clean-tool.ru

Здоровье и выбор профессии. Где же они могут получить квалифицированную консультацию по данному вопросу

Елена Зубанова
Здоровье школьника с ОВЗ и выбор профессии

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА с ОВЗ

И ВЫБОР ПРОФЕССИИ .

Профессиональная ориентация школьников призвана помочь им правильно выбрать профессию , определить свой жизненный путь.

Известно, что профессиональная направленность впервые формируется в подростковом возрасте. Однако сами подростки не в состоянии оценить свои возможности, степень развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессии и обеспечивают успех ее освоения, кроме того, подростки плохо ориентированы в условиях труда и характере различных профессий , в требованиях, которые предъявляются тем или иным профессиональным трудом к организму . Подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. К сожалению, это не учитывается часто и родителями.

Социологические исследования, проведенные в последние годы, показали, что 20% старшеклассников ряда московских школ собирались избрать профессию , которая, как оказалось, совершенно не подходила им по состоянию здоровья . Лишь 7% опрошенных школьников при выборе профессии принимали во внимание состояние своего здоровья , и только менее трети родителей уделяли внимание этому важному вопросу при рекомендации детям того или иного вида профессионального обучения , Между тем, наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека , в то время как профес-сия , не соответствующая физическому развитию и здоровью , может наносить существенный ущерб растущему организму.

Из сказанного понятно, что подросткам необходима помощь при выборе их будущей .

Важным условием сохранения здоровья являются : медицинские осмотры перед поступлением подростков на профессиональное обучение любым , даже самым легким, специальностям. Их целью является определение состояния здоровье , годности его по состоянию здоровья к избранной профессии или рекомендация профессии , наиболее соответствующей физическому развитию и здоровью . Предварительные медицинские осмотры (перед поступлением в училище, в техникум, на работу) проводятся в поликлиниках всеми специалистами. На основании данных осмотра врач выносит заключение о состоянии здоровья и дает рекомендацию о подходящей профессиональной деятельности .

Подобные осмотры учащихся 7-10-х классов проводятся в настоящее время и в школах . На основании осмотра школьный врач выносит заключение-рекомендацию о том, какой профиль профессиональной деятельности является для каждого из них наиболее подходящим по состоянию здоровья , в каких ПТУ, техникумах или вузах им целесообразнее обучаться.

Родителям нужно хорошо знать состояние здоровья сына или дочери и при заболевании или отклонении в состоянии здоровья психологически готовить их к тому, что ряд профессий , возможно и те, которые они для себя избрали, будут для них вредны, рекомендовать им выбор более подходящих специальностей. Это избавит подростка от психологических травм, конфликтов, неудовлетворенности.

Возрастные особенности обусловливают повышенную чувствительность подростков ко всем неблагоприятным внешним условиям и факторам производства : повышенной и пониженной температуре воздуха, шуму, пыли, химическим веществам и др. При работе в таких условиях у подростков быстрее возникают изменения в состоянии здоровья , вызванные действием неблагоприятных факторов. Кроме того, в период усиленного роста и развития возникают временные отклонения возрастного характера в состоянии здоровья , и подростки с такими отклонениями нуждаются в ограничениях к некоторым видам труда, так как при неблагоприятных условиях работы эти возрастные отклонения могут переходить в более стойкие и выраженные.

Разные виды профессиональной деятельности предъявляют совершенно различные требования, в том числе и повышенные, к некоторым органам и системам. Это зависит от степени участия в работе разных органов - зрения, слуха, конечностей и др.

Так, большое число профессий предъявляют повышенные требования к органу зрения. К ним относятся так называемые зрительные работы :

требующие большой точности, а, следовательно, связанные с напряжением глаз, т. е. профессии мелкого точного приборостроения :

Работа с часовыми механизмами,

Работа с компьютером,

Работа на оптико-механическом производстве,

профессии типографского профиля (корректорские,

наборные,

ювелирное дело и др.

представляющие повышенную опасность глазного травматизм :

профессия токаря ,

профессия фрезеровщика ,

профессия слесаря ,

профессия столяря ,

профессии горячих цехов и т . п.

требующие правильного различения цветов :

для швеи, портной,

для обувных дел мастера,

для работников радиотехнической промышленности,

для работников транспорта и др.

Очень точные мелкие работы требуют хорошего зрения, но при их выполнении можно носить очки, и если в очках зрение улучшается, то можно осваивать эти профессии , например швейного, обувного, станочного, слесарного, радиотехнического, столярного профилей , механико-наладочные работы, специальности часового производства.

Другие работы не требуют большой точности, но зрение должно быть хорошим без очков, так как ношение очков при их выполнении затруднительно либо вовсе невозможно (на высоте, при неблагоприятных метеорологических условиях, в условиях большой запыленности).

Поэтому подростки с пониженным зрением, даже хорошо исправляющимся очками, не смогут осваивать профессии строительного , судостроительного профиля , литейных, кузнечно-прессовых, прядильно-ткацких цехов, работы электромонтера, поварское дело и т. п.

Многие профессии не могут выполняться при нарушении движений в руках, особенно при отсутствии пальцев, их искривлении, тугоподвижности, для некоторых работ имеет значение хорошее состояние нижних конечностей (выполняемые стоя, связанные с подъемом на высоту) .

Ряд специальностей предъявляют повышенные требвания к сердечно-сосудистой системе (например, работы физического характера, в вынужденной рабочей позе, в горячих цехах, к нервной системе (напряженный конвейерный ритм труда, профессии сферы обслуживания и т. п.).

На организм оказывают влияния и условия, в которых выполняется работа; повышенная или пониженная температура воздуха, шум, пыль и др. Это также следует учитывать при рекомендации профессии подросткам , для которых эти условия вредны.

Все сказанное свидетельствует о том, что даже практически здоровые подростки , имеющие такие отклонения, которые им мало мешают в повседневной жизни (например, пониженное зрение, хорошо исправляемое очками, плоскостопие, небольшое искривление позвоночника и др., нуждаются в правильном выборе профессии , а следовательно, в совете подросткового врача. Только врач может грамотно решить вопрос о профессиональной пригодности подростка, имеющего отклонения в состоянии здоровья .

При выраженных искривлениях позвоночника, о чем рассказывалось выше, профессии , требующие долгого сидения в согнутой позе (работа швеи, вязальщицы, радиомонтажницы, часовщика) или подъема тяжестей, не рекомендуются;. Более подходящими являются специальности слесарно-сборочные по некрупной сборке, приемочно-контрольные, механико-наладочные и им подобные, но без подъема и переноски тяжестей.

Подростки, страдающие хроническими заболеваниями сердца (врожденные или ревматические пороки сердца, почек, легких, более ограничены к труду, однако и они могут осваивать немало профессий в профессионально -технических училищах, таких, которые выполняются в благоприятных условиях, в сухих отапливаемых помещениях, без физических перегрузок, без подъема на высоту; им подходят специальности монтажно-сборочные в приборостроении, некоторые профессии швейного производства, чертежные, граверные и т. п.

Здесь нет необходимости приводить подробные сведения о профессиональной пригодности подростков, страдающих различными заболеваниями; мы преследовали цель привлечь внимание родителей к этому важному вопросу, конкретно же решает его в отношении каждого подростка врач.

Важно помнить, что довольно большое число подростков, заканчивающих школу и собирающихся начать трудовое обучение, нуждается в консультации врача для правильного выбора профессии в соответствии с состоянием здоровья . В этом нуждаются не только больные (их, кстати, совсем не так много, но и здоровые юноши и девушки , имеющие нерезко выраженные отклонения или функциональные изменения. Консультация должна быть проведена задолго до окончания школы , чтобы учащийся подготовил себя к тому, что, возможно, некоторые виды профессиональной деятельности , которые он предварительно для себя избрал, будут для него неподходящими, что ему следует ориентироваться на другой вид специальности. Чем раньше это сделано, тем менее болезненна и ощутима переориентация, тем больше возможностей своевременно подготовиться к правильному выбору профессии . Лучше всего проконсультироваться у врача по поводу профессиональной пригодности в конце седьмого, начале восьмого класса.

В помощь проведению работы по профессиональной ориентации подростков с заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья изданы перечни медицинских противопоказаний для обучения в профессионально -технических училищах, техникумах и вузах, имеющиеся в подростковых кабинетах поликлиник, куда следует обращаться за советом о выборе профессии . Кроме того, в настоящее время во многих городах созданы кабинеты профессиональной ориентации , где компетентные специалисты (психологи, физиологи, педагоги, в том числе и врачи, дают консультацию о подходящей для подростка профессии с учетом его склонностей, способностей, развития, личностных качеств и состояния здоровья .

Помощь подростку в выборе профессии - одна из самых важных и ответственных родительских обязанностей. Не следует пренебрегать таким фактором, как влияние на детей семейных трудовых традиций. К сожалению, не во всех семьях есть правило - знакомить своих детей с трудом взрослых. Когда школьников спрашивают , где и кем работают их родители, кем были их дедушка и бабушка, они часто затрудняются с ответом или отвечают очень неуверенно и односложно. Между тем они с интересом узнают, что у дедушки большие трудовые заслуги, отмеченные благодарностями, грамотами, премиями, а мамин портрет находится на Доске почета, что у папы есть изобретения, он отличный рационализатор.

Воспитание семейной трудовой гордости - дело важное и необходимое. Любовь к труду, уважение к людям труда начинают складываться в семье в значительной степени под влиянием семейных традиций. Недооценивать это могучее средство нравственного воспитания непростительно.

Данное мероприятие поможет обучающимся сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений с учетом состояния здоровья; поможет определить свою профессиональную направленность, выявить требования предъявляемые профессиями к здоровью человека.
Поможет избежать ошибок в выборе профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗДОРОВЬЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

Цель классного часа: способствовать формированию у учащихся знаний о влиянии здоровья на выбор будущей профессии.

Задачи классного часа:

  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
  • Помочь учащимся выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления: никотина, алкоголя; их влияния на здоровье человека.
  • Научить учащихся соотносить требования профессий со своими интересами, способностями и состоянием здоровья.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить серьезный вопрос: « Твое здоровье- выбор профессии»; и должны выяснить, как здоровье человека может серьезно влиять на выбор профессии.

На наше заседание клуба мы пригласили гостей, чтобы они помогли нам советами при выборе профессии. Сегодня у нас в гостях наш школьный врач, ответственный за здоровье школьников, учитель физкультуры, учитель труда.

Наше мероприятие пройдет в необычной форме, и поэтому я хочу напомнить вам правила работы:

  1. Доверительный стиль общения;
  2. Искренность в общении;
  3. Активное участие в происходящем;
  4. Уважение к говорящему;
  5. Не перебивать говорящего;
  6. С места не выкрикивать.

Начнем занятие с игры. («У каждого свое мнение»)

Берется лист бумаги. Глаза у учащихся закрыты. Задание: разделить лист бумаги на две части и оторвать одну часть. Глаза открываем. Листок поднимаем вверх. Одинаковы ли ваши листы?

(Ответы учащихся)

Вывод: у каждого человека есть свое мнение, каждый из нас является личностью. И вы должны высказать только свое личное мнение.

Ведущий: Скажите пожалуйста, какие 4 фактора нужно знать, чтобы правильно выбрать профессию?

(ответы учащихся) * интерес; *склонности и способности;

*потребности общества в кадрах; * здоровье.

Какое из этих условий самое важное? Почему?

Ведущий: Незаметно пройдет время, и вы будете выпускниками. В будущем вы хотите стать поварами, парикмахерами, водителями, швеями и т.д. Это нужные людям профессии.

А как вы думаете, каким, прежде всего, должен быть человек, чтобы приносить пользу и себе и окружающим людям? (Здоровым).

Давайте поговорим о том, как здоровье человека влияет на выбор его будущей профессии. Но в начале мы выберем профессии, о которых мы будем сегодня говорить. Я предлагаю провести игру “Узнай профессию”. Я буду перечислять предметы, а вы должны угадать, о какой профессии идет речь:

Игла, нитки, швейная машинка (швея)
- молоток, гвозди, ботинки (сапожник)
- молоток, рубанок, пила (столяр)

Итак, профессии выбраны. (Каждой группе дается лист бумаги)

За 2-3 минуты вы должны решить, какие требования эти профессии предъявляют к здоровью человека и записать на листе.

Проведем “Аукцион ваших мнений”.

Подумайте и скажите, как вы понимаете, что значит быть здоровым человеком?

Я считаю, чтобы быть здоровым человеком, человек, прежде всего, должен, больше улыбаться, поддерживать себя и окружающих людей хорошим настроением.

А как считаете вы? Но в начале давайте с вами вспомним компоненты здоровья. (правильное питание, употребление в пищу витаминов,…………а также занятие физкультурой ) .

Хорошо, скажите, а как же влияют занятия физкультурой на здоровье человека?

Об этом нам расскажет учитель физической культуры :

Учитель: Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растет. Физической культурой необходимо заниматься с детства и до старости. Благодаря урокам физкультуры мы можем сохранить и укрепить свое здоровье, что является неотъемлемой частью жизни человека. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Благодаря физическим упражнениям мы можем поддерживать себя в хорошей спортивной форме; повышается иммунитет и человек менее подвержен простудным заболеваниям; повышается устойчивость организма к стрессовым воздействиям.

Ведущий: Ребята, вот, поэтому необходимо заниматься спортом и в первую очередь всегда следить за своей осанкой. Какие проблемы со здоровьем могут быть во время работы, если у вас неправильная осанка? (будет болеть спина, шея, невозможно будет долго сидеть швее за машинкой, парикмахеру и повару стоять).

Врач: Необходимо беречь и зрение. Действительно, к глазам нужно относиться бережно, так как они очень чувствительны и плохо защищены. Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть, если не беречь зрение? (Швея не сможет вдеть нитку в иголку; парикмахер сделает неправильную стрижку, повар порежет руки, цветовод криво сделает клумбу).

Ведущий: Молодцы! Ребята, подумайте, что может еще плохо влиять на здоровье человека? (вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики)

Врач: Наиболее ядовитым веществом для организма является никотин. Именно никотин наносит разрушительные удары по здоровью человека, особенно молодого. И в первую очередь страдают сосуды головного мозга, кровь меньше поступает в головной мозг, а вместе с ней и кислород. От курения, алкоголя, наркотиков страдают внутренние органы человека: желудок, сердце, печень. У учеников пропадает интерес к учебе, теряется память. Человек становится злым, нервным, жестоким.

Ведущий: Посмотрите, оказывается, для того чтобы человек сохранял свое здоровье, не болел, он должен вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

А вот какими качествами, способностями, знаниями, состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию?

ЗАДАНИЕ: Сейчас все классы получат карточки с пятью парами профессий.

Ваша задача: Определить, что является общим для этих пар профессий?

МЕДСЕСТРА – ТОКАРЬ
ОФИЦИАНТ – ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ
ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОР
ПРОДАВЕЦ – ТРЕНЕР
ЖИВОТНОВОД – САДОВНИК

Пока ребята готовятся, воспитатель прикрепляет к доске лист бумаги с незаконченной фразой: "БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ …" и ниже - чистое поле листа, куда будет записывать всё, сказанное детьми.

Ведущий: Посмотрите, оказывается, чтобы быть профессионалом в своём деле, необходимо обладать такими качествами: (зачитывает с доски всю фразу, которая получилась после того, как классы выразили свои мнения, сравнив пары профессий из задания).

Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к его резкому ухудшению, снижению трудоспособности, а порой и к ее полной потере.

А сейчас предоставим слово нашему гостю, выпускнику нашей школы, который уже сделал свой выбор в мире профессий, и как я думаю своим выбором доволен- Гришаев Сергей. (Выступление гостей 3 минуты). ЗАДАНИЕ: Каждому классу дается набор карточек с названием профессии, общей характеристикой, требованиям к индивидуальным особенностям, медицинским противопоказаниям, требованиям профессиональной подготовке. Вам нужно выбрать одну профессию и для данной профессии составить проект (на альбомном листе), где необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Название профессии.

2. Характеристика профессий (чем занимается человек, что делает). Нарисовать предметы труда.

3. Перечислить качествами, которыми должен обладать человек этой профессии.

4. Перечислить медицинские противопоказания.

5. Учебное заведение, где можно получить профессию.

(На работу отводится 5 минут. Затем каждый класс защищает свой проект.)

Ведущий: Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов . Вопрос : Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы? (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность).

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека. (Затем воспитатель переходит к рассказу о группах профессий по медицинским противопоказаниям).

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп:

Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.

Это многочисленная группа профессий такие как: продавец промышленных товаров, оператор ЭВМ, менеджер, художник-модельер. Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы отличает не постоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора , например повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Профессии этой группы (повар, продавец овощного магазина и др. ) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно - сосудистой системы и органов дыхания и склонности к простудным заболеваниям.

Третья группа включает такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому, даже если воздействие каждого из факторов незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность, интенсивный постоянный шум). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно – сосудистой и дыхательной систем, органов слуха. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда , например: сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе по ним допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста. Эти профессии предъявляют высокие требования к физическому состоянию организма.

Пятая группа - это профессии и специальности, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях. Но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др .

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, то такая производственная деятельность ему противопоказана. Например, при нарушении органов зрения – чертежник, сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем ; органов слуха – стенографистка, автослесарь ; органов обоняния – повар и др.

Внимание к своему здоровью при выборе профессии будет залогом того, что вы станете в будущем хорошим специалистом.

Ведущий: Мы сегодня разобрали такой серьезный вопрос, как здоровье влияет на выбор профессии. Мы с вами сегодня выяснили, что для того, чтобы человек сохранял свое здоровье, не болел, он должен вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, забыть о своих вредных привычках, сочетать работу и отдых, отдых на свежем воздухе, любить людей, не нервничать по пустякам, к жизни относиться проще и спокойнее. Тогда вы будете здоровы.

Ведущий: В заключении мне хочется сказать вам, ребята, следующее. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше чем инструмент. И самое главное, он даётся нам один раз и на всю жизнь. Ваше здоровье – это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Всё в ваших руках: ваше здоровье и ваша будущая карьера. Помните: всякое достижение когда-то казалось невозможным!

И закончить наше заседание клуба я хочу вот таким стихотворением.

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

Желаю вам больших успехов в учебе, хочу, чтобы ваши мечты сбылись. Спасибо вам за работу! Всего вам доброго, до следующих встреч в нашем клубе!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Выбирая профессию, важно учитывать состояние своего здоровья. Необходимо проконсультироваться с врачом своей поликлиники (он же дает справку для поступления в учебное заведение), не противопоказана ли вам выбранная профессия.

Каждый человек, поступающий на работу или учебу, проходит медицинский осмотр. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее. Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация.

По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.

Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).

Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхательной систем, органа слуха.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства. К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.

Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях. Но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п. к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер.

Шестая группа - специальности, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, то такая производственная деятельность ему противопоказана. Например, при нарушении органа зрения, – чертежник, сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем; органа слуха – стенографистка, автослесарь; органов обоняния – повар.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях


Болезни Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса
Органа зрения работы, связанные с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков.
Органа слуха повышенные уровни интенсивности шума и вибрации; работа, требующая хорошего слуха.
Кожи токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; необходимость в процессе работы постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук.
Костно-мышечной системы значительное физическое напряжение (подъём и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины.
Органов дыхания неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибилизирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение.
Сердечно – сосудистой системы выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте.
Органов пищеварения значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания.
Почек значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания.
Нервной системы значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация.

«Здоровье и выбор профессии»

Лекция предназначена для родителей учащихся 7-11 классов, классных руководителей , учителей технологии, ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учебных заведениях.

Основная цель проведения лекции:

выработать ответственное отношение к здоровью детей и понимание необходимости содействия профессиональному выбору подростков с учетом физиологических особенностей организма.

В лекции раскрыты современные трактовки понятия здоровья, показана взаимосвязь различных физиологических аспектов с профессиональным самоопределением, указаны некоторые медицинские ограничения в выборе профессии.

Здоровье и выбор профессии

Во все эпохи и у всех народов здоровье людей и особенно здоровье молодого поколения – детей и подростков – было главным богатством нации. Ее золотым запасом .

На исходе ХХ века, когда все человечество столкнулось с целым рядом социальных, психологических, демографических, экологических и других проблем, вопросы сохранения и укрепления здоровья встали перед всеми живущими на планете в полный рост.

Большинство из нас понимают здоровье как отсутствие болезней. Но этот традиционный взгляд на здоровье довольно примитивен. Есть более глубокое толкование данного понятия. Так, в Большой Медицинской Энциклопедии утверждается: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения»

Наиболее широкое признание получено определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Составляющими здоровья являются следующие компоненты:

соматическое здоровье – определяется функционированием органов и систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, эндокринной и т. д.

§ физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке;

§ душевное (психическое) здоровье человека определяется следующими показателями: ориентация в пространстве, времени; память; внимание; контроль своего поведения, мыслей, чувств; частота и интенсивность общих положительных эмоций;

§ социальное здоровье – характеризуется частотой общения с друзьями, близкими людьми, т. е. количеством и качеством социальных связей.

Помимо здоровья индивидуального различают здоровье населения как понятие статистическое. Оно характеризуется комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни.

Существует 4 признака здоровья:

1) Отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) Нормальный уровень функционирования органов и систем;

3) Высокая степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям,

отсутствие наклонности к заболеванию;

4) Соответствие физического и психического развития возрасту.

В зависимости от степени соответствия состояния организма этим признакам, дети и подростки распределяются на 5 групп:

Здоровые и практически здоровые дети относятся к I и II группам, больные составляют III и IV группы в разной степени проявления и компенсации болезни. Дети V группы здоровья не посещают детские учреждения общего профиля. Они воспитываются и обучаются в санаторных учреждениях, лесных школах.

I группа здоровья – дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

II группа – здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

III группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;

IV группа – дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.

На 1993 год на начало обучения приходилось 14% здоровых детей; детей, имеющих хронические заболевания – 35% . Т. е. 51% детей, имеют различные (не хронические) заболевания.

За время обучения

§ патология зрения возрастает в 5 раз;

§ нарушение органов пищеварения – в 3 раза;

§ нервно-психические расстройства – в 2 раза;

§ нарушение осанки встречаются у каждого 4 ребенка;

Отстают от своего биологического возраста - 36% детей 15-летнего возраста. Аллергические заболевания за период обучения в школе возрастают в 4 раза.

Возросли показатели заболеваемости детей за последние 10 лет:

§ рак – на 78%

§ заболевания нервной системы – на 59%

§ заболевания мочеполовой системы – 300% (в 3 раза)

§ заболевания органов пищеварения – 700% (в 7 раз)

§ заболевания костно-мышечной системы – на 60%

§ число врожденных пороков развития возросло на 75%

Всего заболеваемость возросла на 40%

От чего же зависит наше здоровье?

Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего действует так называемый генетический фактор – внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Это то "наследственное", которое в дальнейшем можно или приумножить, или растерять.

Большое влияние на здоровье оказывает окружающая среда . А она делится на физическую (воздух, почва, вода, транспорт, предприятия и т. д.) и социальную (типы социальных перемен в обществе, безработица , разгул насилия и пр.)

Влияние социальной и психологической среды на здоровье – "психологическое загрязнение" – не менее острая проблема, чем физическое загрязнение. Это воздействие так называемых стрессовых ситуаций, а они начинают нас преследовать с самого раннего возраста.

По данным исследований в Омских школах 1/3 подростков в обычных условиях (не экзамен или контрольная работа) находятся в состоянии стресса.

Действие перечисленных факторов на наше здоровье велико. Тем не менее, еще в большей степени наше здоровье зависит от образа жизни. Что под этим понимают? Это прежде всего двигательная активность человека. Коварнейшим врагом человека является гиподинамия. Если человек ведет малоподвижный образ жизни, то есть совершенно не занимается физическими упражнениями, любит много поесть, курит, часто употребляет спиртное, то к 40 годам он рискует получить инфаркт миокарда или инсульт.

Воспитать здоровое поколение могут только те педагоги, которые прикладывают усилия, прежде всего для формирования собственного здорового образа жизни, обеспечивают соблюдение следующих принципов:

1. Сбалансированное питание с низким содержанием холестерина и жиров, поддержание оптимальной массы тела.

2. Оптимальная физическая активность с частотой тренировок 3 раза в неделю, длительностью 20-69 мин.

3. Использование различных видов закаливания.

4. Умение познать себя, резервы своего организма.

5. Оптимизм, умение радоваться жизни

6. Умение справиться со стрессами, расслабиться.

7. Наличие минимума гигиенических и медицинских знаний по предупреждению заболеваний, оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях .

8. Профилактика опасного поведения (в смысле заражения СПИДом, венерическими заболеваниями, получения травм, отравлений).

9. Исключение самолечения, своевременное обращение к врачу, проведение прививок и медицинских осмотров.

10. Личная гигиена и гигиена жилища.

Самый трудный шаг – выработать в себе и своих воспитанниках желание изменить свой образ жизни.

Соблюдение этих принципов поможет сделать выбор профессии для подростков более свободным. Ведь состояние здоровья школьников является одним из важнейших факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.

Около 30% подростков имеют ограничения по здоровью в выборе профессии.

Когда ребята выбирают профессию, необходимо учитывать не только их способности, интересы и склонности, но и условия труда, медицинские противопоказания по разным профессиям.

Существует ряд медицинских противопоказаний по условиям труда при различных заболеваниях:

Туберкулез

Хроническая пневмония

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, наличие токсических веществ, пыли; значительное физическое напряжение, все виды электро-магнитных излучений (например, в работе программиста)

противопоказания - нервное и физическое напряжение, неблагоприятные метеорологические условия, раздражающие токсические вещества, газы, пыль, вещества-аллергены

Ревматизм

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества

Гипертоническая реакция

противопоказания – повышенная температура, токсические вещества, значительное нервное напряжение, эмоциональное напряжение. Разрешены все специальности техникумов и ВУЗов, кроме геологоразведочных и нефтедобычи.

Юношеская гипертония

противопоказания – шум, вибрация, вынужденный конвейерный ритм, подъем на высоту, значительное физическое и нервное напряжение.

Артериальная гипотония

противопоказания – повышенная температура воздуха, токсические вещества, подъем на высоту.

Хронический гастрит

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, вибрация, вынужденная поза, значительное физическое и нервное напряжение.

Хронические заболевания почек и мочевыводящих путей

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, вынужденная поза, значительное физическое напряжение

Эндокринные заболевания

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, вынужденный ритм работы, нервное и физическое напряжение

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, работа на высоте, токсические вещества

Геморрагические диатезы, гемалитическая анемия

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, повышенная опасность травматизма

Деформация позвоночника

противопоказания – постоянное вынужденное положение тела, поднятие тяжестей

Плоскостопие

противопоказания – длительное пребывание на ногах, подъем и перенос тяжестей, статистическое напряжение

Полиартрит

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, токсические вещества, вынужденное положение тела, напряжение суставов

Заболевания ЦНС без изменений интеллекта и двигательных функций

противопоказания – неблагоприятные метеорологические условия, значительное физическое и эмоциональное напряжение, вынужденный ритм, работа на высоте

Эпилепсия

все выше названные противопоказания + шум, вибрация, опасность травматизма.

Которая будет приносить удовольствие. Казалось, что тут ещё добавить? Но, выбирая род деятельности и взвешивая все «за» и «против» в пользу той или иной профессии, нельзя игнорировать один пунктик: она не должна причинять вред здоровью. И да, речь идёт не только о специальностях, представляющих реальную угрозу для здоровья ( , шахтёр, пожарник и др.), а обо всех без исключения. Почему это так важно?

Если профессия требует более хорошего здоровья, чем у тебя, в будущем она может спровоцировать возникновение заболеваний или обострение имеющихся. Поэтому, прежде чем рвануть навстречу мечте, задай себе вопрос: «А соответствует ли мой уровень здоровья выбранной профессии?» Не зря каждый абитуриент обязан пройти медкомиссию. Чтобы сориентировать тебя уже сейчас, вкратце пробежится по основным болячкам, которые являются стоп-сигналом при выборе профессии.

Приоритетный фактор при поиске занятия по своему здоровью — хронические заболевания

Зрение

Пожалуй, чаще всего противопоказания по профессиям связаны с этим органом чувств. Людям со слабым зрением стоит избегать выбора профессий, подразумевающих высокую нагрузку на глаза. К примеру, обладателям близорукости крайне нежелательно заниматься любой работой, где необходимо рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз (ювелир, часовщик, корректор). Игнорирование противопоказания приводит к прогрессированию близорукости. Если у человека нарушено цветовое зрение, он не сможет стать водителем транспорта.

Слух

Серьёзные проблемы со слухом закрывают путь в профессии, требующие постоянного общения или реагирования на какие-либо звуки ( , учитель, оператор справочной службы). Выбирая профессии, подразумевающие воздействие высокого шума и музыки (работа на производстве, на радио, концертная деятельность и др.), каждый рискует столкнуться с нарушением слуха.

Дыхательная система

При заболеваниях дыхательной системы (особенно это касается астмы) нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма или химических веществ (строитель, агроном, зоотехник и др.).


Внимательно к выбору профессиональной деятельности стоит отнестись аллергикам

Опорно-двигательный аппарат

Людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата противопоказаны профессии с высокой двигательной активностью. К примеру, неправильная осанка и сильное плоскостопие — запрет для профессий, где приходится много времени проводить на ногах ( , продавец-консультант и др.).

Пищеварение

Усугубят гастрит, язву и другие заболевания желудочно-кишечного тракта профессии, связанные с физическим и нервным напряжением, а также с частыми командировками (репортёр, спортсмен, гид и др.) — в подобных условиях трудно соблюдать режим питания. Это же замечание касается и диабетиков.

Речевой аппарат

Наличие дефектов речи затрудняет путь в профессию типа «человек-человек» — такие недуги нежелательны при частом взаимодействии с людьми. Постоянное общение — нелёгкая задача для человека с плохой дикцией.

Иммунитет

Устойчивости к простудным заболеваниям требуют профессии, связанные с работой в некомфортных погодных условиях (геолог, археолог, строитель).

Нервная система

Ряд профессий предполагает ежедневное пребывание в нервном напряжении ( , учитель, следователь, и др.). Психосоматические расстройства, неврозы, болезни сердца, нервное истощение, стресс — всё это грозит представителям «нервных профессий».


Наш совет тебе — самостоятельно изучить медицинские противопоказания по выбранной профессии. Проходя медкомиссию, посоветуйся с врачом дополнительно, какие риски для здоровья предполагает интересующая тебя деятельность. Отнесись к этому серьёзно!

Если твоё здоровье не совсем соответствует выбранной профессии, не стоит отказываться от мечты сразу. Проанализируй, взвесь все «за» и «против». А вдруг твои заболевания — это только препятствие, которое нужно преодолеть, и ущерба здоровью они не приносят? Важно смотреть по ситуации.

Мир знает случаи, когда люди с речевыми дефектами становились телеведущими, а потерявшие зрение раскрывали художественный талант. Но для таких подвигов требуется упорство.


Алексей Маресьев — советский военный лётчик, прототип героя произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и продолжал летать с протезами

Но если профессия будет ухудшать твоё здоровье — лучше от неё отказаться. Астматик, выбравший работу на химическом производстве, может задохнуться прямо на рабочем месте. Грузчик с больным позвоночником — оказаться парализованным. Ювелир с сильной близорукостью — слепым. Игнорируя серьёзные заболевания, реально окончательно испортить здоровье или вообще лишить себя жизни. И не только себя, но и других: водитель рейсового автобуса с вегетативно-сосудистой дистонией [заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления — прим. ред.] рискует попасть в аварию, а хирург с дрожью в руках вряд ли готов спасать человеческие жизни.

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Загрузка...