clean-tool.ru

Специальная оценка условий труда. Спецоценка условий труда: изменения для работодателей Кто может не проходить специальную оценку

В бухгалтерском учете понятие «аттестация рабочих мест» изменилось на «спецоценку условий труда». Но некоторые специалисты-бухгалтеры продолжают пользоваться старым понятием и задают много вопросов, касающихся именно процесса аттестации рабочих мест в текущем 2016 году, а также нововведений.

13.10.2015

Представитель Министерства труда нашего государства отвечает на наиболее популярные вопросы, которые касаются нововведений в 2016 году в процедуре спецоценки условий труда, ранее называемой аттестацией рабочих мест.

1. Кто должен поскорее провести спецоценку условий труда в 2016 году?

Совсем недавно депутаты Госдумы нашего государства рассматривали проект закона, который напрямую был связан с отменой специальной оценкой трудовых условий для представителей среднего и малого бизнеса. Вскоре этот законопроект был отклонен…

Да, это соответствует действительности. Депутаты дали такое разъяснение своим действиям: в случае отмены специальной оценки трудовых условий какой-либо организации или ИП (кстати, сюда относятся и те представители этой категории бизнеса, которые работают с УСН), они не смогут пользоваться скидками, действующими на взносы по травматизму. Это прописано в соответствующем документе, в котором идет речь об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве, а также различных приобретенных профессиональных заболеваниях - ФЗ №125, от 24.07.1998 г., статья №22, пункт 1, абзац 2. Поэтому всем, кто ведет свою бухгалтерию по УСН, обязательно нужно провести специальную оценку мест работы по условиям труда, чтобы получить документальное подтверждение данной аттестации с ее результатами на руки.

2. Когда в 2016 году следует провести процедуру специальной оценки трудовых условий?

Объясните более подробно, как такая спецоценка проводиться именно в текущем году.

Данная процедура специальной оценки проводиться всеми работодателями нашего государства без исключения. С ее порядком можно ознакомиться в официальном документе - ФЗ №426 от 28.12.2013 г., а методика утверждена Министерством труда нашего государства - приказ №33н от 24.01.2014 г. То есть такая процедура специальной оценки условий для работы проводиться с 2014 года. Если работодатели проводили подобную аттестацию до указанной даты, то такие аттестационные результаты остаются действительными пять лет. Значит, они получают небольшую отсрочку на этот период от проведения подобной процедуры (ранее она соответствовала приказу №342н Минздравсоцразвития от 26.04.2011 г.).

Тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения и не имеет подобных аттестационных результатов на руках, нужно ли в срочном порядке проводить специальную оценку трудовых мест именно в 2016 году?

Согласно принятым общим правилам, которые касаются данной спецоценки, она должна быть проведена до 31.12.2018 года. Но ФЗ №426 (статья №10, пункт 6) перечисляются определенные категории рабочих мест, при наличии которых такая аттестация должна быть проведена в кратчайшие сроки - ФЗ, закон №212 от 24.07.2009 г., статья №58.3.

К таким рабочим местам относятся те, работа на которых относится к Списку №1 или Списку №2 - опасные или вредные условия работы. Поэтому специалисты данных профессий располагают возможностью воспользоваться правом досрочного выхода на пенсию, некоторыми гарантиями и компенсационными денежными выплатами за непосредственную деятельность с опасными или вредными условиями - ФЗ, закон №426, статья №27, пункт 6.

Необходимо отметить следующее: если ранее (до 01.01.2014 г.) подобные рабочие места уже аттестовались с положительным результатом, то спецоценка в этом году не проводиться, так как предыдущие аттестационные результаты находятся в силе - пять лет с момента завершения аттестационной процедуры (ФЗ, закон №426, статья №27, пункт 4).

Какие рабочие места не попадают под специальную оценку в 2016 году?

Процедура специального оценивания не касается надомников, специалистов, работающих дистанционно, лиц, которые трудятся на работодателей, которые не являются ИП - ФЗ, закон №426, статья №3, пункт 3).

Какое влияние имеют подобные аттестационные результаты?

Данные результаты, полученные после прохождения аттестации рабочих мест, имеют прямое влияние на так называемые дополнительные взносы в государственный Пенсионный фонд, начисляемые работодателями своим сотрудникам Списка №1 и Списка №2. Их расчет производится на основании того класса условий труда, который присваивается в ходе соответствующей процедуры аттестации или специальной оценки. Чем класс вреднее, тем выше денежная сумма дополнительного взноса. Более подробно об этом можно узнать из ФЗ №167 от 15.12.2001 г. (статья №33.2, пункт 2.1), где прописаны все тарифные ставки дополнительных взносов:

  • опасный класс - 8%;
  • вредный класс - от 2% до 7% (в зависимости от подкласса).

При аттестации и признании условий труда для работы на оптимальном или допустимом уровне, дополнительные взносы в ПФР работодателями для своих сотрудников не отчисляются - 0%.

3. Процедура проведения специального оценивания трудовых условий в 2016 году.

Если предположить, что бизнесмен (организация) решил провести специальную процедуру оценивания условий труда, с чего ему нужно начинать?

Начинать необходимо со следующих действий:

  • выбирается сторонняя специализированная организация (сайт Минтруда akot.rosmintrud.ru/ot/organizations/), занимающаяся подобным оцениванием рабочих мест, со штатом сотрудников-экспертов не меньше 5 человек;
  • обязательно наличие сертификата на право проведения подобного оценивания;
  • высшее образование у таких специалистов: врачи по общей гигиене, по гигиене труда, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

С выбранной организацией заключается договор о проведении специальной оценки условий работы на местах.

После заключения соответствующего договора, что должен дальше делать работодатель?

После того, как договор с проверяющей организацией заключен, работодатель должен издать приказ о создании специальной комиссии, занимающейся непосредственно данной проверкой, и утвердить график рабочих действий по специальной оценке - ФЗ, закон №426, статья №9, пункт 1). В эту комиссию входит работодатель, как ее руководитель, его представители (например, юристы или начальники отделов), специалист по охране труда, представитель профсоюза (если таковой работает в данной компании) и эксперты из проверяющей организации, с которой заключен договор. Согласно закону №426-ФЗ (статья №9, пункты 1-3), количество членов комиссии соответствует нечетному числу.

Если в штате проверяемой фирмы нет специалиста по охране труда, что делать работодателю в этом случае?

В этом случае проверяемая фирма должна привлечь такого специалиста, чтобы он вошел в состав аттестационной комиссии.

Какова процедура прохождения данной специальной оценки?

Аттестационная комиссия, в первую очередь, утверждает список всех рабочих мест, которые будут оцениваться на класс условий трудовой деятельности. Далее эксперты занимаются тем, что определяют этот класс, а члены комиссии должны утвердить окончательные результаты оценивания. Соответствующий класс вредности присваивается рабочему месту, в случае его признания опасным (или вредным) для здоровья самого рабочего. При отсутствии опасных (или вредных) факторов для работы, работодатель сам заполняет такой документ, как декларацию соответствия трудовых условий нормативным требованиям охраны труда, которая и будет действительной в течение 5 лет.

4. Кто из работодателей должен в 2016 году сдавать декларацию по специальной оценке?

Как говорилось ранее, оформление декларации по специальной оценке должно проводиться всеми ИП и организациями, проводившими эту процедуру по оцениванию трудовых условий для работы и не выявивших опасности или вредности, так ли это?

Действительно, это так. Данный документ заполняется по определенной форме - приказ №80н Минтруда от 07.02.2014 г. Если используется другой бланк для заполнения, то декларация будет считаться недействительной.

Сдается ли такая декларация, если трудовые условия являются (согласно проведенной аттестации) допустимыми или оптимальными - 1 и 2 класса?

В данном случае такой декларационный документ сдавать не нужно - письмо №15-1/В-1157 Минтруда от 17.09.2014 г.

В какие сроки должна быть сдана заполненная по всем правилам декларация с результатами спецоценивания?

Заполненная декларация по аттестации условий труда должна сдаваться в местный орган трудовой инспекции (по адресу проживания ИП или регистрации организации) - приказ №80н Минтруда от 07.02.2014 г. (пункт 3 Порядка проведения процедуры оценивания).

Каковы сроки подачи данной декларации в 2016 году?

Этот декларационный документ должен быть сдан не позже тридцати рабочих дней с момента утверждения комиссией отчета о результатах проведения спецоценивания трудовых мест (Порядок, пункт 5). В случае более поздней сдачи данной декларации, российским законодательством предусмотрен денежный штраф: для ИП - от 5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей, для организаций - от 60 тысяч рублей до 80 тысяч рублей (КоАП, статья №5.27).

Как подается подобная декларация?

Данный документ в трудовую инспекцию работодатель может сдать лично или воспользоваться услугами почтовых пересылок, при этом вложить опись всех документов, находящихся в письме, и оформить уведомление о вручении этого письма - Порядок, пункт 3.

То есть при наличии фиксации вредных (или опасных) факторов, влияющих на здоровье рабочих, декларация с результатами оценивания трудовых условий никуда не сдается?

Верно. Об этом факте организация, проводящая аттестацию, сама подает все необходимые сведения в местное отделение трудовой инспекции. А декларация нужна для фиксации фактических данных о том, что некоторые места для работы не опасны для самих работников.

В случае, когда сотрудники занимаются надомными видами рабочей деятельности, нужно ли сдавать декларацию о спецоценивании?

Как уже говорилось ранее, спецоценивание не проводится для надомных и дистанционно работающих сотрудников, поэтому декларация не требует оформления.

Если после проведения данного спецоценивания трудовых условий (в течение пяти лет действия аттестационного документа) у кого-то из рабочих будет выявлено производственное заболевание или зафиксирован факт несчастного случая на рабочем месте, то действие декларации прервется?

Да, в этих случаях возникнет необходимость в проведении внеплановой аттестации трудовых условий, после чего декларационный документ сдается еще раз - Порядок, пункт 10.

5. В каких случаях в 2016 году экспертную оценку условий труда проводить не нужно?

Кроме общих правил проведения процедуры оценивания трудовых условий на рабочих местах, законами предусмотрены и частные случаи. Например, нужна ли эта процедура, если из работников имеется только учредитель, исполняющий обязанности не только директора, но и главного бухгалтера, без оформления трудового договора?

В подобной ситуации фирме без работодателя и сотрудников, без заключенных трудовых договоров, процедура проведения аттестационного оценивания не нужна.

В случае, когда все работники выполняют надомную работу, но фирма имеет договор об аренде офисного помещения с одним рабочим местом, проводиться ли данная процедура спецоценивания?

Да, такая процедура в данной ситуации необходима. То, что офис является арендованным, никак не сказывается на аттестации самого рабочего места, которое должно оцениваться по общим правилам.

Скажите, по какому адресу фирмы проводится спецоценка на класс условий труда - физическому или юридическому?

Данная процедура специального оценивания трудовых условий рабочих мест должна проводиться на тех местах, где ведется сама трудовая деятельность работника. Перед процедурой обязательно утверждается специальной комиссией список всех рабочих мест, подлежащих оцениванию. То есть в ситуации, когда фирма зарегистрирована по одному адресу, а рабочие трудятся по-другому, то данная процедура проводится только там, где зафиксировано фактическое место сотрудников - письмо №15-1/В-724 Минтруда от 23.06.2014 г.

Следующая ситуация: фирма провела аттестационные мероприятия спецоценивания рабочих мест по всем правилам, но сменила свое местонахождения. Проводить ли в этом случае повторную спецоценку?

В этом случае еще будут действительны результаты первой аттестации в течение 5 лет с момента завершения соответствующей процедуры. Но есть и случаи-исключения, описанные в ФЗ №426 (статья №17).

В каких же случаях может проводиться внеплановое спецоценивание трудовых условий на рабочих местах?

Примером может служить ситуация, когда вводятся в эксплуатацию вновь организованные рабочие места. Или изменяются основные условия технологического процесса, происходит замена оборудования, что сказывается на уровне воздействия опасных (или вредных) производственных факторов на рабочих. Когда новые места для работы со сменой местонахождения не создавались, и у работодателя нет каких-то других оснований из выше названных, то смена адреса поводом для проведения повторной спецпроверки не будет.

Если в фирме работает несколько менеджеров, выполняющих одинаковую работу, то проводиться ли процедура спецоценки для отдельно взятого рабочего места?

В этом случае нужно уточнить информацию об аналогичных местах для работы данных сотрудников - ФЗ, закон №426, статьи №9 и №16 (пункт 1). В случае подтверждения этого факта специальная оценка проводится в отношении 20% от общего числа рабочих мест - не меньше 2. После чего аттестационные результаты применяются ко всем аналогичным местам для работы.

Аттестация рабочих мест по условиям труда претерпела кардинальные изменения: они коснулись не только самой процедуры ее проведения, но и определения размера страховых взносов в Фонд социального страхования, на основании полученных после аттестации данных. О новых правилах проведения спецоценки условий труда на предприятиях розничной торговли в 2016 году и о штрафных санкциях для работодателей, которые не выполнят данную обязанность, вы узнаете из нашей статьи.


Нужно ли проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2016 году?

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» . Данный документ пришел на смену Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ №342н, который утверждал Порядок аттестации мест по условиям труда. Теперь же, с введением нового закона, изменилось и название процедуры – на смену привычной «аттестации рабочих мест по условиям труда» на всех предприятиях нашей страны повсеместно проводится «специальная оценка условий труда».


Необходимо сказать о том, что широко обсуждался общественностью законопроект, который долгое время находился на рассмотрении в Государственной думе нашей страны. Законопроект предлагал отменить специальную оценку условий труда для предприятий малого и среднего бизнеса. Но данная инициатива была отклонена, а свое решение законодатели аргументировали тем, что если специальная оценка труда не будет проводиться на предприятиях малого и среднего бизнеса, то работодатели не смогут получить скидки по взносам на травматизм, которые они обязаны уплачивать в Фонд социального страхования в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Почему же была отменена аттестация рабочих мест по условиям труда? Во-первых, по словам специалистов, подобная аттестация зачастую признавалась неэффективной и не просто не могла обезопасить работников организаций от вредных факторов и несчастных случаев, но и осуществлялась руководителями предприятий «спустя рукава» и «для галочки». В случае же, если на предприятии не была проведена аттестация рабочих по условиям труда, штрафные санкции за такое нарушение были незначительными, что позволяло работодателям не придавать аттестации особого значения. Да и после проведения аттестации рабочих мест, работники предприятий допускались к своим рабочим местам, которые по разным причинам аттестацию не прошли.

Что же касается специальной оценки условий труда работников, то теперь за ее не проведение работодателей ждут серьезные штрафы. Изменилась и сама процедура, методики ее проведения, а также алгоритм представления ее итогов в госорганы. Рассмотрим данные аспекты подробнее.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда?

Для начала разберемся с термином «Специальная оценка условий труда». Это, согласно Федеральному закону, единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. При проведении спецоценки учитывается отклонения от фактически значений нормативов, как правило гигиенических, условий труда.

Цель процедуры – определить. если в организации вредные и опасные условия труда работников, соответствует ли безопасность рабочих мест фирмы требованиям закона. Если рабочие места с вредными факторами будут выявлены, то сотрудники фирм должны получать денежные компенсации и выплаты. Специальная оценка условий труда обязательна во всех предприятиях и организациях нашей страны, вне зависимости от формы собственности и сферы деятельности – даже если это ООО, где работу выполняют сотрудники в офисе, то спецоценка должна быть проведена и здесь. Также это требование касается предприятий розничной и мелкооптовой торговли.

Порядок проведения процедуры специальной оценки условий труда подробно прописан в Федеральном законе №426-ФЗ, а в дополнение к Федеральному закону идет приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который устанавливает ряд основных документов, обязательных для заполнения в ходе процедуры: классификатор вредных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки, инструкция по заполнению формы отчета, методика проведения спецоценки. С данными документами следует ознакомиться каждому работодателю.

Какие же предприятия должны пройти процедуру специальной оценки условий труда в 2016 году? Согласно законодательству, результаты проведенной на вашей фирме аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение следующих пяти лет. Соответственно, если аттестация проводилась до 2014 года (до вступления в силу ФЗ №426), то специальную оценку условий труда вы можете отсрочить и провести только спустя 5 лет, но не позднее 31 декабря 2018 года – именно до этого срока на каждом предприятии нашей страны должна быть проведена процедура спецоценки условий труда. До 2019 года для работодателей страны действует, так называемый, «переходный период». Но есть и некие условия, при которых организация должна пройти процедуру спецоценки условий труда, не дожидаясь истечения пяти лет или наступления 2019 года. В первую очередь, не дожидаясь наступления 2019 года, спецоценку должны провести предприятия, работники которых задействованы во вредных или опасных условиях труда.

Также есть категории работников, в отношении которых специальную оценку условий труда проводить не нужно. Это наемные работники или сотрудники фирм, работающие на дому, удаленно и дистанционно, а также вступившие в трудовые отношения с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. Что касается других фирм, то спецоценка условий труда должна проводиться для любого рабочего места, в том числе, для офисных работников.

Процедура проведения спецоценки условий труда

Если вы впервые планируете провести процедуру специальной оценки условий труда в вашей организации, в том числе на предприятии торговли, необходимо знать методику проведения спецоценки и последовательность действий, а также понимать, с чего необходимо начать и как в дальнейшем «использовать» результаты спецоценки.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Начнем с того, что обязанность по проведению, а также полная оплата и финансирование процедуры специальной оценки условий труда на предприятии возлагается на работодателя. И, в первую очередь, для проведения данной процедуры работодатель должен заключить договор со специализированной организацией, проводящей специальную оценку условий труда работников.

  1. Выбор сторонней организации, которая проведет спецоценку условий труда вашей фирмы. Это первое, с чего нужно начать. Иметь дело нужно только с сертифицированными организациями, имеющими право на проведение работ по специальной оценке условий труда и только с квалифицированными специалистами. Все организации, имеющие аккредитацию для проведения процедуры спецоценки вносятся в специальный реестр, ознакомиться с которым может каждый желающий на сайте Министерства труда и социальной защиты нашей страны. Сегодня в реестре уже более двухсот аккредитованных организаций из всех регионов страны. Там же представлены их адреса, полные наименования и другая необходимая информация. В целом же, в штате сторонней организации, проводящей специальную оценку условий труда, должно быть не менее пяти квалифицированных и аккредитованных экспертов, один из которых должен иметь высшее образование по специальности в сфере гигиены труда. В 19 статье Федерального закона №426 подробно расписаны требования, предъявляемые в организации, проводящей специальную оценку условий труда. При проведении аттестации предприятия эксперты организации действуют абсолютно независимо и только в рамках законодательства.
    Читайте также: Трудовые книжки для микропредприятий могут отменить
  2. Заключение договора. После того, как организация для проведения специальной оценки труда на вашем предприятии будет выбрана, с ней необходимо заключить договор на проведение спецоценки. Как правило, это договор гражданско-правового характера.
  3. Создание комиссии для проведения спецоценки условий труда. Для того, чтобы провести процедуру спецоценки условий труда организации, ее руководитель обязан издать приказ о создании комиссии (число ее членов должно быть нечетным), приказ о составе комиссии и ее деятельности и утвердить график работ по спецоценке. В комиссию в обязательном порядке должны входить представители первичной профсоюзной организации, представитель работодателя (к примеру, для предприятий малого бизнеса – это сам руководитель организации), специалист по охране труда предприятия. Если специалиста по охране труда в вашей фирме нет, то необходимо привлечь стороннего специалиста и заключить с ним также договор гражданско-правового характера. Также с состав комиссии включается специалист сторонней организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  4. Утверждение перечня мест для проведения спецоценки. Перечень мест необходимо утвердить еще до начала проведения процедуры спецоценки условий труда. Далее эксперты организации, проводящей специальную оценку условий труда, определяют класс условий труд для каждого рабочего места фирмы. Результаты спецоценки утверждает комиссия. Для вредных и опасных условий труда эксперты в обязательном порядке присваивают определенный класс вредности. В том случае, если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте предприятия специалистами обнаружены не будут, условия труда признаются допустимыми и исследования вредных факторов не проводятся. Если вредные факторы на рабочих местах будут идентифицированы, измерения их уровня должны будут проведены в обязательном порядке. Если опасные факторы специалистами организаций выявлены не будут, то работодатель обязан заполнить и представить декларацию соответствия условий труда нормативных требованиям охраны труда.
  5. Формирование отчета. После того, как процедура спецоценки будет завершена, специалисты организации должны сформировать специальный отчет, состоящий из перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, приказа о создании комиссии, всей информации о сторонней организации, производящей спецоценку, графика проведения спецоценки, карты аттестации, таблицы, отражающей классы условий труда, ведомости о результатах спецоценки, протокола заседания комиссии, плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, заключения специалистов.

Декларирование соответствия условий труда

Если на вашем предприятии не будут выявлены опасные или вредные условия труда работников, необходимо представить в территориальную Инспекцию труда заполненную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данный документ будет действителен в течение пяти лет. То есть, представлять декларацию необходимо всем предприятиям, в которых была проведена спецоценка условий труда и вредные факторы, угорающие жизни и здоровью граждан не были выявлены. Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Передать декларацию в инспекцию труда нужно не позднее месяца после того, как будет утвержден отчет о проведении спецоценки условий труда. Если же декларация не будет подана, то на работодателя может быть наложен штраф, в соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях. Декларацию в инспекцию труда можно оправить почтой.

Под аттестацией понимается целый комплекс мероприятий. Они проводятся для того, чтобы оценить условия труда на различных рабочих местах. В первую очередь это актуально для вредного производства.

Целью процедуры является выявление опасных факторов, а также процесс улучшения условий труда до уровня, который установлен законодательством РФ. Каждый год порядок ее прохождения несколько меняется.

Последние изменения в законе

Скачать актуальную редакцию с изменениями от 1 мая 2016 года, регулирующего проведение специальной оценки условий труда.

Аттестация стала называться специальной оценкой рабочих мест . Кроме того, в 2015 году появилось два серьезных изменения, которые будут действовать и в 2019 году:

  1. Во-первых, были ужесточены наказания за отсутствие проведения спецоценки. Данное изменение зафиксировано в КоАП РФ.
  2. Второе касается методики, по которой она проводится. В первую очередь это касается биологического фактора.

Весь 2015 год рассматривался законопроект, который касался отмены необходимости аттестации (как для малого, так и для среднего бизнеса). Однако, он был отклонен, и потому все компании должны пройти процедуру в случае отсутствия действующих результатов ее прохождения .

В первую очередь оценку необходимо провести для тех мест, где осуществляется работа по профессиям, которые относятся к вредным и опасным условиям труда (Список №1 и Список №2). Срок действия специальной оценки рабочих мест – 5 лет.

В 2019 году обязательно заполнение декларации по установленной форме даже для тех компаний, которые в ходе проведения не выявили опасных факторов. Результаты действуют также в течение 5 лет. Штраф за подачу декларации позднее установленного срока на момент 2019 года составляет от 60 до 80 тысяч рублей для фирм и до 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.

Результаты проведения оценки условий труда обязательно должны быть переданы в Федеральную государственную информационную систему учета. Данное требование начало действовать с 1 января 2018 года.

Кем и когда проводится специальная оценка

Аттестация проводится непосредственно работодателем совместно со специальной аттестующей организацией . Под последней понимается такое юридическое лицо, которое имеет аккредитацию в качестве организации, имеющей право оказывать услуги по оценке. При этом свои измерения она проводит на основании соответствующего договора с работодателем.

Работодатель обязан создать особую аттестационную комиссию и определить график прохождения процедуры спецоценки. Комиссия должна обязательно включать в себя следующих работников:

  • Специалист, работающий в сфере охраны труда.
  • Один или несколько представителей со стороны работодателя.
  • Один или несколько представителей со стороны органа, относящегося к профсоюзной организации.
  • Представители аттестующей компании.

Период проведения устанавливается следующим образом: если были открыты новые рабочие места, крайний срок для их оценки – это 60 рабочих дней после начала эксплуатации. В ином случае работодателю придется заплатить штраф в размере до 30 тысяч рублей, а в худшем случае — приостановить деятельность компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок ее проведения и оформляемые при этом документы

Законодательством закреплен определенный порядок проведения специальной оценки рабочих мест в каждой компании. Кроме того, существует целый ряд документов, которые необходимо оформить.

Осуществление процедуры происходит следующим образом:

  1. Для начала анализируются условия труда, в которых работают сотрудники, на предмет соответствия существующим нормативам, связанным с охраной труда.
  2. Далее проводится оценка того, насколько каждое из рабочих мест соответствует установленным гигиеническим нормативам.
  3. После этого производится анализ, насколько травмоопасны условия работы.
  4. Четвертый шаг – это оценка обеспеченности всей необходимой формой, специальной рабочей одеждой, обувью и дополнительными средствами защиты (если они необходимы).
  5. Наконец, проводится комплексная оценка, позволяющая понять, насколько условия труда оптимальны и приемлемы с точки зрения законодательства РФ.

Специально утвержденного перечня документов не существует. Однако, для того чтобы инициировать проведение оценки, потребуется оформление 3-х основных документов:

  • Приказ о создании специальной аттестационной комиссии. Он должен издаваться работодателем и содержать сведения о ее составе.
  • График проведения работ по оценке (должен быть утвержден отдельным приказом).
  • Договор со сторонней аттестующей организацией. Важное требование состоит в том, что она должна быть лицом, которое не является зависимым от работодателя.

Необходимо понимать, что пока производится оценка того, насколько компания грамотно относится к организации рабочих мест своих сотрудников, работодатель обязан предоставить аттестующей организации всю документацию, которая так или иначе связана с обеспечением условий охраны труда.

По результатам процедуры формируется специальный отчет, который включает в себя ряд сведений и документов:

  • Перечень рабочих мест, которые подлежат аттестации.
  • Приказ о создании той комиссии, которая будет проводить оценку.
  • Информация об аттестующей организации.
  • Приказ об утверждении графика прохождения процедуры.
  • Специализированные карты аттестации.
  • Сводная таблица, отражающая классы условий труда и соответствующих компенсаций.
  • Ведомость, включающая результаты аттестации всех рабочих мест.
  • Протокол, в котором указываются все основные положения, выявленные и обсуждаемые в ходе заседания комиссии.
  • План мероприятий, призванных улучшить условия труда.
  • Заключения, готовящиеся после государственной экспертизы (если имеются).

Подробную информацию о проведении данной процедуры можно почерпнуть из следующего видео:

Возможные штрафы и другие санкции

Несвоевременное прохождение оценки (равно как и ее отсутствие) неизменно влечет за собой возложение административной ответственности на работодателя. Кроме того, если условия труда не соответствуют установленным требованиям, руководитель компании обязан будет заплатить штраф, состоящий из двух частей:

  • «Личный» штраф для руководителя в размере от 20 до 30 минимальных заработных плат.
  • Штраф для компании в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат.

Если должностное лицо каким-либо образом нарушило законы, связанные с охраной труда, повторно, его компания должна будет приостановить свою деятельность на срок до 36 месяцев. При этом компания, которая оказывает услуги по аттестации, не имеет какой-либо законодательно закрепленной ответственности – ее деятельность регулируется только договором с работодателем.

Кто может не проходить специальную оценку

Существует ряд случаев, в которых необходимость прохождения процедуры отсутствует. В частности, это касается ситуации, когда в компании работает единственный человек – ее учредитель. В этом случае трудовой договор как документ отсутствует, и, по сути, в компании нет работников. Соответственно, спецоценку проводить не нужно. Кроме того, если сотрудники работают удаленно, прохождение аттестации также не требуется.

Если компания арендует небольшой офис, в котором есть хотя бы одно рабочее место, оценка должна быть проведена в обязательном порядке.

Следующим основанием для не прохождения данной процедуры является тот факт, что аттестация была проведена не ранее, чем за 5 лет: это действует даже в случае переезда компании.

Еще одним поводом является следующая ситуация: например, в компании есть несколько сотрудников, занимающих одинаковые должности и имеющих одни и те же должностные обязанности. Тогда проводится аттестация только 20% от числа их рабочих мест . Однако, существует ограничение: оценить необходимо как минимум 2 места .

Таким образом, аттестация является важным мероприятием для каждой компании, благодаря которому рассчитываются надбавки к заработной плате для отдельных категорий сотрудников, а также определяются сроки их выхода на пенсию. Знание условий ее прохождения позволит организации и ее руководителю избежать проблем с законодательством.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Данный закон определил новый порядок действий, который раньше был установлен Приказом Минздрава от 26.04.2011 № 342н “Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”. С этого момента аттестацию рабочих мест (АРМ) заменила процедура специальной оценки условий труда (СОУТ).

Что такое аттестация рабочих мест

По большому счету, это та же самая процедура специальной оценки рабочих мест. Аттестацию так же проводил работодатель с привлечением специальной организации, так же образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, в целом функции и задачи остались прежними:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
  • принятие решений о необходимости организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
  • установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Нововведениями стали:

  1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.
  2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
  3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест на которых этап идентификации не осуществляется указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Указанные нововведения никак не отразились на сроках проведения аттестации рабочих мест, или специальной оценки условий труда. Сроки по-прежнему определяются работодателем - нормативным документом об организации СОУТ.

Кроме изменений в самой процедуре проведения АРМ, с принятием СОУТ были внесены изменения в законодательство.

Трудовое законодательство

Раньше работникам, занятым во вредных (вне зависимости от класса опасности) и опасных условиях труда в соответствии с ТК РФ полагались:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • доплаты;
  • сокращенная рабочая неделя.

С введением 426 федерального закона у работников, занятых во вредных и опасных условиях труда остались:

  • класс вредности 3.1. - только доплаты;
  • класс вредности 3.2. - доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • класс вредности 3.3, 3.4 и 4 - доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя

Административное законодательство

В КоАП введена статья 5.27.1, предусматривающая ответственность именно за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Соответственно введены новые штрафы - от 2000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пенсионное законодательство

Теперь в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается тот трудовой стаж, который соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения АРМ

Периодичность аттестации рабочих мест по условиям труда составляла 5 лет, СОУТ проводится в такие же сроки.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного федерального закона, СОУТ может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Однако если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно, но не реже чем один раз в 5 лет, а также каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Стоимость проведения аттестации рабочих мест

Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) в 2019 году по-прежнему определяется несколькими параметрами:

  1. Цена договора с организацией, которая будет непосредственно проводить СОУТ. В цену могут входить (а могут и не входить):
    - стоимость исследований и замеров;
    - использование специальной аппаратуры;
    - командировочные сторонних специалистов и т.д.
  2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
    - если будут установлены классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в пенсионный фонд, а также надбавки и компенсации для работников;
    - приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    - замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т.д.
  3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ могут быть оспорены и признаны не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест 71.20.19.130), она должна быть в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Региональный фактор также имеет свое значение, стоимость СОУТ в Москве и Сыктывкаре будут отличаться.

Штрафы

В 2019 году размер штрафов за отсутствие АРМ или СОУТ составляют:

Наименование нарушения

Размер штрафа в рублях

должностное

лица без образования юридического лица

юридические лица

Нарушение требований охраны труда, изложенных в федеральном законодательстве

предупреждение или от 2000 до 5000

от 2000 до 5000

от 50000 до 80000

Нарушение порядка проведения СОУТ (или непроведение)

от 5000 до 10000

от 5000 до 10000

от 60000 до 80000

Допуск работника без обучения правилам охраны труда (медицинские осмотры включаются)

от 15000 до 25000

от 15000 до 25000

от 110000 до 130000

Не обеспечение работников СИЗ

от 20000 до 30000

от 20000 до 30000

от 130000 до 150000

Повторные нарушения

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

от 30000 до 40000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

от 100000 до 200000 или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Итоги, или карта аттестации рабочего места

По итогам СОУТ организация, которая непосредственно проводила спецоценку, составляет отчет, работодатель его утверждает. Отчет - многостраничный и объемный документ, форма которого утверждена Приложением № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Для работодателя важен весь отчет целиком, но наибольший интерес для работника представляет третий раздел отчета, или СОУТ - непосредственно карта.

В карте содержится различная информация, но наибольший интерес представляют сведения о:

  • классификации вредных и опасных факторов;
  • используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
  • рекомендации по итогам проведенных мероприятий.

Работодатель обязан ознакомить действующих сотрудников с информацией, которую содержит карта, в течение 30 дней с даты утверждения отчета о проведенной СОУТ.

Для того, чтобы оценить реальные условия труда на конкретных рабочих местах, проводится их аттестация. В ходе этой процедуры изучаются все производственные факторы, при воздействии которых создается угроза здоровью или жизни работников. А потом на основе полученных данных составляется план мероприятий, направленных на снижение производственных рисков для человека и обеспечение нормальный условий труда.

В соответствии с утвержденным в 2011 году Порядком аттестация рабочих мест в Москве проводится на всех рабочих местах и на всех производственных объектах. В тех случаях, когда условия работы на нескольких участках предприятия схожи (т.е. имеется одинаковое технологическое оснащение и график работы, воздействие одних и тех же вредных (опасных) производственных факторов), то допускается обследование и аттестация 20 процентов общего количества рабочих мест на этих участках.

На всех рабочих местах процедура оценки условий труда проводится в строгом соответствии с действующими в нашей стране нормативными актами, в том числе с санитарно-гигиеническими правилами, отраслевыми нормативами по обеспечению производственного персонала спецодеждой и другими индивидуальными защитными средствами.

Сроки, порядок действий, состав аттестационной комиссии, требования к рабочим местам и прочие вопросы подробно расписаны в Приказе Минздравсоцразвития №342. Чтобы ускорить процесс аттестации и избежать ошибок, обращайтесь за помощью в Москве в ООО «Гарант». Наши специалисты хорошо знают действующий регламент аттестации рабочих мест по условиям труда, детально изучили последние изменения к нормативным актам. При нашей поддержке аттестационные мероприятия пройдут быстро и с минимальными, обоснованными расходами для вашего предприятия.

Аттестация рабочих мест по условиям труда 2016. Какие изменения нужно учесть?

Российское законодательство совершенствуется, потому в него время от времени вносятся определенные корректировки. Два года назад такие поправки были внесены в регламент аттестации рабочих мест по условиям труда. Эти изменения явились следствием принятия нового федерального закона и корректировки Трудового кодекса страны.

В чем они заключаются?

Во-первых, аттестация рабочих мест в 2016 году перешла в разряд специальной оценки условий труда. Соответственно, ее правила претерпели значительные изменения. Такие пертурбации не случайны. Спецоценка имеет уже другой статус, поэтому принудит предприятия соблюдать утвержденный порядок оценки рабочих мест.

Для справки. По данным статистики, около 35% ранее выявленных нарушений на предприятиях - допуск персонала к работе без сдачи правил ОТ и ТБ, игнорирование или формальное проведение аттестации рабочих мест.

Во-вторых, Фондом соцстраха бухгалтерская отчетность предприятия принимается теперь только при наличии в ней отметки о проведенной специальной оценке. Как связаны между собой аттестация рабочих мест в г. Москва и социальное страхование? Дело в том, что по итогам аттестации (теперь специальной оценки условий труда) каждому рабочему месту устанавливается категория вредности. А размер страховых взносов рассчитывается как раз с учетом этого параметра. Чем выше класс вредности производства, те, соответственно, больше средств придется вносить в Фонд соцстраха. Если предприятие затянуло с проведением спецоценки условий труда, оно не сможет вовремя сдать отчетность. А это приведет к серьезным санкциям со стороны госорганов. Таким образом, что спецоценку рабочих мест волей-неволей предприятию придется организовывать, ответственность юрлиц и ИП повышается.

В-третьих, спецоценка - это та же аттестация рабочих мест, только по новым правилам. В ее задачу также входит:

  • выявление соответствие условий труда на рабочих местах действующим в России нормативам;
  • анализ вредных и опасных производственных факторов на предмет их воздействия на персонал предприятия;
  • поиск рабочих мест, где условия труда неудовлетворительные из-за серьезного воздействия вредных/опасных факторов на производстве.

По результатам спецоценки работникам предприятия могут начисляться компенсации и льготы.

В-четвертых, до 2014 года аттестация рабочих мест в Москве проводилась в основном на предприятиях, где имеются реальные источники опасности для персонала. Например, на производственных объектах, использующих механизмы, ручной инструмент, технологическое оборудование, транспорт. В 2016 году спецоценку должны проводить абсолютно все предприятия Москвы и на всех рабочих местах. Оцениваются условия труда даже в офисах. Исключение составляют рабочие места надомников и удаленных сотрудников.

Более детально об аттестации рабочих мест в 2016 году и последних изменениях в ее регламенте вам расскажут сотрудники ООО «Гарант». Мы проконсультируем вас по всем нюансам этой процедуры.

Как проводится аттестация рабочих мест в г. Москва?

Результаты аттестации рабочих мест необходимы для решения целого ряда задач:

  1. для составления плана мероприятий по ОТ;
  2. для организации периодических медосмотров;
  3. для снабжения работников индивидуальными защитными средствами;
  4. для сертификации производства;
  5. для расчета компенсаций, досрочной трудовой пенсии (на вредных производствах) и прочих льгот;
  6. для статистического анализа по условиям труда на предприятии.

Так как аттестация рабочих мест в 2016 году проводится по новым правилам, то целесообразно обратиться за содействием в ее проведении к специалистам. В Москве квалифицированную помощь вашему предприятию окажет ООО «Гарант». Стоимость наших услуг зависит от ряда факторов: численного состава коллектива, особенностей производства и т.п. Но в любом случае она обоснована и демократична. Мы организуем аттестацию рабочих мест на вашем предприятии по всем правилам, проведем ее в сжатые сроки, оформим необходимые бумаги по ней.

Загрузка...