clean-tool.ru

Факторы обуславливающие многообразие технологий социальной работы. Типология социальных технологий работы с молодежью

Контрольная

Психология и эзотерика

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России когда осуществляются коренные преобразования в политике экономике в социальной сфере.


Введение

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины, так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. С утверждением в обществе такого направления деятельности государства, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть учреждений подготовки специалистов для ее организации и проведения. Эти процессы вызывают к жизни потребность в технологизации социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма сотрудников, но и как условия систематизации и накопления практического опыта и его передачи новым поколениям специалистов.

Таким образом, все вышесказанное определяет актуальность изучения социальных технологий.

Объектом исследования в данной работе социальные технологии. Предметом – содержание социальных технологий и их специфика.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть социальных технологий и их классификацию;
  • определить специфику социальной диагностики;
  • изучить социальную адаптацию;
  • рассмотреть социальную терапия и методы ее осуществления.

При написании данной работы были использованы учебные пособия, статьи и монографии российских авторов по общей социологии.

Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка используемых источников.

1 Понятие социальных технологий и их классификация

В современной науке представлено множество определений социальной технологии. Давайте рассмотрим некоторые из них:

Под социальной технологией будем понимать методы воздействия на социальные субъекты с целью изменения их состояния, формирования определенных установок, ценностных ориентаций, новых социальных потребностей .

Социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов .

Социальная технология – это, прежде всего, разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. Однако это воздействие не сводится к совокупности механического набора операций. В технологической последовательности эти операции координированы и субординированы, упорядочены и регламентированы .

Таким образом, исследователями в области социальной работы и психологии даются различные определения социальных технологий, но, вместе с тем, следует отметить общие черты, свойственные этой дефиниции. Во-первых, социальные технологии представляют собой постоянно развивающуюся и пополняющуюся систему знаний о наиболее оптимальных способах взаимодействия и воздействия на население. Во-вторых, социальные технологии – это прежде всего набор социологических и психологических методов и методик широко применяемых на практике. В-третьих, социальные технологии направлены на пооперационное осуществление взаимодействия с социальным субъектом.

Любая социальная технология всегда имеете конкретную направленность на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет. Те или иные модификации социальной технологии всегда связаны с конкретными условиями ее реализации: состоянием материальных ресурсов, политических, финансовых, кадровых, историческими условиями, традициями и обычаями, принятыми в данной стране др.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий может быть достаточно большим, что определяется прежде всего сложностью объекта социальной работы, так и ее творческим характером, все многообразие социальных технологий может быть организовано исходя из следующих признаков:

— степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

— масштабы и иерархия воздействия на проблему (локальные, региональные, национальные, континентальные, глобальные и т.д.);

— сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

— возрастная характеристика социальных объектов;

— методы, способы и средства воздействия, используемые для решения конкретных задач;

— сфера общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

— уровень разработанности социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

— цель, достигаемая в результате применения данной технологии .

Признаком классификации может выступать степень новизны социальной технологии, различают принципиально новые (инновационные) и традиционные (технологии прошлого опыта). Эта классификация требует комментария. Социальные технологии, как правило, являются ответом на некоторую назревшую социальную потребность или проблему, поэтому создание новых социальных технологий выступает как закономерный и объективный процесс.

Для ряда исследователей основанием для классификации социальных технологий выступает степень их практической включенности в организационный процесс технологической разработки и социального воздействия. А.И. Пригожин среди социальных технологий выделяет: кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях; полевые, то есть полученные в реальной общественной среде .

Таким образом, социальные технологии представляют собой комплекс теоретических, практических и прагматических средств достижения поставленных целей посредствам специфических социальных институтов и социальных организаций (реабилитационные и консультационные центры, комнаты психологов, телефон доверия). Усложнение общественных отношений предопределяет не только их разнообразие, но и диалектическое единство и взаимодействие.


2 Социальная диагностика

Диагностика социальная (от греч. diagnosis - распознавание, определение) – изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы; поиск социальных детерминант процессов и явлений общественной жизни. Основная цель социальной диагностики – выявление социального содержания факторов, действующих в различных социальных сферах, создание научных основ разработки методологии и методики социальной работы.

Личности диагностика (от греч. diagnosticos - способность распознавать) – совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности; процесс определения указанных особенностей .

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» индивида или социального явления, основан на всестороннем, систематическом наблюдении и изучении, предполагающем выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не поддается стандартизации. Тем не менее, существует общая схема методики осуществления диагностики. Она включает в себя ряд этапов:

  1. предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его самых сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
  2. осуществление общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
  3. проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех выявленных показателей;
  4. построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы со специалистами- практиками, занятыми в той или иной социальной сфере.

Определение диагноза является заключительным этапом социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов:

  • Объективность. Этот принцип основан на непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключаются любые искажения действительности в чьих-то интересах, поскольку только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
  • Причинность. Поскольку между всеми явлениями и процессами в реальном мире существует универсальная связь и взаимодействие, это позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
  • Комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий, и выделение отдельных факторов возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные нужно рассматривать со всем комплексом проблем;
    • Научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, поскольку за каждым решением, принятым на основе

социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы .

При диагностики проблемы или явления и в зависимости от ее специфики могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и другие. Давайте остановимся на некоторых из-них.

Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюируемого. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого планируется взять интервью, и к исследователю, который должен предусмотреть план разговора.

Анкетирование как правило предназначено большого круга лиц с целью выявления конкретных фактов и проблем. Перед составлением анкеты следует определить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно группировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в котором эксперт упорядочивает все возможные варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, согласно существующим возможностям и условиям.

Следующий метод, метод дерева целей основан на том, что каждая комплексная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнуты настолько конкретные цели, с точки зрения интересующих специалиста задач, что дальнейшее расчленение не будет иметь смысла

Таким образом, перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры. После этапа диагностики проблемы следует ее решение, и именно от предыдущего анализа зависит, правильно ли будут подобраны способы и методы работы с объектом или явлением, сможет ли специалист грамотно помочь, предупредить, предостеречь, уберечь индивида от неверного шага или неправильного развития событий.


3 Социальная адаптация

Прежде чем рассмотреть понятие социальная адаптация, давайте остановимся на более широком понятии «адаптация»

Адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

  • адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
    • адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
    • изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других .

При рассмотрении процесса адаптации одним из наиболее спорных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Между этими процессами существует тесная взаимосвязь, поскольку они отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализацию связывают только с общим развитием, а адаптацию – с приспособлением уже сформировавшейся личности к новым условиям деятельности и общения. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Зачастую понятие социализации в большей степени относят к социальному опыту, развитию и становлению личности при активном взаимодействии с обществом, институтами и агентами социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации.

Таким образом, в процессе социализации человек выступает как объект, принимающий, усваивающий и воспринимающий нормы и роли, традиции и обычаи, существующие в обществе; социализация гарантирует нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации происходит развитие, формирование и становление личности, в то же время этот процесс является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

Социальный работник как профессиональный специалист способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и создает предпосылки к их интеграции в общество. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей.

Возникновение трудной жизненной ситуации у отдельных категорий населения является причиной изменений во внешних условиях социальной среды, например, миграция беженцев и вынужденных 
 переселенцев влечет за собой смену не только места жительства и места работы, но и подчас сферы профессиональной деятельности. У безработных граждан при трудоустройстве после длительного перерыва процесс социальной адаптации предполагает установление отношений в новом трудовом коллективе и включение в производственную деятельность. Поэтому для социальной работы важно исследование благоприятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых человек повышает свой социальный статус и достигает равновесия с социальной средой. Это значит, что, реализуя свои потребности, человек не нарушает требований социальной среды (социальных норм и правил, нравственных устоев, традиций) .

Исследователи и практики в области социальной работы и психологии выделяют два типа адаптации: активный и пассивный. При активном типе адаптационного процесса человек преобразует или устраняет проблемную ситуацию. В момент поиска вариантов решения проблемы адаптивные ресурсы личности мобилизуются. Можно констатировать развитие творческих способностей, приобретаются новые знания и навыки социальной компетентности. Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохранении проблемной ситуации в ее первоначальном виде и предполагает избегание и самоустранение человека от решения проблемы, 
 приспособление к действительности. Исследователь А.А. Налчаджян отмечает, что для данной ситуации правомерно использование термина «приспособление»: личность меняется, а ситуация в основном остается без изменения .

Механизмами и стратегиями приспособления в данном случае являются все разновидности конформизма. При пассивном типе адаптационного процесса у людей не формируется желание использовать собственные ресурсы, приобретать новые знания, умения и навыки. Несмотря на то, что социальные работники допускают такую форму адаптации, более предпочтительным является активная адаптация, предполагающая работу индивида над собой. Большой помощью в адаптации к различным проблемным ситуациям выступают учреждения социального обслуживания 
 населения (групп дневного пребывания, клуба, групп длительного пребывания). Подготовка как ребенка, так и взрослого человека к социальной адаптации достигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организуется специалистами учреждения социального обслуживания населения (разыгрывание практических ситуаций, вживание в различные роли, процесс активной работы над собой).

Итак, процесс адаптации может происходить в любом возрасте (как у дошкольников, школьников, так и взрослых людей), главным результатом адаптации является ощущение гармонии с окружающей действительностью и самим собой, которое достигается при активной работе над ситуацией. Большую помощь в этом процессе может оказать социальный работник или социальный психолог.


4 Социальная терапия и методы ее осуществления

В современном обществе люди редко живут там, где родились: в окружении семьи, старых друзей. Разрыв столь значимых для человека связей, который происходит в силу самого разного рода причин: из-за разводов, смены места работы, миграции, многие испытывают потребность присоединиться к другим людям.

В основе терапии лежит установление отношений, удовлетворяющих потребность в присоединении к другим людям, в человеческой близости, опеке. Данное положение верно для любого вида терапии. В деятельности социальных служб используются разные виды терапии: структурная и стратегическая, индивидуальная и групповая, психотерапия и другие.

Существует самое общее понятие терапии. Терапия – это коррекция разногласий в коммуникации и обучение более эффективным методам, приводящим к удовлетворяющим обе стороны результатам. Такой подход базируется на следующих утверждениях, касающихся сущности природы человека:

1) каждому человеку необходимо выживать, развиваться и находиться в значимых отношениях с другими людьми;

2) то, что общество называет нездоровым, безумным, глупым поведением, на самом деле является лишь попыткой страдающего человека рассказать о существовании проблемы и попросить о помощи;

3) люди ограничены только объемом своих знаний, арсеналом способов понимания самих себя и собственной способности «сверяться» с окружающими. Именно на основании этого можно предположить, что человек способен научиться тому, чего не знал раньше, и изменить свои способы понимания окружающего мира, если его собственные оказались неудовлетворительными .

Решение любых социальных проблем всегда связано с воздействием на человека, его поведение, деятельность, психику. И именно методы психотерапевтического воздействия играют важную роль в процессе социальной терапии.

Являются устаревшими взгляды о том, что пределы психотерапии ограничены клиническим лечением пациентов. Сегодня она применяется в работе кабинетов семейных психологов и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб.

Психотерапия может осуществляться как при непосредственном контакте психотерапевта с клиентом, так и опосредованно: с помощью звукозаписи, телефонного разговора, посредством печатного слова, произведений искусства, музыки, но, при всем многообразии методов, наиболее эффективным психотерапевтическим воздействием обладает живое и непосредственное общение. Главное в работе психотерапевта стремление раскрыть перед ним его скрытые резервные возможности. Это требует соблюдения ряда важных условий:

  • выбор психотерапевтических методов должен быть основан на правильном диагнозе и соответствующей оценке диагностики заболевания;
    • нет «хороших» и «плохих» методов психотерапии, они должны применяться своевременно, с учетом особенности психики обратившегося к специалисту человека. Методы могут применяться как самостоятельно, так и в комбинации, сменяя, дополняя или усиливая друг друга;
    • психотерапия не эффективна, а иногда вредна без обратной связи с клиентом;
    • даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной, личностно и социально ориентированной.

Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространенные в практике социальных служб методы:

Самовнушение. Самовнушение тесно связано с такими понятиями, как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует множество. В частности, A.C. Ромен определяет самовнушение как «...волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости к его реализации» . Самовнушение может быть непроизвольным и произвольным. В первом случае оно предполагает дополнительные усиленные, несущие большой эмоциональный заряд факторы, во втором — необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном: на проблеме или желании человека. От человека требуется постоянное каждодневное повторение или так называемое настраивание себя на позитивные мысли, на внушение самому себе, что цель или желание будет достигнуто/исполнится.

Групповая психотерапия — это лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой специалистом средой. Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели.

К методам поведенческой терапии относится социальный тренинг (тренинг уверенности в себе, тренинг достижения успеха). Эти тренинги, как правило, также проходят в группе. Цель таких временных групп — выработка поведения, которое было бы приемлемо не только для индивида, но и для общества в целом. Тренинг направлен на управление своими эмоциями, планирование ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, учит уверенности в себе.

Таким образом, социальная терапия направлена на установления благоприятных отношений человека с окружающей средой и самим собой, решение психологических проблем, «зажимов», внутренней скованности. Большую роль в социальной адаптации играют методы психотерапии, которые могут применяться как отдельно, так и в комплексе.

Заключение

Социальные технологии представляют собой систематизированные, поэтапные практики направленного социального воздействия на индивида или социальное явления, осуществляемые с различными целями. Это могут быть технологии, направленные на социальную диагностику, адаптацию, терапию, реабилитацию, опеку и попечительство, консультирование и многие другие. В нашей работе мы подробно остановились лишь на первых трех. Каждая из обозначенных социальных технологий имеет свою специфику, методы, методологию, инструментарий, этапы реализации.

В практике социальной работы зачастую социальные технологии выступают и применяются в комплексе и тесной взаимосвязи, более того, неправильная диагностика проблем индивида или социальной ситуации может повлечь неверное применение методик решения и дальнейшее предупреждения. Наиболее опасным является нанесения вреда пациенту. В связи с этим особенно важным встает тщательное, детальное, всестороннее изучение содержания и специфики каждой социальной технологии специалистами социальными работниками, специалистами смежных профессий, а также врачей.

Не менее значимым является систематизация, накопление и передача знания и опыта новым сотрудникам профессий «человек-человек». Разработка новых социальных технологий, опирающихся на основы традиционных методов, также является приоритетным направлением работы практиков и теоретиков социальной работы.


Список использованных источников

1 Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

2 Кравченко А.И. Социальная работа. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 416 с.

3 Настольная книга социального работника / Под ред. В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. Г. Шевченко, Е. П. Агапова. – М.: Изд. «Гном и Д», 2009. – 352 с.

4 Социальная работа: Учебное пособие / Под редакцией Басова Н.Ф. –М.: Дашков и К, 2011. – 362 с.

5 Социальной работа / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 576 с.

6 Социальная работа с различными группами населения. Учебное пособие / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 663 с.

7 Социальные технологии / С.И. Григорьев и др. – Барнаул, 2009. – 89с.

8 Теория и методология социальной работы: учеб. пособие / Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д., Ельчанинов В.А. – М.: Гардарики, 2009. – 185 с.

9 Технология социальной работы / Под редакцией И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 240 с.

TIME \@ "dddd, d MMMM yyyy "г."" пятница, 24 апреля 2015 г., TIME \@ "h:mm:ss am/pm" 10:47:24

Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.

Любая социальная технология используется адресно и сопровождается теми или иными нюансами. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей как объектов, так и субъектов социальной деятельности. Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий. Примером может служить разнообразие технологий медицинского обслуживания населения, обусловленное спецификой медучреждений. Это государственная и муниципальная системы медучреждений, это страховая и частная, с точки зрения источников финансирования медучреждений, это технология оказания срочной медицинской помощи, медицинской реабилитации, лечения различных заболеваний, их профилактики и т.д. Кроме того, разнообразие технологий медицинского обслуживания обусловливается тем, что каждый больной - это своя технология решения его проблем со здоровьем.


Еще более конкретно и наглядно можно представить специфику социальных технологий на следующем примере. Чтобы решить задачу социальной защиты семей с детьми-инвалидами, необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки и условия. Речь идет о таких случаях и предпосылках, без которых невозможно ни поставить, ни решить проблему. Если представить три семьи, имеющие детей инвалидов, то в каждой из них свои особые условия: заболеваемость ребенка, его возраст, степень обеспеченности жильем, материальный уровень, полнота или неполнота семьи, психологический климат, помощь других родственников и т.д.

У всех таких семей проблема общая - инвалидность ребенка, но условия у всех разные, поэтому процесс работы с этими семьями не может быть одинаков. В одном случае нужна психотерапия, в другом - медико-социальная реабилитация, в третьем - материальная помощь.

Таким образом, высоко значимы не только технологии, предназначенные для решения одной и той же проблемы, но и те, которые обеспечивают решение проблемы каждой конкретной семьи.

Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.

Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

Обширностью социальных отношений и видов социального действия;

Системным, сложным характером объектов социальных технологий;

Разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

Различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Социальные технологии для различных областей социальной сферы -- медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания -- обладают своей спецификой.

Любая социальная технология, будучи конкретно направленной, на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий.

Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.

Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

· обширностью социальных отношений и видов социального действия;

· системным, сложным характером объектов социальных технологий;

· разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

· различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

· степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, "трудовой коллектив);

· масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

· сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

· степень зрелости социальных объектов; инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

· область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

· уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно- прикладной);

· цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

По нашему мнению, технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами. Таким образом, возникновение ряда глобальных проблем современного общества требует разработки новых технологий их решения с привлечением все более многочисленных групп специалистов.

Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.

Понятие «технология» (от греч. tekhne -- искусство, мастерство, умение) включает «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки; систему знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Что касается понятия «социальное», анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, широко употребляется в значении «общественное», «отличающееся, противостоящее природному». С другой стороны, используются различные контексты «узкого» понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, специфически окрашивает, определяет содержание и объем понятия «социальные технологии», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.

В этой связи можно говорить о различных основаниях дифференциации, группировки социальных технологий. Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений.

Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.

Особенно важной и ценной, на наш взгляд, является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.

Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, сформированных под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социологоориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.

Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной трате сил и средств.

Технологизация социальных процессов подразумевает:

· разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

· поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата;

· однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.

Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, социальная технологизация -- на социальных технологиях.

Социальные технологии обычно можно трактовать с учетом двух точек зрения:

· Как способ применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки, прежде всего решают практические задачи, связанные с функционированием и совершенствованием социальных объектов (в данном случае под социальными объектами понимаются не только группы, слои отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы);

· Как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. Это более конкретная характеристика социальных технологий, связанная, естественно, с первой точкой зрения.

Сам термин «социальные технологии» является в отечественном обществоведении сравнительно новым. Однако это не означает, что социальными технологиями в стране вообще не занимались. Технологические выводы общественных наук применялись в решении широкого круга социальных проблем, использовались (и сейчас используются) апробированные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества. Иными словами, социальными технологиями, так же как и социальной работой (профессиональной и непрофессиональной), занимались, но они обозначались другими терминами.

На наш взгляд, необходимо также обратить внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, разработки программ социологического исследования социальной проблематики, и в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть -- это не что иное, как совокупность, во-первых, приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Классификация социальных технологий базируется на дифференциации, как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий -- это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых -- решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии -- это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий -- инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой -- активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д..

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем: позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво; демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса; компромисс, взаимные уступки; односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.); ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Таким образом, социальные технологии можно классифицировать в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения, то в первом -- о технологиях социальной зашиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы. Иначе говоря, технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. Которые способствуют не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению.

Человек – как объект в сфере социальной работы

Человек становится личностью в процессе социализации, адаптируясь к социокультурному пространству, при этом «чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он представляет». Однако не только количество усвоенной информации определяет уровень развития личности, но и то, каким образом эта информация выстраивалась в соответствующие структуры в человеческом сознании и как интерпретировалась. Имеет значение и сам контекст становления личности, а именно социокультурное пространство. Например, если общество, в котором формируется личность, пребывает в состоянии кризиса, существует большая вероятность возникновения проблем уже на ранних этапах становления последней.

Кроме того, самая развитая личность может сталкиваться с внутренними проблемами. Обычно это осознаётся как ощущение потери целостности и проявляется в непоследовательном поведении, подверженности сиюминутным факторам. Желаемым состоянием любого человека является состояние внутреннего равновесия, к которому он стремится, но который он сам же периодически нарушает.

Такое идеальное состояние вполне может быть выражено следующей формулой: «адаптированность + удовлетворённость + самореализация». Личность, успешно адаптированная к социальным условиям, самореализованная и удовлетворённая жизнью, практически не является клиентом социальной работы, но данная формула должна стать конечным, желаемым результатом работы социальных служб, или, другими словами, идеальной моделью. Рассмотрим три составляющих идеальной модели. Если адаптированность означает в данном случае успешный характер взаимодействия между личностью и внешним миром, а самореализация описывается в понятиях деятельности, удовлетворённость – это психологическое состояние, или реакция психики на первые два обязательных условия. Конечно же, удовлетворённость можно рассматривать как ситуативное явление, однако в случае идеального состояния, о котором идёт речь, это – больше, чем реакция. Удовлетворённость здесь – устойчивое чувство и основа жизненной стратегии, ориентированной на успех и содержащей внутренний локус-контроль.

Если личность – динамическая система и каждая следующая минута вносит поправки в понимание своего «Я», состояния адаптированности, самореализации и удовлетворённости не могут иметь постоянный характер. Они относительны, что указывает на постоянную скрытую угрозу внутреннего равновесия. Изменения хотя бы в одной из составляющих выведенной формулы влечёт за собой необходимость изменений в других. Таким образом, человек обречён в своём стремлении к регулярному возвращению к идеальной модели и постоянному приближению к ней.

Соответственно, любые более или менее постоянные отклонения от идеальной модели могут и должны восприниматься как тревожный сигнал, как потребность в помощи. Самые большие расхождения при этом наблюдаются у социально незащищённых групп людей, где проблемы с адаптацией влекут за собой проблемы самореализации и очень часто полную неудовлетворённость жизнью. Разумеется, в данных условиях изменения внешних условий играют большую роль, но очень часто и они не приносят облегчения, так как неудовлетворённость превращается в жизненную стратегию, ориентированную на заранее предопределённую неудачу. Разрушение целостности своего «Я» в самом деле болезненно ощущается личностью и приводит, с точки зрения гуманистической концепции, к утрате позитивной «Я»-концепции и изменениям в поведении. Но оптимистическая позиция гуманистической психологии возвращает нас к уважительному отношению к человеку. Основная идея, заложенная в этой позиции: проблемы разрешимы, если этого хочет сам человек, и разрешение проблемы начинается с самого человека.

Технология в системе педагогической деятельности

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.

В современной лексике, как научной, так и повседневной, обыденной, термин «технология» используется достаточно часто и широко. При этом мы не всегда отдаём себе отчёт в том, насколько корректным и оправданным является употребление данного термина в каждом конкретном случае.

Можно утверждать, что термин «технология» - это синтез древнегреческих слов «techne – умение, мастерство и lоgоs – знание, учение. Таким образом, самое простое определение, которое можно дать понятию «технология» будет звучать следующим образом: это мастерство, искусство, умение делать “искусственные” вещи и связанные с этим знания. Из этого определения можно вывести такие важные элементы технологии как приёмы деятельности, пути и способы деятельности, необходимые знания. Иначе говоря, технология – это умение воздействовать на предмет в какой-либо деятельности, где техника – это пути, способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать избранных целей. По мере развития педагогической деятельности существенным образом изменяются и представления о том, что есть технология.

Для того, чтобы какой-либо из процессов современной деятельности можно было охарактеризовать как технологический, необходимо выполнение следующих условий:

1) наличие соответствующей степени сложности процесса педагогической деятельности, т.к. без этого невозможно его расчленение на относительно самостоятельные этапы;

2) наличие соответствующих средств осуществления педагогической деятельности, позволяющих получить максимальный результат при минимальных затратах.

Характерными признаками технологии являются следующие:

1. Расчленение конкретного процесса пед.деятельности на внутренне связанные между собой этапы, упражнения, операции, процедуры. Это позволяет точно определить границы требований к субъекту, использующему данную технологию, т.е. чётко указать, что должен и чего не должен делать субъект на каждом из этапов. Наиболее простым примером может служить кулинарный рецепт, в котором указывается последовательность приготовления блюда. В результате, даже самый неопытный кулинар в целом справляется с поставленной задачей.

2. Координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого педагогического результата. Это позволяет установить внутреннюю логику функционирования и развития преображаемого объекта, что, в свою очередь, даёт возможность субъекту выстроить собственные действия таким образом, который позволяет получить максимально эффективный педагогический результат.

3. Однозначность выполнения операций, включённых в технологическую цепочку. Это решающее и обязательное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Безусловное выполнение всех технологических требований позволяет субъекту получить «на выходе» именно тот результат, который планировался либо предполагался. И наоборот, чем значительнее будут отклонения в действиях субъекта от предписанных технологией параметров, тем реальней и серьёзней опасность деформировать весь процесс.

Можно утверждать, что для современного педагогического знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция – это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура – это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия «технология» - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.

Таким образом, технология – это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс педагогической деятельности в различных условиях. При этом, технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций:

Регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;

Контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.;

Гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий;

Обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.

Будучи необходимым элементом педагогической деятельности, технология отвечает на вопрос «как это сделать», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде пед. деятельности, Вместе с тем, существуют и такие виды педагогической деятельности, которые имеют нетехнологизируемый характер. Прежде всего, к ним относятся:

Аффективные действия, состоящие из неуправляемых актов и операций

(действия под влиянием испуга, экстаза, массового психоза и т.п.);

Деятельность, осуществляемая без применения технических средств или не ориентированная на создание конечного продукта в виде материальных или духовных объектов (привычные, неосознаваемые действия – ритмичное постукивание пальцами, хождение по комнате и т.п.).

Являясь частью материального мира и основным пространством существования и жизнедеятельности человека, общество, безусловно, может и должно рассматриваться как одна из важнейших сфер реализации различных технологий. Именно особенности и важнейшие характеристики общества позволяют говорить о существовании социальных технологий, как одной из разновидностей этого феномена.

Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы ХХ века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной педагогики и создающих возможности для рациональной пед. деятельности.

Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. При этом, исходный пункт рассуждений Поппера состоял в том, что к середине ХХ века многие макросоциальные теории, а также различные социально-утопические теории и созданные на их основе проекты по внесению изменений в существующие социальные системы, доказали свою несостоятельность в качестве факторов принципиального и глобального переустройства общества. По мнению К. Поппера, социальная жизнь не нуждается в тотальном преобразовании и в сопровождающем его тотальном насилии. Совершенствование социальной системы возможно в процессе постепенной, «частичной» работы, т.е. социальной технологии, направленной на устранение конкретных пороков социальной жизни. Исходя из такого понимания, К.Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях и указал на существование таких разновидностей этого феномена как, утопические, для которых характерно стремление к тотальным преобразованиям социальной системы революционным путём, и частичные, т.е. представляющие собой методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи.

Сопоставляя эти виды технологий, К. Поппер выделил и основные преимущества частичных технологий, по сравнению с утопическими.

По его мнению, к ним относятся:

1) трезвость и взвешенность в постановке целей;

2) учёт возможных отрицательных последствий;

3) осторожность и постепенность в преобразованиях;

4) постоянный контроль за их протеканием;

5) возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий;

6) возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений.

Именно эта часть воззрений К.Поппера, дальнейшее развитие социопедагогической исследовательской деятельности стало основой для современных разработок в области социальных технологий.

Результатом этих исследований является, в том числе, и выработка современных определений понятия «социальная технология».

Применительно к современному социальному знанию можно говорить о существовании двух основных подходов к решению этой задачи. Первый рассматривает социальные технологии как специфическую систему знаний, исследующей процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, обосновывающей и разрабатывающей эффективные способы и приёмы такого воздействия. При этом, в качестве социального объекта могут выступать самые разные явления: социальная группа или социальный институт, социальное отношение или социальная организация и т.п. Второй подход можно определить как «практически ориентированный». В его рамках понятие «социальные технологии» трактуется следующим образом: это совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата.

Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:

1. По масштабам решаемых социальных проблем:

Универсальные социальные технологии;

Частные социальные технологии.

К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

2.По уровню социальной деятельности:

Глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;

Региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

Национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

Государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

Муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

Функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

Инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

Технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

Формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

Стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

Сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

Разрушающие соц. технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

Организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

Социально-правовые технологии;

Медико-социальные технологии

Психологические технологии;

Педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

Социальные технологии, ориентированные на созидание;

Социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса;

Социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии.

Служить средством достижения социальной цели – в этом состоит основная

функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.

При определении целей конкретных социальных технологий нбх как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:

Изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);

Изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);

Изменения в системе субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования).

Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.

Основные понятия педагогической деятельности в сфере социальной работы

Адаптационное поведение - процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.

Адаптация социальная - процесс взаимодействия субъекта соц. средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Вторичная система ограничений жизнедеятельности ребёнка - совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка.

Дети безнадзорные - дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых.

Дети беспризорные - дети, не имеющие родительского или гос. попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, нбх ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Дети дезадаптированные – дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, соц. функционирования и социального развития.

Диагноз социальный - чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.

Диагностика социальная – выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.

Изменения социальные – сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик, как системы в целом, так и отдельных её элементов, а также, результаты этой деятельности.

Инвалид - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей

Консультирование социальное - метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи;

Особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают выявить соц. проблемы клиента, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и, при необходимости, содействуют выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

Обеспечение социальное - участие государства в содержании своих граждан (в том числе и инвалидов), когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве.

Обслуживание социальное - деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах.

Операция – конкретные действия, направленные на решение определённой задачи.

Первичная система ограничений жизнедеятельности ребёнка - совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка, его зависимости от взрослых членов общества.

Поддержка социальная – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения.

Помощь социальная - единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций.

Помощь социальная – деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций.

Проблема социальная - несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

Профилактика социальная – сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Процедура – набор определённых и нбх действий, связанных между собой.

Реабилитация социальная – комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта.

Ребёнок - лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.

Социальные технологии - система специализированных средств и методов, использующихся в соц. педагогике, создающих возможности для рациональной деятельности.

Терапия социальная – комплекс процедур, мероприятий и действий, направленных на решение соц. проблем различного уровня организации.

Технологии социальной работы - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Технологии социальные - совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата.

Технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных и взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно с целью эффективного достижения поставленной цели.

Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий – это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых – решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны. Инновационные социальные технологии – это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий – инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой – активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;

2) демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;

3) компромисс, взаимные уступки;

4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий;

компенсация (финансовая, экономическая и др.);

5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической Деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологии (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Кроме того, для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

– степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

– масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

– сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

– степень зрелости социальных объектов;

– инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

– область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

– уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

Загрузка...