clean-tool.ru

Новые правила обоснования закупок. Обоснование Особенности обоснования закупки

Название документа: Методические рекомендации по формированию обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Вид документа: Методические рекомендации Минфина России

Письмо Минфина России

Принявший орган: Минфин России
Статус: Действующий

С ограниченным сроком действия

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 21 июля 2016
Дата начала действия: 21 июля 2016

Методические рекомендации по формированию обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от __ июля 2016 года N _______/___

I. Общая часть

1. Настоящие Методические рекомендации по формированию обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации , а также пункта 69 Уточненного графика подготовки и рассмотрения в 2016 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, доведенного поручением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 года N ИШ-П13-3532, (далее - График), и определяют порядок составления, согласования и направления в Министерство финансов Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований и реестров расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

2. Обоснования бюджетных ассигнований и реестры расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов формируются с использованием информационной системы Министерства финансов Российской Федерации (далее - информационная система Минфина России). Обоснования бюджетных ассигнований, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения по которым являются информацией для служебного пользования, формируются с использованием специального приложения информационной системы Минфина России.

Специальное приложение информационной системы Минфина России и инструкция по работе в нем размещены на официальном сайте Минфина России в разделе "Информационные системы Минфина России//Программное обеспечение и нормативно-справочная информация//Программное обеспечение для министерств и ведомств//ОБАС".

II. Порядок составления обоснований бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

4. Обоснования бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - обоснования бюджетных ассигнований) представляют собой финансово-экономическое обоснование расходов федерального бюджета, сформированное на основе программно-целевых методов планирования с учетом количественных и качественных показателей деятельности, установленных государственными программами Российской Федерации и ведомственными программами федеральных государственных органов.

5. Обоснования бюджетных ассигнований содержат следующие сведения:

коды и наименования главных распорядителей средств федерального бюджета;

коды классификации расходов бюджетов (разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов бюджетов);

код и наименование департамента Министерства финансов Российской Федерации, курирующего соответствующие расходы;

объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета на исполнение расходных обязательств Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год, первый и второй год планового периода;

показатели численности работников федеральных государственных органов и казенных федеральных государственных учреждений, а также оплаты труда указанных категорий работников;

показатели численности получателей и размера выплат публичных обязательств Российской Федерации, в том числе публичных нормативных обязательств Российской Федерации;

номенклатуру и количество продукции, приобретаемой для обеспечения федеральных государственных нужд;

направления осуществления бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов;

количественные показатели государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также показатели объема услуг (работ), оказываемых некоммерческими организациями;

наименования, реквизиты и положения (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) законодательных актов, устанавливающих порядок расчета объема бюджетных ассигнований;

сведения о нормативных правовых (правовых) актах, являющихся основанием для доведения бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий финансовый год (информация о действующих нормативных правовых (правовых) актах; нормативных правовых (правовых) актах, подлежащих признанию утратившими силу или приостановлению; а также проектах нормативных правовых (правовых) актов, которые необходимо подготовить (внести в них изменения), в целях обеспечения исполнения закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и предполагаемых сроках их внесения в Правительство Российской Федерации (утверждения федеральным органом исполнительной власти).

6. Обоснования бюджетных ассигнований формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов и департаментов Министерства финансов Российской Федерации, курирующих данные расходы.

7. Формы обоснований бюджетных ассигнований дифференцируются в зависимости от видов расходов классификации расходов бюджетов, направлений расходов классификации расходов бюджетов и главных распорядителей средств федерального бюджета. Каждому виду расходов и направлению расходов классификации расходов бюджетов по главному распорядителю средств федерального бюджета соответствует одна форма обоснований бюджетных ассигнований.


8. Формы обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета и рекомендации по их заполнению приведены в Приложениях NN 1-94 к настоящим Методическим рекомендациям.

9. Перечень форм обоснований бюджетных ассигнований с указанием их принадлежности к видам расходов классификации расходов бюджетов, направлениям расходов классификации расходов бюджетов и главным распорядителям средств федерального бюджета приведен в Приложении "А"* к настоящим Методическим рекомендациям .
________________


10. Обоснования бюджетных ассигнований формируются в тыс. рублей до одного знака после запятой.

11. Для формирования обоснований бюджетных ассигнований используются классификаторы, реестры и справочники, ведение которых осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

12. Изменение (дополнение) отдельных элементов классификаторов, реестров и справочников осуществляется на основании заявок, формируемых главными распорядителями средств федерального бюджета и направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, определенном в разделе IV настоящих Методических рекомендаций.

13. Обоснования бюджетных ассигнований заполняются на текущий финансовый год, очередной финансовый год, первый и второй год планового периода. Обоснования бюджетных ассигнований на текущий финансовый год соответствуют сводной бюджетной росписи федерального бюджета по состоянию на 20 июля 2016 года.

14. При необходимости отражения дополнительной информации, указанной в Методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов и не предусмотренной формами обоснований бюджетных ассигнований, данная информация прикрепляется к формам обоснований бюджетных ассигнований в информационной системе Минфина России в виде отдельного файла.

15. Сведения обоснований бюджетных ассигнований используются для формирования реестров расходных обязательств и распределения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов, а также для формирования перечня нормативных правовых (правовых) актов, которые необходимо подготовить в целях обеспечения исполнения закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Изменение объемов бюджетных ассигнований в реестре расходных обязательств и распределении бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов осуществляется на основании обоснований бюджетных ассигнований.

16. Обоснования бюджетных ассигнований подлежат направлению в Министерство финансов Российской Федерации по форме, согласно Приложениям NN 1-94 к настоящим Методическим рекомендациям, одновременно с направлением в Министерство финансов Российской Федерации распределения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов на 2017-2019 годы, согласованного в установленном порядке с Коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, государственными заказчиками - координаторами федеральных целевых программ, ответственными исполнителями государственных программ.

17. Обоснования бюджетных ассигнований (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне) подлежат представлению в Министерство финансов Российской Федерации в форме электронного документа, удостоверенного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя главного распорядителя средств федерального бюджета (уполномоченного лица) в информационной системе Минфина России.

18. Обоснования бюджетных ассигнований, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне или для служебного пользования, по расходам, отражаемым по кодам классификации расходов бюджетов, не содержащим сведения, отнесенные к государственной тайне, формируются в специальном приложении информационной системы Минфина России.

19. Специальное приложение информационной системы Минфина России для заполнения обоснований бюджетных ассигнований, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне или для служебного пользования, по расходам, отражаемым по кодам классификации расходов бюджетов, не содержащим сведения, отнесенные к государственной тайне (далее - обоснования бюджетных ассигнований, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, по открытым расходам федерального бюджета), формируется Министерством финансов Российской Федерации на основании запроса главного распорядителя средств федерального бюджета, содержащего перечень кодов классификации расходов бюджетов, направленного в адрес департамента Министерства финансов Российской Федерации, курирующего данные расходы федерального бюджета.

В ответ на запрос главного распорядителя средств федерального бюджета Министерством финансов Российской Федерации в течение трех рабочих дней направляется специальное приложение информационной системы Минфина России в установленном порядке.

20. Для обеспечения соответствия объемов бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предельным объемам бюджетных ассигнований, доведенным Министерством финансов Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов, не содержащим сведения, отнесенные к государственной тайне, но по которым обоснования бюджетных ассигнований содержат сведения, отнесенные к государственной тайне или для служебного пользования, в информационной системе Минфина России, расположенной по адресу budgetplan.minfin.ru, заполняет обоснования бюджетных ассигнований, указывая только объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (раздел ОБАС, содержащий сведения, отнесенные к государственной тайне), а также формы аналитического распределения объемов бюджетных ассигнований на 2016-2018 годы, согласно Приложениям NN 95 - *.
________________
* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

21. Представление в Минфин России обоснований бюджетных ассигнований в части сведений, составляющих государственную тайну, а также ОБАС, содержащих сведения, отнесенных к государственной тайне, по открытым расходам федерального бюджета осуществляется в соответствии с пунктом 11 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований , утвержденного приказом Минфина России от 17 марта 2015 года N 38н , на бумажном носителе, подписанном руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета (уполномоченным им лицом), и в электронном виде в соответствии с требованиями к форматам электронных документов и форматам передачи информации, размещаемыми на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике "Информационные системы Минфина России", с соблюдением законодательства о защите государственной тайны.

III. Порядок составления и согласования реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

22. Реестры расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - реестры расходных обязательств) составляются с целью учета расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и определения объема средств федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, необходимого для их исполнения.

23. Реестр расходных обязательств включает в себя информацию:

а) о законодательных и иных нормативных правовых актах, устанавливающих правовые основания для возникновения и (или) принятия расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов;

б) об объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, распределенных по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов.

24. Реестр расходных обязательств состоит из двух частей:

реестр расходных обязательств, не содержащий сведений, отнесенных к государственной тайне;

реестр расходных обязательств, содержащий сведения, отнесенные к государственной тайне.

25. Реестр расходных обязательств формируется в информационной системе Минфина России в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя главного распорядителя средств федерального бюджета (уполномоченного лица) в информационной системе Минфина России.

Реестр расходных обязательств, содержащий сведения, относящиеся к государственной тайне, формируется с использованием специального приложения информационной системы Минфина России.

26. Форма реестра расходных обязательств и рекомендации по его заполнению приведены в Приложении "Б"* к настоящим Методическим рекомендациям .
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
** Приложение 1 , , 3 к приложению "Б" - см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

27. Реестр расходных обязательств формируется в тыс. рублей до одного знака после запятой.

28. Объемы бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода формируются по результатам заполнения обоснований бюджетных ассигнований на соответствующий период, порядок составления которых определен в разделе II настоящих Методических рекомендаций.

29. Для формирования реестра расходных обязательств используются классификаторы, реестры и справочники, ведение которых осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

30. Изменение (дополнение) отдельных элементов классификаторов, реестров и справочников осуществляется на основании заявок, формируемых главными распорядителями средств федерального бюджета и направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, определенном в разделе IV настоящих Методических рекомендаций.

31. Реестр расходных обязательств подлежит направлению в Министерство финансов Российской Федерации одновременно с направлением в Министерство финансов Российской Федерации распределения бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов по кодам классификации расходов бюджетов.

32. Реестр расходных обязательств, не содержащий сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежит представлению в Министерство финансов Российской Федерации в информационной системе Минфина России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя главного распорядителя средств федерального бюджета (уполномоченного лица) в информационной системе Минфина России.

33. Реестр расходных обязательств, содержащий сведения, отнесенные к государственной тайне, представляется в Министерство финансов Российской Федерации на бумажном носителе, подписанном руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета (уполномоченным им лицом), и в электронном виде в установленных Министерством финансов Российской Федерации форматах с соблюдением законодательства о защите государственной тайны.

34. Министерство финансов Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения реестра расходных обязательств осуществляет его проверку в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических рекомендаций и при отсутствии замечаний осуществляет его принятие.

35. В случае несоответствия информации, отражаемой в реестре расходных обязательств, требованиям пункта 37 настоящих Методических рекомендаций, Министерство финансов Российской Федерации направляет главному распорядителю средств федерального бюджета уведомление об отказе в принятии Министерством финансов Российской Федерации представленного реестра расходных обязательств с указанием причин (замечаний) (далее - уведомление).

36. Главный распорядитель средств федерального бюджета в течение 2 рабочих дней со дня получения от Министерства финансов Российской Федерации уведомления обеспечивает внесение в реестр расходных обязательств изменений в соответствии с представленными Министерством финансов Российской Федерации замечаниями и осуществляет повторное представление реестра расходных обязательств на рассмотрение в Министерство финансов Российской Федерации.

37. При осуществлении проверки реестра расходных обязательств Министерство финансов Российской Федерации осуществляет проверку:

соответствия объемов бюджетных ассигнований, приведенных в реестре расходных обязательств, проектировкам предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на реализацию государственных программ Российской Федерации (направлений деятельности, не входящих в государственные программы Российской Федерации), по главному распорядителю средств федерального бюджета, доведенных в соответствии с пунктом 69 Графика (с учетом перераспределения бюджетных ассигнований в соответствии с Методическими указаниями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов);

заполнения всех полей реестра расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;

отражения в реестре расходных обязательств информации о федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, устанавливающих правовые основания для возникновения (в части публичных нормативных обязательств) и (или) принятия расходных обязательств Российской Федерации, в соответствии с рекомендациями по заполнению реестра расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, приведенными в Приложении "Б" к настоящим Методическим рекомендациям ;

корректность отражения в реестре расходных обязательств информации о нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и (или) государственного органа Российской Федерации, устанавливающих направление расходов по целевой статье классификации расходов бюджетов.

38. Министерство финансов Российской Федерации на основании реестров расходных обязательств, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета, формирует реестр расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

39. При наличии несогласованных вопросов при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета после их рассмотрения Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период и внесения соответствующих изменений в распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов по кодам классификации расходов бюджетов соответствующие главные распорядители средств федерального бюджета в течение 3 рабочих дней направляют в Министерство финансов Российской Федерации скорректированные реестры расходных обязательств.

IV. Порядок изменения (дополнения) справочников, реестров и классификаторов, используемых при составлении реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

40. Изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, используемых при составлении реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании заявок на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, используемых при составлении реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов).

41. Заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов формируются главными распорядителями средств федерального бюджета в информационной системе Минфина России. Заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, формируются главным распорядителем средств федерального бюджета в специальном приложении информационной системы Минфина России.

42. Заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, не содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, направляются в Министерство финансов Российской Федерации в форме электронного документа, удостоверенного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного представителя) главного распорядителя средств федерального бюджета в информационной системе Минфина России.

43. Заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, направляются в департамент Минфина России, курирующий соответствующие расходы федерального бюджета, в форме бумажного документа, оформленного на бланке организации, подписанного руководителем (уполномоченным представителем) главного распорядителя средств федерального бюджета в установленном законодательством порядке. Заявка на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, в форме бумажного документа создается с использованием специального приложения информационной системы Минфина России.

44. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет рассмотрение заявок на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов в срок, не превышающий три рабочих дня со дня их получения. При положительном результате рассмотрения заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов Министерство финансов Российской Федерации осуществляет изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов. При отрицательном результате рассмотрения заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов Министерство финансов Российской Федерации направляет в адрес главного распорядителя средств федерального бюджета заключение на заявку на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов.

45. Заключения на заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов формируются Министерством финансов Российской Федерации в информационной системе Минфина России. Заключения на заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, формируются Министерством финансов Российской Федерации в специальном приложении информационной системы Минфина России.

46. Заключения на заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, не содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, направляются Минфином России в форме электронного документа, удостоверенного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного представителя) Министерства финансов Российской Федерации в информационной системе Минфина России.

47. Заключения на заявки на изменение (дополнение) справочников, реестров и классификаторов, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, направляются Минфином России в форме бумажного документа, оформленного на бланке организации, подписанного руководителем (уполномоченным представителем) Министерства финансов Российской Федерации в установленном законодательством порядке. Классификаторы и справочники, используемые в специальном приложении информационной системы Минфина России, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, с учетом согласованных Минфином России изменений (дополнений) классификаторов и справочников доводятся до главных распорядителей средств федерального бюджета в установленном порядке.

48. Для изменения (дополнения) справочников, реестров и классификаторов используются пять видов заявок:

заявка на новый код классификации расходов бюджетов;

заявка на дополнение справочника направлений расходов классификации расходов бюджетов;

заявка на изменение (дополнение) элементов справочника;

заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника подпрограмм государственной программы Российской Федерации;

заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника основных мероприятий государственной программы Российской Федерации.

49. Заявка на новый код классификации расходов бюджетов составляется при внесении предложения о формировании нового кода классификации расходов (коды главного распорядителя средств федерального бюджета, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с учетом кода департамента Министерства финансов Российской Федерации, курирующего данные расходы федерального бюджета.

50. При положительном результате рассмотрения заявки на новый код классификации расходов бюджетов при внесении предложения о формировании нового кода целевой статьи классификации расходов бюджетов одновременно с дополнением кода целевой статьи будет автоматически добавлен код классификации расходов бюджетов.

При наличии замечаний по новому коду классификации расходов бюджетов, предлагаемому к добавлению, главному распорядителю средств федерального бюджета будет направлено соответствующее заключение.

51. Заявка на дополнение справочника направлений расходов классификации расходов бюджетов составляется при внесении предложения о формировании нового кода направления расходов классификации расходов бюджетов. Заявка на дополнение справочника направлений расходов классификации расходов бюджетов формируется на каждое новое направление расходов, предлагаемое к дополнению.

При положительном результате рассмотрения заявки на дополнение справочника направлений расходов классификации расходов бюджетов одновременно с дополнением кодов направлений расходов будут автоматически добавлены коды целевых статей и коды классификации расходов бюджетов.

При наличии замечаний по отдельным кодам классификации расходов бюджетов, предлагаемым к дополнению, по итогам рассмотрения заявки на дополнение справочника направлений расходов классификации расходов бюджетов Министерством финансов Российской Федерации будут дополнены коды классификации расходов бюджетов, по которым не имеется замечаний. На коды классификации расходов бюджетов, по которым имеются замечания, главному распорядителю средств федерального бюджета будет направлено соответствующее заключение.

52. Заявка на изменение (дополнение) элементов справочника составляется при внесении предложений об изменении существующего или дополнении нового элемента справочников, реестров и классификаторов, используемых при формировании реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований, за исключением справочников "Госпрограммы/подпрограммы", "Основные мероприятия", "Направления расходов", "Целевые статьи".

53. Заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника подпрограмм государственной программы Российской Федерации составляется при внесении предложений об изменении наименования подпрограммы государственной программы или номера подпрограммы государственной программы в структуре государственной программы Российской Федерации, дополнения перечня подпрограмм государственной программы Российской Федерации новой подпрограммой или исключения подпрограммы государственной программы Российской Федерации. Заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника подпрограмм государственной программы Российской Федерации формируется на одну подпрограмму государственной программы Российской Федерации.

54. Заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника основных мероприятий государственной программы Российской Федерации составляется при внесении предложений об изменении наименования основного мероприятия государственной программы или номера основного мероприятия государственной программы в структуре государственной программы Российской Федерации, дополнения перечня основных мероприятий государственных программ Российской Федерации или исключения основного мероприятия государственной программы Российской Федерации. Заявка на изменение (дополнение, исключение) справочника основных мероприятий государственной программы Российской Федерации формируется только на одно мероприятие государственной программы Российской Федерации.


14.12.2016

спикер: Татьяна Леонтьева и Турукина Екатерина


С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные заказчики обязаны обосновывать и планировать свои закупки в соответствии с требованием закона 44-ФЗ и специальными постановлениями Правительства РФ. Функции планирования возложены на контрактных управляющих и контрактные службы заказчиков.

Чтобы осуществлять планирование, необходимо понимать, как регламентируется этот вопрос. В 44-ФЗ данный процесс регламентируется несколькими статьями:

  1. План закупок регламентируется статьей 17.
  2. План-график - статьей 21.
  3. Обоснование закупок для целей формирования плана закупок и плана-графика - ст. 18.
  4. Нормирование в сфере закупок - ст. 19.
  5. Идентификационный код закупки - ст. 23.

Планирование осуществляется по уровням: есть федеральный уровень, уровень субъектов РФ и муниципальный уровень. Соответственно, все учреждения регламентируют свою деятельность разными постановлениями.

Для заказчиков федерального уровня наиболее важными являются:

  • Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 №552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - ПП РФ 552).
  • Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. N 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - ПП РФ 553).

Для заказчиков регионального и муниципального уровня основополагающими актами являются:

  • Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. N 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее - ПП РФ 1043).
  • Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» (далее - ПП РФ 554).

Порядок ведения плана закупок и плана-графика утверждается каждым субъектом (местной администрацией).

Субъекты РФ и муниципальные образования имеют право корректировать:

  1. Сроки формирования планов.
  2. Основания для внесения изменений в планы (дополнительно к предусмотренным Правительством РФ)
  3. Дополнительные сведения, включаемые в формы планов.

Например

В Самарской области действуют постановления Правительства СО №761 и №750 от 23.11.2015, которые регламентируют порядок размещения и утверждения, сроки размещения планов и планов-графиков.

Информация о наличии правовых актов о порядке формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок для заказчиков вашего субъекта РФ или вашего муниципального образования доступна в ЕИС, в реестре нормативно-методической и справочной информации по регулированию контрактной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru/epz/legalacts

Кроме этого существует еще ряд постановлений:

  • Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. N 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».
  • Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 №422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки».

Сроки подготовки плана закупок

Согласно ст. 17 закона 44-ФЗ, планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, то есть стандартно речь идет о трехлетнем планировании. То есть сейчас заказчики занимаются подготовкой планов на 2017 - 2019 годы.

Для того чтобы понимать процессы формирования планов, необходимо различать такое понятие как сроки формирования проектов планов и сроки формирования самих планов закупок.

Проекты составляются для того, чтобы они были учтены при формировании обоснований бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

План закупок является стратегическим плановым документом, который определяет направления расходования средств на закупки товаров, работ, услуг. Проекты корректируются в процессе подготовки бюджетных смет.

План закупок должен быть утвержден в течение 10 рабочих дней либо с момента доведения лимитов (если заказчик относится к казенным учреждениям), либо с момента утверждения программы финансово-хозяйственной деятельности. Также есть 3 рабочих дня, чтобы разместить план закупок и план-график в ЕИС.

Нормирование

При планировании необходимо помнить, что с 01.01.2016 вступили в силу положения о нормировании закупок в соответствии со ст. 19 закона 44-ФЗ, а следовательно, объекты закупок в проекты планов должны включаться с учетом нормативных затрат.

Более того, с 01.01.2016 заказчики должны осуществлять обоснование закупок при планировании. В соответствии с ПП РФ 555.

Алгоритм формирования и утверждения плана закупок на 2017 - 2019 годы

Шаг 1.

Сформировать проект плана закупок по форме, установленной ПП РФ 1043. В постановлении содержатся четкие требования по заполнению формы плана закупок. В целом форма похожа на предыдущую, но она более конкретизирована.

Шаг 2.

Предоставить проект органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей, главным распорядителям (ГРБС) в срок, установленный местными актами. Госзаказчики должны предоставить планы закупок ГРБС, а бюджетные учреждения - учредителям.

Шаг 3.

После уточнения планов закупок и утверждения ПФХД или доведения лимитов БО проект плана закупок утверждается в течение 10 рабочих дней. Госзаказчики должны утвердить планы закупок в течение 10 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств, а бюджетные учреждения - после утверждения ПФХД.

Шаг 4.

Утвержденные планы размещаются в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.

Таким образом, план закупок должен содержать распределение полного объема планируемых закупок на весь плановый период.

Нужно помнить, что план закупок не содержит каждую конкретную закупку, а включает в себя информацию в агрегированном виде - объемы финансирования на конкретные цели.

Итого - 13 рабочих дней (ст. 17, 21 закона 44-ФЗ).

Особенности заполнения формы плана закупок

Состав сведений плана закупок:

  • Идентификационный номер
  • Цели осуществления закупок
  • Наименование объекта закупки
  • Объемы финансового обеспечения
  • Планируемый год размещения извещения/контракта
  • Сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок
  • Сведения о КОУ и 2-этапных конкурсах (да/нет)
  • Информация об обязательном общественном обсуждении закупки (да/нет)

Идентификационный номер закупки (ИКЗ)

36-значный код, который формируется заказчиком для каждой закупки

Порядок формирования идентификационного кода закупки установлен приказом МЭР от 29.06.2015 №422. Есть письмо МЭР от 18.09.2015 №Д28и-2694.

Код нужен для того, чтобы по нему можно было полностью отследить всю закупку - от включения в план до заключения контракта.

  • Первые две цифры - год размещения извещения либо заключения контракта.
  • С 3 по 22 - код заказчика в ЕИС.
  • 23-26 - номер закупки в плане.
  • 27-29 - номер в плане-графике.
  • 30-33 - код объекта закупки по ОКПД2.
  • 34-36 - код вида расходов.

Письмо МЭР Д28и-2694

На этапе формирования и утверждения заказчиком плана-графика закупки на очередной финансовый год в 27 - 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер записи о такой закупке, сформированный в пределах номера укрупненной закупки согласно утвержденному плану закупок.

В ИКЗ указывается номер закупки по плану закупок (4 знака).

Указание в ИКЗ номера по плану-графику закупок соответствует не порядковому номеру такой закупки в плане-графике, а присваивается в порядке возрастания в пределах соответствующего порядкового номера закупки в плане закупок (в случае если одной записи в плане закупок соответствует несколько записей в плане-графике закупок - например, если при осуществлении закупки выделяются лоты).

Таким образом, каждая строка в плане закупок может быть представлена в плане-графике закупок 999 строками. После указания в ИКЗ информации о порядковом номере записи о данной закупке в плане-графике ИК такой закупки должен оставаться неизменным вплоть до завершения периода хранения информации и документов о такой закупке.

Цели осуществления закупок (строки 3-4)

  • Сначала заполняется поле «Тип цели» путем выбора одного из значений выпадающего списка.
  • Достижение целей государственной программы.
  • Исполнение международных обязательств.
  • Выполнение функций и полномочий государственных органов.

Если выбирается исполнение международных обязательств или полномочий государственных органов, то ожидаемый результат не заполняется, если же достижение целей государственной программы, то нужно выбрать саму программы из справочника программ (более 700 позиций), а результат ввести вручную своими словами.

Касаемо унитарных предприятий, конечно же, у них нет никаких мероприятий госпрограмм и функций госорганов, чаще всего нет и исполнения международных обязательств, поэтому такие заказчики в строках 3-4 ставят прочерки.

Строки 5-12

Наименование объекта закупки - указывается произвольно, может быть сформировано: канцелярские товары, офисная мебель, лекарственные средства и т.д.

Год размещения извещения - указывается год, когда планируется разместить извещение или заключить контракт (если не предусмотрено извещение).

Объем финансового обеспечения - в тысячах рублей. Это не НМЦК, а объем обеспечения по каждому году.

Сроки, периодичность осуществления закупок - указывается частота проведения закупок и получения ТРУ (ежедневно, по мере необходимости и т.д.).

Строки 13-15

Дополнительная информация - сведения о закупках, которые по причинам технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного характера способны поставить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также научные исследования, изыскания, проектные работы. ФОРМАТ: ДА/НЕТ.

Информация об обязательном общественном обсуждении - ФОРМАТ: ДА/НЕТ.

Объекты, информация о закупках которых указывается одной строкой по коду бюджетной классификации:

  • Лекарственные средства, закупаемые в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 закона 44-ФЗ
  • ТРУ на сумму не более 100 тыс. руб. (в случае заключения контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93).
  • ТРУ на сумму не более 400 тыс. руб. (п.5 ч.1 ст. 93).
  • Услуги, связанные с направление сотрудника в командировку (п. 26 ч.1 ст. 93).
  • Преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами.
  • Услуги экскурсовода, оказываемые физическими лицами.

Основания для внесения изменений в план закупок (на примере ПП РФ 552 для федеральных заказчиков)

  • Изменения в закон о бюджете;
  • Реализация законом (местных НПА), решений (поручений) Президента РФ, Правительства РФ, высших исполнительных органов власти в субъекте РФ;
  • Изменение доведенных лимитов;
  • В результате обязательного общественного обсуждения;
  • Использование экономии;
  • Выдача предписания;
  • Изменение сроков и (или) периодичности приобретения ТРУ;
  • Возникновение обстоятельство, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок невозможно.

Федеральные заказчики не согласовывают изменения с ГБРС, а региональные в большинстве случаев согласовывают.

Унитарные предприятия

Минэкономразвития России внесло на рассмотрение Правительства РФ проект постановления, определяющего правила планирования закупок для ГУПов и МУПов в соответствии с 44-ФЗ.

Письмо МЭР от 06.10.2016 №Д28и-2686 о заключении договоров на 2017 год в 2016 году

Возможно ли сейчас УП заключать договоры в соответствии с 223-ФЗ со сроком исполнения с 01.01.2017?

321-ФЗ не устанавливает запрета на заключение договора в 2016 году, который будет исполняться в 2017 году.

Следовательно, если положение о закупках УП такого запрета также не содержит, то заказчик вправе в 2016 году заключить договор, который будет исполняться с 01.01.2017. на договоры, заключенные в соответствии с положением о закупках в рамках 223-ФЗ в 2016 году, нормы 44-ФЗ распространяться не будут.

Однако 321-ФЗ предусматривает обязанность осуществлять планирование закупок на 2017 года и последующие годы в соответствии с 44-ФЗ.

Также внесены изменения в подзаконные акты в части распространения их действия на закупки унитарных предприятий.

В соответствии с ПП РФ 1164 УП добавлены в перечень лиц, применяющих правила банковского сопровождения контрактов, утвержденных ПП РФ от 24.09.2014 №963.

В соответствии с ПП РФ от 19.11.2016 №1219 на унитарные предприятия распространяется действие Правил подготовки отчета об объеме закупок у СМП и СОНО, его размещения в ЕИС, утвержденных ПП РФ от 17.03.2015 №23, также закреплена обязанность применения УП типовых контрактов, типовых условий контрактов.

Изменения вступают в силу с 01.01.2017.

Требования к образованию контрактных управляющих

Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов. В случае реализации программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения может быть снижен до 40 часов.

Вопросы унитарных предприятий

  • Основные отличия планирования по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
    • план закупок (на год);
    • план закупок инновационной продукции (5-7 лет)
    • план закупок (на год и плановый период)
    • план-график закупок (на год).

    В соответствии со статьями 16, 17, 18 закона 44-ФЗ планирование, формирование плана закупок и их обоснование осуществляется исходя и с учетом положений ст. 13 закона 44-ФЗ, а именно целей осуществления закупок. Закупки МУП осуществляются в целях обеспечения хозяйственной деятельности и стабильной работы предприятия и не согласуются с целями, указанными в законе. Каким образом учитывать цели, изложенные в ст. 13 закона 44-ФЗ?

    В законе 44-ФЗ отсутствует указание на цели закупок УП. Возможно в планируемом пакете НПА устранят это несоответствие.

  • Можно ли до конца 2016 года заключить договоры по 223-ФЗ начиная с 2017 год и бессрочно?
  • На договоры, заключенные в 2016 году на 2017 нормы 44-ФЗ распространяться не будут. Однако 321-ФЗ предусмотрена обязанность осуществлять планирование закупок на 2017 и последующие годы в соответствии с 44-ФЗ. Полагаем, что так делать нельзя.

    Правила размещения планов закупок и планов-графиков в ЕИС

    Размещение в ЕИС осуществляется заказчиками:

    • в форме машиночитаемого электронного документа, подписанного уполномоченным ДЛ заказчика электронной подписью;
    • на русском языке (наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита).

    Перед размещением планов проводится автоматическая форматно-логическая проверка информации, содержащейся в размещаемых планах.

    При внесении изменений новая редакция размещается в ЕИС, а старые редакции остаются доступными для ознакомления.

    Особенности заполнения формы обоснования закупки

    Обоснование в отношении объекта закупки представляет собой табличную форму, в которую по каждой закупке вносятся следующие данные:

    • Колонка 2. Идентификационный номер. Порядок формирования ИКЗ установлен приказом МЭР от 29.06.2015 №422.
    • Колонка 3. Наименование объекта закупки. Практически соответствует тому, что в планах-графиках называется «наименование предмета контракта» - например, «Персональный компьютер».
    • Колонка 4. Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной программы, иного документа стратегического или программно-целевого планирования). Заполняется, если закупка планируется в рамках указанной программы.
    • Колонка 5. Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта, муниципальной программы. Заполняется в случае, если заполнена Колонка 4.

    Пример наименования мероприятия

    Улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования.

    • Колонка 6. Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы.
    • Колонка 7. Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных НПА, устанавливающих требования к нормированию или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта закупки. Для заполнения обоснования необходимо изучить постановления по нормированию, действующие в вашем регионе. Если такого акта нет, в колонке необходимо написать «акт отсутствует».

    Контроль обоснованности закупок. Тенденции 2017 года

    Оценка обоснованности закупок будет проводиться в ходе их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

    При этом по результатам аудита и контроля конкретная закупка может быть признана необоснованной - тогда органы контроля будут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе и привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, в порядке, установленном КоАП.

    Важно: сквозной контроль с 01.01.2017

    По данным доклада заместителя руководителя Федерального казначейства С.Е. Прокофьева на конференции Института госзакупок:

    Контролирующие органы будут осуществлять проверку планов закупок на соответствие целям.

    Казначейство будет блокировать бюджетные средства при занесении закупок в планы. После проведения конкурентной процедуры, в случае снижения цены, денежные средства будут разблокироваться.

    Планируется создание единого формуляра - автоматическое внесение сведений в реестр контрактов и реестр бюджетных обязательств. Связь плана закупок с планом-графиком, с извещением.

    Необходимо организовать взаимодействие между контрактными управляющими и бухгалтерией.

    Как правильно сформировать план-график на 2017 год: сроки составления и корректировки плана

    План-график является основанием для осуществления закупок.

    Закупки, не предусмотренные планом-графиком, не могут быть осуществлены.

    Формируется заказчиком в соответствии с планом закупок.

    Структура плана-графика очень похожа на структуру прошлого года:

    • СГОЗ (справочно)
    • Наименование и описание объекта закупки, его характеристики (ст. 33)
    • НМЦК (тыс. руб.)
    • Размер аванса (%)
    • Этапы оплаты (суммы планируемых платежей) на весь период
    • Единица измерения и код по ОКЕИ (если можно измерить)
    • Количество на весь период
    • Периодичность (ежедневно, раз в месяц и т.д. / количество этапов исполнения (месяц, год))
    • Размеры обеспечения заявки и контракта
    • Планируемый срок размещения извещения/заключения контракта (месяц, год)
    • Срок окончания исполнения контракта (месяц, год)
    • Способ закупки
    • Преимущества ст. 28 и ст. 29
    • СМП и СОНКО
    • Запреты, ограничения, условия допуска (ст. 14)
    • Дополнительные требования и их обоснование
    • Обязательное общественное обсуждение
    • Информация о банковском сопровождении контракта
    • Информация об уполномоченном органе/учреждении
    • Информация об организаторе совместного конкурса/аукциона
    • Дата, содержание и обоснование изменений

    Особенности составления плана-графика

    Должны быть указаны:

    • Информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 закона 44-ФЗ.
    • Информация об уполномоченном органе или учреждении, осуществляющих определение поставщика в случае проведения централизованных закупок в соответствии со ст. 26 закона 44-ФЗ
    • Информация об организаторе совместного конкурса или аукциона в случае проведения совместного конкурса или аукциона.

    Статья 31. Правила описания объекта закупки.

    Заказчик при описании в закупочной документации объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

    • Описание объекта закупки должно носить объективный характер. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
    • Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
    • Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования.

    Изменение плана-графика:

  • Корректировка плана закупок
  • Изменение объема и (или) стоимости, НМЦК
  • Изменение даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика, этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта
  • Отмена заказчиком закупки
  • Использование экономии
  • Выдача предписания органами контроля
  • Результаты обязательного общественного обсуждения
  • Возникновение иных обязательств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно
  • Изменения по каждому объекту закупки должны быть осуществлены не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения/направления приглашения.

    Исключения: запрос котировок (ст. 82, п. 9 и п. 28 ст. 93) - не позднее чем за 1 день до заключения контракта.

    Особенности обоснования закупки

    В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83, обоснование закупок осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии.

    В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пп 4, 5, 26 и 33 части 93 обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

    Форма обоснования при формировании и утверждении плана-графика прилагается к плану-графику.

    В случае внесения изменений в план закупок (план-график) изменения вносят в соответствующие формы обоснования закупок.

    В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе заказчики, к которым относятся и бюджетные учреждения, должны будут с 01.01.2016 при планировании своих закупок осуществлять их обоснование (ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)). Новый нормативный правовой акт – Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 – устанавливает порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования. В данной консультации автор рассматривает правила обоснования закупок с учетом этого нового документа.

    Обоснование закупки осуществляется бюджетным учреждением в двух случаях : при формировании плана закупок и при формировании плана-графика закупок (далее – план-график). Обратим внимание, что с 01.01.2016 учреждения будут обязаны создать оба этих документа – пока осуществляется только формирование плана-графика.

    План закупок будет формироваться на очередной финансовый год и плановый период срока действия бюджета, план-график – только на очередной финансовый год. Например, с учетом того, что бюджеты трехлетние, в 2016 году учреждениям понадобится сформировать план закупок на 2017 год (очередной финансовый год) и 2018 – 2019 года (плановый период), а план-график – на 2017 год. При этом указанные документы необходимо будет делать с учетом уже принятых, но еще не вступивших в силу нормативных правовых актов – они вступают в силу также с 01.01.2016. Сейчас планы-графики формируются с учетом такого нормативного правового документа, как Приказ Минэкономразвития РФ № 182, Казначейства РФ № 7н от 31.03.2015 , устанавливающий особенности размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы.

    Сроки формирования плана закупок и плана-графика

    Что нужно обосновывать в плане закупок?

    При формировании плана закупок обоснованию будет подлежать объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели закупки. В табличной форме самого плана содержится колонка «Цель осуществления закупки» – в ней должно указываться то или иное мероприятие государственной или муниципальной программы, в рамках которого бюджетное учреждение делает закупку, и ожидаемый результат реализации данного мероприятия. Кроме того, в качестве приложения к плану закупок должен выступать отдельный документ – обоснование в отношении каждого объекта или объектов закупок.

    Какую информацию указывать в обосновании объекта закупки?

    Обоснование в отношении объекта (объектов) закупки представляет собой табличную форму, в которую по каждой закупке вносятся следующие данные:

    Идентификационный код. Порядок формирования этого кода, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, будет установлен Минэкономразвития по согласованию с Минфином. На момент подготовки данной консультации (июнь 2015 года) этот порядок установлен не был.

    Наименование объекта закупки. Оно практически соответствует тому, что в существующих планах-графиках называется «наименование предмета контракта» – например, легковой автомобиль.

    Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), если закупка планируется в рамках указанной программы.

    В настоящий момент в соответствии с бюджетным законодательством, которое предусматривает самое широкое применение программно-целевого метода управления и бюджетирования, деятельность государственных и муниципальных учреждений, как правило, осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ. В рамках этих программ формируются и бюджетные расходы на деятельность учреждений (ч. 4 ст. 21, ст. 179 БК РФ ). Например, в Московской области деятельность областных госучреждений среднего профессионального образования осуществляется в рамках региональной Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы (подпрограмма «Профессиональное образование» ).

    Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора РФ.

    В качестве целей закупок федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает не только реализацию государственных или муниципальных программ, но также выполнение международных обязательств РФ, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными и территориальными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов, за исключением выполняемых в рамках государственных и муниципальных программ. Однако, как говорилось, выше деятельность бюджетных учреждений, как правило, осуществляется именно в рамках программ. Поэтому, например, в отношении закупки легкового автомобиля для нужд бюджетного учреждения среднего профессионального образования надо указать мероприятие соответствующей программы, для выполнения которого необходима такая закупка и средства на которую предусматриваются в объеме финансирования этого мероприятия. Если брать для примера вышеупомянутую государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы, то мероприятием данной программы, к которому можно было бы «привязать» покупку легкового автомобиля бюджетным учреждением среднего профессионального образования, могло бы быть «улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования» (если закупка планировалась бы за счет бюджетных средств, передаваемых учреждению в виде субсидии на цели, не связанные с выполнением госзадания) либо «осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг в образовательных организациях профессионального образования» (если закупка за счет внебюджетных средств учреждения, получаемых им за оказание платных образовательных услуг). Хотя отметим, что последний случай маловероятен, поскольку, скорее всего, закупки за счет внебюджетных средств бюджетное учреждение будет осуществлять в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , где обоснования закупок не требуется.

    Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ. В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы. Например, в случае покупки легкового автомобиля в рамках мероприятия по укреплению материально-технической базы госучреждений можно вполне формально и лаконично указать, что приобретение нового авто будет способствовать укреплению материально-технической базы учреждения.

    Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных нормативных правовых (правовых) актов , устанавливающих требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта (объектов) закупки.

    Какие ценовые ограничения учитывать?

    Обоснование закупок связано с понятием «нормирование в сфере закупок», введенным федеральным законодательством о контрактной системе и призванным обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. До 01.01.2016 государственные и муниципальные органы на основании правил нормирования, которые также должны быть ими установлены, утверждают требования к закупаемым подведомственными данным органам бюджетными учреждениями отдельным видам ТРУ (в том числе их предельные цены). Например, в отношении закупаемых бюджетными учреждениями легковых автомобилей может быть установлена предельная цена авто. К примеру, на федеральном уровне такие ограничения уже определены – если планируется закупка автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа с персональным закреплением, то стоить такой автомобиль может не дороже 2,5 млн руб., если для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения этого органа – не дороже 1,5 млн руб. Поэтому если планируется закупка ТРУ, по которым будет установлено такое нормирование, в данной позиции необходимо указать реквизиты соответствующего нормативного правового акта.

    Что нужно обосновывать в плане-графике?

    При формировании другого документа – плана-графика – обоснованию подлежат:

    – начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) или цена контракта в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ЕП);
    – способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки, если способом закупки является конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс.

    Данные обоснования должны содержаться в отдельном приложении к плану-графику по каждому объекту закупки. Это приложение составляется по табличной форме, в которую по каждой закупке помимо ее идентификационного кода и наименования объекта (здесь повторяется содержание формы обоснования плана закупки – см. выше) вносятся следующие данные:

    1. НМЦК, цена контракта, заключаемого с ЕП.

    Если речь идет, например, о покупке легкового автомобиля, то указывается конкретная начальная (максимальная) цена его покупки.

    2. Наименование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП, могут применяться: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

    3. Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе , а также обоснование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, не предусмотренного ч. 1 ст. 22 закона.

    Если при планировании закупки заказчик не смог применить ни один из вышеперечисленных методов определения НМЦК или цены контракта с ЕП – федеральное законодательство о контрактной системе это допускает – то в данной позиции необходимо обосновать эту невозможность, а также метод, который был применен вместо вышеперечисленных. Если был применен какой-либо из вышеуказанных методов, данная позиция не заполняется.

    4. Обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. Здесь необходимо описать конкретную процедуру применения того или иного метода для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП. Например, если при закупке легкового автомобиля используется метод сопоставимых рыночных цен, то нужно привести собранные данные от различных поставщиков и расчет итогового результата. Если закупка осуществляется у ЕП в установленных случаях, когда обоснование цены контракта не требуется (например, при закупке ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.), эта позиция не заполняется.

    5. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Указывается один из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который предусматривается федеральным законодательством о контрактной системе и который бюджетное учреждение в рамках этого законодательства выбирает для осуществления закупки.

    6. Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор того или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках федеральной контрактной системы осуществляется бюджетным учреждением с учетом многочисленных различных факторов, однако, не углубляясь сейчас в эту масштабную тему, можно порекомендовать учреждениям при заполнении данной позиции использовать достаточно формальные формулировки – например «применение запроса котировок для осуществления данной закупки допускается действующим законодательством».

    7. Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований). Федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает, что при использовании отдельных способов закупки, в том числе конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса, бюджетное учреждение должно использовать дополнительные требования к участникам закупки в случаях, установленных Правительством РФ. Например, при закупке через конкурс с ограниченным участием услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, если НМЦК (цена лота) превышает 500 тыс. руб., бюджетное учреждение должно применить к участникам закупки такое требование, как «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе».

    Поскольку установление данных дополнительных требований в тех или иных случаях обязательно, при заполнении этой позиции рекомендуется просто указывать то или иное дополнительное требование с пометкой «(является обязательным в соответствии с действующим законодательством)».

    В отношении закупок через запрос предложений лекарственных препаратов , которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, дополнительным обосновывающим документом является решение врачебной комиссии. Данное решение также должно стать приложением к плану закупок или плану-графику.

    В отношении отдельных видов закупок обоснованию подлежит не каждый заключаемый контракт, а общий годовой объем закупок одной строкой. К этим видам закупок относятся следующие закупки у ЕП:

    – закупка ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
    – закупка ТРУ государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
    – заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);
    – заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

    Зачем и кому нужно обоснование премирования?

    По смыслу норм действующего трудового законодательства о премировании (ч. 1 ст. 129, ст. 135 и 191 Трудового кодекса РФ) получается, что любое поощрение служащего — это право работодателя, а не его обязанность. Именно поэтому регулирование данной процедуры практически полностью возложено на саму организацию, для чего ею принимаются соответствующие локальные нормативные акты, коллективные договоры. Основным документом при этом является положение о премировании.

    Зачем и кому тогда нужно обоснование премий сотрудникам , если фактически работодатель сам решает вопрос наличия и отсутствия в системе оплаты труда премиальных выплат? Ответ кроется в процедуре налогообложения прибыли организации. Дело в том, что в силу п. 1 ст. 247 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) прибыль предприятия определяется путем вычитания из суммы доходов суммы расходов. Таким образом, чем больше сумма расходов, тем меньше прибыль и, следовательно, налоговая база.

    Исходя из смысла ч. 1 ст. 255 НК РФ, премии относятся к расходам на оплату труда, в связи с чем можно сделать предположение, что работодателю можно смело учитывать все премии как расходы. Однако пп. 21 и 22 ст. 270 НК РФ выделяют в отдельную категорию премии и вознаграждения, которые не оговорены в трудовом договоре или выплачиваются из специальных (целевых) средств. Такие премии в расходы не включаются. Пользуясь данной оговоркой, налоговые органы требуют от налогоплательщика обоснования (доказательства) того, что премию можно считать производственной и, соответственно, учитывать в расходах.

    Как обосновать премиальную выплату?

    Как же нужно обосновать премию, чтобы спокойно учитывать ее для уменьшения прибыли? Можно выделить 3 основополагающих момента:

    1. Для начала необходимо доказать, что выплата премии предусмотрена системой оплаты труда. Описывать в трудовом договоре все нюансы премирования, конечно, не стоит — для этого, как правило, в трудовом договоре делается ссылка на положение о премировании или иной локальный нормативный акт, устанавливающий условия и порядок поощрения. В документе следует как можно подробнее изложить все виды экономически оправданных, по мнению работодателя, премий. Также надо определить конкретные условия и показатели, за которые положено поощрение, и порядок начисления сумм.
    2. Должны быть документы, подтверждающие достижение работником установленных положением о премировании результатов:
      • табели учета рабочего времени;
      • доказывающие увеличение дохода организации финансовые документы;
      • новые договоры, заключенные отличившимся сотрудником, и т. п.
    3. Премия должна быть оформлена надлежащим образом, т. е. должны быть в наличии:
      • представление (ходатайство) о премировании от непосредственного начальника;
      • приказ о поощрении по форме Т-11 или Т-11а (утв. постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм…» от 05.01.2004 № 1) либо иной, разработанной в организации;
      • расчетная ведомость или иной документ, подтверждающий получение денежной выплаты работником.

    Только соблюдение всех указанных выше условий дает возможность квалифицировать премию как часть системы заработной платы и учесть ее для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. В противном случае вознаграждение будет признано поощрительной выплатой, осуществленной по иным основаниям, и никак не учтется в расходах предприятия.

    Обоснование премий, напрямую не связанных с трудовой деятельностью

    Минфин РФ в письме от 23.04.2012 № 03-03-06/2/42 высказал позицию, что премии к знаменательным датам, за выслугу лет и по иным основаниям, не связанным напрямую с трудом, не включаются в расходы на оплату труда. Этой позицией часто пользуются налоговые органы, запрещая организациям учитывать перечисленные виды премий при налоге на прибыль, даже если они описаны в положении о премировании.

    Суды же в случаях, когда несогласные организации оспаривают подобные решения налоговиков, встают на сторону работодателей (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30.11.2011 по делу № А40-127128/10-127-729, ФАС Уральского округа от 05.09.2011 № Ф09-5411/11 и Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 № 15АП-1417/2012).

    Пример обоснования премии

    Допустим, в компании «Теплые окна» существует положение о премировании и при заключении трудового договора дается ссылка на этот нормативный документ. В сентябре 2016 года сотрудник отдела продаж Вилов Андрей Сергеевич перевыполнил план по заключению договоров на установку окон на сумму более 100 000 руб. Как правильно осуществить обоснование премии и ее оформление?

    Не знаете свои права?

    Для начала руководитель отдела продаж должен подать директору представление на поощрение. Оно составляется в произвольной форме или по образцу, принятому на предприятии. В документе обязательно указываются данные работника, показатели премирования, ссылки на нормы внутренних документов и основания — доказательства заслуг сотрудника.

    Например, оно может выглядеть так:

    Директору ООО «Теплые окна»

    от начальника отдела продаж

    Свиридова Е. Н.

    Представление на поощрение

    В связи с тем, что менеджер отдела продаж Вилов Андрей Сергеевич за сентябрь 2016 года перевыполнил план по заключению договоров на установку пластиковых окон на сумму более 100 000 руб., в соответствии со ст. 11 трудового договора от 15.04.2014 и п. 2.15 положения о премировании от 01.11.2005,

    прошу

    поощрить менеджера отдела продаж Вилова Андрея Сергеевича премией за увеличение объема продаж в размере 5 000 (пяти тысяч) руб.

    Обоснование: отчет об объемах продаж за сентябрь 2016 года, договоры на установку пластиковых окон № 15П от 19.09.2016, 18П от 23.09.2016 и 21П от 28.09.2016.

    После проверки информации руководством издается приказ о премировании по форме Т-11 (Т-11а) или собственному образцу организации. Данные о награждении также заносятся в трудовую книжку. Только после соблюдения всех этих условий можно считать премию обоснованной и включить ее в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

    Итоги

    Таким образом, обоснование премии — это необходимая процедура, неразрывно связанная с налогообложением организации. Тот факт, что процедура премирования не урегулирована законодателем, зачастую позволяет государственным органам злоупотреблять своими полномочиями, не учитывая премии в расходах организации. Чтобы избежать негативных последствий, следует тщательно прописывать процесс премирования в локальных актах и каждое решение подкреплять соответствующими доказательственными документами.

    Загрузка...