clean-tool.ru

Изменения в порядке постановки на налоговый учет иностранных организаций. Постановка на учет иностранных организаций и физических лиц в россии Регистрация иностранных организаций в налоговых органах

Учитывая пограничное состояние Амурской области и близость иностранного государства, МР ФНС России № 1 по Амурской области осуществляет постановку на учет иностранных юридических лиц, компании, фирмы, международные организации, располагающие на подведомственной территории своими постоянными органами, филиалами или представительствами.

Данным организациям при постановке на учет также присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и указывается код причины постановки на учет (КПП).

Иностранные и международные организации учитываются налоговым органом без присвоения ИНН в случаях их учета на основе уведомлений и в связи с открытием ими счетов в банках на территории Амурской области. Так 12 иностранных организаций поставлены на налоговый учет в МР ФНС России №1 по Амурской области в связи с открытием в банках счетов.

Управление ФНС России по Амурской области информирует налогоплательщиков о налоговых органах, в которых ведется учет иностранных и международных организаций и дипломатических представительств.

Отделом регистрации и учета налогоплательщиков МР ФНС России №1 по Амурской области поставлены на учет 2 иностранные организации. Они осуществляют деятельность в Российской Федерации через отделения в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году. Поэтому они встали на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности, предоставив следующие документы:

  • - Заявление о постановке на учет по форме 2001И - легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов были представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организации, создание которой не требовало специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;
  • - справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
  • - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в РФ или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ;
  • - доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

При постановке на учет МР ФНС России №1 по Амурской области выдала иностранным организациям установленные законодательно Свидетельства по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

Существуют случаи, когда иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, тогда она обязана в каждом встать на учет.

Если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

  • - Заявление о постановке на учет по форме 2001И;
  • - решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ;
  • - доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;
  • - копию Свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.

Кроме того, иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций. В этом случае иностранная организация обязана информировать налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления Сообщения по форме 2301И. В ответ налоговый орган в течение пяти дней с момента получения Сообщения от иностранной организации выдает ей Информационное письмо по форме 2201И с указанием соответствующего КПП.

Как уже было отмечено, 12 организаций поставлены на учет в МР ФНС России №1 по Амурской области по месту постановки на учет банка, в котором им открыли счет. Эти организации (в том числе банки и иные финансово - кредитные учреждения) подлежат учету в налоговых органах при открытии ими счетов в рублях или в иностранной валюте.

В этих целях в инспекцию, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной (международной) организации, представляются следующие документы:

  • - Заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ;
  • - справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

Налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2402ИМ с указанием Кода иностранной организации (КИО) и КПП.

В случае закрытия счетов вышеназванными иностранными (международными) организациями они обязаны в десятидневный срок со дня закрытия счета информировать соответствующий налоговый орган путем направления Сообщения по форме 2303ИМ.

При изменении сведений, содержащихся в Заявлениях о постановке на учет, иностранные и международные организации обязаны письменно проинформировать об этом соответствующие налоговые органы по месту постановки на учет (учета) не позднее 10 дней с момента изменения сведений.

При получении сведений об изменении наименования иностранной организации в случае, если это изменение не связано с ее реорганизацией, налоговый орган выдает этой организации новое Свидетельство с сохранением присвоенного ИНН. Ранее выданное иностранной организации Свидетельство подлежит возврату в соответствующий налоговый орган.

Для иностранных (международных) организаций, поставленных на учет в связи с открытием в банках счетов, информирование об изменении учетных сведений осуществляется путем направления ими соответственно письменного сообщения в произвольной форме или сопроводительного

В целях снятия с учета организации и дипломатические представительства обязаны не позднее трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности, сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет и предоставить соответствующие документы.

Снятие с учета производится налоговым органом в течение четырнадцати дней после подачи заявления. Снятие с учета завершается выдачей иностранной и международной организации и дипломатическому представительству Информационного письма о снятии с учета по установленной форме.

1. О постановке на учет иностранных организаций

Порядок постановки на учет (снятия с учета) иностранной организации установлен Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 N 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения" (далее - Особенности учета иностранных организаций).
Подлежат постановке на учет:
иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через обособленные подразделения - заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту осуществления деятельности не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности иностранной организации на территории РФ;
иностранные некоммерческие неправительственные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через отделения, филиалы, представительства;
международные организации;
дипломатические представительства;
иностранные организации по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых;
иностранные организации в связи с открытием им счетов в банках на территории Российской Федерации.
Документы, прилагаемые к заявлению о постановке на учет отделений иностранных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, международных организаций, дипломатических представительств, указаны в разделах II-V Особенностей учета иностранных организаций.
Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановка на учет иностранных организаций в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 7 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
При отсутствии вышеназванных оснований для постановки на учет, иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте. Документы, прилагаемые к заявлению о постановке на учет, указаны в разделе VII Особенностей учета иностранных организаций.
Снятие с учета в налоговых органах иностранных организаций регламентировано разделом X Особенностей учета иностранных организаций, осуществляется:
в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления о снятии с учета,
в течение пяти рабочих дней со дня получения:
· сведений о регистрации прекращения права собственности на объект недвижимого имущества,
· сведений о снятии с учета транспортного средства,
· сведений о прекращении права пользования участком недр,
· сообщения банка о закрытии счета иностранной организации.

Формы документов, используемые при учете иностранных организаций, установлены Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций»:
· форма № 2001И «Заявление о постановке на учет иностранной организации»;
· форма № 2002М «Заявление о постановке на учет международной организации»;
· форма № 2003Д «Заявление о постановке на учет дипломатического представительства»;
· форма № 2004ИМ «Заявление о постановке на учет»;
· форма № 2005ИМ «Заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе»;
· форма № 2006ИМД «Заявление о снятии с учета»;
· форма № 2401ИМД «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе»;
· форма № 2402ИМ «Свидетельство об учете в налоговом органе»;
· форма № 2501И «Уведомление о постоянном представительстве иностранной организации»;
· форма № 2503И
· форма № 2503М «Уведомление о доходах от деятельности в Российской Федерации»;
· форма № 2504И
· форма № 2504М «Уведомление об источниках инвестиционных доходов»;
· форма № 2502И «Уведомление о движимом имуществе»;
· форма № 2301И «Сообщение об открытии нового отделения иностранной организации»;
· форма № 2302ИМ «Сообщение о недвижимом имуществе и транспортных средствах»;
· форма № 2303ИМ «Сообщение о закрытии счета»;
· форма № 2201И «Информационное письмо об учете в налоговом органе отделения иностранной организации»;
· форма № 2202ИМ «Информационное письмо об учете в налоговом органе недвижимого имущества и транспортных средств»;
· форма № 2203ИМД «Информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе».

2. О постановке на учет иностранных граждан

Порядок постановки на учет иностранных граждан регламентирован приказом Минфина РФ от 21.10.2010 № 129н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями" (далее - Особенности учета иностранных граждан).
Подлежат постановке на учет в налоговых органах:
- иностранные граждане, зарегистрированные по месту жительства,
- иностранные работники, поставленные на учет по месту пребывания,
- иностранные граждане, получившие статус адвоката в Российской Федерации,
- иностранные граждане, которым принадлежат недвижимое имущество и (или) транспортные средства,
- иностранные граждане, которым выданы свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество и (или) транспортные средства в Российской Федерации.
В целях учета иностранных граждан в налоговых органах место проживания иностранного гражданина в Российской Федерации приравнивается к его месту жительства в Российской Федерации.
Постановка на учет иностранного гражданина осуществляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом с уведомлением о вручении) иностранному гражданину уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации.
Иностранный гражданин, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе по форме № 2-2-Учет , утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 №САЭ-3-09/826@ (в ред. приказа ФНС России от 15.02.2010 №ММ-7-6/54@).
Перечень документов, представляемых иностранным гражданином (имеющим вид на жительство, разрешение на временное проживание, разрешение на временное пребывание), перечислен в п.п.16-20 «Особенностей учета».
Документы, необходимые для постановки на учет иностранных граждан, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке - нотариально.
Снятие с учета в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина на проживание в Российской Федерации, осуществляется по истечении одного месяца с даты окончания срока действия указанного документа при условии отсутствия в налоговом органе по месту жительства сведений о факте регистрации иностранного гражданина по новому месту жительства в Российской Федерации.
Снятие с учета в налоговом органе иностранного работника, в отношении которого получены сведения о факте его снятия с учета по месту пребывания, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 3 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений.
Снятие с учета в налоговых органах иностранного гражданина, состоящего на учете в налоговом органе в качестве адвоката, осуществляется на основании сведений, сообщенных организациями, указанными в пункте 2 статьи 85 Кодекса, о прекращении статуса адвоката, в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений.

Для осуществления постановки на учет в налоговом органе Российской Федерации иностранной организации, осуществляющей или намеревающейся осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, в налоговый орган представляются следующие документы:

Документы, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, - легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и тому подобное), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке;

Справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);

Решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

В том случае, если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, она представляет следующие документы:

Заявление о постановке на учет по форме 2001И;

Решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

Доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;

Копию Свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет в соответствии с пунктом 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, заверенную в установленном порядке.

В этом случае, при постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по форме 2401ИМД.

Следует подчеркнуть, что иностранная организация подлежит постановке на учет в каждом налоговом органе, если она ведет деятельность через отделение на территории подконтрольной данному налоговому органу. Данная обязанность не ставится в зависимость от вида деятельности, осуществляемой отделениями иностранной организации характера их взаимосвязи.

Например, указанное требование Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций распространяется без исключений на иностранные организации, которые осуществляют деятельности через несколько отделений в рамках единого технологического процесса. Ошибочно полагать, что постановка на учет каждого их таких отделений не требуется на том основании, что для таких отделений иностранных организаций, участвующих в едином технологическом процессе, в пункте 4 статьи 307 НК РФ предусмотрена возможность расчета налогооблагаемой прибыли в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям).

В случае, если на территории этой же налоговой инспекции иностранная организация будет осуществлять деятельность еще в нескольких местах, пунктом 2.1.1.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций предусмотрена упрощенная процедура постановки на учет, что позволяет избежать повторного представления иностранной организацией учредительных и прочих документов из-за границы и облегчает постановку на налоговый учет.

В этом случае, иностранная организация информирует налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по форме 2301И.

При этом ИНН, присвоенный данной иностранной организации при постановке на учет в данном налоговом органе, остается единым для всех ее отделений, находящихся на территории, подконтрольной данному налоговому органу. Меняться будет лишь КПП (отражающий последовательно учет всех обособленных подразделений иностранной организации на указанной территории), о чем налоговый орган проинформирует иностранную организацию.

В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации налоговый орган выдает ей информационное письмо по форме 2201И с указанием соответствующего КПП.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через отделения, предусмотрена в подразделе 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.

В данном разделе определены особенности постановки на учет иностранной организации:

  • при открытии ею первого отделения в Российской Федерации;
  • при открытии последующих отделений на территории, подконтрольной одному и тому же налоговому органу;
  • при открытии последующих отделений на территории, подконтрольной другому налоговому органу.

Иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году

В случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

Если период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то учет такой организации осуществляется в соответствии с разделом 4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций путем направления иностранной организацией уведомлений соответственно по формам 2503И и 2503М.

Постановка на учет должна быть произведена не позднее 30 дней с момента начала осуществления деятельности (пункт 2.1.1. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

Следует обратить внимание, что постановка иностранной организации на учет, в соответствии с этим пунктом, должна быть произведена вне зависимости от того, приведет ли деятельность иностранной организации через это отделение к образованию постоянного представительства или нет.

Этот вывод следует непосредственно из пункта 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, согласно которому иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

В связи с этим любые отделения иностранной организации (филиалы, представительства, другие обособленные подразделения), созданные на территории Российской Федерации, осуществляющее деятельность продолжительностью более 30 календарных дней в году, не приводящую к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, например, операции подготовительного и вспомогательного характера, обязано встать на учет в соответствии с пунктом 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций. Если период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году, то учет такой организации осуществляется в соответствии с разделом 4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.

Документы, необходимые для постановки на учет

Для осуществления постановки на учет в налоговом органе Российской Федерации иностранной организации, осуществляющей или намеревающейся осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, в налоговый орган представляются следующие документы:

  • документы, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, - легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащий информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и тому подобное), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке;
  • справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
  • решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
  • доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

Документы, предусмотренные Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке (пункт 1.8 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

Полный пакет указанных документов иностранной организации необходимо представить в налоговый орган по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

При постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по форме 2401ИМД. В данном случае, КПП будет отражать, что постановка на учет произведена в связи с открытием первого в Российской Федерации отделения иностранной организации.

Четко сформулированный порядок постановки на учет обеспечивает единообразие в процедуре учета иностранных организаций во всех налоговых органах на основе единых требований и форм учета. Единообразными являются также и документы, направляемые налоговыми органами, - они оформляются по установленной форме на бланках установленного образца.

Перечень документов, указанный в пункте 2.1.1.1. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, необходимых для постановки на учет иностранных организаций, является исчерпывающим. Более того, Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций содержит специальный пункт 1.7, направленный на защиту прав налогоплательщиков, который запрещает требование налоговыми органами для постановки на учет (и снятия с учета) предоставления дополнительных документов, не предусмотренных Положением.

Зачастую, осуществляя постановку на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через филиал, налоговые органы требуют в составе документов представить в том числе положение о филиале иностранного юридического лица, предусмотренное Законом №160-ФЗ.

Филиал иностранной организации, согласно пунктам 1 и 2 статьи 22 Закона №160-ФЗ осуществляет свою деятельность на основании положения о филиале, в котором должны быть указаны сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации.

Однако, запросы налогового органа о представлении положения о филиале иностранной организации являются неправомерными на основании пункта 1.7 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, которым предусмотрено, что требование налоговыми органами дополнительных документов, не предусмотренных Положением, для постановки на учет иностранных организаций не допускается.

Положение о филиале может быть предоставлено в налоговый орган самостоятельно иностранной организацией в случае отсутствия решения уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации, обязательное предоставление которого предусмотрено Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций.

По тем же основаниям, не являются обоснованными требования налоговых органов для постановки на учет филиала иностранной организации представить свидетельство об аккредитации филиала и выписки о внесении в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, подтверждающих его право на осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Постановку на налоговый учет иностранной организации налоговые органы обязаны осуществить независимо от того, был ли аккредитован филиал в регистрирующих органах Российской Федерации или нет.

Следует обратить внимание, что в составе документов для постановки на учет в налоговый орган предусмотрено предоставление справки из налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

Такая справка представляется из уполномоченного органа иностранного государства, на который в соответствии с национальным законодательством возложены функции по учету организаций как налогоплательщиков.

Однако иностранные организации, зарегистрированные в оффшорных зонах, в большинстве случаев такой справки представить не могут. Это связано с тем, что в оффшорных зонах зачастую применяется упрощенный порядок государственной регистрации юридических лиц, упрощена или совсем отсутствует процедура учета налогоплательщиков, а следовательно, может отсутствовать и номер налогоплательщика (или его аналог).

Некоторые страны представляют письма об освобождении от уплаты налогов. Например, Министерство финансов Бермудов, ссылаясь на Закон о компаниях от 1981 года, выдает разрешение зарегистрированным компаниям на освобождение от уплаты налогов. Представление такого рода письма вместо указанной справки не является достаточным.

В этом случае иностранная организация в целях учета в налоговых органах должна представить справку из налогового органа иностранного государства об отсутствии как таковой регистрации организаций в налоговых целях либо о том, что данная организация не состоит на налоговом учете и у нее отсутствует номер налогоплательщика. Указанные документы представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.

Требования к документам: легализация.

Представляемые в налоговый орган документы, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, должны быть официальными, то есть исходящими из учреждений и организаций иностранного государства, должностных лиц, подчиняющихся юрисдикции этого иностранного государства, административные документы и официальные пометки.

К представляемым официальным документам предъявляется требование об их легализации (дипломатическая или консульская). Документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства могут быть использованы на территории другого государства только после их соответствующего удостоверения, если иного не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются государства.

В настоящее время наиболее широкое распространение получили 2 способа такого удостоверения – консульская легализация и проставление апостиля.

Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих случаях, печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве.

Иностранные документы, предназначенные для использования на территории России, могут быть легализованы на территории того государства, где эти документы выданы, или же непосредственно в Российской Федерации. В первом случае документ сначала заверяется в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ, а затем легализуется в консульском учреждении Российской Федерации в данном государстве. Во втором случае иностранный документ сначала заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан документ, а затем легализуется в Департаменте консульской службы МИД России. И в этом и в другом случае при необходимости может быть потребован нотариально заверенный перевод документа на русский язык.

Указанные документы могут быть приняты без дипломатической или консульской легализации при условии, что на них проставлен апостиль. В соответствии с Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 года, отменяющей для стран – участниц Конвенции требование дипломатической или консульской легализации, допускается проставление апостиля. В соответствии с Гаагской конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль). Апостиль «удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ» (статья 5). Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран – участниц Гаагской конвенции.

Легализация и проставление апостиля не требуются, если международным договором предусмотрена отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними договорами о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой Договаривающейся Стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально заверенный перевод.

Например. При постановке на налоговый учет белорусская организация вправе представить документы в налоговый орган Российской Федерации, предусмотренные пунктами 2.1.1.1, 2.4.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, без их легализации и проставления апостиля, поскольку Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, не требуют на территории другой договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации) (статья 13). Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками указанной Конвенции.

Открытие последующих отделений на территории, подконтрольной другому налоговому органу

Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах в Российской Федерации, на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций. В каждом таком налоговом органе иностранная организация обязана встать на учет (пункт 2.1.1.2. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

В том случае, если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, она представляет следующие документы:

  • Заявление о постановке на учет по форме 2001И;
  • решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;
  • доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;
  • копию Свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет в соответствии с пунктом 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, заверенную в установленном порядке.

В этом случае, при постановке на учет налоговый орган присваивает иностранной организации ИНН и КПП и выдает свидетельство по форме 2401ИМД.

Следует подчеркнуть, что иностранная организация подлежит постановке на учет в каждом налоговом органе, если она ведет деятельность через отделение на территории подконтрольной данному налоговому органу. Данная обязанность не ставится в зависимость от вида деятельности, осуществляемой отделениями иностранной организации характера их взаимосвязи.

Например, указанное требование Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций распространяется без исключений на иностранные организации, которые осуществляют деятельности через несколько отделений в рамках единого технологического процесса. Ошибочно полагать, что постановка на учет каждого их таких отделений не требуется на том основании, что для таких отделений иностранных организаций, участвующих в едином технологическом процессе, в пункте 4 статьи 307 НК РФ предусмотрена возможность расчета налогооблагаемой прибыли в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям).

Открытие последующих отделений на территории, подконтрольной одному налоговому органу

В случае, если на территории этой же налоговой инспекции иностранная организация будет осуществлять деятельность еще в нескольких местах, пунктом 2.1.1.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций предусмотрена упрощенная процедура постановки на учет, что позволяет избежать повторного представления иностранной организацией учредительных и прочих документов из-за границы и облегчает постановку на налоговый учет.

В этом случае, иностранная организация информирует налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по форме 2301И.

При этом ИНН, присвоенный данной иностранной организации при постановке на учет в данном налоговом органе, остается единым для всех ее отделений, находящихся на территории, подконтрольной данному налоговому органу. Меняться будет лишь КПП (отражающий последовательно учет всех обособленных подразделений иностранной организации на указанной территории), о чем налоговый орган проинформирует иностранную организацию.

В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации налоговый орган выдает ей информационное письмо по форме 2201И с указанием соответствующего КПП.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов

Загрузка...