clean-tool.ru

Новый оквэд благотворительность. Осуществление благотворительной деятельности

Благотворительные фонды являются одним из видов некоммерческой организации. Они создаются с целью достижения результатов, значимых в общественном и социальном плане.Вкладчиками в фонд могут выступать коммерческие предприятия, некоммерческие структуры, а также различные иностранные вкладчики и физические лица, которые желают осуществить взнос добровольного характера в деятельность фонда. Регистрация благотворительного фонда обязательно осуществляется на государственном уровне для законности его функционирования.

Законный порядок фондовой регистрации

Государственная регистрация является довольно сложным и многоэтапным процессом, а потому при возникновении желания создать фонд необходимо провести соответствующую подготовку для формирования документального пакета как с целью осуществления регистрации, так и для соответствия фондовой структуры всем требованиям, предъявляемым законодательством.

Для этого организаторам фонда необходимо ознакомиться с поэтапным порядком регистрации:

  1. Первым этапом выступают подготовительные процессы по разработке документации, ее правильному оформлению, а также подписанию всех необходимых документальных образцов.
  2. Во вторую очередь, организатору необходимо заняться оплатой государственной пошлины, банковская квитанция по которой является обязательным и самым важным атрибутом документального регистрационного пакета, без которого в регистрации обязательно откажут. Пошлинная сумма составляет 4 тыс. рублей.
  3. Нотариальное заверение заявления на регистрацию также является ее неотъемлемым этапом.
  4. Сформированные и подписанные документы на следующем этапе передаются на рассмотрение в Министерство юстиции, которое и принимает основное решение по проведению регистрации, после чего передает документы в налоговые структуры.
  5. На следующем этапе контролирующие органы принимают решение о проведении регистрации или отказе в этом процессе.
  6. На заключительном этапе организаторы фонда получают документы для официального заверения пройденной регистрации, которые и будут служить законным основанием для работы фонда.

Общее время регистрации достигает одного месяца в обыкновенном порядке, но если лица, которые желают наладить фондовую работу, будут составлять документальный пакет неправильно или с использованием неактуальных форм, то регистрация благотворительного фонда может значительно растянуться в связи с отказами государственных органов в регистрационном процессе.

Состав документального пакета

Состав документального пакета играет огромнейшую роль, так как нехватка даже одного документа может выступить причиной для отказа в регистрации и потери финансовых средств, поскольку сумма пошлины не возвращается.

Первым и самым важным регистрационным документом выступает заявление на регистрацию. Для благотворительного фонда это форма РН0001. Ей отображается не только учредительский состав, но и адресная принадлежность, цели создания фонда, деятельность по номеру ОКВЭД и т.д. Этот документ подают сразу в двух экземплярах, первый из них заверяют нотариально, а второй — у учредителя благотворительной организации.

Без учредительной документации, отражающей назначение фондовой структуры, регистрация состояться также не может. Подают непосредственно три экземпляра устава фонда, а также решение о создании или протокол заседания совета, на котором было сделано заключение об организации благотворительного фонда. Необходимо при формировании этого документа обратить внимание на правильность указанного названия, а также полноценное отражение всех нюансов работы благотворительной структуры.

Последним документом можно назвать банковскую квитанцию, с помощью которой подтверждается акт оплаты пошлины. Она подается и в оригинале, и в форме копии.

Завершение регистрационного процесса

Министерство юстиции имеет право рассматривать документы для принятия решения в течение тридцати дней. По истечении этого срока Министерство передает информацию в налоговые органы, на основании чего вносятся данные в государственные реестры, например, в ЕГРЮЛ. Также учредители фонда получат свидетельство о пройденной регистрации, это и является основанием для функционирования структуры.

После регистрации перед учредителями становится вопрос о дополнительных организационных мероприятиях, а именно об открытии банковских счетов и регистрации во внебюджетных фондах с целью уплаты определенных взносов, сопровождающих работу любой организации.

Итак, вышеуказанная пошаговая инструкция регистрации благотворительного фонда в 2019 году имеет актуальность, для учредительных лиц очень важно соответствующе подготовиться к регистрационному процессу, чтобы быть уверенным в том, что он завершится успешно.


Вопрос:

У большинства благотворительных фондов стоит код 65.23 (Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки), у некоторых НКО могут быть в качестве основного вида деятельности указаны коды:
74.84 (предоставление прочих услуг);
74.8- предоставление различных видов услуг;
85.32 – Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
Пожертвования, полученные с назначением платежа на уставную деятельность могут быть восприняты как внереализационные доходы с обложением налогами, так как код ОКВЭД 65.23 не подразумевает под собой благотворительную деятельность.
Каковы налоговые и прочие риски при неправильном указании ОКВЭД?
Какой правильный ОКВЭД должен быть у благотворительных фондов?

До 01.01.2015 действовал классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг - ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Данный классификатор был введен в действие 01.01.2003 Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст и охватывает широкий спектр задач. Хозяйствующие субъекты используют ОК 029-2001 для решения вопросов, связанных:
- с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых при регистрации;
- с определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности.

Налоговые органы неоднократно проводили разъяснительные мероприятия среди хозяйствующих субъектов, зарегистрированных после 01.01.2004, о дополнении сведений информацией о кодах по ОКВЭД (см. письма ФНС РФ от 07.11.2006 N ЧД-6-25/1075@, от 05.10.2006 N ШТ-6-09/986@, от 26.09.2005 N ВЕ-6-09/795@). Впоследствии Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ были внесены изменения в п. 5 ст. 5 Закона о регистрации, согласно которым начиная с 01.01.2011 хозяйствующие субъекты, в том числе юридические лица, в течение трех рабочих дней с момента изменения кодов по ОКВЭД обязаны сообщить о данном факте в регистрирующий орган. Напомним, до этого информация о кодах по ОКВЭД была в числе исключений (сведений, об изменении которых не приходилось уведомлять налоговый орган).

В связи с закреплением данной обязанности в законодательном порядке организации, своевременно не сообщившие об изменении кодов по ОКВЭД в регистрирующий орган, в настоящее время несут административную ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 руб. установлена за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о хозяйствующем субъекте в орган, осуществляющий государственную регистрацию.

Полагаю, что, фактически, это единственное негативное последствие осуществления деятельности, код по ОКВЭД которой не был сообщен в налоговую инспекцию. Законодательный запрет на осуществление деятельности, не охваченной заявленными кодами по ОКВЭД, отсутствует: присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права осуществлять иные виды деятельности (см., например, постановления ФАС ПО от 29.09.2010 N А55-30696/2009, от 11.11.2008 N А55-1836/08).

Основным для понимания рисков является принятие во внимание нормы гражданского законодательства, установленной в п. 1 ст. 49 ГК РФ:

Статья 49. Правоспособность юридического лица
1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Кроме того, Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, статья 50 ГК дополнена пунктом 6, вступившем в силу с 1 сентября 2014 года:

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Таким образом, гражданское законодательство однозначно ограничивает правоспособность юридических лиц в целом и некоммерческих организаций в частности только и исключительно целями деятельности, предусмотренными в законе и учредительных документах.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях":
«1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:
устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;
устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;
учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза».

Свидетельство о присвоении кодов ОКВЭД не относится к учредительным документам некоммерческой организации, и, в силу этого, не может повлиять на определение соответствия использования средств целевого финансирования уставным целям. В силу этого налоговые риски в рассматриваемом случае представляются минимальными.

К возможным негативным последствиям неправильного определения ОКВЭД можно отнести:

1) отказ в государственной регистрации юридического лица по причине неправильного заполнения заявления. Имеют место многочисленные арбитражные дела, связанные с оспариванием решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц по причине использования устаревшего классификатора ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.. Ввиду того, что законодательного запрета на возможность использования кодов видов экономической деятельности, указанных в ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), при заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица не установлено, суды признавали решения инспекций об отказе в государственной регистрации незаконными (постановления ФАС СЗО от 06.09.2010 N А56-14732/2010, ФАС МО от 16.08.2010 N КГ-А40/8894-10, ФАС ЗСО от 08.07.2010 N А27-25682/2009, ФАС ВСО от 21.04.2010 N А33-16155/2009, от 03.09.2009 N А19-3023/09, ФАС УО от 24.11.2009 N Ф09-9245/09-С4). В связи с тем, что отказ в государственной регистрации был осуществлен неправомерно, регистрирующий орган возмещал заявителю убытки в виде затрат по уплате государственной пошлины и услуг нотариуса на основании п. 2 ст. 24 Закона о регистрации (постановления ФАС ПО от 16.03.2009 N А12-17199/2008, ФАС СЗО от 13.01.2010 N А05-9328/2009).

2) Неверный расчет взносов в Фонд социального страхования вследствие неправильного определения кодов ОКВЭД. В данном случае код ОКВЭД необходим в целях исполнения обязательств по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страхование от НС и ПЗ). Организация не вправе произвольно определять свой вид экономической деятельности для рассматриваемых целей. В силу п.3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2006 г. N 55), для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации документы установленной формы, содержащие код (коды) ОКВЭД. В случае, рассмотренном в Постановлении ФАС СКО от 27.05.2010 N А32-38227/2009-5/817, страхователь неправильно классифицировал свою деятельность по коду ОКВЭД и применил неверные тариф и класс профессионального риска при расчете взносов на страхование от НС и ПЗ. В результате этих действий образовалась недоимка страховых взносов, подлежащих уплате. Поскольку деятельность, фактически осуществляемая обществом, не соответствовала коду по ОКВЭД, судебный орган принял сторону представителей ФСС.

По вопросу о взаимосвязи определения целевого использования средств или квалификации их как пожертвование с указанием кода ОКВЭД арбитражной практики найти не удалось.

В отношении того, какой код ОКВЭД следует указывать некоммерческим организациям, следует отметить следующее. В настоящее время принят и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Основанием для его разработки являлся План мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 10 августа 2013 г. N 4760п-П10, и постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области".

ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) был принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст с датой введения в действие 1 февраля 2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2015 г. и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

В отличие от предыдущих классификаторов, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) предусматривает, в том числе, следующие группировки:

94
Деятельность общественных организаций
Эта группировка включает:
- деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены на обеспечении развития и процветания этих организаций
Эти организации обычно строятся на выборной основе своих членов, но их деятельность может вовлекать и приносить пользу лицам, не являющимся членами этих организаций.
Первичные подразделения этой организации разбиваются на группировки по категориям на основе решаемых ими задач, а именно, служат ли они интересам предпринимателей, наемных сотрудников и научного сообщества, см. 94.1, интересам служащих, см. 94.2 или продвигают религиозные, политические, культурные, образовательные или развлекательные идеи и деятельность, см. 94.9

94.9
Деятельность прочих общественных организаций
Эта группировка включает:
- деятельность организаций (кроме организаций бизнесменов и предпринимателей, профессиональных организаций, профсоюзов), которые представляют интересы своих членов

94.91
Деятельность религиозных организаций
Эта группировка включает:
- деятельность религиозных организаций;
- деятельность мужских и женских монастырей
Эта группировка не включает:
- образование, предоставляемое религиозными организациями, см. 85;
- оздоровительную деятельность религиозных организаций, см. 86;
- деятельность религиозных организаций в сфере решения социальных проблем, см. 87, 88

94.92
Деятельность политических организаций
Эта группировка включает:
- деятельность политических организаций и взаимодействующих с ними организаций, например политических объединений молодежи
Эти организации в основном участвуют в формировании мнений и условий для принятия решений органами общественного управления путем продвижения членов своих групп или сочувствующих в политический аппарат организаций, в вовлечение их в распространение информации, связи с общественностью, сбору средств и т.д.

94.99
Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:
- деятельность организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, оказывающих влияние на общественное мнение путем просвещений, политического влияния, сбора средств и т.д.;
- деятельность по формированию гражданских инициатив или движений протеста;
- деятельность экологических и природоохранных движений;
- деятельность организаций общественной поддержки и просвещения;
- деятельность организаций по защите и улучшению положения социальных групп населения, например этнических групп и меньшинств;
- деятельность патриотических ассоциаций, включая ассоциации ветеранов войны;
- деятельность ассоциации потребителей;
- деятельность ассоциации автомобилистов;
- деятельность ассоциации общественных связей, включая клубы знакомств и т.д.;
- деятельность молодежных организаций, студенческих ассоциаций, молодежных клубов и товарищества по интересам и т.д.;
- деятельность организаций культурной и развлекательной направленности (кроме спортивных организаций), например клубы любителей поэзии, литературы и клубы книголюбов, исторические клубы, клубы озеленителей, клубы фотолюбителей и кинолюбителей, музыкальные и художественные клубы, клубы ремесленников и коллекционеров, карнавальные клубы и т.д.
Эта группировка также включает:
- раздачу подарков членскими организациями или другими организациями

Кроме того, может быть использован следующий код:

88.99
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:
- предоставление услуг социального характера, консультаций, материальной помощи
Эти услуги могут предоставляться государственными службами или частными организациями, оказывающими помощь при стихийных бедствиях, а также национальными и местными организациями взаимопомощи, специалистами по: предоставлению социальной помощи детям и подросткам и руководства их воспитанием; усыновлению (удочерению), деятельность по предотвращению жестокого обращения с детьми и другими лицами; консультированию по домашнему бюджету, по вопросам брака и семьи, кредитам и займам; предоставлению социальных услуг на муниципальном уровне; оказанию помощи жертвам стихийных бедствий, беженцам, мигрантам и т.п., в том числе предоставление им места для временного проживания или жилья на длительный срок; профессиональной реабилитации для безработных при условии, что объем образовательных услуг ограничен; определению права на получение социальной помощи, доплаты за аренду жилья (жилищных субсидий) или продовольственных талонов; подготовке к определенному виду деятельности лиц с физическими или умственными недостатками, с ограниченным обучением; сбору средств или иной благотворительной деятельности по оказанию помощи, связанной с предоставлением социальных услуг
Эта группировка не включает:
- финансирование и управление обязательными программами социального обеспечения, см. 84.30;
- предоставление услуг социального характера, подобных описанным в этой группировке, с обеспечением проживания, см. 87.90

Фонд представляет собой одну из форм унитарной НКО, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на достижение определенных общественно или социально значимых целей . Учреждение фонда может производиться как физическими, так и юридическими лицами, на основании добровольных имущественных взносов.

В качестве юридических лиц могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие российские или иностранные предприятия.

Фонд имеет право:

  • открывать представительства на всей территории России;
  • иметь фирменную символику (бланки, эмблему и пр.);
  • иметь счета в банках;
  • участвовать в деятельности других НКО со схожими целями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения указанных в уставе фонда целей.

Фонд в обязательном порядке должен:

  • вести собственную смету и баланс;
  • иметь уставную печать с полным наименованием;
  • вести полный учет доходов и расходов, а также имущества, полученного или приобретенного в период существования фонда;
  • предоставлять актуальную информацию о деятельности организации учредителям и налоговым органам.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Для фонда характерно:

  • отсутствие членства;
  • отсутствие ;
  • добровольные имущественные взносы;
  • ежегодное предоставление отчетов об использовании своего имущества;
  • осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей прописанным в уставе целям;
  • отсутствие возможности реорганизации (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4 ст. 123.17 ГК РФ).

Еще одна важная особенность устройства фонда заключается в отсутствии возможности увеличения количества учредителей по завершению регистрации. Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.

В зависимости от целей создания фонды могут быть следующих направленностей :

  • культурной;
  • социальной;
  • благотворительной;
  • образовательной.

В целях достижения поставленных задач фонды вправе осуществлять коммерческую деятельность, но только в случае учреждения собственных или участия в уже созданных хозяйственных обществах.

Виды и особенности

Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации.

Под благотворительным фондом подразумевается НКО, созданная посредством соединения добровольных имущественных взносов и направляющая эти средства на осуществление той или иной благотворительной деятельности.

Денежные средства на благотворительность фонды изыскивают одним из следующих методов:

  1. Ищут спонсора или назначают учредителем благотворителя, в роли которого может быть как физическое лицо, так и организация или государство.
  2. Самостоятельно зарабатывают средства на осуществление уставной деятельности.
  3. Получают гранты или финансирование от других некоммерческих организаций.
  4. Инвестируют средства фонда в и др.

Устав фонда должен отражать, что он создан непосредственно для реализации социально значимых целей посредством осуществления благотворительной деятельности. К таким действиям нельзя отнести помощь и поддержку политическим партиям и коммерческим организациями.

Кроме того, устав определяет процедуру распределения имущества, если в отношении фонда будет запущена процедура ликвидации. Если данная процедура не отражена в уставе, решение о порядке использования имущества остается за ликвидационной комиссией.

Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество. Важно также отметить следующие пункты, касающиеся финансов благотворительной организации:

  • запрещено тратить более 20% всех расходуемых за год средств на зарплату административно-управленческому персоналу фонда (ограничение не касается зарплаты сотрудников, непосредственно реализующих благотворительные программы);
  • от 80% пожертвований фонда подлежат распределению на благотворительные цели в течение периода, не превышающего срок в один год, с момента поступления денежных средств на счет фонда.

Возможность учреждения фонда есть как у граждан, так и у юридических лиц, поскольку Гражданским кодексом не регламентированы какие-либо специальные требования. Единственное ограничение заключается в том, что участниками благотворительных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия .

Процесс регистрации благотворительного фонда целиком осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России, на основании следующих поданных документов:

  1. Заявления по форме №РН0001.
  2. Учредительных документов, в частности, устава (в трех экземплярах), протокола об учреждении и учредительного договора.
  3. Квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4000 тыс. руб.

Общественный фонд , в отличие от благотворительного, является добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, созданной для реализации закрепленных в уставе целей и задач.

Другие характерные особенности:

  • не менее трех учредителей в составе, причем это могут быть и физические, и юридические лица (преимущественно общественные объединения);
  • участниками и учредителями общественных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.
  • возможность приступить к осуществлению своей уставной деятельности с момента принятия учредителями решения об основании фонда, утверждения устава и определения руководящих органов (при этом он не будет являться юридическим лицом);
  • юридическая правоспособность возникает по завершении процесса государственной регистрации (который несколько отличается от процесса ).

Типы фондов по территориальному признаку:

  • международного уровня (в иностранных государствах должно быть создано и должно функционировать как минимум один филиал или подразделение);
  • общероссийского уровня (при создании филиалов или подразделений на большей территории регионов Российской Федерации);
  • межрегионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории некоторых регионов Российской Федерации);
  • регионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории одного региона Российской Федерации);
  • местного уровня (при создании филиалов или подразделений на территории органа местного самоуправления).

Порядок регистрации общественного фонда происходит практически таким же образом, как и регистрация благотворительного фонда.

Процесс осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России на основании нотариально заверенного заявления РН0001, а также пакета обязательных документов, включающих решение об основании организации, учредительные документы, сведения о видах осуществляемой деятельности, сведения о юридическом адресе и квитанцию об оплате госпошлины.

Автономный некоммерческий фонд учреждается группой лиц, действующих на основании объединения добровольных имущественных взносов, целью которых является предоставление культурных, образовательных, медицинских, спортивных или иных услуг.

Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.

Учредительные документы фонда:

  • устав;
  • учредительный договор.

Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.

Порядок регистрации и необходимые документы

Пошаговая инструкция регистрации фонда состоит из следующих шагов:

Длительность процедуры в среднем составляет один месяц. Сумма пошлины, взимаемой за регистрацию, составляет 4000 руб.

Пакет документов, требуемых для регистрации фонда:

  1. Заявление РН0001 с подписью, ФИО, адресом постоянного места жительства и номером телефона заявителя (два экземпляра). Один экземпляр должен быть заверен нотариально, второй необходимо прошить и заверить у учредителя. Поскольку основной вид деятельности фонда заключается в получении и направлении денежных средств на уставные цели, в заявлении указывается 65.23.
  2. Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
  3. Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
  4. Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — , ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
  5. Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины .

Всю документацию, подаваемую в Министерство на регистрацию, нужно прошить, пронумеровать и подписать на прошивке заявителем. Подача документов может осуществляться как лично заявителем, так и через доверенное лицо (по оформленной в соответствии с действующим законодательством доверенности).

Процесс регистрации фонда занимает около 30 дней. По истечении этого периода, соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, выдается свидетельство и фонд официально считается зарегистрированным.

Дальнейшие шаги заключаются в постановке на учет во внебюджетных фондах, решении вопросов с открытием счетов, получением печати и статистических кодов и осуществлением других организационных мероприятий.

Сложности

Зарегистрировать фонд — процесс сложный и долгий, и не каждый сможет успешно выполнить эту задачу. Основная сложность заключается в том, что регистрацию НКО осуществляет Министерство Юстиции , которое регулярно меняет регламент. По статистике, большинство отказов происходят из-за несоответствия подаваемых документом установленным нормативам или ошибок, допущенных при оформлении документов.

Кроме того, повышенные требования предъявляются и к юридическому адресу регистрируемого фонда, а этому не всегда уделяется должное внимание. Несмотря на все сложности, ежегодно в нашей стране регистрируется большое количество фондов и некоммерческих организаций, и единственная возможность избежать отказа — тщательно проверять документы на соответствие установленным Министерством Юстиции нормативам .

Дополнительную информацию по регистрации фонда можно узнать в данном видео.

Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации, работающие в этой сфере, обязаны подчиняться законам РФ. Их деятельность подконтрольна надзорным органам.

Основные понятия

Термин «благотворительность» раскрыт в ФЗ от 11.08.1995 №135. Это оказание бескорыстной поддержки тем, кому она необходима. В этом же законе раскрываются инструменты для оказания поддержки: передача денег, имущества, оказание услуг на безвозмездных или льготных условиях. Также определение благотворительного фонда дано в ГК РФ. В пункте 1 статьи 118 ГК РФ указано, что благотворительный фонд с точки зрения норм понимается как ЮЛ. Учреждаться он может и ЮЛ, и частными лицами. Такая организация должна преследовать полезные с точки зрения культуры, социума, цели.

В рамках данной области используются следующие понятия:

  • Благотворители. Это те лица (ЮЛ и ФЛ), которые приняли на себя ответственность за осуществление благотворительности.
  • Добровольцы. Это ФЛ, занятые в добровольческой деятельности (то есть оказывающие услуги, работающие в целях помощи другим).
  • Благополучатели. Лица, которым оказывается помощь.

Благотворительностью может заниматься как частное, так и юридическое лицо.

Формы благотворительных организаций

В РФ существуют следующие формы благотворительных образований:

  • Учреждение . Финансировать учреждение могут только его учредители. Имущество структуры состоит из собственности учредителей.
  • Товарищество . Учредители не имеют права собственности на объекты, переданные в товарищество. Имущество образует уставной фонд структуры. Для того чтобы оказаться в товариществе, человеку нужно внести вклад в фонд.
  • Общество . Управление обществом – ответственность его участников. Вхождение новых участников регулируется уставом.

Благотворительный фонд разрешено создавать в любой из этих трех форм.

ВНИМАНИЕ! Пунктом 4 статьей 118 ГК РФ установлена необходимость формирования попечительского совета при фонде. Его обязанность – надзор над деятельностью благотворительного образования и его руководителей.

Законодательная база

Деятельность благотворительных фондов регулируется следующими нормативными актами:

  • ГК РФ.
  • ФЗ №7 от 12.01.1996 «Об НКО».
  • ФЗ №135 от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности».

В отношении фондов, расположенных в Москве, действует также закон №11-46 от 5.07.95.

Цели существования благотворительного фонда

Структура, осуществляющая благотворительную деятельность, преследует следующие цели:

  • Оказание социальной поддержки . Это может быть помощь безработным, реабилитация инвалидов в социуме.
  • Помощь при чрезвычайных ситуациях . Это могут быть лекции по предотвращению или борьбе с последствиями стихийных бедствий, катастроф, терактов.
  • Непосредственное оказание помощи пострадавшим . Добровольцы помогают жертвам терактов, стихийных бедствий, конфликтов на почве религиозной и национальной розни.
  • Предупреждение конфликтов . Благотворительность может включать в себя действия, укрепляющие отношения между государствами и народностями.
  • Укрепление семейных ценностей . Может включать в себя лекции с соответствующей повесткой, меры по защите материнства.
  • Вклад в культурную жизнь общества . Добровольцы содействуют развитию образования, научной сферы, искусства.
  • Пропаганда ЗОЖ . Может включать чтение лекций о здоровом образе жизни, организацию спортивных мероприятий.
  • Защита животных . Яркий пример – РЕТА.
  • Охрана зданий, ценных с точки зрения культуры, истории, искусства . Предполагает меры по реставрации, защите здания от мародеров.

Благотворительная организация может выбрать любую из перечисленных сфер.

ВНИМАНИЕ! Благотворительный фонд должен выбрать одну цель и направлять пожертвования туда. Движение денежных средств, поступающих в фонд, жестко контролируется.

Налогообложение благотворительной деятельности

Фондам и частным благотворителям положены льготы. Их цель – стимулирование лиц на благотворительность. Рассмотрим все особенности налогообложения при направлении средств на помощь другим:

  • ЮЛ, направляющие средства из собственной прибыли на благотворительность, не имеют налоговых вычетов.
  • Льгота размером 1-4,5% предлагается лишь некоторым лицам. Она высчитывается из той суммы, которая направляется в региональный бюджет.
  • Вычеты также могут получить некоторые организации, которые направляют средства на развитие культуры и науки. Данные компании должны быть занесены в списки ведомства.
  • Если изделия передаются какому-либо лицу с целью благотворительности, НДС не выплачивается. Однако правило это актуально только в том случае, если передача объекта оформлена правильно. В обратной ситуации у налоговой инспекции появятся вопросы.
  • НДС не насчитывается только в отношении изделий, которые напрямую передаются благополучателям. В обратном случае НДС выплачивается. К примеру, компания передала 100 футболок детскому дому на безвозмездной основе. В этом случае НДС насчитываться не будет. Однако если компания решит организовать благотворительное предприятие, в рамках которого осуществляется продажа футболок, НДС начисляется.
  • Организация имеет право учитывать траты на благотворительность в перечне расходов, что снизит налоговую нагрузку. Однако в этом случае придется отказаться от налоговых льгот. Организации нужно составить заявление с отказом от льготных условий и подать его в ФНС. Эта мера актуальна, если компания регулярно занимается благотворительностью и тратит на нее много средств.

ВАЖНО! Для получения налоговых льгот нужно своевременно подавать в ФНС налоговую декларацию. Соответствующие расходы отражаются в 7 разделе. Передаче изделий или оказанию услуг в целях благотворительности присвоен код 1010288. Он ставится в первой графе, строке 010.

ВНИМАНИЕ! Согласно подпунктам 16 и 34 ст. 270 НК РФ расходы на благотворительность не будут учитываться при вычислении налога на прибыль.

Бухгалтерский учет благотворительной деятельности

Траты на благотворительность учитываются в составе прочих расходов. Они фиксируются на счете 91. Также потребуется, согласно Приказу Минфина №94, открыть субсчет. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ50, 51. Перечисление денег на благотворительность.
  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ 01, 10, 41. Передача изделий на безвозмездной основе.
  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ20, 29. Услуги, предоставленные в качестве благотворительности.
  • ДТ91, субсчет «Другие расходы» КТ60. Покупка изделий в интересах благополучателя.

Благотворительность от лица компании обязательно фиксируется в . Она также предполагает полное документальное сопровождение. То есть любое действие, связанное с благотворительностью, нужно фиксировать в документах. Обычно оформляются следующие бумаги:

  • Договор об оказании безвозмездной помощи. Актуален при расходах свыше 3 тысяч рублей.
  • Акт передачи изделий или акт исполненных работ. На акте обязательно должна стоять подпись лица, получившего помощь.

Все сведения бухучета нужно подтверждать первичной документацией. Каждая проводка дополняется сведениями о документе.

Загрузка...