяжкий вред или наступит его смерть, должностные лица понесут (ст. 143 УК РФ).

ВИДЫ МЕДОСМОТРОВ И ЦЕЛИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении на работу с целью определения соответствия состояния здоровья работников поручаемой работе;

Периодические медицинские осмотры проводятся с целью динамического наблюдения за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, для профилактики и своевременного установления начальных признаков профзаболеваний, выявления общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждения несчастных случаев.

Руководствуясь перечнем общих и дополнительных противопоказаний, врач делает заключение о целесообразности допуска обследуемого лица к работе.

Например, нельзя принимать на работу, связанную с воздействием на работающих азотной кислоты, аммиака и окислов азота, лиц, страдающих хроническим бронхитом, бронхопневмонией, бронхиальной астмой, выраженным, хроническим гастритом, выраженной вегето-сосудистой дистонией.

Другое направление медосмотра состоит в выявлении лиц, которым по состоянию здоровья не может быть поручено выполнение опасной работы (работы на высоте, а также по обслуживанию подъемных сооружений, сосудов под давлением, работы по обслуживанию электротехнических установок, работы непосредственно связанные с движением транспортных средств, с применением взрывчатых веществ и т.д.).

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РАБОТОДАТЕЛЬ ОБЯЗАН в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований (ст. 212 ТК РФ).

Работники, занятые:

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (часть дополнительно включена с 1 января

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) (ст. 266 ТК РФ).

Работодатель обязан отстранить от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 76 ТК РФ).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДОСМОТРОВ

Вредные и опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях могут вводиться дополнительные условиями показания к проведению медицинских осмотров.

Временный Перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников.

Временный перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников.

Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований».

Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно-профилактическими учреждениями с любой формой собственности, имеющими соответствующую лицензию и сертификат (вид деятельности - экспертиза трудоспособности, вид медосмотра - профилактический, периодический).

Осмотры психиатром проводятся в психоневрологическом диспансере по месту постоянной прописки обследуемого.

Территориальный центр Роспотребнадзор совместно с администрацией (работодателем) и профсоюзной организацией:

ежегодно определяет контингенты лиц, подлежащих периодическим и предварительным медосмотрам по цехам, профессиям, опасным, вредным веществам и производственным факторам;

осуществляет контроль за полнотой охвата, своевременностью и кратностью проведения медосмотров.

Администрация организации, на основании полученных от органов Роспотребнадзора Списков контингентов, составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медосмотрам, с указанием:

Ф.И.О. работников,

производств (процессов);

вредных производственных факторов, воздействию которых подвергаются работники,

стаж работы в данной профессии.

Этот список согласовывается с территориальным центром Роспотребнадзора и заверяется его печатью и печатью организации.

Списки составляются не позднее 1 декабря предшествующего года не менее чем в 3-х экземплярах.

Лечебно-профилактические учреждение, на основании полученного от администрации организации поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам составляет календарный план проведения осмотров.

В зависимости от степени вредности и уровня опасности выполняемых работ периодичность осмотров устанавливается один раз в 3, 6, 12, 24 месяца.

Территориальный центр совместно с работодателем, исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, вправе принимать решение об увеличении кратности или проведения дополнительных медицинских осмотров.

Работодатель выдает на руки работающему для предоставления лечащему врачу, проводящему осмотр направление на медицинский осмотр, перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, оказывающих воздействие на работника.

Данные медицинского обследования заносятся в амбулаторную медицинскую карту.

Каждый врач, принимающий участие в освидетельствовании, дает свое заключение о профессиональной пригодности и при показаниях намечает необходимые лечебно-профилактические мероприятия. На отдельный лист выносятся данные профессионального маршрута работника (организация, цех, участок, профессия) стаж, вредные, опасные вещества и производственные факторы и окончательное заключение о соответствии состояния здоровья поручаемой работе или иное заключение. При изменении трудовой деятельности в лист вносятся уточнения и дополнения.

Работник имеет право получить на руки Заключение о состоянии своего здоровья и отсутствии противопоказаний к выполнению работы.

В случае индивидуального допуска в указанное заключение вносятся данные об обязательном пользовании протезом, слуховым аппаратом, очками и др.

Работникам, которым противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается заключение клиника-экспертной комиссии (КЭК) на руки, и копия пересылается в трехдневный срок работодателю, выдавшему направление.

По предписанию специалистов территориального центра Роспотребнадзора по итогам медосмотра комиссия в составе представителей:

лечебного учреждения,

работодателя,

профсоюзной организации,

Госсанэпиднадзора-

составляет Акт заключительной комиссии.

РАБОТОДАТЕЛЬ (руководитель организации) ОБЯЗАН:

составить в месячный срок после получения от центра Роспотребнадзора Списков о контингентов лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, поименный список таких лиц с указание наименования производства, цехов, профессий, вредных, опасных веществ и производственных факторов, воздействию которого подвергается работник, стажа работы в данных условиях;

своевременно направить работников на периодические медицинские осмотры, а также на внеочередные медицинские осмотры при наличии показаний, указывая в направлении перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, оказывающих воздействие на работников;

на основании приказа (распоряжения) не допускать к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический осмотр, либо не допущенных к работе по медицинским показаниям.

Загрузка...