clean-tool.ru

Дизельная субмарина ss 233 херринг. Затонувшая у курил подлодка может быть американской времен второй мировой войны

Сахалинские специалисты почти на 100 % уверены, что объект, найденный в районе Курильских островов в ходе второй экспедиции Министерства обороны РФ и Русского географического общества, является американской подводной лодкой.

«Обнаруженный 25 июня на глубине 100 — 110 метров в удалении 2,8 км от берега подводный объект после подробного изучения с помощью многолучевого эхолота и создания трехмерного изображения на 99% опознан как подводная лодка», — сообщил на заседании Сахалинского отделения Русского географического общества (РГО) участник экспедиции, капитан большого географического катера Игорь Тихонов.

Сахалинский ученый-краевед Игорь Самарин предположил, что это может быть американская подводная лодка Herring (SS-233).

Кладбище кораблей

Остров Матуа, у которого найден объект, — кладбище кораблей. «По моим подсчетам, возле Матуа погибли не меньше 5 судов. В 1941 году первое судно село на мель и было разбито штормами. Одним из самых необычных событий является гибель японского транспорта «Ройе-мару», который вез гарнизон на остров и 3 марта 1944 года сел на мель. Тогда военные вынуждены были высадиться не на Матуа, а на Топорковый и жить неделю на голом острове без еды», — рассказал Самарин.

По его словам, еще одно судно пришло на разгрузку, село на мель, затем по неизвестным причинам взорвалось. В июне 1944 года в бухте Двойной целый отряд японских кораблей стал легкой добычей американской подводной лодки Herring, которая в надводном положении выпустила торпеды и попала сразу в два судна. На одном из них на Матуа пришел дивизион, погибли 280 человек, 8 гаубиц утонули.

«А дальше начинается интересная история, связанная с американской подводной лодкой Herring (SS-233). По данным американцев, которые использовали сведения из японских газет, Herring был подбит в этом бою береговой артиллерией. Позже японцы вышли в море, увидели большое масляное пятно, которое подтверждало факт гибели лодки», — рассказал Самарин, добавив, что существует и другая версия. Несколько японских источников утверждают, что лодка тогда скрылась.

«После того, как Herring всплыл в тумане, выбросил торпеды и подбил суда, ни одно артиллерийское орудие по лодке не стреляло. Она стояла там, где пушек не было, зенитные орудия не могли повернуться, потому что не хватало угла, и подводную лодку обстреливали только зенитные автоматы 20 и 25 мм. Они обстреливали ее с такой интенсивностью, что у одного автомата сломалась станина, и он упал в обрыв, а лодка скрылась. Поэтому были сомнения, погиб ли Herring», — пояснил Самарин.

Игорь Тихонов рассказал, что поиски затопленных объектов в бухте Двойной результатов не дали. «Там очень сильные приливно-отливные течения. Поэтому если здесь и были затопленные суда, их просто унесло. По последним данным, водолазы в южной части бухты нашли якорь массой 2 — 2,5 тонны. Он от очень большого парохода», — пояснил он.

Тихонов сообщил, что работы возле Матуа продолжаются. Для изучения затопленной подводной лодки, возможно, пришлют батискаф.

Экспедиция на Матуа

Представители экспедиционного центра Министерства обороны РФ, Русского географического общества, личный состав Тихоокеанского флота и Восточного военного округа продолжают изучать разрушенную временем инфраструктуру, находящуюся на Курильском острове Матуа. Это вторая экспедиция на Матуа, она продлится до сентября. Первая совместная экспедиция Минобороны и РГО на Матуа прошла в 2016 году.

Участники второй экспедиции обнаружили ряд исторических артефактов, в частности, нашли остатки резиденции японского начальника гарнизона, оборудованную дотами, бойницами и подземными ходами.

На Матуа работают гидрогеологи, вулканологи, гидробиологи, ландшафтоведы, почвоведы, подводники, поисковики и археологи из Владивостока, Москвы, Камчатки и Сахалина. Они должны собрать материалы для атласа морских обитателей акватории острова Матуа и соседних островов. Работы по изучению острова и его акватории продлятся до сентября 2017 года, их результатом станут материалы, необходимые для дальнейшего освоения острова. Специалисты составят карты опасных природных явлений, изучат альтернативные источники энергии, химический состав природных вод, потенциальное плодородие почв и другие аспекты.

Матуа — остров средней группы Большой гряды Курильских островов, длина — около 11 км, ширина — 6,4 км. В годы Второй мировой войны на нем была расположена одна из крупнейших военно-морских баз Японии. В 1945 году остров отошел СССР, а японская база была превращена в советскую. На острове сохранилось множество фортификационных сооружений, шахт, гротов, две взлетные полосы, которые подогреваются термальными источникам, поэтому могут использоваться круглый год.

Последнее обновление: 23.08.2017 в 17:01

Водолазы Тихоокеанского флота и исследователи Русского географического общества готовятся к исследованию подводной лодки времен Второй мировой войны, затонувшей в районе острова Матуа. По мнению экспертов, объектом изучения является американская субмарина Herring (SS-233), которую японская береговая артиллерия потопила в 1944 году.

В исследовательской операции активно применяется нормобарический скафандр АС-55 и уже проведено несколько глубоководных погружений с целью детального обследования подводного объекта.

Как сообщает пресс-служба Минобороны России, научно-поисковые работы пройдут в районе мыса Юрлова на глубине 110 метров. В них будут задействовано спасательное судно «Игорь Белоусов», а также телеуправляемый поисково-спасательный аппарат «Пантера Плюс» и необитаемый подводный робот-разведчик Tiger.

«В исследовательской операции активно применяется нормобарический скафандр АС-55. Уже проведено несколько глубоководных погружений с целью детального обследования подводного объекта», — говорится в официальном сообщении пресс-службы Минобороны.

Напомним, что подлодка была обнаружена 25 июня во время подводного обследования побережья около острова Матуа, где во время Второй мировой находилась крупная военная база Японии.

«Исследования архивов позволяют предположить, что это американская подводная лодка Herring, потопленная японской береговой артиллерией», — цитируют РИА Новости секретаря научного совета Российского военно-исторического общества Александра Кирилина.

В мае 1944 года американская подлодка сообщила о торпедировании в районе Курильских островов двух японских судов — «Ишигаки» и «Хокуйо Мару». Затем субмарина атаковала и потопила еще два торговых судна — «Хибири Мару» и «Иваки Мару» в гавани, образованной проливом между берегом Матуа и располагающимся вблизи него небольшим островком Топорковый. При отходе по узкому мелководному фарватеру лодка, находившаяся в надводном положении, не могла маневрировать и была обстреляна японской береговой артиллерией. А выйдя из пролива она затонула после полученных повреждений на глубине 330 футов, что соответствует указанной российскими специалистами глубине в 104 метра. Вместе с лодкой погиб весь экипаж — 83 человека.

Справочная информация

Остров Матуа относительно небольшой — 11 километров в длину и 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки — пика Сарычева (вулкан Фуё) составляет 1485 метров. Находится остров в центральной части Курильской гряды. Накануне Второй мировой войны японцы превратили Матуа — кстати, на японском языке остров звучит как Мацуа-то — в мощнейшую крепость с подземными дотами.

Здесь располагался крупный аэродром, с которого авиация японцев могла контролировать весь северо-запад Тихого океана. На острове-крепости располагались части 42-й пехотной дивизии японской армии и третьей морской бригады. Они капитулировали перед советским десантом 26 и 27 августа 1945 года.

Водолазы Русского географического общества и Минобороны России впервые изучили потопленную около острова Матуа американскую подводную лодку Herring. Субмарина SS-233 была уничтожена японской береговой артиллерией в 1944 году. Точные координаты подлодки переданы американской стороне, чтобы место ее гибели на картах было обозначено как братское захоронение.

Журналисты телеканала "Звезда" сняли исследовательские работы на видео.

Научно-поисковые работы начались в августе в районе мыса Юрлова, где на глубине 110 метров покоится (в переводе с английского языка - сельдь) и 83 члена ее команды. В экспедиции было задействовано спасательное судно "Игорь Белоусов", а также телеуправляемый поисково-спасательный аппарат "Пантера Плюс" и необитаемый подводный робот-разведчик Tiger. С их помощью водолазы детально исследовали затонувшую субмарину.

Подлодка лежит на дне практически ровно. За 73 года под водой лодка поросла плотным слоем ракушечника. Однако на видео можно различить рубку, палубные орудия и другие элементы корпуса.

"Подводная лодка была достаточно большой для своего времени, ее длина составляет порядка 95 метров. Находится в очень хорошем состоянии, отчетливо видны пробоины от снарядов, лодка практически не разрушена, сохранились даже рули, винты, сохранилась рубочная надстройка", - рассказывает исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.

Ширина подлодки, относящейся к типу Gato, чуть больше восьми метров. На субмарине находилось 24 торпеды. В мае 1944 года американская подлодка, которой командовал лейтенант Дэвид Забриске, сообщила о торпедировании в районе Курильских островов двух японских судов - "Ишигаки" и "Хокуйо Мару". Затем субмарина атаковала и потопила еще два торговых судна - "Хибири Мару" и "Иваки Мару" в гавани, образованной проливом между берегом Матуа и располагающимся вблизи него небольшим островком Топорковый. При отходе по узкому мелководному фарватеру лодка, находившаяся в надводном положении, не могла маневрировать и была обстреляна японской береговой артиллерией. После нескольких попаданий снарядов она практически сразу затонула.

Справка "РГ"

Остров Матуа находится в центральной части Курильской гряды. Простирается на 11 километров в длину и 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки - пика Сарычева (вулкан Фуё) составляет 1485 метров. Накануне Второй мировой войны японцы превратили остров Матуа в мощнейшую крепость с подземными дотами. Здесь располагался крупный аэродром, с которого авиация японцев могла контролировать весь северо-запад Тихого океана. Защищали остров-крепость части 42-й пехотной дивизии японской армии и третьей морской бригады, которые капитулировали перед советским десантом 26 и 27 августа 1945 года.

Подводные лодки типа «Гато»

Подводная лодка
Название = Подводные лодки типа «Гато»
Оригинал названия = Gato class
Иллюстрация = USS Paddle;0826305.jpg
Подпись = USS "Paddle " (SS-263), 1944-45
Флаг =
Порт =
Спущен =
Выведен =
Статус =
Тип = Крейсерская ДПЛ
Проект = Gato class
NATO =
Силовая установка = 4 дизеля по 1 350 л.с., 2 электромотора по 1 370 л.с. две аккумуляторные батареи по 126 элементов, два винта
Скорость надводная = 20¼ узла
Скорость подводная = 8¾ узла
Рабочая глубина = 90 м
Предельная глубина =
Экипаж = 60 человек в мирное время, 80-85 человек в военное время
Автономность = 75 суток
Водоизмещение = 1 550 т
Водоизмещение полное = 2 460 т
Длина = 95 м (93,6 м по ватерлинии)
Ширина = 8,31 м
Высота =
Осадка = 4,65 м
Артиллерия = палубное орудие калибра 3" (76мм)
Торпеды = 6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 21" (533 мм), 24 торпеды
Ракеты =
ПВО = 2 пулемёта калибра.50 (12,7 мм), 2 пулемёта калибра.30 (7,62 мм)
Авиация =
Стоимость =
commons = Category:Gato class submarines

Подводные лодки типа «Гато» (_en. gato , вид акулы, заимствование от _es. el gato , кот) - серия американских подводных лодок времён Второй мировой войны . Основанный на предыдущем проекте "«Тамбор» ", проект "«Гато» " претерпел значительные модернизации, улучшившие патрульные и боевые качества субмарин. Модифицированные дизельные двигатели и аккумуляторные батареи увеличили дальность и длительность патрулирования. Также существенно улучшились условия обитания экипажа. Класс «Gato» носит имя первого корабля в серии, USS Gato (SS-212).

Некоторые субмарины класса «Гато» сохранились в качестве памятников: USS Cavalla (SS-244) установлена в Seawolf Park, USS Cobia (SS-245) - экспонат морского музея в Висконсине, а USS Drum (SS-228) находится в музее Battleship Memorial Park.

Основные характеристики

* Энергетическая установка:
** Четыре 16-цилиндровых дизельных двигателя модели 278A производства General Motors мощностью по 1 350 л.с. (1 000 кВт), кроме субмарин SS 228-239 и SS275-284, оснащённых 10-цилиндровыми дизелями моделей 38D-1/8 производства Fairbanks-Morse;
** Два электромотора производства General Electric мощностью 1 370 л. с. (1 020 кВт), кроме SS 228-235, оснащённых моторами Elliott Motor и SS 257-264, с моторами производства Allis-Chalmers;
** Две 126-элементные аккумуляторные батареи пр-ва Exide, кроме SS 261, 275-278, и 280, с батареями производства Gould.
** два гребных винта.

* Дальность плавания:
** В надводном положении 11 800 морских миль на 10 узлах (21 900 км при 19 км/ч),
** В подводном положении 100 морских миль на 3 узлах (185 км при 5,6 км/ч).
* Длительность погружения: 48 часов.

Интересные факты

* USS Gato (SS-212) USS Balao (SS-285) и USS Tench (SS-417), не имевшие кардинальных отличий, стали основателями самого многочисленного класса американских субмарин.
* Говард В. Гилмор, капитан USS Growler (SS-215) был первым из подводников награждён Медалью Почёта . 7 февраля 1943 года Гилмор, находясь на мостике, был ранен с борта японского транспорта "Hayasaki " и отдал необходимый приказ на немедленное погружение, хотя сам не успел добраться до люка вовремя.
* USS Darter (SS-227) стала единственной американской субмариной, затонувшей в результате удара о дно.
* Книга Эдварда Бича "Submarine! " является своеобразной элегией по субмарине USS Trigger (SS-237) класса «Гато».
* USS Wahoo (SS-238), под командованием одного из известнейших подводников США, Дадли «Маш» Мортона, первой из американских субмарин проникла в Японское море. Она была потоплена в 1943 году при возвращении из второго похода в тот регион.
* USS Cobia (SS-245) потопила японские транспорты, идущие с танковыми частями в качестве подкрепления на Иводзиму .
* USS Flasher (SS-249) стала самой результативной субмариной США во Второй мировой войне. Тоннаж потопленных ей судов составил nobr|100 231 брт по подсчётам JANAC.
* USS Harder (SS-257) под командованием Samuel D. Dealey, стала единственной подлодкой, потопившей за свою карьеру 5 эскортных кораблей. Из них четыре были потоплены в течение одного похода.
* USS Mingo (SS-261) была продана в Японию после войны и служила под именем "Kuroshio ".
* USS Cavalla (SS-244) потопила японский авианосец Shōkaku, который ранее участвовал в атаке на Пёрл-Харбор.

Представители


См. также

* Типы подводных лодок ВМС США

* [ http://www.wimaritimemuseum.org/sub.htm Wisconsin Maritime Museum ]
* [ http://www.revell.com/Gato.gato.0.html Gato Class Submarine Kit ]

Wikimedia Foundation . 2010 .

Подводные лодки… Пожалуй, нет более таинственного и грозного вида оружия, созданного человеком. Начиная с первого их появления, первых боестолкновений с их участием, они внушали ужас и приводили в трепет сначала моряков, а с постановкой на субмарины ракетного оружия – и обычных обывателей, жителей крупных городов. Пенная дорожка перископа вызывала и вызывает оторопь у большинства, кто видел её в реальности. Всю свою историю действия субмарин и их экипажей были окутаны полумистическим ореолом тайны и романтики. Зачастую – вполне заслуженно, ведь сам принцип оперативно-тактического применения этого вида вооружений в основе своей подразумевает СКРЫТНОСТЬ.
Тема – неизмеримо огромна! Одно упоминание о возможности появления вражеских субмарин могла склонить чашу весов в пользу более слабого (Русско-японская война 1904 г – тому подтверждение). Действия германских подводников в Первую Мировую, действие «небритых мальчиков адмирала Денница» – во Вторую до такой степени обросли легендами, что зачастую невозможно отличить, что правда, а что – вымысел и фантастика.

Однако, исходя из собственного личного опыта, берусь утверждать, что РЕАЛЬНОСТЬ ВСЕГДА ОПЕРЕЖАЕТ ВЫМЫСЕЛ. Какой бы фантастической и невероятной она не казалась. Как пример, вспомните известную с детства книгу « 20 000 лье под водой» Ж.Верна. Гениальный и таинственный Капитан Немо на своём подводном чудо-электроходе «Наутилус» таранит вражьи корабли и проч и проч! А в это же время реальный подводный электроход «Нарвал» (кстати, тоже французский!) уже имеет на вооружении торпеды – «самодвижущиеся мины Уайтхеда». И – перископ.

В самом начале нашего 21-го века американские дайверы обнаружили на дне гавани Перл Харбор две японские субмарины, затонувшие во время атаки японской авиации на корабли флота США. Одна из субмарин перевозила самолеты, а вторая была небольшого размера, и должна развивать высокую скорость.

Известно, что с начала 30-х годов в Японии уделялось очень серьезное внимание созданию скоростных так называемых карликовых подводных лодок. Первые две опытные лодки с экипажем из двух человек, оснащенные электрической установкой, позволяющей развивать под водой скорость 24 уз, появились в 1934 г. Их предполагалось доставлять в район боя эскадры (в количестве 12 единиц) на борту специально оборудованного для этой цели авианосца «Шитозе» и спускать на воду в течение 17 мин. После успешных испытаний лодок в глубочайшей тайне Япония приступила с 1936 г. к серийному строительству скоростных карликовых подводных лодок, в целях секретности названных "корабль-цель типа А" . Несколько из них были доставлены на больших подводных лодках в район военно-морской базы США Пирл-Харбор перед внезапным нападением на нее Японии в декабре 1941 г.

Из-за недостаточного радиуса действия этих лодок уже в ходе второй мировой войны в Японии были созданы новые карликовые подводные лодки типа Корю , строительство которых осуществлялось в 1944 – 1945 гг. Первые из них имели подводную скорость 24 уз, которую по мере роста водоизмещения модифицированных лодок пришлось снизить до 19, а позже – до 16 уз. Одновременно с лодками типа Корю в Японии строились подводные лодки еще меньшего водоизмещения типа Кайриу , внешним видом напоминавшие торпеду с небольшой рубкой и побортно расположенными в ее районе стабилизаторами, в которые для управления лодкой по глубине были встроены рули. Обращает на себя внимание возможность одноразового использования лодок типа Кайриу при размещении в носовом отсеке взрывчатки. Лодка этого типа стала переходной от карликовой подводной лодки к пресловутой человеко-торпеде (Кайтен) . Быстроходные лодки типа Кайтен строились большой серией. Вооружение – 550 кг взрывчатки в носовом отсеке. Водоизмещение около 8 т, длина 15 м, диаметр корпуса 1 м. Лодка могла пройти со скоростью 30 уз – 13 миль, 20 уз –24 мили и 12 уз – 42 мили. К месту боевого использования Кайтены доставляли специально оборудованные для этой цели надводные корабли и подводные лодки. После вывода лодки на цель водитель фиксировал рули управления и покидал ее через специальный люк в нижней части кабины. Однако впоследствии от подобного использования Кайтенов руководство ВМС Японии отказалось, превратив водителя в смертника, после чего лодки стали называть человеко-торпедами. Очевидно, такое варварское отношение к жизни моряков было запланировано еще на стадии создания Кайтенов , подтверждением чему является само название, в переводе с японского означающее – дорога в небо. Всего Япония построила около 700 человеко-торпед. Официально считается, что их использование являлось жестом отчаяния и не смогло спасти Страну восходящего солнца от сокрушительного разгрома. Но так ли это и для того ли эти лодки строились?

…В конце прошлого года очередная экспедиция под руководством Евгения Верещаги обнаружила в подземном ангаре одного из островов Курильской Гряды

довольно хорошо сохранившуюся подводную лодку Императорского Флота Японии.

Подводный тоннель, ведущий в убежище, а точнее – один из этих тоннелей, был взорван японцами, однако ребятам удалось найти способы «разгрести» завал и вытащить лодку на поверхность.

А теперь – широко известная иллюстрация из работы Шапиро:




Подводная лодка типа Кайриу

Необходимо отметить, что вообще все экспедиции «Бел.Кам,Тур»а под реководством Е.М.Верещаги имели под собой достаточно конкретную цель. Впрочем, предоставим слово самому Е.М.В.

«…Ежегодно 1 июня американские ветераны-подводники с почтением поминают бесстрашный, неутомимо-атакующий "Херринг", крайнее такое поминовение состоялось в этом году 4 июня. Но почему-то никто и никогда не пытался точно установить место гибели героической пятизвездной (!) лодки, а то и поднять ее. Тем более что на ней служили и погибли многие отпрыски заслуженных моряков США: баронские, графские и княжеские титулы "младший" в экипаже официально носили 8 человек и один имел дополнительную приставку к имени "внук", т.е. - третий. В таком равнодушии американских чиновников к судьбе заслуженной лодки имеется своеобразная тайна. Какая?

Когда американский посол США в России Александр Вершбоу находился в Петропавловске-Камчатском и журналист Владимир Ефимов сказал ему в телевизионной беседе о планах экспедиции почтить память лодки "Херринг" специальным знаком и призвал даже поучаствовать американцев в этом, то членораздельного ответа от Вершбоу почему-то не последовало. Зато он был очень удивлен, а то и встревожен (раздосадован?) тем, что мы вообще что-то знаем об этой лодке.

Мы о ней знаем больше, чем они. Мы действительно чтим ее память, ведь она погибла за Курилы! Памятный знак в честь экипажа "Херринг" надежно хранится в каюте нашей яхты "Арктур", а мы, пользуясь хорошей погодой в океане, высыпали на палубу и, держась за леера и всевозможные растяжки, любуемся островами. Да, мы знаем, что американцы не давали здесь жизни японцам в период 1943-45 годов. Мы как раз проплываем мимо тех мест, где 60 и более лет назад происходили активные морские и воздушные баталии между этими странами. Например, точно установлены координаты, а кое-где у берегов Парамушира еще видны останки японских транспортов, потопленных американскими подводниками. Немногим южнее устья самой большой реки этого острова - Тухарки, возле Соловьиных скал лежат обломки японского транспорта, подбитого лодкой SS-136 (S-31). Другой транспорт лежит за мысом Крузенштерна, и т.д. На дне Тихого океана покоятся и обломки американских лодок и самолетов. Например, в июле 1942 года где-то здесь безвозвратно пропала лодка "Grunion", а 7 октября 1943 года у берегов Парамушира японский эсминец "Ishigaki" потопил любимицу американского подводного флота базы Пёрл-Харбор лодку S-44 (SS-155).

Похоже, американцы устроили мстительную охоту на "Ishigaki", и 31 мая 1944 года его все-таки выследила и потопила знаменитая американская субмарина SS-223 "Херринг". Именно экипажу этой героической лодки мы и будем устанавливать памятный знак на острове Матуа, в 2 км. от которого лодка лежит на дне. Вообще-то на истории этой американской лодки стоило бы остановиться подробнее, ведь мы так мало знаем о союзнических действиях в Тихом океане. Субмарина "Херринг" сошла со стапелей Портсмутской верфи 15 января 1942 года и принадлежит к классу "Gato" - новейшему в то время классу американских лодок серии SS. До ноября 1943 года она несла службу в Атлантике, где успешно топила "мелких" немцев, после чего была переведена на Тихий океан. И здесь лодка не стала последней. К моменту гибели на ее счету числятся японские корабли "Hakozaki Maru", "Nagoja Maru", фрегат-эсминец "Ishigaki", транспорты "Hokujo Maru", "Iwaki Maru", "Hiburi Maru", а также героическое нападение на японский конвой 190 nm S Сидзуоки в Токийском заливе, где "Херринг" почти сутки преследовала, а затем и потопила AKV "Nagoja Maru". 16 мая 1944 года "Сельдь" ("Херринг") под командованием лейтенанта Дэвида Забрисски-младшего ушла из Пёрл-Харбора в свой восьмой по счету и, увы, последний, боевой патруль в район Курильских островов. Через пять суток связь с лодкой оборвалась, но у нее оставался радиоконтакт с другой американской лодкой - SS-220 "Зубец" (по-английски - "Barb".

Кстати, эта субмарина 2 июля 1945 г. первой, впервые в мире применила баллистические ракеты с обычными боеголовками для обстрела японцев на Сахалине. Напоследок, чтобы через перископ удовлетвориться эффектом, подлодка ударом ракеты потопила японский сторожевой корабль №112. В дальнейшем предполагались атомные боеголовки. Эта история пока не имеет широкого информационного распространения )"Зубец" и "Сельдь" совместно работали в Курильских водах, и "Зубец" стал свидетелем потопления "Сельдью" японского фрегата "Ishigaki", а затем нескольких транспортов возле острова Матуа. Причем, фрегат был взорван "Сельдью" всего одной торпедой. Это произошло 31 мая, а 1 июня связь с "Сельдью" потеряла и "Зубец". Позже по японским источникам выяснилось, что "Сельдь" (станем снова называть ее "Херринг", ведь она - скорбь и гордость американцев) не удовлетворилась победой и снова пошла в неустрашимую атаку практически с разряженными батареями, в результате которой потопила еще два японских транспорта, стоящих возле мыса Таган на острове Матуа. Но так как лодка из-за густого тумана, чтобы лучше видеть цель, атаковала транспорты в надводном положении, ее тут же накрыла огнем японская береговая батарея. Лодка затонула в 2 км. от берега. Экипаж погиб, он состоял из 83 человек. Американцы считают "Херринг" одной из успешных лодок Второй мировой войны. За полтора года боевой жизни ею потоплены суда общим водоизмещением 20 тысяч тонн, в том числе японских - 13,2 тысячи тонн, остальные - немецкие (в Атлантике).»

Итак, американская лодка ещё до конца Второй Мировой Войны использовала ракетное оружие. И это – установленный исторический факт.

Но, зная о том, что наши «потенциальные друзья» НИКОГДА НЕ БЫЛИ ЛИДЕРАМИ (на том историческом отрезке, по крайней мере), ни в разработках ПЛ, ни в разработках ракет подобного уровня, что лидерами в этой научно-технологической гонке безоговорочно выступали немцы, попробую разобраться, а ПЕРВЫМИ ЛИ применили ракеты американцы?

Цитата:
«…В это время новые субмарины впервые начали оснащать «шноркелями», или «шнорками». Это северонемецкое слово означает «нос». Голландия снабдила свои подлодки воздухозаборниками в конце 1940 года, но они использовали их только для вентиляции. Немецкий же шнорк, поднимаемый и опускаемый под гидравлическим давлением, позволял использовать двигатели внутреннего сгорания под водой и тем разрешил многие серьезные проблемы. Подлодка могла теперь двигаться под водой в течение всего периода, пока подается топливо, и таким образом была своего рода ответом радару.

Новый промежуточный тип, снабженный шноркелем, известен как тип XXI. Он имеет обтекаемый корпус и создавался как настоящая подводная лодка, а не просто «способная к погружению». Его подводная скорость впоследствии выросла до 16 узлов, и корабль мог сохранять эту скорость долгое время. Кроме того, новый тип был оснащен шестью носовыми торпедными аппаратами с 12 торпедами, уложенными позади них. Это устройство позволяло стрелять залпом из шести торпед, перезаряжать, стрелять и перезаряжать снова, выстреливая все 18 торпед в течение 15 минут. Более того, новый тип дальномера позволял этим подлодкам стрелять торпедами с глубины 50 футов, не используя перископ.

Но самую большую угрозу представляли наши акустические торпеды, отличавшиеся от обычных электрических сложным прослушивающим устройством, соединенным с рулевым механизмом. Мы могли стрелять торпедами этого типа, даже не видя объекта и не устанавливая расстояния. Такая торпеда, вылетавшая из аппарата, делала круги, пока подлодка не погружалась на большую глубину, чтобы не оказаться на ее пути. Потом она шла в направлении, с которого шли звуки корабельных винтов, и ударяла в корму, где размещались двигатели и аппараты управления. Прослушивающее устройство было таким чувствительным, что могло уловить даже стоящее судно по звуку его вспомогательных двигателей. В течение только одного месяца 1944 года этими фантастическими торпедами потопили 80 эсминцев и корветов.

Это привело к тому, что, когда мы начали применять эти торпеды, вражеские охотники за подлодками вынуждены были почти прекратить атаки, так как для них это стало просто самоубийством. Позже на кораблях противника устанавливали различные, однако не слишком эффективные контрустройства.

Источник: Хайнц Шаффер. U-BOAT 977. Москва ЦЕНТРПОЛИГРАФ 2002 г. стр. 177-178.


Лодка U -2502 XXI серии, рядом – лодка XXIII серии. 1944-й.

Аквалангисты из дубайского клуба дайверов впервые сняли на видео и окончательно идентифицировали немецкую подводную лодку U-2502, потопленную союзниками во Время второй мировой войны в Оманском заливе,. Из 53 человек команды тогда удалось выжить лишь одному. Лодка лежала на глубине 108 метров в 46 километрах от побережья эмирата Фуджейра. U-2502 класса ХХI -XC/40 была спущена на воду в 1944 году. Она входила состав группы “Монсун” (”Gruppe Monsun”), охотившейся за союзными транспортами в Индийском океане, и по некоторым данным, имела на борту ракетное вооружение.

U-2502 была потоплена 16 октября 1944 года пилотом британских ВВС Льюисом Уильямом Чепменом (Lewis William Chapman), который на бомбардировщике Blenheim в тот день осуществлял патрулирование Оманского залива. В 1999 году лодка была поднята, отреставрирована и восстановлена.


На снимке:
U -2502 XXI проекта. Наши дни.


Идея вооружения подводной лодки ракетным оружием – не нова. Она возникла практически одновременно с возникновением и самой ПЛ, как класса. Вспомим проект Шильдера:

В 1942 году по инициативе доктора Штейнхофа, работающего на знаменитом (в наше время) ракетном центре Пенемюнде, проводились опыты по запуску ракет с борта подводной лодки.

Для опытов были выбраны два типа ракет - WGr kal 28 cm Wz40 и WGr kal 21 cm Wz42.

Турбореактивный снаряд WGr kal 28 cm к тому времени широко применялся в Вермахте, хотя его карьера уже катилась к закату. Он состоял из фугасной боевой части калибром 280 мм и ракетного двигателя твердого топлива диаметром примерно 160 мм. Стабилизация снаряда осуществлялась вращением, для чего двигатель имел сопловой блок со скошенными соплами. Стартовый вес снаряда составлял 82 кг, а дальность стрельбы - на воздухе - 2200 м.

Для опытов на палубе подводной лодки установили четыре стандартные пусковые установки под углом в 45° к вертикали, перпендикулярно к продольной оси корабля. Такая ориентация ПУ определялась, по-видимому, опасением повредить обшивку подводной лодки пороховыми газами в момент старта снаряда.

Другим снарядом для «подводной стрельбы» была выбрана только что принятая на вооружение Вермахта фугасная граната WGr kal 21 cm Wz 42. Этот снаряд имел совершенную аэродинамическую форму и был выполнен в одном калибре - 210 мм, вес снаряда составлял 112,6 кг, дальность стрельбы (на воздухе) - 7850 м. Стабилизация снаряда также осуществлялась вращением. Шесть стандартных пусковых установок в виде труб устанавливались на палубе ПЛ, аналогично предыдущему случаю.

Для использования ракет в море они подвергались некоторым доработкам, главная из которых заключалась в герметизации корпуса двигателя, чтобы предотвратить поступление воды к топливному заряду, трудность состояла в том, что двигатель имел много сопел. Например, у WGr kal 21 их было 23, и загерметизировать их нужно было так, чтобы с одной стороны - не допустить поступление воды, особенно под давлением на глубине, а с другой стороны - герметик в момент старта должен был одновременно исчезнуть из всех сопел, чтобы не допустить скачка давления в камере сгорания и не создавать ассиметричную тягу, которая снижает точность стрельбы.



Возможные схемы применения реактивных снарядов (PC) с подводных лодок


Монтаж пусковых установок для 28-см ракет на палубе подводной лодки
В случае если бы дело дошло до боевого применения, пришлось бы дорабатывать взрыватели. Пуски ракет из-под воды носили чисто исследовательский характер и должны были продемонстрировать саму возможность запуска реактивных снарядов в водной среде. В результате проведенных пусков с глубин от 2 до 15 метров было установлено что:
1. Использование ракет из под воды вполне возможно.
2. Дальность полета сильно зависит от глубины, с которой произведен пуск.
3. Необходимо разработать специальный реактивный снаряд для подводной стрельбы,
4. Требовала решения проблема управления стрельбой.

При проведении этих опытов возник вопрос - каким образом наиболее эффективно использовать ракетное оружие с борта подводной лодки? Были рассмотрены следующие предложения:

1. АТАКА НАДВОДНОЙ ЦЕЛИ ИЗ НАДВОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

В этом случае ракета, по сравнению с артиллерийским снарядом, имеет только одно преимущество - более мощный боевой заряд. Однако ракеты имели намного худшую точность стрельбы, по сравнению с пушкой. Кроме того, была проблема хранения ракетного боезапаса. Маловероятно, чтобы все ракеты хранились в пусковых установках в постоянной боевой готовности во время всего похода. Ясно, что внутри прочного корпуса подводной лодки пришлось бы оборудовать погреб боезапаса. Но тогда как подавать ракету на палубу через узкие лодочные люки? Ведь вес ракеты был значителен (см. таблицу). Кроме того, - обслуга не могла находиться возле ПУ во время пуска. Это снижало точность стрельбы, ведь пока наводчик будет прятаться в лодку через люк, прицел наверняка собьется. И последнее - из-за яркого факела ракетный пуск демаскирует подводную лодку - особенно ночью.

2. АТАКА БЕРЕГОВОЙ ЦЕЛИ ИЗ НАДВОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Все высказанные выше мысли относятся и к этому случаю. Но кроме этого добавляется еще одна трудность - для решения задачи подводная лодка должна будет подойти близко к берегу - ведь дальность полета реактивного снаряда была небольшой, а это - чистое самоубийство.

3. АТАКА ПОДВОДНОЙ ЦЕЛИ

Эффективность такой стрельбы вызывала большое сомнение. По аналогии - американский реактивный бомбомет «Хеджехог» давал залп из 24 ракет. Вероятность поражения цели при этом была очень небольшой. На подводной лодке вряд ли удалось бы увеличить число ракет в залпе, поэтому такое оружие носило бы чисто психологический характер.

4. АТАКА НАДВОДНОЙ ЦЕЛИ ИЗ-ПОД ВОДЫ

Это предложение было признано наиболее перспективным. Подводная ракета, по сравнению с торпедой, имеет значительно большую скорость хода, поэтому на нее меньше влияют различные возмущения, а у цели не останется времени для проведения маневра уклонения. Все это должно было увеличить шансы поразить цель. Но ракета имела один существенный, по сравнению с торпедой, недостаток. Дело в том, что при торпедной стрельбе командир наводит аппарат только по азимуту, а заданную глубину хода выдерживает установленный на торпеде автомат глубины. Установить на ракете подобный прибор весьма сложно, поэтому при стрельбе придется наводить оружие как по азимуту, так и по углу места.

Применять ракеты предполагалось совместно с торпедами, при этом тактика проведения атаки практически не изменялась. Подводная лодка выходила на цель и атаковала ее торпедами. Затем, уходя от преследования, подныривала под нее. В этот момент возможна повторная атака цели ракетами из пусковых установок, смонтированных вертикально.

Так как боевой заряд у ракеты меньше, чем у торпеды, то подводная лодка не должна пострадать от своего оружия. После прохода под целью, ракетами можно было бы еще раз обстрелять цель или преследующие лодку противолодочные корабли из пусковых установок, направленных в корму.


Для реализации такой схемы боевого применения был предложен реактивный снаряд для подводной стрельбы, обозначенный как «калибр 165 мм». «Калибр 165» имел ряд особенностей, отличающих его от наземных собратьев.

Так топливный заряд имел внутренний канал малого диаметра, что говорит о том, что двигатель имел сравнительно небольшую тягу, при возросшем времени работы. Поэтому подводный снаряд весь путь до цели проходил с работающим двигателем, что естественно, ведь подводная ракета (в отличие от наземных сестер) не могла долго двигаться по инерции-сопротивление воды намного больше, чем у воздуха. Обращает на себя внимание малая степень расширения сопла, что связано с тем, что истечение происходит в воду, давление в которой довольно велико. Для стабилизации использовали гидродинамические поверхности - раскручивать снаряд в воде сочли невыгодным.

Снаряд для подводной стрельбы калибра 165 мм

1 - насадка с радиальными отверстиями для выпуска пороховых газов и формирования газовой каверны; 2-трубка для подачи пороховых газов к насадке; 3 - боевая часть; 4-топливный заряд; 5 - воспламенитель; 6 - колосниковая решетка; 7 - крышка с выводами электровоспламенителя; 8 - сопло; 9 - стабилизатор

Но самым важным изобретением, заложенным в проект, было использование газовой каверны. Часть пороховых газов отбиралась из двигателя и по трубке подавалась в головную часть ракеты, где истекала в воду через несколько радиальных отверстий, выполненных в специальной насадке. В результате образовывался газовый кокон - «газовая каверна», в которой двигался снаряд. Сопротивление воды при этом резко снижалось. После войны газовая каверна была использована в нескольких образцах авиационных торпед и реактивных всплывающих мин.

Других данных о «калибре 165» у меня нет - неизвестно, был ли снаряд построен, проходил ли испытания, и каковы при этом были результаты.

Нет также данных о типах лодок, на которых предполагалось использовать реактивные снаряды. На испытаниях, скорее всего, использовалась лодка серии VII. Так как пусковые установки имеют простую и легкую конструкцию, не было бы существенных трудностей по их установке на большинстве типов германских подводных лодок.

Еще меньше известно о проектах торпед на жидкостно-реактивных двигателях. Так реактивная торпеда по проекту UGRA снабжалась ЖРД, который работал на окислителе - 70% перекиси водорода (запас окислителя - 20,8 кг) и топливе - 50% гидразингидрата +50% спирта + 0,6 г меди на литр (запас горючего 1,18 кг). Данное сочетание было самовоспламеняющимся. Обе жидкости подавались в камеру сгорания с помощью сжатого воздуха, находящегося на борту. Общий вес торпеды составлял 74,6 кг, длина - 2 м, диаметр - 244 мм. Под водой торпеда должна была развивать скорость 30 узлов на дальности 1000 м. Камера сгорания охлаждалась морской водой.

По проекту Lt 1500 реактивная торпеда должна была иметь размеры, сопоставимые с обычными торпедами: общий вес - 1500 кг, длина - 7050 мм, калибр - 553 мм. Силовая установка состояла из ЖРД, камера сгорания которого охлаждалась забортной водой. В качестве окислителя использовался «Ингалин» - 82-83% перекись водорода, запас которой составлял 380 кг. Горючим служил «Декалин» - чистый декагидронафталин, запас которого составлял 46,7 кг. В качестве катализатора для разложения перекиси водорода использовался концентрированный раствор перманганата натрия или кальция (запас - 90 кг).

Все три жидкости (окислитель, топливо и катализатор) с помощью сжатого воздуха подавались в камеру сгорания, где происходило разложение перекиси водорода с выделением кислорода, водяного пара и тепла. В этой смеси "Декалин" мгновенно самовоспламенялся, температура в камере сгорания возрастала, а отработанные газы истекали через сопло, создавая тягу.

По расчетам скорость хода должна были составить 40 узлов на дальности 1830 м. Эти торпеды остались только в проектах или каких-либо лабораторных образцах, которые не получили дальнейшего развития из-за того, что не сулили каких-либо существенных преимуществ по сравнению с обычными торпедами.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Немецкое «Чудо-оружие» - самолет-снаряд Фау-1 и баллистическая ракета Фау-2, по планам фашистской верхушки, должно было переломить ход войны. Однако его характеристики оказались таковы, что оно годилось только для террора против гражданского населения. Точность стрельбы была такова, что попасть можно было только в крупную площадную цель типа города, что и осуществлялось во время обстрела Лондона и некоторых других Британских городов. Однако Американский континент для подобных обстрелов был недосягаем.

Для обстрела Нью-Йорка было предложено установить Фау-1 на подводную лодку, которая переплывет Атлантический океан, подойдет к цели на дистанцию 220 км и запустит снаряд. Этот проект обсуждался в Министерстве авиации Рейха 29 июля 1943 года, однако из-за недоведенности оружия и недостатка подходящих подводных лодок был отложен до лучших времен.

Когда Фау-1 был принят на вооружение и стал использоваться против Англии, к проекту вернулись вновь.

В качестве ракетоносца предполагалось использовать подводные лодки XXI серии. У меня нет данных о технических подробностях немецкого проекта, однако мы можем представить его основные черты по аналогии с американской программой создания подводных лодок - ракетоносцев. Дело в том, что, используя немецкий опыт, а после войны и немецких специалистов, американцы создали копию Фау-1, которая во флоте получила обозначение «Лун» (LTVN-2). Для проведения испытаний были переоборудованы две подводные лодки: «Каск» и «Карбонеро». Позади рубки у них устанавливался цилиндрический контейнер со сферическими крышками. Сразу за контейнером монтировалась пусковая установка ферменной конструкции с постоянным утлом возвышения. Перед стартом лодка всплывала, открывалась крышка контейнера, и ракета на стартовой тележке выкатывалась на пусковую установку. Здесь к ней пристыковывались крылья, и после проведения предстартовой подготовки проводился пуск. Взлет осуществлялся при помощи твердотопливных стартовых ускорителей, которые затем сбрасывались вместе с тележкой. Первое летное испытание было проведено в июне 1948 г.

Однако вернемся к немецкому проекту. По-видимому, он полностью совпадал с американским, хотя некоторые источники говорят о двух ангарах - одном за рубкой и втором перед ней. Американские успехи показали, что технические трудности были вполне преодолимы и, вне всякого сомнения, немцы осуществили бы этот проект, однако эффективность нового оружия вызывала большие сомнения.

Как уже говорилось, Фау-1 имел плохую точность стрельбы - по результатам «наземных» пусков было известно, что только 80% долетевших до цели снарядов попадали в круг диаметром 13 км. Но при использовании снаряда с борта корабля точность должна была еще больше снизиться. Дело в том, что перед стартом необходимо как можно точнее определить координаты подводной лодки. А это не простая задача, ведь у немцев в течение всей войны не было никакой навигационной системы у американского побережья. Подтверждением этого довода служит тот факт, что они не смогли заложить в том районе даже метеостанции (кроме нескольких эпизодов).

Требовалось также повысить надежность самих снарядов и системы их пуска. Ведь по «наземному» опыту известно, что многие Фау-1 взрывались непосредственно на старте или вскоре после отрыва от ПУ. Если бы это произошло на подводной лодке, то она получила бы серьезные повреждения с угрозой ее гибели.

Необходимо было сократить время предстартовой подготовки, которое составляло примерно 30 минут. Понятно, что находиться в надводном положении у вражеского побережья в районе с интенсивным судоходством и сильной противолодочной обороной - занятие весьма опасное.


Эффективность самолетов-снарядов можно было бы повысить путем использования радиокомандной системы управления с телевизионным наблюдением цели или используя инфракрасную головку самонаведения. Тогда их можно было бы использовать против надводных целей. Но в то время немцы только работали над такими системами и до успеха было далеко. Не исключался вариант использования пилота-смертника.

Плавучая пусковая установка для ракеты Фау-2

Радикально повысить эффективность оружия могло бы применение ядерной (или, в меньшей степени, химической) боеголовки. Тогда бы не стояла так остро проблема точности стрельбы. Но у немцев ядерного оружия не было, а применять отравляющие вещества они опасались.

И последний аспект проблемы - экономический. Сколько-нибудь заметно повлиять на население и правительство противника могло только массированное применение самолетов-снарядов, а как его добиться, если одна подводная лодка брала только один снаряд, а перед пуском ей приходилось совершать трансатлантический рейс? В общем - затраты были велики, а толку мало. Этим и объясняется тот факт, что проект в металле воплощен не был, однако многие германские изобретения нашли применение после войны во флотах их бывших противников. Это, прежде всего, касается применения герметичных контейнеров вне корпуса лодки для транспортирования ракеты и использование твердотопливных ускорителей для ее старта.

Для удара по Америке планировалось использовать и другой вариант «чудо-оружия» - баллистическую ракету Фау-2. В 1942-1944 гг. инженер Дикман предложил концепцию запуска Фау-2 с плавучей пусковой установки, которую на буксире доставит к месту старта подводная лодка. Проект получил обозначение «Спасательный жилет».

Контейнер вмещал одну ракету и представлял собой автономный аппарат, размером с небольшую подводную лодку. Да, по сути, это и была подводная лодка, только без силовой установки.

Ракета располагалась в центральной шахте и фиксировалась в четырех направляющих, выполненных в виде балок. В шахте располагались фиксированные и откидные площадки для обслуживания и предстартовой подготовки всех систем ракеты. Непосредственно под двигателем ракеты располагался рассекатель пламени и газоотводные каналы, которые проходили вдоль наружного корпуса контейнера к верхнему люку шахты. Количество газоотводных каналов могло быть от двух до четырех. Под шахтой находилось помещение с контрольно-проверочной аппаратурой и автоматикой пуска. Из этого помещения осуществлялись основные операции предстартовой подготовки и пуска.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ, ПЛАНИРУЕМЫХ К ВООРУЖЕНИЮ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Далее в корме располагался «топливный отсек», основной объем которого занимал бак с окислителем - жидким кислородом. Так как кислород во время рейса испарялся, то бак был выполнен в виде сосуда Дьюара, снабжен теплоизоляцией, а также системами перекачки, дренажа и компенсации объема. Горючее - спирт - во время рейса хранилось непосредственно в баке ракеты, а в контейнере располагался небольшой запас, которым дозаправлялся снаряд, для компенсации испарения и протечек.

Бак с перекисью водорода, со всеми необходимыми системами, также располагался в топливном отсеке.

Контейнер имел две воздушные системы. Одна, предназначенная для дозаправки баллонов ракеты, имела систему осушения и очистки. Другая предназначалась для общекорабельных нужд - привода корабельных механизмов и продувки балластных цистерн. Обе системы могли подпитываться от лодочного компрессора.

Кроме того, контейнер имел ряд систем, характерных для любого корабля: систему вентиляции, осушения, стабилизации глубины, энергопитания, дифферентовки, погружения-всплытия и т. д.

Как видите, это было весьма сложное устройство с водоизмещением, сравнимым с водоизмещением некоторых подводных лодок - 550 т под водой и 355 т над водой. Длина контейнера составляла около 30 м.

Применять контейнер предполагалось следующим образом: подводная лодка типа XXI брала на буксир до трех пусковых установок. После выхода из порта заполнялись балластные цистерны, и контейнер погружался на заданную глубину. В дальнейшем, в течение всего похода, глубина поддерживалась автоматически. После прибытия в район старта балластные цистерны продувались, и контейнер всплывал, а после заполнения кормовых цистерн переводился в вертикальное положение так, чтобы уровень люка оказывался как можно выше над уровнем воды. После этого стартовая команда на надувных плотиках переплывает с подводной лодки к контейнеру, открывает люк и проникает внутрь.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ

Тип ракеты

Длина, м

Диаметр фюзеляжа, м

Размах крыла, (стабилизатора), м

Вес взлетный, кг

Заряд ВВ, кг

Вес топлива, кг

Тип двигателя

ПуВРД Argus 014

ПуВРД IJ-15-1

Тяга двигателя, кг

Максимальная скорость, км/ч

Дальность, км

Система управления

инерционная

инерционная с радиокоррек.

инерционная

Точность стрельбы

На дальности, км

Подводная лодка «Каск», вооруженная самолетом-снарядом LTV-N-2 Loon. Виден контейнер для хранения снаряда и пусковая рампа. Немецкий проект вооружения лодок XXI серии снарядами V-1 имел, по-видимому, такую же схему

Время предстартовой подготовки оценивается в 4-6 часов, что несколько больше, чем при «наземных» пусках, и объясняется более сложной, морской спецификой. После предстартовой подготовки и прицеливания ракеты стартовая команда возвращается на лодку и производит пуск. После взлета ракеты люк контейнера закрывается, балластные цистерны заполняются водой, и контейнер готов к обратной буксировке на базу.

Все технические проблемы, о которых говорилось при описании Фау-1 (особенно в части определения места старта, надежности ракеты и малой эффективности в связи с отсутствием ядерного заряда), относятся и к Фау-2.

Но в этом случае возникла еще одна. Дело в том, что прицеливание по азимуту осуществлялось путем разворота всей ракеты, а такая наводка могла сбиться из за морских течений и ветра, пока стартовая команда будет покидать контейнер. В связи с этим пришлось бы дорабатывать систему управления «морской» ракеты или устанавливать на контейнере специальную систему для стабилизации азимута.

В конце 1944 года на судоверфи Шихау в городе Эльблонг началось строительство одного такого контейнера, но закончить его не успели, и он достался наступающим советским войскам. Дальнейшая судьба этого изделия мне не известна. В принципе этот проект был осуществим, но он был весьма сложен и дорог. Подтверждением этого служит тот факт, что после войны такой способ запуска ракет развития не получил.

Немцы, в том числе и инженер Дикман, разрабатывали и другие способы применения Фау-2 на флоте. По одному из них контейнер с ракетой нужно было установить на палубе подводной лодки в горизонтальном положении. Перед пуском контейнер поднимался, а после взлета ракеты лодка могла его сбросить и заняться своей основной задачей - борьбой с вражеским судоходством. Этот вариант был отвергнут из-за дороговизны - контейнер имел большие размеры, сопоставимые с размерами подводной лодки XXIII серии.

Велись и поисковые работы по запуску ракет из-под воды, но Германия проигрывала войну, и эти ОФИЦИАЛЬНО ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, что эти проекты так и остались только на бумаге. Но вот что крайне любопытно: сразу после Второй Мировой и у американцев, и у нас появились трофейные лодки ХХ1 проекта, но – имеющие необычный «горб» сзади рубки. Мне в свое время лично довелось видеть такую «красавицу» - она жива до сих пор и используется (по крайней мере – до 1991-го года – точно), в качестве УТС.

УТС-3, до 1978-го – «Н-27 Р2», до 1946-го – U -3515 XXI XC /40.

В заключение следует сказать, что германская научно-техническая мысль оставила глубокий след в истории развития военной техники, и ГЛУБИНЕ этого следа мы будем поражаться и удивляться ещё долгие, долгие годы.

Загрузка...