clean-tool.ru

Дмитрий волков бизнесмен состояние. Культурный код: Зачем инвестор Дмитрий Волков вкладывается в искусство

About Dmitry Volkov

Dmitry Volkov, co-founder of Social Discovery Ventures (SDV) was born on July 9, 1976 in Moscow. Due to his education in Russia and the US, his character successfully combines Russian Culture with the American entrepreneurial spirit. He began his career with a starring role in the Russian mafia blockbuster, and also with participation in dance performances on Broadway. At the age of 20, he founded his own company, with just $ 2,000 as seed capital. In 2003, Dmitry together with his foreign partners created a holding Social Discovery Ventures (SDV), which comprises more than 50 projects, including Shazam, site for searching travel companions TripTogether, dating sites (AsianDate, Zang), etc. Dmitry graduated from the historical and philosophical faculties of Lomonosov Moscow State University, holds three degrees – CSc in Philosophy, MSc in modern US history, Executive MBA in Moscow School of Management SKOLKOVO, and also has several certificates of Harvard Business School and Microsoft. Dmitry successfully combines business and personal interests. Thanks to his dedication to philosophy he became one of the founders of the Moscow Center for Consciousness Studies at Lomonosov Moscow State University in 2010. This center promotes and supports consciousness researches and analytical philosophy in Russia. The philosophical expedition to the shores of Greenland, devoted to "the problem of free will in analytical philosophy", which took place in the summer of 2014, has become one of the most notable projects of the Center. The participants included such eminent philosophers and researchers as Daniel Dennett, Nick Humphrey, Andy Clark, Jesse Prinz, Derk Pereboom and David Chalmers. Dmitry Volkov is the author of several philosophical books, including the book "Boston zombies: Dennett, D. and his Theory of Consciousness," which was published in 2012. Being a great admirer and connoisseur of modern art, Dmitry Volkov supported the release of a series of albums "Contemporary Art", devoted to the works of Russian contemporary artists and their role in the context of the development of national and world culture. Dmitry’s numerous hobbies include aviation, heli-skiing and piano playing. He tries to devote time on a regular basis to each of these activities. Dmitry conducts stratospheric and aerobatic flights on sport airplanes and fighter aircrafts, loves memorable ski trips to unusual places (eg., Greenland and Kamchatka), and also plays piano with a jazz trio band every week. Dmitry’s projects include LoftMusic.ru, private lecture hall and mini concert hall, where interesting personalities including well-known artists, philosophers, collectors and "storytellers" meet together to share their interesting stories.

Уже в 14 лет - открыл детскую биржу труда. Появились деньги на карманные расходы, но стала страдать успеваемость в школе и дело пришлось свернуть. Следующий бизнес Волкова оказался куда более «долгоиграющим»: в 1998 году он, будучи студентом истфака МГУ, основал Social Discovery Ventures. Начав с разработки софта, компания со временем трансформировалась в венчурный фонд (а ее основатель из историка переквалифицировался в философы и даже стал доктором наук). Среди портфельных проектов SDVentures - знаменитые Lingualeo и Shazam, многочисленные сайты знакомств и специализированные соцсети. В интервью Inc. Волков рассказал, как выбирает проекты для инвестирования, зачем инноватору уметь философствовать и почему его офисы украшают работы современных художников, а сотрудники участвуют в арт-перформансах.

Связать всех со всеми

Венчурные фонды обычно фокусируются на определенной технологии или индустрии. Наращивают экспертизу в одной конкретной области и затем могут создавать синергию между портфельными компаниями. Мы фокусировались на продуктах, которые предполагают социальный инжиниринг и помогают соединить людей в виртуальном пространстве - соцсетях (ими пользуются люди всех возрастов) и мессенджерах (они практически заменили SMS-сообщения и телефонную связь).

Хорошие интернет-проекты могут масштабироваться на весь мир. Мы инвестируем в те, что сфокусированы преимущественно на Европе и Америке. А чтобы отличаться от других фондов – предоставляем компаниям маркетинговую экспертизу. В нашем офисе в Нью-Йорке много маркетологов, которые помогают проектам из Восточной Европы продвигаться на американском рынке, - чтобы они не наломали дров и не изобретали велосипед. Помимо этого мы своими силами разработали технологии для чат-ботов - и предоставляем их проектам, в которые инвестируем. Также мы можем предоставить им технологии стриминга и видеочатов.

Facebook, как любое универсальное решение, не заточен под конкретную задачу (и так будет всегда). Мы вкладываем в вертикальные соцсети, объединяющие людей для конкретной цели. Например, Street Life поставила задачу связать людей, живущих в одном районе и с одним индексом, - чтобы они могли совместно решать свои проблемы с мусором, безопасностью или идущей рядом стройкой. Еще мы инвестировали в сообщество ученых Academia - там можно публиковать научные работы и совместно их обсуждать.

Свои тратить проще

Выбирая проект для инвестиций, я руководствуюсь своим интересом к теме (а не только коммерческими соображениями). Например, Halo Neuroscience производит устройства для увеличения нейропластичности моторной коры мозга. Мне было особенно интересно изучать этот продукт, так как моя докторская диссертация косвенно связана с этой темой. При этом мы с самого начала не сомневались, что компания станет коммерчески успешной (так и вышло).

Мои собственные возможности для инвестиций шире, чем у фонда. Когда вы работаете с чужими деньгами - ответственность все-таки больше. А у меня - поскольку это мои личные средства - безусловно, больше свободы.

Фаундеры стартапа для меня важнее бизнес-идеи и структуры компании. Со временем идея может поменяться до неузнаваемости, но ее воплощением в успешный бизнес занимается именно команда. К примеру, одна из моих последних инвестиций - Fable studio - хочет сделать виртуального друга, с которым будет интересно смотреть фильмы, слушать музыку, учиться и шопиться в интернете. Фаундер компании - бывший продюсер Oculus Story Studio Эдвард Саатчи, один из лучших специалистов в мире по созданию VR видео. Мы встретились, и я увидел, что его отличает практичный подход к решению задач и понимание потребностей потенциальных клиентов. На мой взгляд, этот человек способен построить успешный бизнес.

Кто такой Дмитрий Волков

Предприниматель

Волков - активный участник венчурного рынка. Помимо SDVentures, он управляет RD Ventures и Gagarin Capital в качестве GP (General Partner). Еще в целом ряде фондов (среди них – 500 Startups, iTech Capital и Blockchain Capital) Волков - LP (Limited Partner).

Философ

Дмитрий Волков - доктор философских наук и сооснователь Центра исследования сознания при философском факультете МГУ. Сферы его научных интересов – проблемы сознания, тождества личности, свободы воли и моральной ответственности. В 2014 году Волков организовал экспедицию на парусной шхуне к берегам Гренландии с участием ведущих философов мира, а в 2017 и 2018 годах в составе группы российских ученых встречался с Далай-ламой.

Меценат

Волков поддерживает российские музеи (среди них Третьяковская галерея и «Гараж») и современных художников (в 2015-м финансировал выпуск серии альбомов «Актуальное искусство»). В 2017 году издание «Артгид» включило предпринимателя в число 50 самых влиятельных фигур в российском искусстве. Волков и сам участвует в арт-перформансах вместе со своими сотрудниками.

Компания как человек

У выдающихся компаний есть личностные характеристики. У людей возникает симпатия друг к другу, когда они узнают, что между ними есть точки пересечения, помимо профессии. Например, пение, коллекционирование марок, радио или исторические реконструкции. Точно так же с компаниями. Harley Davidson отражает свободный, дерзкий и уверенный в себе мужской идеал, а Coca-Cola - американскую мечту, символ нации. Маркетинг Apple вырос из образа революционера - не конформиста и технаря, а творческого свободного человека. Личностная характеристика нужна не только клиентам, но и сотрудникам компании - так они смогут построить какое-то отношение к ней. Можно любить этот образ, жалеть его и даже ненавидеть, но в большинстве своем люди настроены на положительные эмоции.

Неудовлетворенные своей работой люди не могут сделать сервис, который удовлетворит аудиторию. Фальшь, так или иначе, проступает, и ее чувствуют и потребители, и сотрудники. Если в компании есть какая-то идеология и ценности, то они должны быть сквозными как для пользователей, так и для сотрудников. Такого не бывает на 100%, но к этому нужно стремиться.

Корпоративный совриск

Современное искусство – часть корпоративной жизни нашего фонда. В наших переговорных постоянно меняются экспозиции картин, а по вечерам у нас проходят лекции художников, коллекционеров и кураторов. Да и сами сотрудники участвуют в разных перформансах. Мы, например, часто ездим коллективом на фестиваль Burning Man: с арт-проектами, а не просто тусоваться. В корпоративной символике - на майках, футболках и рюкзаках - есть объекты из нашей коллекции, а сотрудникам в качестве подарков мы часто предлагаем походы в «Гараж».

Когда мы стали вешать в переговорных картины современных художников, это вызвало колоссальный протест. Многие сотрудники отреагировали гневно: «Мы хотим видеть доброе - березки, солнышко и небо, - а не эти странные фигуры!» Но любые эмоции - положительные или отрицательные - это успех. Когда ты что-то внедряешь в компанию и она никак не реагирует - вот это большая проблема.

Современное искусство у нас обсуждают даже в курилках. Из 400 сотрудников московского офиса SDVentures примерно 30% имеют непосредственный интерес к этой теме, 50% наблюдают со стороны, 20% - настроены скептически. Но число людей, которые вовлеклись в современное искусство, растет. Людям хочется, чтобы у компании было что-то свое, и если это искусство - они готовы его поддерживать.

Глядя на то, как обычные предметы видятся художнику, сотрудники волей-неволей заражаются новыми идеями. Например, наши аналитики нарисовали график транзакций в виде картины, а разработчики в художественной форме презентовали новый софт. Вообще современное искусство стимулирует творческие способности, и это неожиданно прорастает в самых разных местах. Один из наших сисадминов сам стал художником и сделал классный перформанс.

Для бизнес-коммуникаций важно, чтобы образ предпринимателя не был двухмерным. Когда человек просто пишет, что основал 3 компании и инвестировал $100 млрд, - это не то, к чему можно было бы испытать симпатию. Вот почему в презентации для партнеров фонда мы добавляем информацию обо всех этих историях с современным искусством.

Доверять свои активы приятнее интеллигентным людям. Они живут не только сегодняшним днем и думают о философских и этических вопросах. Но если б я строил какие-нибудь заводы или занимался транспортными погрузками - возможно, там нужны были бы другие качества.

Философия для инноваторов

В технологиях и бизнесе философский подход очень полезен. Он позволяет усомниться в устоявшихся социальных и экономических практиках и приучает человека сомневаться в том, что настоящая ситуация останется такой и завтра. Этот навык, в принципе, полезен любому человеку, но инноватору - в первую очередь.

Развивать в себе способность к критическому мышлению очень важно. По американского магната Марка Кьюбана, со временем философское образование будет более востребовано, чем техническое. Программирование можно очень сильно автоматизировать, сегодня оно уже совсем не такое, каким было 20 лет назад.

KYKY съездил в Москву, чтобы посмотреть офис международного интернет-холдинга Social Discovery Ventures и рассказать минчанам-айтишникам, каково это – работать в компании, которая инвестирует в приложения вроде Shazam и Dating.com. Обезьяны Олега Кулика, «бабайки» на стенах и атмосфера постоянного творчества – пожалуй, это первый офис на нашей памяти, где программистов вдохновляют современным искусством.

Ехать в Москву было страшно. Этот огромный и злой город обычно посылает тебя, белоруса, на три буквы. В метро хамят, пробки дикие, все бегут, опаздывают и злятся друг на друга. Но в этот раз Москва была настолько ласкова, что захотелось завернуться в белую шубу, лечь на диван и остаться в офисе Social Discovery Ventures навсегда.

Вообще, айтишники – люди многогранные. Один в свободное время может увлекаться спортом, второй – катанием по реке с крокодилами, третий – вышивать крестиком. Дмитрий Волков, совладелец Social Discovery Ventures, увлекается современным искусством. Работники его офиса смотрят на работы художников каждый день. Например, в переговорной у них висят обезьяны Олега Кулика, представителя московского акционизма. «Все начинают глубоко задумываться, когда узнают, что обезьяны – мертвые», – говорит мне эйчар. «Как это – мертвые? Почему?» – Недоумеваю я. «Вот видите, вы тоже задумались».

На эту тему: Айтишник! Люби страну, и пусть страна отвечает тем же, а не шестью годами с конфискацией»

Когда нам еще в Минске рассказывали про офис Social Discovery Ventures в Москве, говорили, что он очень красивый, потому что его создатели были вдохновлены офисами Google и Twitter. Я была в офисе Google в Дублине, а потому ожидала своего рода игровой комнаты для взрослых людей (разве что без бассейна с шариками, чтобы нырять), где айтишники будут находиться 15 часов в сутки минимум, а потому делать в два раза больше работы. Офис Social Discovery Ventures порвал мне мозг.

Витрувианские инопланетяне, «бабайки» и инженерные сети

Все начинается с лого, изображающего витрувианского человека с двумя парами ног и третьим глазом, который больше двух других. Называется он homo creativus и венчает целую серию корпоративных героев – от Дарта Вейдера до инопланетян. Работники офиса Social Discovery Ventures ласково зовут их «бабайками». Странных существ придумала художница Юлия Косульникова, которая помимо работы над оформлением помещения делала здесь корпоративные фильмы. Вообще, смешение хобби с рабочими обязанностями тут только поощряется. Например, один из работников SDVentures в свободное время печет для корпоративных праздников кексы.

Самого большого из «бабаек» зовут Леша. Это гигантский раскрашенный полузубр, который стоит перед выходом из лифта на нижнем этаже. «У Леши должны были быть колеса под платформой, чтобы охранник вывозил его на прогулку. Но сейчас никто не возит Лешу», – говорит Дмитрий Волков. Сначала сотрудники считали Лешу недостаточно положительным, а когда в пасти появился цветок, существо стало всем нравиться гораздо больше. Зимой ребята надевают Леше белую шубу.

На эту тему: Программисты рассказывают анекдоты про программистов

«Менеджер 21 века»

Social Discovery Ventures – первый на моей памяти офис, гармонично сочетающий несочетаемое: прагматичный мозг айтишника и буйство фантазии художника. В приемной перед кабинетом директора висит картина «Менеджер 21 века». Ты чувствуешь себя частью кода, в которую сосредоточенно тупит московский яппи в белой рубашке. Подобный ход я видела ранее у белорусского : герои картины «Иди и смотри» глядят на зрителя с недоумением, и картина меняет смысл в зависимости от того, куда ее поместить: в музей, морг или стриптиз-клуб.

На эту тему: KYKY презентует новый альбом группы «Отпечатки» – айтишников с огромными яйцами. 18+

Когда офис Social Discovery Ventures проектировали, ориентиром был взят Центр Помпиду в Париже, где инженерные коммуникации полностью вывернуты наружу и являются частью фасада. Поэтому воздуховоды на потолке тянутся серебристыми змеями, а стены покрыты специальной краской, на которой можно рисовать и писать. Как попытка воссоздать сетевое общение не в корпоративном чате на компьютерах, но оффлайн. Нам же запрещали в детстве портить заборы и стены подъезда? «Когда люди видят, что так можно, они перестают бояться», – говорит Дмитрий Волков.

Нанять 48 белорусов и вступить в ПВТ

У Social Discovery Ventures есть много офисов по всему миру. Например, в Марокко. «Почему в Москву едете? Может, лучше на океан в Касабланку?» – подшучивали минские друзья, когда мы хвастались планами о поездке. Есть у Social Discovery Ventures и представительство в Латинской Америке, и офис в Риге, который ориентирован на финансы, потому что в Латвии более квалифицирован финансовый персонал. В то же время минский офис Social Discovery Ventures – разработчицкий. Понятно, что ездили мы в гости не просто так. Компания намерена расширяться в Беларуси, а потому показывает, чем живет, чтобы заинтересовать наших сильных разработчиков. Мы, конечно, сразу спросили, не страшно ли россиянам, что зарплаты белорусских программистов за время кризиса практически сравнялись с российскими, и в некоторых случаях стали больше?

Сотрудники Social Discovery Ventures не отрицают – да, минский рынок дороже. Но им нужны «бриллианты». В планах – нанять в Минске 48 белорусов и вступить в ПВТ.

На эту тему: Пост дня. «Если бы в США были порядки как в Беларуси, или почему у нас нет Apple»

Чем занимаются в офисе SDVentures? «Мы – компания в первую очередь инвестиционная. Мы инвестируем в технологии в области Social Discovery, позволяющие людям общаться друг с другом в соответствии со своими интересами», – говорит Дмитрий Волков. Одна из таких технологий – платформа для меcсенжеров компании Layer. Она предоставляет так называемый White lable solution – решение, которое другие компании интегрируют внутрь своих продуктов. У самого мессенжера нет названия.

«Вот смотрите: когда вы пользуетесь телефоном, он называется айфон, да? Знаете ли вы, какие компании сделали чипы для этого телефона? А таких компаний штук двадцать. Так и здесь: мы продаем не бренд, а компонент к программному обеспечению. Сейчас, например, ведутся переговоры, чтобы этот мессенжер использовал Tinder. У нас есть и свои продукты, один из них – Trip Together, технология для поиска попутчиков по всему миру. Также мы инвестировали в Lingualeo, приложение для общения и изучения языков. У нас большое количество технологий для сайтов знакомств, и мы эти технологии предоставляем, в том числе под брендом dating.com. То есть мы выступаем в качестве инвестора и разработчика», – поясняет Дмитрий.

На эту тему: Пост дня. «Большая игра с «яйцеголовыми» начата»

По словам Андрея, одного из разработчиков компании, в SDVentures круто работать потому, что люди с нижних должностей уходят чуть ли не на руководящие. А вот в Yandex и Mail.ru Андрею было работать скучно. «Можно сидеть на попе, и если технология появится – поехать на конфу её потестить. А здесь можно делать все, если докажешь, что у этого будет бизнес-эффект. Для этого у нас есть целый отдел», – говорит Андрей. Здесь очень гордятся историей Марата, который начинал как разработчик, а сейчас является совладельцем дочерней компании PayOnline, которой принадлежит целый восьмой этаж офиса. В мире Марата гораздо меньше искусства и философии, и он разрешил нарисовать у себя на этаже только пять «бабаек».

Как Олег Кулик для корпоратива в Неваде соорудил чат-бота

На эту тему: «Когда люди прекратят ныть и станут думать: я делаю Беларусь?» Американская мечта художника Захара Кудина

Понятно, что в офисе, где поощряется буйство фантазии, должны быть невероятные корпоративы. В прошлом году коллектив Social Discovery Ventures выехал в пустыню Невады командой из художников и программистов на фестиваль Burning man. Специально для этого совместно с великим и ужасным Олегом Куликом была создана роботоподобная обезьяна, которая двигалась и говорила. Дмитрий Волков делится воспоминаниями: «Олег очень увлекся технологией. Когда мы начали делать с ним этого Оракултанга, я думал, что это будет просто скульптура. Но буквально через месяц он уже убеждал меня в том, что нужен искусственный интеллект, чтобы эта обезьяна реагировала на язык и движения, отслеживая их глазами. Я был в шоке – вместо того, чтобы делать произведение искусства, он решил заняться нашим делом и соорудить чат-бота. Я говорю: «Олег, подождите, над этой задачей работают лучшие умы человечества уже много лет! А вы хотите сделать за два месяца?» – «Да, конечно!» – ответил Олег.

Его вообще не волновали технологические трудности, и, естественно, как творческий человек, он сказал: «Либо так, либо вообще никак!»

Это был хороший посыл нашим программистам, потому что они такого давно не слышали. Очень продуктивное сотрудничество получилось».

Мы беседуем в переговорке, где рядом с мертвыми обезьянами Олега Кулика (разумеется, он их не убивал самостоятельно – просто делал портреты чучел в краеведческом музее) соседствуют работы известного российского художника Павла Пепперштейна, а также арт-объект технологического художника Дмитрия Морозова «Silk» – на монитор поступает текущий курс биткоина, и за счёт его колебаний изменяется натяжение струн – получается медитативная музыка. Говорят, похоже на «мелодию гномов, добывающих золото в пещерах». К слову, Silk – это название онлайн биржи, которая имела миллиардные обороты (как Aliexpress, только «черная»), пока её не прикрыл ФБР. Мне хочется пошутить: если SDVentures будут устанавливать похожую инсталляцию в Минске, можно сделать музыку на основе колебаний курса доллара – белорусов будет просто не оторвать от такого арт-объекта.

Вообще, офис SD Ventures хорош тем, что здесь хочется быть умнее, чем ты есть

На эту тему: «Сила эротического капитала». Магистр философии о трусиках «танга» и сосущих женских ртах

Понять запредельное, приоткрыть третий глаз. Пофилософствовать, в конце концов. Философия имеет большое значение для CEO компании. Дмитрий Волков – кандидат философских наук, основатель Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ и автор нескольких книг по теме изучения сознания. Кроме того, Дмитрий является членом попечительского совета Фонда поддержки Третьяковской галереи.

Волков с удовольствием рассуждает об общем для миров IT и искусства: «Художники, особенно современные, видят мир не глазами обывателя. Они постоянно ищут новый ракурс того, что уже существует. Та же тенденция необходима в технологиях. Ведь самое страшное – это инерция. В технологическом бизнесе так нельзя – если будешь делать, как было вчера, то завтра ты не выживешь как компания. Если бы Генри Форд спрашивал у обывателя, какой транспорт ему нужен, люди бы говорили: «Ну, нам нужно, чтобы лошади потребляли меньше овса и кареты были более устойчивые». Его ответом на это стал автомобиль примерно по такой же цене, что и лошадь. Есть ожидания рынка, которые можно удовлетворить. Но всегда есть возможность придумать что-то еще, что превзойдет ожидания потребителя».

Эту идею иллюстрировал и технологический художник Дмитрий Каварга на лекции для сотрудников, которой закончился наш день в офисе компании. Он показывал на экране свои интерактивные кинетические sci-art инсталляции и биогенные скульптуры: это были лава, нефть, внутренности собаки, которые выставлялись в музее академика И. П. Павлова.

На эту тему: Панамские тёзки. Кто из беларуских бизнесменов замечен в офшорах

Программисты задавали очень профессиональные вопросы: «А кто вам все это программировал? Как стекает лава, кто за пультом сидел?» То есть их не интересовал момент морали и провокации. Им было интересно, как все работает – как мальчишкам в гараже, которые рассматривают строение крыльев жука. В этот момент я подумала: в нашем мире программисту позволено все. И если IT-индустрия поддерживает современное искусство, то это большая удача для художника и мира в целом. Ведь своевременная встряска и провокация сделает нас всех только лучше

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

А вам хотелось пожить жизнью другого человека? Дмитрий Волков – российский предприниматель, философ, меценат и деятель актуального искусства согласился на авантюру и рискнул стать участником телевизионного шоу. Дмитрий сменил дорогой костюм на простую одежду, оставил в кармане лишь тысячу рублей и приехал в незнакомый город – попробовать начать жизнь с чистого листа. Для чего это нужно успешному бизнесмену, разбиралась «Жажда».

– Дмитрий, для чего вам стало нужно участие в ТВ-шоу «Секретный миллионер»?

– Это было попыткой разрушить комфортный «футляр», в котором я живу довольно продолжительное уже время. Посмотреть на мир с изнанки. Так получается, что обычно я оказываю какую-то помощь, а здесь мне для выживания была необходима помощь других людей. Это был новый и ценный опыт. Опыт доверия миру. Знаете, есть такое упражнение на доверие: закрываешь глаза и падаешь назад, а тебя сзади ловят люди. Это было что-то подобное. Я обычно во всем полагаюсь на свои возможности или свою команду, а здесь потребовалось полагаться на совершенно незнакомых людей.

– Вы помните свое детство? О чем вы мечтали, и кем хотели стать?

– В раннем детстве мои родители уехали из Москвы на Камчатку. Так поступали многие, чтобы хотя бы на время получить отдельное жилье. Там на Камчатке на меня неизгладимое впечатление произвела Корякская сопка – это вулкан, который был виден отовсюду, но до которого никак нельзя было дойти пешком. Я тут же решил, что стану вулканологом, то есть непременно доберусь до вулканов и буду их исследовать.

– У вас множество проектов. Чем вы занимаетесь в данный момент? На что тратите больше всего времени?

– Я сейчас вернулся к управлению бизнесом. В целом это всегда было занятием, которое занимало больше всего времени. Но в последнее время я заканчивал диссертацию, поэтому теперь приходится наверстывать.

– У вас очень необычные увлечения: пилотирование, хели-ски. Расскажите, как стали этим увлекаться?

– Возможно, это началось с той же самой Камчатки. Мы жили в поселке Крутогоровский, и там почти не было транспорта. Я часто сидел в музыкальной школе и ждал, когда мама закончит занятия с учеником. И иногда прямо к школе прилетал вертолет и садился во дворе. Это были Ми-8. Я не знал, откуда они прилетают, но это было удивительно. Потом прошло какое-то время, и я почти забыл про вертолеты. Но вспомнил их, когда стал сниматься в фильме «Чтобы выжить» в роли сына ветерана Афганской войны. Этот мальчишка умел все: стрелять, водить машину, скакать на лошади. Мой герой оказывался за рулем автомобиля, по которому ведет огонь с вертолета бандит (которого играл Александр Розенбаум). Вот тогда, оказавшись под обстрелом с воздуха, я вспомнил Ми-8. Да, у вертолета много преимуществ перед машиной. И тогда, наверное, решил – значит, я тоже буду летать. Поэтому мои хобби теперь связаны с вертолетами. Пилотирую, и даже на горы для катания меня забрасывает вертолет.

– Важно ли для вас быть известной личностью, или же, наоборот, публичность мешает?

– Помните стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»? Там есть такие строки: «Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов». Меня вот это действительно вдохновляет. А известность имеет просто некоторый утилитарный смысл. Иногда, например, это помогает быстрее установить контакт с человеком – не нужно некоторые вещи рассказывать по нескольку раз.

– Какие качества вам помогают в работе, а какие – мешают?

– Я могу видеть цели. И у меня есть «страсть»: к работе, к философии, к музыке. Это дает динамику движения. А что мешает? Иногда не хватает смелости ставить какие-то сверхзадачи. Я часто ориентируюсь на достижимые цели. Иногда не хватает свободы или воображения. Спонтанности может иногда не хватать.

– Что бы вы могли посоветовать начинающим предпринимателям?

– Не бояться ошибок. Если ошибка будет проанализирована и понята – то это победа.

– Каких ошибок можно избежать при построении бизнеса?

– Вы знаете, когда я регистрировал свою первую компанию, я потратил очень много времени на выбор логотипа. Мне казалось, что логотип компании – это как фамильный герб и будет со мной всю жизнь. После этого я много раз менял названия компаний и логотипы тоже. Лучше сфокусироваться на продукте или сервисе.

– Что вы понимаете под таким выражением, как «жажда бизнеса»?

– Жажда бизнеса – это, наверное, жажда приключений. Бизнес – это одно из самых увлекательных приключений. Вот некоторые говорят: ты работаешь в офисе, приходишь в офис, сидишь в офисе. А я вообще не понимаю, что это значит. Как только я прихожу на работу, я вообще перестаю ощущать, что я где-то нахожусь. Я живу среди планов, каких-то управленческих и инженерных задач. Они все находятся вне бытового пространства. Это жизнь в будущем, с тем, чего еще нет, но что начинает как-то проступать из будущего. Поэтому я не понимаю, что значит «работа в офисе» или «работа вне офиса».

– В чем состоит конкурентное преимущество вашей компании SDVentures?

– Мы не только инвестиционная компания. У нас очень сильная технологическая экспертиза. То есть мы участвуем в проектах не только как инвестор, но и как потенциальный исполнитель трудных технологических задач.

– Вы активно занимаетесь благотворительностью. Это вас вдохновляет?

– Я стараюсь помогать в тех областях, где разбираюсь. А точнее, я выбрал те направления, которые мне интересны. И в этих областях я пытаюсь использовать свои возможности. Так, мне интересно технологическое искусство, и я готов поддерживать художников, работающих в этой области. Мне также интересна философия, аналитическая философия, в первую очередь, и я поддерживаю Центр исследования сознания. Именно в этих сферах я хотел бы делать что-то значимое.

– Не могу не спросить о вашей научной деятельности. Поделитесь личными успехами.

– За последние два года я опубликовал почти 15 научных статей. Но работа над ними велась последние 5 лет. Эти статьи преимущественно на тему свободы воли. Проблема свободы воли – одна из классических философских проблем. Философы пытаются выяснить, может ли существовать свобода в мире, где все события, включая наше поведение, является следствием законов природы и не зависящих от нас событий. Но в последнее время в диалог включились и ученые, которые исследуют мозг, нейрофизиологи. Некоторые из них стали утверждать, что человек не может быть свободен, и все наши решения идут не от нас. Мне кажется, большая ошибка так считать. Почему такая ошибка допускается и как ее избежать в размышлениях – вот этим я и занимаюсь.

– Какие цели стоят перед вами на ближайший год?

– Я собираюсь укрепить инвестиционное направление SDVentures. Улучшить некоторые наши продукты в мобильном сегменте – здесь по-прежнему много вызовов. Построить более качественные отношения с Google и Facebook. Ну, а в остальном – защитить докторскую диссертацию, дописать вторую монографию и свозить дочку в Национальный парк Секвойя.

Предприниматель и инвестор Дмитрий Волков больше любит говорить о философии и современном искусстве, чем о бизнесе. Он готовится защитить докторскую диссертацию по философии, устраивает уличные фестивали для музыкантов, художников и учёных, спонсирует выставки в Третьяковке и постоянно думает о смысле жизни. В это время его компания развивает собственные интернет-проекты и инвестирует в чужие, например в сервис Shazam, проекты Lingualeo, TripTogether, Roomi и другие. Волков рассказал «Секрету» о том, как стал предпринимателем и философом, и объяснил, почему искусство и технологии сильно влияют друг на друга.

Первый бизнес я запустил ещё в школе, когда мне было 14 лет. Друг предложил трудоустроить наших сверстников, и мы открыли детскую биржу труда, о юридических вопросах мы тогда не задумывались. О нас случайно написал, кажется, «Московский комсомолец», стали приходить ребята с родителями и без, приносить заявки. Мы занялись поиском работодателей, которым нужны были молодые люди, устраивали молодёжь и подростков курьерами и промоутерами, а себе брали комиссию. Издательский дом «Московские новости» нанял через нашу биржу 20 человек для распространения русскоязычного издания New York Times в Москве, я тоже был в числе этих 20 - руководил командой. В какой-то момент мы перестали успевать в школе, не хватало времени на уроки, и бизнес пришлось закрыть. Я к тому моменту уже зарабатывал на личные расходы и помогал маме.

Как появилась Social Discovery Ventures

В 90-х я был одним из активистов сети Fido, прообраза интернета. Я тогда учился в МГУ на историческом факультете, занимался переводами с английского на русский и наоборот, разные люди обращались за помощью. Один из таких людей, американец, спросил как-то, могу ли я найти программистов, чтобы перевести что-то с языка ColdFusion на ASP, и я сказал, что могу. Запросив приличный гонорар, за который, на мой взгляд, в то время вполне можно было перевести всего Толстого на любой язык мира, я отправился искать людей, способных выполнить это задание. Нашёл одного хорошего программиста, потом ещё одного, а через четыре года их стало 200. Так в 1997 году была основана компания Social Discovery Ventures (SDVentures).

Я - не программист. Программировать у меня получалось плохо. Но у меня получилось эффективно выстроить работу, коммуницировать между клиентами и программистами. Именно поэтому дальше я стал развиваться как предприниматель и руководитель.

В 28 лет я обнаружил: всё моё время поглощает работа. При этом чем больше времени я тратил на работу, тем больше она требовала времени и внимания. Нужно было придумать барьер для того, чтобы работа не поглотила меня целиком. Я решил получить второе высшее образование и поступил на философский факультет МГУ. Приходилось уходить с работы в 6 вечера, чтобы успевать на занятия. Но к тому моменту у меня уже была хорошая команда, так что часть функционала можно было делегировать. В результате я получил второй диплом, защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую вопросам сознания и работам Дэниела Деннета. А сейчас готовлюсь к защите докторской. Это продолжение начатых исследований.

Спин-офф-компании

Фото: © Facebook / Social Discovery Ventures

Мы занимались в основном заказным программированием. Но некоторые наши продукты и сервисы стали основой для нового бизнеса - спин-офф-компаний. Например, система управления продажами в интернете, сделанная для одного из клиентов, со временем превратилась в компанию PayOnline. Она представляла услуги по процессингу для интернет-бизнесов. В нулевых мы получили грант на $100 000 от Microsoft на доработку этого продукта. Сейчас это один из лидеров рынка.

Ещё одна компания выросла из наших внутренних потребностей в обучении сотрудников. Я всегда много времени уделял обучению команд, и к нам часто приезжали западные эксперты. Как-то один из моих товарищей, тоже владелец IT-бизнеса, спросил, могут ли к курсу присоединиться и его технические специалисты. Так появилась компания SoftwarePeople.

Ещё одна спин-офф-компания - «ЮзабилитиЛэб». К нам в команду пришёл очень сильный проектировщик интерфейсов Дмитрий Сатин. Работа пошла отлично. Но в какой-то момент мы заметили, что наши сотрудники занимаются «халтурой». Они проектируют не только для внутренних задач, но и для внешних заказчиков. Я решил не увольнять их, а сделать отдельный бизнес. Через некоторое время эта компания тоже стала лидером в своей отрасли. Мы проектировали для многих крупных заказчиков: «Билайна», МТС, Альфа-банка. В то время как все занимались дизайном, мы делали упор на конверсию.

Параллельно с этим SDVentures инвестировала в различные интернет-проекты. Многие инвестиции оказались очень выгодными. В частности, инвестиции в области social discovery индустрии, в социальные технологии. Мы вкладываемся в сайты по поиску попутчиков, сайты-community для изучения иностранных языков, технологии для мессенджеров, сайты знакомств. Сейчас в портфель входит около сотни компаний.

Вообще, я с детства понимал, что мир глобальный, поэтому сразу выбрал приоритетным направлением работу с глобальными партнёрами. Один из таких - фонд DNCapital. Штаб DN Capital находится в Лондоне, фонд отсматривает много проектов в Европе. В Кремниевой долине рынок стартапов перегрет, там любой человек с идеей стоит $10 млн. В Европе много хороших проектов, и они оценены более реалистично. Так что мы ориентируемся на Европу. В этом направлении работают и другие наши партнёры по венчурным инвестициям, например фонд ITech.

Наша последняя инвестиция в $1 млн - в социальную сеть учёных Academia.edu. У меня очень много надежд связано с этим проектом. Думаю, что научную сферу ждёт такая же революция, которая случилась в других сферах. Музыка и видеоконтент теперь доступен через подписку. Для создателей контента это хорошо, и для потребителей тоже. А вот рынок научных публикаций пока контролируется крупными издателями. Думаю, если и в этой сфере наступят перемены, от этого и учёным, и потребителям будет лучше.

Как искусство помогает бизнесу

В чём я вижу главное отличие SDVentures от других международных интернет-холдингов? Во-первых, мы помогаем интернет-проектам в области social discovery, то есть ресурсам, которые соединяют людей с общими интересами для совместных путешествий, обучения языкам, знакомств. Во-вторых, я убеждён, что творчество вдохновляет на инновации, поэтому в основе корпоративных ценностей SDVentures лежат инновационные технологии и современное искусство. Мы активно участвуем в поддержке и реализации культурных инициатив на стыке искусства, науки и технологий.

Почему я думаю, что искусство помогает IT-бизнесу? Когда мы стали вкладываться в искусство, мы стали интереснее своим же сотрудникам, и с партнёрами появился дополнительный уровень связи. Для инвестиций в искусство у нас есть фонд SDV Arts & Science Foundation, проекты которого скорее можно отнести к меценатству, чем к извлечению прибыли. Хотя у нас, например, постепенно формируется внушительная коллекция современного искусства, которая может принести прибыль в будущем. Коллекция недавно пополнилась технологической инсталляцией Sillk известного российского художника Дмитрия Морозова. Это автоматический музыкальный инструмент, похожий на арфу, у которого струны натягиваются в зависимости от курса биткоина по отношению к разным валютам.

В нашем офисном центре в Риге, который мы назвали OraculeTangPlaza по названию арт-объекта, созданного художником Олегом Куликом для участия в фестивале Burning Man, есть коворкинг для технологических компаний. Там же организовано пространство, в котором могут работать художники. Погружая программистов и художников в одну среду, мы создаём творческое пространство. Первыми её гостями из области искусства должны стать художники, получившие в этом году грант музея «Гараж» в области «технологического искусства». SDV Arts & Science Foundation стал инициатором создания этого специального гранта в рамках ежегодной стипендиальной программы музея для молодых художников 2016–2017 года.

У нас ещё много проектов. Один из них - собрать коллекцию первых изданий трактатов, повлиявших на становление современной аналитической философии. Находки уже появились: первое издание «Критики чистого разума» Канта 1787 года и «Эссе о человеческом познании» Юма 1748 года. Эти работы - фундамент современной философии. Думаю, искусство, философия и бизнес всегда будут частями моей жизни.

Фотография на обложке: Social Discovery Ventures

Загрузка...

Реклама