clean-tool.ru

Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента

1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека 2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики 3. Предпосылки развития менеджмента

Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди осуществляли совместную деятельность Первые формы упорядочения совместной деятельности возникли на стадии первобытнообщинного строя. Первые «управленцы» - старейшины и вожди родов и племен

Согласно Большой советской энциклопедии, управление - это элемент организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. По мнению JI. H. Бережного «управление представляет собой такую организацию какого-либо процесса, которая обеспечивает достижение определенных целей» .

О. И. Волков дает следующее определение: «Управление - направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установленного результата, согласия и корректировки действий исполнителей» Все вышеуказанные определения позволяют сделать вывод, что управление - это действие, направленное на достижение целей.

Управлять можно: техникой, химическими и биологическими процессами, поступками людей Таким образом, управление существует в различных формах: Управление в живой природе. Управление в неживой природе. Управление в обществе

Управление в живой природе - управление физическими, биологическими, химическими, биоэнергетическими процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов (является предметом изучения естественных наук). Управление в неживой природе - управление в технике, то есть управление машинами, механизмами, технологическими процессами (предмет изучения технических наук)

Управление людьми называется социальным управлением. Социальное управление- это воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития, непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности. Социальное управление можно разделить на государственное, военное, хозяйственное и т. д. Хозяйственное управление в системах регулирования экономики может быть командным или рыночным.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что термин «управление» имеет более широкий смысл по сравнению с термином «менеджмент»

Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-эконо мических). Например, мы говорим: «менеджмент пред приятия» или «управление предприятием» , но только управление автомобилем » . Менеджмент - разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях. Рыночные отношения - система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова manage (латинское «manus») - «рука» . По мнению некоторых исследователей, слово manage означало «объезжать лошадей» . Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление» . В книге «История менеджмента» А. И. Кравченко отмечает, что «английское слово manage означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться»

В Оксфордском словаре английского языка понятие «менеджмент» трактуется как: способ обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода «умелость» и административные навыки; орган управления, административная единица. М. Мескон определяет менеджмент как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, Необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целой организации»

Предметом науки менеджмент являются: общественные отношения, возникающие между людьми в процессе управления; законы, принципы и методы деятельности менеджеров при управлении организациями; законы, принципы и методы построения и функционирования организаций; деятельность менеджеров по управлению организацией; требования, предъявляемые к современным менеджерам и персоналу

Менеджмент можно рассматривать как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство. Менеджмент как явление представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления. Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т. п. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности

Виды менеджмента - это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий, или генеральный, менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев. Функциональный, или специальный, менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации

До начала XX в. в управлении промышленными предприятиями использовался сугубо прагматический подход, основанный на собственном опыте, интуиции, индивидуальных особенностях владельцев предприятий и их управляющих. В разные периоды времени перед руководителями различных производств возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало их обращаться за помощью к ученым. Менеджмент как область самостоятельных знаний сформировался в конце XIX в. Развитие управления в научно-техническую дисциплину происходит в начале XX в. А именно в 1911 г. Ф. Тейлор опубликовал работу «Принципы научного управления» . С этого момента официальные источники стали считать управление самостоятельной наукой

промышленная революция в Англии. Вторая половина XIX в. и начало XX в. - бурно развивается машинное производство, но новая техника не вписывается в производство, основанное на старых методах организации труда и значительной продолжительности рабочего дня; появление гигантских монополий, работа которых требовала организации и координации действий;

отсутствовали необходимые знания о принципах организации труда и производства, об оптимальном составе и последовательности рабочих операций, об оптимизации режима работы оборудования. Индустриальная революция XVIII-XIX вв. стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Однако родиной управления как науки становится не Англия, а Америка;

Цель лекции - показать значение управления для эффективной деятельности различных социально - экономических систем, раскрыть сущность менеджмента как особого вида управления, дать определения основных понятий в области менеджмента, а также представить цели, задачи и структуру дисциплины «Менеджмент»

1. Потребность и необходимость управления.
2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.
4. Школы менеджмента.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 1. Потребность и необходимость, управления в деятельности человека.

Цель лекции - показать значение управления для эффективной деятельности различных социально - экономических систем, раскрыть сущность менеджмента как особого вида управления, дать определения основных понятий в области менеджмента, а также представить цели, задачи и структуру дисциплины «Менеджмент»

Рассматриваемые вопросы:

1. Потребность и необходимость управления.

2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.

4. Школы и менеджмента.

1. Потребность и необходимость управления. Управление в основном трактуется как функция любых организационных систем (биологической, социальной или технической) имеет весьма многообразный характер и существует в самых различных видах. Так, применительно к человеческой деятельности речь чаще всего может идти об управлении государственном социально-экономической жизнью общества через разнообразные институты власти; об управлении идеологическом, суть которого во внедрении в создание членов общества концепций его развития, формируемых разными политическими силами и управление социальными процессами.

Таким образом, управление выступает в качестве осознанной целенаправленной деятельности человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники) для достижения каких-либо целей.

В связи с этим, для возникновения необходимости управления деятельностью человека обязательно соблюдение как минимум трех условий:

Наличие органов управления;

Наличие объекта управления;

Наличие цели, которая не может быть достигнута непосредственно объектом управления.

То есть объект управления часть своих полномочий делегирует органу управления. Из этого следует, что человеческое общество стало испытывать потребность и необходимость в организации управленческих систем с началом разделения труда.

Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих факторов:

Сложности управляемой системы;

Компетенции органа управления;

Возможности перераспределения ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых) между органом и субъектом управления.

1. Представьте себе, что автомобиль, в котором Вы едите, сломался в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте. Конечно, возможно расстроенные путешественники смогут его починить. Однако случается, что в подобных случаях дело обстоит значительно сложнее. Водитель и пассажиры могут быть неспособны, чисто физически, выполнить какую- либо операцию. Или, обладая физической возможностью, не имеют знаний и навыков ремонта. Или, располагая возможностью, знаниями и навыком, не имеют желания. Наконец, при наличии всех этих условий, просто отсутствует необходимый инструмент.… Тогда не обойтись без помощи других людей. И оказывается, совсем не обязательно обладать физической возможностью для ремонта, иметь знания, опыт и инструменты, а можно поручить кому-то другому его выполнить.

Следует отметить, что человек, решивший возложить реализацию своих целей на другого человека, должен обладать иными знаниями, навыками и средствами, нежели тот, кто всё делает сам. Действительно, а заинтересован ли другой человек сделать ремонт? Как его заинтересовать? Правильно ли он понял, что мы от него хотим? Как это проверить? Не будет ли он халтурить? Поэтому требуется умение убеждать, призывать к действию, координировать усилия, контролировать правильность выполнения, обладать необходимой суммой наличных денег. Другими словами, требуется умение управлять. «Делать что-то руками других людей» - такое простейшее определение управления, данное американскими специалистами.

Управление появилось вместе с людьми. Там, где они объединялись, преследуя достижение какой-либо цели, обнаруживалась проблема координации их деятельности. Решение этой проблемы кто-то вынужден был брать на себя. Чтобы достичь цели, остальные, добровольно или по принуждению, передают часть своих индивидуальных свобод и, таким образом, позволяют направлять своё поведение. В результате последние становились подчинёнными, первый – руководителем, а между ними возникают отношения управления. Таким образом, управление является необходимым элементом деятельности человека и отражает его потребность. Имеется в виду, что управление – это объективная потребность любой деятельности.

Управление – это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей. Сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, - писал К. Маркс, - осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Таблица 1.

Различия в характере труда работников общественного производства

Показатели

Работники, занятые непосредственно в процессе производства материальных благ

Работники, занятые управлением

1. Предмет труда

Сырьё и материалы

Информация, связи, отношения

2. Объект труда

Средства труда

Коллектив работников

Непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с полученными заданиями

На работников через исполнительные механизмы

4. Результаты труда

Продукция и услуги

Управленческие решения

5. Отношение к процессам управления

Не составляют профессиональной обязанности

Профессиональная обязанность


Таким образом, управление есть элемент, функция, внутренне присущая любому процессу труда. Оно как специфический вид общественной деятельности призвано определять цели функционирования производства в соответствии с присущими ему условиями и закономерностями развития, устанавливать согласованность, четкую взаимосвязь и взаимодействие между отдельными составными частями (звеньями, элементами) системы, обеспечивать планомерное ее развитие, организацию работы всей кооперации и каждого работника в ней, координацию действий во времени и пространстве, то есть добиваться поставленных целей путем согласованных действий всех участников кооперации и соответствующей организации имеющихся ресурсов.

Эффективность общественного или совместного труда людей об еспечивается наличием управления как обязательного составного элемента совокупного труда, выполняющего особые функции в общем процессе производства. От реализации управления во многом зависят эффективность, результативность совместных действий. Производство в целом как система предполагает управление средствами труда и управление работниками.

Управление средствами труда, или, по выражению Ф. Энгельса, «управление вещами», - это процесс непосредственного воздействия человека на предмет труда с помощью средств труда в целях получения материальных благ и услуг, то есть само производство. При этом человек выступает как субъект управления, а средства труда - как его объект.

Согласование действий работников, управляющих средствами труда (вещами), объединенных в группы, коллективы, требует, в свою очередь, управления ими со стороны других работников, составляющих управленческий аппарат. Этот вид управления, как наиболее сложную область человеческой практики, Ф. Энгельс называл «управление людьми».

Между работниками, управляющими вещами, и работниками управления производством возникают определенные различия. Для работников, непосредственно занятых в процессе производства материальных благ, предметом труда являются сырьё и материалы, а воздействие они осуществляют непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с решениями, полученными от управленческих работников. Результат их труда - готовая продукция предприятия. В условиях современного производства «управляющие вещами» одновременно выполняют и функции управления как владельцы средств собственности или представители собственника, работающие по найму.

Для управленческих работников процесс управления - непосредственная профессиональная обязанность. Здесь предметом труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии. Продуктом управления является упорядоченность системы, достигаемая решениями (приказами, распоряжениями, указаниями), принимаемыми на основе анализа информации и направленными на выполнение намеченных целей.

Таким образом, современное управление есть управление людьми в процессе их труда в общественном производстве. Осуществляется оно людьми, которые устанавливают цель и разрабатывают программу поведения объекта управления, контролируют ход ее выполнения, вносят необходимые изменения с целью удержать производственный процесс в заданных программой границах или перевести его в новое состояние на основе познания присущих ему закономерностей. Эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и на деле обеспечивается взаимодействие сознательной руководящей деятельности и объективных закономерностей развития общественного производства. Задача субъектов управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект.

Объект управления - обобщающий термин кибернетики и теории автоматического управления, обозначающий устройство или динамический процесс, управление поведением которого является целью создания системы автоматического управления. Ключевым моментом теории является создание математической модели, описывающей поведение объекта управления в зависимости от его состояния, управляющих воздействий и возможных возмущений (помех). Формальная математическая близость математических моделей, относящихся к объектам различной физической природы, позволяет развивать математическую теорию управления вне её связи с конкретными реализациями, а также классифицировать системы управления по формальным математическим признакам (например, линейные и нелинейные). В теории автоматического управления считается, что управляющее воздействие на объект управления оказывает устройство управления. В реальных системах устройство управления интегрировано с объектом управления, поэтому для результативной теории важно точно определить границу между этими звеньями одной цепи. Например, при проектировании системы управления самолётом, считается, что устройство управления определяет угол отклонения рулей, а математическая модель самолета как объекта управления, должна, с учётом этих углов, определять координаты центра масс и угловое положение самолёта. Уравнения аэродинамики, весьма сложные в общем виде, в ряде случаев могут быть упрощены путем линеаризации, позволяя создать линеаризированную модель системы управления.

3. Объекты управления

Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на ОУ, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность субъекта управления осуществлять управление). Для того чтобы механизм мотивирования приводил к достижению поставленных целей, необходимо выполнять следующие требования:

1) он должен обладать действенностью на протяжении всего времени функционирования ОУ и не ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления. Этого можно добиться за счет комплексного использования рычагов воздействия, периодического чередования методов мотивирования ориентации, стимулирующих воздействий на удовлетворение стабильных долгосрочных потребностей;

2) механизм стимулирования должен увязывать уровень стимулирования со степенью достижения конечных целей.

В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.

Согласно информационному подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.

Глава 2 Сущность управления в рыночной экономике

Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение в главу. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

Особое внимание при изучении главы обратите на содержание видеолекции «Изменение управленческой парадигмы». После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на контрольные вопросы, приведенные ниже.

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные особенности управления в технических, биологических и социальных системах?

2. Что такое субъект и объект управления? Когда одно и то же лицо может выступать в качестве субъекта и объекта управления?

3. В чем состоят особенности новой парадигмы управления?

4. Верен ли тезис о том, что отношения управления базируются на более глубинных отношениях ¾ экономических или морально-этических, и почему?

5. В чем проявляется сходство и различие понятий «менеджмент» и «управление»?

6. Какие подходы к понятию «менеджмент» вы знаете? В чем их сущность?

7. Как бы вы обосновали следующее утверждение: «Не всякое совершенствование или рационализация управления могут рассматриваться в качестве мероприятий, приводящих к развитию управления»?

8. Верен ли тезис о том, что не существует оптимального, наилучшего для всех ситуаций способа управления?

9. В чем различие, а в чем сходство подходов к определению понятия «система»?

10. Каковы основные принципы системности?

11. Правомерно ли рассматривать предприятие как социально-экономическую систему?

12. Каковы основные положения американской модели менеджмента?

13. В чем состоят особые отличительные черты японского менеджмента?

14. Какие основные достижения западноевропейской модели менеджмента вы знаете?

15. Какие причины побуждают искать новые методы и подходы к управлению организацией?

16. Какой должна быть организация будущего и новые управленческие идеи?

Потребность и необходимость управления в деятельности человека

Управление как явление и сфера человеческой деятельности возникло задолго до того, как стало предметом научного изучения. Необходимость объединения усилий двух и более людей для достижения общих целей обусловила возникновение управления , т. е., чтобы действия этих людей носили согласованный характер, кто-то должен был взять на себя работу по их координации. Следовательно, вполне обоснованно отметить, что управление старо как мир. Оно зарождается и развивается вместе с цивилизацией, являясь ее неотъемлемым элементом и в то же время фактором успешного формирования.


Управление ¾ категория чрезвычайно изменчивая. Особый интерес представляет точка зрения на данное явление древних историков, в том числе грека Полибия и китайца Сым Цяня (145 или 135 - ок. 86 гг. до н. э.), некоторые идеи которых по данному вопросу не устарели до настоящего времени.

В работе «Всеобщая история» Полибий (ок. 210 - ок. 122 гг. до н. э.) подробно анализирует смену форм государственной власти, имевших место у его народа, ¾ эллинов. Он выделяет положительные, прогрессивные формы власти и отрицательные. Это деление происходит не только по количественному признаку (в зависимости от того, в скольких руках эта власть находится), но и по качественному.

Царство, аристократия и демократия у Полибия ¾ категории положительные. Им он противопоставляет монархию, олигархию и охлократию. Царство и монархия представляют собой «власть одного». Однако в первом случае ¾ это власть, основанная на рассудке, власть достойнейшего, который действует по доверенности народа, а во втором ¾ власть узурпатора. Аристократия и олигархия ¾ «власть немногих». Под аристократией понимается власть самых рассудительных и справедливых, выбранных народом, а под олигархией ¾ кучка захватчиков, действующих по собственному произволу. По такому же принципу различаются и оставшиеся две формы власти. Демократия ¾ это народовластие, при котором жизнь и интересы каждого индивида подчинены общим интересам, а охлократия ¾ тоже власть народа, но действующего не как единое целое, а как стихийная масса, толпа.

Согласно Полибию, отрицательные формы власти связаны с положительными по закону природы: каждая положительная форма переходит в отрицательную. Когда царское управление заменяется соответствующей ему извращенной формой, т. е. монархией, тогда на развалинах этой последней вырастает аристократия. Когда затем и аристократия выродится в олигархию и разгневанный народ выместит обиды, нанесенные правителями, тогда нарождается демократия. Необузданность народной массы и пренебрежение ее к законам порождают с течением времени охлократию. Демократия разрушается и, в свою очередь, видоизменяется в беззаконие и господство силы. Толпа властвует, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца. Таков, по мнению Полибия, круговорот государственного общежития, порядок природы, согласно которому формы правления меняются, переходят друг в друга и снова возвращаются.

Смену форм государственной власти Полибий считает закономерностью. То, что эта смена в целом протекает по принципу перехода противоположностей одна в другую, для него ¾ конкретное содержание этой закономерности, обусловленное принадлежностью человеческой жизни к общей жизни всего сущего, в которой действует «порядок природы» ¾ общий закон смены противоположностей. Однако для исторического процесса характерно действие не только закономерности, но и ее случайности.

Для Сым Цяня главными являлись вопросы: на чем была построена власть в сменявших друг друга царствах, почему власть в данном царстве установилась на таком, а не на ином принципе и что в нем привело эту власть к гибели? К их решению он подошел очень своеобразно. Власть в его представлении ¾ это управление людьми, поэтому первое, что должен знать правитель, ¾ природу человека. Затем можно выбрать ту сторону этой природы, опираясь на которую можно управлять людьми. Сым Цянь увидел, что наиболее важными с точки зрения управления являются следующие свойства человеческой натуры: прямодушие ¾ чистая и в этой чистоте благая непосредственность; инстинкт почитания; действующее в человеке культурное начало ¾ стремление к творчеству. История, в представлении Сым Цяня, показала, что можно, используя эти свойства человеческой природы, управлять людьми и двигать вперед общественную жизнь. Однако каждое из этих свойств несет в себе свой «вред». В конечном счете эти принципы правления приводят к кризису: дикости, т. е. к интеллектуальной и моральной первобытности в первом случае; слепому культу власти ¾ во втором; приверженности к внешнему, показному ¾ в третьем. Поэтому история и отменяла последовательно каждый из этих принципов, заменяя его другим.

Представляет интерес философский взгляд на природу и сущность современного управления японского менеджера О. Моримасы.

Отойдя от дел после более чем сорокалетней работы, японский менеджер О. Моримаса, занимавший управленческие посты на протяжении 20 лет, по собственному признанию, вдруг однажды задался вопросом: что же такое управление? Оглянувшись на пройденный путь, он пришел к заключению, что управление ¾ это нечто похожее на дерево в бурю. Если сравнивать с деревом, то успех управления заключен в листьях. Пышная зеленая крона дерева управления говорит о том, что в настоящее время дела идут хорошо. Однако состояние окружающей дерево среды меняется очень быстро. То же самое можно сказать и об управлении. Окружающая обстановка постоянно претерпевает значительные изменения. Период быстрых темпов роста можно сравнить со временем, когда стоит благоприятная для роста дерева погода. И находящимся сейчас в благоприятных условиях предприятиям в один прекрасный день неизбежно придется повстречаться с бурями. Каким бы большим ни было дерево, в бурю падают листья и ломаются ветви. Возрождение зависит от того, насколько силен ствол.

Размышляя таким образом об управлении, Моримаса сделал вывод о том, что в самом основании ствола лежат идеи управления. А выше расположено то, что называют политикой, целями, стратегиями, призванными соединить усилия всего персонала при реагировании на внешние бури. Политика, цели и стратегии должны быть четко сформулированы и глубоко осознаны персоналом фирмы.

По мнению Моримасы, развитие управления в большой степени зависит от того, насколько творчески к нему подходят. Важным звеном управления является лидерство и гибкость реагирования на перемены. Наконец, самым важным в управлении является его жизненность. В основе жизненности должна лежать мечта. Без мечты и видения далекого будущего менеджмент не станет жизненным, как бы ни соблюдались остальные условия.

Однако сейчас, в период резких перемен, ситуация изменилась. Если нет долгосрочного планирования, основывающегося на четком предвидении и стратегии, то очень велика вероятность того, что мечта, разрастаясь в своих размерах, станет такой, что ее будет невозможно охватить. Поэтому необходимо долгосрочное планирование совершенствования внутренней структуры организации .

Эти моменты являются частями ствола дерева управления. Все части этого ствола абсолютно необходимы, но именно идеи управления, лидерство и мечта, материализуемые в форме стратегий, структур и долгосрочного планирования, должны быть надежно усвоены как чисто свои, своеобразные, а не заимствованные путем подражания элементы управления. Более того, по мнению Моримасы, здесь нельзя полагаться на чужой ум и принимать советы. 1

По мнению современного ученого О. С. Виханского, управление можно представить как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта, а второй ¾ объекта управления. Субъект направляет объекту управленческие команды, в соответствии с которыми он должен действовать. Субъект управления получает данные управленческие воздействия и функционирует согласно полученной информации. В основе управления лежит, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управлять, а с другой ¾ потребность и возможность объекта выполнять эти управленческие воздействия.

Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «управлять» значит направлять ход, движение кого-либо или чего-либо. Управлять можно кораблем, конем, оркестром, государством, хозяйством, производственным процессом и т. д. Таким образом, управление ¾ это широкое понятие, объектом которого могут быть разнообразные по своей природе явления, процессы и предметы.

В «Советском энциклопедическом словаре» управление трактуется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление определяется как такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие.

Таким образом, можно выделить три класса управления:

1) в неживой природе (технических системах);

2) живой природе (биологических системах);

3) обществе (социальных системах).

В неживой природе (технических системах) осуществляется управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин, которые изучают главным образом технические науки.

Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Их изучением занимаются преимущественно естественные науки.

В обществе (социальных системах ) происходит управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Это наиболее сложная область управления, которая является объектом изучения социальных (общественных) наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т. е. социально-экономические системы.

Социальное управление ¾ свойство, присущее человеческому обществу. Оно воздействует на общество в целях его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности вызвано прежде всего появлением и развитием разделения труда , которое специализировало труд производителей и коллективов.

Совместная работа многих лиц во взаимодействии друг с другом в одном или связанных между собой процессах производства составила одну из форм общественного разделения труда ¾ кооперацию. При этом связь и единство общего процесса работы обеспечиваются одной управляющей функцией, которая оказывает воздействие на весь коллектив работающих. Управление присуще всякому общественному труду. С увеличением масштабов все больше возрастает роль управления.

Таким образом, управление в социальных системах можно представить как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: управление государством, регионом, армией, церковью, библиотекой, больницей, национальной безопасностью, непредпринимательской либо предпринимательской корпорацией и др. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции.

С ростом масштабов производства и развитием экономических связей в обществе управление непрерывно усложнялось. До эпохи развития рыночных отношений функции управления оставались более или менее универсальными. Управление производством осуществлялось самим владельцем средств производства и небольшой группой его особо доверенного окружения. Однако в процессе концентрации капитала возникают новые организационные формы общественного производства в виде крупных предприятий, трестов, концернов. Это привело к расширению и дифференциации функции управления на отдельные виды управленческого труда. Появились сотни и тысячи людей, выполняющих управленческие функции. С развитием рыночных отношений управление становилось деятельностью, охватывающей как сферу материального производства, так и сферу духовной жизни. Благодаря такой эффективно функционирующей системе рыночная экономика проявляет гибкость и способна удовлетворять многообразные потребности человека, обеспечивая эффективное ведение хозяйства. 2

Управленческие решения всегда принимаются и реализуются исходя из свойств объекта управления и представлений о них. В связи с этим необходимо разграничить управленческую деятельность, выполняемую отдельным, использующим свои индивидуальные навыки и способности человеком, и управление как институционализированную деятельность. Оба вида деятельности необходимы. Основной момент заключается в том, что организации формализуют и структурируют способ, с помощью которого осуществляется управление. Организации институционализируют менеджмент, именно они являются источником механизмов, процедур и правил, с помощью которых определяется содержание управления, осуществляется его процесс и контроль. Управление инициирует создание организаций, воплощающих в своих процедурах и системах многие из видов деятельности, которые могут выполнять управляющие.

Организации состоят из индивидов, которые для достижения определенных целей стремятся повлиять на других людей, создающих материальные блага или способствующих росту благосостояния, посредством различных процессов, технологий, структур и культур. Различные организации оказывают огромное воздействие на все стороны жизни каждого человека.

Организация ¾ это устойчивая система отношений между субъектами, основанная на совокупности достигнутых ими соглашений. Термины, используемые в данном определении, нуждаются в дополнительном пояснении:

1) «…устойчивая система отношений». Устойчивость ¾ это способность системы сохранять требуемые характеристики и свойства в условиях действия возмущающих факторов;

2) «…система отношений». Любая организация представляет собой исключительно сложный для изучения объект, полный объем свойств и параметров функционирования которого принципиально непознаваем. Исследователь всегда имеет дело с некой абстракцией, моделью организации, отражающей отдельные аспекты жизни реального объекта. Представление организации как системы отношений есть одна из возможных ее моделей;

3) «…отношений между субъектами». В контексте организации между индивидами формируется множество типов отношений ¾ от производственных до социально-психологических;

4) «…основанная на совокупности достигнутых ими соглашений». Соглашения между субъектами также могут иметь разный характер ¾ от официально утвержденных обязательств, регламентов работы и поведения до неформальных договоренностей и создания «скрытых» коалиций.

Существует также ряд признаков, являющихся возможными, но не обязательными признаками организации.

1. Заданный правовой статус. Принятие решения о государственной регистрации организации как юридического лица приводит к следующим основным результатам: формируется легитимная система управления собственностью юридического лица; договорные отношения между учредителями, а также между организацией и контрагентами становятся юридически значимыми; сама организация как юридическое лицо становится объектом правоотношений.

2. Наличие идентифицируемых границ. В заданном контексте термин «граница» нуждается в уточнении. К. Бенсон утверждает, что реальностью является только организационная конструкция в умах организационных деятелей. Это полностью соответствует базовым положениям теории систем, согласно которым границы системы как абстрактного объекта задает разработчик ее модели.

3. Коллектив, команда. До последнего времени наличие коллектива или даже команды работников считалось неотъемлемым свойством организации. При этом особое значение всегда придавалось наличию и важности межличностных отношений между членами коллектива, собственно и превращающих множество индивидов в команду . Однако новые тенденции мировой практики дают повод усомниться в корректности данного утверждения. К ним относятся:

· создание распределенных групп работников, взаимодействующих исключительно в «цифровом пространстве» и не знающих друг друга лично;

· аутсорсинг, т. е. передача функций по реализации отдельных бизнес-процессов сторонним организациям;

· практика неполной занятости, субподряды.

Коллективные, командные формы работы позволяют создавать комплексные продукты (товары, услуги), реализовывать сложные проекты, но сами по себе они уже не определяют «лицо» организации.

4. Единое название, бренд. Существует два подхода к формированию бренда ¾ восточный, характерный для стран Азии, особенно Японии, и западный, получивший распространение в экономически развитых государствах Америки и Европы. Восточная модель основана на идее интеграции, объединения ресурсов и продуктов под общей торговой маркой. Западный подход предполагает создание и продвижение брендов отдельных продуктов или продуктовых линий. Характерной чертой последних лет стало взаимопроникновение данных подходов. 3

Т е м а 1: Сущность и основные понятия менеджмента

Цель - сформировать понимание сущности менеджмента как способа управления, его необходимости и основополагающих принципов.

Основные вопросы темы:

1. Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента

2. Закономерности и принципы управления

3. Функции управления

4. Методы управления

Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента

Жизнь людей характеризуется разнообразной по содержанию и формам деятельностью. С точки зрения содержания можно выделить различные виды деятельности человека: государственная, хозяйственная, производственная, социальная, научная, культурная, педагогическая и другие.

Среди этого разнообразия особое место занимает управленческая деятельность. Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, тогда и появилась необходимость в управлении.

Управление как самостоятельный вид деятельности исторически сложился в процессе разделения труда, под влиянием определенных социально-экономических условий, важнейшими из которых являются способ производства (т.е. отношения собственности), развитие технологии производства, содержание и характер труда человека и др. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается…в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками…Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере», - писал К. Маркс (Капитал, Т.1)

Поскольку работа на предприятии распределена между подразделениями и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной.

Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления - это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает «подчинять себе людей», которые стремятся ее достичь, и оказывает влияние на выбор методов и средств. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.

Менеджмент можно рассматривать с трех точек зрения:

как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теории, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук;

как практику, поскольку представляет собой совокупность процедур и видов управленческой деятельности, выполняемых в определённой последовательности и известных задолго до теоретических изысканий;

как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требует высокой степени умения, мастерства.

Слово «менеджмент» имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает управлять, руководить. В литературе и на практике понятие «менеджмент» часто отождествляется с понятием «управление»:

Менеджмент = Управление.

На наш взгляд такое равенство приближённое, поскольку научное понимание этих терминов совпадает не полностью.

Приведем некоторые определения понятия «менеджмент».

· В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.

· В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

· В «Современный экономический словарь» менеджмент определяется как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственными персоналом с использованием достижений науки управления.

· В других источниках менеджмент определяется как:

Хозяйственное управление организацией в условиях рынка;

Вид профессиональной деятельности по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора;

Система научных знаний, составляющих теоретическую базу практического опыта в области управления и имеющих междисциплинарный характер;

Профессиональный состав управляющих - менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия;

Руководство предприятия, фирмы, руководящий орган и др.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники, то есть понятие «управление» распространяется на все виды систем (технических, эргономических, социальных и пр.).

Понятие «менеджмент» охватывает только социально-экономические системы, обязательным элементом которых является человек и его целенаправленная деятельность.Это управление отношениями людей в процессе их совместной деятельности (но не техникой, технологией, биологическими системами, неживой природой).

С точки зрения эволюции становления и развития, менеджмент возник как потребность развития общества на определенном историческом этапе (в условиях капитализма). Управление же - древний вид человеческой деятельности. Потребность в нем существовала всегда (с момента возникновения совместной деятельности людей).

Менеджмент применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление реализуется и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, идеологией, религиозной, общественной деятельностью).

Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих - менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек.

Менеджмент - это наука и искусство управления, т.е. совокупность научных знаний, навыков и умений управления. Менеджмент - это наиболее эффективный способ управления социально-экономическими системами.

Менеджмент использует (реализует) специальные технологии и инструменты управления, которые не используются другими способами управления. Такими механизмами являются: организация и организационные отношения (формальные и неформальные), организационная культура, власть, мотивирование и стимулирование, социально-экономические методы управления и др.

Система менеджмента – множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей (рис. 1).


Р и с. 1.Основные элементы системы менеджмента

Таким образом, менеджмент стал самой большой ценностью на рубеже ХХ-ХХI вв. для всего мира и для России в частности. Именно эффективная наука об управлении для России ХХI в. является наиболее актуальной, так как знание передового менеджмента позволяет обеспечить экономический рост, выход из кризисных ситуаций, эффективное использование всех форм собственности.

Под управлением принято понимать целенаправленное воздействие органа управления на субъект управления для достижения каких-либо целей.

Таким образом, для возникновения необходимости управления деятельностью человека обязательно соблюдение, как минимум, трех условий:

наличие органа управления;

наличие объекта управления;

наличие цели, которая не может быть достигнута непосредственно объектом управления.

Последнее предполагает делегирование объектом управления части своих полномочий органу управления. Следовательно, человеческое общество стало испытывать потребность и необходимость в организации управленческих систем с началом разделения труда.

Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих факторов:

сложности управляемой системы;

компетенции органа управления;

возможности перераспределения ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых) между органом и субъектом управления.

Поэтому главной задачей которую следует решить при создании новой системы является определение оптимального объема делегируемых функций и установление жестких критериев оценки эффективности деятельности органа управления.

  1. Личность менеджера;

Личность – это система взаимосвязанных, устойчивых, соц. значимых качеств человека, позволяющих ему активно познавать и преобразовывать мир.

Менеджер - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению, имеющий специальную подготовку, не только знающий механизм управления производством определенной продукции, но и обладающий навыками работы по изучению положения на рынке сбыта, поиску перспективных покупателей производимой продукции, проведению с ними коммерческих переговоров и заключению контрактов, приносящих прибыль. Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить. Задачей является умение обеспечивать индивидуальную и групповую мотивацию трудового поведения каждого работника при решении проблем на основе максимально стандартизированных приемов и навыков.

Качества менеджера – это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

Профессионально важные качества менеджера рассматриваются на трех уровнях:

На уровне задач деятельности менеджера; - на поведенческом уровне; - на уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности менеджера можно выделить следующие профессионально важные качества.

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества – это следствия проявления ряда психологических свойств личности. Основными организаторскими качествами являются:

1. Психологическая избирательность – способность адекватно, без искажения отражать психологию организации;

2. Критичность и самокритичность – способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках;

3. Психологический контакт – способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей;

4. Требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;

5. Склонность к организаторской деятельности, т.е. потребность в ее выполнении;

6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

Среди вторичных организаторских качеств следует отметить:

1. Целеустремленность

2. Гибкость

3. Работоспособность

4. Настойчивость

5. Самостоятельность

6. Дисциплинированность

7. Инициативность

Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера – интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность. Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:

- способность к кооперации и групповой работе;

- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;

- социальная компетентность при реализации своих целей.

Менеджер в своей деятельности постоянно осуществляет три вида общения:

- субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.

- служебно-товарищеское – общение между руководителями-коллегами.

- дружеское – это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

- осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

- самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

- социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость – это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Таким образом, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

Загрузка...