clean-tool.ru

Игровая программа подводное царство нептуна. Сценарий праздника «Путешествие в подводное царство

Организация: ГБДОУ «Детский сад № 69»

Населенный пункт: Республика Крым, г. Севастополь

Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений.

Задачи:

  1. Совершенствование способности детей проявлять выносливость и силу во время выполнения заданий.
  2. Обучение проявлению самостоятельности, смелости, доброжелательности.
  3. Создать радостное настроение детей во время праздника.

Ход развлечения

Праздник для детей среднего и старшего возраста состоит из 3 этапов. На каждом этапе разработана соответствующая остановка с конкретными целями, задачами и заданиями для детей.

1 ОСТАНОВКА.

Участок с обустроенной стилизованной ракушкой.

Детей встречает морская царевна с приветствующей речью:

Здравствуйте дорогие Ребята! Ну что, вы готовы отправится в путешествие?

Морская царевна достаёт настоящую ракушку и даёт детям послушать. Из ракушки доносится чей-то голос с просьбой о помощи.

Голос из ракушки:- Мальчики и девочки, в нашем подводном царстве случилась беда. Вдруг из глубины морской появились два пирата-проказника и начали загрязнять наше море. Мы не в силах сами с ними справится. Давайте соберем все наши силы и прогоним этих хулиганов.

Для этого вам необходимо разделиться на две команды. А для того, чтобы узнать, что это за команды необходимо выполнить первое задание.

Задание «Собери пазлы»

Дети делятся на две команды и в соревновательном виде собирают большие пазлы с изображением китов и дельфинов. После этого воспитатель помогает детям выбрать в какую команду пойти. Команда 1- «Дельфины», Команда 2 «Киты».

Морская царевна: спасибо вам ребята, за то что так мужественно согласились помочь нам победить этих хулиганов и очистить наше море. А теперь давайте с вами поиграем.

Эстафета «Ловись рыбка и мала, и велика»

Дети делятся на две команды. В тазах лежат мячики («морские ежи») и рыбки по количеству игроков. А напротив стоят корзины. По команде ребенок берет рыбку или «морского ежа» из таза, бежит и бросает в корзину, возвращается назад, передаёт эстафету следующему.

После окончания игры дети отправляются на станцию № 2.

Песочница накрыта голубой тканью и символизирует море.

Сюрпризный момент: под веселую музыку появляется золотая рыбка.

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка. (золотая)

Золотая рыбка: Здравствуйте, ребята! Кажется, я попала в подводное царство?

Дети: Да, у нас подводное царство, и много рыб.

Золотая рыбка: как здесь много обитателей. Здорово у вас тут! Я приплыла к вам, чтобы попросить у вас о помощи. Злые пираты выбросили в наше море много мусора, и оно стало грязное, и в нём нельзя больше плавать. Помогите мне, пожалуйста, очистить море от ненужных предметов.

Игровое задание: «Очисть море»

- Вот какое море –

Без конца и края.

На песчаный берег

Волны набегают.

Перестанет ветер

На море сердиться.

Станет видно, кто там

В глубине таится.

На синем полотне, изображающем море разбросан разнообразный бросовый материал. Детям необходимо рассортировать его и положить в заранее подготовленный контейнер. Воспитатель ставит перед детьми два контейнера с изображение пластмассы и металла. Дети под музыку выполняют задание.

Золотая рыбка: Ой, ребята, какие вы молодцы! Какое у нас теперь чистое море, и я теперь могу здесь плавать. А за то, что вы мне помогли, я хочу поиграть с вами в одну интересную игру.

Проводится игра «Море волнуется РАЗ»

Станция № 3 «В гостях у морского царя».

Нептун:

Я владыка всех морей и океанов,

Рек больших и речушек малых,

Всех болот, омутов и затонов,

Всех прудов, озер, водоемов.

Добрый день, девчонки и мальчишки,

Тихони и шалунишки.

Рад Вас видеть веселыми и здоровыми,

Скромными и проворными.

Вижу, дружные у вас команды! Сейчас я проверю вас, ребята, на аккуратность. Хоть в моих морях воды и много, мне, Морскому повелителю, ужасно не нравится, когда воду зря льют. Сможете ли вы ни капли воды не пролить?

ЭСТАФЕТА «НЕ РАСПЛЕСКАЙ ВОДУ»

Участвуют две команды по 5 человек. У первых в руках по ведру, наполовину наполненные водой. По сигналу первые участники бегут до фишки и обратно, стараясь не расплескать воду, и передают ведро следующему игроку. Побеждает команда, первая закончившая эстафету и пролившая меньше воды.

Нептун : В моем море плавает много рыб. Каких рыб вы можете назвать? (ответы детей). Сегодня мои рыбки принесли загадки. (Читаем загадки, написанные на бумажных рыбках).

Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где это бывает? (В море)

А почему в море нельзя напиться? (дети отвечают)

Правильно, ребята, морская вода соленая и не пригодна для питья.

По морю идет, идет,

А до берега дойдет.

Тут и пропадёт.( волна)

В глубине морской живет

Чудо – юдо «многоног».

Восемь ног у чуда - юда.

Он зовется… (осьминог).

Через море – океан

Плывет чудо - великан

А из чудо – великана

Вырывается фонтан. (кит).

Страшная, зубастая,

Хищница опасная.

В море синем шмыг да шмыг,

Все подряд глотает вмиг. (Акула

Под водою быстро мчится,

Над водой парит как птица.

Житель теплых он морей,

Верный спутник кораблей. (Дельфин)

Нептун: спасибо милые друзья,

Повесили вы меня. Ну, а мне уже хочется покоя…

Отправляюсь я на дно морское

До свидания!

Дети прощаются с Нептуном, а воспитатель подводит итог.

Воспитатель: ну что дорогие ребята сегодня мы побывали с вами в очень интересном путешествии, а кто мне скажет, куда мы с вами сегодня отправились- ответы детей.

БОЛЬШАЯ МОРСКАЯ ПРОГУЛКА.

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Оформление: гирлянда из флажков.

Ведущий. «По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там». Все! Хватит зимы! На юг! В морское путешествие! Отправляемся на большую прогулку! Надо снарядить 5 кораблей и придумать название своим кораблям. Помните, в мультфильме про капитана Врунгеля такой девиз: «Как корабль назовете, так он и поплывет»?
Далее набираем свои команды, в составе которых должны быть капитан, старший помощник, штурман, радист, боцман, кок, матросы. Участники придумывают свои эмблемы.

Звучит танцевальная мелодия. За время ее звучания участники игры разбиваются на 5 команд, придумывают название своему кораблю, выбирают состав команды.

Ведущий. Итак, знакомимся с нашей эскадрой: корабль - (дети хором называют название и т.д.)
Итак, мы отплываем. Приглашаю сюда капитанов. Капитан - самый главный человек на корабле, самый опытный моряк.

Конкурс «Капитаны»

Ведущий. Вам предлагается ответить на вопрос теста:

1. Сколько метров составляет одна морская миля:

  • 1500;
  • 1853.

2. Глубина, на которую погружается судно в воду, называется:

  • посадка;
  • осадка;
  • оснастка.

3. Батометр - это прибор для измерения:

  • кровяного давления;
  • атмосферного давления;
  • для взятия проб воды.

4. Большие гонки спортивных судов называются:

  • регата;
  • аркада;
  • эскадра.

5. Банка у матросов - это:

  • окно;
  • стена;
  • скамейка.

Ведущий. Перед вами словарик морских терминов. Расшифруйте, что значит...

  1. Лоция (список опасных мест).
  2. Аврал (работа для всей команды).
  3. Риф (подводная скала).
  4. Сходни (мостик, по которому сходят на берег).
  5. Штиль (полное безветрие).
  6. Трюм (помещение для груза).
  7. Переборка (стена).
  8. Швартовы (веревка, которой судно привязывают к причалу).
  9. Камбуз (корабельная кухня).
  10. Курс (направление движения судна).

Каждый капитан получает жетоны. Объявляется общий танец.

Конкурс «Старпомы»

Ведущий. Старпомы отвечают за погрузочно-разгрузочные работы. Вам нужно расставить кегли, чтобы они не упали. (Ставить кегли нужно на подвешенную за все 4 угла площадку. Изначально, она должна висеть ровно. Или придумайте свой вариант расстановки кегель). Кто быстрее? Разрешается брать по одной кегле из общей коробки.

Проводится конкурс.

Конкурс «Штурманы»

Ведущий. Штурман прокладывает курс, по которому затем движется корабль.
Задача наших штурманов - провести игрушечный кораблик между кеглями, не сбив ни одной туда и обратно. Кто быстрее?

Конкурс «Коки»

Ведущий. По-моему, все матросы немного проголодались. Как там у нас на камбузе? Приглашаю коков ко мне. Для начала наловим рыбки, чтобы побаловать свою команду славной ухой. Задача коков - набросить удочку с кольцом на кеглю. Кто поймает больше?

Проводится конкурс.

Конкурс «Боцман»

Ведущий. Боцман на судне командует моряками и делает это с помощью свистка. Каждый боцман получает свисток. Ему надо просвистеть песню, чтобы команда узнала мелодию.

Проводится конкурс.

Конкурс «Радист»

Ведущий. Приглашаю на палубу радистов. Вам надо передать радиограмму своей команде, используя только мимику и жесты. Команда должна угадать, о чем идет речь.

Список радиограмм

  1. Получил радостное известие с берега. Сын капитана сдал экзамен на 5. Просит привезти из плавания большую ракушку.
  2. Корабль попал в шторм. Оторвался якорь. Видим впереди риф. Помогите.
  3. Возвращаемся в порт. Забыли груз - 10 ящиков. Встречайте.
  4. Попали в штиль. Задерживаемся на 2 недели. Скоро закончится продовольствие.
  5. Человек за бортом. Кидаем спасательный круг. Прыгаем сами. Спасен.

Проводится конкурс. Объявляется общий танец.

В сценарии участвуют: Ведущий, Жемчужница, Морские Коньки, Ершик, Морская Звезда, Рак, Щука, Золотые Рыбки, Ученик, Коля-рыболов.

Зал, где проводится праздник, имитирует морские глубины, здесь должны быть водоросли, обитатели вод (рыбы, осьминоги), подводные гроты и т.д.

На сцене большое панно, на нем Нептун бродит по морскому дну. А вокруг него плавают разные рыбы и множество различных моллюсков.

Дети под музыку входят в зал. У входа их встречает «стража» - ребята, одетые в костюмы морских коньков (зеленые или коричневые костюмы), на голове – шапочки в форме силуэта морского конька, в руках – пики.

Морские коньки, после того как встретят детей, выстраиваются перед сценой, приветственно поднимают пики и трижды ударяют ими о пол. На сцене появляется одна из ведущих – Жемчужница. (Старшеклассница в ярком морском платье, на голове корона в виде жемчуга.)

Жемчужница. Здравствуйте, дорогие гости! Я, Жемчужница, рада вас видеть в нашем подводном царстве! Знаю, привело вас сюда желание узнать как можно больше об обитателях голубых просторов. Добро пожаловать!

Первый морской Конек . Здесь вы встретите много диковинных растений и таинственных живых существ.

Второй морской Конек. Наш подводный лес – край загадок и чудес. Чтобы в лесу не заблудится, надо дружно потрудиться. Готовы ли вы, ребята, к такому путешествию? Дети. Готовы!

Вбегает Ершик-вопросик. (На темном костюме большой круглый воротник с чешуйками. На груди от воротника до пояса прикреплен знак вопроса – аппликация из белой плотной бумаги или ткани. Знак вопроса вырисовывается на костюме. Головной убор: на голубой полоске бумаги, которая крепится вокруг головы - ярко раскрашенный ершик ).

Ершик. Что случилось? Где я? Почему в нашем подводном царстве так шумно? Что? Где? Почему?

Жемчужница. Успокойся, малыш! Эти ребята – наши друзья. Они прочитали много книг о подводном мире. Но хотят знать еще больше. Давай им поможем. Но вначале познакомься с ребятами.

Ершик. Здравствуйте, ребята! Я – Ершик. Но почему-то меня все зовут «Вопросик». Вы не догадываетесь почему? (Дети отвечают .) Да, я очень быстрая рыбка. Много плаваю, много вижу и чем больше вижу, тем больше хочу знать. Вот я и задаю всем вопросы. Это так интересно! Правда, морские коньки надо мной смеются. Они любят подолгу оставаться на месте, закрепившись своим хвостиком за водоросли, и, удобно на них устроившись, часами остаются в неподвижном состоянии. У них хвост – это якорь. (Показывает на коньков, которые уселись на край сцены .)

Жемчужница. Не обращай на них внимания, малыш, пускай они смеются. Лучше посмотри, под каким девизом провели ребята поиск интересного материала.

Жемчужница читает вслух плакат: «Если будешь ты любознательным, то будешь многознающим».

Ершик. Замечательные слова! Я хочу много знать. Только вот беда, читать я не умею, а здесь столько интересных книг!

Жемчужница. Зато эти книги прочитали ребята и сумеют ответить на твои вопросы, как бы много их не было.

Ершик. Хорошо! Тогда послушайте, ребята, мои вопросы!

Он в самом омуте живет

Хозяин глубины,

Имеет он огромный рот,

И глазки чуть видны. (Сом .)

Сколько лет может прожить щука? (До 300 )

Ребята, может быть, вы и пословицы морские знаете?

Дети. Где щуки нет, там карась хозяин.

На широкой речке - рыба в узких местах, на узкой – в широких.

В глубокой речке - лови на мели, в мелкой – в омуте.

Жемчужница. Молодцы, ребята! Хорошо справились с вопросами Ершика. Доволен ли ты, Ершик, ответами ребят?

Ершик . Очень! Даже весело стало, поиграть захотелось.

Жемчужница . Пожалуйста! Игра называется «Капризная ноша». Играют две команды по пять человек. Перед каждой командой – озеро. На расстоянии пяти – семи шагов от него – второе. В первом озере плавает пять безымянных рыбок. Каждый член команды ловит (рукой ) рыбку, карандашом подписывает на ней название, не выпуская карандаша из правой руки, укладывает рыбку на удочку (палка метровой длины ) и несет рыбку на удочке левой рукой до второго озера. Бегом возвращается, передает карандаш второму члену команды и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее перенесет рыб и правильно определит их названия.

Проводится игра. Команда-победительница награждается призами.

Ершик . Хоть и весело, друзья, но в дорогу нам пора! Прокатиться бы нам в глубины морские, в гости к морской звезде…

Да вот вопрос …, на чем?

Первый морской Конек. Эй, ребята-молодцы! Подводные коньки! Долго ли нам тут сидеть? Потешим гостей, с песнями да плясками прокатим их по морским просторам!

Звучит музыка. Дети исполняют танец.

Появляется Морская Звезда.

Морская Звезда.

Добрый день или добрый вечер

Всем друзьям сказать хочу.

И порадоваться встрече,

Я, конечно же, спешу.

Как вы добрались? Не заблудились? Ведь мои владения в 2,5 раза больше суши. Но человека давно влекут тайны глубин, и, может быть, настанет тот день, когда он построит себе жилища под водой. Представим себе на минутку. Под водой города и поселки, на грядках – капуста и огурцы, в лесах – ежи, у домов – коровки и бычки. Так как это будут мирные жители, то меч и саблю они сдадут в музей на хранение.

Ершик. Спасибо, Морская Звезда, за интересный рассказ, но мне показалось, что рассказ ваш с секретом. Ребята, вы не догадались, в чем секрет рассказа?

Дети называют растения: морскую капусту и морской огурец; рыб: ежа, бычка, коровку, пилу, меч, саблю.

Морская Звезда. А сумеете ли вы найти их на рисунках, которые висят в вашем зале? (Дети называют и показывают морские растения и рыб .) И это задание вам, оказалось, по плечу. Молодцы ребята. А других обитателей морских глубин изобразите сами, так, как вы их представляете.

Вызывается несколько человек, они получают пакет. В нем коробка фломастеров, лист бумаги на планшете и на каждом листе название морских животных или растений.

А теперь сравните свои рисунки с тем, как выглядят подводные обитатели, которых вы изображали, на самом деле. (Показывает рисунки.)

Ребята, для вас я приготовила приятный сюрприз. Вот он! (Тревожно ищет и не находит .) Да где же он? Морские Коньки, вы не видели?

Из-за сцены высовывается клешня. С другой стороны – пасть щуки. Затем одновременно появляются Рак и Щука.

Рак. Ха-ха! Не видать вам сюрприза! Не видать! Это мы, водяные разбойники, похитили его!

Щука. Быть по сему! Мы спрятали его надежно и зорко будем беречь! (Рак и Щука усаживаются на противоположных сторонах сцены .)

Морская Звезда (обращаясь к ребятам ). Ребята! Что же нам делать? Как узнать, куда спрятали они сюрприз?

Дети высказывают свои предположения.

Ершик. А я вот что придумал! Надо, во-первых, внимательно за ними следить, вдруг они выдадут то место, куда спрятали сюрприз, а во-вторых, надо отвлекать их внимание. Придумать бы что-нибудь такое, чтоб они глаз от нас оторвать не могли!

Морская Звезда. Это можно! Эй, золотые рыбки! Выручайте нас! (Золотые рыбки медленно танцуют .)

Грациозно, плавно

Рыбки закружились,

А потом с волною,

Весело резвились.

Жемчужница. Что-то Ершик наш призадумался. Не хочет ли он задать вопрос?

Ершик. Где у рыбки глазки? Где у рыбки хвост?

Жемчужница. Что за странные вопросы ты задаешь?

Ершик. Это не вопросы, это игра такая. Она называется «Веселый художник»

Для игры выбирают двух ребят. Им завязывают глаза и подводят к мольбертам. Перед мольбертами – коробочка с цветными мелками. По команде Ведущего ребята должны взять мелки и нарисовать ту часть рыбки, которую назовет Ведущий. Затем выполнить действия, предложенные им, и продолжить рисунок.

Жемчужница. Итак, внимание! Возьмите мелки, нарисуйте глаз рыбы. Положите мел на место. Сделайте поворот кругом! Еще раз! Возьмите мел и нарисуйте плавник. Теперь смените мел. Нарисуйте чешуйки! Хорошо! Присядьте два раза. Нарисуйте тело. Два шага назад, два - вперед. Смените мел. Нарисуйте хвост. Откройте глаза. Ай, да веселые рыбки у вас получились! Вот уж действительно: «Где у рыбки глазки? Где у рыбки хвост?»

Морская Звезда (обращаясь к Щуке, которая сидит на сцене ). Что ты Щука, так на Рака пристально смотришь, глаз не сводишь? Соскучилась, что ли?

Щука. Нет. Это, Рак на меня посматривает, лучше бы слушал, что про меня рассказывают.

Рак . Вот еще! Очень нужно мне про тебя слушать! Вот если бы они про меня рассказали, а то про щуку – эка невидаль!

Морская Звезда . Ребята, а не назовете ли вы мультфильмы, где действуют вместе Щука и рак? (Дети называют мультфильм «Бобры идут по следу» и басню Крылова «Лебедь, Щука и Рак». )

Рак. Хорошо бы басню послушать!

Ребята читают в лицах басню Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Во время чтения Рак проявляет беспокойство. Щука напротив, довольна.

Щука. Оказывается, это очень приятно - слушать про себя. А не знаете ли вы еще что-нибудь интересное, да чтоб про меня, про Щуку, там хоть что-нибудь было?

Дети рассказывают истории из серии «Это интересно»,

Завершают выступления чтением рассказа «Заслуженная Щука».

Ученик. «Жила-была в озере Щучьем известная всем щука. Не размерами она была знаменита, а своей неуловимостью: то в корягу леску запутает, то зубами перехватит. Уж сколько рыболовов за ней охотилось – все впустую. И вдруг все разом кончилось. Суровая и малоснежная выдалась зима. Вода чуть не до дна промерзла. Много рыбы задохнулось под водой. Когда лед растаял, нашли на мелководье и заслуженную щуку. Девять блесен впилось ей в рот. Вот сколько рыболовов перехитрила щука! Очень жалели рыбаки, что не спасли щуку зимой…

Жемчужница. Ребята, а вы знаете, как можно было спасти щуку и других рыб в водоеме? (Ребята отвечают: «Надо было прорубь сделать» ).

Щука (плача ). Ах, какая грустная история. Но, оказывается, и меня люди не всегда бранят…. А ведь тоже пользу приношу, хотя и зовут хищной рыбой. Я подводный санитар, так как уничтожаю заболевшую рыбу и так очищаю водоемы.

Рак. То это ты расхвасталась! Подумаешь, ребята про нее много знают! Зато они о других рыбах ничего не знают.

Ершик. Нет, знают!

Рак. Нет, не знают! Давай, я проверю! Встаньте все и слушайте меня внимательно. Если я буду называть морскую рыбу, вы должны поднять руки над головой и хлопнуть в ладоши,

Если я назову пресноводную рыбу – присесть. Если ребята не ошибутся, значит, они действительно любознательные и много знают.

(Отворачивается в сторону и шепчет: «Как бы мне их запутать? Ах, вот как, придумал» ).

Ребятки, ребятки! Вы можете сами даже и не думать! Как только рыба будет морская, я подниму клешню, вы и хлопайте! Итак, начали!

(Рак называет рыб: вьюн, треска, карась, судак, бычок, язь и т.д. Во время игры он иногда поднимает клешню неверно, чтобы запутать ребят. Но ребята не поддаются на его хитрость .)

Рак. Плохи мои дела! Не поддались мне ребята, сумели отличить морских и пресноводных рыб. Может, вы и аквариумных рыб знаете?

Морская Звезда . Они не только знают их, но даже изобразили их на своих рисунках. (Морская Звезда показывает рисунки, дети рассказывают о любимых рыбках.)

Рак . Книги читают, загадки разгадывают, играть умеют, танцевать тоже…. Вот только петь, наверное, не умеют.

Ершик. Ошибаешься, Рак! Умеем мы и петь. Смотри и слушай. (Дети поют и инсценируют песню «Коля-рыболов» .)

КОЛЯ-РЫБОЛОВ

Где ты, Коля пропадал?

Весь отряд тебя искал.

Ты до нитки вымок в день сухой,

И узнать хотим мы, что с тобой?

Рыбачил!

Коля, Коля-рыболов,

А велик ли твой улов?

Часто ли окунался поплавок,

Кто тебе попался на крючок?

Разве, Коленька, не лень

Над рекой сидеть весь день?

Знать, была охота велика,

А поймал, всего-то, окунька.

Во какого!

Видно, очень он большой,

Раз не смог забрать с собой?

Мы помочь сумеем, не тужи,

Окуня скорее покажи!

Потерял!

Коля, Коля, дорогой,

Все же ты рыбак плохой,

Любишь, к сожаленью, сочинять,

Но за сочиненье ставим «пять»!

А ну вас! (Уходит.)

Рак. Подумаешь – умеют петь! Зато наблюдать не умеют. Пока они тут пели и играли, у них не стало одного из друзей, а они даже не заметили! Ха-ха-ха!

Ершик. Беда! Беда! Кого-то еще упрятали эти злодеи. Кого же среди нас нет, ребята? (Дети обнаружили отсутствие Жемчужницы .) Что же делать? Как быть? Искать сюрприз, который приготовила для нас Морская Звезда, или нашего друга Жемчужницу? (Дети дружно решают спасать Жемчужницу .) Тогда все на поиск! Может быть, мы отыщем ее следы?

Дети разбегаются по всему залу, а кто-то из них находит пакетик с крупинками речного песка и записку-загадку: «Кто ногой идет, ногой и слушает?» (Жемчужница. Моллюск .)

Морская Звезда. А какое отношение могут иметь эти песчинки к Жемчужнице? (Дети отвечают, что когда в жемчужницу попадает песчинка, вокруг нее и вырастает жемчужина. )

Морская Звезда . Значит мы на верном пути.

Раздаются звуки музыки, и появляется Жемчужница. Она несет огромную раковину. Рак и Щука в страхе убегают.

Жемчужница. Спасибо, дорогие друзья, что не оставили в беде. (Кланяется ребятам .) Хочу и вас отблагодарить. (Нажимает на раковину. Она медленно открывается. В ней – книги для ребят .) В память об этом празднике, где у нас появилось столько любознательных, веселых и добрых друзей, примите эти памятные подарки!

Все участники утренника исполняют песню «Улыбка» и под музыку уходят из зала.

«В подводном царстве»

Познавательно- игровая программа для учащихся 2 классов.

Задачи:

    познакомить с разнообразием мира морей, океанов и рек;

    показать неразрывную связь человека с природой;

    пробуждать интерес к изучению тайн природы.

Ход занятия.

Ведущий : Велик и интересен животный мир морей и океанов, рек, озёр, прудов. Мы поговорим о рыбах. У нас очень часто возникают вопросы: Как они там живут? Почему не задыхаются под водой? Как передвигаются без ног и крыльев?

На земле около 200 тысяч видов рыб. Рыбы- дети воды: где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!

Что ни рыба, то своя, особая форма тела, свой цвет и свой размер. Тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые, как мячик, крохотные - с муравья и огромные - больше слона. То есть, размеры рыб самые разные: от 1 см. до 20 метров. Есть рыбы травоядные, как овцы и козы, и есть хищные, как тигры и львы.

Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, и это облегчает им плавание. Жабры извлекают из воды нужный для дыхания кислород. Хвостовой плавник-весло движет рыбу в воде. В особых камерах в голове плавают камешки - отолиты, они помогают рыбе сохранять равновесие.

Есть у рыб плавательный пузырь - ни у кого, кроме рыб, его больше нет! Он помогает рыбам нырять, всплывать и парить в воде. И даже «разговаривать»! И есть ещё удивительный орган - боковая линия. Она позволяет рыбам видеть без глаз и слышать без ушей. У нас с вами пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. А у рыб шесть: ещё и чувство боковой линии. Хищника не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение - боками!

Наука, изучающая рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ. А люди, которые занимаются этой наукой - ИХТИОЛОГИ.

Какие бывают рыбы? Чтобы узнать, какие есть названия рыб, нам помогут книги:

Н. Сладкова: «Рыбы», «Подводная газета»;

С. Сахарнова: «В мире дельфина и осьминога».

Задание:

1. Записать в тетрадь названия книг.

2. Записать названия рыб.

О рыбах, загадочных и таинственных, написаны стихи. Послушайте одно из них.

Рыбка

Рыбка, рыбка - ласточка речная!

То мелькнёшь ты на холме волны,

То, траву у берега качая,

Солнышком блеснёшь из глубины.

А когда в реке тебе взгрустнётся -

Выплывешь на тоненькую мель,

И невольно с губ твоих сорвётся

Пузырьков задумчивая трель…

Т. Белозеров.

Сейчас вам, ребята, следует быть очень внимательными, чтобы отгадать загадки.

Загадки

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба)

Приманку сорвала

И, не сказав «спасибо»,

Куда-то уплыла

Невежливая … (Рыба)

Вильнёт хвостом туда-сюда,

И нет её, и нет следа. (Рыба)

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт. (Рыба)

Его ведь даже щука

Не может проглотить. (Ёрш)

Он в иголках, словно ёж,

Как зовётся рыба? (Ёрш)

Он в самом омуте живёт,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (Сом)

Опасней всех в реке она.

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом, такая злюка!

Конечно, это … (Щука)

В реках, старицах, озёрах

Много зарослей, в которых

И в карьерах обитает

С промерзающей водой.

И серебряный бывает,

И бывает золотой. (Карась)

Ребята, у вас было домашнее задание: познакомиться с книгами о рыбах. Надеемся, что вопросы викторины не вызовут у вас сильных затруднений.

Викторина «В гостях у Золотой рыбки».

1. У кого оба глаза на одном боку?

(у взрослой рыбы камбала)

2. У кого рот на брюхе

3. Какая лисица хвостом рыбу глушит?

(акула - лисица)

4. Какая собака не лает?

(Рыба -собака: она не лает, но кусается крепко, может откусить палец. Икра и печень рыбы - собаки ядовиты.)

5. Какая рыба для икры вьёт гнездо?

(колюшка)

6. Кто плавает хвостом вперёд?

(мальки горбуши)

7. Кто летает, а не птица?

(летучая рыба: может пролететь более ста метров, в воздухе она не машет плавниками, а летит как планер)

8. Какая рыба одомашнена человеком?

(зеркальный карп)

9. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру?

(морской конёк)

10. Какие рыбы имеют усики?

(осетровые, усач, карп, сазан, сом)

11. Почему рыбы спят с открытыми глазами?

(у рыб нет век)

12. Какие рыбы носят оружие на носу?

(меч - рыба, рыба - пила)

13. Какие рыбы носят названия небесных светил?

(луна- рыба, рыба -солнце)

14. Какие рыбы долго живут?

(белуга до 100 лет, щука больше 100 лет, сом до 60 лет)

15. Какая рыба плавает быстрее всех других рыб?

(скорость меч -рыбы достигает 25 м/сек.,

а рыбы- парусника 130 км/час.)

16. Какая рыба стала похожа на доску?

(камбала)

Тест

Из предложенных названий, вам, ребята, нужно выбрать правильный ответ.

1. Кто из этих названий здесь лишний? (лягушка)

2. Он в самом омуте живёт,

хозяин глубины. (сом)

3. Кого из них называют подводным санитаром? (щуку)

1. Найди лишнее название.

2. Колется, как ёж

3. У какой рыбы постоянно растут и меняются зубы? (у акулы)

Лото

«За что рыбы получили свои названия»

(о речных рыбах)

верховки

Эти рыбы всегда плавают поверху воды. За это и получили своё название

гольян

На этой рыбе очень мелкая, едва заметная чешуя, а на брюшке чешуи нет совсем.

колюшка

Вместо брюшных плавников - острые шипы - колючки. На спине тоже колючки. Из-за этих колючек рыбу даже щука редко трогает.

краснопёрка

За красное «оперение», то есть за окраску плавников, рыба получила своё название.

Внешний вид этой рыбы: голова, хвост, посередине колючки.

пескарь

Эта рыбка любит песчаное дно.

окунь

Эта рыба с большими глазами-«очами».(Именно так в старину назывались глаза - очи)

вьюн

Издали похож на змею: гибкое тело, маленькая, очень похожая на змеиную головка. Рыба извивается, вьётся всем телом.

карп

Имя этой рыбы греческое. В переводе на русский язык обозначает «плод», «приплод». И в самом деле эта рыба очень плодовита. У неё есть прозвище «водяная свинья» за привычку рыться в иле. Рыба эта прожорлива и малоподвижна, поэтому быстро толстеет.

Пантомима: «На рыбалке, у реки»

Задание: Сейчас вам, ребята, нужно будет проявить своё актёрское мастерство. Постарайтесь передать содержание рассказа пантомимой.

1-й рассказ: однажды сложил я в сумку снасти, положил на плечо удочку и поехал на велосипеде на рыбалку. Расположился у реки, насадил наживку, закинул. Только собрался съесть бутерброд, как начался клёв. Выждал время и резко подсёк. Но огромная рыбина с силой рванула, и я, не удержавшись, очутился в воде.

2-й рассказ : однажды вечером на рыбалке я набрал хворосту, разжёг костёр. При этом меня страшно донимали комары. Вдруг я услышал плеск. Очевидно, в сетях билась огромная рыба. Я вскочил на лодку, начал торопливо грести, затем выбирать сети. Из воды вдруг высунулась голова такой огромной и страшной рыбы, что я, отпрянув, перекувыркнулся с лодкой прямо в воду.

Использованная литература:

1. Сахарнов С. В мире дельфина и осьминога: рассказы о морских животных. - М.: «Малыш», 1987. - 120 с.

2. Сладков Н.И. Подводная газета. Изд. 2-е, доп. - Л.: «Дет. лит.», 1973. - 287с.

3. Сладков Н.И. Рыбы. Ихтиология в картинках. - М.: Дет. лит., 1986. - 32с.

4. Тамбиев А. Как увидеть морское дно? - М.: «Малыш», 1988.

Составитель: Белоусова О. И., воспитатель КОУ СКОШИ

Цель :

Закрепить знания детей об обитателях подводного мира Японского моря. Выделить особенности их строения и образа жизни. Подчеркнуть богатство и многообразие растительного и животного мира Японского моря. Воспитывать в детях чувство восхищения природой и желание ее сохранить, формировать в детях положительное и активное отношение к природе Приморского края. Воспитывать любовь к родной природе и чувство единения с ней.

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы об обитателях подводного мира Японского моря, сборников стихотворений Е. Новожиловой, В. Коржикова, С. А. Антонюк. Рассматривание фото и иллюстраций с изображениями обитателей подводного мира.

Подготовка наглядного материала: картин, иллюстраций, фотоколлажей.

Определение команд, выбор капитанов команд.

Ход мероприятия

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправимся с вами в подводное путешествие. Но в начале вы должны мне ответить на несколько вопросов: Вы любите море? Почему?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Море, как добрый волшебник, притягивает к себе. Около моря, на берегу приятно посидеть, посмотреть на волны, послушать их шепот».

Первый конкурс «Кто что знает?»

1. Какое море на вкус?

2. Какое море на цвет?

3. Что легко делать под водой?

4. Как называется наше море, омывающее берега, где мы живем?

5. Как называется трава, которая растет в море?

6. Что можно увидеть на дне моря? (Водоросли, рыбы, морские животные.)

7. Для чего нужны рыбке хвост и плавники? (Помогают менять направление.)

8. Как называются корабли, которые плавают под водой? (Подводная лодка, батискаф.)

9. Как называются люди, которые работают под водой в специальных костюмах?

10. Что нужно надеть для путешествия под водой? (Ласты, маску, акваланг, гидрокостюм.)

Воспитатель: «Молодцы, дети. Я вижу, вы готовы отправиться в путешествие».

В зале играет музыка.

Воспитатель: «Давайте закроем глаза, и представим, как мы одеваем гидрокостюм, ласты, маску, акваланг и опускаемся под воду. Откройте глаза. Здесь мы с вами встретимся с жителями подводного мира. Но вот случилась неприятность, некоторые из обитателей морского дна потеряли свои пары, поможем их найти».

Второй конкурс эстафета: «Найди пару»

Дети выбирают по одной картинке с изображением морских обитателей, знакомые им (чтобы могли назвать). Затем подбирают пару к картинке из другого набора картинок.

Воспитатель: «Хорошо, ребята, вы помогли морским обитателям найти пару. А теперь, я загадаю вам загадки про море и его обитателей. Узнаем, каких жителей морского дна вы знаете.»

Третий конкурс: «Веселые загадки»

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусная –

И горькая и соленая. (Море)

Кругом вода, а с питьем беда.

Кто знает, где это бывает? (Море)

В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде. (Волны)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет – тут и пропадет. (Волна)

Все движутся вперед, а он наоборот.

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад. (Рак)

Через море – океан плывет чудо великан,

А ус во рту прячет. (Кит)

Белый, белый парашют

Волны к берегу несут. (Медуза)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - … (Осьминог)

Не лесной он, а морской

И лежит себе молчком,

Иглы острые торчком.

Полежит, да как уежит –

Даже йод вам не поможет. (Морской еж)

Круглый панцирь сбит добротно,

В глазках – злобные огни.

По бокам прижались плотно

Две тяжелые клешни. (Краб)

Чудо–юдо великан

На спине везет фонтан. (Кит)

Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна.

Вода синей - она синей,

Вода светла – она бела.

Лишь тронь – дрожит,

Возьмешь – скользит.

Куда волна, туда она! (Медуза)

Она ползет, она сосет, она грызет,

Заглатывая везде своих товарок по воде!

И тишь вокруг… И не следа…

Какая странная… (Звезда морская)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбка)

После последней загадки про рыбку, воспитатель показывает изображение рыбки без хвоста и предлагает выполнить следующее задание.

Четвертый конкурс: «Подбери хвост»

Подобрать каждой рыбке свой хвост. Из двух отдельных наборов, рыбок и хвостов, собрать единые – как пазл.

Ребенок загадывает загадку:

«Не хожу и не летаю

А попробуй, догони!

Я бываю золотая

Ну-ка в сказку загляни!»

Воспитатель предлагает следующее задание.

Пятый конкурс капитанов: «Сложить картинку Золотой рыбки»

Каждый из капитанов складывает изображение золотой рыбки из отдельных частей пазл.

Воспитатель просит детей рассказать стихотворения о море и его обитателях.

Море

Вот какое море

Без конца и края,

На песчаный берег

Волны набегают.

Перестанет ветер

На море сердиться

Станет видно, кто там

В глубине таится.

Коралл

На глыбе крутой, ноздреватой,

Коротенький, хрупок и мал,

Цветет стерженек розоватый,

Как легкое пламя – коралл,

Растут малыши, и над ними

С годами, огромен и густ,

Багровые ветки поднимет

Могучий коралловый куст.

Рыба-луна

Поднялась с морского дна

Рыба круглая – луна.

И лежит себе, как блин

Посреди морских равнин.

Рыба – ёж

Рыба–еж, рыба–еж,

Ее в руки не возьмешь.

Вся она колючая,

Да еще и злющая.

Раздувается, шипит,

Очень страшная на вид.

У больших и хищных рыб

Пропадает аппетит.

Хоть голодные, но все ж

Не по вкусу рыба–еж.

Гребешок

Ракушка – домик гребешка,

Он створки приоткрыл слегка,

Как будто ждет к себе гостей

И вдруг захлопнул поскорей.

Ракушка–домик – прыг и нет.

Ему напрасно смотрит вслед

Звезда морская: за вершок

Ее почуил гребешок.

Морская звезда

На дне морском звезда лежит,
Не двигаясь – наверно, спит.
Пять ручек у звезды той есть –
Звезда руками может есть.
И для неё рачок, креветка –
Как будто для ребят конфетка!

Шестой конкурс: «Получи изображение»

Необходимо соединить точки по порядку от 1 до 10 или от 10 до 1, чтобы получилось изображение морской звезды.

Ребенок загадывает загадку:

«Хозяин морей, океанов

С трезубцем сидит в глубине.

Он правит народом подводным

Скажите, кто это, вы мне?» (Нептун)

Под музыку в зал входит Нептун.

Нептун: «Кто посмел нарушить покой в моих владениях?»

Воспитатель: «Не сердись, Нептун. Мы пришли с добром, посмотреть на этот удивительный, прекрасный подводный мир. Мы не будем обижать твоих обитателей.»

Нептун: «Это хорошо, а то мои рыбки жалуются на то, как грязна стала вода в море, сколько мусора скопилось на дне и на поверхности, как им стало трудно дышать и двигаться. А еще они жалуются на жадных рыбаков, которые вылавливают их сетью с мелкой ячейкой, где запутываются даже мальки.»

Воспитатель: «Нет, Нептун, мусорить мы не будем и рыбу ловить сетями тоже. Для рыбной ловли мы берем другой предмет.»

Загадка:

Длинная и гибкая

Охотится за рыбками.

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может… (Удочка)

Нептун: «Это очень хорошо! А вот какие вы рыбаки, мы сейчас проверим.»

Седьмой конкурс: «Кто больше и быстрее поймает рыбок»

Из корзины дети вылавливают рыбок с металлическими носиками при помощи удочек с магнитом на конце лески.

Нептун: «Вот какие молодцы! Вижу, рыбачить вы умеете, а изображать морских обитателей вы умеете?»

Воспитатель: «Умеем, и тебе покажем!»

Подвижная игра «Море волнуется раз»

Дети изображают морских обитателей.

Нептун: «Ну, как настоящие жители моих морских владений. Думаю и вижу, вы хорошие ребята. Не буду вас прогонять. Ну, а мне пора идти дальше, осматривать свои владения, чтобы никто не обижал моих питомцев. До свидания! Приходите еще.»

Воспитатель: «До свидания, Нептун. Ну, а нам пора возвращаться на берег, подошло к концу наше путешествие. До новой встречи, море!»

Список используемых источников:

1. Методическое пособие по краеведению и экологическому образованию М. В. Маркиной «Путешествия по родному краю»

2. Пособие для воспитателя детского сада «Учите детей отгадывать загадки» Ю. Г. Илларионова.

3. Сборники стихотворений Е. Новожиловой, В. Коржикова, С. А. Антонюк.

Загрузка...