clean-tool.ru

Объединения или общественные организации в социальной сфере. Виды общественных объединений

ОО можно зарегистрировать как юр. лицо, а можно и не регистрировать как юр. лицо.

В ниже приведенной ст.18 выделен момент создания ОО. Кроме того в зависимости от вида ОО предусмотренны дополнительные требования по созданию ОО.

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об общественных объединениях»:

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;

политическая партия.

Статья 18. Создание общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.
Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.
Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем общественного объединения в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 505-ФЗ)
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.
Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Статья 20. Устав общественного объединения

Устав общественного объединения должен предусматривать:
1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
В случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон «О некоммерческих организациях») реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.
Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.
Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объединениями, решены в Законе о них. Он определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.

Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным.

Помимо установления общих правовых основ статуса общественных объединений государство влияет на них и иными способами.

Органы юстиции осуществляют государственную регистрацию общественных объединений. Правда, общественное объединение вправе не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Орган, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения.



Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности.

Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

Политическим общественным объединением не может быть признано:

объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;

объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;

объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);

объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;

объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями;

объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;

объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.

Среди общественных объединений важную роль играют политические партии.

Под партией подразумевается общественное объединение, цель которою - участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

В зависимости от принципа организации общественные объединения делятся:

на основанные на членстве

не имеющие членства.

Члены объединений имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом объединения. Участники общественного объединения, не имеющего членства, принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.


27. Референдум в РФ: виды, порядок назначения и проведения, вопросы, юридическая сила принятого решения .

В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации » данный институт непосредственной демократии определяется как всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

На такой референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией как к ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Данный закон четко формулирует только две группы вопросов государственного значения, которые могут выноситься на референдум Российской Федерации:

Принятие проекта новой Конституции Российской Феде рации;

Принятие проекта нормативного акта или решение вопросов, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Феде- рации.

Референдум назначает Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда о признании инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) соответствующей Конституции.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Решение признается принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.

В зарубежных странах референдумы по способу проведения подразделяются на обязательные и факультативные.

Факультативные референдумы в современном их значении проводятся, в отличие от обязательных , по тем вопросам, которые считают необходимым вынести на народное голосование государственные органы или сами граждане, в то время как обязательные проводятся в четко определенных законом случаях.

В зависимости от инициаторов проведения референдумов они бывают:

петиционными или отклоняющими - это голосование, проводимое по требованию определенного числа граждан, подписавших петицию по принятию соответствующего закона или решения определенного вопроса путем референдума. Следовательно, петиционный референдум можно разделить на два вида: законодательный (по принятию соответствующего закона) и обычный (решение определенного вопроса путем референдума) ;

муниципальными или местными - назначается представительным или иным органом муниципального образования, в том числе по требованию его жителей;

проводимыми по инициативе органов государственной власти .

По предмету (или по содержанию) различают следующие виды референдумов: конституционные, законодательные, международно- правовые и административно- правовые.

По территории их проведения референдумы классифицируются на: общегосударственные

(общенациональные);

Региональные;

Местные (муниципальные).

По последствиям (по юридической силе) решений референдумов выделяют императивный и консультативный референдумы.

В теории референдума несомненный интерес представляет проблема формирования в России эффективных референдумно - правовых механизмов , которые позволят гарантировать возможности граждан самостоятельно, независимо от воли политических элит решать важнейшие государственные вопросы и вопросы местного значения. Это тем более важно, что до настоящего времени в России референдумы не получили такого широкого распространения в качестве важнейшего института непосредственной демократии, как, например, в США и большинстве западных европейских государств. Представляется, что процесс развития референдумно- правовых механизмов в России зависит от того, в какой мере государство обеспечивает гарантии осуществления гражданами своего конституционного права на референдум.

Важнейшими из них являются политические гарантии , которые не позволяют сковывать те инициативы граждан, которые не совпадают c интересами политической элиты, а также ликвидируют идеологические барьеры, препятствующие свободному выражению воли граждан в процессе голосования.

К юридическим гарантиям осуществления гражданами своего конституционного права на референдум могут быть отнесены закрепленные законодательством процессуальные права на судебную защиту указанного права.

В теории референдума не менее значимой и актуальной представляется проблема выявления правовой природы референдума и его соотношения c другими наиболее близкими по форме и содержанию институтами непосредственной демократии.

Смысл всех рассуждений по данной проблеме сводится к тому, чтобы принизить роль референдума как высшего института непосредственной демократии и исключить обязательный для публичной власти характер решений, принятых в результате всенародного голосования.

Социалистическому референдуму придавался статус консультативного референдума , в ходе которого органы государственной власти могли выявить мнение народа по важному государственному вопросу или законопроекту.

Следует отметить, что плебисцитом принято называть референдум, который проводится по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального или местного значения, имеющим судьбоносный характер для страны или региона (о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, доверии главе государства, объединении двух или более субъектов Федерации в один и т. д.).

По мнению Л. И. Воловой, всенародный опрос – это самостоятельная форма выяснения законодателем общественного мнения по конкретному вопросу. Всенародный опрос проводится по более широкому кругу вопросов, чем референдум, предметом которого являются важнейшие вопросы государственной жизни. Он может быть организован практически по любому вопросу, по которому правительство или компетентный орган желают выяснить мнение народа, и оно в данном случае имеет лишь консультативное значение. Понимание референдума и опроса как самостоятельных институтов непосредственной демократии характерно как для современного российского федерального законодательства, так и для законодательства большинства субъектов Российской Федерации.


28. Избирательное право: понятие и принципы .

В науке государствоведения применительно к выборам используются три основных понятия:

избирательное право,

избирательная системы

избирательный процесс.

В данном вопросе речь идет об избирательном праве , которое рассматривается в двух значениях: как объективное и как субъективное.

Объективное избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Субъективное избирательное право может быть активным и пассивным. Согласно п. 26 и 27 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации » активное избирательное право – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

пассивное избирательное право – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принципы избирательного права.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Законодательством установлен единый возрастной ценз для реализации гражданами своего активного избирательного права – 18 лет. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми c юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации.

Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа c разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе c наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Принцип прямых выборов означает, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно.

Принцип тайного голосования выражается в установлении законодательством такого способа голосования, когда волеизъявление избирателя происходит скрытно и результаты его голосования неизвестны другим лицам. Тайна голосования обеспечивается тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосующего; в помещении для голосования оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Нарушение принципа тайного голосования членами избирательных комиссий, должностными лицами государственных органов и общественных организаций влечет привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.

К числу актуальных проблем избирательного права может быть отнесена проблема соотношения различных форм непосредственной и представительной демократии в современной Российской Федерации , применяемых в ходе избрания депутатов и должностных лиц .

Как известно, Конституция Российской Федерации указывает на необходимость проведения прямых выборов только применительно к Президенту , который избирается на пять лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, вопрос о том, каким образом будут избираться депутаты и должностные лица всех уровней власти – в ходе всенародных выборов или органами представительной демократии, должен решаться законодателем. При этом следует отметить, что в последнее время в практике государственного строительства наблюдается устойчивая тенденция, связанная c заменой на выборах форм непосредственной демократии формами представительной демократии.

Отвечая на этот вопрос, В. Е. Чиркин замечает, что c юридической точки зрения нововведения в системе избрания высших должностных лиц субъекта Российской Федерации не нарушают конституционные права граждан. Что же касается политических и социологических аспектов, то, по его мнению, такие новации способствуют укреплению государственной власти, поскольку:

во-первых, удерживают российское государство от сепаратизма;

во-вторых, ограничивают своеволие губернаторов, многие из которых «стали удельными князьями в своих вотчинах и командуют там, как хотят, часто не подчиняясь решениям центральной федеральной власти »;

в-третьих, способствуют приходу во власть знающих людей, специалистов, профессионалов, способных руководить огромными регионами, превышающими по своим размерам некоторые европейские и другие государства1.

Не меньшую значимость и актуальность в рамках данного вопроса имеет проблема реализации избирательных прав граждан России. Многие ученые считают, что тенденции развития избирательного законодательства Российской Федерации связаны не c расширением избирательных прав граждан, а c их ограничением, что не в полной мере отвечает принципам демократического правового государства, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Речь идет об увеличении процентных барьеров , установленных для избирательных объединений, что повлекло за собой лишение определенного числа избирателей права голоса, т. е. нарушение конституционного права избирать и быть избранным. Кроме этого, об ограничении избирательных прав граждан можно говорить применительно к недавним изменениям в законодательстве, связанным c отменой на законодательном уровне порога явки избирателей .

Профессиональный союз является «добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь».

В силу статьи 2 указанного Закона:

    Граждане имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов (положений).

    Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них. Республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставными документами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов.

    Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры (подразделения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами (положениями) являются юридическими лицами.

Независимость профсоюзов . Согласно статье 3 Закона Республики Беларусь о профессиональных союзах профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (положения), определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.

Профсоюзы (объединения профсоюзов), их символика, изменения и дополнения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Профсоюзы в соответствии со своими уставными целями и задачам имеют право сотрудничать с профсоюзами других стран, по своему выбору вступать в международные и другие профсоюзные объединения и организации.

В то же время согласно статье 3 Закона о профсоюзах деятельность профессиональных союзов может быть ограничена в случаях , которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц.

В соответствии со статьей 4 Закона о профсоюзах «Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности к профсоюзам» принадлежность или непринадлежность гражданк профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь.

Права профсоюзов . Основные права профсоюзов Республики Беларусь сформулированы в главе 2 Закона о профсоюзах, в соответствии с которой профсоюзы имеют право:

ОСНОВНЫЕ ПРАВА

ПРОФСОЮЗОВ

    по защите трудовых прав граждан (ст. 10 Закона о профсоюзах);

    по социальной защите граждан (ст. 11);

    участвовать в решении вопросов разгосударствления и приватизации государственной собственности (ст. 12);

    общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды (ст. 13);

    на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (ст. 14);

    на заключение соглашений в социально-трудовой сфере (ст. 15);

    на осуществление общественного контроля за выполнением коллективного договора (ст. 16);

    право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и профсоюзах (ст. 19);

    право на информацию (ст. 20);

    на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных и других кадров (ст. 21);

    на объявление забастовок (ст. 22).

Кроме того, в соответствии с указанным Законом профсоюзы имеет полномочия :

    в области социального обеспечения и социального страхования (ст. 17);

    в области охраны здоровья (ст. 18);

Вопросы, связанные с осуществлением профсоюзами общественного контроля, регламентируются Указами Президента:

Профсоюзы в целях осуществления своих уставных задач имеют право организовывать и проводить в соответствии с законодательством Республики Беларусь митинги, уличные шествия, демонстрации и другие коллективные действия по защите интересов своих членов.

Что касается права профсоюзов на объявление забастовок, то следует заметить, что Закон предоставляет им право на организацию и проведение забастовок, но в строгом соответствии с законодательством. При этом в Законе четко определено, что при проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований.

Создание профсоюзов . Порядок создания профсоюзов регламентируется Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» 5

21 б ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ Порядок создания

Для создания и деятельности профсоюзов нообходимо:

    республиканского профессионального союза – не менее 500 учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г.Минска;

    территориального профессионального союза - не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории;

    профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) - не менее 10 % работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек;

Прекращение или приостановление деятельности профсоюзов . Статья 5 Закона о профсоюзах устанавливаетпорядок прекращения или приостановления деятельности профсоюза.

В случаях, когда деятельность профсоюзов (объединений профсоюзов) противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь, она может бытьприостановлена на срок до шести месяцев илипрекращена в отношении республиканских профсоюзов, их объединений решением Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов – решением суда по представлению прокурора данной административно-территориальной единицы.

21б ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ (прекращение деятельности)

Общественные объединения, хотя и подпадают под определение некоммерческих организаций, представляют собой их совершенно особый тип. Они призваны помочь гражданам реализовать свое право на объединение вокруг той или иной цели, не коммерческого свойства и не противоречащей Конституции.

Именно общественные объединения позволяют гражданам в рамках закона, общаться с властью и влиять на нее.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах -общедоступной. Название должно указывать на цели и организационно-правовую форму.

По территории действия делятся на:

  • местные
  • региональные
  • межрегиональные
  • общероссийские
  • международные

Так, общероссийское объединение вправе осуществлять свою деятельность на территории более половины субъектов РФ, межрегиональное - менее половины, региональное - на территории одного субъекта, а местное - в пределах территории органа местного самоуправления.

Как создать общественное объединение

Решение о создании общественного объединения принимается на съезде или общем собрании. На том же собрании принимается устав, формируются руководящий и контрольно-ревизионные органы. С этого момента объединение считается созданным.

Права юридического лица оно приобретает после государственной регистрации. Общественные объединения могут существовать и без государственной регистрации, однако не получив статуса юридического лица, объединение не может иметь собственности, банковского счета, вести хозяйственную деятельность и выступать от своего имени в суде.

Учредителями могут быть как физические, так и юридические лица. Юридические лица могут быть учредителями наряду с физическими и только если это другие общественные объединения. Учредителей должно быть не менее трех.

Также возможна смена учредителей общественного объединения.

В качестве учредителей не могут выступать органы местного самоуправления и органы государственной власти.

Решение о регистрации принимает Минюст.

Права и обязанности

Члены общественного объединения имеют равные права и обязанности - будь то физические или юридические лица. Объединение может иметь в собственности земельные участки, строения, транспорт, ценные бумаги, СМИ - все, что необходимо для достижения целей, прописанных в уставе.

Объединение может вести предпринимательскую деятельность, но полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на уставные цели.

Члены общественного объединения собственниками его имущества не являются и теряют право на собственность при ее передаче объединению.

Граждане имеют право не указывать в официальных документах факт своего членства в тех или иных общественных объединениях.

Некоммерческая организация, отвечающая двум признакам - финансирование из-за рубежа и участие в политической деятельности - в обязательном порядке должна состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Для этих организаций предусмотрен особый режим, предусматривающий, в частности, особую отчетность и проверки.

Особенности налогообложения

Пожертвования, вступительные и членские взносы не облагаются налогом на прибыль. Общественные объединения могут применять упрощенную схему налогообложения.

Общественная организация

Общественное объединение, основанное на членстве и созданное для защиты общих интересов участников. Членами общественной организации могут быть физические и юридические лица - общественные объединения. Общероссийские общественные организации могут быть преобразованы в политические партии.

Высшим руководящим органом является съезд или общее собрание. На котором, в частности, избирается постоянно действующий коллегиальный орган управления, который в дальнейшем и выступает от имени организации.

В силу наличия членства, организация имеет более устойчивую структуру и систему управления. Учредители не отличаются от вновь принятых членов. При голосовании они могут остаться в меньшинстве и будет принято решение, не отвечающее интересам учредителей. Чтобы не допустить принятия решений, ведущих к изменению политики организации, не ограничивая при этом приток новых членов, устав общественной организации может предусматривать «испытательный срок». В этом случае кандидат принимает участие во всех собраниях, мероприятиях, платит взносы и выполняет другие обязанности, но круг его прав уже, чем у члена организации: он может не иметь права голоса при принятии решений на общих собраниях и не может быть избран в руководящие органы.

Вместе с тем, все вышеприведенные достоинства могут обернуться и главным недостатком: общественные организации со временем склонны к формализации и бюрократизации.

Общественное движение

Правовой статус общественного движения, в основном, аналогичен статусу общественной организации, но не предполагает членства. Как следствие, движения более многочисленны и не имеют четкой организационной структуры.

Общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по тем или иным социально-значимым вопросам.

Общероссийские общественные движения, также как и общероссийские общественные организации, могут быть преобразованы в политические партии.

Политическая партия

Общественное объединение, основанное на членстве и созданное для участия в политической жизни государства. Целью любой политической партии является выдвижение своих кандидатов на выборах всех уровней власти и формирование общественного мнения.

Путей создания политической партии два: проведение учредительного съезда, либо преобразование из общероссийских организации или объединения.

Партия должна иметь отделения не менее чем в половине субъектов РФ и не менее пятисот членов. Членами могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет. Одновременное участие в нескольких политических партиях не допускается.

Высшим руководящим органом является съезд.

Политическая партия должна иметь свою программу, с прописанной идеологией, целями и путями их достижения.

Финансирование партий осуществляется за счет членских взносов, пожертвований и поступлений от предпринимательской деятельности.

При этом пожертвования не могут быть анонимными или исходить от государственных, благотворительных и религиозных организаций. Строгий запрет действует также на любую финансовую поддержку российской политической партии со стороны иностранных организаций и граждан.

На проведение избирательных кампаний партии получают финансовую помощь от государства.

Ежегодный финансовый отчет партия предоставляет в Центральную избирательную комиссию.

Общественный фонд

Общественное объединение, не имеющее членства. Цель общественного фонда - формирование имущества на основе добровольных взносов и последующее его использование на общественно-полезные цели.

Фактически, фонд - управляющая организация, аккумулирующая средства и направляющая их на заявленные в уставе цели. Фонд является полноправным собственником своего имущества, а участники не несут ответственности по его долгам. При ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, не подлежит распределению между участниками.

Принимать участие в управлении делами фонда участники также не могут. Деятельность фонда должна осуществляться публично. Предпринимательская деятельность самого фонда ограничена целями создания, зафиксированными в уставе. Вместе с тем, закон позволяет фондам создавать коммерческие организации.

Для контроля за работой фонда создается попечительский совет и ревизионная комиссия. Попечители исполняют свои обязанности в совете на общественных началах, не получая за это вознаграждения. Их решения носят рекомендательный характер, однако в случае выявленных нарушений совет вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда.

Общественное учреждение

Объединение, не имеющее членства и ставящее целью оказание конкретного вида услуг.

Коллегиальный орган, избранный участниками, не являющимися при этом учредителями и потребителями услуг, управляет учреждением определяя содержание его деятельности. Не имея при этом права распоряжаться имуществом.

Общественное учреждение не владеет имуществом, а получает его в оперативное управление от учредителей. Собственник вправе в любой момент изъять ту часть имущества, которая не используется или используется не по назначению. При смене собственника закрепленное за учреждением имущество остается в оперативном управлении.

По своим обязательствам общественное учреждение отвечает денежными средствами. В случае их недостаточности собственники имущества несут субсидиарную ответственность.

На практике общественные учреждения встречаются редко. В действующем законодательстве заложена правовая коллизия, не позволяющая создать общественное учреждение не нарушив закона и Минюст, как правило, отказывает в регистрации подобных объединений. Согласно закону «О некоммерческих организациях», они создаются «для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей», одновременно закон «Об общественных объединениях» определяет общественное учреждение как «ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг». В свою очередь Гражданский кодекс определяет договор оказания услуг, как возмездный, то есть вполне материального свойства.

Орган общественной самодеятельности

Объединение с целью решения социальных проблем возникающих по месту работу, учебы или жительства. Не имеет членства.

Орган общественной самодеятельности создается по инициативе граждан, заинтересованных в решении означенных проблем. На общем собрании учредителей принимается устав организации и программа деятельности. Высшим органом является инициативная группа, а оперативное управление осуществляет выбранный участниками директор.

Орган не имеет над собой вышестоящих структур и является самостоятельным. Является собственником имущества, созданного или приобретенного в процессе деятельности.

В силу особенностей целей орган общественной самодеятельности максимально удобен для территориальных общественных самоуправлений.

Религиозные организации

Религиозные объединения в РФ могут создаваться в форме групп или организаций. Религиозная группа вправе совершать обряды, заниматься образованием своих последователей, но не может быть наделена правами юридического лица.

Религиозное объединение, планирующее вести не только просветительскую, но и хозяйственную деятельность должно быть зарегистрировано в качестве религиозной организации.

По территориальному признаку религиозные организации делятся на местные и централизованные.

Участниками местной могут быть только граждане. Не менее десяти человек старше восемнадцати лет. Централизованной - не менее трех местных религиозных организаций.

Религиозная организация является собственником всего переданного ей имущества, имеет право вести предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых создана.

Помимо стандартных учредительных документов, для государственной регистрации религиозная организация должна представить сведения о вероучении, истории его возникновения и отношении к основным гражданским правам и свободам. Местная организация также должна представить документальное подтверждение существования данной религиозной группы на указанной территории не менее пятнадцати лет или своей принадлежности к уже существующей центральной организации.

Наименование религиозного объединения должно содержать указание на вероисповедание. В случае с централизованными организациями, действующими на территории РФ более пятидесяти лет, в названии могут присутствовать слова Россия и российский.

Регистрирующий орган в случае сомнений относительно сущности и характера вероучения вправе инициировать проведение государственной религиоведческой экспертизы. Выводы экспертов будут носить рекомендательный характер, но могут послужить основанием для отказа в регистрации.

1. В части второй статьи 4 слова "политических партий" заменить словами "политических общественных объединений (политических организаций, в том числе политических партий, а также политических движений)".

2. Статью 7 дополнить частью второй следующего содержания:

"Организационно - правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).".

3. Дополнить Федеральный закон статьей 12.1 следующего содержания:

"Статья 12.1. Политические общественные объединения

Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Политическим общественным объединением не может быть признано:

объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально - культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;

объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;

объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);

объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;

объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями;

объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;

объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.".

4. В статье 20:

"Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.";

5. В статье 21:

дополнить новой частью второй следующего содержания:

"Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке. Регистрация политических общественных объединений осуществляется в соответствии с условиями, установленными статьей 12.1 настоящего Федерального закона.";

Часть девятую дополнить словами ", а также публикуют списки политических общественных объединений в средствах массовой информации с указанием даты регистрации каждого политического общественного объединения ежегодно по состоянию на 1 января, а также по запросам соответствующих избирательных комиссий представляют им в десятидневный срок со дня получения соответствующего запроса списки политических общественных объединений по состоянию на день получения соответствующего запроса.";

6. В статье 23:

дополнить новой частью второй следующего содержания:

"Общественное объединение не может быть зарегистрировано в качестве политического общественного объединения, если оно не соответствует условиям, установленным частью второй статьи 7, статьей 12.1, частью второй статьи 20 настоящего Федерального закона, а также по иным основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.";

Загрузка...