clean-tool.ru

Основными этическими ценностями социальной работы являются. Этические нормы и профессиональные ценности социального работника

Введение

Социальная работа относится к типу профессий «Человек-Человек», а значит, предполагает высокий уровень общения клиента со специалистом. В виду такой деятельности специалист должен обладать высокими нравственными качествами, моральной устойчивостью, умением контактировать с людьми и располагать их к общению.

В своей практике специалист по социальной работе сталкивается с людьми разного социального статуса, уровня дохода, образования и т.д. Независимо от того, к какой категории людей относится клиент социальной работы, ему необходимо оказать квалифицированную и своевременную помощь.

Основной ценностью социальной работы является человек и общество в целом. Главная цель социальной работы - способствовать благу человека, его развитию и благополучию. Для реализации данной цели осуществляется социальная поддержка и защита населения, оказывается помощь. Все это основывается на базе гуманизма, т.е. признания жизни человека высшей ценностью общества.

Низкий престиж и статус социальной работы в нашей стране, не высокая заработная плата работников в данной сфере, все это приводит к тому, что профессия социального работника не популярна в социуме.

Однако даже, несмотря на все материальные трудности и моральную неудовлетворенность, специалист по социальной работе должен быть глубоконравственным и духовно развитым.

Ценности социальной работы

Ценности - это определенный набор критериев, которым следует человек в процессе своей жизнедеятельности. Каждый человек в решении той или иной ситуации руководствуется теми ценностями, которые он усвоил в течение жизни.

Специалист социальной работы усваивает профессиональные ценности в ходе прохождения обучения. Так, Г.П. Медведева отмечает, что ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем они могут быть представлены как ценности различных уровней:

глобальные - признаваемые большинством современного человечества;

социетальные - признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

профессиональные - имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

индивидуальные - ценности специалистов, их клиентов, других личностей .

К примеру, между общечеловеческими ценностями можно выделить главные такие, как человек, его права, жизнь, мир, свобода, равноправие и так далее. На уровне социума данные значения могут быть иначе иерархизированными. Система ценностей социальной работы, кроме специфицированных вышеназванных ценностей, содержит пол и возраст личности, ресурсы государства, а.также мастерство самого работника. Ценности детерминируют все виды отношений, состояние и деятельность человека и общества в наличной действительности, которая служит определенной основой, условием и средством жизнедеятельности человека и общества, частичной реализации их ценности уже в настоящем. Поэтому актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определенный базис для реализации ценности человека.

Очевидно, что если не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для творческой самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем. Поэтому необходимо, чтобы в общественном сознании утвердилась не только ценность человека во всей ее многозначной целостности сама по себе, но и определенная целостная система ценностей и приоритетов, иерархизированных по признаку своей роли в реализации ценности человека.

Профессиональные ценности в то же время не существуют вне и независимо от общественных ценностей. Профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социетальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и гарантирует ей признание .

Профессиональные ценности направляют работника на исполнение и соблюдение конкретных задач, на профессиональную ответственность за собственную работу. Социальные работники сталкиваются с человеческим мучениями и трудностями. Именно из-за этого существенным в этой специальности является гуманизм, уважение человека в любом случае.

Личностно-возрастные закономерности подчеркивают связи ценностных ориентации с особенностями личности, ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, жизненным опытом, социальным окружением, положением и статусом в социуме на макро- и микроуровнях и др. Это показатель динамичности развития личности, ее изменений (иногда не в лучшую сторону).

Исследователи выделяют три группы качеств социального работника:

Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния .

В первую категорию относятся требования, необходимые в профессиональной работе, к психическим действиям: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (изможденности, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (выдержанность, индифферентность) и качествам воли (упорство, очередность, импульсивность). Некоторые из данных эмоциональных причин являются основополагающими, так называемым каркасом специалиста, а остальные служат лишь поддержанию имиджа работника.

Ко 2й группе достоинств относятся психоаналитические ценности, направленные на улучшение работника как личности, как сотрудника. Это такие ценности, как самоконтроль, самокритичность и еще стрессоустойчивые свойств - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация) .

Таким образом, ценности социальной работы в большинстве носят общечеловеческие ценности. В своей деятельности специалист социальной работы в первую очередь должен руководствоваться принципами гуманизма, чтобы оказывать помощь другим людям. На протяжении всей жизни социальный работник должен заниматься саморазвитием личности во всех - направлениях: психологическом, педагогическом, социологическом. Результат работы социального работника напрямую зависит от тех ценностей, которыми он руководствуется.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются идеалы, этические нормы и практические принципы взаимодействия.

Первый уровень – это метауровень, накотором философские ценности социальной работы выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Второй уровень – это макроуровень, на котором определяются цели и задачи общего характера, они связаны с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Третий уровень – это мезоуровень, на котором ценностные ориентации социальной работы связаны с ценностями клиентов: абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными.

Четвертый уровень – это микроуровень философских ценностей социальной работы, который отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента (индивидуальные интервенции и взаимодействия).

Метауровень ценностей социальной работы

1. Право на жизнь

Ценность человеческой жизни является основой основ всей работы в области социальной защиты и поддержки. Это предполагает, что право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека.

2. Свобода

Все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, каждый человек имеет право на свободный выбор образа жизни. Согласно Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), свобода включает: свободу от рабства и подневольного состояния, свободу от пыток и жестокого обращения и наказания, свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, свободу передвижения и выбора места жительства.

3. Равенство и недискриминация

Принцип равенства в социальной работе тесно связан с принципом справедливости, недискриминации, где последнее понимается как равенство и уважение достоинства. Недискриминация противостоит дискриминации, подход к человеку на основе одного из его признаков: пола, расы, цвета кожи, религиозных или политических убеждений и т. д.

4. Справедливость

Справедливость предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические. Справедливость – гарантия прав и свобод человека, в случае признания виновным каждый член общества имеет право на справедливое судебное разбирательство, гуманное обращение, исправление и социальное перевоспитание.

Социальная справедливость предполагает удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальную защиту и обеспечение.

5. Социальная ответственность

Социальная ответственность – это деятельность по оказанию поддержки, защиты интересов, предоставление помощи нуждающимся гражданам. Любые ресурсы, которыми владеет сообщество, должны быть использованы для улучшения положения человека. Ценностный смысл социальной ответственности состоит в оказании помощи и предоставлении услуг бедным и нуждающимся.

6. Обеспечение мира и отказ от насилия

Обеспечение мира связано с достижением гармонии с самим собой, другими людьми и окружающей средой. Признавая, что конфликты неизбежны, социальные работники стремятся урегулировать их мирным и ненасильственным путем. Эволюционный подход предполагает, что посредничество и примирение, последовательность, уважение и понимание, знание являются более эффективным средством урегулирования конфликтов, чем революционный подход, предполагающий разрушение и дальнейшее обновление. Мирное развитие – неизменная цивилизационная ценность всех людей на планете, которые стремятся к социальной справедливости и созданию мира.

7. Солидарность

Будучи важнейшей ценностью в социальной работе, солидарность означает понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права. Социальные работники должны не только оказывать помощь людям, но и солидаризироваться с отдельными лицами, группами, общинами, с жертвами насилия, изгнания или ущемления свобод в любой точке мира.

Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также в ситуациях, обусловленных нуждой, социальной несправедливостью и пренебрежением. Солидарность – это активная помощь уязвимым слоям населения и жертвам нарушений прав человека.

8. Отношения между человеком и природой

Поиск гармонии с природой является одной из важнейших стратегий человечества накануне третьего тысячелетия. Несовершенные промышленно-экономические модели производства, использование токсичных промышленных ресурсов, радиоактивное загрязнение, потребительское отношение к природе, отсутствие соответствующей информации создают угрозу для уязвимых слоев населения. Комплексные программы с целью предотвращения деградации окружающей среды, программы экологического воспитания, кампании по охране окружающей среды – важнейшие мероприятия социальных работников.



Макроуровень ценностей социальной работы

Ценности данного уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.

1. Преимущества индивида по отношению к обществу

Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий клиенту интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник своими действиями и поступками не должен нарушать гражданские и юридические права клиента. Социальный работник стоит на защите общественных интересов в тех случаях, когда клиент нарушает законодательство, и его свобода действий является насилием по отношению к свободам и правам окружающих.

2. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом

Конфиденциальность – средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами. Конфиденциальность в профессиональной деятельности включает: информирование клиента о целях получения у него информации и ее границах, согласование с клиентом вопросов обсуждения его проблем с третьими лицами в случае профессиональной необходимости, а также использование информации клиента в научных целях.

3. Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений

Социальный работник в процессе профессиональной деятельности формирует ценностные ориентации взаимодействия с клиентом, группами, сообществом. В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированием отношений. Принцип взаимозависимости «ты – мне, а я – тебе» недопустим в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента, поскольку основу профессионального взаимодействия составляют не потребительские, а ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.

4. Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям

Социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями. Социальный работник выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляет социальную активность в стремлении гармонизировать общественные отношения. Деятельность по изменению социальной среды является необходимым условием профессиональных требований.

5. Готовность к передаче знаний и умений другим

Социальный работник – это профессионал, который знает о жизненных ролях и отношениях людей в различных ситуациях. Его знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессах должно стать достоянием клиентов. Знание ситуации, проблемы, осознание конфликтов и причин неудач является определенным видом поддержки клиента. Приобретение новых знаний об общественных связях и отношениях должно способствовать развитию общества, в этой связи социальный работник должен выступать за изменение курса социальной политики, законодательства, стратегий развития учреждений социальной защиты и общественных институтов.

Социальный работник должен критически проверять появляющиеся новые знания и не отставать от жизни, внося посильный вклад в развитие социальной науки и своей профессии.

6. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание

Социальный работник выступает против любых форм дискриминации человека на основании расовой и национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков.

Личные качества, состояние или статус клиента не могут быть основанием для предпочтений, выступать в обыденном смысле как «хорошие» или «плохие» относительно субъективных ценностных ориентации самого социального работника. Для социального работника должен быть важен сам клиент, в его собственной неповторимости жизненного сценария. Ориентация и предпочтения клиента предстают как «хорошие» или «плохие» только в том случае, если они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность от личностных ценностных концептов позволяет социальному работнику с соответствующим уважением относиться к клиенту.

7. Стремление к развитию самопомощи клиента

Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социальный работник должен приложить максимальные усилия к тому, чтобы не оставаться постоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник не должен ориентировать клиента на то, что всегда будет его «костылем», на который тот будет опираться в любой трудной жизненной ситуации.

8. Готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации (психические расстройства)

Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах. Защита прав и интересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного и профессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны соответствующих сторон.

9. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию для всех членов общества

Социальный работник должен принимать необходимые меры, чтобы всем членам общества были доступны необходимые ресурсы, услуги, возможности в целях развития социальной справедливости. Профессиональная деятельность социального работника направлена на осуществление всеобщего благоденствия. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию – важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профессионалов закладывает институциональную основу для всеобщего благоденствия и справедливости.

10. Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности

Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого в той мере, если оно не мешает исполнению служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, однако он ответственен и за престиж своей профессии и должен способствовать уважению к ней.

Мезоуровень ценностей социальной работы

Можно выделить различные группы ценностей.

К первой группе относят абстрактные ценности: демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второй группе относятся ценности функционирующей личности: «хорошее − плохое» общество, «хорошая − плохая» семья, «престижная − непристижная» работа и т. п. Третью группу составляют инструментальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обязательств, которые берет на себя человек в процессе функционирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.

Микроценности социальной работы

Данная группа ценностей связана с отношениями, которые возникают в процессе взаимодействия социального работника и клиента.

Основными микроценностными установками выступают:

Эмпатия − сопереживание. При сочувствии к состоянию клиента социальный работник, однако, не отождествляет свои переживания с переживаниями клиента.

Принятие − доброжелательное, позитивное отношение к клиенту без предъявления к нему каких-либо условий, несмотря на возможные временные негативные эмоции.

Аутентичность − откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции и отсутствии идентификации с клиентом.

Экспертностъ − понимание меры возможной поддержки клиенту.

Аттрактивностъ − способность быть для клиента «сходным с ним».

Надежность − умение заслужить доверие клиента.

Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки. Ценности и нормы личности и общества учитываются в социальной работе.

  • 25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
  • 26. Технология консультирования в социальной работе.
  • 27. Технология посредничества в социальной работе.
  • 28. Социальная профилактика как технология социальной работы и методы ее реализации.
  • 29. Технологии работы с пожилыми людьми
  • 1. Социальное положение и психические особенности пожилых людей
  • 2. Пожилой человек в семье
  • 3. Медико – социальная реабилитация пожилых людей
  • 4. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей.
  • 5. Социальное попечительство над пожилыми людьми
  • 29. Сущность и технологии с.Р. С пожилыми людьми.
  • 30. Технология социальной работы с инвалидами.
  • 31. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
  • 32. Технологии соц. Работы с безработными
  • 33. Технологии социальной работы в Вооруженных Силах.
  • Глава 2. Федеральный закон рф «о статусе военнослужащих»
  • §1. Необходимость принятия и общая характеристика фз «о статусе военнослужащих».
  • §2. Права и свободы военнослужащих.
  • 35. Специфика технологий соц. Работы в пенитенциарных учрежедниях.
  • 36. Технологии социальной работы на предприятии
  • 37. Особенности технологий социальной работы в сельской местности.
  • 38. Технологии социальной работы с бездомными
  • 39. Технологии социальной работы с детьми-сиротами.
  • 40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
  • 41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
  • 42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска
  • 43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
  • 44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
  • 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
  • 46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
  • 47. Профессионально-этические требования к личности социального работника.
  • 47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
  • 48. Социальная благотворительность: ее цели и основные направления. Взаимосвязь благотворительности и социальной работы.
  • 49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
  • 50. Экономическая политика государства сущность и содержание
  • 51. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
  • 53. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
  • 54. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.
  • 55. Сущность социально - медицинской работы. Предмет и задачи.
  • 56. Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды.
  • 57. Технологии социальной работы в медицине
  • 58. Здоровье и здоровый образ жизни целевые параметры социальной работы.
  • 59. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
  • 60. Социально – правовой статус социального работника.
  • 2.Духовно – нравственный портрет социального работника
  • 61. Управление государственной системой социальных служб.
  • 62. Управление социальной работой как одной из направлений соц. Менеджмента.
  • 63 . Субъекты и объекты управления в социальной работе, их краткая характеристика.
  • 64. Классификация учреждений социального обслуживания населения.
  • 65. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
  • 67. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
  • 66. Планирование в социальной службе как функция управления.
  • 67. Организаторская деятельность по выполнению принятых решений и планов.
  • 68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и социальных службах.
  • 69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
  • 69. Сущность эффективности управленческой деятельности в системе социальных служб.
  • 1. Кадры соц. Работы
  • 3. Системный подход к развитию персонала в соц. Сфере
  • 4. Аттестация работников
  • 71. Мотивация и стимулирование деятельности персонала в социальной службе.
  • 72. Кадровое обеспечение соц. Служб.
  • 73. Специалист по социальной работе работе как субъект профессиональной деятелльности: личная характеристика и профессиональная компетентность.
  • 74. Профессионализм в социальной работе: его слагаемые и факторы формирования. Профессиональные риски.
  • 75. Система профессиональной подготовки специалистов соц. Работы в России.
  • 76. Система управления социальной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
  • 76. Система управления соуиалльной работой на федеральном и региональном уровнях и полномочия органов власти в области социального обслуживания.
  • Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения
  • 80. Игротехники в практике социальной работы, цели, задачи, содержание.
  • Игровые технологии
  • [ Периоды
  • Академический
  • Неформальный
  • По способу взаимодействия игроков и условностям моделирования
  • [По типу отыгрываемых персонажей
  • Классификация деловых игр
  • Методология игрового процесса
  • Этапы игры
  • Подготовительный этап Основными составляющими являются:
  • Предпосылки и исходные рамки игротехники
  • Реализатор заказа практики
  • Реализатор заказа методологии.
  • Транслятор методологических средств
  • Исполнитель (нормореализатор норм макроигротехника)
  • 81. Руководитель социальной службы. Культура труда руководителя
  • Стили руководства и лидерства
  • Понятие управления и его функции
  • Критерии мотивации
  • Функции контроля
  • Инструменты руководства
  • Субъективные причины
  • Правила для предупреждения конфликтов
  • Управленческое общение
  • 82. Особенности служебной деятельности специалистов соц. Работы.
  • 83. Сущность социального администрирования в современных организациях социального обслуживания.
  • 84. Сущность профессиональной деформации специалиста социальной работы
  • 86. Коммуникации в социальной работе.
  • 87. Гендерные отношения в современном обществе.
  • 88. Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
  • 1. Основные функции семьи и их взаимосвязь.
  • Типы семейной организации и жизненный цикл семьи
  • 89. Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
  • 90. Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
  • 91. Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
  • 92. Статус женщины в современном обществе.
  • 93. Женщина и занятость: социальные аспекты.
  • 94. Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
  • 95. Социально – педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения. Девиантное поведение как проблема социальной работы Понятие и причины девиантного поведения
  • Причины девиантного поведения
  • Основные формы социального контроля
  • 96. Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
  • 97. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно – правовые формы.
  • 3.Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
  • 98. Социальное обслуживание населения: принципы, функции, организационные формы и правовые методы.
  • 99. Организационно – правовые формы и виды социального обеспечения населения в рф.
  • 100. Сущность, содержание и цели государственной соц. Помощи населению.
  • I. Личность, ее развитие и социализация в разные возрастные периоды
  • 1. Междисциплинарное значение понятия «личность»; социализация
  • 1.2. Основания и цели возрастной периодизации в сфере социальной работы
  • 2. Специфика социальной помощи личности в различные возрастные периоды
  • 2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами)
  • 2.3. Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов
  • 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.

    Исследование и обоснование профессионально – значимых ценностей профессиональной социальной работы может существенным образом укрепить теоретические основания профессиональной деятельности, способствовать познанию ее смысла и содержания. Следует учитывать, что социальная работа не ограничивается взаимодействием социального работника и клиента: социальный работник, занятый непосредственным решением проблем клиента, при необходимости может и должен привлекать к участию в этой деятельности представителей любых учреждений, организаций и структур, в чьем ведении находится решение актуальных вопросов, а также частных лиц. Значит, система ценностей профессиональной социальной работы непременно приходит во взаимодействие с ценностными системами других видов деятельности, в первую очередь профессиональной, а также с индивидуальными ценностными системами индивидов, в той или иной мере причастных к социальной работе. В связи с этим система ценностей профессиональной социальной работы оказывает влияние на системы ценностей профессиональных групп, с представителями которых вступает во взаимодействие социальный работнике, отдельных индивидов, но и сама при этом испытывает ответное влияние с их стороны.

    Ценности профессиональной социальной работы организованы в определенную систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с законами существования и развития систем. Ее элементы сущностно связаны между собой, иерархизированы, каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Поэтому система ценностей социальной работы представляет собой структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих совокупной профессиональной группе организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченных целей. Очевидно при этом, что ценности профессиональной социальной работы имеют социальную значимость и являются частью системы общественных и общечеловеческих ценностей, причем при некоторых условиях (например, в условиях дегуманизации общественных отношений) могут играть роль стабилизирующего, защитного начала, основы системы гуманистических ценностей вообще. Поэтому правомерен вывод, что система ценностей профессиональной социальной работы может оказывать влияние не только на непосредственных участников процесса социальной работы, но и через их посредство – на общество в целом, испытывая при этом определенное ответное влияние с их стороны.

    Система ценностей профессиональной социальной работы складывается под влиянием определенных факторов , которые должны учитываться в профессиональной практике. Среди них важнейшими являются:

      идеальная иерархия ценностей профессиональной социальной

    работы, сформированная с учетом ее гуманистического смысла;

      система ценностей современного российского общества, формирующаяся как совокупность различных компонент;

      обычно – традиционные ценности российского народа, в первую очередь связанные с помощью и взаимопомощью;

      система общечеловеческих ценностей;

      индивидуальные иерархии ценностей специалистов, имеющих сложную структуру;

      ценностные ориентиры зарубежных специалистов социальной работы.

    В систему ценностей профессиональной социальной работы входят

    ценности различных групп. В ней представлены ценности абсолютные и относительные; позитивные и негативные; истинные и мнимые (ложные); признанные и непризнанные; непреходящие («вечные») и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; простейшие, интеракционистские, социализационные и смысложизненные; материально – вещевые, духовно – интеллектуальные, этические, эстетические и т.п. Все эти группы ценностей, являясь ценностями профессиональной социальной работы, одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности.

    Человек и общество с учетом смысла и сущности социальной работы могут быть признаны абсолютными ценностями, в то время как благо человека, его свобода и справедливость, в отношении него, труд, коллективизм и равенство, защищенность также объективно являются и должны быть признаны высшими терминальными (конечными) ценностями. Безусловно, в качестве инструментальных этических ценностей в этом случае должны выступать свойства и качества как специалиста, так и его клиента, моральные нормы и стандарты общества и профессии, личностные нормы специалиста и его клиента. При этом профессиональная социальная работа объективно должна признавать и ценность общества как важнейшей формы организации жизнедеятельности человека и естественной, незаменимой и неизменной среды его жизнеобитания. В качестве наиболее существенных интерументальные (операциональных) ценностей можно выделить, с одной стороны, социально – и индивидуально – позитивные нормы поведения, в первую очередь, этические, а с другой – личностно – нравственные качества, способности людей (такие, как достоинство, совесть, независимость, инициативность, агональность, авторитетность, гуманность, доброжелательность и др.).

    Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем в их системе представлены ценности различных уровней :

      общечеловеческие – признаваемые большинством современного человечества;

      социетальные –признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

      профессиональные – имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

      индивидуальные – ценности специалистов, их клиентов. других личностей.

    Среди общечеловеческих ценностей можно выделить такие, как человек, его права, жизнь, мир, свобода, равенство и т.п. На уровне общества эти ценности также могут признаваться, хотя быть иначе иерархизированными. Система профессиональных ценностей социальной работы, помимо специфицированных вышеназванных ценностей, включает в себя пол и возраст личности, ресурсы общества, к которым личность может быть приобщена, профессонализм специалистов, гуманистический смысл социальной работы и другие. Индивидуальные системы ценностей могут быть различными, однако необходимо, чтобы иерархия высших ценностей специалистов в основном соответствовала иерархии этических ценностей социальной работы, поскольку именно специалист, реализуя в своей профессиональной деятельности определенные ценности, ответствен за процесс деятельности, и за его результат. При этом важно, чтобы наивысшей ценностью, признаваемой специалистом являлся человек. Ценности детерминируют все виды отношений, состояние и деятельности человека и общества в реальной действительности, которая служит определенной основой, условием и средством жизнедеятельности человека и общества, частичной реализации их ценности уже в настоящем. Поэтому, актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определенный базис для реализации ценности человека.

    Очевидно, что если не сложилась иерархия социально значимых ценностей и не созданы благоприятные условия для творческой самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем. Поэтому необходимо, чтобы в общественном сознании утвердилась не только ценность человека во всей ее многозначной целостности само по себе, но и определенная целостная система ценностей и приоритетов, иерархизированных по признаку своей роли в реализации ценности человека. Такими ценностями, образующими иерархию, на вершине которой находится ценность человека и его жизни, чести и достоинства, благополучия, счастья, могут быть признаны общество, свобода, защищенность, справедливость, труд, равенство, коллективизм и некоторые другие являющиеся важнейшими этическими терминальными ценностями.

    Реальная иерархия ценностей в зависимости от общества может существенно отличатся от идеальной, вследствие чего в каждом обществе или профессии в каждый момент времени может существовать и считаться единственно верной сложившаяся эмпирически, под влияние жизненных условий, иерархия ценностей, в которую могут входить не только ценности, рассмотренные выше, но и иные. Вследствие этого социальная работа, ориентируясь на идеальную иерархию ценностей, должна учитывать также и реально функционирующую в обществе иерархию ценностей.

    Человек как главная ценность современной цивилизации является главной ценностью и для социальной работы. Реализация этой ценности – основное направление и смысл деятельности специалиста. Общество является естественной, независимой и неизменной средой жизнедеятельности человека. Сущность человека как социально существа может быть реализована только в сообществе людей, и только в обществе имеют смысл такие ценности, как ценность человека и его жизни, чести и достоинства, индивидуальности и самодостаточности. Только в обществе возможна реализация важнейших потребностей человека – социальных, связанных с общением, установлением различных связей и отношений с другими людьми, что в конечном итоге обеспечивает возможность деятельности и взаимодействия. Потребность человека в общении и совместной деятельности - основа его социальности и, следовательно, важнейшее основание для признания высокой ценности общества как высшей и вместе с тем естественной формы организации жизнедеятельности человека и его имманентного бытия. Вне общества человеком утрачивается значительная часть социальных и духовных качеств, которые вообще могут в нем не развиться, если его формирование на ранних стадиях онтогенеза происходило вне сообщества людей и детерминировало только развитие биологической сущности человека. Жизнь человека как человеческого существа в значительной степени детерминируется и регулируется обществом с помощью различных социальных институтов, способствующих соблюдению прав человека, контролирующих выполнение им обязанностей, обеспечивающих его оптимальное развитие и достижение максимально возможного в данных конретно – исторических условиях благополучия в контексте основных целей развития человеческого сообщества. Вследствие этого человек является продуктом деятельности общества в самом широком смысле.

    Социальная работа вне общества полностью утрачивает свой гуманистический смысл, да и какой бы то ни было смысл вообще: включение в родовую культуру(социализация) в первую очередь означает включение в общество, общественную жизнь, и в отсутствии общества становится ненужным. Общество является не только средой жизнедеятельности человека, но и важнейшим условием, при котором становится возможным проявление его родовой человеческой сущности; оно становится необходимым средством достижения человеком его личных и социально – значимых целей. Одновременно с этим общество является и целью деятельности человека, стремящегося обеспечить наиболее благоприятные социальные условия для своего личного существования, жизнедеятельности и развития. Общество является важнейшим субъектом деятельности, оказывающим при помощи социальной работы и других социальных институтов социализирующее воздействие на человека. Оно также выступает в качестве объекта воздействия со стороны каждой конкретной личности или социальной группы. Таким образом, общество объективно является ценностью высокого порядка, рядоположенной с ценностью человека, поскольку существование как человека вне общества, так и общества вне человека не представляется возможным.

    Постановка вопроса о том, «чья ценность выше, человека или общества», неправомерна, поскольку общество было и остается естественной средой и формой организации жизнедеятельности человека. С другой стороны, общество невозможно без людей и их взаимосвязей и взаимодействия. Поэтому система «человек – общество» представляет собой органично, нерасторжимое единство. Субъективно, ситуативно обусловленное осмысление его индивидуальным или массовым сознанием общества как ложной ценности или антиценности, обесценивание его в общественном и индивидуальном сознании приводит к соответствующему обесцениванию коллективизма, солидарности, равенства, справедливости, отчуждению и разобщению людей, утрате ими некоторых важнейших родовых свойств и функций, ведет к одиночеству, распаду общности и, в конечном итоге утрате ценности и человека как такового. Высокая ценность общества обусловлена самой сущностью человека как социального существа и является вследствие этого рядоположенной с ценностью человека и равной этой ценности.

    Реализация ценности как человека, так и общества, невозможна вне деятельности, а деятельность предполагает использование человеком своих способностей. Для организации деятельности человеку необходима определенная свобода , и чем большей свободой он обладает, тем в большей степени может реализовать себя, свои способности, свою ценностью. Свобода как возможность личности реализовать деятельность, образ жизни и мышления в условиях отсутствия внешнего целеполагания, на основе собственного ответственного выбора, считается одной из важнейших ценностей современного цивилизованного общества. Аналогичнм образом можно условно определить и свободу общества. При этом, конечно, ясно, что «неограниченное» бытие в принципе невозможно: ограничены возможности человеческого организма и психики, ресурсы природы и общества; в них действуют законы, которым человек должен подчиняться; имеется необходимость во взаимодействии различных обществ, и это ограничивает свободу каждого из них. Поэтому с учетом объективных ограничений, присутствующих объективно и имманентно, но различных в любом обществе в любой период времени по количеству и качеству и достоверно известных индивиду, человек может считаться свободным, если его действия и поступки совершаются в соответствии с собственным решением и при наличии альтернативы, возможности осуществления осознанного выбора.

    Свободным может считаться и общество, если его деятельность осуществляется на основе осознанного выбора большинства его членов в отсутствии внешнего давления. Такая свобода не является произволом, поскольку личность и общество непременно принимают на себя обязательства по соблюдению некоторых деонтичеких и целесообразных с индивидуальной и общественной точек зрения ограничений. Она не превращается и в свою противоположность – несвободу, поскольку личность и общество ограничивают себя самостоятельно, добровольно и осознанно, имея в виду благо свое и окружающих. Принятие таких ограничений объективно соответствует интересам как самой личности, так и социума: каждый человек, стремясь оставаться в рамках общественных норма, гарантирующих сохранность и стабильность социума, возможность осуществления его функций и целей и обеспечивающих возможность нормального взаимодействия его членов. Личная свобода предполагает также уважение свободы другого человека и не только нечинение препятствий ее осуществлению, но и по возможности устранение этих препятствий. Отчасти поэтому свобода детерминирует и ответственность личности перед собой и другими личностями, перед обществом в целом. Аналогичным образом общество, считающее себя свободным и считающее свободу ценностью высокого ранга, обязано обеспечить свободу своим гражданам. Свобода в связи с этим является необходимой основой и условием творчества личности в избранной ею сфере деятельности, ее самоактуализации и самосовершенствования, нормального функционирования и развития общества. Неоправданные ограничения в свободе деятельности и самореализации приводят к ограничениям в развитии и самореализации человека, поскольку они сужают возможности выбора человеком сфер приложения его сил, делают менее благоприятными условия его жизнедеятельности. На этом основании свобода становится важнейшим, необходимым условием фактической реализации ценности человека и общества. Поэтому свобода может быть признана в качестве следующей по рангу ценности.

    Однако свобода как такова не всегда может принести благо по разным причинам: воздействие внешних спонтанных или неучтенных факторов, ошибочность выбора, совершенного человеком, недостаточная или чрезмерная активность и т.п. могут привести к тому, что реальный результат деятельности будет противоположным запланированному и желаемому. Поэтому равно предоставляемая всем членам общества свобода может неравно ими использоваться и не обязательно приводить к благу человека и общества. Даже в условиях достаточной свободы человек должен быть застрахован, защищен от негативных последствий собственных действий или бездействия и воздействия на него внешних факторов. Защищенность , будучи, с одной стороны, некоторым «ограничителем» безусловной свободы, с другой стороны становится одним из важнейших условий ее наиболее полной и всеобщей реализации и, следовательно, важнейшим условием, при наличии которого становится возможной наиболее полная реализация ценности человека. При нестабильности социального бытия защищенность может стать ценностью, наполняющей действительным смыслом и знанием ценность свободы. Защищенность не может быть тотальной – это означало бы, что человек практически лишается права на самостоятельное решение почти во всех сферах своего бытия хотя бы по той причине, что он не обладает в этих областях исчерпывающими профессиональными знаниями, и, соответственно, его решение может принести вред. Защищенность должна способствовать реализации человеком его прав и обязанностей, реализации им своей ценности, а отнюдь не приводить к полной бездеятельности и несвободе человека. Целесообразная защищенность человека выступает как следующая по рангу ценность в иерархии идеальных этических ценностей.

    Наличие в обществе естественного неравенства людей, обладающих различными возможностями, в том числе и объективно сниженными в силу различных причин, предполагает, что для обеспечения их самореализации необходимо обеспечение их защищенности. Особенно важно обеспечение защищенности в отношении лиц с объективно сниженными или ограниченными возможностями, поскольку именно эти категории граждан в первую очередь наиболее болезненно реагируют на негативные изменения в общественной жизни. Необходимость их защиты, с другой стороны, детерминируется возможностью сознательного или неосознанного совершения деструктивных действий отдельными индивидами или группами, ущемляющими права и свободы наиболее социально уязвимых членов общества.

    Социальная защищенность граждан в государстве и обществе свидетельствует о создании целостной и эффективной системы мер, противодействующих разнообразным факторам, дестабилизирующим условия жизнедеятельности. Этот институт представляет собой один из важнейших факторов, гарантирующих сохранность, стабильность и развитие общества и государства, каждого человека в нем. Наличие защищенности является важнейшим условием реализации ценности человека вообще, и в том числе личности с ограниченными возможностями, и поэтому защищенность может считаться ценностью, следующей по рангу за ценностью свободы.

    Естественное различие возможностей людей делают актуальной ценность справедливости . Справедливость тем более важна, что углубляющиеся интеграция и специализация человеческой деятельности требуют взаимодействия и сотрудничества людей в процессе производства труда и иной деятельности людей в процессе производства и потребления благо и услуг, обмена результатами труда и иной деятельности для максимального удовлетворения потребностей каждого члена общества. Это требует наличия в обществе справедливости во всех формах и всех типах общественных отношений в условиях коллективного бытия, и в первую очередь, в отношениях, касающихся обмена и распределения благ с целью последующего их потребления членами общества. Справедливость всегда подразумевает существование и использование в повседневной социальной и индивидуальной практике некоего условного эквивалента, позволяющего осуществлять адекватное распределение блага и зла между людьми. Справедливость требует установления определенного, одобряемого большинством челнов общества соотношения между действительными заслугами личности и оценкой их со стороны общества, между ролью человека (группы) в жизни общества и их социальным положением. Справедливость предполагает адекватную оценку способностей, возможностей, усилий индивида, результата его деятельности и соответствующего воздаяния за это в виде благ, к которым может быть приобщен индивид, а также равную доступность для всех граждан основных прав и свобод, должностей и положений. Справедливость, безусловно, категория исторически изменчивая, в разные периоды времени в разных обществах приобретающая различное содержание и различно трактуемая, однако пренебрежение общепринятым в данным конкретном социуме пониманием ее смысла расценивается общественным и индивидуальным сознанием как несправедливости.

    Социальный смысл справедливости отражается, как правило, в законодательстве, однако далеко не всегда восприятие справедливости обыденным сознанием соответствует тому ее смыслу, который с точки зрения законодательства, представляется как объективный. Справедливость способствует объективному пониманию, признанию и формированию истинных ценностей. Отсутствие в общественных отношения справедливости может способствовать негативному изменению субъективной компоненты этой ценности, а значит, ситуативному ее обесцениванию, и наоборот, гиперболизации других ценностей, производных от несправедливости. Справедливость становится непременным условием реализации ценности человека, поскольку обусловливает возможность и необходимость его оптимальной субъектности. Наличие в обществе справедливости повышает ценность свободы, поскольку дает гарантию адекватной оценки самодеятельности личности, ее активности в решении индивидуальных и социальных проблем. Свобода при отсутствии справедливости может быть частично или полностью лишена своей важнейшей компоненты – ответственности, которую должен нести человек за негативные последствия своих действия. Справедливость в современных условиях может рассматриваться как один из важнейших аспектов деятельности, направленной на реализацию ценности человека и может считаться следующей по рангу за ценностью защищенности.

    Творчество и самосовершенствование личности невозможно вне деятельности, в которой происходит приложение и реализация ее способностей и возможностей, установок и устремлений. Деятельность – универсальный и наиболее существенный способ создания, организации и совершенствования жизненного пространства человека, удовлетворение его основных потребностей и реализации ценностей. Наиболее распространенным и социально одобряемым видом деятельности в настоящее время признается труд как осознанная целесообразная общественно – полезная деятельность.

    Трудовая деятельность человека является непременным условием производства необходимых благ и услуг; она же является наиболее признанным условием и гарантом потребления произведенных благо и услуг посредством предоставления индивиду установленной платы за труд или иных выплат в случае утраты им трудоспособности.

    Труд признается в современном мире важнейшей ценностью не только потому, что он является главным источником материальных и духовных благ, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и человечества, но и как одно из важнейших средств и условий самореализации человека, поддержания, совершенствования и развития в нем подлинного человеческого начала. Признание и реализация труда как одной из высших ценностей может объективно способствовать реализации ценности человека.

    При этом, однако, реальный труд не всегда может осознаваться в качестве ценности, тем более высшей. В зависимости от глубинных целей, формы организации, результатов и способа распространения конкретный труд может являться или не являться ценностью для человека и общества, признаваться или не признаваться в качестве ценности, хотя труд вообще является одной из высших ценностей и признан в этом качестве.

    Ценность труда в значительной мере определяется ценностями свободы, защищенности и справедливости и следует за ними в иерархии ценностей. Одновременно место ценности труда в иерархии ценностей и сущностная основа труда указывают на следующую по рангу ценность.

    Одной из важнейших и главное – естественных и непроходящих ценностей человеческого общества является коллективизм , основанный на естественном стремлении человека к общению и взаимодействию с себе подобными, т.е. на социальности человека.

    Коллектив - естественная форма и одновременно среда жизнедеятельности человека как социального существа, поскольку важнейшие из потребностей личности – социальные – могут быть удовлетворены только в сообществе себе подобных. Общество как высшая форма коллектива возможна лишь в условиях коллективизма как одного из имманентных сущностных качеств человека и одновременно одной из объективных высших ценностей. Коллективизм отнюдь не препятствует становлению и развитию индивидуальности личности; напротив, только в коллективе индивидуальность личности как ее отличие от других и ее уникальность в сравнении с другими становится очевидной и получает адекватную оценку, приобретает особый смысл и становится значимо

    Ценности свободы, защищенности, справедливости, труда и коллективизма не могут быть реализованы в полной мере в отсутствии равенства , предполагающего одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным группам и слоям, входящим в общество. Принцип социального равенства предусматривает не только равенство прав, закрепленных и защищаемых законом, но и равенство обязанностей и возможностей членов общества независимо от любых признаков личности. Естественным является, что люди не равны от природы: уровень физического развития, интеллектуальных способностей, пол, возраст и т.п. у них различны. Различны у членов общества социальное происхождение, образование, квалификация, семейное положение и другие характеристики и признаки. Абсолютное равенство людей невозможно в принципе, и более целесообразно рассматривать равенство людей как их социальное равенство. Принцип социального равенства включает в себя признание одинаковой ценности индивидов и отрицает возможность сравнения их ценности на основании естественных физиологических. психических, духовных, интеллектуальных, социальных или прочих признаков. Принцип социального равенства предполагает равенство прав, одинаковую доступность для членов общества основных жизненно необходимых социальных благ и услуг, равные возможности реализации личностного потенциала и достижения личного блага, а также – и это важно – равные обязанности и равную ответственность индивидов перед обществом.

    Деятельность государства и общества должна быть направлена на минимизацию, устранение или компенсацию правовых, социальных, экономических и других возможных барьеров, препятствующих реализации возможностей, прав и обязанностей личности и на создание условий, при которых только потребности, способности и социально значимые результаты практической деятельностной активности каждой конкретной личнотси детерминировали бы ее статус. Социальное равенство, как одна из базовых ценностей современного общества и его важнейшее завоевание, является одним из важнейших аспектов справедливости, которая выступает в свою очередь как мера равенства или, наоборот, неравенства между людьми в обществе. В силу этого социальное равенство становится важнейшим условием возможности максимальной самореализации личности. Социальное равенство людей должно быть признано одним из неприменных условий реализации ценности человека, одной из высших ценностей в иерархии этических ценностей.

    Место и роль долга в социальной работе

    В Конституции нашего государства человек провозглашен высшей ценностью, а государство провозглашено социальным, т.е. государством, для которого достижение каждым человеком максимального блага – важнейшая цель деятельности и развития. Человек в Конституции РФ наделен всеми основными правами и гарантиями: на жизнь, свободу, честь и достоинство, жилье, охрану здоровья, образование, труд, социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности и другими.

    Социальная работа, рассматриваемая как институт помощи человеку в реализации его прав и гарантий, отвечает представлениям о долге современного общества и государства перед этой категорией граждан. Социальная работа в целом может рассматриваться как опредмечивание долга общества и государства перед человеком.

    Смысл должного поведения, отношений и действий социального работника – достижение блага клиента и общества, а следовательно, обеспечение высокоэффективной, квалифицированной профессиональной деятельности. Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом могут совпадать как с его профессиональными обязанностями, так и с его личными интересами в силу чего он осознает долг как естественную потребность, моральный долг. Требования профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг. В отличие от профессионального долга, профессиональные обязанности могут носить более конкретный характер, т.к. они относятся к выполнению разнообразных требований и задач, возложенных на социального работника в силу его профессионального статуса или на социальную работу как на институт, востребованный обществом.

    Деятельность социального работника во всех своих модификациях и компонентах имеет социальную направленность и несет в себе социальные последствия, в связи с чем встает вопрос о долге и ответственности за свою деятельность. Само выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества. Деятельность социального работника столь столь сложна и многообразна, содержит в себе возможность возникновения такого огромного количества нестандартных, неформальных ситуаций, что социальный работник довольно часто оказывается в ситуации выбора, как поступить, чьи интересы считать приоритетными – общества и государства или клиента, клиента или свои собственные.

    Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством требуют в первую очередь использования всех профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств социального работника в интересах общества и государства. Это означает участие в разработке и реализации социальной политики, предполагает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основании понимания целей и задач, социального смысла и содержания профессии. Социальная работа множеством связей соединена со значительным количеством иных государственных и негосударственных структур. Профессиональный долг социального работника состоит в установлении таких взаимосвязей и отношений в профессиональной деятельности, которые бы оптимально соответствовали требованиям к институту социальной работы.

    Эффективность использования ресурсов в социальной работе, их творческое, рациональное расходование, изыскание новых, нетрадиционных и более эффективных видов – одна из главных задач социального работника и его профессиональный долг перед обществом и государством.

    Долго социального работника перед своей профессией – реализация ее гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества.

    Престиж профессии – это престиж ее представителей, оценка их деятельности и морального облика, их социальной значимости обществом, причем в общественном сознании производится в большей степени оценка не потенциала, а действительного значения профессиональной деятельности. Социальный работник должен повышать престиж и статус профессии в обществе, что является его профессиональным долгом перед профессией.

    Профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, и всей профессиональной группы, создание атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек.

    Коллектив состоящий из разных людей объединяют в первую очередь цели, которые они перед собой ставят и достижения которых добиваются сообща. Вторым по значимости фактором объединения людей является единство моральных принципов, профессиональных ценностей.

    Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, совокупной профессиональной группе является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива и профессиональной группы целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива.

    Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиенту заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются: уважение клиента как личности, поддержка и развитие наиболее значимых его положительных качеств, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальны, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, уважения со стороны социального окружения, изучение внутреннего, духовного мира клиента.

    Социальный работник всегда должен исходить из того, что каждый человек есть ответственная, сознательная личность. Профессиональный долго социального работника – оказать клиенту необходимую помощь, используя все свои возможности и ресурсы. Долго социального работника позаботиться о благе клиента не противоречит ответственности клиента за самого себя.

    Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между социальным работником и социальным окружением клиента – его родными, близкими, друзьями и соседями. Специалист всегда видит в социальном окружении клиента не только объект воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т.е. субъект социальной работы, поскольку близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучшении условий жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания – профессиональный долг социального работника.

    Социальный работник является личностью, вступающей в определенные отношения в силу профессиональных обязанностей, и, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он обязан выполнять долг перед самим собой. Свои обязанности социальный работник выполняет не только потому, что его деятельность нужна обществу, но и потому, что ему самому необходима именно эта профессиональная деятельность, поскольку отвечает его внутренним потребностям, способствует реализации его личностного потенциала. Важнейший долг социального работника перед самим собой – поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника – это признание клиентами, коллегами, общество его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности и поведения, а также высокая объективная оценка самим специалистом своих профессиональных и личностных качеств. Честь и достоинство как качества личности являются отражение потребности социального работника в высокой самооценке и оценке со стороны окружающих и являются стимулом и мотивом профессионально нравственного поведения, основанной для дальнейшего совершенствования как специалиста и личности. Потребность в объективности и обоснованности оценки своих достоинств – является основной совершенствования личности. Честь и достоинство социального работника требуют в первую очередь объективности в оценке самого себя, своих качеств, способностей и возможностей. Честь и достоинство социального работника не даются ему вместе с профессией и служебным удостоверением, они формируются в процессе его деятельности в постоянной работе над своими профессиональными и морально – нравственными качествами и повышаются по мере профессионального и нравственного совершенствования специалиста.

    Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении. Авторитет может быть как формальным, так и неформальным. Формальный авторитет специалиста представляет собой, по сути, авторитет его профессии и должности. Неформальный же авторитет является показателем моральной значимости и влияния специалиста на клиента или его окружения, на коллег, мерилом абсолютной, вне зависимости от служебного положения, его ценности. Завоевание авторитета – процесс длительный и трудный, однако есть одна особенность: чем меньше социальный работник думает об авторитете и чем больше о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет.

    Профессионально - этический кодекс : понятие , сущность , цели и задачи , функции . Структура . Профессионально - этические кодексы в России .

    Профессионально- этический кодекс - это свод свод профессионально – этических норм. предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением.

    Профессионально – этический кодекс является отражением профессионально – этической системы, поскольку включает в себя наиболее важные ее компоненты, но вместе с тем он не тождествен самой профессионально – этической системы, т.к. существенно беднее ее и кроме того, представляет основные компоненты профессионально – этической системы в императивной форме, не давая им объяснений, не показывая хода рассуждений и т.п.

    Объектом профессионально – этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, его предметом – моральные знания и навыки специалистов.

    Основной целью профессионально – этического кодекса в социальной работе является содействие воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально – этической системы. Его основная задача – обеспечение регуляции и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы.

    Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции:

      адаптация профессионально – этической системы к нуждам профессиональной практики;

      обеспечение адекватной социальным функциям профессии профессионально – этической регламентации;

      содействие формированию единой этико – аксиологической основы профессиональной деятельности;

      унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально- этических требований и единой системы ценностей;

      систематизация базовых этико- аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности;

      содействие разрешению этико – аксиологических конфликтов, возникающих в социальной работе как теории и практике;

      обеспечение нормативного поведения, отношений и действий социальных работников, их коллективов в рамках профессионально – этической системы;

      обеспечение гарантий осуществления прав клиентов;

      обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и социальных служб);

      обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально – этической системы;

      содействие совершенствованию и развитию личности, повешению уровня моральности специалистов – социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

      обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.

    Профессионально – этический кодекс благодаря выполняемым им функция может стать одним из эффективных средств повышения эффективности и качества профессиональной социальной работы, служить гарантом прав клиентов.

    а) социальной работы как социального института;

    б) деятельности социального работника;

    в) деятельности социальных служб;

    г) отношений социальный работник - клиент;

    д) отношений социальный работник - социальный работник.

    11. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

    а) моральные ценности клиента;

    б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

    в) ценности клиента и социальной группы;

    г) моральные ценности социальных работников;

    д) материальные средства и ресурсы.

    С точки зрения натуралистического подхода мораль -

    а)это результат общественно-исторического развития человечества;

    б) это результат биологической эволюции;

    в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

    г) имеет априорный характер;

    д) есть выражение человеческой воли.

    Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

    а) рационализм;

    б) абсолютизм;

    в) релятивизм;

    г) дуализм;

    д) эвдемонизм.

    Как формулируется «золотое правило» нравственности?

    а) возлюби ближнего своего как самого себя;

    б) не убий;

    в) не укради;

    г) поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой;

    д) око за око, зуб за зуб.

    С точки зрения гедонизма высшим благом и критерием поведения является

    а) счастье;

    б) польза;

    в) наслаждение;

    г) подавление чувственных желаний;

    д) познание истины.

    16. Как называется нравственная позиция, согласно которой каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) другого человека?

    а) альтруизм;

    б) эгоизм;

    в) рационализм;

    г) волюнтаризм;

    д) идеализм.

    17. Основным принципом христианской этики является:

    а) благоговение перед жизнью;

    б) безмятежность и невозмутимость;

    в) принцип пользы;

    г) милосердие и сострадание;

    д) справедливость.

    Какая этическая концепция отрицает абсолютный характер морали?

    а) «разумный эгоизм»;

    б) стоицизм;

    в) восточные религии;

    г) христианство;

    д) концепция Канта.

    Домострой», как светский этический кодекс, распространяется на Руси в

    В каком религиозном направлении нищелюбие считается одним из самых богоугодных дел?

    а) в католичестве;

    б) в православии;

    в) в исламе;

    г) в буддизме;

    д) в протестантизме.

    Кто из русских философов считал, что главной моральной заповедью является непротивление злу?



    а) Л. Толстой;

    б) В. Соловьев;

    в) И. Ильин;

    г) Н. Бердяев;

    д) С. Франк.

    В каком религиозном направлении этическим идеалом выступает честный труд как «мирская аскеза?

    а) в исламе;

    б) в иудаизме;

    в) в православии;

    г) в буддизме;

    д) в протестантизме.

    Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

    а) эвдемонизм;

    б) утилитаризм;

    в) гедонизм;

    г) деонтологическая этика;

    а) Спиноза;

    г) В. Соловьев;

    д) Ф. Достоевский.

    Термин «альтруизм» был введен в научный обиход

    а) И. Бентамом;

    б) Фейербахом;

    в) Кантом;

    г) Эпикуром;

    а) М. Лютер;

    б) М. Вебер;

    в) Г. Спенсер;

    г) Н. Бердяев;

    д) И. Бентам.

    27. Идеал в социальной работе – это:

    а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

    б) предмет профессионально-этического кодекса;

    в) деонтологический критерий;

    г) направление деятельности социальной службы;

    д) критерий моральности.

    28. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

    а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

    б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

    в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

    г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

    д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

    29 . Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

    а) система ценностей и идеалов современного общества;

    б) основной компонент этического сознания специалиста;

    в) совокупность личных ценностей социальных работников;

    г) совокупность ценностных ориентиров;



    д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

    Загрузка...