clean-tool.ru

Что делает летчик испытатель. Летчик-испытатель — профессия и судьба

Лётчик-испытатель - лётчик, испытывающий новую авиационную технику (самолёты, вертолёты).

Лётчик-испытатель - лётчик, испытывающий новую авиационную технику: самолёты и вертолёты. Профессия подходит тем, кого интересует физика, физкультура и ОБЖ (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Лётчик-испытатель проводит испытания абсолютно новых (экспериментальных) воздушных судов, оценивая их качества и этим помогая конструкторам их дорабатывать.
А когда уже начат серийный выпуск, самолёты вертолёты нуждаются в заводском облете, и этим тоже занимаются лётчики-испытатели.
Военный лётчик-испытатель - главный оценщик качества машин, полномочный представитель армии и флота при приемке их от производителя.
Военный лётчик-испытатель является также инструктором для лётного состава военной лётной машины.
Лётчик-испытатель - профессия редкая. Испытателем может быть лишь лётчик экстра-класса. По словам специалистов, очень нелегко найти будущего летчика-испытателя в большой массе летного состава ВВС. Хотя военные летчики - это элита армии и флота, прошедшие специальную подготовку.
На летчиков-испытателей учат уже подготовленных лётчиков.
Испытатели первыми апробируют ноу-хау отечественных авиационных фирм. Их подготовка ведётся с учётом внедряемых в практику самолетостроения новых подходов, инновационных технологий, вычислительной техники, систем индикации и т.д.
Как говорят преподаватели ГЛИЦ (Летно-испытательного центра им. В.Чкалова), обучающие лётчиков-испытателей, будущий лётчик-испытатель «в поте лица своего» должен совершенствовал свои знания:
«У нас слушатель при выпуске из центра пишет дипломную работу, равнозначную кандидатской диссертации… Да, планка высочайшая, но без этого в таком деле, как испытание опытных образцов боевых самолетов, нельзя никак обойтись».
Профессия лётчика-испытателя связана с риском. Техническое несовершенство машины может привести к трагедии.

Рабочее место

Военные лётчики-испытатели служат в лётно-испытательных центрах Министерства обороны.
Гражданские (невоенные) лётчики-испытатели служат в авиационной промышленности: в Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова (ЛИИ), конструкторских бюро, на авиастроительных заводах, авиаремонтных заводах Гражданской авиации.

Важные качества

Лётчику-испытателю необходимы лидерские качества, собранность, умение принимать решения, ответственность, смелость, хорошее здоровье.
Необходим высокий интеллект, инженерный склад ума, любовь к технике.
Важна любовь к новизне: испытание неизвестного летательного аппарата должно не пугать лётчика, а доставлять ему удовольствие.
Среди кандидатов на учёбу проводится строгий отбор. Будущий испытатель должен быть в возрасте до 31 года, как правило, иметь диплом с отличием военного авиационного вуза и квалификацию военного летчика 1-го класса.
В лётчике должны сочетаться хорошие знания в области теории и устройства самолета, инженерные наклонности и высокий уровень управления самолётом (вертолётом).

Где учат

  • Государственный летно-испытательный центр ВВС им. В.Чкалова (ГЛИЦ)

при Государственном летно-испытательном центре.
г. Ахтубинск.
Профиль: подготовка военных лётчиков-испытателей.
Отделения: самолётное, вертолётное и штурманское.

  • Школа летчиков-испытателей им. А.В.Федотова (ШЛИ)

при Летно-исследовательском институте имени М.М.Громова.
г. Жуковский.
Профиль: подготовка летчиков-испытателей и специалистов-испытателей экспериментальной авиации
для научно-исследовательских институтов, опытно-конструкторских бюро, предприятий авиапромышленности.

  • Две школы лётчиков-испытателей есть в США, одна - в Англии, одна - во Франции.

Летчики-испытатели - люди, чьему бесстрашию можно позавидовать. Они заслуживают звания героев за ту работу, которую проделывают. О самых известных летчиках-испытателях, живших в разных странах, читайте в статье.

Чем занимаются испытатели авиационной техники?

Чтобы получить данную профессию, нужно соизмерять свои возможности и желания. Летчик-испытатель должен обладать крепким здоровьем и такими чертами характера, как собранность, смелость, ответственность, мужество. Интеллект людей этой профессии должен быть высоким. Кроме того, без любви к технике нечего делать на месте человека, который избрал данный путь.

Летчики-испытатели проводят испытания новейших летательных аппаратов, таких как вертолеты и самолеты. Эти люди оценивают качество воздушных судов, и, если что-то сконструировано неверно, возвращают железных птиц на доработку. Однако данная профессия может быть опасной: возможные ошибки конструкторов могут повлечь за собой трагедию вплоть до гибели испытателя.

Кто был первым летчиком-испытателем?

Всегда нужно с чего-то начинать. Когда описываемая профессия еще не была так распространена, как в наше время, люди все равно проводили экспериментальные полеты на первых созданных самолетах и вертолетах.

Братья Райт были инженерами и испытателями своего собственного самолета, совершившими первый полет в начале двадцатого века, а именно - накануне Рождества 1903 года. Это испытание было запечатлено на фото, а сам аэроплан можно увидеть в качестве экспоната Национального музея авиации и космонавтики Соединенных Штатов Америки.

Александр Федорович Можайский стал известен тем, что еще в 1882 году провел испытание самолета, который он сконструировал самостоятельно, вдохновившись трудами французских летчиков. Однако в одной из записок, составленной в стенах Военного министерства в 1884 году, указано, что этот аппарат так и не взлетел. В настоящее время нет других доказательств, которые могли бы помочь нам ответить на вопрос, действительно ли испытания самолета Можайского оказались безуспешными.

Считается, что первые летчики-испытатели Союза Советских Социалистических Республик - Михаил Михайлович Громов и Андрей Борисович Юмашев, ставшие известными в тридцатые года прошлого века, - собрали «громовский» набор военных пилотов до начала Великой Отечественной войны. Те, кто вошел в их число, провели испытания огромного количества штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей.

Первые испытатели авиационной техники Франции

Французские летчики-испытатели по праву считаются пионерами авиации. Начиная с конца девятнадцатого века многие инженеры не только конструировали собственные самолеты, но и проводили их испытания. Наиболее известными французами, способствующими развитию авиационной техники, стали:

  • Клеман Адер. Первый полет этого инженера-испытателя состоялся 9 октября 1890 года и был документирован. Несмотря на то, что конструкция, созданная Адером, заведомо не обладала достаточным потенциалом к развитию, имя этого человека известно во всем мире, ведь именно он впервые изложил идеи того, как можно применять авиационную технику в боевых целях.
  • Луи Блерио стал первым французом, который перелетел Ла-Манш на самостоятельно сконструированном самолете без применения катапульт и рельсовой дороги. Он сделал это в июле 1909 года. Та схема самолета, которую он предложил более сотни лет назад, используется по сей день. Улучшаются лишь возможности составляющих самолета, но железные птицы все равно соответствуют схеме Луи Блерио.

Летчики-испытатели СССР

Перечисляя выдающихся летчиков-испытателей разных стран, нельзя не упомянуть и людей этой профессии, живших в СССР. Наша страна может похвастаться тем, что взрастила таких выдающихся авиаторов, как Валерий Чкалов, Михаил Громов, Владимир Аверьянов (фото представлено чуть выше), Иван Дзюба и другие.

  • Валерий Чкалов - обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии. За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина.
  • Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них - Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету - более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

Заслуженные испытатели авиационной техники

Разумеется, бесстрашие летчиков-испытателей должно быть вознаграждено. Для того, чтобы выразить признательность и благодарность этим людям, их не только награждают различными медалями и орденами, но и дают высокое звание. Это «Заслуженные летчики-испытатели».

В СССР и России его носят такие авиаторы, как Владимир Аверьянов, Сергей Анохин, Александр Федотов и другие. На сегодняшний день их 419 человек.

Летчики-писатели

Одним из наиболее известных летчиков, который обладал писательским талантом, является американец Джимми Коллинз. Из-под его пера вышел сборник новелл, который называется «Летчик-испытатель». В этой книге автор писал короткие рассказы о том, что может приключиться с человеком его профессии. Все бы ничего, но незадолго до гибели он написал новеллу «Я мертв» с комментарием о том, что она подготовлена «на случай, что он разобьётся». К сожалению, она была опубликована его другом, журналистом Уинстеном Арчером.

Русские летчики-испытатели также обладали писательским талантом. Среди них - Николай Замятин, участвовавший в Великой Отечественной войне, и Василий Ершов, чьи труды являются учебниками нынешних курсантов.

Книги, написанные летчиками-испытателями, не врут, как не врут и их авторы, которые вкладывают в свои произведения всё то, что им приходится переживать.

Лётчик-испытатель — профессиональный пилот, испытывающий функционал и безопасность новой авиационной техники: самолётов, вертолётов и других.

Заработная плата

100.000–150.000 руб. (zarplat.info)

Место работы

Лётчики-испытатели работают в лётно-испытательных центрах Министерства обороны, а также в авиационной промышленности: конструкторских бюро, на авиастроительных и авиаремонтных заводах.

Обязанности

Лётчик-испытатель — редкая профессия, стать им может только пилот экстра-класса. И это не удивительно, ведь специалист проводит испытание абсолютно новых воздушных судов, оценивая их функциональные качества. Итоговая оценка и комментарии лётчика помогут конструкторам усовершенствовать механизмы, внедрить доработки либо полностью переделать аппарат.

Если производство воздушного судна уже поставлено на поток, лётчик-испытатель осуществляет их облёты. Только такой способ может гарантировать в дальнейшем безопасность эксплуатации судна обычными пилотами.

Важные качества

К важнейшим качествам лётчика-испытателя можно отнести: собранность, уверенность в себе, смелость, ответственность, аналитически ум и умение принимать взвешенные решения в экстренных ситуациях.

Отзывы о профессии

«Лётчик-испытатель постоянно «не помнит», что может не вернуться из полёта. Он «знает это». В ином случае работать качественно не смог бы».

Сергей Николаевич Тресвятский,
лётчик-испытатель РФ.

Стереотипы, юмор

Профессия лётчика-испытателя связана с риском. Техническое несовершенство машины может привести к трагедии. Но несмотря на опасную работу, лётчики всегда спокойны и хладнокровны.

— Папа, — спрашивает сын отца, — это правда, что лётчики-испытатели остаются спокойными в любой обстановке?
— Это правда, — ответил отец.
— Тогда я тебе покажу свой школьный дневник.

Обучение

Чтобы стать лётчиком, необходимо высшее профильное образование, а затем не менее 3 лет практики. Учиться можно, к примеру, в Санкт-Петербургской Академии гражданской авиации.

В Москве учиться можно в Техническом университете гражданской авиации.

Подробности Обновлено: 22.12.2018 19:24 Опубликовано: 08.05.2017 18:18

Летчиком - испытателем является профессиональный пилот, который испытывает функционал и уровень безопасности авиатехники накануне ее ввода в эксплуатацию.

История профессии:

Изобретателями самолета являются братья Райт. Они на протяжении нескольких десятилетий скрупулезно изучали систему управления воздушного судна, испытывали его возможности. По этой причине, эти изобретатели - авиаконструкторы по праву считаются основателями профессии летчик. О них узнал весь мир, как только в 1903 году они взмыли в воздух на своем самолете «Флайер-1».

Особенности профессии:

Профессия летчик - испытатель связана со значительным риском. Проявление технических неполадок самолета либо вертолета в воздухе, способно повлечь за собой трагедию.

Летно - испытательная работа отличается следующими свойствами:
  • специфические условия труда;
  • сложная и требующая ответственного подхода деятельность в условиях ограниченного времени;
  • значительная степень ответственности;
  • неблагоприятное воздействие нагрузок на здоровье;
  • повышенный риск для жизни в случае возникновения непредвиденных ситуаций;
  • повышенные эмоциональные нагрузки;
  • высокая заработная плата и возможность досрочного выхода на пенсию.

Следует учитывать тот риск, что систематические перегрузки чреваты возникновением определенных отклонений в состоянии здоровья испытателя. Поэтому его физическому и психическому здоровью уделяется повышенное внимание. С этой целью летчик проходит обязательную медкомиссию. Дополнительно, он проходит проверку накануне проведения испытаний нового летного устройства в воздухе.

Работа летчиком - испытателем связана со стрессовыми ситуациями. Она требует максимальной мобилизации всех резервов организма, с целью успешного выполнения поставленных задач. Дополнительно, подобного рода деятельность становится катализатором появления психосоматических заболеваний.

Психофизиологическая поддержка и меры по реабилитации здоровья в обязательном порядке сопровождают летчика - испытателя в течение всей службы вплоть до выхода на заслуженный отдых.

Обязанности:

Летчик - испытатель - это специалист, который проводит испытания экспериментальных воздушных судов, оценивая их качество, проверяя уровень безопасности и имеющиеся опции, тем самым помогая обнаруживать и оперативно устранять недочеты. При запуске опытных образцов в серийное производство, не обойтись без заводского облета, которым занимаются опытные летчики - испытатели.

На этапе приема от производителя самолетов и вертолетов, военный летчик - испытатель является главным оценщиком их качества. Дополнительно, он выполняет обязанности инструктора для экипажа военной летной машины.

Важные качества:

  • лидерские задатки;
  • умение концентрироваться;
  • ответственный подход к выполнению обязанностей;
  • отличное здоровье;
  • хорошая физическая форма;
  • эмоциональная устойчивость;
  • решительность.

Навыки и знания:

Летчик - испытатель - это профессионал, который обладает богатой теоретической базой относительно видов летательных аппаратов, их устройства и особенностей. Дополнительно, он мастерски управляет самолетом/вертолетом.

24 ноября 2016 г. исполняется 70 лет известному авиатору, Герою России, Заслуженному летчику-испытателю, начальнику ЛИЦ ГосНИИ ГА Рубену Татевосовичу Есаяну.

Летчик-испытатель. Эти слова действуют на людей завораживающе, ведь за ними скрывается личность с большой буквы, обладающая высочайшим умом, многогранным опытом и сильной волей. Все, что должно быть в человеке, который управляет и испытывает новые современные воздушные суда.

Имена многих летчиков-испытателей навечно вписаны в золотой ряд великих соотечественников, прославивших нашу страну и внесших неоценимый вклад в укрепление ее могущества, развитие отечественной гражданской авиации. Среди них и летчики-испытатели нашего института, которые за более чем 85-летнюю историю ГосНИИ ГА дали путевку в небо многим самолетам и вертолетам советского и российского производства.

Свое законное и достойное место в этом ряду занимает наш уважаемый коллега по ГосНИИ ГА Рубен Татевосович Есаян — Герой России, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, заместитель генерального директора — начальник Летно-испытательного центра (ЛИЦ). Говорить о человеке, которого знаешь более 20 лет, и с которым связан и профессионально, и человечески многие годы, всегда хочется с чувством гордости и глубокого уважения. Не будет преувеличением сказать, что личность Рубена Татевосовича Есаяна вполне сравнима с выдающимися людьми из серии книг «Жизнь замечательных людей».

Рубен Татевосович Есаян родился 24 ноября 1946 г. в Ереване в семье участника Великой Отечественной войны. Занимался в аэроклубе, впервые поднялся в воздух в 17 лет.

Он получил фундаментальное авиационное образование: Сасовское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза Г.А. Тарана, Академия гражданской авиации, Школа летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР им. М.М. Громова.

Работал командиром воздушного судна в Армянском управлении гражданской авиации. Еще работая линейным пилотом, Р.Т. Есаян показал себя незаурядным специалистом летного дела. В 1981-1984 гг., находясь в служебной командировке в Анголе, командир экипажа корабля Як-40 Р.Т. Есаян неоднократно летал в районы боевых действий. В 1983 г. при взлете в аэропорту Луанды его самолет был подбит зенитным огнем с поражением правого двигателя, возник пожар на борту. Р.Т. Есаян сумел сделать круг над аэропортом и благополучно посадить поврежденный самолет.

С 1984 г. Р.Т. Есаян возглавил летно-штурманский отдел Армянского управления гражданской авиации.

С 1986 г., уже 30 лет, Рубен Татевосович работает в ГосНИИ ГА на летно-испытательной работе, многие годы руководит Летно-испытательным центром института, является заместителем генерального директора.

Рубен Татевосович Есаян провел испытания многих типов и модификаций самолетов, в том числе: Ан-74, Ан-124, Ту-334, Ту-154, Ил-76МФ, Ил-96, Ил-114. На самолете-амфибии Бе-200 в 2004 г. он установил пять мировых авиационных рекордов. Особо хотел бы отметить, что как глубокий аналитик и первоклассный летчик-испытатель, Р.Т. Есаян занимается моделированием внештатных ситуаций в воздухе для выявления причин авиационных происшествий и катастроф с целью недопущения их в реальных условиях.

В составе рабочих групп в качестве эксперта-аудитора Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета Р.Т. Есаян участвовал в летных испытаниях зарубежных воздушных судов многих типов, включая самолеты Boeing 757, 767, 747, Falkon 900 и др.

В 2001 г., впервые после 10-летнего перерыва, экипаж ГосНИИ ГА под руководством Рубена Татевосовича выполнил на транспортном самолете Ил-76 рейс в Антарктиду. В течение последующих лет он ежегодно летал на этот континент с посадками на ледовые аэродромы. В 2007 г. выполнил уникальную операцию по десантированию с самолета Ил-76ТД 28 платформ с дизельным топливом на полярную станцию «Восток». Всего Р.Т. Есаян произвел более 80-ти полетов на Южный полюс и центральные районы Антарктиды.

В одной из воздушных экспедиций в Антарктиду в 2008 г. довелось участвовать и автору этих строк. В этих сложных, порой экстремальных условиях, Рубен Татевосович показал не только высочайшее летное мастерство, но и умение организовать работу экипажа максимально четко и слаженно с целью обеспечения эффективной деятельности российской антарктической экспедиции и проведения научно-исследовательских работ.

В том, что в 2015 г. Росгидрометом повторно выдано разрешение ГосНИИ ГА до 2020 г. на выполнение исследовательских полетов тяжелой транспортной авиации в Антарктиде и десантирование грузов на ледниковый покров — большая заслуга Рубена Татевосовича Есаяна.

В последние годы летным составом ГосНИИ ГА под руководством Р.Т. Есаяна проведен комплекс сертификационных испытаний различ-ных воздушных судов, в том числе, модификаций «старых» воздушных судов, оборудованных новыми навигационными и другими системами.

Важное место в деятельности ЛИЦ ГосНИИ ГА занимает и выполнение специальных полетов на воздушных судах, конструкция и характеристики которых не соответствуют типовой. Именно в этих случаях проявляется высочайшее летное мастерство Р.Т. Есаяна и его коллег. Так было и в сложной ситуации с выполнением взлета самолета Ту-154М с повреждением конструкции с посадочной площадки в Ижме, состояние которой не обеспечивало безопасный взлет. Экипаж ГосНИИ ГА под руководством Р.Т. Есаяна блестяще справился со взлетом и перелетом самолета на завод-изготовитель для восстановления воздушного судна.

Важное качество Р.Т. Есаяна, как наставника молодых авиаторов и коллег по летно-испытательному цеху — умение доходчиво излагать даже самую сложную техническую информацию. Широта и глубина его кругозора производят неизгладимое впечатление. С ним можно спорить, дискутировать, но, в конечном итоге, он все равно, как правило, убедит в своей правоте логикой приводимых аргументов.

Говоря о высоких человеческих, я бы сказал, нравственных, качествах Рубена Татевосовича — это понятие о чести и достоинстве, которые впитаны им с детства. Он, будучи удивительно скромным человеком, обладает большим чувством юмора. Мы, его коллеги по работе, гордимся тем, что работаем в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации и имеем возможность общаться с этим удивительным Человеком. Без преувеличения можно сказать, что Рубен Татевосович Есаян — золотой фонд не только ГосНИИ ГА, но и всей отечественной авиации.

Достижения и успехи в летно-испытательной работе Р.Т. Есаяна высоко оценены государством: орден «Дружбы народов» в 1985 г., орден Мужества в 1996 г. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель РФ», «Заслуженный работник ГосНИИ ГА» и «Почетный работник транспорта».

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации № 524 от 29 мая 2006 г. Р.Т. Есаяну присвоено высокое звание Героя Российской Федерации.

Вклад Рубена Татевосовича Есаяна в развитие отечественной гражданской авиации громаден. Он всегда был и остается преданным своему делу, своей профессии. Жизнь и биография Р.Т. Есаяна — яркий и замечательный пример всем нам, и особенно для молодежи.

В этой связи мне вспоминается известная библейская притча о трех заповедях: в своей жизни мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом. Если смысл притчи применить к Рубену Татевосовичу, то список нужно дополнить, так как есть и сыновья, и дом, и деревья. Он вырастил и воспитал двух достойных сыновей, один из которых также влюблен в небо и продолжает летную династию. Династию Есаяна.

Рубен Татевосович уже оставил свой зримый автограф в небе. Но это не дает оснований останавливаться. Жизнь продолжается, и планов громадье! По-другому и быть не может. Есть еще порох в пороховницах — его нужно использовать по назначению. И яркое свидетельство тому — предстоящий полет Рубена Татевосовича на борту Ил-76ТД в Кейптаун, а затем в Антарктиду! Поэтому расслабляться Вам, Рубен Татевосович, еще рановато. А значит, так тому и быть!

Василий Шапкин,

генеральный директор ГосНИИ ГА,

доктор технических наук,

Загрузка...