Гарантии законности: понятие и виды. Экономико-правовое обеспечение деятельности малого предприятия Комплекс правовых организационных экономических
-обеспечения максимальной технологичности измерения и анализа результатов.
Данные требования могут быть интегрированы в принцип избыточной интерпретации исходных данных, состоящий в необходимости «избыточной» интерпретации исходных данных, позволяющей минимизировать интерпретацию результатов измерения для делегирования обратных связей вышестоящего субъекта управления качеством образовательных услуг нижестоящему.
Библиографический список
1. Измерение в социологии. - М.: Инфра-М, 1998.
2. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. - М., 1987.
3. Обратная связь / Большой энциклопедический словарь. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия. - С. 55.
4. Типология и классификация в социологических исследованиях / В. Г.Андреенков, Ю. Н. Толсто-ва. - М., 1982.
5. Фишман Л. И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования: монография. - С.-Петербург: ИОВ РАО, Самара: СамГПИ, 1993.
6. Фишман Л. И., Иванов М. Ю. Квалиметри-ческие проблемы оценки эффективности управления территориальными системами образования / Менеджмент организации: Сборник научных трудов. Вып. 2. - Самара, 2008. - С. 94-99.
7. Фишман Л. И., Иванов М. Ю. Оценка эффективности деятельности территориальных органов управления образованием: индикативный подход. Монография. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008.
8. Фишман Л. И., Никитина Т. А. Социальнопсихологический портрет менеджера социальной сферы (на примере менеджеров образования): монография. - Самара: Изд-во СГПУ, 2006.
9. Fishman L. Professional Values and Stereotypes of Russian Educational Managers // International Journal of Educational Research, Vol. 29. No 5. 1998. Pp. 397-484.
FUNDAMENTALS OF MECHANISMS OF EDUCATION SERVICES QUALITY BUILDING UP
The peculiarities of feedback in administration of production and consumption of education services are depicted; the measurement patterns of feedback construction are revealed; the methodology of mechanisms of education services quality building up based on feedback delegation is proved.
Keywords: educational facilities, KB^HMeTpna formation, quality of educational services.
УДК 338.24 Дубровский С. П., Патреева О. В., Суслова Е. М.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК КОМПЛЕКС ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ *
Данная статья посвящена рассмотрению социально-экономических отношений как комплекса организационно-экономических, технико-экономических, социокультурных и имущественно-правовых отношений с учетом специфики регионального и субрегионального уровня экономики.
Ключевые слова: социум, социально-экономические отношения, социокультурные отношения, правовые отношения, организационно-экономических отношения, технико-экономические отношения.
Внутренние, устойчивые, существенные экономических законов. В этой связи важно раз-
связи в системе производственных отношений личать механизм действия и механизм исполь-
выражаются в экономических законах. Эти за- зования экономических законов. коны характеризуют объективный фундамент хо- В традиционном представлении по функци-
зяйственного механизма. Хозяйственный меха- ональному содержанию экономические отноше-
низм обеспечивает сознательное использование ния разделяются на социально-экономические и
* НИР выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
организационно-экономические. Производственные отношения как одна из сторон общественного производства отражает отношения людей друг к другу, вне которых невозможно существование национальной экономики . Речь идет об объективно-складываю-щихся отношениях в процессе производства, распределения, обмена и потребления. В рамках политэкономического подхода выделяют структуру производственных отношений, в которой нижнее звено образуют организационно-экономические отношения, а верхнее -социально-экономические отношения. С позиции данного подхода носители организационно-экономических отношений фигурируют как «элементы производительных сил», а субъекты социально-экономических отношений выступают в качестве носителей имущественных отношений с определенными материальными интересами . Организационно-экономические отношения выступают как отношения между людьми и характеризуют состояние производства независимо от его социально-экономической формы, а также отражают особенности определенного этапа развития факторов производства . Исходя из того, что производственные отношения представляют собой совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг, организационно-экономические отношения отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации. Эти отношения, возникающие в связи с разделением, специализацией, кооперацией труда, определяются, прежде всего, технологическим способом производства. Исторически смена технологических способов производства сопровождалась изменением и развитием технико-экономических отношений, посылающих в процессе изменений импульсы социально-экономическим отношениям, определяя вектор их развития. Социально-экономические отношения, являясь стержневым ядром производственных отношений, определяют общественную форму производства (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). Таким
образом, основу социально-экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства, характеризующие общественный способ соединения рабочей силы со средствами производства, условия распоряжения факторами производства и их использования, присвоение результатов производства. Отношения собственности определяют целевую направленность развития производства (в чьих интересах оно ведется), социальную структуру общества, его тип.
С развитием и усложнением общественной жизни, неизбежно происходит институционализация социальных явлений и процессов. В рамках институционального подхода, социально-экономические отношения могут иметь достаточно широкую трактовку. Исходя из того, что институтом является не только комплекс формальных и неформальных норм и правил, а любая устоявшаяся линия поведения, можно предположить, что социально-экономические отношения вбирают в себя значительный спектр институциональных образований, таких как отношения собственности, экономические законы, социальные и правовые нормы, а также элементы культурной жизни общества.
Производственные отношения являются базисом (основой) политических, юридических и других общественных отношений и институтов. Система производственных отношений в их функциональной реализации образует экономический строй общества. Любая национальная экономика включает три основных типа экономических отношений. Во-первых, организационно-экономические или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях. Во-вторых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, так же определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках. В-третьих, социально-экономические отношения, которые включают отношения собственности, как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения
и потребления, а так же комплекс организационно-экономических и технико-экономических отношений.
В экономической литературе часто происходит отождествление организационно-экономических и технико-экономических отношений, а так же их изучение вне рамок социально-экономических отношений. По нашему общему мнению, социально-экономические отношения достаточно емкое понятие, вбирающее в себя целый комплекс различных взаимоотношений.
Безусловно, экономические отношения представляют собой отношения между людьми по поводу присвоения ими средств и результатов производства - это отношения собственности. При этом отношения экономической собственности, технико-экономические и организационно-экономические отношения являются отдельными элементами системы экономических отношений.
Технико-экономические отношения вместе с продуктивными силами формируют технологический способ производства. В единстве организационно-экономические и технико-экономические отношения возникают в процессе организации производства как такового. Их можно определить как отношения, обусловленные расстановкой людей в производстве, определяемой лишь организацией производства. К данным отношениям относятся разделение труда, специализация, кооперация. В переходной экономике данная группа отношении, как правило, глубоко противоречива. Если организационно-экономические отношения - это отношения между людьми по поводу организации производства (в том числе непосредственного производства, обмена, распределения и потребления) материальных благ и услуг, то технико-экономические отношения - это отношения специализации, кооперирования, комбинирования производства и его концентрации. Они развиваются на основе общественного разделения труда, при рассмотрении причин возникновения товарного производства.
Относительно технико-экономических отношений можно так же сказать, что они развиваются непосредственно под воздействием производительных сил и выступают в виде конкретных хозяйственных форм. Эти отношения характеризуют способ организации и управления эко-
номической жизни, способ регулирования процесса воспроизводства, формы реализации собственности, согласования экономических интересов государства, трудовых коллективов и отдельных работников. Все это базисные, экономические отношения, но расположенные во внешнем слое производственных отношений. Технико-экономические отношения как раз и образуют главное содержание хозяйственного механизма.
Чем более глубокую сущность выражают те или иные отношения, тем большей устойчивостью они обладают. Таковы социальноэкономические отношения, которые определяют природу, основу экономического строя и хозяйственного механизма. А вот его совершенствование происходит, прежде всего, в связи с движением технико-экономических отношений. Отсюда становится понятным место хозяйственного механизма в системе производственных отношений.
Непосредственно технико-экономические отношения находят свое отражение в общественном разделении труда, кооперировании, специализации производства. Взаимодействие человека с природой проявляется конкретно в формировании производительных сил общества.
На базе технико-экономических отношений развиваются социально-экономические отношения, которые выражаются непосредственно в отношениях между людьми. Определяющим в структуре социально-экономических отношений являются отношения по поводу собственности на средства производства, ресурсы и результаты производства. Эти отношения определяют отношения распределения и потребления произведенных благ.
Технико-экономические отношения определяются уровнем развития техники, усовершенствуются параллельно с ней и другими элементами производительных сил. Они включают отношения обмена деятельностью между людьми, специализации и кооперирования производства. Технико-экономические отношения в своем диалектическом взаимодействии формируют общественный характер производства, составляют материальную форму развития системы производительных сил. Последняя занимает промежуточную позицию между производительными силами и произ-
водственными отношениями, сообщает целостность системе производительных сил.
Неотъемлемой составной частью социально-экономических отношений являются организационно-экономические, к которым относятся формы и методы хозяйствования, характерные для всех отраслей экономики. Среди них сегодня выделяются:
1. рыночная система, в центре которой товарно-денежные отношения;
2. предпринимательство, в центре которого - эффективное ведение хозяйства.
Общие организационно-экономические отношения - это отношения в сфере денежного обращения, ценообразования, финансов и кредита, маркетинга, менеджмента, банковского дела.
При выделении организационно-экономических отношений нами использован методологический подход к классификации экономических отношений по критерию характера воздействия тех или иных факторов на функционирование и развитие экономической системы. В качестве таких факторов выступают, во-первых, техника и технология, во-вторых, отношения собственности или характер присвоения экономических ресурсов и результатов производства, и, в-третьих, организация и управление. В соответствии с этим различают технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения .
Очевидно, что организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности работников. Люди заранее продумывают свои хозяйственные действия, в их головах созревает план предстоящей работы, объединяющий всех тружеников. При этом решаются организационные задачи: как разделить людей для выполнения отдельных работ, как объединить всех занятых под единым началом, каким способом вести хозяйство и кто будет управлять производством. В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида:
1. разделение труда и производства (их дробление между отраслями хозяйства, между
предприятиями и внутренними их подразделениями), а так же их кооперация (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение);
2. организация хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство);
3. управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование).
Организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя, они являются, по существу, общими элементами экономики всех стран на протяжении всей истории. Например, может одинаково успешно применяться одна и та же организация торговых заведений (специализированные магазины и универсамы) и общие достижения научной организации труда и управления. Организационно-экономические отношения вместе с факторами производства образуют элементы общечеловеческой экономической культуры, которая наследуется от одного поколения к другому (это относится, скажем, к -кооперации и разделению труда, товарному производству). Организационно-экономические отношения как форма связей, посредством которых реализуются экономические интересы организаций в процессе производственной деятельности и при обмене ее результатами, также имеют внеклассовый характер. Основными формами организационно-экономических отношений в современном понимании, в рамках экономической теории, являются :
Разделение труда, специализация производителя;
Кооперация труда - такая форма организации труда, при которой несколько лиц участвуют в одном или разных процессах, связанных между собой. Кооперация труда порождает новую производственную силу;
Концентрация производства и его централизация (концентрация - это увеличение масштаба предприятия за счет собственных ресурсов, а централизация - объединение предприятий);
Организация общественного хозяйства -это натуральное и товарное хозяйство;
Управление (формы управления экономикой: стихийно-рыночная, плановая).
Таким образом, исходя из вышесказанного, социально-экономические отношения заключают в себе совокупность организационно-экономических и технико-экономических отношений. Кроме того, при изучении социально-экономических отношений необходимо учитывать связь людей с окружением, которая предполагает обращение к их социокультурной жизнедеятельности, ибо в обыденных и профессиональных формах деятельности и взаимодействия люди предстают как члены общества, носители культуры.
Жизнь общества, его членов бесконечно многогранна. Это - культура, наука, учеба, отдых, путешествия, спорт и, наконец, производство различных благ и услуг. Что же здесь является главным? Ответить на этот вопрос не так просто, ибо нет человека, который бы занимался чем-то одним. Есть область деятельности, которая лежит в основе существования всего общества и каждого человека, вне зависимости от того, где он проживает. Это - экономическая деятельность, без которой немыслимы все другие виды жизнедеятельности. Экономика, вопреки иным утверждениям, одна из самых древних наук. Как только человек стал использовать природные ресурсы, он стал задумываться над их наиболее рациональным использованием .
Человек редко живет один. Как правило, каждый из нас интегрирован в социум, в котором завязан во множестве отношений, в том числе и экономических, поэтому сложно говорить о чисто экономических отношениях в реальной жизни. Имеет смысл изучать социально-экономические отношения, которые следует рассматривать как целый комплекс: технико-экономические, организационно-экономические, социокультурные и правовые.
Человек выступает как оператор социокультурных механизмов порождения, поддержания и изменения людьми элементов своего окружения в ходе обыденной жизни и профессиональной деятельности. Естественно, все это имеет свой экономический эффект .
Можно согласиться, что образ жизни людей определяется двумя существенными группами факторов и условий: объективными и субъективными. Объективные условия и факторы, дифференцирующие образ жизни людей в конкретный исторический период, подразделяются следующим образом:
Естественные: географические, климатические, экологические, биологические, демографические;
Социальные: характер разделения труда и его условия, социальная структура и стратификация общества;
Культурные: объем культурной информации и ее распределение по областям и уровням культуры, согласно структуре действующих здесь социокультурных норм и ценностей (политических, идеологических, познавательных, этических, эстетических).
Теоретическое пересечение этих групп условий и факторов, детерминирующих социокультурную жизнь людей, определяет конкретно-исторические сферы реализации их образа жизни в соответствии с фундаментальным разделением видов деятельности на специализированные (профессиональные) и неспециализированные (обыденные).
К субъективным факторам и условиям, влияющим на образ жизни людей, относятся, с одной стороны, восприятие и оценка представителями различных социальных групп объективных условий своего существования, а с другой - их потребности, запросы, побуждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации, цели. Специфика взаимодействия субъективных и объективных факторов определяет различия в содержании, структуре и форме образа жизни людей в одном и том же обществе .
Следует отметить, что пересечение этих условий и факторов может проецироваться на плоскость экономики, а, следовательно, экономический аспект будет выступать, как первопричина большинства из них.
Таким образом, первоначально «чисто экономические» силы, прежде чем оказать воздействие, проходят через социальные фильтры, «фильтруются» социально-экономическими, социально-политическими, социокультурными и, наконец, правовыми институтами, которые и определяют их экономическое действие.
В современном социуме правовая система сопровождает человека во всех его действиях. Конечно, большинство из нас не каждый день сталкивается с необходимостью иметь дело с судом или адвокатом. Но не проходит и дня без взаимодействия с правом в самом широком смысле слова или с людьми, чьи действия оп-
ределяются правом. Как и экономическая подоплека, право вездесуще, хотя зачастую его присутствия мы не замечаем. Например, когда мы заходим в магазин и покупаем хлеб и молоко, когда достаем пакеты с покупками из нашего автомобиля, мы одновременно являемся субъектами и объектами юридических правил. Конечно, мы не ощущаем, что правовая система, пристально наблюдает за нами, заглядывая через наше плечо. Но в известном смысле закон постоянно смотрит на нас. Определенные разделы права всегда регламентируют наше поведение.
Соглашаясь с мыслью высказанной В. И. Лоскутовым, любые экономические отношения определяются соответствующими экономическими действиями и складываются независимо от того, понимают ли люди суть этих отношений. Что касается правовых форм экономических отношений, то они отражают сознательную выработку правил осуществления экономических действий. Возможность реализации этих правил зависит не столько от намерений людей их соблюдать, сколько от объективных экономических и социальных условий, определяющих жизненно важные интересы и мотивы поведения участников деятельности. Таким образом, в самом простом выражении получается, что в мотивах поведения человека в социуме почти всегда можно отыскать экономическую первопричину, а право как раз призвано регламентировать это самое поведение.
В сущности, любая совместная деятельность, а, следовательно, и любое общественное отношение может осуществляться только в форме договора между людьми, формального или молчаливого. Многие отношения, к числу которых относятся и экономические, помимо договорной формы приобретает также правовую, т. е. санкционированную общественной властью и поддерживаемую силой этой власти. Обусловлено это тем, что людьми, свободными в своем выборе, договоры легко нарушаются, что ставит под угрозу стабильность общественной организации и тем самым существование общества. Выражениями правовых экономических отношений являются целые отрасли хозяйственного, трудового, финансового и других видов права .
Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Выделяются два вида предпосылок
возникновения правоотношений: материальные и юридические. Если говорить о материальных предпосылках, то к ним относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле, под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.
Так же нельзя не отметить, что Россия сейчас находится в стадии экономических преобразований. Здесь важно осознавать, что создание принципиальных основ рыночной экономики возможно лишь при их соответствующем правовом оформлении. С формальной точки зрения, а это является главным в этом вопросе, необходимо, чтобы основные экономические принципы и институты были закреплены в праве. Лишь только тогда они становятся осязаемыми и могут уже реально способствовать и служить развитию соответствующих экономических отношений.
С повышением «социальности», то есть усилением процесса внедрения «социо» во все сферы жизнедеятельности общества, возрастает и актуальность исследований в рамках социального аспекта экономики.
Таким образом, изучая те или иные социально-экономические аспекты, в центре всегда будет находиться человек, который рассматривается одновременно как субъект различных сфер: экономической, политической, духовной, правовой, технической. Все они взаимопроникают друг в друга, принимая все новые проявления, которые в свою очередь так же становятся предметом для изучения.
Организационно-экономические и техникоэкономические отношения, как неотъемлемая сторона социально-экономических отношений, представляет собой незыблемый базис любой экономической системы. Что касается другой стороны социально-экономических отношений, социокультурных и имущественно-правовых отношений, то им в определенной степени свойственно претерпевать изменения с учетом развития общественных отношений.
Следует отметить, что интересным представляется рассмотрение специфики социально-
экономических отношений на региональном и субрегиональном уровнях. Исходя из того, что организационно-экономические и технико-экономические отношения составляют основу производственных отношений, то следует рассмотреть особенности социокультурных и имущественно-правовых отношений как неких переменных составляющих социально-экономических отношений.
Понятно, что социально-экономические отношения в современном обществе в значительной степени регламентированы законодательными нормами. Однако, следует иметь ввиду, что наряду с государственными органами законодательной власти, функционируют законодательные органы субъектов Российской Федерации. На региональном уровне законотворчество происходит в пределах федерального законодательства, тем не менее, нормативные акты отдельных регионов могут в значительной степени отличаться друг от друга. Таким образом, имущественно-правовые отношения как часть социально-экономических могут иметь свои особенности на региональном уровне экономики.
Свою специфику на региональном и субрегиональном уровне, как правило, имеют и социокультурные отношения, отражая особенности культурных традиций того или иного региона или малого города. Речь идет не только о национальных и этнических особенностях того или иного административно-территориального образования, но и о культурных традициях потребительского поведения. Например, в малых городах, как правило, преобладает консерватизм потребностей местного населения.
Таким образом, в рамках институционально-социологического направления, социально-
экономические отношения представляют собой комплекс организационно-экономических, технико-экономических, социокультурных и правовых отношений.
Библиографический список
1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2007. - 480 с.
2. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: ВЛАДОС, 1995. -384 с.
3. Караткевич А. Г. К вопросу о структуре системной социотрансформации переходных обществ / / Этносоциум. - 2009. - № 2. - С. 142-148.
4. Курс экономической теории / под ред. А. В. Сидоровича. - М.: ДИС, 1997. - 478 с.
5. Лоскутов В. И. Экономические и правовые отношения собственности. - Москва: Высшее образование, 2002. - 192 с.
6. Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни: Методическое пособие по курсу «Культурная антропология». - М.: ГАСК, 2002. - 104 с.
7. Политическая экономия: учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др.- М.: Политиздат, 1990.- 735 с.
8. Румянцев А. М. Инструментарий экономической науки и практики. Научно-популярный справочник. / А. М. Румянцев, Е. Г. Яковенко, С. И. Яна-ев. - М.: Знание, 1985. - 304 с.
9. Экономика (Экономическая теория) : учебное пособие для вузов / под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева - 4-е изд. - Иваново-Москва-Тверь: Ивановский государственный университет, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тверской филиал, 2002. - 480 с.
10. Экономика (Экономическая теория) : учебное пособие для студентов неэкономических вузов и факультетов / под рук. и ред. проф. Бабаева Б. Д. -Иваново, 1995. - 208 с.
Dubrovskiy S. P., Patreeva O. V., Suslova E. M. SOCIAL-ECONOMIC RELATIONS AS COMPLEX OF TECHNICAL-ECONMIC, ORGANIZING-ECONOMIC, СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ AND LEGAL RELATIONS
Given article is devoted consideration of social and economic relations as complex organizational-economic, technical and economic, cultural and legal relations taking into account specificity of regional and sub regional level of economy.
Keywords: society, social and economic relations, социокультурные relations, legal relations, organizational-economic relations, technical and economic relations.
Лекция 1.
Тема 1 :ПРЕЛПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В1: Совершенствование организации производственной деятельности предприятия
Организационная деятельность предприятия охватывает комплекс задач организационного, технического и экономического характера, предусматривает выбор и обоснование производственной структуры предприятия, организационных форм и экономических методов ведения производства, В процессе организационной деятельности устанавливаются необходимые производственные связи и создаются условия, обеспечивающие взаимодействие на экономической основе всех элементов производственного процесса и внутренних подразделений. Производственная деятельность работников организуется на основе разделения труда, обязанностей в рамках определенной иерархической структуры. Рациональная организация производственной деятельности предприятия обеспечивает координацию и оптимизацию во времени и в пространстве всех ресурсов производства, влияние организационных факторов для достижения целей предприятия - удовлетворения запросов потребителей, обеспечения превосходства и конкурентоспособности предприятия и в конечном итоге экономического роста.
Совершенствование организации производственной деятельности предприятий - одно из важнейших направлений реформирования предприятий.
При организации производственных процессов люди, орудия и предметы труда объединяются для обеспечения рационального сочетания во времени и в пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Основой являются принципы рациональной организации производственного процесса. Части производственного процесса сочетаются н пространстве и виде производственной структуры, которая нуждается в изменениях. Она должна быть динамичной в зависимости от изменяющихся условий производственной деятельности. Главные факторы развития производственных структур - оптимизация количества и размеров производственных подразделений предприятия; обеспечение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями; повышение технического уровня производства.
Для обеспечения рационального взаимодействия всех элементов производственного процесса и упорядочения выполняемых работ во времени и в пространстве необходимо формирование производственного цикла изделия. Сокращение длительности производственного цикла достигается путем уменьшения времени рабочего периода и перерывов в производственном процессе, что, в свою очередь, обусловлено совершенствованием техники и технологии, повышением уровня организации производства.
В условиях перехода к рыночным отношениям, требующим гибкого реагирования на изменения спроса потребителей на тот или иной вид продукции, возрастает роль оперативного управления производством, основные недостатки которого обусловлены несоответствием пропускной способности оборудования по участкам и цехам, появлением "узких мест", внеплановыми простоями оборудования; недостатками в организации производства, труда, планирования; перебоями в материально-техническом снабжении; низким уровнем трудовой и производственной дисциплины.
2 этап
Решение проблем оперативного управления производством (ОУП) связано с выполнением всего комплекса работ по каждому из элементов ОУП. По оперативно-календарному планированию производства - это дифференциация и доведение контрольных заданий до непосредственных исполнителей; согласование работы цехов, участков предприятия и обоснование их потребности в ресурсах (материалах, комплектующих изделиях, оборудовании, инструменте); формирование согласованных планов деятельности участков, бригад, индивидуальных рабочих по выпуску заготовок, деталей изделий. По оперативному учету (контролю) состояния производства - это обеспечение достоверной, своевременной
информации; учет движения деталей, сборочных единиц по технологическому маршруту (по цехам, участкам, рабочим местам), движения материалов и комплектующих изделий на складах предприятия; организация складирования и учет готовых деталей и сборочных единиц; учет реализации продукции и выполнения плана поставок по договорам. Анализ хода производства предусматривает определение отклонения выполнения заданий по количеству и срокам выпуска заготовок, деталей, изделий; выявление дефицита материалов, комплектующих, причин и виновников простоев производства. Оперативное регулирование и координация производства предполагает принятие мер по предупреждению и устранению отклонений от плана и простоев в ходе производства; координацию текущей работы взаимосвязанных звеньев производства; руководство подготовкой необходимых ресурсов для выполнения календарных графиков производства и сменно-суточных заданий.
Высокоэффективные предприятия - это предприятия, способные к нововведениям, к развитию. Разработка и освоение производства новой продукции предполагают осуществление совокупности процессов научного, технического и организационно-экономического характера. При этом ставятся основные цели - создание новых изделий заданного технического уровня и качества; сокращение затрат и продолжительности цикла создания, производства и освоения новых изделий. Основная проблема, требующая решения, - чрезвычайно высокая длительность цикла подготовки производства и освоения выпуска новых видов продукции. Основные меры по сокращению времени подготовки производства - уменьшение времени рабочего периода за счет проведения мероприятий по снижению трудовых затрат; сокращение времени перерывов в процессе подготовки производства, внедрение параллельно-совмещенного метода организации работ. Ускорению освоения новых изделий способствует участие разработчиков, производителей и потребителей в работах по проектированию и производству новых изделий, готовность производства к освоению, способность его быстро перестраиваться на выпуск новых изделий с минимальными потерями времени и средств, координация работ по подготовке производства.
Развитие инновационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
Организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание новых образцов техники, технологии и научно-технической документации, подготовка производства;
Проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;
Патентно-лицензионная деятельность.
Рациональная организация инновационной деятельности предполагает выбор оптимальной организационной формы: научные учреждения, конструкторская организация, бюро рационализации и изобретательства, проблемные комиссии, временные коллективы, научные союзы и фонды, в том числе инвестиционные ассоциации, консорциумы; малые инновационные предприятия; технопарковые структуры; программно-целевая и технопарковая организация инновационной деятельности на малых предприятиях.
Эффективность изготовления и выпуска конкурентоспособной продукции с минимальными затратами и бесперебойная производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечиваются не только рациональной организацией технологических процессов, но и высоким уровнем технического обслуживания основного производства и всех подразделений производственной инфраструктуры.
Инфраструктура предприятия - это комплекс подразделений и служб, главная задача которых сводится к обеспечению нормального функционирования (без перерывов и остановок) основного производства и всех сфер деятельности предприятии.
Для большинства предприятий подразделениями вспомогательных производств и всей системы технического обслуживания являются ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и тарное хозяйства.
Система технического обслуживания предприятия должна соответствовать следующим требованиям: обеспечивать условия выпуска конкурентоспособной продукции при минимальных затратах; осуществлять технико-экономическую и организационную регламентацию процессов обслуживания; носить профилактический характер; обеспечивать гибкость, преемственность и минимальную перестройку при переходе основного производства на выпуск новой продукции.
Таким образом, вспомогательные хозяйства требуют высокой организации, адекватной уровню организации основного производства.
Недооценка роли технического обслуживания, недостатки в его организации привели к возникновению ряда проблем. Велики нерациональные затраты предприятий, связанные с осуществлением всего комплекса работ но техническому обслуживанию самим предприятием. Значительны затраты ручного труда и стоимость продукции подразделений производственной инфраструктуры. Продукция и услуги низкого качества. Наблюдается разрыв в техническом и организационном уровнях основного и вспомогательного производств, высока численность вспомогательных работников, недостаточен их квалификационный уровень. Существенны недостатки в нормировании, планировании деятельности подразделений производственной инфраструктуры. Нерациональная организация деятельности вспомогательного производства является одной из причин недостатка запасных частей в производстве, выполнения вспомогательными цехами работ основного производства.
Улучшение деятельности подразделений производственной инфраструктуры связано с выполнением части работ сторонними организациями; централизацией и концентрацией однородных процессов обслуживания и их специализацией, что создает условия для использования прогрессивного оборудования, научных методов организации производства и труда, высокопроизводительной технологии. Необходимы механизация и автоматизация технологических процессов, рационализация управления, улучшение нормативной базы, обоснованное планирование численности работников, разработка и внедрение технически обоснованных норм времени и мероприятий по научной организации труда, использование стимулирующих систем оплаты труда, создание комплексной технологии, централизованное производство запасных частей.
Рациональная организация работы вспомогательных производств - важнейшее условие стабилизации основного производства, наращивания объема выпуска продукции. Для устранения вышеназванных недостатков необходимо изучение и внедрение основных теоретических положений и практического опыта рациональной организации производственной деятельности предприятия.
Вопрос 2: Организационно-правовые формы предприятий
В экономике страны разнообразие предприятий велико. Отличаются они друг от друга, во-первых, размерами. В качестве показателей размера предприятия обычно используются количество работающих на нем людей; количество выпускаемой продукции или оказываемых услуг; размер капитала. Во-вторых, предприятия отличаются разнообразием видов продукции, которые они производят, или услуг, которые они оказывают. В-третьих, предприятия отличаются способами владения собственностью.
Однако наиболее важным признаком классификации хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики является деление хозяйствующих субъектов по признаку организационно-правовых форм предприятий.
Проводимая в стране экономическая реформа невозможна без соответствующих организационно-правовых структур, которые регламентируются государством через Гражданский кодекс и специальные законы.
В гражданском кодексе введены такие понятия, как «коммерческая организация» и «некоммерческая организация». Коммерческая организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческая организация данной цели не преследует и если получает прибыль, то последняя не распределяется между участниками предприятия.
Предпринимательской деятельностью, согласно российскому законодательству (в частности, Гражданскому кодексу РФ), признается деятельность, отвечающая таким признакам, как:
самостоятельность осуществления деятельности предпринимателем на свой риск;
направленность деятельности на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
обязательная регистрация лица, осуществляющего деятельность в качестве предпринимателя, в установленном законодательством порядке.
Предпринимательская деятельность, по российскому законодательству, может осуществляться:
с образованием юридического лица - коммерческой организации;
без образования юридического лица - индивидуальное предпринимательство.
Формы предпринимательства разнообразны и характерны как для юридических, так и для физических лиц. Различают индивидуальные, коллективные и корпоративные формы предпринимательства.
Если гражданин зарегистрирован как предприниматель без образования юридическою лица, то он считается индивидуальным предпринимателем с момента его государственной регистрации в данном качестве. При этом если предпринимательская деятельность осуществляется без привлечения наемною труда, то это считается индивидуальной трудовой деятельностью.
Если гражданин нанимает кого-либо для занятия избранным им видом деятельности, то это рассматривается как образование предприятия.
Индивидуальное предпринимательство связано с единоличным владением имуществом с целью получения личного дохода или прибыли.
Предприниматели-индивидуалы, выступая на рынке наравне с юридическими лицами, имеют право заниматься производством, оказанием услуг, осуществлять торговую, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную хозяйственную деятельность, не запрещенную законодательством.
Предприниматель может иметь счет в банке, свой товарный знак, пользоваться банковским кредитом. Для достижения основной цели всякого предпринимательства - получения прибыли предприниматель-индивидуал вправе заключать гражданско-правовые договоры на совершение различных сделок и привлекать работников по трудовым договорам. Эта форма предпринимательской деятельности связана с самым простым финансовым и налоговым учетом.
Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет и от своего имени, лично занимается управлением бизнеса и несет личную ответственность, самостоятельно принимает решения и несет риск потерь в случае банкротства. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда.
Преимущества индивидуального предпринимательства следующие:
Минимальная регламентированность со стороны государства;
Упрощенный порядок регистрации, ведения налогового и бухгалтерского учета и отчетности;
Клиенты лично известны предпринимателю и, следовательно, он может быстро реагировать на изменения их потребностей и вкусов;
Гибкость и оперативность в принятии решений;
Наличие стимула для напряженной работы (работает на себя). К недостаткам индивидуального предпринимательства относят:
Полную имущественную (субсидиарную) ответственность предпринимателя;
Ограниченность масштабов бизнеса рамками капитала (лимитирован личными средствами и возможностями займов);
Слабая конкурентоспособность, сильная зависимость от внешней среды.
Основными субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица. Юридическое лицо - организация, характеризующаяся следующими признаками:
Имеет обособленное имущество (в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении);
Отвечает имуществом по своим обязательствам;
Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
Может нести обязанности;
Может быть истцом и ответчиком в суде;
Имеет самостоятельный баланс или смету.
Всякая организация, чтобы быть признанной юридическим лицом, помимо формальных критериев (таких как обязательная регистрация учредительных документов) должна обладать в совокупности вышеназванными характеристиками.
Переход от государственной к рыночной организации экономики означает, что основным отличительным признаком юридического лица вместо организационного единства (определенным образом организованного коллектива) становится обособленное "персонифицированное" имущество.
Хозяйствует, конечно, не имущество, а люди, но именно наличие имущества позволяет, во-первых, уменьшить предпринимательский риск коммерсантов, создавших предприятие, поскольку не они, а юридическое лицо отвечает по долгам предприятия; во-вторых, гарантирует удовлетворение возможных требований кредиторов.
Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности или на ограниченном вещном праве - хозяйственного ведения или оперативного управления. Это означает, что предприятие не может теперь функционировать исключительно на базе имущества, полученного по договору аренды, имущественному найму или на основе заемных средств. Обязательны вклады учредителей юридических лиц в его уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал).
Предприятие, имеющее имущество в собственности, отвечает им по обязательствам.
Юридическое лицо вправе от своего имени заключать договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.).
Филиалы и представительства, наделяемые имуществом юридических лиц, создавших их, имеют баланс и субсчет в банке, но не вправе заключать договоры от своего имени. Руководители филиалов и представительств действуют исключительно от имени и по доверенности создавших их юридических лиц.
В зависимости от целей деятельности, юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Целью деятельности коммерческих предприятий является извлечение прибыли, некоммерческих - достижение социальных результатов, осуществление благотворительной деятельности, управленческих, культурных, образовательных функций и т.п. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью в рамках достижения уставных целей.
Предпринимательская деятельность осуществляется в определенной организационной форме. Под организационно-правовой формой подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных, экономических норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками коммерческих организаций, а также между коммерческими организациями и другими, внешними по отношению к ней субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.
Участие российского государства в хозяйствующих субъектах является одним из способов реализации государством в лице Правительства РФ и региональных администраций, а также местными органами власти правомочий собственника имущества в целях пополнения соответствующего бюджета, решения иных - общих для страны, региона, территорий - экономических и социальных задач.
В настоящее время можно говорить о основной форм участия в хозяйствующих субъектах: создание унитарного предприятия , имущество которого принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Организационно-правовая форма унитарного предприятия своим возникновением и становлением обязана особенности советского хозяйственного оборота. Появление в хозяйственном обороте юридических лиц - не собственников было вызвано тем, что государство как фактически монопольный собственник имущества и средств производства не могло эффективно хозяйствовать с ними непосредственно. Поэтому государство создало предприятия, сохранив за собой право собственности на их имущество и наделив их особыми вещными правами- право хозяйственного ведения или правом оперативного управления.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые предприятия получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения является более широким, нежели право оперативного управления, которое связано с возможностью дополнительной (субсидиарной) ответственности собственника-учредителя.
Унитарное предприятие - это государственное или муниципальное предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Унитарные предприятия принадлежат собственнику-учредителю целиком, без деления их имущества (или его части) на какие-либо вклады (паи, доли), в том числе между работниками. Имущество неделимо, что прямо подчеркивается термином "унитарное" в переводе с латинского - единство.
Собственник унитарного предприятия (в лице соответствующего органа уполномоченного распорядителя имуществом) в целях экономического стимулирования членов трудового коллектива может создавать разного рода "фонды участия в прибылях". В этом случае работники приобретают право собственности на денежные средства или иное имущество, полученное ими из этих фондов в соответствии с правилами их распределения.
Обязательное условие создания унитарного предприятия - наличие у него уставного фонда. Размер и порядок его образования отражаются в уставе, который является единственным учредительным документом.
В отличие от большинства других коммерческих организаций, унитарное предприятие имеет целевую правоспособность, а не общую. Объем и характер этой правоспособности должны быть прямо определены в уставе собственником-учредителем.
По своим обязательствам перед третьими лицами (контрагентами) унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом. Гражданский кодекс защищает права унитарного предприятия как обладателя ограниченных вещных прав на закрепленное за ним имущество и от посягательств третьих лиц, и от учредителя-собственника.
В процессе осуществления государственной экономической политики в силу различных причин возможен переход унитарного предприятия от одного публичного собственника к другому, т.е. смена собственника.
Небольшое количество государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности и работающих под жестким контролем государства, имеют статус казенных предприятий. Необходимость создания подобного рода коммерческих юридических лиц обусловлена наличием организаций, действующих в качестве производственных, от имени государства в целом. К числу таких предприятий относятся государственные производственные объединения, предприятия связи, некоторые оборонные предприятия и т.д.
В имущественном отношении положение казенного предприятия отчасти сходно с положением государственного (госбюджетного) учреждения. Но имеются существенные различия: учреждение финансируется собственником по смете, а казенное предприятие имеет самостоятельный баланс и само получает доходы от результатов своей деятельности.
Источниками формирования имущества и финансовых средств казенных предприятий являются:
Имущество, переданное ему по решению Правительства РФ для ведения основных видов деятельности;
Денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с государственным заказом;
Средства, выделенные из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов;
Часть доходов, получаемых в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности (в уставе конкретного завода указывается, какая именно часть доходов).
Темы докладов:
Производственный кооператив
Хозяйственные товарищества
Хозяйственные общества
Финансово-промышленные группы, холдинговые компании, некоммерческие организации
Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во
Их использование...21 3. Организация производства молока 3.1. Место отрасли в экономике хозяйства………………………………….....23 3.2 Анализ валового... многом зависит от организации производства и управления. Кризисное состояние нашей экономики сопровождается снижением...
Экономические формы и способы защиты заключаются в разработке инвестиционных программ занятости населения, в использовании рычагов налогово-кредитного регулирования по поддержанию предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих рабочие места для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, разработке системы материальных компенсаций в случае безработицы.
В России с июня 1992 г. государственным регулированием рынка рабочей силы занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Кроме государственной службы занятости существуют еще и негосударственные, коммерческие службы по трудоустройству. Чаще всего эти службы характеризуются направленностью своей деятельности на определенные слои населения, например молодежь, демобилизованных из вооруженных сил и т.п.
Эффективность организационных мер социальной защиты безработных зависит от развитости инфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличие институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех и других. Такими организациями могут быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации государственного посредничества в вопросах социального партнерства. Включение специальных органов в систему отношений субъектов рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий между ними, организовывать и регулировать политику занятости с помощью разнообразных экономических инструментов и правовых норм.
К правовым формам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.
Государство предоставляет постоянно проживающим на его территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости:
Свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда;
Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны ФСЗ;
В соответствии с заранее поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам учебных заведений подходящей работы;
Бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных учреждениях с выплатой стипендии;
Компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;
Возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;
Правовую защиту от необоснованного увольнения (КЗоТ РФ ст. 40, ФЗ «О занятости населения», ст. 12).
Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной политики в области содействия занятости:
Обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации прав на добровольный труд и свободный выбор занятости;
Развитие трудовых ресурсов;
Предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;
Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
Обеспечение социальной защиты в области занятости;
Создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поисках работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;
Сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
Поощрение работодателей, создающих рабочие места.
Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются граждане:
Работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;
Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе ИТД (включая фермеров, творческих работников), предприниматели, а также члены производственных кооперативов. Иногда возникают сложности при отнесении к числу занятых членов семей фермеров. Если фермерское предприятие зарегистрировано как семейное, принадлежащее членам семьи на основе права общей долевой собственности, то членов семьи фермера следует относить к занятым. Если же зарегистрировано ИТД одного из членов семьи, то считать других членов семьи занятыми нет основания;
Избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность в органах законодательной и исполнительной власти, а также в общественных организациях различного типа;
Военнослужащие любых родов войск, служащие в органах БД;
Трудоспособные учащиеся любых очных заведений, включая обучение по направлению СЗН;
Временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.д.).
Понятие «занятые граждане» является более широким по сравнению с понятием «работники». Работники – это один из видов занятых.
Поскольку принуждение к труду запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще, решает свободно только сам гражданин.
Если нужда не заставляет, человек может не связывать себя с выполнением оплачиваемой работы, а заниматься воспитанием детей, домашним хозяйством, общественной деятельностью.
Исключение делается для случаев, установленных законодательством. Это могут быть предусмотренные УК наказания за преступления в виде исправительных работ, которые назначаются на срок от одного месяца до одного года и отбываются в соответствии с приговором суда, либо по месту работы осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ. Из заработка осужденного производится удержание в размере, установленном судом (в пределах от 5 до 20 % заработка).
Таким образом, безработные являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработным относятся трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период соответствовали трем критериям:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
в) были готовы приступить к работе.
По методологии МОТ, при отнесении к безработным должны быть соблюдены все три категории.
Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.
Зарегистрированные органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия).
Проект реализован Автономной некоммерческой организацией “Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства ” по заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы.
Руководители проекта: Буев В.В., Шеховцов А.О.
Научный руководитель проекта: Шеховцов А.О.
1. Создание специально уполномоченного органа
1.1. Общие положения деятельности специально уполномоченного органа
1.2. Основные задачи специально уполномоченного органа
1.3. Функции специально уполномоченного органа
1.4. Права специально уполномоченного органа
1.5. Руководство и структура специально уполномоченного органа
1.6. Имущество специально уполномоченного органа
1.7. Реорганизация и ликвидация специально уполномоченного органа
1.8. Координационный совет при специально уполномоченном органе
2. Предложения по внесению изменений в федеральное и городское законодательство, регулирующее вопросы ответственности в сфере производства и оборота пищевых продуктов
2.1. Анализ федерального законодательства
2.1.1. Введение
2.1.2. Предложения по изменению мер ответственности за некоторые правонарушения в области производства и оборота пищевых продуктов
2.1.3. Предложения по введению новых составов правонарушений
2.1.4. Предложения по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с процедурой исполнения наказаний
2.1.5. Заключение
2.2. Анализ законодательства города Москвы
2.2.4. Заключение
2.3. Дифференциация нарушений обязательных требований
3. Разработка механизма стимулирования системы страхования профессиональной ответственности предпринимателей
3.1. Используемые понятия
3.2. Что страхуется
3.3. Добровольное и обязательное страхование
3.4. Обязательное страхование гражданской (профессиональной) ответственности предпринимателей на потребительском рынке
3.4.1. Общие положения
3.4.2. Договор обязательного страхования
3.4.3. Страховая сумма, страховые тарифы
3.4.4. Взаимоотношения страховщика, страхователя и потерпевших
3.4.5. Страховщики
3.4.6. Федеральный гарантийный фонд
3.4.7. Прочие положения
3.5. Страхование профессиональной ответственности саморегулируемых организаций предпринимателей добросовестных предпринимателей
3.6. Взаимное страхование
3.6.1. Общие положения
3.6.2. Сроки взаимного страхования
3.6.3. Обязательное взаимное страхование
3.6.4. Общества взаимного страхования
3.6.5. Договор взаимного страхования
3.6.6. Государственное регулирование взаимного страхования
3.6.7. Саморегулирование участников взаимного страхования
3.7. Заключение (краткие выводы)
4. Системы выдачи предпринимателям “Декларации о доверии”
4.1. Общие положения и цели внедрения “Декларации о доверии”
4.2. Участники системы выдачи Декларации
4.3. Перечень контрольно-надзорных органов, участвующих в Системе выдачи Декларации на территории г. Москвы.
4.4. Координирующий орган системы выдачи Декларации
4.5. Порядок выдачи Декларации
4.6. Срок действия Декларации
4.7. Статус держателя Декларации
4.8 Порядок проведения проверок держателей Декларации. Приостановка, возобновления действия и отзыв Декларации
4.9. Ответственность держателей Декларации за нарушение Декларации
5. Порядок создания и организации деятельности саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей
5.1. Необходимость создания саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей в целях повышения качества и безопасности производимой и реализуемой продукции
5.2. Основные понятия
5.3. Основные цели и функции саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей
5.4. Порядок создания и реорганизации и ликвидации саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей
5.4.1. Принципы создания и деятельности саморегулируемых организаций
5.4.2. Учредительные документы саморегулируемой организации
5.4.3 Реорганизация саморегулируемые организации
5.4.4 Порядок ликвидации саморегулируемые организации
5.5. Организационная структура саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей
5.5.1. Общее собрание членов саморегулируемой организации
5.5.2. Полномочия общего собрания членов саморегулируемой организации
5.5.3. Совет директоров саморегулируемой организации
5.5.4. Полномочия совета директоров
5.5.5. Председатель совета директоров саморегулируемой организации
5.5.6. Исполнительный орган саморегулируемой организации
5.5.7. Орган контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации
5.5.8. Органы по разрешению споров саморегулируемой организации
5.5.9. Порядок приема членов в организацию саморегулирования
5.5.10. Прекращение членства в саморегулируемой организации
5.6. Права и обязанности членов саморегулируемых организаций
5.7. Порядок аттестации саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей
5.8. Порядок регулирования проверок саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей
5.9. Возможности страхования профессиональной ответственности членов саморегулируемой организации
5.10. Условия приостановления аттестации или снятия статуса “саморегулируемой застрахованной” организации
5.11. Порядок получения саморегулируемой организацией “Декларации о доверии”
6. Создание информационного центра в целях повышения качества пищевой продукции, производимой на территории города Москвы и улучшения контроля за качеством
6.1. Обоснование необходимости создания информационного центра
6.2. Цели и задачи создания Информационного центра. Направления решения задач
6.3. Структура и функции Информационного центра
6.4.1. Создание и поддержание информационной системы общегородской дислокации предприятий
6.4.2. Создание и поддержание информационной системы о деятельности всех предприятий, вовлеченных в производство и реализацию продуктов питания на территории города Москвы
6.4.3. Создание и поддержание информационной системы о нормах, правилах и требованиях, предъявляемых к предприятиям
6.4.4. Создание и поддержание информационной системы, содержащей сведения о размещении государственных и муниципальных заказов, порядке проведения и условиях участия в конкурсах на их получение
7. Меры по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий
7.1. Необходимость реализации мер по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий
7.2. Внедрение механизмов лизинга
7.3. Механизм создания “Лизинговой биржи”
8. Создание центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов
8.1. Необходимость создания Центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов
8.2. Порядок создания и аттестации центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов
8.3. Организационная структура центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов
8.4. Механизм функционирования центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов
Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Введение. Необходимость разработки и структура программы
Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий производителям для выпуска продукции (товаров), оказания услуг высокого качества являются постоянной заботой государства. При этом методы и способы, степень участия государства в регулировании этого процесса не являются неизменными, отражая характер экономики. Решение этой задачи достигается путем улучшения качества материалов, совершенствования технологии производства, а также производственного и государственного контроля качества и безопасности выпускаемой продукции.
Немаловажная роль при этом отводится правовым средствам обеспечения надлежащего качества продукции путем установления различных мер экономического и морального поощрения, порядка нормирования государственных требований к качеству выпускаемой продукции, осуществления государственного контроля за соблюдением государственных требований, установления эффективных мер ответственности должностных лиц и самих организаций, производящих или реализующих продукцию.
В настоящее время ситуацию в области обеспечения качества производимой и реализуемой продукции нельзя оценить однозначно. Несмотря на то, что существуют позитивные тенденции, остается достаточно много проблем. Решение этих проблем требует реализации комплексных мер организационного, правового, экономического характера, которой невозможно добиться без тесной координации всех вовлеченных в этот процесс сторон.
Проблема повышения качества продукции разделяется на 2 основные составляющие: проблема повышения контроля за качеством и проблема внедрения различных экономических механизмов, способных стимулировать процесс повышения качества производимой и реализуемой продукции.
При этом меры, направленные на повышение качества производимой и реализуемой продукции, должны содержать также информационную поддержку уполномоченных органов и предпринимателей и кадровое обеспечение субъектов предпринимательства.
В рамках данной программы предполагается реализация следующих мер, направленных на повышение качества продукции, производимой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы:
Организационного характера. Включают создание специально уполномоченного органа, обеспечивающего проведение государственной политики в области повышения качества продукции, вырабатываемой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы. Предлагается сформировать при этом органе Координационный совет, в который войдут представители всех органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность на территории г. Москвы (федеральных и городских), а также других органов, участие которых в Координационном совете необходимо для реализации координированной политики, направленной на повышение качества продукции, вырабатываемой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы.
Правового характера. Включают разработку предложений по внесению изменений в федеральное и городское законодательство, регулирующее вопросы ответственности в сфере производства и оборота пищевых продуктов.
Экономически – организационного характера. Включают: разработку механизма стимулирования системы страхования профессиональной ответственности предпринимателей; разработку системы выдачи предпринимателям “Декларации о доверии”; разработку порядка создания и организации деятельности саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей.
Финансовой и имущественной поддержки. Включают разработку комплекса мер по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий.
Информационной поддержки. Включают создание информационного центра в целях повышения качества пищевой продукции, производимой на территории города Москвы и улучшения контроля за качеством.
Кадрового обеспечения. Включают создание центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевой продукции.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ комплекс правовых, организационных, экономических, инженерно-технических, эколого-защитных, санитПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
комплекс правовых, организационных, экономических,
инженерно-технических, эколого-защитных, санитарногигиенических, санитарно-эпидемиологических и
специальных мероприятий, направленных на
организацию наблюдения и контроля за состоянием
окружающей среды и потенциально опасных объектов,
прогнозирование и профилактику возникновения
источников чрезвычайной ситуации, а также на
снижение масштабов возможной чрезвычайной
ситуации и подготовку к её ликвидации.
Способы и средства защиты от ЧС
Способы защиты– пути достижения
целей защиты
человека от
опасных(поражающи
х) факторов
чрезвычайных
ситуаций.
Средства защиты –
то, чем достигаются
способы защиты от
чрезвычайных
ситуаций.Система мониторинга - это открытая
информационная система, приоритетами
функционирования которой является защита
жизненно важных экологических интересов
человека и общества, сохранение природных
экосистем; предотвращение кризисных
изменений экологического состояния
окружающей среды и предотвращение
чрезвычайных экологических ситуаций.
Система мониторинга направлена на:
экологическом
- повышение уровня изучения и знаний об
состоянии
окружающей среды;
- повышение оперативности и качества информационного обслуживания
пользователей на всех уровнях;
- повышение качества обоснования природоохранных мероприятий и
эффективности их осуществления;
- содействие развитию международного сотрудничества в области охраны
окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и
экологической безопасности.
Основными задачами субъектов системы мониторинга являются:
- долгосрочные систематические наблюдения за состоянием окружающей
среды;
- анализ экологического состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений; - информационно-аналитическая поддержка принятия ре
- анализ экологического состояния окружающейсреды и прогнозирование его изменений;
- информационно-аналитическая поддержка
принятия решений в области охраны окружающей
среды, рационального использования природных
ресурсов и экологической безопасности;
- информационное обслуживание органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, а также обеспечение
экологической информацией населения страны и
международных организаций.
.
Управление рисками ЧС - основанная на анализе рискацеленаправленная деятельность органов государственной
власти и управления всех уровней, органов местного
самоуправления, организаций, предприятий и граждан по
реализации наилучшей из возможных систем взаимосвязанных
мер по уменьшению рисков ЧС до уровня, который общество
считает приемлемым исходя из существующих ограничений на
ресурсы и время.Оповещение населения о
чрезвычайной ситуации
Сущность способа:
Доведение до населения
единого сигнала
оповещения «Внимание
всем»
Информирование
населения о
чрезвычайной ситуации
Что используется
для достижения
цели:
Сирены,
производственные и
транспортные гудки
Средства массовой
информации и связи
Эвакуация
Вынужденоеперемещение людей в
безопасные
места(районы)
Муниципальный
или личный
транспорт
10. Укрытие
Занятие ииспользование
специальных или
приспособленных
защитных
сооружений
Убежища, подвалы,
цокольные
помещения зданий,
простейшие
укрытия, элементы
рельефа
местности
11. Использование ИСЗ
Применениеиндивидуальных
средств защиты
кожи, органов
дыхания,
медицинских
средств
Защитная одежда и
обувь,
противогазы,
респираторы,
ватно – марлевые
повязки, аптечки
индивидуальные
12. Поисково – спасательные работы
Выполнениеработ по поиску и
спасению людей в
очагах поражения
Силы и средства
поисково –
спасательных
формирований
13. Аварийно спасательные и восстановительные работы
Восстановлениеобъектов
производственной
и социальной
инфраструктуры
Силы и средства
аварийных
формирований
МЧС и местных
органов власти,
организаций
14. Медицинская помощь
Оказание первой,врачебной и
специализированн
ой медицинской
помощи
пострадавшим в
чрезвычайной
ситуации
Силы и средства
медицинской
службы
15. Гуманитарная помощь
Обеспечениепострадавших в
ЧС всем
необходимым для
нормальной
жизнедеятельнос
ти
Продовольствие,
одежда,
медикаменты,
денежные
средства,
временное жилье…
16. Поддержание правопорядка
Обеспечениеобщественного
порядка в зонах
ЧС, на путях и в
зонах эвакуации
Подразделения МВД
Украины, местных
органов власти,
общественных
организаций
17. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций
Изучение снаселением
различных
способов и
средств защиты
от ЧС
Средства обучения
по месту работы,
учебы,
жительства в
системе ГЗ
18. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
Профилактическиемеры по
предупреждению или
снижению
вероятности
опасных последствий
ЧС
Силы и средства в
зависимости от вида
ЧС. Проводится
заблаговременно в
повседневной
деятельности