clean-tool.ru

Значение невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация в деловом общении Роль невербальных средств в обеспечении эффективности общения

Оксюта А.А. 2012

А.А. Оксюта

Роль невербальных средств в межличностном общении

Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида. Формирование данных умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек-человек».

Ключевые слова: невербальное поведение, внешность, мимика, речь, голос.

Неотъемлемой составляющей взаимодействия людей в группе является взаимное влияние друг на друга участников процесса коммуникации вне зависимости от ее целей и направленности, причем влияние это оказывается как при помощи вербальных, так и невербальных средств.

Альбер Мерабян в 50-е гг. XX в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% передается вербально, 38% - вокально (тоном голоса, ударением и артикуляцией) и 55% -невербальными сигналами. Рэй Бердвистелл обнаружил, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 35%, а свыше 65% информации передается невербально .

Основные элементы невербального поведения представляют собой разнообразные движения и атрибуты внешности человека, такие как мимика, жесты, взгляд, позы, интонация, прическа, макияж, предметы одежды и аксессуары, которые тесно связаны с динамикой изменений психологического состояния индивида.

В общении мы выражаем себя и познаем окружающих путем наблюдения и анализа их поведения. Наши действия и экспрессивные выражения в процессе совместной деятельности с другими людьми имеют значение не только для нас, но и для наших партнеров. Они формируют

Проблемы практической психологии

отношение других людей к нам, т.к. становятся общими аспектами и могут повлиять на протекание и результат нашей с ними общей жизненной активности. По словам А.А. Бодалева, «каждый человек выступает по отношению к партнерам по общению не только как объект и субъект воздействия, но одновременно и как объект и субъект познания» [Цит. по: 2, с. 22].

Особое значение в процессе человеческого взаимодействия играет мимика человека как наиболее важное средство для восприятия и передачи информации, действующее на подсознательном уровне, а потому являющимся чрезвычайно важным механизмом контроля успешности проведения коммуникации.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, отражающее переживаемые эмоции. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждое выражение является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом) или спонтанно (непроизвольно). Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря этому при наличии соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить. Но надо обратить внимание, что непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание этого момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую роль играет и его речь. И устной, и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей. К ним относятся характерная для данного человека скорость говорения, длина фраз, типичные для него конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и пр. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом человеке.

Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека, также влияющих на характер впечатления, которое складывается у взаимодействующего с ним индивидуума. Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы. Определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности.

Походка человека, отраженная нами, может быть сигналом его эмоционального состояния, иногда может оворить о перенесенных болезнях, о роде занятий. Походка характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направления и изменчивостью.

Голос также является одним из компонентов облика и влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса в широких пределах различаются по высоте, тембру, манере произношения и, если они специально не тренированы, как бывает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения как сиюминутного состояния, так и индивидуальных особенностей человека, например, темперамента, некоторых черт характера. Голосу также присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании.

Г. Олпорт попытался установить связь между голосом и некоторыми чертами физического и психического состояниея человека. Испытуемые Г. Олпорта «с явным успехом» по голосу устанавливали, экстравертиро-ванный или интравертированный тип личности характерен для его владельца. По словам Г. Олпорта, голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека [Цит. по: 1, с. 24].

Помимо признаков, образующих физический облик человека и его выразительное поведение, компонентом внешнего облика человека являются его одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки,

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

с помощью которых достигается то или иное внешнее «оформление» облика человека. Этот компонент облика может говорить о роде деятельности человека, национальной принадлежности служить дополнительным признаком возраста, свидетельствовать о вкусах и привычках и т.д.

В рамках эмпирического исследования по данной теме на тренингах со студентами мы применяли следующие упражнения:

Приглашение профессионального актера, задачей которого было изобразить основные эмоции (гнев, радость, печаль), чтобы студенты могли постараться идентифицировать выражение лица, это значительно помогло студентам в работе над выражением своих эмоций;

Приглашение незнакомого человека на практическое занятие, чтобы студенты могли по внешнему виду определить темперамент, характер этого человека, образ жизни и модель поведения;

Определение по фотографиям эмоционального состояния изображенных на них людей, предположения по поводу того, что за ситуация изображена на снимке;

Работа студентов в парах и группах во время тренингов, что также способствует формированию навыков и умений интерпретировать невербальные средства общения.

То, как человек воспринимает других людей, во многом зависит от его предыдущего опыта общения и индивидуальных особенностей личности. В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя [Цит. по: 3, с. 275].

Лишь человек, чутко и грамотно воспринимающий других, может способствовать успешному созданию, развитию и функционированию малой группы. Формирование умений и навыков интерпретировать невербальные средства общения, особенно мимику, играет важную роль в становлении специалистов различных видов деятельности, связанных с постоянным межличностным общением и воспроизведением человеческого общения в творчестве, таких как практические психологи, преподаватели, адвокаты, судьи, актеры, филологи, управленцы и т.д.

Библиографический список

1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

2. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2009.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-изд. СПб., 2008.

4. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. М., 2008.

5. Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога: Интерактивный учебник: Игры, тесты, упражнения. 2-е изд. М., 2008.

  • Нуртдинова Диана Кавсаровна ,
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ТАКТИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
  • КИНЕСИКА
  • ПАРАВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
  • СЕНСОРИКА
  • ХРОНЕМИКА
  • ПРОКСЕМИКА

Данная статья посвящена искусству владения невербальными средствами общения, т.е. умению правильно оценить поведение собеседников, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда и т.д. Эта способность «считывать» невербальную информацию позволяет партнерам лучше понять друг друга.

Общение с людьми – это наука и искусство. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить к себе нужно каждому человеку. Это умение составляет основу жизнедеятельности и профессионального успеха .

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов – на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 –11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения .

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

Поэтому для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением. Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела , что многократно превышает количество слов в нашем родном языке. Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу .

Как показали проведенные исследования, современный человек за день произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Кроме языка существует огромное множество способов общения, служащих средством получения и сообщения информации. В каждой культуре за каждым знаком и символом закреплено собственное обозначение, которое понятно окружающим, либо группе посвященных лиц.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.

Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.

Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:

  • поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.
  • ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как прикусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.
  • собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.

Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал .

Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:

  • кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;
  • тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые, несомненно, стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;
  • сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и строится невербальная коммуникация с данным партнером;
  • проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;
  • хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;
  • паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависит от проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания .

В заключение отметим, что знание языка невербального общения необходимо в современном динамичном мире, чтобы эффективно строить наши деловые отношения с партнёрами и не забывать о радостях общения с близкими людьми.

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. – 112 с.
  2. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. – Уфа: БАГСУ, 2010. – С.72 – 76.
  3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. – С. 78 –113.
  4. Андреева Г.М. Общение как восприятие людьми друг друга отношения // Психология влияния – СПб.: Питер, 2001. – 190с.
  5. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

Жесты, позы, мимика, интонация – невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально). Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации.

В психологии и педагогике выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства невербального общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства невербального общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения – жестов, мимики, взглядов, жестикуляции, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания.

Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Визуальная система общения включает в себя:

  • жесты, жестикуляцию;
  • мимику, позы;
  • кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);
  • пространственно-временную организацию общения;
  • контакт глазами (визуальный контакт);
  • вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.

Эта общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

  • паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);
  • экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).

Тактильная система – прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

Ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют следующие основные функции невербального общения:

  • выражение межличностных отношений;
  • выражение чувств и эмоций;
  • управление процессами вербального общения (разговором);
  • обмен ритуалами;
  • регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального общения является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальное общение позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи. Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:

  • национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);
  • состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);
  • профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);
  • уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании;
  • статус человека (чем выше стоит он на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);
  • принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
  • актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
  • возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);

  • сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);
  • возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

Итак, можно сделать вывод, что хотя вербальные символы (слова) – основное на­ше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача проис­ходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выраже­нием одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации.

2. КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – МИМИКА, ПОЗЫ, ЖЕСТЫ

Мимика человека

Чаще всего основным объектом исследования выступает лицо человека. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния.

Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Наслаждение – возникает при смаковании вкусовых впечатлений. Наиболее ярко выраженной мимика бывает у тех людей, у которых развиты кинестетические способности восприятия. Гримаса испытующая (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании, экспертизе. Протест (уголки рта чуть приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.

Удивление – рот открыт максимально. Если эта гримаса сопровождается широко открытыми глазами, бровями, поднятыми вверх, горизонтальными складками на лбу, она выражает высшую степень удивления – ошеломление.
Озабоченность (губы вытянуты в "трубочку") часто сопровождается оценивающим взглядом, уставленным в пустоту. Открытый рот ("отвисшая" челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в данный момент принять решение, неспособность к волевым усилиям. Эта гримаса может выражать и расслабление, пассивность. Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) свидетельствует о твердости характера, часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможности компромисса. Сжатый рот (часто побелевшие губы втянуты, полоска рта узкая) означает отказ, отрицание, упорство и даже жестокость, упрямство и досаду. "Вытянутое" лицо возникает при расслаблении свисающих уголков губ. Такое расслабление говорит о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма. Степень расслабленности, дополняемая тусклыми глазами, приоткрытым ртом, вертикальными складками на лбу говорит о глубине подобного эмоционального состояния, вплоть до страдания. Опущенные уголки губ при напряженном рте (замкнута щель между губами) характеризуют активно-негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение, досаду, насмешку, издевку.

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот – о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины – это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование: чрезмерная улыбчивость – потребность в одобрении; кривая улыбка – знак контролируемой нервозности; улыбка при приподнятых бровях – готовность подчиниться; улыбка при опущенных бровях – выказывание превосходства; улыбка без подъема нижних век – неискренность; улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания – угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы: радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки; интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены; счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные; удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму; отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает; презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника; страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх; гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет; стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями; скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза. Людей обычно выдают: какие-либо изменения в обычном выражении глаз – возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул; непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» – тревога, стыд, обман, страх, неврастения; блестящий взгляд – горячка, возбуждение; остекленелый взгляд – чрезвычайная слабость; увеличение зрачков – ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание; сужение зрачков – накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо; сумбурные движения зрачков – знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее); усиленное моргание – возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины. В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога. Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку: отсутствующий взгляд – сосредоточенное размышление; переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок – падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера; настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) – признак враждебности и явного желания доминировать; настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) – знак сексуальной заинтересованности; отвод и опускание взгляда – стыд, обман; взгляд сбоку – недоверие; взгляд то отводится, то возвращается назад – отсутствие согласия, недоверие.

Следует обращать внимание и на то, какое общее впечатление производит мимика того или иного человека. Очень подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров. Малоподвижная мимика отражает постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении, характеризует человека как спокойного, постоянного, рассудительного, надежного, уравновешенного.

Монотонность мимики и редкая смена ее форм при медлительности поведения и слабой напряженности говорит о психическом однообразии и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться: монотонные душевные состояния, скука, печаль, равнодушие, отупение, эмоциональная бедность, меланхолия, депрессивный ступор. Когда мимические процессы состоят из множества отдельных выражений, типа «холодные глаза и смеющийся рот», то анализ возможен только при наблюдении за каждым отдельным выражением и его сочетаемостью с другими.

Поза и детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида. Позы – статические и динамические элементы, выполняемые туловищем, головой и задними конечностями.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • стояние, опираясь руками о стол или стул, – ощущение неполноты контакта с партнером;
  • руки с расставленными локтями заведены за голову – осознание превосходства над другими;
  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов – знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • высовывание больших пальцев рук из карманов – знак превосходства;
  • скрещенные конечности – скептическая защитная установка;
  • не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак – установка доверия;
  • наклон головы в сторону – пробуждение интереса;
  • наклон головы вниз – отрицательное отношение;
  • легкий отклон головы назад – знак агрессивности;
  • сидение на кончике стула – готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди – знак «отключения» от разговора;
  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) – пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • скрещенные лодыжки у сидящего – сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, – явное желание прекратить разговор и уйти;
  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость – внутреннее беспокойство, напряженность;
  • вставание – сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • сцепленность пальцев рук – разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не, соприкасаются – знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом – скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • поддерживание головы ладонью – скука;

  • пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы – признак заинтересованности;

  • подпирание большим пальцем подбородка – знак некоей критической оценки;
  • обхватывание своего бокала двумя руками – замаскированная нервозность;
  • выпускание дыма от сигареты вверх – положительный настрой, уверенность в себе;
  • выпускание дыма от сигареты вниз – негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

На переговорах с партнером не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные пальцы. В результате будет нарушена атмосфера общения. Позы участников беседы отражают их субординацию. Очень важна психологическая субординация – стремление доминировать или, напротив, подчиняться, что может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство.

Опишем характерное положение. Собеседников двое: один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой – развалился, небрежно перекинув ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей легко понимаются, даже если не слышно, о чем идет речь: второй полагает себя хозяином положения, первый – подчиняющимся (при этом неважно истинное соотношение занимаемых ими позиций).

О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты».

Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.

Жесты и телодвижения.

Жест есть не движение тела, а движение души. Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты: 1) активная жестикуляция – частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности; 2) чрезмерная жестикуляция – признак беспокойства или неуверенности.

В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем – жесты-знаки и жесты-сигналы.

Жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Жесты-Сигналы – они непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя).

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию: демонстрация открытых ладоней – показатель откровенности; сжатие кулаков – внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция); прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи – удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам; прикосновения к носу или легкие почесывания его – неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента; потирание пальцем века – ложь, но иной раз – ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера; потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) – озабоченность, смущение, неуверенность; поглаживание подбородка – момент принятия решения; суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) – настороженность, нервозность, смущение; пощипывание ладони – готовность к агрессии; покусывание ногтей – внутреннее беспокойство; всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) – маскируемая нервозность; собирание ворсинок с одежды – жест неодобрения; оттягивание от шеи явно мешающего воротничка – человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе; протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот – пауза для обдумывания, просьба подождать; снятие очков и бросание их на стол – чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема; наклон головы набок – пробуждение интереса; быстрый наклон или поворот головы в сторону – желание высказаться; постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба – беспокойство; явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо – ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

Основными невербальными средствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты адапторы.

Жесты-символы – очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.
Жесты-иллюстраторы – используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.
Жесты-регуляторы – играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.
Жесты-адапторы – сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний – нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные (естественные и потенциально естественные) жесты в норме употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К конвенциональным жестовым системам относятся: тайный “язык” жестов кочевых народов, “язык” жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т. д.) и др.

Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только ситуацией и общением, отношениями между партнерами по общению (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рассказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и пр.

Каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она оценивается по формально-динамическим особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество) и по содержанию (индивидуальный жестовый тезаурус, особенно показательны типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут изменяться при изменении эмоционального состояния человека. При сильных эмоциональных переживаниях увеличивается количество жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости, жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции.

При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов – они увеличиваются. При неформальном общении гораздо больше проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном – жестовый язык приближается к национально-культурному нормативу.

По физической природе жесты делятся на головные и мануальные (ручные). Мануальные делятся также на подгруппы жестов, которые выполняются одной рукой или двумя руками, и жестов, различающихся по активно используемой части руки: кистевых, локтевых, пальцевых, плечевых, смешанных.

По характеру воздействия на собеседника жесты делятся на визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустически-тактильные жесты. Основными являются визуальные жесты. Дело в том, что реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. Например, кивок головой в знак согласия значительно опережает словесный утвердительный ответ.

В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом общения. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, выбираются одни жесты, если отчитать – другие. В одном случае важна мимика, в другом – жест. К примеру, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе – обнимают за плечи.

  • Билет5Методы изучения генетики человека. Биохимический и близнецовый методы, их задачи.2. Анкилостома и некатор. Жизненный цикл и медицинское значение

  • Невербальное общение представляет собой один из трех видов коммуникации. Осуществляется с помощью неречевых средств, символов и знаков для передачи информации. Под этим словосочетанием подразумевают выразительный язык тела, когда с помощью мимики, взглядов, телодвижений люди передают свои чувства и мысли.

    Психологи придают огромное значение роли невербального общения, утверждая, что около 90% информации, которую мы получаем, поступает через зрительные ощущения.

    Особенностью невербального способа общения является тот факт, что оно происходит с участием всех систем:

    • зрения;
    • слуха;
    • обоняния;
    • вкуса;
    • осязания.

    Каждый орган чувств выполняет свою роль по отдельности, а также в совокупности, вследствие чего формируются несколько каналов восприятия:

    1. зрительный канал – включает мимику, жесты, позы, различные реакции кожи, визуальный контакт, дистанцию, преобразования внешности сокрытие или демонстрацию особенностей телосложения;
    2. слуховой канал – направлен на распознавание звуковых сигналов (интонаций, темпа и ритма речи, высоты голоса, тембра, покашливания, смеха или плача);
    3. тактильный канал – подразумевает прикосновения (поцелуи, объятия, рукопожатия);
    4. обонятельный канал – связан с восприятием окружающей среды посредством запахов.

    У каждого доминирует тот или иной способ восприятия окружающего мира. Определив свой тип, человек может во много раз повысить способности к усвоению, запоминанию информации, что имеет значение при обучении.

    Функции невербального общения

    Невербальная система коммуникации выполняет следующие функции:

    1. предоставляет дополнительную информацию, усиливает эффект или повторяет сообщение (например, подтверждая слова кивком);
    2. обнаруживает скрытые намерения участника разговора, часто противоречащие словам;
    3. заменяет речь знаками, жестами, взглядом или ;
    4. регулирует процесс общения/взаимодействия, влияя на межличностные отношения;
    5. служит средством обмена ритуалами.

    Важно обращать внимание на правильное толкование невербальных сигналов, поскольку они часто подвергаются влиянию факторов. Например, один и тот же жест в разных странах может иметь абсолютно противоположное значение. То же самое можно сказать о некоторых движениях лица, порой воспринимаемых окружающими неадекватно из-за их неоднозначности и непонимания контекста.

    Большинство людей отводят невербальным средствам в общении второстепенную роль, тогда как именно они являются наиболее информативными, помогают выражать оттенки чувств, лучше понимать друг друга. Так, язык тела плохо поддается контролю, потому с его помощью легче обнаружить неискренность собеседника, разгадать истинные намерения злоумышленника.

    Сознательные и бессознательные невербальные знаки

    Несмотря на то, что основной функцией невербального общения является передача дополнительной информации, способы его выражения могут соответствовать речи человека, или, наоборот, противоречить. С этой точки зрения можно выделить:

    • интенциональные знаки – специально производимые невербальные средства передачи информации (жесты, прикосновения, смех),
    • неинтенциональные знаки – неосознанные реакции , возникающие спонтанно. Например, покраснение или побледнение лица, дрожащий голос, непроизвольные движения, затрудненное дыхание, любопытный взгляд, невольно выдающие чувства.

    Очень полезно научиться замечать их и правильно оценивать.

    Факторы, влияющие на невербальные знаки

    Любые невербальные средства выражения целесообразно интерпретировать в комплексе, а не изолированно. В ошибочном истолковании жестов и мимики кроется некоторая доля опасности. Так, люди со слабым, добродушным характером, основываясь на полученном негативном опыте, могут вести себя нарочито агрессивно в целях самозащиты. Случается также противоположная ситуация, когда агрессивные личности надевают маску добродушия, желая ввести окружающих в заблуждение и усыпить их бдительность.

    Важно учитывать то, что на формирование языка тела могут накладывать свой отпечаток определенные обстоятельства:

    • принадлежность, раса;
    • возраст, физическое состояние собеседника на момент общения;
    • особенности профессии;
    • уровень культуры и воспитание;
    • характер и настроение;
    • социальный статус, принадлежность к определенной группе;
    • артистический талант;
    • сочетание невербальных знаков;
    • различные препятствия, мешающие проявлять или воспринимать информацию, многое другое.

    И хотя единой системы восприятия языка тела для человечества не существует, некоторые элементы все-таки являются универсальными и расшифровываются людьми однозначно. Это в основном врожденные невербальные знаки (смех, плач, улыбка, ухмылка и т. д.).

    Как расположить к себе собеседника

    Как уже говорилось ранее, малозаметные, неконтролируемые участниками разговора проявления могут сообщать собеседнику больше, чем любые . Они способны выдавать самые сокровенные мысли.

    В ходе беседы с партнером желательно держаться на таком расстоянии, чтобы неконтролируемые микрознаки (непроизвольные движения губ, моргание, выдающий волнение взгляд) были незаметны.

    А чтобы расположить к себе человека, стоит использовать приемы отзеркаливания .

    Суть техники заключается в сознательном отражении поведения собеседника, использовании схожих поз, жестов и интонаций, одинакового ритма речи и проявления эмоций. Данный метод воздействует на уровне подсознания, но только в том случае, если умело завуалирован. Открытое копирование приводит к противоположному эффекту.

    От того, насколько хорошо человек умеет вживаться в играемую им роль, зависит успех взаимодействия с окружающим миром.

    Введение

    Общение - особый вид психологической деятельности, результатом которой является изменения в когнитивной (образы, впечатления, стереотипы, эталоны) сфере, поведение, способе обращения к другим видам.

    Невербальное общение – неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации.

    Мимика, интонация, жесты – наиболее важная часть общения. Зачастую, с помощью этих средств, можно сказать больше, чем словами. А. Пиз пишет, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств(в том числе тог голоса, тембр и т.п.) – 38%, невербальным общением – 55%. То есть, важно не что мы говорим, а как мы это делаем.

    Невербальное общение возникает бессознательно. Оно может дополнять или противоречить, усиливать или ослаблять словесное общение.

    Невербальное общение – наиболее древняя форма коммуникации.

    Невербальное общение присуще не только людям, но и животным. Хозяин без труда понимает, что хочет его собака. Собака же предугадывает многие поступки хозяина (когда он идет гулять с ней или отправляется на улицу без нее). Но у животных, живущих в одиночку данная форма общения развита плохо или отсутствует вообще. К примеру, добродушный с виду медведь, может отвесить оплеуху дрессировщику.

    Невербальное общение менее упорядочено, чем вербальное: нет общепринятых словарей, правил компоновки жестов, с помощью которых мы можем однозначно передать свои чувства.

    Часть невербального общения универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, к примеру, жесты, различаются в разных культурах.

    Есть первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика, и вторичные – азбука Морзе, музыка, языки программирования.

    Роль невербального общения

    Слова хорошо передают логическую информацию. Но чувства лучше передаются не вербально. Согласно исследованиям, 93% информации, передающейся при эмоциональном общение, проходит с помощью невербальных средств коммуникаций.

    Невербальное общение сложно поддаётся контролю: даже профессиональным артистам нужно входит в образ, перевоплощаться, что является очень сложным творческим процессом. Поэтому невербальное общение надежнее вербального. Но человек никогда не сможет полностью его контролировать – оно состоит из множества параметров, а наш мозг может удерживать не более 5-7 факторов.

    Невербальное общение спонтанно и непреднамеренно. Оно у нас от природы. Поэтому невербальное общение очень емко.

    С помощью него человек может:

    Подтверждать /опровергать словесную информацию;

    Передавать информацию сознательно/бессознательно;

    Выражать эмоции, чувства;

    Восполнять недостаток слов(например, при обучение езде на велосипеде).

    Невербальное общение помогает составить более точный образ собеседника, а для людей, владеющих им, помогает создать о себе нужное впечатление.

    Этикет невербального общения

    Мимика, жесты играют важную роль в оценке собеседника. Многие люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки надо держать спокойно. От привычек теребить что-нибудь, стучать пальцами, тереть мочку уха т.д. надо отучаться. Неприлично указывать пальцем, отставлять мизинец во время еды или курения.

    Во время общения нельзя прикрывать рот рукой, похлопывать собеседника по плечу, теребить пуговицу его пиджака, стряхивать пылинки с его или своей одежды. Жестикуляция сведена до минимума. Лишь некоторые фразы можно сопровождать соответствующими жестами(«садитесь, пожалуйста», «познакомьтесь, пожалуйста» и т.д.)

    Жесты должны быть скупы, неразмашесты, определенны: легкий кивок в знак согласия, нерезкий взмах кисти в дополнение к сказанному.

    Особое внимание надо уделять жестам при посещение других стран. К примеру:

    Жест «о’кэй» известный в англоязычных странах как «все хорошо» имеет разные значения в других странах: Франция – «ноль» или «ничего»; Япония – «деньги»; страны Средиземноморского бассейна – гомосексуальность мужчин.

    Поднятый большой палец в Америке, Австралии, Англии значит «останови машину» или «все в порядке»; в Греции – «заткнись»; в Италии обозначает цифру «1».

    Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец - на нас.

    Поднятые брови в Германии означают восхищение, в Англии – выражение скептицизма.

    В некоторых африканских странах смех означает замешательство

    Правила беседы

    Главное показать собеседнику заинтересованность в предстоящей беседе, готовность к сотрудничеству, открытость. Следует обращать внимание на позу, жесты, взгляды – э то самые явные приемы невербального общения. Поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять собеседника нервничать и ждать подвоха.

    При общение не следует принимать позу, показывающую закрытость к общению и агрессивность – насупленные брови, широко расставленные локти на столе, сжатые в кулак или сцепленные пальцы. Не следует надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, так как это вызовет у собеседника чувство неловкости, недосказанности, что может нарушить атмосферу прямого общения

    Жесты

    Жесты - основные невербальные средства общения. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы и жесты-адаптеры.

    Жесты-символы – очень ограничены рамками определенной культуры. Являются самыми простыми приемами невербального общения.

    Жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного (указание рукой), также одни из простых приемов невербального общения.

    Жесты-регуляторы играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов – рукопожатие. Это традиционная и наиболее древняя форма приветствия.

    Жесты-адаптеры сопровождают чувства и эмоции. Проявляются в ситуациях стресса, волнения, первые признаки переживания – нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

    Язык жестов и поз

    Жесты открытости.

    Огни свидетельствуют об искренности собеседника, добродушном настрое, желание говорить откровенно.

    -раскрытые руки : говорящий сделал жест рукой(руками) в сторону слушателя, при этом ладони на мгновение были обращены вверх. Особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениям, то открыто показывают свои руки. Этот жест демонстрирует готовность идти на встречу, к установке контакта. Этим жестом человек показывает, что ему нечего скрывать.

    -расстегивание пиджака : жест говорит о том, что собеседник открыт и дружески расположен. Наблюдения показывают, что соглашение чаще достигается между людьми в расстегнутых пиджаках, чем в застегнутых.

    Жесты подозрительности и скрытости.

    Свидетельствуют о недоверии, сомнение в правоте, о желание что-то скрыть. Собеседник потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Часто собеседник старается не смотреть на апонента, отводит взгляд. Другой показатель – несогласованность жестов.

    Жесты позы и защиты.

    Они показывают, что собеседник чувствует опасность, угрозу. Наиболее распространенный жест этой группы – руки, скрещенные на груди. Есть три положения рук:

    -простое скрещивание рук: универсальный жест, несет оборонительный или негативный смысл. Следует пересмотреть ваши действия и слова. Этот жест оказывает влияние на других: если в группе их четырех и более человек один скрестил руки, следует ждать, что его примеру последуют и остальные. В некоторых случаях этот жест символизирует спокойствие и уверенность.

    -кисти скрещенных рук обхватывают плечи : этот жест говорит о сдерживание негативной реакции собеседника. Он готов ринуться в бой, но с трудом сдерживает себя. Нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом, усмешкой.

    -скрещенные на груди руки, с вертикально выставленными большими пальцами : передает два сигнала: первый - о негативном отношение (скрещенные руки), второй – чувство превосходства (поднятые вверх пальцы).

    Жесты размышления и оценки. Показывают состояние задумчивости, стремление найти решение проблемы.

    -поза «Мыслителя» : рука у щеки, задумчивое выражение лица, показывает заинтересованность.

    -пощипывание переносицы(часто с закрытыми глазами) : глубокая сосредоточенность, напряженные размышления.

    -почесывание подбородка : процесс принятия решения, после его принятия почесывание прекращается. Сопровождается легким прищуриванием глаз.

    -опора подбородка на ладонь, указательный палец вдоль щеки : красноречивое свидетельство о критической оценки ваших доводов.

    Жесты сомнения и неуверенности

    Признаком сомнения является легкое потрагивание или потирание носа, почесывание мочки уха или боковой части шеи. Стоит различать когда человек чешет нос или показывает сомнение. Обычно чешут энергично, интенсивно, а когда испытывают неуверенность, то слегка касаются.

    Мимика

    Чаще всего объектом исследования выступает лицо человека. Единица анализа лицевого выражения – мимический признак.

    Первые и зачастую главное впечатление о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.

    Наслаждение возникает при смакование вкусовых впечатлений.

    Испытующая гримаса возникает при оценивание, экспертизе.

    Протест (уголки рта чуть приподняты, рот слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.

    Удивление – рот открыт максимально. Если в дополнение открытый рот сопровождается широко открытыми глазами, складками на лбу – это высшая степень удивления – ошеломление.

    Озабоченность (губы вытянуты в трубочку) сопровождается взглядом в пустоту.

    Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) говорит о твердости характера, об отсутствие продолжать разговор.

    Загрузка...