clean-tool.ru

Швидак попадет впросак? Как балтинвестбанк помогал вип-акционерам Суд по оао звезда энергетика.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

АО "Звезда-Энергетика" запустило сборочное производство автономных источников электроэнергии из российских комплектующих. Производственная мощность первой очереди составит 150 изделий в год. Пока спрос на агрегаты невысок, но на предприятии надеются на отложенный спрос. Эксперты называют проект перспективным, аргументируя это возможным ростом рынка и необходимостью менять устаревшие мазутные автономные мощности на Дальнем Востоке.


В конце прошлой неделе петербургское АО "Звезда-Энергетика", специализирующееся на строительстве автономных электростанций, официально объявило о запуске нового сборочного производства на своей производственной площадке на территории Кировского завода. На предприятии продемонстрировали первый автономный источник электроэнергии, полностью собранный, по словам руководства компании, из российских комплектующих. Дизельный двигатель установки произведен на балаковском ОАО "Волжский дизель имени Маминых", электроагрегат поставило курское ОАО "Электроагрегат". На предприятии их смонтировали в единую установку, оснастив системой управления.

Прежде "Звезда-Энергетика" закупала готовые источники энергии у зарубежных поставщиков, выстраивала вокруг них обеспечивающую инфраструктуру и поставляла заказчикам. Однако за последние два года экономические условия изменились: курс рубля по отношению к доллару упал почти в два раза, из-за чего стоимость техники иностранного производства для российских покупателей увеличилась пропорционально. Кроме того, после ведения технологических санкций в отношении российских нефтегазовых компаний монополисты начали выставлять поставщикам технического оборудования требования о наличии в продукции определенной доли российских комплектующих.

"Некоторые госзаказчики прописывают в тендерной документации запрет на участие в конкурсе подрядчиков, которые не могут доказать, что поставят российский продукт", — объяснил председатель совета директоров компании "Звезда-Энергетика" Николай Хаустов.

Продемонстрированная в пятницу на предприятии установка была заказана в начале 2014 года "Газпромом" для обеспечения электроэнергией Чаяндинского месторождения в Якутии. Газ именно этого месторождения наполнит газопровод "Сила Сибири" после его достройки, чтобы после переработки на заводе по сжижению природного газа отправиться в порты Китая и других потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона.

Электроагрегат "Звезда-ДГ-630-400-03" обладает номинальной мощностью 630 кВт. Удельный расход дизельного топлива на номинальной мощности при нормальных атмосферных условиях составляет 239 г/кВт ч. Масса снаряженной установки не превышает 11 тонн. Агрегат может быть как основным, так и резервным источником питания.

Производственная мощность первой очереди — около 150 изделий в год при работе в одну смену. Если потребность возрастет, предприятие сможет увеличить объемы производства. Руководство завода предполагает выйти на 150 электроагрегатов с марта 2016 по март 2017 года. На сегодня модульное производство "Звезды-Энергетики" загружено на 65-70%.

"Условно говоря, готовый электроагрегат мощностью 630 кВт всегда стоил $110-120 тыс. Планируя сборку российской установки, мы ставили себе лимитную цену не выше зарубежного аналога. Мы в нее уложились", — утверждает Николай Хаустов.

По словам Николая Хаустова, "Звезда-Энергетика" подала заявки на участие в ФЦП по трем проектам: дизельный агрегат на 1000 кВт, газовый на 1100 кВт и дизельный на 1600 кВт. Расходы на НИОКР, которые должны быть завершены к концу 2016 года, составят 250 млн рублей. За календарный год предприятие планирует выйти на пилотные проекты. В августе "Волжский дизель имени Маминых" отгрузит двигатель для установки мощностью 1000 кВт.

Как рассказал "Ъ" генеральный директор "Звезды-Энергетики" Алексей Андреев, для сборки источников электроэнергии компания наймет не менее 40 сотрудников. "До конца года мы планируем продать около 30 единиц электроагрегатов мощностью по 630 кВт", — добавил господин Андреев. На данный момент в работе около десяти заказов. Среди заказчиков — "Газпром", нефтегазовые компании и судостроительные предприятия, входящие в ОСК.

Начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский отметил, что в данном случае речь идет о росте производства, но пока в рамках дозагрузки имеющихся мощностей. "Более резкое увеличение штата потребуется, если будут открываться новые производственные линии", — сказал эксперт.

По словам господина Хаустова, предприятие рассчитывает на отложенный спрос, который возник в отрасли во время первой волны кризиса. "В 2008 году случился кризис, и первые полгода 2009 года заказов не было вообще, а за вторую половину года мы сделали полтора года производственной программы", — рассказал он.

Дмитрий Кумановский полагает, что ставка на отложенный спрос оправданна. "Вопрос энергообеспечения Дальнего Востока, испытывающего недостаток стационарных мощностей, нужно решать: необходимо заменить выработавшие свой ресурс неэффективные мазутные станции. Соответственно, на рубеже 2018-2020 годов в России будет существенный спрос на мобильные генерирующие станции", — уверен аналитик.

Руководство АО "Звезда-Энергетика" не называет срок, в течение которого окупятся расходы на НИОКР, поскольку спрос на электроагрегаты неравномерен в течение года. Осенью большое количество заказов поступает "под зимник". Кроме того, в конце года госзаказчики осваивают заложенные в бюджете деньги. "Мы уверенно себя чувствуем, когда получаем годовую выручку 8-10 млрд рублей. Меньше 8 млрд рублей — мало. Больше 10 млрд рублей — трудно", — добавил Николай Хаустов. Он также отметил, что объем продаж в прошлом году достиг рекордной планки в 15 млрд рублей, часть оборота пришлась на экспортные заказы.

Стоит отметить, что в обозримом будущем "Звезде-Энергетике" может потребоваться новый поставщик дизельных двигателей для установки мощностью 630 кВт, так как "Волжский дизель" с весны прошлого года проходит процедуру банкротства, в декабре на предприятии введена процедура внешнего управления. На возврат долгов предприятия претендуют "Новикомбанк" и "Газпромбанк". В начале марта в арбитражный суд поступило требование "Альфа-банка" утяжелить реестр требований кредиторов на 225 млн рублей, включив в него кредитную организацию. Процедура наблюдения продлится до 31 мая 2017 года, после чего предприятие из Саратовской области либо разберется с долгами, либо пойдет с молотка.

Дмитрий Кумановский оценивает перспективы сборочного производства положительно. "Рынок автономной распределенной генерации, основанной на двигателях внутреннего сгорания, составляет в Восточной Европе, куда входит РФ, около $150 млн. Но к 2018-2020 году может вырасти на 18 процентов, до $180 млн. Поэтому новое конкурентное по цене и качеству производство вполне может поглотить объемы производства новых российских генераторов", — считает он.

Основной спрос обеспечивает коммунальное хозяйство и распределенная генерация в дальних населенных пунктах, куда нецелесообразно тянуть ЛЭП. Также спрос идет со стороны нефтегазовой отрасли, где необходимо обеспечивать энергией обустраиваемые месторождения. Соотношение этих двух отраслей — примерно 60% на 40%.

Герман Костринский


Николай Анатольевич, ваше предприятие начинало, как известно, с оказания инжиниринговых услуг. Но понадобился всего год работы, чтобы создать целый производственный комплекс. Откуда это нескромное название - «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» - и что вас подтолкнуло к организации производства?

Откуда нескромное название «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»? В Питере есть старое, прославленное дизелестроительное предприятие, которое называется «Звезда». На этом предприятии было подразделение, занимающееся энергетическим машиностроением, где выпускались аварийные электростанции, в том числе и для стран СЭВ. И вот в 2001 году от этого предприятия отпочковалась группа людей, которые специализировались на энергетике. Отсюда название «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА».

Может быть, изначально и была идея оказывать только инжиниринговые услуги, а производство размещать на стороне. Но мы всегда исповедовали принцип тотального контроля над качеством на всех стадиях жизненного цикла - как на стадии проектирования, конструирования, так и производства. И эволюционно пришли к тому, что нужно иметь собственную производственную базу, которая позволит осуществить этот принцип. Таким образом, через некоторое время после создания основного предприятия в состав ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» вошла производственная компания «Петромодуль», ставшая прообразом нашего сегодняшнего производственного комплекса.

Мы теоретически понимаем, что есть специализация как способ эффективной организации общественного труда. Есть определенные преимущества, но, к сожалению, жизнь и реальные условия нашей действительности подталкивают нарушать теоретические постулаты и приходить к натуральному хозяйству. Сначала мы покупаем АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом) ЭСН (электростанции собственных нужд), потом, сталкиваясь с теми же проблемами, создаем собственное производство. И таким образом, с одной стороны, мы вроде как «распыляемся», а с другой стороны, гарантируем управляемость этими вещами.

- Судя по тому, какие «капризные» у нас заказчики, ваш посыл был правильным….

От заказчиков зависит все. Но с ними бывает непросто вести разговор. Иногда они упорно не хотят понимать, что даже один агрегат, который является сердцевиной нашей электростанции, в среднем изготавливается 7-9 месяцев. А заказчики считают, что электростанцию можно получить по принципу «горячего пирожка» - через месяц, максимум два. Поэтому мы должны управлять всем жизненным циклом, запараллеливать работу, иметь много агрегатов на складе для того, чтобы удовлетворять их требования. Перевоспитывать наших заказчиков было бы дороже и сложнее.

Организация производственного комплекса обеспечила вам лидирующие позиции на тот момент в области малой энергетики и энергетического машиностроения. К какому лидерству вы стремились - по издержкам, скорости вывода продукта на рынок, надежности и безопасности оборудования?

Мы нацеливались на то, чтобы добиться постоянства в работе с заказчиком. Если он пришел к нам один раз, то должен приходить еще и еще. Мы обязаны были слышать, чего он хочет, и делать это на высоком уровне. Если мы занимаемся аварийными электроснабжающими устройствами, то там необходимо быстро подхватывать нагрузки оборудования. Если это электростанции постоянно работающие, то необходимо иметь максимальный межремонтный цикл, длительный срок эксплуатации, ремонтопригодность и прочее. То есть мы всегда старались закрепить за собой заказчика. И наш 12-летний опыт показывает, что почти все заказчики, которые есть у нас в списке, приходят к нам многократно.

- … то есть для вас важно доверие ваших постоянных заказчиков?

- … и постоянное расширение нашей клиентской базы. Если еще 5 лет назад ключевыми в портфеле заказов компании были проекты для «Газпрома», то за последние несколько лет у нас появился свой «конек». Это попутный нефтяной газ, шахтный метан («Воркутауголь»), атомная тематика, это уже в большом количестве газотурбинные электростанции, сырая нефть (и все это мы планируем тиражировать!). Сейчас к нашей деятельности проявляют живой интерес и лесозаготовительные производства, в стадии реализации проект на биотопливе (древесная щепа). То есть мы при сохранении того, что имеем, стараемся захватить бОльший плацдарм и прирасти новыми заказчиками, которые, опять же, будут приходить к нам снова и снова.

А что на тот момент, когда компания только создалась, требовалось потребителям продукции энергомаша? В чем поступательность вашего движения?

Тогда в основном это были аварийные источники питания. Традиционный наш стратегический заказчик - газпромовские компрессорные станции, которые нуждались в аварийных источниках на случай пропадания сетевой энергии.

Потом стратегический заказчик решил уйти от зависимости от РАО ЕЭС и создать собственную генерацию. Газпромом было принято решение о независимом энергоснабжении своих компрессорных станций по всей линии. Тогда они стали использовать газ, газопоршневые моторы, и мы начали в большом количестве производить такие машины.

Следующий виток связан с вопросом об утилизации попутного нефтяного газа. Мы уже больше других построили (15 было введено и еще 10 будет введено в строй) электростанций на попутном нефтяном газе. Уверен, что и шахтеры откликнутся на успешный выход ОАО «Воркутауголь», потому что сырая нефть в разы дешевле топлива, так же, как и попутный газ.

Что выходило на первый план при заключении договоров с заказчиками - цена, качество, скорость выполнения заказа?

Коварный вопрос. Как говорится, если хочешь быстро, недорого и хорошо, то выбирай два пункта. На самом деле важно и первое, и второе, и третье. Но вначале ведь было все совсем по-другому. Мы имели 100% авансирование от Газпрома. У нас с тех пор остались хорошие сроки изготовления - 185, 260 дней. Но заказчику всегда нужно срочно, даже если решение уже принято, и проект одобрен. Скорость отклика, скорость реакции на требования заказчика - это очень важные показатели для любой компании, такой как наша.

Конечно, мы не из дешевых, и не уходим в этот сегмент рынка - там есть кому работать. Но мы качественные, надежные. В подтверждение - тот факт, что около 60 тысяч часов наработали наши электростанции на попутном нефтяном газе (например, электростанции для ОАО «Ритэк»), памятуя, что 8 тысяч часов равно году. Это и есть надежность как ключевой показатель качества.

- В чем вы видели риски, когда занимали нишу? Чего опасались?

Невыполнения требований технического задания. Еще не было достаточно компетенций на тот момент. Например, положено, чтобы за определенное время энергоустановки подхватывали строго определенный процент нагрузки, а у нас не получалось бы это. И заказчик был бы тогда вправе сказать: «Вы не справляетесь с возложенными на вас задачами, мы вас будем менять».

Был и финансовый риск. Чтобы создать бизнес в области работы электростанций, нужно иметь финансовый потенциал, потому что приходится иметь достаточное количество ходовых агрегатов на складе, чтобы быстро реагировать на потребности рынка. А каждый агрегат стоит сотни тысяч долларов. Но компания с этим справилась.

Провал мог бы быть на первом этапе, если бы у заказчика не было желания и ресурса оплачивать аварийные источники питания, если бы у заказчика не было желания и ресурса оплачивать создание собственной генерации. Но специфика нашей компании состоит в том, что мы работаем «там, где кончается асфальт», куда линии электропередач если и доходят, то с большим дефицитом. А иногда (Салехард, Яр-Сале) там просто нет ничего, нет ни одной линии, там все - автономная генерация. Поэтому, и как первый вариант - аварийники, - так и электростанции, мы были уверены, станут востребованы.

- Трудно не согласиться… Но стране и применение аварийных систем не помешало бы расширить. Как думаете?

- «Блокауты» говорят о том, что в стране еще практически нет системы резервирования обязательного аварийного обеспечения: что Москва, закольцованная сетью, наполовину осталась без света, что Питер, имеющий периодические отключения электроэнергии. И только состоятельные заказчики сегодня создают себе аварийные источники. А есть страны, где наличие аварийных источников прописано законодательно. Например, в Израиле жилой дом не сдается без аварийного источника питания. Я уже не говорю про военные объекты, больницы. И таких стран очень много.

- За счет каких средств финансировалось производство?

Во-первых, мы никогда не были одни - развивались в группе с другими компаниями. И, как я уже отмечал, вначале было 100% авансирование от Газпрома, потом 70%, сейчас осталось 30-40%, а где-то и 0. Но к тому моменту, когда авансовые платежи пошли на убыль, мы уже нарастили мускулы. У нас теперь есть и кредитная история, и залоговое обеспечение. Сейчас банки под контракты без проблем финансируют и нас как известную и надежную компанию, и наших известных заказчиков.

- Каким образом у вас поддерживается изначальное намерение «слышать рынок и понимать его потребности»?

У нас существует ассортиментный совет, где маркетологи, продавцы говорят, что будет востребовано рынком, а мы стараемся нашу компетенцию преломить для удовлетворения этих потребностей.

Насколько за последние 7 лет изменился ваш ассортимент, направления, подходы к производству, учитывая развитие рынка энергомашиностроения и высокие технические требования заказчиков?

Если 7 лет назад у нас была львиная доля дизельных электростанций, и мы мечтали выпускать две многоагрегатных газопоршневых в год, то сейчас мы делаем 10 таких в год и считаем, что этого мало.

Если раньше двумя основными направлениями считались нефть и газ, а все остальное было «исчезающе малой величиной», то сегодня, наоборот, мы ставим во главу угла при сохранении присутствия на углеводородном рынке идти в инфраструктуру в широком смысле этого слова, в атомную энергетику, в ЖКХ.

Что касается производственных подходов… Мы сначала интсталировали в свой состав «Петра-Модуль». Но по прошествии нескольких лет поняли, что необходимо обновлять станочный парк, технологию для сокращения срока производства электростанций, потому что мы все делаем от начала и до конца - от раскроя материала до стендовых испытаний.

Мы пригласили немецкую компанию, которая описала нашу технологию и насытила оборудованием. Задача была сделать так, чтобы качество повысилось, а сроки и цена изготовления снизились (за счет оптимального раскроя материала). То есть мы выпрямили технологию, сделали ее максимально логичной для того, чтобы добиться и улучшения качества, и сокращения срока изготовления и сокращения издержек производства. При этом будет значительно повышена доля автоматизации производства, уменьшена доля ручного труда в себестоимости продукции.

Насколько сильным для вашего предприятия было влияние (или давление) со стороны конкурентов? Кого вы считаете достойным конкуренции с ОАО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»?

Вообще конкуренция в нашей нише высокая. Присутствие конкурентов всегда мотивирует, заставляет быстрее принимать решения. Но нам удается на протяжении нескольких лет быть на полкорпуса впереди, мы все равно остаемся на лидирующих позициях.

Дизельными электростанциями не занимаются только ленивые, но мы ушли туда, куда другим еще не допрыгнуть по разным причинам - и по компетенции, и по финансовым возможностям.

Достойные конкуренты и Энерготех, и НГ-Энерго, но у нас есть чем им ответить. Мы считаем, что у нас в каждом сегменте свои преимущества.

Такое впечатление, что вам удается работать без проблем. Но это, конечно же, невозможно. Какие из них для вас существенны? Как вы их решаете?

Я вижу очень серьезную проблему в системе среднего и высшего профобразования. У нас высокие требования ко всем сотрудникам, начиная от рабочих и заканчивая руководителями. И хороших технических специалистов найти архисложно. Мы имеем прямой контакт с лучшими лицеями и вузами Санкт-Петербурга. Мы берем на практику студентов, лучших оставляем у себя. И далее их тоже обучаем на различных курсах, в том числе и за рубежом, хотя это и не дешево. Например, в Германии обучение правилам эксплуатации электростанций, стоит десятки тысяч евро, но мы на это идем.

Большой плюс, что среди менеджмента нашего предприятия приличный состав ученых (16 кандидатов, 1 доктор наук), есть научно-технический совет. И это не какое-то формальное образование, а тот самый коллективный мозг, через который мы пропускаем проблемы, когда они появляются. За ученую степень мы делаем доплату.

В стадии реализации создание ИТЦ - большого инженерного технического центра. В нем мы соединили несколько разрозненных ранее подразделений и отделов с целью улучшитьвзаимодействие инженерных и технологических служб, и чтобы использовать здесь принцип единоначалия.

Это совершенно нормальная ситуация, когда в инжиниринговой компании создается единый многоотраслевой научно-инженерный центр. Наши ребята из скромности назвались ИТЦ, хотя по существу это научно-технический центр. Его задача, как и всей компании, улучшать то, что имеем, и делать то, чего не умели вчера. Здесь «две руки»: в одну поступает абсолютно новая информация, в другую - об обновлении того, что уже есть у нас в «копилке». В этот ИТЦ в последствии войдут еще и другие подразделения. И совершенно логично, что любой посыл из вне там обрабатывается, и выдается техническое решение. Да и мне облегчило управление создание такого центра.

- Предприятия всех отраслей озабочены сокращением издержек, увеличением доли рынка и ускорением вывода на рынок новых изделий. Без этих шагов крайне сложно достичь лидерства и удерживать позиции. И здесь не последнюю роль играют ИТ-решения. Что характерно для вашей ИТ-стратегии и как она вписывается в общий стратегический контур предприятия, ориентированный на лидерство?

Использование продвинутых ИТ-продуктов стало стилем работы в компании. Все построено на электронном документообороте и самых передовых инженерных системах. Но я могу сказать, что если я когда-то был потрясен московской ИТ-продвинутостью, когда работал там, то получил такое же удивления, придя в нашу компанию, увидел, что здесь тоже, не жалея средств, занимаются развитием ИТ-технологий. Хотя, конечно, еще есть возможности для совершенствования структуры, для оптимизации потока документооборота внутри. Но в этом не виноваты специалисты ИТ-службы. Компания довольно быстро выросла - в несколько раз за последние годы. Поэтому нам надо осмотреться и навести порядок.

Мы используем видео-конференции. Мы сократили поездки в Москву, Воркуту и так далее. Любой заказчик может беспрепятственно провести с нами видео конференцию.

Положительный опыт мы получили и от использования АСУ ТП. Ранее подобную систему мы покупали за границей за большие деньги. Года 4 назад мы приняли решение создать сначала отдел, а теперь уже мощный департамент. И сегодня он обеспечивает нам полную программу - АСУ разрабатываем на любых элементных базах, которые только нужны заказчику. Также поставили перед департаментом сверх задачу - обслуживать по АСУ и технологические процессы в других отраслях - нефтепереработка, цементное производство. Мы говорим нашим потенциальными клиентами: «Опишите нам технологический процесс, а мы предоставим АСУ этого технологического процесса; скажите, какая элементная база вам подходит, и мы ее сделаем либо сами предложим на выбор любую».

- Вы отслеживаете планы государства в области энергетики? Каковы здесь ваши ожидания и пожелания?

Мы смотрим, что планирует государство. Например, утилизация попутного газа. По большому счету для экологии земного шара все равно, где сжигать газ, - в Новом Уренгое или на Сретенке. Загрязнение будет одинаковое. Но мы сжигаем и очень много полезных вещей, и для собственника этого «факела» целесообразно использовать для получения полезной энергии этот продукт. Поэтому строят наши электростанции.

Мы хотим понять, когда все-таки нефтедобывающие компании будут иметь обязательный объем разведывательного бурения. А разведка осуществляется там, где нет сетей. Поэтому наши электростанции должны быть приводами для разведывательного бурения. Пока же такое впечатление, что высасывают все, что разведано. А раньше был норматив 1,8 тонны добычи, 1,8 разведки, чтобы иметь запас.

Мы хотим верить, что будет принят нормативный акт по поводу того, чтобы ни одна больница, школа, да и жилые дома не сдавались в эксплуатацию без аварийных источников питания, особенно в северных районах.

Конечно, было бы хорошо провести в Госдуме закон, направленный на обеспечение всех значимых сдаваемых объектов аварийными источниками. Но такого ресурса у нас нет.

Но если брать в целом те направления, на которые ориентируется наша компания, то все-таки их нам диктует рынок. Мы живем по его законам. Если нам государственные программы будут близки по компетенциям, мы в них с удовольствием примем участие. Но сейчас мы работаем «от заказчика» - слушаем его чаяния и видим серьезную перспективу в работе с ним.

Подготовила Ольга Лазарева

Петербургское АО "Звезда–энергетика" станет первым в России производителем дизельных и газовых электростанций из отечественных комплектующих.

Основных потребителей ее продукции, госкомпании нефтегазовой индустрии (" ", " ", " " и т. п.), из–за санкций правительство обязало покупать только отечественное оборудование. Вот петербургскому производителю и приходится все чаще заменять иностранных поставщиков на российских. Раньше комплектующие для агрегатов (сочетание двигателя и генератора) электростанций "Звезды–энергетики" поставляли известные во всем мире компании: финская Wartsila, германские MWM, MTU Friedrichshafen, американская Cummins. А теперь, в соответствии с новой политикой, производитель закупает двигатели от "Волжского дизеля им. Маминых", а генераторы - от курского "Электроагрегата". Компания уже провела первые испытания полностью отечественного дизельного агрегата мощностью в 630 кВт и начнет выпускать его летом этого года.

Из отечественных компонентов разрабатываются более мощный дизельный агрегат на 1 тыс. кВт и газопоршневой на 1,1 тыс. кВт.

Работаем на перспективу

Научно–исследовательские и опытно–конструкторские разработки частично финансирует РФ. В конце 2015 года министерство выделило "Звезде" на эти цели 70 млн рублей.

Еще 81 млн рублей из собственных средств компания направила на сооружение испытательных стендов и модернизацию мощностей, расположенных на территории Кировского завода. В итоге предприятие сможет выпускать 150 электростанций в год.

Серийное производство полностью отечественных электростанций компания планирует начать в I квартале 2017 года. Новой продукцией, по словам гендиректора "Звезды–энергетики" Алексея Андреева, интересуются в основном нефтегазовые компании.

Портфель заказов предприятия за 2015 год возрос с 11 млрд до 14,6 млрд рублей, а выручка увеличилась на 7%, превысив отметку 6 млрд рублей.

"У нас большую часть занимают длинные проекты, продолжительностью 2–3 года, что придает уверенность, так как портфель заказов сформирован до 2019 года", - оптимистичен Алексей Андреев. В работе находятся 15 проектов общей электрической мощностью 250 МВт.

В частности, компания создает энергетическую инфраструктуру порта Сабетта (ОАО "Ямал СПГ"), Юрубчено–Тахомского нефтяного месторождения (ПАО "Востсибнефтегаз", входит в ).

Рано радоваться

Емкость российского рынка модульных, дизельных и газовых электростанций эксперты оценивают в 15–20 млрд рублей в год. Российские производители занимают 20% этого рынка, остальное приходится на импорт.

АО "Звезда–энергетика" считается крупнейшим игроком. С такой оценкой соглашаются петербургские конкуренты компании - ООО "НГ–Энерго", ГК "Альянс", а также "РЭП–Холдинг", управляющий Невским заводом.

По оценке начальника аналитического отдела инвесткомпании "ЛМС" Дмитрия Кумановского, доля рынка "Звезды–энергетики" не превышает 8%.

"В год в Российской Федерации открывается 5,2 тыс. новых скважин ежегодно - нефтяных и газовых. Для их энергообеспечения требуется 10,5 тыс. генераторов, а цикл замещения у них составляет 5 лет. Потребность рынка - 2 тыс. генераторов в год", - объясняет Дмитрий Кумановский.

"Благодаря девальвации у отечественных компаний появился шанс вернуть себе рынок - из–за обесценения рубля импортная продукция стала дороже отечественной. Конкурировать с иностранными производителями, у которых объемы выпуска продукции в сотни раз выше российских, раньше было невозможно. За 20 лет российские предприятия растеряли позиции", - говорит Алексей Андреев.

Не все разделяют его оптимизм. Представитель ГК "Альянс" неавторизованно сообщил, что тоже пробует импортозамещение.

"Поставщики электростанций просто сборщики. Мы скованы тем, что в России никто не делает качественных генераторов. А двигатели с советских пор не изменились. Качество их сборки оставляет желать лучшего. Если Минпромторг готово выделять деньги, то тут нужны не миллионы и даже не миллиарды, а десятки миллиардов на новый завод по производству двигателей. А с нынешними темпами у нас еще не скоро будут свои двигатели", - полагает эксперт.

Полное импортозамещение в строительстве контейнерных электростанций невозможно. Заменить импортные комплектующие на отечественные можно максимум на 30% от стоимости агрегата. Пока у нас не будет налажено производство двигателя, ничего не сдвинется. А у нас ничего нет для производства дизеля: в 1990–е годы загублено. На заводе имени Маминых в советское время сделали тепловозный двигатель и теперь на его базе пытаются что–то изобразить. Но этот дизель как был разработкой 1970–х годов, так ею и остался.

Роман Бузанов

Технический Директор Официального Дилера Морских, Индустриальных Дизельных Двигателей И Дизель–Генераторных Установок Mitsubishi Ооо "М–Моторс"

В вопросе импортозамещения главное - не спешить. Главная задача не столько экономия, сколько создание такого оборудования, которое другим сложно получить. Что касается снижения цены на такую продукцию, то поначалу стоимость отечественного продукта будет даже выше, потому что сейчас соотношение цена–качество наиболее приемлемо у иностранных производителей агрегатов. И потом - отечественным производителям нужно будет хорошо вложиться в новые мощности, найти новых поставщиков и так далее. Снижения цены придется ждать.

Станислав Митрахович

Ведущий Эксперт Фонда Национальной Энергетической Безопасности

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Льготные условия для любимых клиентов - собственников Балтинвестбанка, их компаний и родственников. За последние годы это миллиарды рублей. Между тем в их кредитных историях есть темные места.

Сергей Коньков/ДП

Акционеры Балтинвестбанка за последние годы выдали себе и своим фирмам миллиарды рублей. У ряда их компаний не все ладно с погашением кредитов, а о некоторых невозвращенных займах уже давно позабыли. «Фонтанка» изучила масштаб кредитования собственников банка, которому могли бы позавидовать даже бывшие акционеры «Таврического».

Большая часть акций Балтинвестбанка прямо или опосредованно принадлежат Юрию Рыднику, Александру Швидаку и Вадиму Егиазарову. Рыдник - самый главный банкир Петербурга эпохи губернаторства Владимира Яковлева. При нем в Балтонэксимбанке (будущий «Балтинвест») обслуживалось большинство учреждений и ведомств Смольного. Швидак - самарский бизнесмен, сын заслуженного технолога России Игоря Швидака, «красного директора» Самарского подшипникового завода. Егиазаров - финансист.

Размаху, с которым собственники банка пользовались его деньгами (а точнее - деньгами вкладчиков), могли бы позавидовать даже акционеры банка «Таврический», . Часть бывших акционеров и руководителей банка сейчас находятся под следствием.

Кредиты своим

Помимо банка у его акционеров разветвленные бизнес-интересы. В них входят холдинг «Волгабурмаш групп», Самарский подшипниковый завод, петербургский строитель электроэнергетических объектов «Звезда-энергетика», самарское предприятие «Волгабурмаш», которое производит бурильные головки и прочее оборудование для нефтяной и горнодобывающей промышленности.

Больше всего кредитов в банке брала «Звезда-энергетика». Ежегодно - от двух-трех до пяти-десяти кредитов по 100 млн, иногда по 400 – 600 млн рублей. Причем во многих случаях эти кредиты постоянно продлевались. К примеру, в марте 2014 года завод взял 100 млн на 30 дней. В дальнейшем за несколько суток до истечения срока займа он продлевался на месяц: и так каждый раз в апреле, в мае и июне. А в июле он был продлен снова, однако уже на срок, не указанный в отчетности.

В январе 2015 года банк дал «Звезде-энергетика» кредит 401 млн рублей по ставке 16% годовых. Кредитные организации зарабатывают на разнице между ключевой ставкой Центробанка (по которой они занимают у него деньги) и ставками, по которым кредитуются клиенты. В момент выдачи кредита ключевая ставка ЦБ была 17%, а большинство займов банкам он выдавал и вовсе под 18%. Следовательно, кредит «Звезде-энергетике» под 16% был для банка убыточным. Вряд ли в то время кто-то из обычных клиентов-юрлиц мог бы похвастаться такими льготами. После декабрьского падения рубля кредиты в банках доходили до 25 – 30%.

«Звезда-энергетика» также исправно пользовалась банковскими гарантиями «Балтинвеста». Выдавались они в основном для обеспечения заказов «ФСК ЕЭС», которые выполняла компания. Суммы гарантий - по 6 – 8 млн, по 15 млн рублей. Некоторые из них продлены аж до января 2018 года.

Акционеры брали кредиты и для себя самих и своих родственников и знакомых. Причем в большинстве случаев эти займы выдавались еще несколько лет назад, а сейчас только продлеваются каждый раз на будущее. Причем совет директоров банка разрешал акционерам выплачивать проценты один раз в год, а штрафы за возможную просрочку были установлены самые маленькие - 0,1 – 0,3% ежесуточно от просроченной суммы.

Юрий Рыдник ежегодно занимал по 30 – 40 млн рублей, в том числе на покупку недвижимости и потребительские цели. Имеет овердрафт по карте (разрешенный уход в минус) размером $ 401 тыс. Выступал поручителем по кредитам Михаила Рыдника - президента Федерации фехтования Санкт-Петербурга, советника губернатора.

Вадим Егиазаров поручался по кредитам своего знакомого предпринимателя Сурена Оганова. Большие овердрафты по картам имеют как сам Егиазаров ($ 60 тыс.), так и близкие ему люди - Валерий Егиазаров ($ 50 тыс.) и Элина Егиазарова ($ 230 тыс.). В начале ноября, когда банк уже приостановил половину операций, акционер Егиазаров взял кредит 10 млн рублей. За две недели до этого в арбитражный суд поступил иск о признании банкротом его дорожной компании «Евроавтодор», которая задолжала эту же сумму.

Кредитовались в банке и наемные менеджеры - глава правления Игорь Кирилловых, финансовый директор банка Инга Моисеенко, член совета директоров Сергей Данканич вместе с женой Ольгой. Совместный кредит Сергея и Ольги на 10 млн был выдан в 2011 году и с тех пор регулярно продлевается. В 2014 году его снова продлили - до 2018 года. Получало займы и агентство Данканича - «Бета недвижимость». В 2014 году, например, банк разрешил компании погасить кредит в конце срока кредитования (не указан в отчетности), а в феврале 2015 года фирма была исключена из ЕГРЮЛ. Компания «Бета недвижимость», как и «Альфа недвижимость» Данканичей (исключена из ЕГРЮЛ в 2012 году), были поручителями по кредитам супругов.

Кредитуется в Балтинвестбанке и порт Усть-Луга, в совете директоров которого заседает Вадим Егиазаров.

Списание долгов

Каждый банк присваивает займу категорию качества, которая зависит от того, как исправно он гасится. Чем хуже категория, тем выше резерв, который банк должен направить в ЦБ. В самых безнадежных случаях, когда ясно, что заемщик вряд ли когда-нибудь отдаст деньги, в ЦБ резервируется 100% суммы кредита. Банк периодически списывал «плохие» кредиты на офшоры, принадлежащие акционерам.

В августе 2014 года банк уступил права требования по нескольким заемщикам, которые задолжали 354 млн рублей, фирме «Плата груп лимитед», принадлежащей Александру Швидаку. В этот же день банк купил на эту же сумму у офшора 0,9% акций H.S.R.G. Holding Limited - одного из крупнейших новосибирских продуктовых ретейлеров «Холидей» (аналог петербургской «Пятерочки»). Возможно, деньги никто никому не платил, а банк просто вернул резерв из ЦБ, получил акции и учел их в своем капитале.

Аналогичным образом были списаны долги других заемщиков. В августе прошлого года Балтинвестбанк отдал часть проблемных займов на сумму 455,6 млн фирме «Сеолфор менеджмент лимитед», принадлежащей Вадиму Егиазарову. Тут же банк купил на эту же сумму у этого же офшора акции CMCR Management Ltd - телекоммуникационного холдинга «Акадо».

Неудивительно, что среди заемщиков, долги которых были списаны, оказались знакомые лица. Например, фирма «Дизайн. Реклама. Строительство» на протяжении всего периода своего существования (2006 – 2013 годы) принадлежала Михаилу Рыднику. Ее долг размером 9,3 млн был продан фирме «Плата груп» Швидака. Судя по данным арбитражного суда, работа по взысканию этих денег идет не слишком интенсивно (в картотеке ни одного иска). И сам банк, впрочем, не старался их вернуть. В 2013 году фирма вместо того, чтобы обанкротиться, была исключена из ЕГРЮЛ как недействующая.

А вот списанные долги другого заемщика - «Дорожник-92» - банк не оставил без внимания. Сейчас на ее территории на правах аренды работает фирма «Евроавтодор», принадлежащая Егиазарову. В ней до недавнего времени работали бывшие руководители «Дорожника-92». «Евроавтодору» банк также переуступил часть своих требований на 700 млн. Компания также регулярно кредитуется в Балтинвестбанке, вот только этот факт не раскрывается в его отчетности. Формально фирма принадлежит офшору, а Егиазаров является лишь его бенефициаром.

Вексельные схемы

Вексель - ценная бумага, в которой написано, что банк обязуется выплатить определенную сумму денег в определенный момент, если держатель векселя обратится за этой выплатой. В связи со сложностью отслеживания хождения векселей по рукам третьих лиц в 2000-х годах этот вид ценных бумаг активно использовался банками и их клиентами для обналичивания преступно нажитых доходов.

В 2005-м Банк России поборол эти схемы, однако практика использования векселей всплыла в 2014 году по новым причинам. ЦБ объявил войну вексельным схемам, которые теперь стали использоваться в качестве обеспечения по кредитам. «За 100 млн рублей перекупается вексель стоимостью в 1 млрд, выданный на 15 – 20 лет на абсолютно нерыночных условиях», - приводил пример зампред ЦБ Василий Поздышев в общении со СМИ.

Вексельные схемы Балтинвестбанка скрыты от глаз общественности, и в отчетность попадают лишь обрывочные сделки, когда вексель передается кому-либо из связанных с банком сторон. Происхождение векселя, его дальнейшее движение и момент получения по нему денег в отчетах не отражаются.

Тем не менее даже частички этих схем, отраженные в отчетности, вызывают много вопросов. Некоторые из них с виду выглядят бессмысленными. Например, 28 ноября 2014 года банк купил у фирмы «Сеолфор» Егиазарова вексель стоимостью 146,8 млн. Через несколько дней, 3 декабря, банк продал этот же вексель «Сеолфору» за эти же деньги.

Другой любопытный пример. Кредиты завода «Волгабурмаш», выданные ему в 2011 – 2013 годах, в прошлом году неожиданно потребовали дополнительного обеспечения. Так часто случается из-за ухудшения финансового положения заемщика или изменения качества залога по этим кредитам (например, недвижимость упала в цене и т. п.).

Летом 2014 года Егиазаров внес в состав залога по этим кредитам принадлежащий ему вексель, выпущенный Балтинвестбанком, на сумму 412,9 млн рублей. Через месяц акционер передал вексель в собственность банка, получив взамен 112,9 млн и новый вексель на 300 млн. В этот же день из состава залога был выведен старый вексель на 412,9 млн и вместо него был внесен новый вексель на 300 млн. Другими словами, за один месяц требования к дополнительному обеспечению кредитов снизились на почти 113 млн. Разумного экономического объяснения этому обстоятельству нет.

«Волгабурмаш», кстати говоря, находится под внешним управлением. Если назначенный судом управляющий придет к выводу, что денег и имущества завода не хватит для погашения долгов, он будет обанкрочен. При этом кредиты, выданные ему банком, уже вряд ли будут возвращены.

Банк также регулярно обменивался векселями с Самарским подшипниковым заводом и со «Звездой-энергетикой». Причем векселя эти были выпущены как самим банком, так и его промышленными предприятиями, а в ряде случаев - вообще сторонними фирмами (например, терминалом «Фактор» в Ленобласти, через который экспортируют лес Северо-Запада в скандинавские страны). Но понять природу этих отношений невозможно без полной картины, которую в банке раскрывать не захотели.

Загрузка...