clean-tool.ru

Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования. Сетевое взаимодействие как стимулирующий фактор профессионального и личностного развития педагогов Интернет как способ формирования сетевого взаимодействия

Процессы информатизации, широкое использование информационно­коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды (ИОС) общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование ее ресурсов, что невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов.

ИОС в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности.

Основой ИОС являются сетевые структуры и отношения, потому так важно понимание роли и места сетевого взаимодействия педагогов в информационном образовательном пространстве.

Развиваясь в сетевых структурах, ИОС обеспечивает готовность и способность учителя самостоятельно и ответственно использовать ИКТ для своего профессионального роста.

Сетевое взаимодействие, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, предоставляет широкие возможности общения, объединения в профессиональное Интернет-сообщество. Такое объединение становится посредником между педагогами и органами просвещения. Использование компьютерных коммуникаций позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку и ведет к активизации общения учителей между собой, расширению опыта совместной работы.

Сетевое взаимодействие – технология, позволяющая реализовать возможности развития ИКТ-компетентности педагога через активизацию его личностных особенностей, интересов и возможностей.

Готовность к сетевому взаимодействию в ИОС формируется поэтапно и является одним из уровней развития ИКТ-компетентности педагога:

    Освоение сетевых сервисов (освоение программных средств, позволяющих обрабатывать различные виды информации).

    Встраивание сетевых технологий в образовательный процесс (замещение средств традиционной дидактики новыми, основанными на ИКТ – интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность).

    Активное использование сетевых сервисов для обмена профессиональной информацией (трансформация образовательных технологий, за счет использования ИКТ).

    Формирование личного информационного пространства (экспертиза, анализ и проектирование собственных образовательных цифровых ресурсов).

    Использование личного информационного пространства как средства развития (трансляция своего опыта в сетевых группах).

Эффективное сетевое взаимодействие обеспечивает:

    Организацию совместной деятельности участников сетевой группы.

    Развитие сетевой группы как структурной единицы ИОС.

Организация совместной деятельности участников сетевой группы невозможна без:

    проявления инициативы члена группы на этапе запроса на новое знание;

    организации коллективной поддержки инициативы в локальной группе;

    активного участия в обсуждении инициатив других членов группы;

    принятия общей цели, общей системы профессиональных ценностей;

    активного участия в разработке критериев эффективности деятельности;

    активного участия в представлении и управлении сетевых проектов;

Развитие сетевой группы как структурной единицы ИОС происходит через:

    открытое представление результатов своей деятельности другим участникам сети;

    открытое обсуждение деятельности участников сети;

    создание личного информационного пространства педагога в сети;

    включение в сетевые профессиональные сообщества по различным основаниям.

Примеры форм сетевого взаимодействия педагогов

Таким образом, сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.

Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.

Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Перечислим некоторые сетевые сообщества – виртуальные объединения учителей в нашей стране и за рубежом:

    Всероссийский августовский Интернет-педсовет – Педсовет.org (pedsovet.org);

    Интернет-государство учителей – ИнтерГУ.ру (intergu.ru);

    Открытый класс (openclass.ru);

    Сеть творческих учителей (it-n.ru).

Сетевое объединение учителей «Педсовет. org . Всероссийский интернет-педсовет» (pedsovet.org) сформировалось в результате десятилетнего проведения Всероссийского августовского интернет-педсовета.

Педсовет.org является непрерывно обновляемым в течение года информационным ресурсом, посвященным обсуждению широкого круга вопросов, относящихся к сфере образования.

Интернет-педсовет – это:

    безграничное пространство для общения учителей на расстоянии;

    одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации;

    сетевое сообщество работников образования.

Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сел делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования.

Другой пример сетевого сообщества российских учителей – это проект Минобрнауки РФ, федерации интернет-образования, издательства «Просвещение», который получил название «Интернет-государство учителей» (http://interqu.ru/).

Основная цель этого проекта – создание сетевого сообщества творческих учителей.

Задачи данного сообщества:

    Оказание поддержки профессиональной деятельности учителя.

    Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность.

    Создание и поддержка новых образовательных инициатив.

    Создание единого информационного педагогического ресурса.

    Организация практической деятельности учителей в сети.

    Развитие и реализация творческих способностей участников проектов.

    Создание пространства психологической комфортности учителя.

ИнтерГУ.ру – это открытая система самостоятельных сетевых связанных между собой проектов игровой экономической схемой (начисление бонусов, рейтинги участия, присвоение званий, возможность за «валюту» Государства приобретать новые ЦОРы и реальные CD).

Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей»:

    знакомство участников с образовательными ресурсами;

    обсуждение проблем образования;

    участие в деловых играх;

    обмен опытом работы;

    консультации со специалистами;

    тестирование по различным областям знаний;

    создание своих тестов и методическая помощь учителям.

Пример: на территории Инфотека ресурсы распределяются по предметным областям, видам (текст, презентация и т.д.), по оценке эксперта. При просмотре ресурса можно прочесть не только аннотацию, но и заключение эксперта.

Проект «Открытый класс» создается в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования», заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва) с 2008 года.

Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых будет направлена на решение задач:

    поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов;

    широкого распространения электронных образовательных ресурсов;

    массового внедрения методик их использования;

    модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Реализуя проект «Открытый класс». Национальный фонд подготовки кадров создал специализированный сайт http://www.openclass.ru/ с тем чтобы:

    обустроить удобное место для общения и сотрудничества учителей, их учеников и родителей;

    обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета на сайте;

    способствовать привлечению участников в сообщества, организовывать проекты для школьников;

    обсуждать насущные проблемы в блогах, помогать друг другу.

Суточная посещаемость сайта «Открытый класс» составляет в рабочие дни 25-35 тысяч посетителей, а количество просмотренных страниц устойчиво превышает 100 тысяч в сутки.

Портал «Сеть творческих учителей» Innovative Teachers Network (http://www.it- n.ru/) создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании. Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.

Портал открыт в начале 2006 г. в рамках проекта Microsoft «Академия учителей».

Сеть творческих учителей – это портал, на котором впервые в российском образовательном Интернете была создана и реализована система открытой общественной профессиональной экспертизы – наиболее действенная на сегодняшний день форма обсуждения методических разработок педагогов.

В результате работы портала «Сеть творческих учителей» создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы. Методический марафон и многое другое.

Воспользоваться методическими материалами, опубликованными в библиотеке, узнать отзывы коллег, обменяться опытом в работе Мастерской, пройти обучение в мастер-классе, принять участие в конкурсах, получить свидетельство, сертификат или диплом на портале можно только бесплатно.

Назовем еще несколько педагогических сообществ, созданных в рамках российских и международных проектов.

Сообщество «СоцОбраз» (http://wiki.iot.ru) – сетевое социально­-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет, ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования». Проект выполнялся совместно Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». «СоцОбраз» – это интерактивная площадка для обмена опытом учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников.

Сообщество педагогов программы Intel «Обучение для будущего»

(http://www.iteach.ru) – международная программа профессионального развития учителей компанииIntel, Программа работает в России с 2002 года. Программой в России охвачено более 600 тысяч учителей школ и студентов педагогических вузов, В 2009 году программа сотрудничала с 125 обучающими центрами (педагогические университеты и колледжи, ИПКРО, образовательные центры) в 80 регионах России.

Открытое педагогическое объединение «ИнтерНика» (http :// internika . orq ) создан в рамках портала «Школьный университет» (itdrom.com) двумя организациями из города Томска – Образовательным центром «Школьный университет» и негосударственным образовательным учреждением «Открытый молодежный университет». Сайт создан как профессиональное сетевое объединение учителей, использующих в работе учебные курсы Комплексной образовательной программы «Школьный университет» и активно внедряющих современные информационные технологии.

ольга вьюнова
Сетевое взаимодействие как стимулирующий фактор профессионального и личностного развития педагогов

«Сетевое взаимодействие как стимулирующий фактор профессионального и личностного развития педагогов »

Зам. зав. по ВМР О. В. Вьюнова

пгт. Тисуль, Кемеровская обл.

Идея сетевого взаимодействия не нова . И в нашем районе и ближайшем окружении действующей модели сетевого взаимодействия , особенно в сфере образования, не встречалось. Речь идет о взаимодействии дошкольных образовательных учреждений, которое позволяет каждому участнику сети получить доступ к возможностям развития , недоступным вне сети. Именно таким является наш детский сад, состоящий из 14 структурных подразделений. Малокомплектные детские сады объединены под единым руководством и дают возможность педагогам обмениваться опытом , повышать свою компетентность, мастерство в кругу своих коллег, чего они не имели, работая по одному, максимум два педагога в учреждении .

Руководитель сети (в нашем случае заведующая) управляет функционированием и развитием сети , проводит мониторинг ее состояния, выявляет возникающие трудности, предлагает пути решения. В этом ей помогают заведующие структурных подразделений. Важно отметить, что на этом уровне управляют именно сетью, а не развитием конкретных учреждений, решают задачи позиционирования сети, привлекают дополнительные ресурсы и изыскивают возможности для всей группы детских садов, входящих в сеть. Мы выступаем по всем вопросам как единая организация, один сплоченный коллектив, в котором и проблемы решаются сообща, и за победы радуются вместе, не смотря на удаленное расположение подразделений друг от друга.

Сеть включает в себя дошкольные учреждения, которые заинтересованы в участии в сетевом взаимодействии , как по вопросам повышения мастерства педагогов , образования детей, так и в части финансово-хозяйственной деятельности. Вхождение в сеть предполагает принятие и реализацию определенных норм взаимодействия между ее участниками, принятие ценностей, декларируемых сетью, направленность на решение общесетевых задач , способствующих развитию и каждого конкретного учреждения. Вступление в сеть означает не только получение доступа ко всем ее возможностям и ресурсам, но и внесение в нее собственного вклада. Такое взаимодействие между структурными подразделениями осуществляется за счет механизмов сетевого взаимодействия : сетевой проект , сетевой конкурс , сетевое обучение и сетевой договор .

Сетевой проект чаще всего возникает по инициативе координационного центра (администрации : заведующей детского сада и заместителя по ВМР) . Основанием для его появления могут служить либо данные мониторинга (например, если обнаруживается, что большая часть участников сети сталкиваются с однотипной проблемой, и ее решение позволит продвинуться всем участникам сети одновременно, либо принятие решения о том, что сеть заинтересована в разработке одного из направлений развития . На этапе формулировки и запуска проекта ведущая роль отводится координационному центру.

Сетевой проект реализуется на базе учреждений – участников сети, для которых решение обозначенной в проекте проблемы представляется важным. В ряде случаев координационный центр может высказать экспертное суждение о том, что определенные действия помогут разрешить проблему, даже если это неочевидно для участников сети, и порекомендовать массовое внедрение проекта. Например, образовательный проект по формированию здорового образа жизни воспитанников «Здоровье дороже золота» , был разработан и реализован в течение учебного года во всех подразделениях нашего детского сада одновременно. Результаты этого проекта и практический продукт (т. е. методические и дидактические разработки) были представлены на педагогическом совете и методических объединениях. Обсуждены успехи и недоработки. Несколько воспитателей внесли дополнения в проект. Желающие воспитатели взяли себе на заметку интересные идеи своих коллег в качестве «ресурсных» для использования данного продукта в дальнейшей работе.

В рамках сети может одновременно действовать несколько сетевых проектов , однако в связи с их разнообразием (управленческие, образовательные, социальные и т. п.) за реализацию проектов в наших подразделениях отвечают воспитатели, заведующие структурными подразделениями и зам. заведующей по ВМР. Это позволяет снижать общую нагрузку и дифференцировать участников проектов в соответствии с их специализацией.

Сетевой конкурс представляет собой механизм, обратный сетевому проекту , так как в данном случае инициатива исходит от конкретного участника сети (учреждения или сотрудника учреждения) . Любой участник сети может заявить о затруднении, которое у него возникло и негативно влияет на достижение поставленных целей. Эта проблема переформулируется в заказ к сети, и объявляется сетевой конкурс . На конкурс могут быть выставлены уже имеющиеся разработки по решению данной проблемы или перспективные разработки (предложения) .

Победителями сетевого конкурса становятся те предложения, которые позволяют продуктивно подойти к решению проблемы. Эти наработки предлагаются в открытое использование всем участникам сети (в том числе и тому, кто инициировал данный конкурс) .

Как же у нас проходит организация сетевого взаимодействия ? Прежде всего, это повышение квалификации педагогов через разнообразные формы работы с педагогами . Организация и проведение методической работы, проведение открытых мероприятий, мастер-классов, круглых столов, семинаров-практикумов, на которых педагоги не только делятся своим опытом работы, но и учатся.

Мы знаем, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе. От его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения , а потому перед нами стоит задача в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал и повысить педагогическое мастерство .

Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическая служба сети.

Подводя итоги трехлетней работы в дошкольной образовательной организации, состоящей из 14-ти структурных подразделений, хочется отметить, что в нашем случае, сетевое взаимодействие , приносит больше плюсов, чем минусов для участников сети. Наши структурные подразделения имеющие по одному педагогу боясь развития , не принимали участие в методических мероприятиях района. Теперь наши педагоги активно участвуют в методических мероприятиях организуемых в нашем детском саду, участие в которых принимают по 14-16 воспитателей. Представляют свой опыт работы, показывают открытые занятия, готовят и проводят мастер-классы, не бояться выступать на уровне района. Часто представляют свой опыт на районных конференциях, МО, творческих мастерских, конкурсах методических разработок. Ежегодно один или два наших воспитателя принимают участие в районном этапе конкурса «Лесенка успеха» . Были и призеры. Регулярно принимают участие во всероссийских конкурсах как с методическими разработками, так и с творческими работами своими и воспитанников. Занимают призовые места, получают дипломы, грамоты. За два последних года 5-ти нашим воспитателям присвоена высшая квалификационная категория, все остальные аттестовались на первую категорию. При объединении садов, большая часть педагогов имела только вторую категорию, а несколько человек и вовсе работали без категорий.

Можно уверенно сказать, что в вопросе повышения педагогического мастерства и квалификации педагогов взаимодействие в сети , это самый выигрышный вариант. Правильно спланированная методическая работа в сети приносит большой положительный эффект как для воспитателей, так и для воспитанников. Не секрет, что дети в маленьких селах не на столько раскрепощены и раскованы, как дети городов или даже районных поселков. Наша сеть дала им возможность почувствовать большой коллектив, освоиться в нем, научиться преподносить себя красиво, свободно, правильно. Детям, да и их родителям, нравятся мероприятия с участием детей и взрослых нескольких подразделений. Теперь они без опасений принимают участие и в районных конкурсах «Маленький принц» , конкурс выразительного чтения, конкурс патриотической песни, «Театральная весна» и др. они живут, растут и развиваются наравне с остальными детьми, и в будущей школьной жизни им это будет только на пользу.

Наша сеть обеспечивает широкий охват педагогических кадров структурных подразделений активной методической работой, позволяет стимулировать самообразование и самореализацию педагогов .

Наша сеть – это большой плюс для всех участников образовательного процесса.

Публикации по теме:

Конспект воспитанников первой младшей группы «В гости с Красной шапочкой» Цель: Познакомить детей с колосьями пшеницы. Формировать представления.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Консультация для педагогов: «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Подготовил: Кузнецова Е. В. (1 кв. категория).

Акция "Мой ребенок привел меня в библиотеку" Партнер: Зыковская сельская библиотека Участники: дети, родители, бабушки, дедушки и законные.

Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дош. образования Конспект НОД по фермерскому хозяйству в рамках реализации инновационного проекта «Терпение и труд» в средней группе Цель: познакомить детей.

Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования В рамках реализации инновационного проекта. Направление «Пекарня» Конспект воспитанников средней группы «Вот баранки – калачи…» Цель: Познакомить.

Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования В рамках реализации инновационного проекта. Направление «Пекарня» Конспект воспитанников средней группы «Кубанский народный фольклор». Цель:.

Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования В рамках реализации.

Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования Конспект непосредственной образовательной деятельности по фермерскому хозяйству в рамках реализации инновационного проекта "Сетевое взаимодействие.

Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования Конспект НОД по кузнечному ремеслу на тему: «Шедевры кузнечного ремесла» в рамках инновационного проекта Цель: расширить знания и представления.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов» Профессиональное “выгорание” это довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей.

Библиотека изображений:

Реальное и номинальное сетевое взаимодействие

Чтобы разобраться в том, как складываются различные формы взаимодействия школ, следует задаться вопросами, касающимися самой природы школы:

— что представляет из себя суть школьного организма;

— почему и в каких форматах возникает необходимость взаимодействия школ;

— какие формы взаимодействия между школами в принципе возможны;

— когда, на каком этапе и в какой связи возникает тот особый тип межшкольного взаимодействия, который можно назвать сетевым.

Это вопросы, в которых довольно много подводных камней. При этом результативность анализа резко осложняется тем, что на протяжении последнего десятилетия словосочетание «сетевое взаимодействие образовательных учреждений» («сетевое взаимодействие школ») стало одним из самых распространенных в описании педагогической реальности. И вызвано это не только тем, что возникли или возникают феномены реального сетевого взаимодействия между школами.

Можно сказать, что возникла своеобразная мода на то, чтобы называть взаимодействие школ сетевым.

Это произошло в условиях, когда школы начали активно овладевать интернет-ресурсами, появилась техническая возможность выхода школ в интернет-пространство и предъявления школами себя в нем. При этом в сознании значительной части педагогической общественности и даже ученого сообщества словосочетание «сетевое взаимодействие» крепко связалось с самим феноменом интернета: мол, любое взаимодействие через интернет — это и есть сетевое взаимодействие.

По мере того как словосочетание «сетевое взаимодействие» становилось графой управленческой отчетности, многие образовательные учреждения начали использовать этот термин для обозначения любых без исключения форм межшкольного взаимодействия, в результате чего его содержательный объем окончательно размылся и девальвировался.

А был ли мальчик?

Одна из важных задач, возникающих в контексте сказанного выше, состоит в том, чтобы попробовать отделить суть от моды и попробовать понять, в чем состоит значение той особой реальности, которую пытается отразить данный термин.

Необходимо различение реального и номинального сетевого взаимодействия.

Если взаимодействие называет себя сетевым, это вовсе не дает гарантий того, что оно таковым является. Корректное употребление этого термина отражает возникновение принципиально новой реальности школьного бытия, границы которой необходимо очертить.

Так в чем же суть новизны того типа взаимодействия между школами, которое пытается уловить термин «сеть»?

Сетевое взаимодействие есть там и тогда, где и когда происходит встреча разных импульсов, разных замыслов и разных траекторий.

Иными словами, это встреча разного, важным показателем эффективности которой является возникновение некоего нового качества, каковым заранее не обладал ни один из ее участников. Это то качество, которое в значительной мере невозможно предугадать, а уж тем более запланировать заранее. И потому подлинное сетевое взаимодействие — это всегда открытый, креативный и многосубъектный процесс, у которого не может быть линейного управления и иерархически выверенного распределения ролей.

Как слово наше отзовется?

Что же мы имеем в практике словоупотребления? Вот примеры чрезвычайно распространенных в педагогическом сообществе определений и пониманий того, что есть сеть и сетевое взаимодействие.

«Сеть — это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр для управления ими. Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели».

«Под сетевым взаимодействием мы понимаем совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования и т.д.».

Однако в какой мере такого рода трактовки можно считать адекватными? Ведь на основании таких определений практически любую форму взаимодействия школ можно назвать сетевой. А насколько это корректно?

И как отличить «сетевое взаимодействие» от просто «взаимодействия»? В той мере, в какой этот вопрос не прояснен, происходит и будет происходить выхолащивание самой идеи сетевого взаимодействия — именно по мере «массовизации» употребления этого термина и превращения его в модную педагогическую категорию.

В целом можно выделить следующий ряд более или менее устойчивых представлений о том, что может быть названо сетевым взаимодействием.

1. Сетевым взаимодействием между образовательными учреждениями именуется любое происходящее между ними взаимодействие (например, конференции, педагогические совещания и любые совместные мероприятия). При такой трактовке происходит максимальное размывание представления о том, что есть сетевое взаимодействие. Тем не менее такое (заведомо некорректное) использование данного термина довольно распространено, и связано это в значительной мере с установившейся модой на термин «сеть» и управленческой установкой на вовлечение в «сетевую отчетность» максимально большого количества школ.

2. Сетевым взаимодействием между образовательными учреждениями именуется всякое взаимодействие между ОУ, использующее интернет. Есть интернет-связь между ОУ — значит, есть сетевое взаимодействие. С этой точки зрения сам факт создания школой собственного сайта и выхода в интернет-пространство может быть интерпретирован как вхождение школы в глобальную сеть, а значит, превращение школы в сетевого субъекта. Некоторые основания у такого подхода есть, поскольку возможность предъявления школой своей образовательной деятельности в глобальной интернет-сети через организацию собственного сайта действительно создает возможность для потенциального сетевого взаимодействия с другими школами. Но только возможность, поскольку для истинно сетевого взаимодействия важно, чтобы школьный сайт предъявлял школьную уникальность. А это далеко не всегда так.

3. Сетевым взаимодействием именуется такое взаимодействие, в котором образовательные учреждения информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности). То есть обмениваются именно тем, что составляет школьную уникальность. И это уже, пожалуй, интересно, но только в том случае, если участники этого взаимодействия оказываются в равнопартнерских отношениях, когда происходит не односторонний процесс научения одних другими, а именно диалог, когда разные участники в равной степени оказываются нужны друг другу.

4. Сетевым взаимодействием именуется такое взаимодействие, в котором школы осуществляют какую-то совместную деятельность , создают и реализуют какие-то совместные проекты, т. е. когда между школами происходит не чисто информационный, но деятельностный контакт, в результате которого формируется некое новое системное качество.

Это такой контакт, в котором каждый участник взаимодействия предъявляет некий индивидуальный субъектный ресурс, и из взаимодействия этих ресурсов рождается некоторое новое системное качество, которого в принципе не существовало до момента этого взаимодействия. И нам представляется, что именно такой тип взаимодействия может быть назван сетевым в наиболее точном и строгом смысле этого слова .

Сетевая и несетевая управленческие парадигмы взаимодействия школ

По большому счету возможно множество разных форм взаимодействия образовательных учреждений. И разные формы взаимодействия между школами и разными педагогическими практиками существовали всегда. Всегда существовал «обмен опытом», профессиональные методические контакты, разного рода «педагогические учебы», в рамках которых происходило взаимодействие разных школ.

Так в чем состоит суть той особой «сетевой реальности взаимодействия», которую пытается уловить и понятийно представить данный термин? А дальше мы упираемся в другой, гораздо более принципиальный вопрос: есть ли у школы на самом деле та особая педагогическая субъектность, которую она могла бы и была бы готова предъявить сетевым образом?

И это вопрос глубоко не праздный, поскольку на протяжении достаточно долгого времени школьная система советского образования позиционировала себя вовсе не как множество школ. Управленческий идеал советской системы образования — это единая и по большому счету одинаковая школа: с едиными образовательными стилистиками и едиными образовательными программами.

В рамках такой парадигмы взаимодействие школ — это всегда взаимодействие в поисках «лучших образцов», которые должны «транслироваться и внедряться». В таком подходе все это должно вести к принципиальному «выравниванию» разных педагогических практик, к нахождению неких «общих знаменателей» и в конечном счете к снижению уровня персонализированности школ, к уменьшению их содержательного разнообразия.

Следует понимать, что сетевая и несетевая управленческие парадигмы — это по сути своей несовместимые парадигмы.

Несетевая парадигма управления ориентирована на четкое целеполагание и знание наперед того, чем должно и может обернуться взаимодействие между школами. Поэтому в рамках несетевого управления важнейшим приоритетом является четкое планирование результатов взаимодействия. В этой парадигме неопределенность, открытость результатов взаимодействия должна быть сведена до минимума.

В конечном счете взаимодействующие школы должны четко знать, ради чего они сотрудничают и чего они хотят добиться в результате этого. Результат взаимодействия должен быть заранее просчитан с максимально возможной определенностью. Несетевая модель управления по сути своей ориентирована на линейность и определенность.

Что касается сетевой модели управления, то это парадигмально иная модель, поскольку ориентирована на принципиальную неопределенность результатов взаимодействия как существенную ценность и на управление в условиях креативной неопределенности .

Результат сетевого взаимодействия — это то, что нельзя заранее просчитать и вычислить. То, что рождается «здесь и теперь», в процессе контакта различных субъектностей, и потому его принципиально нельзя запланировать целевым образом. И связано это с самой сутью сетевого взаимодействия.

Сущность сетевого взаимодействия

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений — это исключительно такое взаимодействие, в котором происходит обнаружение, разворачивание и диалог двух (и более) школьных «уникальностей».

Если я становлюсь субъектом сетевого взаимодействия, это означает, что я занимаю такую позицию, в которой я принципиально незаменим. Занимаю такую позицию, которая принадлежит мне, и только мне.

Простой пример: Если мы говорим о сетевом взаимодействии школы А и школы Б, то если вместо школы Б (или А) мы можем поставить другую и принципиально ничего не изменится, то это взаимодействие едва ли можно считать сетевым.

В сетевом взаимодействии субъект осуществляет деятельность, проектирование и управление которой сосредоточено в его собственных руках. Никто не ставит перед ним цели и задачи — он сам ставит их. И только тогда, когда происходит подлинная актуализация субъектности, можно говорить о сетевом взаимодействии. Но тогда основа сетевого взаимодействия — это «пророщенность» индивидуальных педагогических культур образовательных организаций . И чем выше уровень индивидуального своеобразия (или инновационного своеобразия) той или иной образовательной организации — тем выше ее возможность становиться субъектом сетевого взаимодействия.

Стратегические особенности сетевого взаимодействия и управления им

Сущность сетевого взаимодействия определяет его стратегические особенности, которые отличают его от иных, несетевых способов взаимодействия. Это те особенности, которые позволяют провести четкую демаркационную линию между сетевыми и несетевыми способами взаимодействия.

1. Специфика масштаба и объема сетевого взаимодействия

Количество участников, обширность сети, объем и масштаб сетевого взаимодействия — это то, что принципиально невозможно запланировать заранее.

Сеть прирастает новыми субъектами не по заранее задуманному плану, но в значительной степени стихийно.

Сеть носит принципиально открытый характер: это значит, что любая школа входит или выходит из сети исключительно по собственной инициативе и не согласовывает ни с кем специально вхождение, пребывание или выход из сети.

Сеть не «конструируется» заранее — заранее конструируются только организационные условия существования сети. Что же касается самой сети, то она является своего рода живым организмом и живет она по законам живого организма.

2. Специфика содержания сетевого взаимодействия

Возникающее содержание сетевого взаимодействия — то, что также непрогнозируемо и не поддается однозначному и линейному планированию. Оно в известной степени самопорождаемо «здесь и теперь» именно в процессе сетевых контактов. Новое содержание — это завязывание нового сетевого узла и, следовательно, потенциальная точка содержательного роста. И именно потому сеть принципиально открыта к развитию — к возникновению феноменов и эффектов, про которые ничего нельзя сказать заранее.

Сетевые эффекты не поддаются сколько-нибудь четкому и однозначному прогнозу, и в этом состоит очень важная, сущностная характеристика сети. Именно потому сетевое взаимодействие можно определить как глубоко креативное по своей сути взаимодействие.

Смысл сетевого контакта — в актуализации креативного ресурса школы. Поэтому содержание сетевого взаимодействия развивается по принципу ветвящегося дерева.

В сети происходит непрерывный прирост проблематики и креативных ходов, пытающихся эту проблематику разрешить.

Сеть — это пространство и процесс непрерывного порождения непланируемых эффектов.

Поэтому сетевое взаимодействие требует качественной работы по «инвентаризации» сетевых креативных эффектов и созданию качественной системы навигации.

3. Специфика сетевого лидерства

Доминирование, лидерство в сети принципиально подвижно. Важнейший показатель того, что сеть качественна — это отсутствие некоего безусловного и однозначного лидера. Если взаимодействие действительно сетевое, невозможно определить наперед, кто, в какой ситуации и по какому поводу окажется лидером.

«Ресурсность» участника определяется не заранее сформированным планом и заранее распределенными позициями, а в значительной степени ситуативно, исходя из развивающегося в сети проблемного поля и самоопределения каждого участника по отношению к этому проблемному полю.

В сетевом подходе ни один из участников сети не может быть заранее запланирован в качестве «ведущего» участника, «ресурсного центра» и т.  п. Управление здесь происходит не путем наделения кого-то статусом, а путем проблематизации и инвентаризации имеющихся у участников ресурсов.

4. Специфика результативности сетевого взаимодействия

Результативность сети невозможно запланировать в привычном смысле, т. е. в соответствии с заранее позиционированными целями и содержанием. Результатом функционирования сети является, по сути, сам по себе процесс ее расширяющегося функционирования, процесс взаимодействия и завязывания новых отношений и узлов, процесс возникновения и развития новой проблематики и новых тематизмов, т.  е. сам по себе процесс сет евого ветвления, причем и вширь, и в глубину.

Таким образом, ключевым результатом сетевого взаимодействия является само сетевое взаимодействие , его обширность и рождающаяся в процессе этого взаимодействия содержательная глубина, количество завязывающихся (рождающихся) в процессе этого взаимодействия новых содержательных узлов как новых точек содержательного развития и расширения сети. Тогда ключевым аспектом с управленческой точки зрения является мониторинг сети.

5. Специфика сетевой модели управления

И опять мы говорим о том, что организовать сетевое взаимодействие «по плану» (по распоряжению) невозможно. Любое взаимодействие, организованное по заранее разработанному сверху плану, будет иерархизированным взаимодействием, а значит, не сетевым.

Управление сетевым взаимодействием принципиально невозможно с точки зрения заранее запланированного результата. Точнее, важнейшим планируемым результатом должно являться возникновение сетевых незапланированных эффектов. И должна быть психологическая и организационная управленческая готовность к появлению такого рода результатов.

Соответственно, управление должно заключаться в том, чтобы создавать организационные условия для возникновения не поддающихся конкретному планированию результатов. Главный результат качественного сетевого управления (и измеритель качества этого сетевого управления) — это количество и разнообразие возникающих в сети новых сетевых узлов и непланируемых наперед предметностей.

То есть качественное сетевое управление ориентировано не на достижение каких-то заранее запланированных предметных целей, но на создание организационных условий для естественным (сетевым) образом происходящего расширения предметного содержательного разнообразия внутрисетевой деятельности и внутрисетевых взаимодействий.

Задача управления не в том, чтобы заранее определить содержание сетевого взаимодействия, а затем осуществить контроль за реализацией этого заранее определенного содержания. Задача в том, чтобы создать организационные условия для того, чтобы могло возникнуть максимальное количество таких содержательных узлов и взаимоотношений, которые принципиально невозможно запланировать заранее.

В этом и только в этом заключается эффективность сети — в возникновении таких содержательных сетевых эффектов. И чем большее количество содержательных эффектов возникает, тем более продуктивна и эффективна сеть, а значит, тем более эффективной является положенная в основание сети управленческая модель. Количество участников сети и степень их субъектной активности — ключевые показатели ее эффективности, и именно потому это показатели, которые нельзя запланировать или «организовать».

Загрузка...