clean-tool.ru

А что вы знаете об истории итальянской мебели. Что вы знаете об исторических событиях, изображенных на картинах этих художников Какие документы представляют наибольшую ценность для изучения

Что вы знаете об исторических событиях, изображенных на картинах этих художников?

Ответ

На картине В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» изображена сцена победоносного входа в город князя Александра после победы над немецкими рыцарями на Чудском озере, произошедшая 5 апреля 1242 года.

На картине Г. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов» изображен эпизод прибытия в Новгород двух кардиналов с грамотой от папы римского Иннокентия IV. В этой грамоте папа утверждал, что отец Александра Ярослав перед смертью дал обещание перейти в католическую веру. Послы пытались уверить князя, что, приняв грамоту, он заручится поддержкой западных государей и убережёт себя от гнева татар. Но Александр Невский порвал папскую грамоту, отправил послов обратно и велел передать папе римскому, что ни в чьих советах и помощи не нуждается. А с Батыем князь нашёл общий язык и даже подружился с его сыном Сартаком. Больше того, было несколько эпизодов, когда присутствие ордынских отрядов неподалёку от Новгорода заставило ливонских рыцарей удержаться от очередного нападения.

На картине П. Корина «Александр Невский» изображён князь Александр, видимо, после одной из битв. Его фигура олицетворяет собой несгибаемую мощь государства. Поднятая позади него хоругвь с изображением Иисуса Христа напоминает. что за силой человека стоит сила Божественная, которая оберегает русских воинов в бою.

Начиная с древних времен могла служить ярким примером особого стиля и наследования для различных мебельных мастеров стран Европы. Временем величайшего расцвета и преобладания роскошной утонченности в историческом развитии итальянской мебели, также как и в ступенях исторического развития всего прочего искусства был признан Ренессанс, который, с рубежа 15 века, прочно воцарился в самых разных направлениях и течениях искусства всего мира. Начало 15-го столетия — это явное смешение готического течения предшествующего четырнадцатого века, с тонкой резьбой по дереву, ажурными узорами и орнаментами, растительными элементами и рисунками, которые окрашены в насыщенные розовато-красные или пропитанные яркой зеленью цвета. А начиная со 2-й половины пятнадцатого столетия главные предметы мебели Италии — это лари и стулья тончайшей резьбы, изготовленные в большинстве случаев из наилучшим образом поддающейся обработке ореховой древесины, с удлиненными спинками и скульптурными изображениями.

Один из главных предметов мебели той эпохи — это большая кровать, задрапированная блестящими богатыми тканями из шелка и других тонких материй и мастерски декорированная сложной и замысловатой вышивкой серебряными и золотыми нитями. С начала 16го столетия господствующее значение придается разнообразному изысканному декору. Вещи украшаются позолотой, серебром и драгоценными камнями, и явно приобретают ярко помпезный, величаво-торжественный вид. на кухнях из Италии господствующее значение занимает сервант — объемный и тяжелый с поставленной напоказ приходящим гостям красивой драгоценной посудой. В дизайне мебели Италии преобладает античный мифологический узорный орнамент.

А барокко, прочно укоренившийся при сложном процессе изготовления итальянской мебели семнадцатого — и начала 18-го веков, придает изделиям итальянских мебельщиков поистине поразительную и поражающую воображение роскошность и химеричность. В дизайне декора мебели изображаются настоящие полнометражные сцены на темы каких-либо значимых моментов прошлого, более или менее достоверно отражающие самые разнообразные мифолого-фантастические или исторические происшествия.

И наконец, стиль, получивший впоследствии название “рококо”, преобладающий в странах Европы в 18 веке, придает мебели Италии изысканную и неподражаемую легкость. Преимущественно преобладает ассиметрия, волнистость и изогнутость, а также плавная текучесть линий, интригующие элементы горящего пламени и перетекающей воды, создающие яркий и красивый эффект мерцающего и переливающегося движения и переходов. Помимо ранее повсеместно применявшейся нарядной позолоты в мебельную моду входят отполированные и покрытые лаком предметы мебели, господствуют ясные и светлые легкие тона.

Наконец, в наше время мебель Италии вобрала и сконцентрировала самые лучшие наработки и достижения и секреты искусства изготовления великолепной мебели прошедших веков. Генуя, Венеция, Сиена, Рим, Лигурия, Ломбардия, а также другие города известны нам изготовлением мебели в Италии.

Увлекательное путешествие по истории создания книги. Вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории печатной первой книги и как она выглядит сейчас. Разгадаете кроссворд, соберете пословицы и ответите на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «Что вы знаете об истории создания книги?»

(сценарий открытого мероприятия для 5-7 классов)

Ответственные: Федосеева И.Н., Скворцова Л.М., Родионова Е.Н.

Дата проведения : 29.10.2014 г.

Место проведения : интерактивный класс.

Цель: организация воспитательных и досуговых занятий учащихся в ГПД.

Форма проведения: викторина.

Задачи:

Образовательные: обогащение багажа знаний учащихся об истории создания книги;

Развивающие: развитие любознательности, познавательного интереса, инициативности и интеллектуальных способностей учащихся ; развитие интереса к истории; совершенствование речевых навыков; развитие мышления, памяти, воображения.

Воспитательные: воспитание уважительного и бережного отношения к книге.

Оборудование:

  • интерактивная доска, проектор;
  • демонстрационный материал: книги из школьной библиотеки; аудиокниги; электронная книга;
  • фишки для проведения викторины; призы.

Ход мероприятия

Слайд 1. Здравствуйте ребята, коллеги и гости нашего мероприятия. Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие по истории создания книги, после которого мы с вами проведем интересную викторину.

Слайд 2.

Книги - лучшие друзья.

К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни.

Они никогда не изменят.

А. Доде

Книга не только учит, но и лечит. А.С.Пушкин призывал своих читателей взять в руки книгу, если их охватил недуг, и был прав. Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека. В 17 веке в Англии врачи рекомендовали своим пациентам наряду с лекарствами чтение двух-трех страниц хорошего текста. Сейчас этот метод называется «библиотерапия». Откуда же пришло к нам такое удивительное лекарство для души?

На нашей встрече сегодня вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории первой печатной книги и как она выглядит сейчас.

Слайд 3. За знаниями об истории книги мы, ребята, отправимся с вместе вами в виртуальное путешествие на корабле, который так и назовем «Книга». Мы побываем в различных уголках земного шара. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными и дружными.

Слайд 4. С чего начиналась книга? Какой она была? Можно сказать, что она была двуногой и двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Она умела говорить, даже петь, потому что этой живой книгой был... человек. Ведь в те времена, когда еще не было ни букв, ни бумаги, ни пера, уже были гениальные писатели, поэты, сказочники. Однако их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.

Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно рассказать то или иное произведение, становился книгой. На Руси, например, такого человека называли сказителем.

Невероятно, но был такой факт: один человек завел себе библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных и умных рабов. Каждый из них должен был стать какой-нибудь книгой. Вскоре в Риме только и говорили, что о живой библиотеке. Однажды после пышного обеда торговец Ицел приказал управляющему: «Приведите-ка ко мне "Илиаду"!» Управляющий, упав на колени, дрожащим голосом доложил: «Прости, господин! У "Илиады" заболел живот, и он не может подняться!»

Слайд 5. В дописьменный период для передачи информации существовало узелковое письмо , при котором определенные виды узелков обозначали различную информацию (определенный предмет или понятие). Как создавалось узелковое письмо? На толстую веревку привязывали разноцветные тонкие шнурки разной длины, и на этих шнурках завязывали узелки: чем ближе узелок к веревке, тем важнее информация.

Слайд 6. Узелковым письмом владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Особенно преуспели в этом деле жители Перу в Южной Америке - древние инки. Их узелковое письмо называлось – кипу.

Слайд 7. Из глубины веков, из древней страны Ассирии (Сев.Двучье) дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных печах, как горшки. Первые глиняные книги .

Слайд 8. 3000 лет до нашей эры в древней стране Шумер (Юж.Двуречье) возникла клинопись - запись клинообразных черточек, которые выдавливались на глине.

Слайд 9. Позже, около 700 лет до нашей эры, в Ассирии стали изготовлять целые книги из глины . Жители страны из мягкой глины формировали прямоугольные плитки. Народы Древнего Двуречья применяли глину в качестве писчего материала потому, что ее в долине Тигра и Евфрата было много. Глина буквально валялась под ногами, и раздобыть ее ничего не стоило.

Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.

Царь Ашшурбанипал создал в своей столице Ниневии большую библиотеку глиняных книг. Это прекрасная библиотека с дублетными экземплярами, с шифрами и каталогами. В свое время пожар уничтожил дворец Ашшурбанипала. Но книги из его библиотеки дошли до наших дней. Страницы их не боялись огня. Пламя делало их более прочными.

Слайд 10. Продолжим наше путешествие. В соседнем, Египетском царстве книги делали из папируса.

Слайд 11. В долине великой реки Нил в изобилии растет речной тростник с высоким и толстым стволом. Древние римляне назвали его папирус.

Стволы папируса очищают от листьев и тонкой коры и обнажают рыхлую, пористую сердцевину. Ее разрезают на длинные тонкие пластинки, которые затем укладывают рядами перпендикулярно друг другу - и склеивают между собой. Мокрые листы прессуют и затем полируют пемзой. Папирус хрупок и на изгибах быстро ломается. Поэтому листы папируса склеивают концами и сворачивают в длинный свиток. Длина свитка могла достигать нескольких десятков метров. Папирусные свитки убраны в цилиндрические коробки и стоят на полках одной из крупнейшей библиотек - Александрийской Слайд 12 .

Слайд 13. В Древней Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском. Такая книга состояла из ряда скреплённых друг с другом дощечек с углублением в середине, заполненном воском. Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название - про писателя говорят, что у него хороший стиль (т.е. хорошо пишет).

Но и глиняные плитки, и папирусные свитки, дощечки залитые воском мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках.

Слайд 14. Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в Древней Греции городе Пергаме (современная территория Турции) научились выделывать из кожи животных особый материал - пергамент Слайд 15 . Изготавливали его из шкур телят и овец. На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет. Книги из пергамента были очень дорогие.

Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать Слайд 16 .

Слайд 17. Наши предки Великого Новгорода, Витебска и других городов Киевской Руси , писали на бересте - наружном слое березовой коры Слайд 18 . Трудами русских археологов создана богатейшая коллекция берестяных грамот.

Слайд 19. А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай . Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Слайд 20. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке.

Слайд 21. Но вот в Китае придумали рецепт изготовления бумаги. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли ее в Европу в 11 веке.

Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твердый переплет или в мягкую обложку. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это, правда, очень давно, более 500 лет назад.

Слайд 22. Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу, да ещё украсить её рисунками. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого Слайд 23 .

Слайд 24 . А теперь, ребята, перенесемся в Германию . Изобретателем печатного станка был один из жителей Германии города Майнца - Иоганн Гуттенберг Слайд 25 .

Он же придумал и литеры - металлические бруски с выпуклым изображением буквы или цифры на конце, а также матрицы - особые формочки для отливки этих самых литер. Литеры помещали в наборную кассу - каждую букву в свой ящичек. Чтобы набрать слово, брали из разных ящичков литеры и укладывали их на специальную дощечку с бортиками - верстатку .

Набрал одну строку, за ней другую, третью... Вот и готова печатная форма . Остаётся покрыть её краской, сверху положить лист бумаги и крепко прижать на станке. Лист отпечатан . С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в сотнях и даже тысячах экземпляров.

Слайд 26. Люди сразу же оценили новое изобретение. В разных городах одна за другой стали открываться мастерские, а потом и целые фабрики по изготовлению книг - типографии .

Слайд 27. Открылась типография и в России , в Москве. Царь Иван Грозный повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться» Слайд 28 .

Дома этого давно уже нет. Зато стоит у старинных ворот на высоком постаменте бронзовая фигура Ивана Федорова Слайд 29 , создателя первой печатной книги на Руси. А неподалёку, в Историческом музее, хранится и сама эта книга (первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года) Слайд 30 вместе с моделью станка Слайд 31 , на котором её отпечатали, и древней печатной доской.

Ученик читает стихотворение.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол».

Слайд 32. Типография XX века. Ящички с литерами – наборная касса. Верстатка – специальная дощечка с бортиками. А в печатном цехе стоят наготове огромные машины с металлическими барабанами и с красочными аппаратами, наполненными краской. Тут же лежит бумага, свёрнутая в толстые, тяжёлые рулоны. На барабаны надевают печатные формы. Рабочий-печатник включает мотор - и пошло-поехало!

Загрохотала машина, завертелись десятки валов, больших и маленьких. Одни накатывают краску на печатную форму, другие разматывают бумажные рулоны, третьи тянут бумагу, четвёртые прижимают её к печатным барабанам.

Быстро движется бумажная лента, и ложатся на неё одна за другой жёлтая, синяя, красная, чёрная краска. Вот и отпечатан лист с текстом и рисунками, собранными из разноцветных кусочков.

Слайд 33. В XXI веке книгоиздательская деятельность и изготовление макетов страниц газет и журналов все больше происходит с использованием компьютера и специальных программ.

Слайд 34. Наряду с привычными книгами люди всё чаще пользуются электронными и аудиокнигами .

Слайд 35. ВИКТОРИНА среди учащихся.

Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия.

Слайд 36. Разгадайте КРОССВОРД и узнаете «ключевое» слово.

Вопросы к кроссворду:

  1. Как в древности хранили книги из папируса? (Свиток)
  2. Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных? (Пергамент)
  3. Какой материал служил для клинописи? (Глина)
  4. Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам? (Бумага)
  5. На чём писали книги древние египтяне? (Папирус)

«Ключевое» слово – книга.

Слайд 37. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Хлеб питает тело, а книга разум.

Слайд 38. ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ.

  1. Как называли в Древней Руси тех, кто рассказывал что-то, передавая знания и опыт. (Сказитель).
  2. Кто изобрёл первый печатный станок? (Иоганн Гуттенберг).
  3. Какой царь дал разрешение на книгопечатанье? (Иван Грозный).
  4. Книга написанная от руки? (Рукопись).
  5. В какой стране изобрели книги плитки? (Ассирия).
  6. Фабрика для изготовления книг? (Типография).
  7. Какой древний город послужил основой названия материала для письма? (Пергам).
  8. Кто был первопечатником на Руси? (Иван Федоров).

Подведение итогов викторины и награждение.

Слайд 39. В заключение хотелось бы сказать

Книга – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний.

Ребята, читайте книги.

Слайд 40. Спасибо всем. Будем рады, если вы узнали что-то новое для себя и интересное.

БАСНЯ.

Ведущий. Однажды встретились две книжки

Разговорились меж собой.

Ученик 1. Послушай, как твои делишки?

Ведущий. Одна спросила у другой.

Ученик 2. Ох, милая, мне стыдно перед классом

Хозяин мой обложки вырвал с мясом,

Да, что обложки…оборвал листы

Из них он делает кораблики, плоты и голубей

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака

А у тебя целы бока?

Ученик 1. Твои мне незнакомы муки

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на листочки:

На них чернильной не увидишь точки

Про кляксы я молчу –

О них и говорить-то неприлично

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

Ведущий. В басне этой нет загадки

Расскажут напрямик

И книжки, и тетрадки

Какой ты ученик!


Викторина «Что вы знаете об истории создания книги?»

(сценарий открытого мероприятия для 5-7 классов)

Ответственные: Федосеева И.Н., Скворцова Л.М., Родионова Е.Н.

Дата проведения : 29.10.2014 г.

Место проведения : интерактивный класс.

Цель: организация воспитательных и досуговых занятий учащихся в ГПД.

Форма проведения: викторина.

Задачи:

-образовательные: обогащение багажа знаний учащихся об истории создания книги;

-развивающие: развитие любознательности, познавательного интереса, инициативности и интеллектуальных способностей учащихся ; развитие интереса к истории; совершенствование речевых навыков; развитие мышления, памяти, воображения.

-воспитательные: воспитание уважительного и бережного отношения к книге.

Оборудование:

    интерактивная доска, проектор;

    демонстрационный материал: книги из школьной библиотеки; аудиокниги; электронная книга;

    фишки для проведения викторины; призы.

Ход мероприятия

Слайд 1. Здравствуйте ребята, коллеги и гости нашего мероприятия. Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие по истории создания книги, после которого мы с вами проведем интересную викторину.

Слайд 2.

Книги - лучшие друзья.

К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни.

Они никогда не изменят.

А. Доде

Книга не только учит, но и лечит. А.С.Пушкин призывал своих читателей взять в руки книгу, если их охватил недуг, и был прав. Во все времена люди замечали положительное влияние книги на здоровье и настроение человека. В 17 веке в Англии врачи рекомендовали своим пациентам наряду с лекарствами чтение двух-трех страниц хорошего текста. Сейчас этот метод называется «библиотерапия». Откуда же пришло к нам такое удивительное лекарство для души?

На нашей встрече сегодня вы узнаете , когда и где появились первые книги, какими они были, об истории первой печатной книги и как она выглядит сейчас.

Слайд 3. З а знаниями об истории книги мы, ребята, отправимся с вместе вами в виртуальное путешествие на корабле, который так и назовем «Книга». Мы побываем в различных уголках земного шара. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными и дружными.

Слайд 4. С чего начиналась книга? Какой она была? Можно сказать, что она была двуногой и двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Она умела говорить, даже петь, потому что этой живой книгой был... человек. Ведь в те времена, когда еще не было ни букв, ни бумаги, ни пера, уже были гениальные писатели, поэты, сказочники. Однако их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.

Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно рассказать то или иное произведение, становился книгой. На Руси, например, такого человека называли сказителем.

Невероятно, но был такой факт: один человек завел себе библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных и умных рабов. Каждый из них должен был стать какой-нибудь книгой. Вскоре в Риме только и говорили, что о живой библиотеке. Однажды после пышного обеда торговец Ицел приказал управляющему: «Приведите-ка ко мне "Илиаду"!» Управляющий, упав на колени, дрожащим голосом доложил: «Прости, господин! У "Илиады" заболел живот, и он не может подняться!»

Слайд 5. В дописьменный период для передачи информации существовало узелковое письмо , при котором определенные виды узелков обозначали различную информацию (определенный предмет или понятие). Как создавалось узелковое письмо? На толстую веревку привязывали разноцветные тонкие шнурки разной длины, и на этих шнурках завязывали узелки: чем ближе узелок к веревке, тем важнее информация.

Слайд 6. Узелковым письмом владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Особенно преуспели в этом деле жители Перу в Южной Америке - древние инки. Их узелковое письмо называлось – кипу.

Слайд 7. Из глубины веков, из древней страны Ассирии (Сев.Двуречье) дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных печах, как горшки. Первые глиняные книги .

Слайд 8. 3000 лет до нашей эры в древней стране Шумер (Юж.Двуречье) возникла клинопись - запись клинообразных черточек, которые выдавливались на глине.

Слайд 9. Позже, около 700 лет до нашей эры, в Ассирии стали изготовлять целые книги из глины . Жители страны из мягкой глины формировали прямоугольные плитки . Народы Древнего Двуречья применяли глину в качестве писчего материала потому, что ее в долине Тигра и Евфрата было много. Глина буквально валялась под ногами, и раздобыть ее ничего не стоило.

Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.

Царь Ашшурбанипал создал в своей столице Ниневии большую библиотеку глиняных книг. Это прекрасная библиотека с дублетными экземплярами, с шифрами и каталогами. В свое время пожар уничтожил дворец Ашшурбанипала. Но книги из его библиотеки дошли до наших дней. Страницы их не боялись огня. Пламя делало их более прочными.

Слайд 10. Продолжим наше путешествие. В соседнем, Египетском царстве книги делали из папируса.

Слайд 11 . В долине великой реки Нил в изобилии растет речной тростник с высоким и толстым стволом. Древние римляне назвали его папирус.

Стволы папируса очищают от листьев и тонкой коры и обнажают рыхлую, пористую сердцевину. Ее разрезают на длинные тонкие пластинки, которые затем укладывают рядами перпендикулярно друг другу - и склеивают между собой. Мокрые листы прессуют и затем полируют пемзой. Папирус хрупок и на изгибах быстро ломается. Поэтому листы папируса склеивают концами и сворачивают в дли нный свиток. Длина свитка могла достигать нескольких десятков метров. Папирусные свитки убраны в цилиндрические коробки и стоят на полках одной из крупнейшей библиотек - Александрийской Слайд 12 .

Слайд 13. В Древней Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском. Такая книга состояла из ряда скреплённых друг с другом дощечек с углублением в середине, заполненном воском. Писали по воску стальной палочкой "стилем". До сих пор сохранилось это название - про писателя говорят, что у него хороший стиль (т.е. хорошо пишет).

Но и глиняные плитки, и папирусные свитки, дощечки залитые воском мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках.

Слайд 14. Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в Древней Греции городе Пергаме (современная территория Турции) научились выделывать из кожи животных особый материал - пергамент Слайд 15 . Изготавливали его из шкур телят и овец. На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет. Книги из пергамента были очень дорогие.

Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать Слайд 16 .

Слайд 17. Наши предки Великого Новгорода, Витебска и других городов Киевской Руси , писали на бересте - наружном слое березовой коры Слайд 18 . Трудами русских археологов создана богатейшая коллекция берестяных грамот.

Слайд 19. А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай . Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Слайд 20. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке.

Слайд 21. Но вот в Китае придумали рецепт изготовления бумаги. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли ее в Европу в 11 веке.

Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твердый переплет или в мягкую обложку. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это, правда, очень давно, более 500 лет назад.

Слайд 22. Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу, да ещё украсить её рисунками. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого Слайд 23 .

Слайд 24 . А теперь, ребята, перенесемся в Германию . Изобретателем печатного станка был один из жителей Германии города Майнца - Иоганн Гуттенберг Слайд 25 .

Он же придумал и литеры - металлические бруски с выпуклым изображением буквы или цифры на конце, а также матрицы - особые формочки для отливки этих самых литер. Литеры помещали в наборную кассу - каждую букву в свой ящичек. Чтобы набрать слово, брали из разных ящичков литеры и укладывали их на специальную дощечку с бортиками - верстатку .

Набрал одну строку, за ней другую, третью... Вот и готова печатная форма . Остаётся покрыть её краской, сверху положить лист бумаги и крепко прижать на станке. Лист отпечатан . С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в сотнях и даже тысячах экземпляров.

Слайд 26. Люди сразу же оценили новое изобретение. В разных городах одна за другой стали открываться мастерские, а потом и целые фабрики по изготовлению книг - типографии .

Слайд 27. Открылась типография и в России , в Москве. Царь Иван Грозный повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться» Слайд 28 .

Дома этого давно уже нет. Зато стоит у старинных ворот на высоком постаменте бронзовая фигура Ивана Федорова Слайд 29 , создателя первой печатной книги на Руси. А неподалёку, в Историческом музее, хранится и сама эта книга (первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года) Слайд 30 вместе с моделью станка Слайд 31 , на котором её отпечатали, и древней печатной доской.

Ученик читает стихотворение.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол».

Слайд 32. Типография XX века. Ящички с литерами – наборная касса. Верстатка – специальная дощечка с бортиками. А в печатном цехе стоят наготове огромные машины с металлическими барабанами и с красочными аппаратами, наполненными краской. Тут же лежит бумага, свёрнутая в толстые, тяжёлые рулоны. На барабаны надевают печатные формы. Рабочий-печатник включает мотор - и пошло-поехало!

Загрохотала машина, завертелись десятки валов, больших и маленьких. Одни накатывают краску на печатную форму, другие разматывают бумажные рулоны, третьи тянут бумагу, четвёртые прижимают её к печатным барабанам.

Быстро движется бумажная лента, и ложатся на неё одна за другой жёлтая, синяя, красная, чёрная краска. Вот и отпечатан лист с текстом и рисунками, собранными из разноцветных кусочков.

Слайд 33. В XXI веке книгоиздательская деятельность и изготовление макетов страниц газет и журналов все больше происходит с использованием компьютера и специальных программ.

Слайд 34. Наряду с привычными книгами люди всё чаще пользуются электронными и аудиокнигами .

Слайд 35. ВИКТОРИНА среди учащихся.

Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия.

Слайд 36. Разгадайте КРОССВОРД и узнаете «ключевое» слово.

Вопросы к кроссворду:

    Как в древности хранили книги из папируса? (Свиток)

    Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных? (Пергамент)

    Какой материал служил для клинописи ? (Глина)

    Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам? (Бумага)

    На чём писали книги древние египтяне ? (Папирус)

«Ключевое» слово – книга.

Слайд 37. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Хлеб питает тело, а книга разум.

Слайд 38. ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ.

    Как называли в Древней Руси тех, кто рассказывал что-то, передавая знания и опыт. (Сказитель).

    Кто изобрёл первый печатный станок? (Иоганн Гуттенберг).

    Какой царь дал разрешение на книгопечатанье? (Иван Грозный).

    Книга написанная от руки? (Рукопись).

    В какой стране изобрели книги плитки? (Ассирия).

    Фабрика для изготовления книг? (Типография).

    Какой древний город послужил основой названия материала для письма? (Пергам).

    Кто был первопечатником на Руси? (Иван Федоров).

Подведение итогов викторины и награждение.

Слайд 39. В заключение хотелось бы сказать

Книга – величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний.

Ребята, читайте книги.

Слайд 40. Спасибо всем. Будем рады, если вы узнали что-то новое для себя и интересное.

БАСНЯ.

Ведущий. Однажды встретились две книжки

Разговорились меж собой.

Ученик 1. Послушай, как твои делишки?

Ведущий. Одна спросила у другой.

Ученик 2. Ох, милая, мне стыдно перед классом

Хозяин мой обложки вырвал с мясом,

Да, что обложки…оборвал листы

Из них он делает кораблики, плоты и голубей

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака

А у тебя целы бока?

Ученик 1. Твои мне незнакомы муки

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на листочки:

На них чернильной не увидишь точки

Про кляксы я молчу –

О них и говорить-то неприлично

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

Ведущий. В басне этой нет загадки

Расскажут напрямик

И книжки, и тетрадки

Какой ты ученик!

Загрузка...