clean-tool.ru

Небесный ядерный щит: на что способна стратегическая авиация России. Фронтовые бомбардировщики ввс россии Какой самолет считается прадедушкой современных стратегических бомбардировщиков

Бомбардировщики России - это одна из основных ударных сил России, гарант её силы и мощи.

Бомбардировщики можно разделить на стратегические и фронтовые.

Стратегические бомбардировщики

Стратегический бомбардировщик - это боевой самолёт, предназначенный для уничтожения объектов стратегической важности в глубине тыла врага. Стратегический бомбардировщик практически всегда является носителем ядерного оружия, ракет или бомб.

Самый мощный стратегический бомбардировщик России - .

Ту-160 «Белый лебедь».

История создания бомбардировщика Ту-160 уходит корнями в 80-ые годы прошлого века. Это было время разгара холодной войны между СССР и США. В армию США начали поступать стратегические бомбардировщаки B-1. Советский Союз не мог оставить без ответа такой шаг вероятного противника, и начал разработку аналога. В результате этих работ и появился самолёт Ту-160.

Стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь».

Советские конструкторы уже имели опыт создания похожих самолётов, например уже был создан пассажирский самолёт Ту-144 и дальний бомбардировщик Ту-22М3 .

Первый полёт серийный Ту-160 совершил в 1984 году.

Ту-160 «Белый лебедь».

Ту-160 имеет крыло изменяемой стреловидности.

Смотрите другие фото .

Ту-95 можно назвать ветераном стратегической авиации России. Смотрите фото :


Ту-95 получил прозвище "Медведь", он является одним из самых заметных символов холодной войны межды СССР и США.

Пара Ту-95 в полёте.

Первый полёт Ту-95 совершил в далёком 1955 году, но спустя столько лет, пройдя множество модернизаций, Ту-95 всё ещё стоит на вооружении армии России.

Смотрите другие фото .

Ту-22М3 - дальний бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.

Смотрите еще .


Фото Ту-22М3.

Ту-22М3 был создан в СССР. Работы по его сознанию начались в середине 60-ых годов 20 века, но в то время руководство СССР делало ставку на ракеты, что затрудняло и замедляло работы по проекту.

Фронтовые бомбардировщики

Фронтовой бомбардировщик - бомбардировщик, предназначенный для уничтожения объектов и техники противника на тактическом растоянии. Ещё этот тип бомбардировщиков называют тактическими. Внешне фронтовые бомбардировщики похожи на истребители, хотя не предназначены для ведения воздушного боя.

Су-24

Су-24 - фронтовой бомбардировщик КБ Сухого, стоящий на вооружении ВКС России и армий ряда других государств.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 и истребитель Су-27 / Фото: Global Look Press

Летчики бомбардировочной авиации России говорят: «Когда враг нас видит, молиться уже поздно». Правда, с появлением высокоточного оружия самолет-носитель можно и не увидеть - в Сирии, например, фронтовая авиация работает с высот 5-6 километров без ущерба для меткости. Самолеты Дальней авиации с крылатыми ракетами X-101 вообще могут стрелять, не покидая воздушного пространства РФ - куда надо, ракета долетит сама. Предлагаем рассказ о наиболее выдающихся российских бомбардировщиках.

Су-34

В отличие от предшественников, фронтовой бомбардировщик Су-34 способен не только уничтожать наземные цели, но и постоять за себя в воздушном бою. На законцовках крыльев самолета находятся контейнеры со станциями радиоэлектронной борьбы «Хибины» - они укрывают самолет электронным облаком, делая его невидимым для вражеских радаров, и морочат головки самонаведения зенитных ракет. Свою эффективность «Хибины» доказали в апреле 2014 года, отключив в Черном море систему боевого управления американского эсминца «Дональд Кук». Для ближнего боя в носу спрятана 30-миллиметровяа пушка.

Дальность и скорость полета Су-34 увеличены до 4000 км и 1900 км/ч соответственно, - на борт самолет может принимать до восьми тонн боевой нагрузки. Существенно улучшились условия работы экипажа: просторная кабина, удобное управление, многофункциональные цифровые индикаторы вместо множества стрелочных приборов. Попадают в кабину снизу, что намного удобнее, например, в дождь. В Су-24 летчики забирались через верх, откинув фонари, и в ненастье или снег их кресла оказывались мокрыми. «Иномарка», - нахваливают новый самолет пилоты.

Прицельно-навигационный комплекс позволяет применять оружие с безопасных высот, не входя в зону действия ПВО противника. При этом само оружие не обязательно должно быть высокоточным. Одна хитрая подсистема бортового компьютера Су-34 учитывает массу факторов: высоту скорость, направление ветра, атмосферное давление и много чего еще, - выдавая в итоге оптимальную точку сброса. С такой автоматикой даже старые советские бомбы, никакой электроникой не оснащенные, ложатся точно в цель с заоблачных высот.

Ту-22

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22 предназначен для уничтожения авианосцев: точечного либо массированного, то есть вместе с кораблями сопровождения. Для этого Ту-22 способен нести до трех крылатых ракет Х-22 "Буря". Ракеты тоже сверхзвуковые, большой дальности. Летают они на скорости до пяти тысяч километров в час, доставляют на место термоядерные боевые части мощностью в мегатонну. В принципе, одной "Бури" достаточно для уничтожения любого авианесущего ордера, но в авиации привыкли все делать с запасом.

При использовании над сушей бомбардировщик несет четыре гиперзвуковые ракеты Х-15 для уничтожения важных стационарных целей с заранее известными координатами. Х-15 летит по баллистической траектории: забирается на высоту до 40 километров, а затем пикирует на цель со скоростью свыше пяти тысяч километров в час. Базовая боевая часть ракеты ядерная, мощностью до 300 килотонн. Есть разновидность для уничтожения радаров системы ПВО, наводится она по излучению цели.

Сейчас на вооружении ВВС России стоят Ту-22М3. Это третье поколение разработанного полвека назад бомбардировщика: от первых моделей сохранилась лишь передняя стойка шасси и частично грузовой отсек, в котором находится полуутопленная в фюзеляж ракета. Ту-22 последних серий имеют бортовой оборонительный комплекс со станциями радиопомех и отстрелом ловушек. До 2020 года планируется оснастить 30 бомбардировщиков новой бортовой электроникой, адаптированной под применение высокоточных ракет Х-32.

Этому бомбардировщику обязан своим появлением знаменитый Ту-144. В 1961 году во время воздушного парада в Тушино наблюдавший за полетом Ту-22 Никита Хрущев спросил у авиаконструктора: "Андрей Николаевич, а ты мог бы вместо бомб людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся. Во второй половине 90-х годов КБ Туполева пыталось создать на базе бомбардировщика сверхзвуковой самолет бизнес-класса на 10-12 пассажиров. Проект закрыли, поскольку двигатели Ту-22 не вписывались в гражданские экологические стандарты.

Лебединая песня

Флагман Дальней авиации России - сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. Это самый большой сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и самый тяжелый бомбардировщик со взлетной массой 275 тонн. Он также не имеет себе равных среди самолетов с крылом изменяемой стреловидности. За цвет и силуэт русские летчики романтично зовут Ту-160 "Белым лебедем". Неромантичные натовцы назвали его Blackjack (дубинка).

Вооружен "Лебедь" 12 крылатыми ракетами Х-55 в двух барабанных пусковых установках. Ракета летит со скоростью 920 километров в час на сверхмалой высоте, огибая рельеф местности, и доставляет за 2500 километров термоядерную боеголовку мощностью 100 килотонн, что гарантирует уничтожение цели. Также к Ту-160 могут подвешиваться ракеты Х-101 с более совершенной системой управления и, соответственно, большей точностью попадания - коэффициент возможного отклонения ракеты на дальности две тысячи километров составляет 5 метров.

Многие не раз слышали о танковой мощи России. Бомбардировщики, как ни странно, упоминаются гораздо реже. Но не стоит пренебрегать авиацией, равно как и флотом. Это очень важная составляющая, позволяющая контролировать воздушное пространство государства, защищая его или атакуя врага с воздуха. В данной статье мы с вами как раз и поговорим о стратегических бомбардировщиках и истребителях России, стоящих на вооружении.

Стратегический бомбардировщик

Прежде чем переходить непосредственно к теме, хотелось бы поговорить о том, какая техника относится к классу стратегической, ведь именно она имеет наибольшее значение для Так вот, стратегического назначения предназначен для нанесения ядерных ударов путем сброса бомб или ракет по стратегически важным объектам противника. При этом нельзя путать стратегическую и тактическую военную технику. Последняя используется для уничтожения техники и живой силы врага. Стоит отметить, что в настоящее время только на вооружении двух стран в мире есть стратегические бомбардировщики, это Россия и США. Ну а сейчас перейдем к рассмотрению конкретных моделей.

Ту-160, или «Блэкджек»

Вся авиация получает классификацию НАТО и имя. В данном случае это «Блэкджек». В это же время заводское обозначение - «Объект 70». Такие бомбардировщики России относятся к классу стратегических с крылом изменяемой стреловидности. Данный агрегат был разработан в академии Туполева еще в 1970-х годах и используется до сих пор.

На сегодняшний день это самый большой и мощный самолет такого класса, с изменяемой геометрией крыла и максимальной взлетной массой. Пилоты зачастую называют Ту-160 «белый лебедь». Можно говорить о том, что при разработке бомбардировщика выдвигались жесткие требования, которые необходимо было выполнить. К примеру, суммарная масса боевой нагрузки должна была составлять не менее 45 тонн, а дальность полета - не менее 10-15 тысяч километров. Так как все требования были выполнены, то серийно было выпущено более 25 экземпляров, а также насчитывалось порядка 8 прототипов.

Вкратце о технических характеристиках Ту-160

Как было отмечено немного выше, на самолете установлено крыло изменяемой стреловидности. Минимальный размах составляет 57,7 метра. Самой интересной деталью является силовая установка, которая состоит из 4 двигателей НК-32. Каждый мотор является трехвальным 2-контурным со смещением потоков на выходе. Что касается то она рассчитана на 171 000 литров (азотированного). При этом для каждого двигателя имеется отдельный бак, но часть топлива отведена на центровку. Возможна дозаправка в воздухе.

Что касается вооружения, - это бомбардировщики России, которые имеют разрушительную мощь. Изначально агрегат разрабатывался исключительно как носитель крылатых ракет большой дальности. Но в дальнейшем было принято решение несколько расширить номенклатуру боеприпасов. В настоящее время пытаются добавить высокоточные крылатые ракеты большой дальности типа х-555 и х-101.

Дальние бомбардировщики России: Ту-95МС

Данный агрегат получил классификацию НАТО Bear, что в переводе означает «Медведь». Это турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Стоит заметить, что Ту-95 стал настоящим символом из-за чего и было принято решение глубокой модификации и создания более эффективного и мощного Ту-95МС. Стоит заметить, что бомбардировщик является последним принятым на вооружение во всем мире, следовательно, и самым новым, что немаловажно. Данная авиационная машина пережила просто огромное количество модификаций. Последняя заключалась в возможности поражения важных объектов противника крылатыми ракетами при любых погодных условиях и в любое время суток. Именно Ту-95МС поставил рекорд беспосадочного полета. За 43 часа пара бомбардировщиков пролетела порядка 30 тысяч километров, с четырьмя дозаправками в воздухе.

О вооружении Ту-95МС

Новый бомбардировщик России Ту-95МС имеет суммарную бомбовую нагрузку порядка 12 тонн. Фюзеляжный бомбовой отсек предполагает возможность размещения ядерных свободнопадающих бомб калибром 9 000 килограмм. Помимо этого, Ту-95МС оснащается крылатыми ракетами х-20. Они в основном предназначены для поражения радиоконтрастных целей врага на дистанции от 300 до 600 километров.

Стоит заметить, что многие эксперты говорят о том, что именно Ту-95МС является ключевой, то есть основной частью российской авиации. Самолет оснащается крылатыми ракетами х-55. При этом в различных модификациях ракетоносца размещается от 5 до 10 таких ракет. В некоторых случаях демонтируется устройство для свободного сброса ядерной бомбы, ввиду своей ненадобности. На борту имеется и оборонительное вооружение, которое состоит из 23-миллиметровых авиационных пушек. Их количество изменяется в зависимости от модификации и может быть от 3 до 8 штук.

Новый стратегический бомбардировщик России Ту-22М

«Обратная вспышка», согласно классификации НАТО, или же «изделие 45» - заводское название. Представляет собой сверхзвуковой дальний ракетоносец-бомбардировщик с регулируемой геометрией крыла. Т-22М - последняя модификация Ту-22 - мало чем отличается от Ту-22К. Многие говорят о том, что это был результат политических манипуляций. Так, разработка Ту-22М была начата только для экономии средств. Тем не менее решение оказалось не самым худшим, самолет до сих пор стоит на вооружении России и показывает неплохие результаты.

Сегодня есть масса модификаций Ту-22М, такие как Ту-22М0, Ту-22М1 и Ту-22М2 и М3. Но, несмотря на это, все бомбардировщики России данного класса отличаются между собой несущественно, поэтому и принято говорить о Ту-22М. Хотя нельзя не сказать, что все внесенные модификации никак не улучшили технические характеристики агрегата. К примеру, масса Ту-22М1 была снижена на 3 тонны, за счет чего удалось улучшить аэродинамические характеристики. А Ту-22М2 удалось оснастить более мощными крылатыми ракетами большой дальности.

Немного о вооружении

Любой перспективный бомбардировщик России должен иметь на своем борту эффективное защитное вооружение и мощные ядерные ракеты, которые бы поражали стратегически важные объекты противника. Все это было у Ту-22М3, последней модификации Ту-22М. Суммарная бомбовая нагрузка составляет 24 тонны. При этом на борту могут находиться противокорабельные ракеты, свободнопадающие ядерные бомбы, мины и пара крылатых ракет х-22. Ключевой же особенностью является наличие на борту так называемой СУРО (системы управления ракетного оружия), которая предусматривает наличие 4-х аэробаллистических ракет.

Что касается обороны, то тут предусмотрена дистанционно управляемая кормовая пушечная установка с увеличенным темпом стрельбы (до 4 тыс. выстрелов в минуту) и укороченным блоком стволов. Прицеливание осуществляется с помощью системы «Криптон», а ведение огня может быть переведено в автоматический режим.

Заключение

Мы рассмотрели основные бомбардировщики России. Фото этих машин вы можете просмотреть в данной статье. Стоит заметить, что вся техника стоит на вооружении РФ. Многие вышеперечисленные самолеты дислоцируются на Украины, Беларуси и других стран бывшего Советского Союза. В настоящее время многие военные базы давно расформированы и брошены, а все, что там осталось, принято называть «самолетным кладбищем». Кроме того, как было отмечено выше, бомбардировщики-ракетоносцы есть только у США и России, но это по официальным данным. В принципе, это все, что можно рассказать об основной тяжелой авиационной технике, которая используется и в ближайшие годы списываться не будет. Многие проекты в настоящее время находятся в разработке, но подробная информация по этому поводу не разглашается. Да и нет смысла говорить о том, что ещё не взлетело в небо.


Россия стала родиной самолётов-бомбардировщиков благодаря конструктору Игорю Сикорскому, который в 1913 году создал первый самолёт этого типа. В СССР также был создан и самый массовый в мире бомбардировщик. А 20 января 1952 года свой первый полёт совершил первый межконтинентальный реактивный бомбардировщик М-4, созданный В.М. Мясищевым. Сегодня обзор самолётов-бомбардировщиков, созданных отечественными конструкторами.

Илья Муромец – первый в мире бомбардировщик


Первый в мире бомбардировщик был создан в России в 1913 году Игорем Сикорским и получил название в честь былинного богатыря. «Илья Муромец» - так назывались различные модификации этого самолёта, которые выпускались в России с 1913 по 1917 годы. Основные детали самолёта были деревянными. Нижнее и верхнее крылья собирались из отдельных частей и соединялись по разъёмам. Размах крыла первого бомбардировщика составлял 32 метра. Поскольку в те годы в России авиамоторы не производились, то на «Илье Муромце» были установлены моторы «Argus» немецкого производства. Отечественный мотор Р-БВ3 на бомбардировщик поставили в 1915 году.


«Илья Муромец» был 4-моторным, и даже остановка двух моторов не могла заставить самолёт сесть. Во время полёта по крыльям самолёта могли ходить люди, и это не влияло на равновесие самолёта. Выход на крыло во время испытаний самолёта совершил сам Сикорский, чтобы убедиться, что в случае необходимости лётчик может производить ремонт двигателя прямо в воздухе.


В конце декабря 1914 года император Николай II утвердил постановление Военного совета о создании «Эскадры воздушных кораблей», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. На первое боевое задание самолёты российской эскадры вылетели 27 февраля 1915. Первый вылет оказался безрезультатным, поскольку лётчики заблудились и не нашли цели. На следующий день задание было выполнено успешно: лётчики сбросили 5 бомб на железнодорожную станцию, и упали бомбы прямо среди подвижного состава. Результат налёта бомбардировщиков удалось запечатлеть на фото. Кроме бомб на вооружении бомбардировщика «Илья Муромец» был установлен пулемёт.


Всего в годы Первой мировой русские бомбардировщики совершили 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн бомб и уничтожив 12 вражеских истребителей. Боевые потери составили только один самолёт.

ТБ-1 - первый в мире тяжёлый бомбардировщик

В начале 1920-х среди советских самолётостроителей разгорелась дискуссия о том, из чего строить самолёты. Большинство придерживалось мнения, что советские самолёты должны быть деревянными, то были и те, кто настаивал, что СССР должен создавать цельнометаллические самолёты. Среди последних был и молодой инженер Андрей Николаевич Туполев, который смог настоять на своём мнении.


ТБ-1, который после долгих испытаний и доработок в 1931 году всё же сошёл с конвейера, стал первым отечественным бомбардировщиком-монопланом, первым отечественным цельнометаллическим бомбардировщиком и первым бомбардировщиком советской конструкции, поступившим в серийное производство. Именно с ТБ-1 в СССР началось становление стратегической авиации. Эти машины бороздили небо более двух десятилетий.

Именно на ТБ-1 было опробовало множество инноваций, которые впоследствии использовались в авиации, в частности система "автопилот", системы радиоуправления, системы катапультирования и проч. Самолёт мог нести 1030 кг бомбовой нагрузки и стрелковое вооружение (три спаренных установки). Экипаж самолёта – 5-6 человек.


На ТБ-1 и его модификациях было установлено несколько мировых авиарекордов. Так, именно на этом бомбардировщике был совершён первый в истории перелет на самолёте из СССР в США. В 1934 году на ТБ-1 летчик А.В. Ляпидевский спасал челюскинцев и вывез из лагеря всех женщин и детей. Бомбардировщики ТБ-1 состояли на вооружении в СССР до 1936 года, а некоторые – до начала Великой Отечественной.

Пе-2 - самый массовый бомбардировщик



В 1938 знаменитая туполевская «шаражка» начала разработку пикирующего бомбардировщика Пе-2, который стал впоследствии самым массовым советским бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны.

Пе-2 был очень компактен и имел цельнометаллическую конструкцию хорошей аэродинамической формы. На бомбардировщике было установлено 2 двигателя М-105Р жидкостного охлаждения по 1100 л.с., которые позволяли самолёту развивать скорость до 540 км\ч (только на 30 км/ч меньше, чем у истребителя Ме-109Е, стоявшего на вооружении у фашистской армии).


В 1940 году были выпущены 2 серийных бомбардировщика, а в начале 1941 года с конвейера сошло уже 258 бомбардировщиков Пе-2. 1 мая 1941 года новый бомбардировщик, который получил 95-й авиаполк полковника Пестова, пролетел во время парада над Красной площадью. Пе-2 приняли участие в боевых действиях буквально в первые дни войны. К 1943 году бомбардировщики Пе-2 занимали первое место по количеству в бомбардировочной авиации. Благодаря высокой точности бомбометания они были весьма эффективным оружием. Известен факт, когда летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса 16 июля 1943 года на своих 115 самолетах уничтожили 229 автомашин, 55 танков, 12 пулеметных и минометных точек, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 7 складов горючего и боеприпасов.


И хотя в 1944 году на фронт начали поступать Ту-2, которые по основным параметрам превосходили Пе-2, «пешка» до конца войны оставалась основным советским бомбардировщиком и вместе с стала легендой советской авиации.


В начале 1945 года на дальневосточных аэродромах СССР случайно оказались 4 американских самолёта B-29, которые участвовали в бомбардировке Японии и оккупированных ею территорий. Когда Компартия и Советское правительство дали конструкторам задание создать современный дальний бомбардировщик, профессор МАИ и авиаконструктор Владимир Мясищев предложил скопировать американские бомбардировщики, но установить на новый самолёт отечественные двигатели АШ-72, а американские пулемёты заменить на пушки Б-20.


Ту-4, лётные испытания которого состоялись уже в 1947 году, - цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Длина бомбардировщика составляла 30,8 метров, а размах крыла – 43,05 метров. Четыре мотора АШ-73ТК мощностью 2400 л. с. позволили самолёту разогнаться до скорости 558 км/ч на высоте 10 км. Максимальная бомбовая нагрузка - 8 тонн. Эффективность самолёта удалось повысить благодаря использованию автоматики. Например, бортовой локатор с автопилотом позволили находить цели и поражать их даже в ночное время.


Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия, когда в 1951 году в СССР был сформирован бомбардировочный полк, вооружённый атомными бомбами. В 1956 году во время венгерских событий полк совершил вылет на бомбардировку Будапешта, который в последний момент был прерван приказом советского командования.

Всего было построено 847 самолётов, 25 из которых передали Китаю.


В конце 1940-х с появлением ядерного оружия появилась необходимость в средствах его доставки. Необходимы были бомбардировщики, которые превосходили существующие по техническим характеристикам примерно в 2 раза. Первыми к разработке концепции такого самолёта приступили американцы. Так появились В-60 и В-52, которые поднялись в воздух весной 1953 года. В СССР работы над бомбардировщиком такого класса развернулись с существенным опозданием. Сталин поручил разработку самолета профессору МАИ В.Мясищеву, который подал в правительство научно обоснованное предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11000 – 12000 км, но при этом были установлены очень жёсткие сроки реализации проекта. К декабрю 1952 года опытный экземпляр самолёта был построен, а в январе 1953 года бомбардировщик М-4 - восьмиместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, оснащенный 4-мя двигателями и убираемым шасси велосипедного типа, - совершил свой первый полёт.


В результате изменений и доработок был создан самолёт, дальность полёта которого в сравнении с более ранними моделями увеличилась на 40% и превышала 15 тыс. км. Продолжительность полёта с одной дозаправкой составляла 20 часов, что дало возможность использовать М-4 в качестве межконтинентального стратегического бомбардировщика. Ещё одна инновация – новый бомбардировщик мог применяться как дальний морской торпедоносец.

Тактикой использования М-4 предусматривались полёты этих самолётов строем в составе эскадрильи или полка на высоте 8-11 км. Подходя к цели, самолёты нарушали строй и каждый бомбардировщик выполнял атаку на свой объект. Благодаря системе пушечного вооружения бомбардировщик мог эффективно противостоять самолетам-перехватчикам. Самолёты официально сняты с вооружения в 1994 году.


Проектирование бомбардировщика Ил-28 начиналось с хвоста. Дело в том, что создание этого самолёта стало возможным благодаря запуску в серийное производство надежного английского ТРД с центробежным компрессором «Нин», в котором была использована оборонительная подвижная установка, которая и определила основные компоновочные особенности Ил-28.


Главным преимуществом самолёта оказался тот факт, что Ил-28 был устойчив на всём диапазоне скоростей. Он легко выполнял любые маневры, необходимые для бомбардировщиков, выполнял виражи с креном до 80 градусов. При боевом развороте набор высоты достигал 2 км.


Ил-28 выпускался по лицензии в КНР под названием H-5. Самолёт широко эксплуатировался в более чем 20 странах. Всего было выпущено около 6 тыс. единиц.

Су-34 - бомбардировщик поколения 4+


Российским бомбардировщиком поколения 4+ стал бомбардировщик Су-34, предназначенный для нанесения высокоточных ударов по надводным и сухопутным целям в любое время суток. Его проектирование закончилось в начале 1990-х годов.


Некоторые элементы Су-34 выполнены с использованием технологии Stealth. Так, в самолёте уменьшена степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Радиопоглощающие материалы и покрытия сделали Су-34 менее заметным на экранах РЛС, чем такие самолёты, как Су-24, F-111 и F-15E. Ещё один элемент боевой живучести Су-34 - наличие у штурмана-оператора второго управления.


Фронтовые бомбардировщики Су-34, по оценкам специалистов, во много раз превосходят предшественников. Самолёт, боевой радиус которого превосходит 1000 км, может нести на борту 12 тонн различного вооружения. Точность бомбометания составляет 5-7 метров. И эксперты утверждают, что свой ресурс Су-34 ещё не расходовал.


Бомбардировщик Ту-95 был первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Первый вылет прототипа Ту-95, созданного в ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева, состоялся 12 ноября 1952 года, а серийное производство было начато в 1955 году и продолжается и сегодня.
мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов этого класса – бомбардировщики пролетели за 43 часа около 30 тыс. км над тремя океанами, совершив 4 дозаправки в воздухе. А в феврале 2013 года два стратегических бомбардировщика Ту-95 «Медведь» с крылатыми ракетами с ядерными боеголовками на борту совершили облёт западно-тихоокеанского острова Гуам за несколько часов до обращения к нации американского президента Барака Обамы. Газета «Washington Free Beacon» назвала этот факт «знаком растущей самоуверенной стратегической напористости Москвы по отношению к США ».

Стоит отметить, что значимый след в истории авиации оставили и бомбардировщики, созданные в Великобритании, США, Италии, Польше, Японии и других странах. Ранее мы публиковали обзор о времён Второй мировой войны.

Стратегический бомбардировщик - боевой самолёт , способный нести авиационное оружие (авиабомбы, крылатые и баллистические ракеты), в том числе ядерное, предназначенный для нанесения бомбовых и/или ракетных ударов по стратегически значимым объектам, расположенным на территории враждебного государства, как правило, вне главных театров военных действий, с целью подрыва его военного и промышленного потенциала. В отличие от тактических бомбардировщиков , предназначенных для поражения объектов противника (мобильной и стационарной техники, тактических баз и личного состава) на театре военных действий, стратегические бомбардировщики, как правило, обладают:

  • межконтинентальной дальностью полёта, увеличенной по массе боевой нагрузкой, обладающей наиболее мощным поражающим воздействием;
  • более комфортными условиями обитаемости для экипажа, с целью сохранения его работоспособности в длительном полёте (в режиме боевого дежурства).

В мирное время, средства поражения (особенно ракетно-ядерные) носимые стратегическими бомбардировщиками чрезвычайно страшны для государств являющихся потенциальными противниками и фактически сдерживают «поджигателей войны»… Стратегические бомбардировщики, в отличие от тактических - более универсальны, но и более дорогостоящие, они способны уничтожать заводы , электростанции , магистральные дороги , мосты , плотины , важные объекты сельского хозяйства, военные объекты и целые города , как на театре боевых действий, так и вне его, в частности - на другом континенте. В настоящее время лишь Россия и США располагают боевыми самолетами такого класса.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Бомбардировщик принято называть стратегическим только когда он обладает межконтинентальной дальностью действия (свыше 5000 км) и способен применять ядерное оружие . Например, самолёты типа Ту-22М , Ту-16 и B-47 способны применять стратегическое ядерное оружие, но не обладают межконтинентальной дальностью полёта, и поэтому часто называются дальними бомбардировщиками . (На самом деле такое применение термина «дальние бомбардировщики» некорректно, так как такие бомбардировщики, не обладая межконтинентальной дальностью полета, в остальном технически также являются стратегическими бомбардировщиками. То есть, межконтинентальные и так называемые «дальние» бомбардировщики являются не чем иным, как двумя подклассами стратегических бомбардировщиков.)

    Однако, из-за неопределённости критериев с одной стороны, и политической конъюнктуры с другой, некоторые страны могут называть не только технически стратегические, но тактические и оперативно-тактические бомбардировщики стратегическими (Xian H-6A - ВВС Китая , Vickers 667 Valiant - ВВС Великобритании , Mirage 2000N - ВВС Франции , FB-111 - ВВС США). В последних случаях часто это вызвано применением (в том числе - планируемым) технически тактических и оперативно-тактических бомбардировщиков в качестве стратегических. Порой применение тактических и оперативно-тактических бомбардировщиков в качестве стратегических целесообразно, если стратегические цели на территории противника оказываются в зоне досягаемости тактической и оперативно-тактической ударной авиации.

    История

    Стратегическая авиация (в том числе стратегическая бомбардировочная), в полном смысле этого термина, начала активно развиваться в первые годы холодной войны . Тем не менее к стратегическим бомбардировщикам вполне обосновано относят дальние тяжелые бомбардировщики времён Второй мировой войны :

    • B-17 , B-24 и B-29 ВВС США,
    • бомбардировщики Ланкастер Королевских ВВС Великобритании.
    • Советские Ил-4 и Пе-8 .

    Собственно эти самолеты тогда и использовались в качестве стратегических бомбардировщиков. Советский Ту-4 по характеру своего боевого применения также являлся стратегическим бомбардировщиком.

    Во время Второй мировой войны стали появляться и проекты межконтинентальных бомбардировщиков. В Германии и Японии существовали планы использования таких бомбардировщиков для налётов на США с территории Европы и Азии соответственно (см. Amerika Bomber и Nakajima G10N). В США, в свою очередь, разрабатывался проект межконтинентального бомбардировщика для налётов на Германию в случае падения Англии - в итоге дальнейшего развития этого проекта во второй половине 1940-х годов началось массовое производство первого «настоящего» стратегического бомбардировщика B-36 . B-36, будучи поршневым самолётом, вскоре стал достаточно уязвимым для быстро совершенствовавшихся реактивных истребителей, несмотря на свою очень большую для тех лет высоту полёта. Тем не менее в течение ряда лет B-36 составляли основу стратегических ядерных сил США.

    Дальнейшее развитие этого вида военной техники пошло быстрыми темпами. Через какое-то время стратегические бомбардировщики, оснащённые как правило ядерным оружием, постоянно несли боевое дежурство, обеспечивая условия взаимно-гарантированного уничтожения в случае войны . Главным послевоенным требованием к стратегическому бомбардировщику, к выполнению которого стремились авиаконструкторы, являлась способность самолёта доставить ядерное оружие до территории потенциального противника и вернуться обратно. Основными [ ] такими самолётами в период холодной войны стали американский Boeing B-52 Stratofortress и советский Ту-95 .

    Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

    Вершиной этой доктрины является американская «Валькирия» XB-70A и её советский аналог - Т-4 («сотка») .

    Несостоятельность доктрины выяснилась с появлением ЗРК ПВО, таких, как С-75 , уверенно поражающих такие цели, как сверхвысотный самолёт-разведчик U-2 . Производство B-58 было свернуто, первый палубный стратегический бомбардировщик A-5 был переделан в разведчик.

    На этом новом этапе развития вооружений от стратегического бомбардировщика по-прежнему требовалась высокая скорость, но уже не как средство преодоления ПВО, а как средство сокращения подлётного времени - длительности прибытия к месту нанесения удара. Для преодоления же ПВО планировался, например, полёт на сверхмалой высоте.

Загрузка...